Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Многоступенчатая ракета

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Многоступе́нчатая раке́та — летательный аппарат, состоящий из двух или более механически соединённых ракет, называемых ступенями, разделяющихся в полёте. Многоступенчатая ракета позволяет достигнуть скорости большей, чем каждая из её ступеней в отдельности.

Содержание

История

Один из первых рисунков с изображением ракет был опубликован в труде военного инженера и генерала от артиллерии Казимира Семеновича, уроженца Витебского воеводства Речи Посполитой, «Artis Magnae Artilleriae pars prima» (лат. «Великое искусство артиллерии часть первая»), напечатанном в 1650 году в Амстердаме, Нидерланды. На нём — трехступенчатая ракета, в которой третья ступень вложена во вторую, а обе они вместе — в первую ступень. В головной части помещался состав для фейерверка. Ракеты были начинены твёрдым топливом — порохом. Это изобретение интересно тем, что оно более трёхсот лет назад предвосхитило направление, по которому пошла современная ракетная техника.

Впервые идея использования многоступенчатых ракет была выдвинута американским инженером Робертом Годдардом в 1914 году, и был получен патент на изобретение. В 1929 г. К.Э. Циолковский выпустил в свет свою новую книгу под заглавием «Космические ракетные поезда». Этим термином К. Циолковский назвал составные ракеты или, вернее, агрегат ракет, делающих разбег по земле, потом в воздухе и, наконец, в космическом пространстве. Поезд, составленный, например, из 5 ракет, ведётся сначала первой — головной ракетой; по использовании её горючего, она отцепляется и сбрасывается на землю. Далее, таким же образом, начинает работать вторая, затем третья, четвёртая и, наконец, пятая, скорость которой будет к тому времени достаточно велика, чтобы унестись в межпланетное пространство. Последовательность работы с головной ракеты вызвана стремлением заставить материалы ракет работать не на сжатие, а на растяжение, что позволит облегчить конструкцию. По Циолковскому, длина каждой ракеты — 30 метров. Диаметры — 3 метра. Газы из сопел вырываются косвенно к оси ракет, чтобы не давить на следующие ракеты. Длина разбега по земле — несколько сот километров.

Несмотря на то, что в технических деталях ракетостроение пошло во многом по другому пути (современные ракеты, например, не «разбегаются» по земле, а взлетают вертикально, и порядок работы ступеней современной ракеты — обратный, по отношению к тому, о котором говорил Циолковкий), сама идея многоступенчатой ракеты и сегодня остаётся актуальной.

В 1935 году Циолковский написал работу «Наибольшая скорость ракеты», в которой утверждал, что при уровне технологии того времени достичь первой космической скорости (на Земле) можно только с помощью многоступенчатой ракеты. Это утверждение сохраняет свою справедливость и сегодня: все современные носители космических аппаратов — многоступенчатые. Первым рукотворным объектом, пересекшим линию Кармана и вышедшим в космос, была одноступенчатая немецкая ракета Фау-2. Высота полётов достигала 188 км.

Принцип действия многоступенчатой ракеты

Ракета является весьма «затратным» транспортным средством. Ракеты-носители космических аппаратов «транспортируют», главным образом, топливо, необходимое для работы их двигателей, и собственную конструкцию, состоящую в основном из топливных контейнеров и двигательной установки. На долю полезной нагрузки приходится лишь малая часть (1,5-2,0%) стартовой массы ракеты.

Составная ракета позволяет более рационально использовать ресурсы за счёт того, что в полёте ступень, выработавшая своё топливо, отделяется, и остальное топливо ракеты не тратится на ускорение конструкции отработавшей ступени, ставшей ненужной для продолжения полёта. Пример расчёта, подтверждающего эти соображения, приводится в статье Формула Циолковского.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Конструктивно многоступенчатые ракеты выполняются c поперечным или продольным разделением ступеней.
При поперечном разделении ступени размещаются одна над другой и работают последовательно друг за другом, включаясь только после отделения предыдущей ступени. Такая схема даёт возможность создавать системы, в принципе, с любым количеством ступеней. Недостаток её заключается в том, что ресурсы последующих ступеней не могут быть использованы при работе предыдущей, являясь для неё пассивным грузом.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

