Что понимается под преступлением агрессии
Акты агрессии включают вторжение, военную оккупацию, аннексию с применением силы, бомбардировку и военную блокаду портов.
СОДЕРЖАНИЕ
История
В 1998 году на Римской конференции, на которой был принят Римский статут Международного уголовного суда («Статут»), преступление было включено в качестве одного из преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (статья 5.1), и в отношении которого любое государство, которое становится сторона Статута признает юрисдикцию Суда (статья 12.1). Однако участники Римской конференции не смогли договориться ни об определении преступления, ни о дальнейших условиях осуществления Судом юрисдикции; Статут не позволял Суду осуществлять такую юрисдикцию до тех пор, пока эти нерешенные вопросы не были решены (статья 5.2). На Обзорной конференции 2010 года («Конференция») государства-участники консенсусом согласились принять резолюцию RC / Res.6, в которой принимаются поправки к Статуту, добавляющие определение преступления и условия осуществления юрисдикции в отношении этого преступления.
Принятые поправки
Определение
Согласно Статуту определение «преступления агрессии» сформулировано следующим образом:
Статья 8 бис
Осуществление юрисдикции
Согласно Статуту условия осуществления Судом юрисдикции в отношении «преступления агрессии» определены ниже. С помощью этих положений Суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении «преступления агрессии» одним или всеми из следующих способов.
Статья 15 бис
Осуществление юрисдикции в отношении преступления агрессии (передача государством, proprio motu )
Статья 15 тер
Осуществление юрисдикции в отношении преступления агрессии (передача в Совет Безопасности)
Активация юрисдикции Суда
Поскольку поправки о преступлении агрессии были приняты в соответствии со статьей 121.5, они вступают в силу для каждого ратифицировавшего государства в отдельности. Кроме того, поправки требуют выполнения двух дополнительных условий для осуществления Судом юрисдикции как в отношении передачи дел государством, так и в отношении расследований proprio motu (15 бис), а также передачи дел Советом Безопасности (15 тер):
На 16-й ежегодной сессии Ассамблеи государств-участников Римского договора было принято решение активировать юрисдикцию Преступления агрессии с 17 июля 2018 г.
Государства-участники поправок
Заявления государств
Лихтенштейн
Лихтенштейн, который председательствовал на Обзорной конференции, после ратификации поправок выступил с заявлением:
На обзорной конференции государства-участники заявили о своей решимости «активизировать юрисдикцию Суда в отношении преступления агрессии как можно раньше». Для обеспечения 30 необходимых ратификаций государствами-участниками до конца 2016 года, которые необходимы для активации юрисдикции, Лихтенштейн будет активно продвигать ратификацию поправок в сотрудничестве с Глобальным институтом по предотвращению агрессии. В рамках проекта будут представлены семинары, информационные материалы и будущий веб-сайт, посвященный ратификации и осуществлению Кампальских поправок, касающихся преступления агрессии.
Япония
На обзорной конференции Япония выступила с двумя заявлениями до и после принятия поправок:
. с тяжелым сердцем я заявляю, что, если все другие делегации будут готовы поддержать предлагаемый проект резолюции в его нынешнем виде, Япония не будет препятствовать достижению консенсуса.
Как глава моей делегации, назначенной представлять Японию на этой обзорной Конференции, я обязан на данном этапе отметить, что будущее сотрудничество Японии с МУС будет зависеть от того, сможет ли ASP (Ассамблея государств-участников) выполнить по этому поводу при вашем сотрудничестве.
объединенное Королевство
В 2006 году Палата лордов постановила по делу « R v Jones», что преступления агрессии не существует в английском праве, применяемом в Соединенном Королевстве.
Соединенные Штаты
После официального участия в Обзорной конференции в качестве наблюдателя 15 июня 2010 года правительство Соединенных Штатов провело специальный брифинг по Конференции, в котором изложил, что они считают достижениями.
Соединенные Штаты сочли определение агрессии некорректным, но были приняты ряд важных гарантий. Были приняты договоренности, чтобы сделать определение более точным, чтобы гарантировать, что преступление будет применяться только к наиболее вопиющим обстоятельствам. И хотя мы думаем, что в окончательной резолюции недостаточно учтена роль Совета Безопасности в определении агрессии, государства-участники отвергли решения, которые предусматривали юрисдикцию без Совета Безопасности или экрана на основе согласия. Мы надеемся, что в будущем преступность будет улучшаться, и мы продолжим работать в этом направлении.
