Что понимается под обменом веществ между обществом и природой
Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
Под «обменом веществ» между обществом и природой подразумевается активное взаимодействие общества и природной среды. Человек изымает из природы все, что ему жизненно необходимо, а природа в обмен получает отходы жизнедеятельности. Поскольку этот обмен неравноценен, природа страдает, ее ресурсы истощаются, атмосфера загрязняется, нарушается, в принципе, гормональный фон природного естества. В результате мы получаем всевозможные катаклизмы в виде землетрясений, оползней, сходе лавин, наводнения, цунами, смерчи и т.д.
Лучи в полдень падают отвесно только на экваторе. В средних широтах даже в полдень тело дает тень.
Итак, мы почти на экваторе. Но откуда снег на экваторе? Только в горах.
1 Название озера. Титикака.
2 Положение на материке. Озеро расположено в западной части материка Южная Америка на границе Перу и Боливии.
3 Положение между параллелями. Озеро лежит между 15° ю.ш. и 17° ю.ш.
4 Положение между меридианами.Озеро расположено между 70° з.д. и 69° з.д.
5 Протяжённость озера по направлениям в градусах и километрах. Озеро вытянуто с северо-запада на юго-восток.Длина его 180 км,а ширина 70 км.
6 Положение относительно других природных объектов.Озеро находится в Андах.
7 Тип по происхождению озерной котловины.Это озеро тектонического происхождения.
8 Тип по стоку воды.Сточное.
9 Тип по химическому составу воды.Пресное.
10 Тип питания.Ледниковое.
11 Особенности водного режима.Уровень воды меняется в зависимости от сезона года.С таянием ледников уровень воды увеличивается.
12 Хозяйственное значение.Источник воды и строительного материала.На озере есть много тростниковых островов на которых живут местные жители.
Презентация по географии «Взаимодействие общества и природы» 10 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
География
10 класс
Взаимодействие
общества и природы
Описание слайда:
Цель урока
сформировать понятия
«географическая среда»,
«природопользование».
Описание слайда:
1. Понятие о географической среде
Что же собой представляет географическая среда?
Сравните свой ответ с ответом в учебнике
Географическая среда – это часть земной природы, с которой непосредственно взаимодействует человеческое общество на данном этапе исторического развития.
Описание слайда:
Задание 1. Прочитать пункт 1, стр.30. Ответить на вопросы:
1. В результате чего формируется географическая среда?
2. Что такое «вторая природа»?
3. Почему географическая среда – необходимое условие жизни и деятельности общества?
Описание слайда:
Задание 2. Найдите информацию в учебнике на стр.30 и предложите определения данных понятий и ответьте на вопросы
Описание слайда:
— Объясните, что такое «природа», «общество»?
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Описание слайда:
Описание слайда:
Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
Описание слайда:
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Описание слайда:
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Описание слайда:
— Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?
Одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов.
Описание слайда:
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды (запись в тетрадь)
Описание слайда:
Состояние природной среды бывает:
а) естественное — не измененное деятельностью человека,
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие,
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже
Описание слайда:
Описание слайда:
Задание: работа с учебником, стр.30.
Вопрос: какие ошибки допускаются при оценке роли географической среды в жизни общества?
1. Преувеличение роли географической среды « географический детерминизм» или, по Н.Н. Баранскому,
географический фатализм;
2. Недооценка роли географической среды- «географический нигилизм».
Описание слайда:
2. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап
«Обмен веществ» имеет сложный, противоречивый характер:
— с одной стороны, деятельность людей направлена на использование богатств природы;
— с другой стороны, деятельность людей вредит природе, приводит к отрицательным последствиям.
Описание слайда:
Вопрос: Почему же возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы.
Описание слайда:
Вопрос. Какие страны имеют обширные площади «диких» земель?
Описание слайда:
Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира.
Описание слайда:
Вывод: Так возникли две взаимосвязанные проблемы:
1) рационального использования природных ресурсов;
2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Описание слайда:
3. «Понятие «природопользование»
Вопрос: Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием
Описание слайда:
Описание слайда:
Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
Описание слайда:
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Описание слайда:
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ.
Описание слайда:
Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
Описание слайда:
В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Описание слайда:
Вопрос: Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Два пути освоения ресурсов Земли:
1) Экстенсивный путь
2) Интенсивный путь
Описание слайда:
1) Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.).
Описание слайда:
2) Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
Описание слайда:
Закрепление изученного материала
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
3) Что понимается под термином «природопользование»?
