Что понимается под преобразованием муниципальных образований
Типы муниципальных образований
Любое муниципальное образование представляет собой целостную систему, состоящую из следующих основных элементов:
1) территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
2) населения и выборных органов, осуществляющих от его имени местное самоуправление на данной территории;
3) муниципальной собственности, выступающей в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Ключевая идея закона – формирование на территории Российской Федерации двухуровневой системы местного самоуправления.
Закон выделяет три основных типа муниципальных образований: городской округ, муниципальный район, городское, сельское поселение.
В соответствии с законом о местном самоуправлении границы муниципального района устанавливаются с учетом:
1) необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района,
2) необходимости создания условий для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.
3) транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.
До 1 января 2005 года в Ростовской области были приняты необходимые областные законы: установлены границы муниципальных образований, наделены соответствующим статусом поселения, муниципальные районы и городские округа.
При образовании новых территориальных структур учитывался и принцип пешеходной доступности до центра муниципального образования, и численность населения, и предполагаемая налоговая база. Если два малочисленных поселка расположены рядом, и позволяет инфраструктура, они объединялись в одно муниципальное образование.
В рамках муниципальной реформы на Дону создано 463 муниципальных образования: 12 городских округов, 43 муниципальных района, 17 городских и 391 сельское поселение.
Что понимается под преобразованием муниципальных образований
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием является:
— объединение муниципальных образований,
— разделение муниципальных образований,
— изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
— объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, либо на сходах граждан;
— объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
— разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, либо на сходах граждан;
— разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Особенности изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа:
— изменение статуса городского поселения осуществляется с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение.
Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях:
— объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований;
— объединения двух и более муниципальных районов, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований;
— разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений;
— разделения муниципального района (часть 8 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ).
III. Общий порядок преобразования
Общий порядок преобразования муниципальных образований определяется статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ.
В соответствии с указанной статьей преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Инициатива населения о преобразовании реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
IV. Подготовительные мероприятия и обеспечение публичности
Комплекс подготовительных мероприятий, направленных на реализацию процедуры преобразования и обеспечивающих ее публичность, должен включать в себя:
— анализ территориальных основ организации местного самоуправления, выявление предпосылок для преобразования и доведение основных результатов этого анализа и выводов до населения;
— предварительное изучение мнения населения по вопросу преобразования;
— информирование населения о предстоящем преобразовании, проведение разъяснительной работы с населением;
— проведение публичных слушаний.
Отработки и доведения до сведения населения требуют вопросы о наименовании, статусе и границах нового (новых) муниципальных образований, прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с преобразованием, вопросы о правопреемстве, о необходимости внесения изменений в местные бюджеты, о предполагаемых сроках проведения голосования по вопросу о преобразовании, формулировка вопросов, которые подлежат вынесению на голосование.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы о преобразовании муниципального образования подлежат вынесению на публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
V. Выдвижение инициативы о преобразовании
1. Выдвижение инициативы населения о преобразовании
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ инициатива населения о преобразовании реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Согласно статье 14 Федерального закона N 67-ФЗ для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению местного референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.
Количественный состав инициативной группы по проведению местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона N 67-ФЗ.
Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению референдума должна представить в орган, установленный уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
На основании статьи 7 областного закона N 93-оз решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме. В поддержку инициативы граждан по проведению местного референдума собираются подписи участников местного референдума в количестве пяти процентов от числа участников местного референдума, зарегистрированных на территории проведения местного референдума в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, областным законом N 93-оз, и которое не может быть менее 25 подписей.
В соответствии со статьей 8 областного закона N 93-оз каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по его проведению в количестве 20 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы его проведения.
Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
Муниципальная комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям областного закона N 93-оз в порядке и сроки, которые установлены уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.
Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям областного закона N 93-оз, муниципальная комиссия местного референдума осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается муниципальной комиссией местного референдума в течение 15 дней со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям областного закона N 93-оз.
2. Выдвижение инициативы органов местного самоуправления,
органов государственной власти о преобразовании
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
VI. Получение согласия (выявление мнения) населения
на преобразование
1. Голосование по вопросу преобразования
муниципального образования
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 131-ФЗ голосование по вопросу преобразования распространяется на случаи:
— объединения двух и более поселений, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований;
— разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений;
— изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Согласно статье 24 Федерального закона 131-ФЗ голосование по вопросу преобразования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.
Голосование по вопросу преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
Согласно статье 22 Федерального закона N 131-ФЗ решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом (статьей 7 областного закона N 93-оз указанное количество подписей установлено в размере 5 процентов).
Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
В соответствии со статьей 11 областного закона N 93-оз в случае наличия необходимого количества действительных и достоверных подписей участников местного референдума муниципальная комиссия местного референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению местного референдума подписных листов и протокола об итогах сбора подписей направляет подписные листы, экземпляр протокола об итогах сбора подписей и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении местного референдума. Копия постановления муниципальной комиссии местного референдума направляется также инициативной группе по проведению местного референдума.
Статья 18. Учет мнения населения при преобразовании (объединении) муниципальных образований
1. Установление и (или) изменение границ муниципальных образований в случае преобразования (объединения) осуществляется с учетом мнения населения всей преобразуемой (объединяемой) территории.
Мнение населения учитывается при принятии решения об установлении и (или) изменении границ муниципального образования наряду с другими обстоятельствами, предусмотренными в статье 6 настоящего Закона.
Не допускается установление и (или) изменение границ муниципальных образований, если против такого решения вопроса высказалось более 50% постоянно проживающего населения всех преобразуемых (объединяемых) муниципальных образований либо одного из них.
2. Выявление мнения населения осуществляется в формах и порядке, предусмотренных п.2 ст.10 настоящего Закона.