Соответствующие положения
Следующая статья (статьи) связана с принятыми поправками, касающимися положения о «преступлении агрессии».
Статья 13.
Суд может осуществлять свою юрисдикцию в отношении преступления, указанного в статье 5, в соответствии с положениями настоящего Статута, если: а) ситуация, при которой, как представляется, было совершено одно или несколько таких преступлений, передается Прокурору государством-участником в соответствии со статьей 14; b) ситуация, при которой, как представляется, было совершено одно или несколько таких преступлений, передается Прокурору Советом Безопасности, действующим в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций ; или c) Прокурор начал расследование такого преступления в соответствии со статьей 15.
Конвенции и соглашения
Определение агрессии
Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года
исходя из того, что одной из основных целей Организации Объединенных Наций является поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира,
напоминая, что согласно статье 39 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности,
напоминая также об обязанности государств по Уставу разрешать свои международные споры мирными средствами, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость,
учитывая, что ничто в этом определении не может истолковываться как каким-либо образом затрагивающее сферу действия положений Устава в отношении функций и полномочий органов Организации Объединенных Наций,
вновь подтверждая обязанность государств не использовать вооруженную силу в целях лишения народов их права на самоопределение, свободу и независимость или нарушения территориальной неприкосновенности,
вновь подтверждая также, что территория государства является неприкосновенной и что она не должна быть объектом, даже временно, военной оккупации или других мер применения силы, предпринимаемых другим государством в нарушение Устава, и что она не должна быть объектом приобретения другим государством в результате таких мер или угрозы их применения,
будучи убеждена, что принятие определения агрессии оказывало бы сдерживающее влияние на потенциального агрессора, облегчало бы констатацию актов агрессии и осуществление мер для их пресечения, а также способствовало бы оказанию помощи жертве агрессии и ограждению ее прав и законных интересов,
считая, что, хотя вопрос о том, совершен ли акт агрессии, должен рассматриваться с учетом всех обстоятельств в каждом отдельном случае, тем не менее желательно сформулировать основные принципы в качестве руководства для такого определения,
одобряет нижеследующее определение агрессии 1 :
Статья 1
Агрессией является применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоящем определении.
Пояснительное примечание: В настоящем определении термин «государство»
а) употребляется, не предрешая вопроса о признании или вопроса о том, является ли государство членом Организации Объединенных Наций;
b) включает там, где это уместно, понятие «группы государств».
Статья 2
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.
Статья 3
Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства;
e) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;
f) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
g) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Статья 4
Вышеприведенный перечень актов не является исчерпывающим, и Совет Безопасности может определить, что другие акты представляют собой агрессию согласно положениям Устава.
Статья 5
1. Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера, не могут служить оправданием агрессии.
2. Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность.
3. Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученные в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными.
Статья 6
Ничто в настоящем определении не должно толковаться как расширяющее или сужающее каким-либо образом сферу действия Устава, включая его положения, касающиеся случаев, в которых применение силы является законным.
Статья 7
Ничто в настоящем определении, и в частности в статье 3, не может каким-либо образом наносить ущерба вытекающему из Устава праву на самоопределение, свободу и независимость народов, которые насильственно лишены этого права и о которых упоминается в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, в частности народов, находящихся под господством колониальных и расистских режимов или под другими формами иностранного господства, а также праву этих народов бороться с этой целью и испрашивать и получать поддержку в соответствии с принципами Устава и согласно вышеупомянутой Декларации.
Статья 8
При их толковании и применении изложенные выше положения являются взаимосвязанными, и каждое положение должно рассматриваться в контексте всех других положений.
1 Пояснительные примечания к статьям 3 и 5 содержатся в пункте 20 доклада Специального комитета по вопросу об определении агрессии [Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 19 (A/9619 и Соrr.1 и 2)]. Заявления по определению содержатся в пунктах 9 и 10 доклада Шестого комитета (А/9890).