Описание слайда:
Домашнее задание:
Тема 2 §1,стр.30-31,
вопрос 1 стр.56
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по географии «Влияние международных отношений на политическую карту мира » 10 класс
Презентация по географии «Государственный строй, формы правления и административно-территориального устройства» 10 класс
Презентация по географии «Многообразие стран современного мира» 10 класс
Презентация по географии «Введение. Экономическая и социальная география как наука» 10 класс
Урок 8. Формирование территории России
Урок 10. Другие виды ресурсов
Конспект урока географии в 9 классе на тему Сельское хозяйство. Растениеводство
«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376492 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Оренбурге школьников переведут на дистанционное обучение с 9 декабря
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что понимается под обменов веществ между обществом и природой?
Что понимается под обменов веществ между обществом и природой?
Нужно коротко и понятно).
В природе обмен виществ для жизни, в обществе для развития.
Пожалуйста?
В чем сущность современного этапа взаимоотношений природы и общества?
Одна из важнейших задач современной географии познание взаимодействия природы и общества?
Одна из важнейших задач современной географии познание взаимодействия природы и общества.
Приведите примеры такого взаимодействия.
Зачем его нужно изучать?
Помогите пожалуйста составить короткий рассказ о круговороте воды в природе?
Помогите пожалуйста составить короткий рассказ о круговороте воды в природе.
Чтоб было ясно понятно.
Что такое тело, вещество, живая природа и неживая природа?
Что такое тело, вещество, живая природа и неживая природа?
Перечисли процессы связанные с обменом веществ и энергии?
Перечисли процессы связанные с обменом веществ и энергии.
Значение ветра в природе 3 коротких ответа?
Значение ветра в природе 3 коротких ответа.
География 5 класс?
Что такое тела, вещества и явления природы?
Приведите примеры тел и веществ, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
Как круговорот веществ влияет на изменения природы?
Как круговорот веществ влияет на изменения природы?
Что понимается под обменом веществ между обществом и природой
Цели: сформировать понятия «географическая среда», «природопользование». Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: урок-лекция.
1. Понятия «окружающая среда» и «географическая среда».
1. Этапы взаимодействия общества и природы.
2. Резкое ухудшение качества окружающей среды в XX веке.
3. Природопользование рациональное и нерациональное.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучение темы «природные ресурсы». Откройте план-схему темы на с. 24 учебника.
В какие блоки можно объединить вопросы этой темы? ( Взаимодействие общества и природы, мировые природные ресурсы, ресурсообеспечен- ность, загрязнение окружающей среды.)
Вопрос: В чем различие понятий «окружающая среда», «географическая среда» и «природа»?
Географическая среда — это та часть земной природы, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Географическая среда — это необходимое условие для жизни и деятельности общества.
Окружающая среда — это вся среда обитания и производственной деятельности человеческого общества. Окружающая среда включает и природную и антропогенную среду.
Вопрос: Почему географическая среда так необходима человеческому обществу?
Географическая среда является средой обитания человека, источником ресурсов — топливных, лесных, биологических и т.д. Человек не может обойтись без природы, так как она является средой его обитания.
Географическая среда возникла в результате длительной эволюции географической оболочки планеты под влиянием человеческой деятельности. На Земле образовались антропогенные комплексы: поля, города, дороги, пруды, карьеры, сады и т.д.
Чем более развитое общество вторгается в природу, тем более сильное воздействие оно оказывает на географическую оболочку. Первобытное общество использовало окружающую природу только как среду обитания и как источник необходимых для выживания ресурсов. В современном обществе потребности резко возросли, так как необходимы огромные ресурсы для работы промышленных предприятий, транспорта. К тому же в сотни раз возросла численность населения планеты.
В наиболее населенных и освоенных районах планеты, например, в Европе почти не осталось естественных участков природы. Большая часть ее территории занята антропогенными ландшафтами.
Состояние природной среды оценивается как:
а) естественное — не измененное деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное состояние — естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться. Влияние человека невелико.
в) кризисное состояние — скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
д) катастрофическое состояние природной среды — это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса — природная среда необратимо деградирована.
Вопрос : Почему возникают критические, катастрофические состояния окружающей среды?
Между обществом и географической средой идет постоянный «обмен веществ». Общество на протяжении веков изымает из природы все больше ресурсов, а возвращает в природу все более многочисленные и опасные отходы. Причиной постоянно усиливающегося давления на природу является развитие промышленности, транспорта, которое требует увеличения добычи и использования природных ресурсов, а также резкий рост численности населения в странах мира. «Давление» общества на природу особенно в XX веке резко возросло. Пример можно найти на с. 25 учебника: «По подсчетам ученых-географов Московского университета, ныне антропогенные ландшафты занимают 60% земной суши. В том числе примерно 20% ее территории преобразованы коренным образом: это города и селения, поля и сады, дороги и горные выработки, лесопосадки и зоны отдыха».
В результате возникли две проблемы: 1) рационального использования природных ресурсов, 2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вопрос. Какие страны имеютобширные площади «диких» земель?
