Что понимается под простой сенсомоторной реакции
Что понимается под простой сенсомоторной реакции
ртпуфбс й умпцобс уеоупнпфптобс теблгйс
йЪНЕТЕОЙЕ РБТБНЕФТПЧ ЧТЕНЕОЙ РТПУФПК УЕОУПНПФПТОПК ТЕБЛГЙЙ (рут) РПЪЧПМСЕФ ПРТЕДЕМЙФШ ВЩУФТПФХ Й УФБВЙМШОПУФШ НПФПТОПЗП-УЕОУПТОПЗП ТЕБЗЙТПЧБОЙС. ч ЛБЮЕУФЧЕ УФЙНХМПЧ ЙУРПМШЪХАФУС УЧЕФПЧЩЕ Й ЪЧХЛПЧЩЕ УФЙНХМЩ, ТБЪМЙЮОПК ЙОФЕОУЙЧОПУФЙ (ПВЩЮОП ЬФП УМБВЩК Й УЙМШОЩК УЙЗОБМЩ).
рТПГЕДХТБ ЬЛРЕТЙНЕОФБ: ЙУРЩФХЕНПНЩК ХДЕТЦЙЧБЕФ Ч ОБЦБФПН РПМПЦЕОЙЙ «УФБТФПЧХА» ЛОПРЛХ. ч НПНЕОФ РТЕДЯСЧМЕОЙС УФЙНХМБ (ЪЧХЛПЧПЗП ЙМЙ УЧЕФПЧПЗП) ЕНХ ОЕПВИПДЙНП ЛБЛ НПЦОП ВЩУФТЕЕ ОБЦБФШ «ЖЙОЙЫОХА» ЛОПРЛХ.
чТЕНС РТПУФПК УЕОУПНПФПТОПК ТЕБЛГЙЙ (рут) = (мр + нр), ХУТЕДОЈООПЕ РП УЕТЙСН ТБЪМЙЮОПК НПДБМШОПУФЙ (ЪТЙФЕМШОПК Й УМХИПЧПК) Й РП ТБЪОПК ЙОФЕОУЙЧОПУФЙ УЙЗОБМБ (УМБВЩК Й УЙМШОЩК), ЕУФШ ПУОПЧОПК РПЛБЪБФЕМШ ВБЪПЧЩИ (РТЙТПДОЩИ) УЛПТПУФОЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК ЮЕМПЧЕЛБ. уЛПТПУФОЩЕ ЧПЪНПЦОПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ (ПФТБЦЈООЩЕ Ч ЬФПН РПЛБЪБФЕМЕ), ПУПВЕООП Ч ЙИ НПФПТОПК ЮБУФЙ, СЧМСАФУС Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ РТЙТПДОЩНЙ Й НБМП ЙЪНЕОСЕНЩНЙ РПД ЧПЪДЕКУФЧЙЕН ФТЕОЙТПЧЛЙ УЛПТПУФОЩНЙ УРПУПВОПУФСНЙ ЮЕМПЧЕЛБ, ЛПФПТЩЕ ЧНЕУФЕ У ФЕН ПУМБВЕЧБАФ У ЧПЪТБУФПН (ОБЮЙОБС УП ЪТЕМПЗП).
фБЛЙН ПВТБЪПН, Ч уут ХУМПЦОСЕФУС РТПГЕУУ ЙДЕОФЙЖЙЛБГЙЙ УЙЗОБМБ, РЕТЕТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ Й ФБЛЦЕ ХУМПЦОСЕФУС РТПГЕУУ РТПУФТБОУФЧЕООПК ЛППТДЙОБГЙЙ. ьФП, Ч УТБЧОЕОЙЙ У рут, НПЦЕФ РТЙЧПДЙФШ Л ХЧЕМЙЮЕОЙА ЛБЛ МБФЕОФОПЗП (мр), ФБЛ Й НПФПТОПЗП (нр) РЕТЙПДПЧ уут. рП ДБООЩН ч.ч.оЙЛБОДТПЧБ Й ч.ч.оПЧПЮБДПЧБ, ОБМЙЮЙЕН РПДПВОПЗП МПЗЙЮЕУЛПЗП ЛПНРПОЕОФБ ПВЯСУОСАФУС ПВОБТХЦЕООЩЕ ОБНЙ УЧСЪЙ РПЛБЪБФЕМС УЕОУПТОПК ВЩУФТПФЩ У ТЕЪХМШФБФБНЙ ЧЩРПМОЕОЙС НЩУМЙФЕМШОЩИ ЪБДБОЙК, Ч ЮБУФОПУФЙ НЕФПДЙЛ «рТПУФЩЕ БОБМПЗЙ» Й «уМПЦОЩЕ БОБМПЗЙ».