Источник: Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, двадцать девятая сессия, Приложение, № 31, стр. 181–182
Определение преступления агрессии и национальные уголовно-правовые системы *
Саяпин Сергей Вячеславович, докторант кафедры германского и международного уголовного права, уголовного процесса и современной истории права Берлинского университета им. Гумбольдта; ответственный за программу для академических кругов регионального представительства Международного комитета Красного Креста (МККК) в Центральной Азии.
Ключевые слова: международный уголовный суд; преступление агрессии; индивидуальная уголовная ответственность; национальные правовые системы; принцип комплементарности.
The First Review Conference of the States Parties to the Rome Statute of the International Criminal Court (Uganda, June 2010) adopted a definition of the crime of aggression for the purpose of the Court (Article 8 bis of the Statute). It is submitted that, besides having to be compatible with the Charter of the United Nations, the new definition should also take account of existing national approaches towards defining the crime of aggression, for it can only be successful, if it gains acceptance, over time, by a majority of the States Parties to the Rome Statute. Obviously, States might be reluctant to recognise an international definition of the crime of aggression, if it turns out to be not essentially compatible with their respective views of the elements of the crime, which are manifested in their relevant national laws. This article provides an overview of selected national provisions on the crime of aggression and analyses the degree of their compatibility with the Rome Statute’s Article 8 bis.
Key words: international Criminal Court; the crime of aggression; individual criminal responsibility; national legal systems; the principle of complementarity.
[Далее приводятся примеры актов агрессии, дословно заимствованные из статьи 3 приложения к Резолюции 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН.]
См.: Устав ООН, статья 2 (4): «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Объединенных Наций».
В рамках каждой модели анализируются элементы состава преступления по национальному праву, рассматриваются возможные форматы взаимодействия между соответствующими национальными нормами и статьей 8 bis Римского статута. В отношении каждой национальной модели предлагаются рекомендации по приведению ее в соответствие с международным правом.
I. Нюрнбергская и Токийская модель
Статья 6(a) Устава Нюрнбергского трибунала, который прилагался к Лондонскому соглашению от 8 августа 1945 года, криминализировала преступления против мира, «а именно планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеизложенных действий». Данное положение являлось на тот момент инновационным, поскольку оно (1) криминализировало индивидуальное преступное поведение, которое до тех пор оставалось фактически безнаказанным, и (2) было рассчитано на применение к высокопоставленным политическим и военным лидерам нацистской Германии, тем самым подчеркивая недопустимость ссылки на их должностное положение.
См.: Уголовный кодекс Грузии, статья 404 («Подготовка или ведение агрессивной войны»):
«1. Планирование или подготовка агрессивной войны наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет.
«1. Планирование или подготовка агрессивной войны наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
См.: Уголовный кодекс Латвии, статья 72 («Преступления против мира»):
«Преступления, совершенные против мира, то есть планирование, подготовка вооруженной агрессии, развязывание ее, участие в ней, ведение агрессивной войны с нарушением обязательных для Латвийской Республики международных договоров, участие в заговоре с целью совершения упомянутых в данной статье преступлений, наказываются пожизненным заключением или лишением свободы на срок от трех до двадцати лет».
См.: Уголовный кодекс Польши, статья 117:
«1. Кто развязывает или ведет агрессивную войну, подлежит наказанию лишением свободы на срок не менее 12 лет, наказанию лишением свободы на срок в 25 лет либо наказанию пожизненным лишением свободы.
В свою очередь, статья 442 Уголовного кодекса Черногории и статья 386 Уголовного кодекса Сербии прямо охватывают только два вида преступного поведения (призывы или подстрекание к агрессивной войне и отдачу приказа к ведению агрессивной войны), причем только один из них может быть отнесен к Нюрнбергской и Токийской модели в строгом смысле. Хотя ни Устав Нюрнбергского трибунала, ни Устав Токийского трибунала не упоминают отдачу приказа, представляется, что значение данного термина можно в разумной степени приравнять к значению термина «развязывание».
См.: Уголовный кодекс Черногории, статья 442 («Агрессивная война»):
«1. Кто призывает или подстрекает к агрессивной войне, подлежит наказанию лишением свободы на срок от двух до двенадцати лет.
«1. Кто призывает или подстрекает к агрессивной войне, подлежит наказанию лишением свободы на срок от двух до двенадцати лет.