При продольном разделении первая ступень состоит из нескольких одинаковых ракет (на практике, от 2-х до 8-и), работающих одновременно и располагающихся вокруг корпуса второй ступени симметрично, чтобы равнодействующая сил тяги двигателей первой ступени была направлена по оси симметрии второй. Такая схема позволяет работать двигателю второй ступени одновременно с двигателями первой, увеличивая, таким образом, суммарную тягу, что особенно нужно во время работы первой ступени, когда масса ракеты максимальна. Но ракета с продольным разделением ступеней может быть только двухступенчатой. [1]
Существует и комбинированная схема разделения — продольно-поперечная, позволяющая совместить преимущества обеих схем, при которой первая ступень разделяется со второй продольно, а разделение всех последующих ступеней происходит поперечно. Пример такого подхода — отечественный носитель Союз.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Уникальную схему двухступенчатой ракеты с продольным разделением имеет космический корабль Спейс Шаттл, первая ступень которого состоит из двух боковых твёрдотопливных ускорителей, а на второй ступени часть топлива содержится в баках орбитера (собственно многоразового корабля), а большая часть — в отделяемом внешнем топливном баке. Сначала двигательная установка орбитера расходует топливо из внешнего бака, а когда оно будет исчерпано, внешний бак сбрасывается и двигатели продолжают работу на том топливе, которое содержится в баках орбитера. Такая схема позволяет максимально использовать двигательную установку орбитера, которая работает на всём протяжении вывода корабля на орбиту.

Увеличение числа ступеней даёт положительный эффект только до определённого предела. Чем больше ступеней — тем больше суммарная масса переходников, а также двигателей, работающих лишь на одном участке полёта, и, в какой-то момент, дальнейшее увеличение числа ступеней становится контрпродуктивным. В современной практике ракетостроения более четырёх ступеней, как правило, не делается.

При выборе числа ступеней важное значение имеют также вопросы надёжности. Пироболты и вспомогательные РДТТ — элементы одноразового действия, проверить функционирование которых до старта ракеты невозможно. Между тем, отказ только одного пироболта может привести к аварийному завершению полёта ракеты. Увеличение числа одноразовых элементов, не подлежащих проверке функционирования, снижает надёжность всей ракеты в целом. Это также заставляет конструкторов воздерживаться от слишком большого количества ступеней.

Источник

IV. От одноступенчатой к многоступенчатой ракете

На рис. 22 показано, что траектория баллистической ракеты, а следовательно, и дальность ее полета зависит от начальной скорости V0 и угла Θ0 между этой скоростью и горизонтом. Этот угол называется углом бросания.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко
Рис. 22. Траектории полета ракеты при различных углах бросания и начальных скоростях

Если сохранять постоянной начальную скорость, а менять только угол бросания, то траектория ракеты будет претерпевать не менее значительные изменения.

Пусть, например, начальная ‘скорость равна V0 = 8 км/час. Если ракету запустить вертикально вверх (угол бросания Θ0 = 90°), то теоретически она поднимется на высоту, равную радиусу Земли, и вернется на Землю недалеко от старта (VII). При Θ0 = 30° ракета полетит по уже рассмотренной нами эллиптической траектории (кривая III). Наконец при Θ0 = 0° (запуск параллельно горизонту) ракета превратится в спутника Земли с круговой орбитой (кривая I).

Эти примеры показывают, что только путем изменения угла бросания дальность ракет при той же начальной скорости 8 км/сек может иметь диапазон от нуля до бесконечности.

Под каким углом ракета начнет свой баллистический полет? Это зависит от программы управления, которая задана ракете. Можно, например, для каждой начальной скорости выбрать наивыгоднейший (оптимальный) угол бросания, при котором дальность полета будет наибольшей. По мере увеличения начальной скорости этот угол уменьшается. Получающиеся при этом примерные значения дальности, высоты и времени полета показаны в табл. 4.