При слиянии, присоединении муниципальных образований местные опросы (сходы, собрания граждан) проводятся отдельно в каждом из объединяемых муниципальных образований.
3. При выделении подведение итогов выявления мнения населения осуществляется как на всей территории преобразуемого муниципального образования, так и отдельно на выделяемой и остающейся части территории муниципального образования.
В случае установления границ муниципального образования, состоящего из нескольких поселений, подведение итогов выявления мнения населения осуществляется как на территории преобразуемого (объединяемого) муниципального образования в целом, так и по каждому поселению отдельно.
4. В случае, если решение о преобразовании (объединении) принято населением, либо если устав преобразуемого (объединяемого) муниципального образования принят непосредственно населением, не требуется дополнительного выявления мнения населения того муниципального образования (части муниципального образования), на территории которого осуществлялись соответствующие процедуры.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О муниципальных округах
ПРАВОВАЯ БАЗА СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 87 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»);
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
Закон Камчатского края от 19.12.2011 № 740 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае»;
Закон Камчатского края от 04.06.2014 № 463 «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов и избрания глав муниципальных образований в Камчатском крае»;
Закон Камчатского края от 04.05.2008 № 60 «О местном референдуме в Камчатском крае».
ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
В данном случае исключение введено в отношении населенных пунктов, расположенных на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях (ч.3.4 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ).
Территорию муниципального округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (ч.3.2 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ).
СТАДИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
1. Выдвижение инициативы и выражение согласия населения на преобразование муниципального образования с целью создания муниципального округа.
2. Принятие закона Камчатского края о преобразовании муниципальных образований и образовании вновь образованного муниципального округа.
3. В переходный период:
1) формирование органов местного самоуправления муниципального округа;
2) деятельность органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований (поселений и района) до формирования органов местного самоуправления муниципального округа;
3) мероприятия, проводимые после формирования органов местного самоуправления муниципального округа.
ВЫДВИЖЕНИЕ ИНИЦИАТИВЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Преобразование муниципальных образований в муниципальный округ осуществляется законами Камчатского края по инициативе:
— органов местного самоуправления;
— органов государственной власти Камчатского края;
— федеральных органов государственной власти России;
— населения (инициатива реализуется на местном референдуме).
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНИЦИАТИВЫ, ВЫДВИНУТОЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
— назначение и проведение публичных слушаний с целью получения согласия населения на преобразование поселений и района в мунциципальный округ;
— принятие представительными органами поселений и района решения о выдвижении (о поддержке) инициативы с целью создания муниципальный округ и выражении согласия населения на данные преобразования;
— направление представительным органом района решений представительных органов поселений и района Губернатору Камчатского края с предложением по внесению в Законодательное Собрание Камчатского края проекта закона о преобразовании сельских поселений, входящих в состав муниципального района, в муниципальный округ;
— одновременное направление информации в Министерство территориального развития Камчатского края.
________________________________________________________________
Устанавливаются:
2) границы территории муниципального округа и перечень населенных пунктов, входящих в его состав;
3) наименования органов местного самоуправления муниципального округа;
4) порядок формирования представительного органа муниципального округа первого созыва, его численность, срок полномочий
5) порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы муниципального округа,
6) действие муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления преобразованных муниципальных образований
7) вопросы правопреемства
8) вопросы организационного и материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления, связанной с образованием муниципального округа
9) вопросы переходного периода образования муниципального округа.
ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА КРАЯ В СИЛУ
СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ЗАКОНА КРАЯ
— законом края вновь образованное муниципальное образование наделяется статусом муниципального округа в Камчатском крае;
— муниципальный округ считается образованным;
— муниципальный район и поселения утрачивают статус муниципальных образований;
— утрата статуса муниципальных образований не влечет изменение категорий административно-территориальных единиц Камчатского края для населенных пунктов, входящих в состав муниципального округа;
— законом края устанавливаются границы муниципального округа, которые соответствуют границам муниципального района и перечень населенных пунктов, входящих состав муниципального округа;
— законом края определяется административный центр муниципального округа;
— до формирования органов местного самоуправления муниципального округа органы местного самоуправления поселений и района продолжают исполнять свои полномочия на соответствующих территориях;
— принятие закона не влечет изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки населения;
— формирование органов местного самоуправления осуществляется в течение 6 месяцев со дня создания муниципального округа (это – дата вступления закона края в силу).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА ПЕРВОГО СОЗЫВА
— депутаты избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок, установленный Законом края;
— полномочия избирательных комиссий поселений и района прекращаются досрочно со дня вступления в силу Закона края;
— выборы проводятся избирательной комиссией муниципального округа, которую формирует Избирательная комиссия Камчатского края;
— полномочия избирательной комиссии муниципального округа по решению Избирательной комиссии Камчатского края могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию;
— материально- техническое обеспечение проведения выборов депутатов муниципального округа осуществляется за счет бюджета Камчатского края;
— организацию первого заседания представительного органа муниципального округа осуществляет глава района- председатель представительного органа района;
Со дня первого заседания представительного органа муниципального округа прекращаются полномочия представительных органов поселений и района, а также полномочия депутатов.
ВЫБОРЫ ПЕРВОГО ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
— первый глава избирается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию (далее – первый глава);
— порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом первого созыва после его избрания;
— полномочия первого главы начинаются со дня его вступления в должность, которым является день его избрания;
— со дня вступления в должность первого главы муниципального округа прекращаются полномочия глав поселений и района;
— со дня формирования администрации муниципального округа прекращаются полномочия администраций поселений и муниципального района;
— в структуре администрации муниципального округа, как правило, образуется территориальный орган, на который возлагается осуществление части функций местной администрации на территориях поселений, которые утрачивают статус муниципальных образований в соответствии с законом края.
Пожалуйста, подождите. Документ загружается.