См.: Уголовный кодекс Германии, статья 80 («Подготовка агрессивной войны»):
«Кто подготавливает агрессивную войну (абз. 1 ст. 26 Основного Закона), в которой должна участвовать Федеративная Республика Германия, и создает тем самым опасность войны для Федеративной Республики Германия, наказывается пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок не менее десяти лет».
II. Модель территориальной неприкосновенности или политической независимости
В национальных уголовных законах, относящихся к этой модели, как правило, термин «агрессия» не упоминается. Их ключевой категорией является обеспечение независимости и неприкосновенности соответствующего государства в контексте таких угроз, как подчинение, война, зависимое положение, иностранная власть и иные аналогичные обстоятельства. В рамках этой модели пределы преступного поведения существенно шире, чем в контексте Нюрнбергской и Токийской модели: для наступления уголовной ответственности нет необходимости в констатации агрессивной войны, поскольку состав преступления заключается в содействии физическим лицом осуществлению враждебного акта (такого, как применение силы) против охраняемых интересов государства либо в покушении на совершение такого деяния или в угрозе совершить его. Круг возможных субъектов преступления зачастую включает как собственных граждан государства, так и иностранных граждан.
См.: Уголовный кодекс Аргентины, статья 214:
См.: Уголовный кодекс Аргентины, статья 215:
«Лицо, совершившее преступление, предусмотренное предыдущей статьей, в следующих случаях наказывается пожизненным заключением:
См.: Уголовный кодекс Боснии и Герцеговины, статья 150 («Создание опасности для территориальной целостности федерации»):
«Лицо, с применением силы или угрозы силой совершающее попытку отделить часть территории федерации или присоединить часть ее территории к другому субъекту, наказывается лишением свободы на срок не менее пяти лет».
См.: Уголовный кодекс Боснии и Герцеговины, статья 151 («Помещение федерации в положение подчиненности или зависимости»):
«Гражданин федерации, совершающий попытку поместить федерацию в положение подчиненности или зависимости от другого государства, наказывается лишением свободы на срок не менее пяти лет».
См.: Уголовный кодекс Финляндии, глава 12 («Преступления, связанные с изменой»), статья 1 («Посягательство на суверенитет Финляндии»):
«Лицо, действующее с применением силы или угрозы силой или путем оказания военного или экономического давления либо при поддержке иностранного государства с целью:
совершающее деяние, создающее опасность достижения указанных целей, наказывается лишением свободы за посягательство на суверенитет Финляндии на срок от одного до десяти лет».
Хотя сама статья 2(4) не содержит квалификации термина «сила», такой вывод можно сделать из других соответствующих положений Устава (например, искомая квалификация содержится в статьях 41 и 46), из Декларации о принципах международного права 1970 года, а также из рабочих материалов к Уставу: например, известно, что 6 мая 1945 года в ходе конференции в Сан-Франциско Бразилия выступила с предложением распространить запрет применения силы на экономическое принуждение и это предложение было недвусмысленно отклонено. См.: Randelzhofer A. Article 2(4) // The Charter of the United Nations: A Commentary / Ed. by B. Simma. Oxford: Oxford University Press, 1994. P. 112.
Статья 83 Уголовного кодекса Норвегии содержит похожее определение состава преступления. Однако она прямо квалифицирует примеры возможных способов совершения преступления в качестве неправомерных и предполагает две альтернативные санкции, значительно более строгие, нежели санкции, указанные в соответствующей норме Уголовного кодекса Финляндии.
См.: Уголовный кодекс Норвегии, статья 83:
«Любое лицо, неправомерно предпринимающее попытку поместить или оказать содействие помещению Норвегии или любой части ее территории под иностранное господство, либо включению ее в состав другого государства, либо отделению любой части ее территории, наказывается лишением свободы на срок не менее восьми лет или заключением в тюрьму на срок не менее восьми лет и не более 21 года».
См.: Уголовный кодекс Швейцарии, статья 266(1):
«Лицо, совершающее действие, направленное на нарушение независимости конфедерации или создание опасности для нее, на содействие вмешательству иностранной державы в дела конфедерации, создающему опасность для нее, наказывается лишением свободы на срок не менее одного года».