Начальная скорость, км/сек12345678
Оптимальный угол бросания°44,844,342,641,038,533,526,00,0
Дальность полета, км10050010001 8003 2006 0009 000Спутник Земли
Максимальная высота траектории, км501603004005008801 300Заданная
Время полета, мин2,67,09,211,516,022,032,0Зависит от высоты

Если угол бросания можно менять произвольно, то изменение начальной скорости ограничено, и увеличение ее на каждый 1 км/сек связано с большими техническими проблемами.

К. Э. Циолковским дана формула, позволяющая определить идеальную * скорость ракеты в конце ее разгона двигателями:

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко
Рис. 23. Разрез типовой одноступенчатой ракеты и ее весовая схема

Подсчитаем идеальную скорость одноступенчатой ракеты, приняв V0 = 2,6 км/сек. и Gнач/Gкон = 7,

* ( Дальность, приведенная в табл. 4, дана приближенно, поскольку при ее подсчете не учитывался ряд факторов. Например, не учитывались участки траектории, лежащие в плотных слоях атмосферы, влияние вращения Земли. При стрельбе в восточном направлении дальность полета баллистических ракет получается большей, так как к их скорости относительно Земли прибавляется скорость вращения самой Земли.)

Пусть, например, мы построили ракету, весящую без топлива 1 кг. Если мы захотим сообщить ей скорость 3, 6, 9 и 12 км/сек, то сколько топлива потребуется для этого заправить в ракету и сжечь при разгоне? Необходимое количество топлива * показано в табл. 5.

* ( При скорости истечения 3 км/сек.)

Чтобы разогнать 1 кг груза до идеальной скорости, равнойНадо израсходовать топлива (округленно), кг
3 км/сек1,7
6 «6,4
9 «19
12 «54

Не подлежит сомнению, что в корпусе ракеты, «сухой» вес которой равен всего 1 кг, нам удастся вместить 1,7 кг топлива. Но очень сомнительно, что в ней можно разместить его 6,4 кг. И, очевидно, совершенно невозможно заправить в нее 19 или 54 кг топлива. Простой, но достаточно прочный бак, вмещающий такое количество топлива, весит уже значительно больше килограмма. Например, известная автомобилистам двадцатилитровая канистра весит около 3 кг. «Сухой» же вес ракеты, помимо бака, должен включать в себя вес двигателей, конструкции, полезного груза и т. д.

Наш великий соотечественник К. Э. Циолковский нашел другой (и пока единственный) путь, позволяющий решить такую трудную задачу, как достижение ракетой тех скоростей, которые сегодня требуются практикой. Этот путь состоит в создании многоступенчатых ракет.

Типовая многоступенчатая ракета изображена на рис. 24. Она состоит из полезного груза И нескольких отделяемых ступеней с силовой установкой и запасом топлива в каждой. Двигатель первой ступени сообщает полезному грузу, а также второй и третьей ступеням (второй субракете) скорость ν1. После израсходования топлива первая ступень отделяется от остальной части ракеты и падает на землю, а на ракете включается двигатель второй ступени. Под действием его тяги оставшаяся часть ракеты (третья субракета) приобретает дополнительную скорость ν2. Затем вторая ступень после израсходования топлива также отделяется от оставшейся части ракеты и падает на землю. В это время включается двигатель третьей ступени и сообщает полезному грузу добавочную скорость ν3.

Таким образом, в многоступенчатой ракете полезный груз разгоняется многократно. Полная идеальная скорость трехступенчатой ракеты будет равна сумме трех идеальных скоростей, полученных от каждой ступени:

Если скорость истечения газов из двигателей всех ступеней одинакова и после отделения каждой из них не меняется отношение начального веса оставшейся части ракеты к конечному, то приросты скорости ν1, ν2 и ν3 будут равны между собой. Тогда можно считать, что скорость ракеты, состоящей из трех (или вообще п) ступеней, будет равна утроенной (или увеличенной в n раз) скорости одноступенчатой ракеты.

* ( Следует также иметь в виду, что между выключением одной ступени и включением другой может быть временной интервал, в течение которого ракета летит по инерции.)

