Что понимается под педагогическими способностями
Педагогические способности
Понятие о педагогических способностях и их роли в профессиональной деятельности.
Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависят от личностных качеств педагога и, прежде всего, от его педагогических способностей.
Развитие педагогических способностей органически связано с педагогическими умениями и навыками. В процессе их овладения и применения в различных ситуациях проявляются и формируются педагогические способности как личностные (целостные) образования, обеспечивающих успех деятельности воспитателя. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Педагогические способности – это не только условие успешной педагогической деятельности, но и результат.
Исследования, проведенные в педагогической психологии, показали, что способности к педагогической деятельности представляют собой взаимопереплетение общих и специальных способностей. Общие способности проявляются в личностных свойствах человека: темпераменте, характере, направленности. Они помогают педагогу в развитии его творческого потенциала, личностном росте и компенсации тех свойств, которые мешают в педагогической деятельности: недоброжелательность, самовлюбленность, застенчивость, консерватизм, излишняя эмоциональность и агрессивность.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Педагогический такт предполагает: уважение к ребенку и требовательность к нему; развитие самостоятельности и активности детей во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию ребенка и разумность и последовательность требований к нему; доверие к детям; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с детьми и др.
Н.В. Кузьмина рассматривает педагогические способности как важнейший фактор развития и формирования способностей воспитанников, т.е. они имеют двойную обращенность: к воспитанникам и к самому педагогу.
Виды педагогических способностей.
Исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогический такт, распределение внимания, организаторские способности.
Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:
— способность понимать ученика; способность доступно излагать материал;
— способность развивать заинтересованность учащихся;
— организаторские способности; педагогический такт;
— предвидение результатов своей работы и др.
Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:
— способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;
— способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;
— самостоятельный и творческий склад мышления;
— находчивость или быстрая и точная ориентировка;
— организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся.
В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:
— Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
— Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога.
Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности: чувство объекта, чувство меры или такта, чувство причастности.
В деятельности воспитателя дошкольного учреждения перцептивные cпособности связаны с познанием ребенка, детской группы, родителей.
Они проявляются в следующих умениях:
— понять ребенка, его индивидуальность;
— видение в поведении, деятельности ребенка проявления возрастных психологических особенностей;
— объективно оценивать уровень психического и личностного развития дошкольника;
— заметить «продвижение» ребенка в развитии, определить его «зону ближайшего развития» в разных видах детской деятельности;
— заметить отставание ребенка, нарушения в его развитии, определить их причины;
— проявлять гибкость во взаимодействии с детьми, исходя из показателей обратной связи;
— понять детскую группу, ее доминирующие характеристики;
— заметить позитивные и негативные взаимовлияния ребенка и группы, проанализировать их причины;
— понять «трудного» ребенка, объективно оценить влияние социальных факторов на развитие «трудновоспитуемости» конкретного дошкольника;
— понять коллегу, адекватно оценить его сильные и слабые стороны как профессионала и личности;
— понять родителей воспитанников, объективно оценить семейную микросреду, стиль семейного воспитания
— правильно определить по внешним признакам (мимике, жестам, голосовым интонациям) эмоциональное состояние человека;
— преодолевать в восприятии и понимании другого человека негативное отношение, установки;
— владение методами психолого-педагогической диагностики.
Рефлексивные способности связаны с самопознанием и самосовершенствованием. Творческая деятельность воспитателя, его профессиональный рост невозможны без анализа своих успехов и неудач.
Успешность педагогической рефлексии в значительной степени определяется рефлексивными умениями:
— наблюдение и самоанализ;
— объективно оценивать свои педагогические возможности в обучении и воспитании, стимулировать интеллектуальное и личностное развитие дошкольника;
— верно оценивать успешность своей профессиональной деятельности;
— проанализировать и объективно оценивать профессионально значимые личностные качества, педагогические способности, свое общение с детьми, родителями, коллегами;
— видеть себя глазами дошкольников, родителей, коллег, руководства детского сада, объективно оценить их отношение к себе;
— адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности, намечать программу профессионального самосовершенствования, осуществлять ее;
— владение конкретными методами аутодиагностики.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», т.е. предсказывающей неверные решения.
Проектировочные педагогические способности указывают на умение педагога создавать новые, эффективные способы обучения и воспитания. Они включают следующие виды способностей:
Гностические способности проявляются в быстром и твердом овладении методами воспитания и обучения детей, в изобретательности способов воспитания и обучения.
Проектировочные (прогностические) способности состоят в умении педагога представить конечный результат воспитательного и обучающего воздействия.