В соответствии со статьей 40 Уголовного кодекса Швейцарии, срок лишения свободы, как правило, не должен превышать двадцати лет: «Как правило, срок лишения свободы составляет не менее шести месяцев; его максимальная продолжительность составляет двадцать лет. В случаях, прямо указанных в законе, лишение свободы является пожизненным».
См.: Уголовный кодекс Швейцарии, статья 266(2):
«Лицо, вступающее в отношения с правительством иностранного государства или его агентами с целью развязывания войны против конфедерации, наказывается лишением свободы на срок не менее трех лет. В наиболее тяжелых случаях может быть назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы».
III. Объективная военная модель
Характерной чертой данного подхода является смещение центра тяжести при криминализации применения военной силы в международных отношениях с субъективных оценочных суждений (таких, как применение силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости) на криминализацию войны, объявления войны или военных действий и иных аналогичных явлений, поскольку они представляют собой более объективные и, соответственно, поддающиеся измерению юридические факты. Нормативным источником данной модели также является международно-правовой запрет применения силы, отраженный в статье 2(4) Устава ООН, но ее определяющей характеристикой являются объективные проявления, а не субъективные цели применения силы.
См.: Уголовный кодекс Албании, статья 211 («Провокация войны»):
«Совершение деяний с намерением спровоцировать войну или подвергнуть Республику Албания опасности [военной] интервенции со стороны иностранных государств наказывается лишением свободы на срок не менее пятнадцати лет».
См.: Уголовный кодекс Албании, статья 212 («Вступление в сговор с целью осуществления военной интервенции»):
«Вступление в сговор с иностранными державами или государствами с целью осуществления военной интервенции на территорию Республики Албания наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».
См.: Уголовный кодекс Норвегии, статья 84:
«Любое лицо, неправомерно развязывающее или содействующее развязыванию войны или военных действий против Норвегии или любого государства, являющегося союзником Норвегии во время войны, подлежит заключению на срок не менее пяти лет или лишению свободы на срок не менее пяти лет, но не более 21 года».
См.: Уголовный кодекс Болгарии, статья 98:
«1. Лицо, оказывающее пособничество иностранному государству или публичной группе за рубежом в ведении войны или осуществлении иного враждебного акта, направленного против Республики, наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.
См.: Уголовный кодекс Гвинеи, статья 80:
«Подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет любое лицо:
«Подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет любое лицо:
«Подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от десяти до двадцати лет любое лицо:
См.: Уголовный кодекс Румынии, статья 279 («Враждебные деяния против иностранного государства»):
IV. Модель измены государству
В отличие от предыдущих моделей, затрагивающих внешние, международные проявления поведения государств, данная модель ставит акцент на феномене измены государству, тесно связанном с гражданством, то есть стабильной связи между государством и его гражданами. В этой связи данная модель, в отличие от предыдущих, не регулируется международным правом непосредственно и, по существу, обусловлена соответствующими нормами национального уголовного права. По сути, данная модель затрагивает взаимоотношения между государством и его гражданами, в результате чего государство оказывается вовлеченным в международный вооруженный конфликт либо его положение осложняется, если это государство уже находится в вооруженном конфликте с другим государством.
Эта модель является достаточно популярной на национальном уровне: она отражена как минимум в семи из рассматриваемых уголовных законов. Так, статья 80(1) Уголовного кодекса Австралии гласит:
лицо совершает преступление, называемое изменой, если оно: «. (d) развязывает войну или совершает любое деяние, направленное на развязывание войны против содружества; или (e) обладая намерением оказать содействие, участвует в совершении любого деяния, посредством которого оказывается содействие противнику: (i) с которым содружество находится в военных взаимоотношениях, независимо от того, было ли объявлено состояние войны; и (ii) при наличии прокламации, посредством которой для целей настоящего пункта констатируются военные взаимоотношения между противником и содружеством; или (f) обладая намерением оказать содействие, участвует в совершении любого деяния, посредством которого оказывается содействие: (i) другому государству; или (ii) организации, участвующей в ведении военных действий против вооруженных сил Австралии; или (g) подстрекает лицо, не являющееся гражданином Австралии, к совершению вооруженного вторжения в содружество или на территорию, принадлежащую содружеству; или (h) формирует намерение совершить любое из деяний, указанных в предыдущих пунктах, и проявляет это намерение путем совершения объективного деяния».