Кроме того, многоступенчатая ракета может обеспечить заданную дальность полета одного и того же полезного груза при значительно меньшем общем расходе топлива и стартовом весе, чем одноступенчатая ракета. Неужели человеческий разум сумел обойти законы природы? Нет. Просто человек, познав эти законы, может экономить на топливе и весе конструкции, выполняя поставленную задачу. В одноступенчатой ракете мы от самого старта и до конца активного участка разгоняем весь ее «сухой» вес. В многоступенчатой ракете мы этого не делаем. Так, в трехступенчатой ракете вторая ступень уже не тратит топлива на разгон «сухого» веса первой ступени, ибо последняя отбрасывается. Третья ступень также не тратит топлива на разгон «сухого», веса первой и второй ступеней. Она разгоняет только себя и полезный груз. Третью (и вообще последнюю) ступень можно было бы уже не отсоединять от головной части ракеты, потому что дальнейшего разгона не требуется. Но во многих случаях она все же отделяется. Так, отделение последних ступеней практикуется у ракет-носителей спутников, космических ракет и таких боевых ракет, как «Атлас», «Титан», «Минитмэн», «Юпитер», «Поларис» и др.

Безусловно, задача получения высоких скоростей движения будет решаться не только созданием многоступенчатых ракет. Этот способ имеет и свои недостатки. Дело в том, что с увеличением числа ступеней сильно осложняется конструкция ракет. Появляется необходимость в сложных механизмах для отделения ступеней, Поэтому ученые всегда будут стремиться к минимальному числу ступеней, а для этого, прежде всего необходимо научиться получать все большие и большие скорости истечения продуктов сгорания или продуктов какой-либо другой реакции.

Источник

Многоступенчатая ракета

Многоступенчатая ракета – ракета, которая состоит из двух и более ракетных ступеней.

Для создания большой ракеты конструкторы пошли по пути добавления и объединения нескольких отдельных ступеней. Каждая ступень снабжена индивидуальной двигательной установкой, системой управления и при необходимости другими дополнительными системами. Каждая из ступеней создана и оптимизирована для определенного участка траектории полета ракеты. После полного выгорания топлива в ступени происходит ее отбрасывание. Самая первая ступень, как правило, является самой мощной и тяжелой и используется для подъема ракета в плотных слоях атмосферы.

Существует несколько типов компоновки ступеней: последовательная, параллельная и комбинированная. Последовательная компоновка заключается в том, что запуск, работа и отделение ступени происходят лишь до запуска последующей.

На сегодняшний день большая часть военных и космических ракет является двух– и трехступенчатыми ракетами последовательной компоновки. Параллельная компоновка – это когда запуск и работа ступеней, которых может быть две и более, осуществляется одновременно. Ее применение обусловлено необходимостью получения дополнительного ускорения, тяги в плотных слоях атмосферы. Примером такой компоновки могут послужить ракетоносители американского «Шаттла» и российского «Союза». В них ускорители и двигатели основной ступени работают одновременно в течение первых нескольких минут полета и впоследствии отбрасываются. Уникальной является полутораступенчатая компоновка, используемая в американской ракете «Атлас», изначально разрабатываемой как баллистическая ракета и в дальнейшем нашедшей применение в исследованиях космического пространства. Ракета имеет два ускорителя, срабатывание которых происходит спустя несколько минут после старта, и маршевый двигатель. Подача топлива для ускорителей и маршевого двигателя происходит из общих топливных баков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Ракета

Ракета Ракета (от нем. Rakete) – летательный аппарат, передвижение которого в пространстве обусловлено действием реактивной силы, возникающей при выбросе сгорающего ракетного топлива (рабочего тела). В отличие от самолета ракета может летать и за пределами земной

Ракета Х-23

Ракета Х-23 В 1968 г. на вооружение истребительной авиации была принята тактическая ракета Х-23, разработанная в КБ «Звезда».Ракета предназначена для поражения наземных целей и небольших кораблей. Система управления радиокомандная. Наведение визуальное по трассеру методом