Они выражаются в умении прогнозировать воспитателем:
— интеллектуальное и личностное развитие дошкольников, развитие различных видов детской деятельности, развитие дошкольной группы, межличностных отношений и общения дошкольников;
— отклонения и нарушения в развитии дошкольников, позитивные и негативные взаимовлияния детской группы и отдельных воспитанников;
— развивающий эффект использования тех или иных программ дошкольного образования в конкретной дошкольной группе;
— эффективность применения тех или иных обучающих и воспитательных технологий, различных организационных форм в обучении и воспитании дошкольников;
— затруднения детей в деятельности;
— ответные действия детей и успешность педагогического взаимодействия в различных ситуациях общения;
— развитие сотрудничества с родителями воспитанников и успешность взаимодействия с коллегами, предвидеть возможные трудности в работе с семьей, установлении деловых и межличностных контактов с коллегами;
— собственное профессиональное и личностное развитие.
Выраженность проектировочных способностей, их развитие и саморазвитие в значительной степени обусловлены педагогическим воображением.
Конструктивные способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить работу с детьми и родителями, какой материал более эффективно использовать для воспитательно-образовательной и просветительской работы. Они выражаются в умении дать детям «ориентирующую и стимулирующую оценку» (Б.Г. Ананьев) с учетом их «ближайшей зоны развития». Конструктивные способности обнаруживаются в умении предвидеть затруднения в работе и в создании условий для предотвращения их.
Они включают умение планировать деятельность дошкольника во все режимные моменты как на короткий, так и на более длительный период, составлять план, конспект занятия, сценарий развлечений, умение отбирать фактический материал по конкретным отраслям знаний в соответствии с целями и задачами обучения на каждом возрастном этапе. Конструктивные способности – это и умение перерабатывать отобранную информацию, подать ее детям с учетом их возрастных особенностей, и умение целесообразно комбинировать части занятий и т.д.
Коммуникативные способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с детьми и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:
— способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с ребенком;
— чувствительностью к индивидуальным особенностям детей (их интересам, склонностям, способностям);
— хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;
— суггестивными свойствами личности или способностью к внушению (Л.М. Митина).
Коммуникативные способности обеспечивают построение благоприятных межличностных отношений с дошкольниками и их родителями, что определяет позитивный психологический климат в детской группе, дают возможность оптимальному выбору стиля педагогического взаимодействия в зависимости от особенностей ребенка, конкретной ситуации общения и др.
Коммуникативные способности проявляются в следующих умениях:
— строить общение на гуманной, демократической основе, утверждать личное достоинство ребенка;
— легко и быстро устанавливать контакт с детьми, располагать их к общению;
— осуществлять индивидуальный подход в общении, слушать и слышать ребенка, создавать атмосферу доверительности и взаимопонимания;
— проявлять гибкость в общении, быстро реагировать на изменение ситуации межличностного взаимодействия;
— проявлять такт в общении, отказ от стереотипа «воспитатель всегда прав»;
— быть артистичным, эстетически выразительным;
— применять шутку, юмор в общении, специфические «дошкольные» средства, приемы общения (общение посредством кукольного персонажа, художественного слова, сказки, музыки и др.);
— осуществлять индивидуальный подход во взаимодействии с родителями, вступать в сотрудничество с коллегами;
— фронтальное и диадическое общение с детьми;
— публичные выступления (на родительском собрании, педсовете и т.д.);
— владение речью, мимикой и пантомимикой.
Организаторские способности состоят в особой чувствительности педагога к организации как деятельности детей (коллективной, групповой, индивидуальной), родителей, направленную на активизацию совместных усилий в воспитании детей, оказанию помощи детскому саду, группе, так и самоорганизации своей деятельности и поведения. Успех в этом направлении обеспечивает способность заражать своей энергией людей, увлекать, активизировать их; умение быстро и гибко применять свои знания и опыт в решении практических задач и др.
Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития (Н.В. Кузьмина).
Диагностика и развитие педагогических способностей.
Предпосылками формирования педагогических способностей в старших классах школы, педагогических учебных заведениях и профессиональной практической деятельности являются те психические свойства личности, которые сформировались на более ранних этапах онтогенеза. К ним следует отнести эмоциональную впечатлительность и эмоциональную устойчивость, ранние проявления эмпатии (сострадание), склонность работать с людьми, особенно с детьми, организаторские способности. Наличие этих предпосылок важно как можно раньше устанавливать с помощью специальных диагностических методик и путем наблюдения за проявлениями детей в коммуникативной деятельности (Кондратьева С.В.).
Для диагностики профессионально значимых личностных свойств педагога предполагаются следующие методики: дифференциально-диагностический опросник, позволяющий диагностировать направленность профессиональных склонностей, тест Т. Лири, диагностирующий особенности стилей межличностного взаимодействия, опросник эмпатических тенденций, тест мотивов педагогической работы. Ориентировочная анкета, диагностирующая ведущую личностную направленность.