Детерминизм означает закономерную взаимосвязь, взаимозависимость и причинную обусловленность различных явлений. В географии особенно важна идея детерминизма, которая рассматривает все явления во взаимосвязи. (В XVIII веке Шарль Монтескьё писал, что«властьклимата сильнее всех властей». В XIX веке Элизе Реклю говорил о зависимости общества — вплоть до форм государственной власти — от определяющего влияния природы.)
В большинстве учебников США Россию обычно представляли как страну вечного холода — подобие Аляски или Гренландии. Суровым климатом и капризами погоды объясняли многие наши трудности, недостатки и просчеты, например неурожай и недостаток зерна. Победителем фашистских войск под Москвой в 1941 году оказывался «генерал Зима».
Недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей называют географическим индетерминизмом (по Н.Н.Баранскому, это географический нигилизм).
Более сильно проявилась недооценка природных условий в нашей отечественной географии. Всем знакомо выражение «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» Мы очень часто слышим, что площадь наших лесов больше площади Италии в 20 раз, а Бельгии в 200 раз. А наши черноземы занимают территорию в 4 раза превышающую площадь Франции.
Н.Н. Баранский писал, что географический детерминизм (фатализм) вреден тем, что, придавая абсолютное, решающее значение природным условиям, создает такое умонастроение, что судьба каждого народа раз и навсегда предопределена природными условиями его страны». (Н.Н. Баранский, Становление советской экономической географии. — М.: Мысль, 1980. — с. 77). Н.Н. Баранский считал, что и географический нигилизм неправилен тем, что, отрицая какое бы то ни было значение природных условий, ведет к идеализму. Географический детерминизм (фатализм) и географический нигилизм — это две крайности, которых нужно стараться избегать.
Вопрос : Как использовать природные условия и ресурсы, чтобы уменьшить отрицательные последствия в природе?
Совокупность мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, охраны, освоения и преобразования окружающей среды называют природопользованием. Природопользование подразделяют на рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предполагает управляемое взаимодействие с природой. Оно включает в себя:
1) рациональное использование природных ресурсов;
2) разработку и внедрение «чистых» технологий производства;
3) организацию широкого международного сотрудничества в деле охраны окружающей среды;
4) контроль общества.
Нерациональное природопользование происходит из-за иждивенческого (потребительского) отношения человека к природе, стремления выжать из нее как можно больше материальных благ. Результатом потребительского отношения к природе является:
1) хищническое природопользование, ведущее к истощению природных ресурсов и к ухудшению качества окружающей среды;
2) размещению «грязных» производств капиталистических стран в развивающихся странах.
За последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю историю человечества. Возникла угроза реального исчерпания ресурсов. В результате нерационального использования на каждого жителя планеты приходится около 200 кг отходов.
Вопрос : Каков же верный путь освоения ресурсов планеты?
Существует два пути освоения ресурсов Земли: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный путь предполагает освоение новых территорий для получения природных ресурсов (дополнительная распашка земель, разработка новых месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов и т.д.). Интенсивный путь предполагает более полную переработку сырья, повторное использование отходов производства, использование малоотходных технологий.
1) Что понимается под «обменом веществ» между обществом и природой?
2) В чем опасность географического детерминизма и географического нигилизма?
3) Какой путь освоения ресурсов планеты вы считаете правильным?
4) Что понимается под термином «природопользование»?
5) Приведите пример рационального природопользования.
6) Приведите пример нерационального природопользования.
7) Существует два пути освоения ресурсов планеты: экстенсивный и интенсивный. Какой путь вы считаете приемлемым для человечества, учитывая, что население планеты постоянно растет?
8) Какой путь освоения ресурсов был в России в XX веке? Почему?
2. Подготовить сообщения к семинару на следующие темы:
1. Загрязнение атмосферы (источники, последствия, пути сохранения атмосферы).
2. Загрязнение литосферы (источники, последствия, пути решения проблем).
3. Загрязнение гидросферы (источники, последствия, пути решения проблем).
Вопросы к семинару:
1. В чем вы видите проблему загрязнения атмосферы на Земле?
2. Что значит термин «парниковый эффект»? Что является причиной этого явления?
1. Какие «грязные» производства вы знаете?
2. Объясните термин «мусорная цивилизация».
3. Приведите примеры радиационного загрязнения участков земли.
4. Почему проблема водоснабжения стала острой не только в развитых, но и в развивающихся странах мира?
5. Докажите, что решение проблем охраны окружающей среды необходимо решать совместными усилиями всех стран мира.
6. Как обеспечить чистой водой население Земли?
7. Вспомните, что такое заповедники, национальные парки, заказники?
8. Чему лучше отдать предпочтение: уровню жизни людей и хозяйственному развитию страны или состоянию природной среды?