Ракета Х-35

Ракета Х-35 Противокорабельная ракета Х-35 разработана ОКБ «Звезда». Разработка ее начата в 1983 г. по заказу ВМФ. Ракета предназначается для вооружения легких кораблей, катеров и самолетов.Ракета Х-35 оснащена ТРДД и имеет околозвуковую скорость (300 м/с).Х-35 выполнена по

Ракета Р-23

Ракета Р-23 Разработка ракеты Р-23 с радиолокационной головкой самонаведения РГС-23 началась в ГосМКБ «Вымпел» в середине 1960-х гг Главный конструктор ракет В А. ПустовойтовУже в процессе работы над Р-23 в Москву доставили ее аналог – ракету AIM-7E «Спэрроу» со сбитого

Ракета Р-3 (Р-13)

Ракета Р-3 (Р-13) В 1956 г. в ходе воздушного боя над Тайваньским проливом американские самолеты F-105 выпустили по китайским МиГам несколько ракет «Сайдуиндер» AIM-9B, которые упали на китайской территории. Китайцы отправили ракеты в Москву, где их старательно изучили в ОКБ- 134 и

Ракета AIM-120A

Ракета AIM-120A Проектирование ракеты AIM-120A велось с конца 1979 г. Первоначально она имела обозначение AMRAAM.Разработчики стремились создать ракету с автономной системой наведения, способную эффективно бороться как с высотными энергично маневрирующими целями, так и с

Ракета «Скайфлеш»

Человек-ракета

Человек-ракета Так иногда друзья называют 48-летнего швейцарца Ива Росси, пишет журнал Popular Mechanics. И это прозвище не случайно. Время от времени он поднимается в небо, на высоте около 4 км отделяется от самолета и раскрывает… крылья. Но и этого ему мало. В дополнение он

Ракета

Ракета Ракета (военная) – изобретена китайцами еще в XI в.; она (прототип современной) состояла из бумажной гильзы, набитой пороховым составом и привязанной к стрелке так, что дно гильзы смотрело в одну сторону с острием стрелы. Зажегши состав, бросали стрелу рукой или

Источник

Кто знает, какая разница между ракетами? Вопрос 5 § 21 Физика 9 класс Перышкин

В чём заключается преимущество многоступенчатых ракет перед одноступенчатыми?

Многоступенчтые ракеты способны развивать большую скорость и лететь дальше одноступчатых.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Привет. Выручайте с ответом по физике…
Поплавок со свинцовым грузилом внизу опускают
сначала в воду, потом в масло. В обоих ( Подробнее. )

Привет всем! Нужен ваш совет, как отвечать…
Изобразите силы, действующие на тело, когда оно плавает на поверхности жидкости. ( Подробнее. )

Среди предложений 21-29:
(21) И Митрофанов услышал в этом смехе и прощение себе, и даже какое-то ( Подробнее. )

Источник

Поболтаем немного о конструкции ракет космического назначения.

Будучи немного огорченным из-за брошенного камня в мой огород на тему «ступени ракеты-носителя» в посту http://pikabu.ru/story/otdelenie_bokovyikh_blokov_raketyinositelya_4358814#comment_69629676 заливаю сей пост.

Исключительно в познавательных целях.

Для начала: ракета-носитель (далее РН) являет собой многоступенчатый (состоит из нескольких частей) аппарат (ракету), который своим существованием обязан выводить полезную нагрузку в космическое пространство.

Почему «многоступенчатая» ракета-носитель? Просто потому, что одноступенчатой ракеты-носителя, способной доставить полезную нагрузку на орбиту пока не изобрели.

Имеются проекты одноступенчатых РН на стадии разработки, но в эксплуатацию проекты по запуску одноступенчатых ракет так и не поступили (пока что) по причине их крайне малой эффективности.

Идея применять многоступенчатые ракеты появилась довольно давно. В 1650 году была опубликована книга польского артиллериста Казимира Сименовича «Первая книга великого искусства артиллерии».

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Изобретение такой ракеты повлияло на дальнейшие развитие ракетостроения.