оЙЪЛБС ВЩУФТПФБ (ВПМШЫПЕ ЧТЕНС) УЕОУПТОПК ВЩУФТПФЩ (1-2 ВБММБ РП УЕНЙВБММШОПК ЫЛБМЕ) Ч уут УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П РТПФЙЧПРПЛБЪБОЙСИ Л ТБВПФБН, ФТЕВХАЭЙН ФПОЛПЗП Й ВЩУФТПЗП ЧЩВПТБ, ОБРТЙНЕТ, ДЙУРЕФЮЕТПЧ, ЧПДЙФЕМЕК УЛПТПУФОПЗП ФТБОУРПТФБ, ТБВПФОЙЛПЧ ПРПТОЩИ РХОЛФПЧ зйвдд, ЛПНБОДЙТПЧ НПВЙМШОЩИ ЗТХРР пнпоБ, УРЕГОБЪБ, ВПКГПЧ РТЙ ЧЩВПТЕ ГЕМЙ ДМС УФТЕМШВЩ Й Ф.Д. ч УРПТФЕ – Ч ПУОПЧОПН, ЧУЕ ЛПММЕЛФЙЧОП-ЙЗТПЧЩЕ ЧЙДЩ (ИПЛЛЕК, ЖХФВПМ, ЧПМЕКВПМ, ВБУЛЕФВПМ Й Ф.Д.). чЩУПЛБС УЕОУПТОБС ВЩУФТПФБ уут (6-7 ВБММПЧ) ВМБЗПРТЙСФУФЧХЕФ ХУРЕЫОПУФЙ ПЧМБДЕОЙС ЧЩЫЕХЛБЪБООЩНЙ УРЕГЙБМШОПУФСНЙ. ч УТБЧОЕОЙЙ У рут УФБВЙМШОПУФШ уут РБДБЕФ Ч ПУОПЧОПН ЪБ УЮЈФ ХЧЕМЙЮЕОЙС НПФПТОПК ОЕУФБВЙМШОПУФЙ. чТЕНС ОБЦБФЙС ОБ ЛТБКОЙЕ ЛМБЧЙЫЙ ЛБЛ РТБЧЙМП ВПМШЫЕ, ЮЕН ОБ ГЕОФТБМШОХА. фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧЩУПЛБС НПФПТОБС УФБВЙМШОПУФШ уут СЧМСЕФУС ЛПУЧЕООЩН РПЛБЪБФЕМЕН ХУРЕЫОПУФЙ ЖПТНЙТПЧБОЙС ДЧЙЗБФЕМШОПЗП ОБЧЩЛБ Ч ХУМПЧЙСИ ТБУЫЙТЕОЙС УЕОУПНПФПТОПЗП РПМС ТЕБЗЙТПЧБОЙС. оЙЪЛБС НПФПТОБС УФБВЙМШОПУФШ уут НПЦЕФ УЧЙДЕФЕМШУФЧПЧБФШ П ОЙЪЛПН ЛППТДЙОБГЙПООПН РПФЕОГЙБМЕ, ЙОЕТФОПУФЙ РТПГЕУУБ ЖПТНЙТПЧБОЙС ДЧЙЗБФЕМШОПЗП ОБЧЩЛБ.