В соответствии со статьей 80(1), за совершение данного преступления предусматривается пожизненное лишение свободы.
Текст Закона опубликован по адресу: URL: http:// www.planalto.gov.br/ ccivil/ LEIS/ L7170.htm#art35.
Если бы статьи 1 и 2 главы 19 Уголовного кодекса Швеции и статья 271 Уголовного кодекса Румынии не назывались недвусмысленно «Измена государству», их можно было бы отнести к модели территориальной неприкосновенности и политической независимости, рассмотренной выше. Особенно очевидно, что статья 271 Уголовного кодекса Румынии охраняет единство и неделимость государства, суверенитет и независимость, а также обеспечивает уголовно-правовыми средствами иммунитет государства от иностранной военной оккупации, причинения ему экономического или политического ущерба, подрыва способности государства осуществлять самооборону в случае вооруженных нападений со стороны иностранных государств. Вместе со статьей 279 («Враждебные деяния против иностранного государства», см. выше) данная статья сводит риск участия Румынии в международном вооруженном конфликте к минимуму, за исключением случаев исполнения обязательств, проистекающих из ее обязательств по международному праву.
См.: Уголовный кодекс Швеции, глава 19 («О преступлениях против безопасности государства»):
«Статья 1. Лицо, применяющее насильственные или иные неправомерные средства или действующее с иностранной помощью с намерением подвести государство под иностранное господство или в зависимость от иностранной державы либо с целью отделения части государства таким образом и предпринимающее действие, создающее опасность реализации такого намерения, подлежит наказанию за измену в виде лишения свободы сроком на десять лет или пожизненно либо, в случае незначительной опасности, на срок от четырех до десяти лет.
Статья 2. Лицо, применяющее насильственные средства или действующее с иностранной помощью и создающее опасность вовлечения государства в войну или иные военные действия, если его деяние не представляет собой измену, подлежит наказанию за призывы к войне в виде лишения свободы на срок от двух до восьми лет».
См.: Уголовный кодекс Румынии, статья 271 («Измена государству»):
«Деяние румынского гражданина, лица без гражданства, проживающего в Румынии, или иностранца, работающего в пользу румынского государства, состоящее в установлении отношений с иностранной державой или организацией либо их агентами в целях уничтожения либо подрыва единства, неделимости, суверенитета или независимости государства, совершаемое путем призыва к войне против государства или содействия иностранной военной оккупации, либо путем экономического или политического давления или подрыва способности государства к самообороне, либо путем подчинения иностранной державе, наказывается пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок от 15 до 25 лет с лишением определенных прав».
См.: Уголовный кодекс Франции, статья 411(4):
«Передача сведений иностранной державе, иностранному предприятию или организации, или предприятию или организации, находящимся под иностранным контролем, или их агентам с целью провокации военных действий или актов агрессии против Франции наказывается лишением свободы сроком на тридцать лет и штрафом в размере 450000 евро.
То же наказание применяется за предоставление средств иностранной державе, иностранному предприятию или организации, или предприятию или организации, находящимся под иностранным контролем, или их агентам для развязывания военных действий или совершения актов агрессии против Франции».
См.: Уголовный кодекс Японии, статья 81 («Подстрекательство к иностранной агрессии»):
«Лицо, вступающее в сговор с иностранным государством и тем самым помогающее этому государству в применении военной силы против Японии, наказывается смертной казнью».
См.: Уголовный кодекс Нигерии, глава 6 («Измена государству и некоторые другие преступления»):
«37. (1) Любое лицо, развязывающее войну против государства с целью запугивания президента или губернатора штата, виновно в измене государству и подлежит наказанию в виде смертной казни.
(2) Любое лицо, вступающее в сговор с любым лицом в Нигерии или за ее пределами для развязывания войны против государства с целью развязывания такой войны, которая представляла бы собой измену государству, если бы это деяние было совершено гражданином Нигерии, виновно в измене государству и подлежит наказанию в виде смертной казни.
(3) Ничто в настоящей статье не препятствует квалификации любого деяния в качестве измены государству в соответствии с правом Англии, действующим в Нигерии.