Позже в 1929 году Циолковский выпустит книгу под названием «Космические ракетные поезда», в которой рассуждал на темы применения многоступенчатых ракет в целях освоения космоса.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Логика применения многоступенчатых ракет очевидна и мысли Константина Эдуардовича были правильными.

Современные ракеты-носители работают именно по этому принципу с той разницей, что естественно по земле они, как поезд не разгоняются, а стартуют вертикально с стартового комплекса.

Первая ступень поднимает до определенной высоты и разгонят всю РН, по мере расхода топлива масса первой ступени снижается и после выгорания всего топлива происходит отделение первой ступени. Далее включаются двигатели второй ступени, и она дополнительно сообщает нужное ускорение уже разогнанной РН для вывода третей ступени на необходимую высоту и сообщения ей необходимой скорости, аналогично первой ступени, вторая так же отделяется от РН после расхода топлива. Третья ступень уже разгоняет космический аппарат и выводит его на орбиту. Это упрощенная схема вывода КА (космического аппарата) на орбиту. В ряде случае к КА дополнительно сочленяется разгонный модуль, который сообщит КА дополнительное ускорение при выводе на более высокую орбиту.

По принципу сочленения ступеней ракеты-носители разделяют на тандемные и пакетные.

Тандемное сочленение – это последовательное соединение ступеней. Запуск двигателей ступеней происходит поочередно. В качестве одного из примеров выступает РН «SATURN-V», которая осуществляла «доставку» астронавтов модуля «Аполлон» на Луну.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Каждая ступень представляет собой отдельный блок – ракету. Запуск двигателей последующей ступени происходит только после отделения отработанной предшествующей ступени.

Всего ступени – 3. Не 4, ни 5, как часто думают многие, а именно 3 ступени и космический аппарат (КА) – «Аполлон».

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Первая ступень (S-IC) имела 5 двигателей F1 компании Rocketdyne. Сама ступень производилась компанией «Боинг» на заводе Michoud Assembly Facility в Новом Орлеане в штате Луизиана. Прогон в аэродинамической трубе проходил в Сиэтле. Ступень была создана конструкторами из Космического центра Маршала, ведущего центра НАСА.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Вторая ступень (S-II) производилась компанией North American Aviation. В движение ступень приводилась пятью двигателям J-2 от компании Rocketdyne на жидком водороде и кислороде. Сборка производилась в Сил-Бич в штате Калифорния.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Третья ступень (S-IVB) производилась компанией Douglas Aircraft в Хантингтон-Бич в Калифорнии. Как и на второй, здесь стоял двигатель J-2, но один. Он работал на тех же водороде и кислороде. Третья ступень умещалась в самолёт Pregnant Guppy, а две другие приходилось доставлять на мыс Канаверал по воде

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Полётом трёх ступеней управлял инструментальный модуль конструкции Космического центра Маршала и сборки IBM. Конструкторы решили разделить системы навигации корабля и ракеты по ряду причин. В их числе была надёжность. Решение спасло жизни: во время полёта «Аполлона-12» в ракету ударила молния. Компьютер «Аполлона» отключился, а «Сатурна-5» — нет.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Космический аппарат «Аполлон» (Apollo)

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Сам же КА состоит из 3х основных частей:

Командный модуль с системой аварийного спасения – возвращаемая капсула. Именно в ней находится экипаж весь полет, за исключением спуска на Луну и в нем возвращается на Землю.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Сервисный модуль – по своей сути это разгонный модуль, несет в себе двигатели, топливо, системы жизнеобеспечения. Осуществляет транспортировку КА до Луны и обратно. После отделения командного модуля сгорает в атмосфере.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Лунный модуль – аппарат, спускаемый на поверхность Луны. При том сам лунный модуль состоит из двух ступеней. Посадочная/стартовая ступень – осуществляет спуск второй (взлетной) ступени на поверхность и возвращение ее на орбиту, где взлетная ступень стыкуется с сервисным модулем.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Продолжение поста размещаю в комментариях в течении 5 минут из-за лимита на картинки.