Индивидуализированный характер структуры педагогических способностей, их своеобразие означает, что даже яркие представители педагогической профессии имеют неодинаковые тестовые профили, что еще раз подтверждает пластичный характер и компенсаторные возможности педагогических способностей. Простым наложением полученной структуры способностей на «идеальную» и констатацией их совпадения или несовпадения трудно аргументировать наличие или отсутствие пригодности к педагогической профессии. Поэтому использование результатов психодиагностики необходимо с целью развития профессионального самосознания.
Круг профессиональных возможностей педагога формируется во время обучения в педагогических учебных заведениях, в процессе самовоспитания и, главное, в повседневной педагогической деятельности.
Безусловно, каждая личность сугубо индивидуальная и некоторые способности, предполагающие наличие специальных задатков, у отдельных педагогов могут и не развиваться в полной мере даже при их целенаправленных усилиях.
Однако практика показала, что в ряде случаев отсутствие какой-то способности при серьезном отношении педагога к совершенствованию профессионального мастерства может компенсироваться другими и в целом учебная деятельность не страдает. Так, в своем исследовании Ф.Н. Гоноболин показывает, как отсутствие требовательности к детям у учителя начальных классов в результате больших усилий компенсировалось настойчивостью и терпением в работе с детьми.
В проведенных исследованиях о компенсаторных возможностях в педагогических способностях раскрывается круг способностей, который может быть ведущим и определять успех в деятельности.
По исследованиям, у одного типа педагогов ядром педагогических способностей является высокий уровень развития теоретических знаний и, следствие этого, проявляются такие качества, как умение руководить деятельностью детей, конструктивные умения и навыки.
У второго типа ядром является высокий уровень организаторской работы, проявляются и такие качества, как прикладные умения и навыки (игра на музыкальных инструментах, способность к художественной деятельности и др.), коммуникативные и конструктивные умения.
У третьего типа ядром являются коммуникативные умения, проявляются организаторские качества, конструктивные и прикладные умения.
У четвертого типа ядром выступают конструктивные умения и проявляется высокий уровень теоретических знаний, личностные качества (выдержка, уравновешенность, скромность).
Очевидно, что для постоянного совершенствования педагогического мастерства необходимо осознание педагогом своих целей, жизненных планов, идеалов, т.е. полное понимание того, чего он ждет от своей педагогической деятельности, осознание собственных личностных возможностей (склонностей, черт характера), проявляющихся в педагогической деятельности.
Доклад на тему: «Педагогические способности. Специальные способности»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Педагогические способности. Специальные способности»
На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей. Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения:
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли (или мысли ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, чутко реагирует на признаки утомления, невнимательность, непонимание, замечает все случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, мимикой и пантомимикой, походкой).
Специальные способности педагога
Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. К специальным способностям можно отнести:
способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания;
способность самостоятельно подбирать учебный матери ал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
способность по-разному излагать, доступным образом объ яснять один и тот же учебный материал с тем, чтобы обеспе чить его понимание и усвоение всеми учащимися;
способность строить обучение с учетом индивидуальности учащихся, обеспечивая быстрое и глубокое усвоение ими зна ний, умений и навыков;
способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объема информации, ускоренного ин теллектуального и нравственного развития всех учащихся;
способность правильно строить урок, совершенствуя свое преподавательское мастерство от занятия к занятию;
способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примерах;
способность к самообучению, включая поиск и творче скую переработку полезной для обучения информации, а также ее непосредственное использование в педагогической деятель ности;
способность формировать у учащихся нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения).
Все эти специальные способности касаются трех взаимосвязанных сторон деятельности по приобретению знаний, умений и навыков: обучения, учения и научения. Трудно определенно сказать, как и когда они начинают формироваться в онтогенезе и по каким законам развиваются. Что-то в них является врож денным и существует в форме задатков, однако до сих пор ничего конкретного по этому поводу наука сказать не в состоянии. Как и всякие другие способности, педагогические способности воспитываются, и их вполне сознательно можно формировать у детей.
В силу неоднозначности ответа на вопрос об истоках педагогических способностей работа над ними на практике должна вестись в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, необходимо заниматься ранней диагностикой у детей педагогических способностей и использовать их наличие в проф-консультационной и профориентационной работе, ориентируя тех, у кого они проявляются особенно ярко, на выбор педагогической профессии. С другой стороны, нужно воспитывать эти способности, формировать и развивать их.
Особый класс специальных педагогических способностей составляют способности к воспитанию детей. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:
Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).
Способность быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
Способность вызывать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
Способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
Способность находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
Способность вызывать к себе уважение со стороны воспитываемого, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое, что утверждалось выше о способностях учителя, за исключением, пожалуй, одного: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю.
Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
К группе педагогических способностей в первую очередь относятся: педагогическая наблюдательность; педагогическое воображение; требовательность как черта характера; педагогический такт; организаторские способности; простота, ясность и убедительность речи.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения: дидактические, академические, перцептивные, речевые организаторские, авторитарные, коммуникативные, прогностические способности и способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.