рП ДБООЩН ч.ч.оЙЛБОДТПЧБ Й ч.ч.оПЧПЮБДПЧБ, УППФОПЫЕОЙЕ РПЛБЪБФЕМЕК ВЩУФТПФЩ Й УФБВЙМШОПУФЙ уут, ЛБЛ Й Ч рут, СЧМСЕФУС ЛПУЧЕООЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЬЛУФТБЧЕТУЙЙ Й ЙОФТБЧЕТУЙЙ: ЧЩУПЛБС ВЩУФТПФБ (6-7 ВБММПЧ) Й ОЙЪЛБС УФБВЙМШОПУФШ (1-2 ВБММБ) УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ Ч РПМШЪХ ЬЛУФТБЧЕТУЙЙ. оБРТПФЙЧ, УПЮЕФБОЙЕ ОЙЪЛПК ВЩУФТПФЩ (1-2 ВБММБ) Й ЧЩУПЛПК УФБВЙМШОПУФЙ (6-7 ВБММПЧ) СЧМСЕФУС Ч ВПМШЫЕК УФЕРЕОЙ РТПСЧМЕОЙЕН ЙОФТБЧЕТУЙЙ. ч ФЕИ ЧЙДБИ УРПТФБ, ЗДЕ ВЩУФТПФБ уут СЧМСЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ ЖБЛФПТПЧ, ПРТЕДЕМСАЭЙИ ХУРЕЫОПУФШ ДЕСФЕМШОПУФЙ, УФБВЙМШОПУФШ уут СЧМСЕФУС ДПУФБФПЮОП ЙОЖПТНБФЙЧОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗПФПЧОПУФЙ УРПТФУНЕОБ Л УПТЕЧОПЧБОЙСН.
тЕБМЙЪБГЙС НЕФПДЙЛЙ Ч РТПЗТБННОПН ЛПНРМЕЛУЕ «ьЛУРЕТЙНЕОФБМШОЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС Ч РУЙИПМПЗЙЙ»
чБТЙБОФ РТПУФПК Й УМПЦОП УЕОУПНПФПТОПК ТЕБЛГЙЙ ТЕБМЙЪПЧБО НЕФПДЙЛЕ «223 уЕОУПНПФПТОЩЕ ТЕБЛГЙЙ (рут Й уут)». вПМЕЕ РПДТПВОПЕ ПРЙУБОЙЕ Й ЙОУФТХЛГЙА НПЦОП РПУНПФТЕФШ Ч РБОЕМЕ РПДЗПФПЧЛЙ Л РТПЧЕДЕОЙА НЕФПДЙЛЙ.
мЙФЕТБФХТБ
СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ
Полезное
Смотреть что такое «СЕНСОМОТОРНАЯ РЕАКЦИЯ» в других словарях:
Сенсомоторная реакция — двигательная реакция в ответ на действие сенсорного раздражителя … Словарь по психогенетике
КООРДИНАЦИЯ СЕНСОМОТОРНАЯ — [см. координация и сенсомоторный] динамическая координация как ответная двигательная реакция на зрительно воспринимаемый движущийся объект, когда непрерывны как зрительное восприятие, так и движение, в процессе взаимодействия которых движение… … Психомоторика: cловарь-справочник
Сенсомоторные процессы — комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей. К их числу относятся: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная координация … Психология человека: словарь терминов
ССМР — сложная сенсомоторная реакция … Словарь сокращений и аббревиатур
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… … Энциклопедия Кольера
Гемифлоксацин — (Gemifloxacin) Химическое соединение … Википедия
Образование — (англ. education) составная часть и одновременно продукт социализации. О. стоит на фундаменте научения, которое протекает в ходе социализации. Его отличие от процессов спонтанного научения в целенаправленном и ускоренном развитии тех или иных … Педагогический терминологический словарь
Что понимается под простой сенсомоторной реакции
Сенсомоторная интеграция – конвергенция сенсорных и моторных сигналов на нейронах лобной коры, обеспечивающая точную ориентацию человека в пространстве [1; 2]. Сенсомоторная интеграция лежит в основе всех психических процессов, любой двигательной активности и в конечном итоге является физиологической основой картины мира индивидуума. Она формируется постепенно в раннем онтогенезе еще до рождения и постоянно корректируется на протяжении всей жизни [3; 4]. Точность сенсомоторной интеграции и ее изменения предопределяются качеством тормозных процессов, которые, в свою очередь, зависят от процессов созревания в мозге и специфики воспитания. Тормозные процессы являются основой гибкости нервной системы, ограничивая одни процессы, что позволяет формироваться новым связям и новому поведению.
Именно тормозные процессы формируются одними из последних, поскольку зависят от созревания нейронов префронтальной коры [5; 6].
Сенсомоторную интеграцию можно оценить с помощью простой и сложной сенсомоторных реакций, которые выявляют реагирование испытуемого на стимулы различной степени сложности в различных экспериментальных условиях. В этом случае в простой сенсомоторной реакции вырабатывается определенная реакция испытуемого, например ему предлагается нажимать на клавишу «пробел» при появлении каждого стимула на экране компьютера. Затем в рамках сложной сенсомоторной реакции запрещается реагировать на один из стимулов, на которые ранее испытуемый обязан был реагировать. В этом случае количество ошибочных реакций может служить измерителем тормозных процессов у человека.
Наибольший интерес представляет изучение сочетания сформированности сенсомоторной интеграции, тормозных процессов и рабочей памяти у дошкольников, поскольку в этом возрасте все эти процессы находятся только в стадии формирования. Более того, эти процессы зависят не только от внутренних генетических процессов развертывания программы развития организма, но и от многочисленных влияний, определяемых отношением к ребенку ближайшего окружения, наличия необходимых для жизнедеятельности организма питательных веществ и т.д. Это и будет предопределять разброс данных, который наблюдается во всех исследованиях, где испытуемыми являются дети.
Цель исследования состояла в сравнении параметров простой и сложной сенсомоторных реакций и параметров рабочей памяти у детей 5-6 лет. Оба эти процесса зависят от формирования сенсомоторной интеграции и тормозных механизмов, а потому встал вопрос об общности или различии этих механизмов.
Материалы и методы исследования
В процессе работы были обследованы 58 детей нормативного развития (32 девочки, 26 мальчиков, возраст 5,8±0,6 года), посещающих ДОУ в Санкт-Петербурге.
Исследование состояло из двух частей: сначала проводилась оценка сенсомоторной интеграции, затем изучение объема и интерференции в рабочей памяти.
Сначала были оценены параметры простой и сложной сенсомоторных реакций с помощью методики РеБОС [10]. Под простой сенсомоторной реакцией понималась максимально быстрая ответная реакция ребенка на предъявляемый раздражитель. В данном случае реакция представляла собой нажатие на клавишу «пробел» при каждом появлении на экране компьютера круга любого цвета. Под сложной сенсомоторной реакцией понималось изменение реагирования, связанное с тем, что ребенку запрещалось нажимать на клавишу «пробел» при появлении кругов красного цвета, хотя ранее он уже привык реагировать на этот стимул. Предполагается, что в данном случае можно оценить эффективность тормозных процессов в центральной нервной системе. Оценивались в каждом случае время реакции в мс и число пропусков (отсутствие реакции ребенка на предъявляемый стимул, на который ожидалась его реакция). В сложной сенсомоторной реакции дополнительно оценивалось число ошибок, то есть реагирование на появление круга красного цвета.
Для того чтобы убедиться, что ребенок понял инструкцию, до выполнения этих реакций проводилась тренировочная серия, состоящая из 8 стимулов, появляющихся через один интервал.
Если в тренировочной серии стимулы появлялись через один и тот же интервал, то в экспериментальных сериях у потока сигналов была фрактальная структура.
Для оценки объема и интерференции в рабочей памяти использовали компьютеризированную методику запоминания зрительно предъявленных стимулов [11]. Ребенку трижды предъявляли один и тот же набор стимулов (в разной последовательности при каждом предъявлении). При первом предъявлении на экране в случайном порядке появлялись три стимула из набора в 30 объектов живого мира разных категорий, разного цвета и разного пространственного расположения (бабочки, листья, цветы и т.д.). Ребенок на сенсорном экране нажимал на объект. Согласно инструкции, можно было нажимать лишь на тот объект, на который ранее не было нажатий. Повторное нажатие на один и тот же объект приводило к завершению предъявления. Время выполнения задания не регламентировалось.
Для статистической обработки данных использовали пакет программ IBM SPSS Statistics Ver.22. Проводилась качественная обработка и регрессионный анализ полученных данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Изменение объема рабочей памяти в трех попытках представлено в таблице 1.
Объем рабочей памяти детей 5-6 лет в трех попытках (среднее и стандартное отклонение)