Вторую неделю играю в Kerbal Space Program. Отличный конструктор ракет. Всем советую кому интересно 🙂

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

1) почему не 1 ступень, ведь это дешевле

б) двигатели для работы около поверхности земли, высоко в небе и в космосе отличаются по своим характеристикам (каждый работает эффективнее в своей «среде»)

б2) сейчас тестируют клиновоздушные ракетные двигатели, которые позволяют не терять эффективности на большом диапазоне высот

2) почему тогда не использовать 100 ступеней, это же эффективнее

тут все упирается в надежность (ну и стоимость конечно)

а) большое количество узлов и агрегатов повышает вероятность выхода хотя бы одного из них из строя и тем самым уничтожения ракеты-носителя

б) большое количество двигателей будет слишком много стоить

Рейтинг не позволил добавить пост ранее, чем через 7 часов. Завтра обязательно добавлю продолжение. Рассмотрим строение РН серии «Союз» и немного поболтаем об выводимых ими КА))) Извините, что не могу сразу залить пост.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Фото дня: разгонный блок «Бриз-М» для запуска спутников «Экспресс» с Байконура

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Специалисты Центра Хруничева устранили замечание, выявленное на разгонном блоке «Бриз-М» для запуска космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

Запуск обоих космических аппаратов запланирован на 6 декабря 2021 года ракетой-носителем «Протон-М».

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Фото дня: компания Astra впервые запустила ракету на орбиту

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

«Легкая ракета-носитель Rocket 3.3, стартовавшая 20 ноября 2021 года с космодрома на Аляске, вышла на орбиту с тестовым аппаратом Космических сил США», — сообщила компания-разработчик Astra Space.

Astra, Inc. (ранее известная как Ventions LLC) — это частная американская космическая компания, которая базируется в Калифорнии.

Фото: Brady Kenniston

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Astra Space. Из гаража в космос

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

В далеком (недавнем) 2005 году, практически в гараже, в Сан-Франциско была основана небольшая фирмочка Ventions LLC со штатом изначально 10, а потом и 25 сотрудников, которая 10 лет успешно занималась исследованиями и разработкой аэрокосмических компонентов спутников, турбореактивных и ракетных двигателей и их компонентов по заказам. NASA и DARPA (военные).

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Места на бывших взлетно посадочных полосах базы было много, испытывать разные аэрокосмические штуки было где.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Тем более военные как то странно любили эту компанию, подсовывая заказики, а Кемп прекрасно умел убеждать.

Пусковая установка разрабатывалась изначально мобильной и транспортируемой.

Зачем? Ну например заказчик хочет запускать ракеты из Европы или там ну например Кореи.

Ну и вот. что нет то? Перекинули ему пусковые и ракеты и пусть. Пусковую обслуживают всего 5 человек персонала. Центр управления полетом? Достаточно 5 человек.

Ракеты 1. 3.х, полностью соответствуя агрессивной манере американского проектирования, рассчитаны просто на убой.

Запуск, бабах, проверяем где тонко, фиксим, снова запуск.

В результате ракета начинает летать. И быстро. Быстро с точки зрения развития техники, не с точки зрения обывателя. Обывателю кажется, что это долго 🙂

На носителе Astra Rocket 4.0 в 2022 году планируется выйти на темп запусков 1 неделя 1 ракета.

Неугомонные разрабы заодно придумывают Ракету 5. Это вообще другая и суборбитальная история: сверхсрочная доставка посылок за 45 минут из любой точки земли в любую другую.

У военных, да и у богатых, как известно, свои причуды.

Дико заинтересовав дешевой ракетой и частыми запусками потенциальных заказчиков, и заинтриговав крупных инвесторов так, что собралась большая такая толпа оных, причем крупных и маститых, получив овердобуя бабла на свои текущие и грядущие безобразия, разрабы Астры от скуки поковыряли отверткой и паяльником пару RF модулей и кусков металла.

То, что получилось в итоге, привело разработчиков Астры к решению. срочно зарегать возможность развертывания своей собственной спутниковой группировки из 13 600 спутников связи. Что вызвало некий шок в мире коммерческого космоса, приступ экстаза у военных, и разинутые рты инвесторов.

Очевидно, Астра разработала простой, дешевый и компактный спутник связи.

Каждый спутник будет иметь фазированную антенную решетку с эффективной апертурой 20 сантиметров, а также две подвесные параболические антенны. Спутник связи будет оснащен электрическими двигательными установками для маневрирования и ухода с орбиты. Ранее в этом году Astra приобрела Apollo Fusion, разработчика электрических силовых установок для спутников.

Ну и напоследок микрофон генеральному директору Astra Крису Кемпу. Просто цитаты:

«У нас в Astra есть идеал: простые весы. Простая идея.

Чем сложнее что-то, тем сложнее его изготовить. Тем труднее работать. Как правило, тем больше случается ошибок, многое может пойти не так, а людям труднее понять и общаться ».

Нужны ли нам там эти перегородки? Нужен ли нам этот датчик? И с каждым разом, по мере того, как мы все больше понимаем ракету, мы можем ее упрощать ».

3D печать: «Это самый дорогой способ сделать что-нибудь. Если вы хотите машину для 3D-печати, многие из этих машин, которые печатают металл, могут стоить вам более двух, трех миллионов долларов, и если вы решите делать на ней ракетный двигатель, только распечатать одну для него деталь может занять от нескольких дней до недели. Итак, у вас есть машина, которая стоит миллионы долларов и которая в течение недели печатает одну деталь.

Но. Вы можете взять ту же самую деталь, и вы можете штамповать ее, вы можете отлить ее, вы можете отфрезеровать ее за небольшую часть стоимости (и времени). И хотя 3D-печать отлично подходит для изготовления чего-то одного, если вы хотите сделать сотни или тысячи чего-то, это невероятно дорого и требует много времени. Мы разработали эту ракету так, чтобы мы могли изготавливать почти все детали, не печатая их на 3D-принтере. Фактически, мы также попытаемся отказаться от 3D-печати некоторых компонентов двигателя. Потому что это производство (3D-принт) просто не масштабируется ».

«Если вы думаете о компании, она по сути должна быть эффективной. Прямо как ракета. У вас нет лишней массы для самой ракеты, потому что это не топливо и не полезная нагрузка».

«Мы начали разработку ракеты с первого дня, исходя из цели ежедневных запусков.

Так что большая часть команды сейчас даже не занимается вопросами ежемесячных запусков. Они сосредоточены на еженедельных запусках ».

«Мы находимся в процессе расширения нашего производства. Мы утроили его размер до четверти миллиона квадратных футов, где у нас будет автоматизированная производственная линия. Последние пару лет мы производим ракеты из расчета по одной в квартал. Сейчас мы увеличиваем это количество до одного в месяц ».

«На нашем нынешнем предприятии, которое находится на территории кампуса площадью около 20 акров недалеко от Сан-Франциско, мы сможем производить по одной ракете в день».

Не знаю, что в итоге получится со всего этого, но безобразные наглые и агрессивные (в обращении с разработками) манеры творцов Астры крепко напоминают поведение одной не так давно внезапно возникшей спейс компании, над которой все громко потешались и иронизировали, и которая уверенно прет в космос, нагло захватывая куски рынка. И мечтая потоптаться по Марсу.

Подождем еще немножко и посмотрим, что случится с Astra Ракета 3.3 в ее следующей попытке достичь орбиты. Самый ранний запуск этой ракеты с острова Кадьяк, Аляска, возможен 8 ноября, во время окна, которое продлится до 14 ноября.

Долбанет, или все таки долетит?

В любом случае, в сборочном цехе делаются еще ракеты 🙂 и у Ракеты Астры в обозримом будущем просто нет шансов не начать стабильно и хорошо летать.

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

Virgin Orbit и владелец японской авиакомпании All Nippon Airways объединились для создания системы космического запуска

Что понимается под одноступенчатой и многоступенчатой ракетой кратко

В настоящее время Virgin Orbit взлетает из своего воздушного и космического порта в пустыне Мохаве в Калифорнии, и работает над добавлением космодрома Корнуолл в Англии к своим стартовым площадкам.

Кодзи Сибата, исполнительный вице-президент ANA, приветствовал партнерство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *