Что понимается под публичным кредитом
Понятие публичного кредита
Учение о публичных финансах с момента его окончательного оформления состояло из трех частей: государственные расходы, источники удовлетворения государственных расходов (доходы) и государственный кредит, который также имел целью удовлетворение государственных расходов. Со временем государственный кредит превратился в специфическую область знаний[474].
Публичный (государственный и муниципальный) кредит в современной доктрине финансового права понимается в широком и узком смысле.
В широком смысле публичный кредит определяется как отношения, в которых публично-правовое образование (государство и муниципальное образование) выступает должником (заемщиком) или кредитором (займодавцем), а также гарантом. В узком смысле публичный кредит означает заимствование публично-правовым образованием средств у населения либо иностранных государств, кредитных организаций, иных лиц, т. е. сводится к вопросам государственного (муниципального) долга (схема 5.1).
Обобщенное легальное определение государственного (муниципального) кредита отсутствует.
Доктринальные определения публичного кредита могут рассматривать его как с экономической, так и с правовой точки зрения. Государственный кредит как экономическая категория – система отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов, или совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта[475].
Государственный кредит как правовая категория – это самостоятельный институт бюджетного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения по привлечению государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности.
Часто публичный (государственный и муниципальный) кредит именуют институтом финансового права в целом, т. е. помещают его за рамки бюджетного права. Однако следует признать, что в настоящее время публичные заимствования, кредиты и гарантии не существуют вне бюджетных правоотношений и всегда отражаются в бюджетном учете. За пределами правового регулирования бюджетного законодательства находятся отношения, связанные с общими вопросами эмиссии и обращения ценных бумаг[476], но БК РФ содержит отсылку на специальный закон, регулирующий особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Данный закон является составной частью бюджетного законодательства[477].
Законодательством Российской Федерации утверждено несколько легальных определений для фрагментов государственного кредита: понятия государственного долга, внешних долговых требований, бюджетного кредита, государственных заимствований, целевого иностранного кредита и его разновидностей, к которым относятся связанные кредиты иностранных государств, нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Государственный (муниципальный) долг представляет собой обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием[478].
Внешние долговые требования Российской Федерации – финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором[479].
Бюджетный кредит – денежные средства, предоставленные бюджетом другому бюджету, юридическому лицу, иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе[480].
Государственный финансовый кредит – форма бюджетного кредита, когда Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных межправительственным соглашением[481].
Государственный экспортный кредит – форма бюджетного кредита, когда за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика, в объеме и на условиях, предусмотренных межправительственным соглашением (противоположность – связанный и нефинансовый кредит)[482].
Государственные заимствования Российской Федерации (внутренние и внешние) – государственные займы, осуществленные путем выпуска государственных ценных бумаг, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и иных субъектов международного права[483].
Целевой иностранный кредит – вид государственных заимствований, который представляет собой форму финансирования проектов, включенных в специальную государственную программу, путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями данных проектов на возвратной и возмездной основе[484].
Связанные иностранные кредиты (иностранных государств или граждан) – целевые кредиты, при которых закупки осуществляются в основном в стране кредитора[485].
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций – целевые кредиты для инвестиционных проектов или структурных реформ при участии и за счет международных финансовых организаций[486].
Государственная (муниципальная) гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование обязаны при наступлении гарантийного случая уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета согласно условиям даваемого гарантом обязательства[487].
Понятие, виды и формы публичного кредита.
Государственный (муниципальный) кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах а) добровольности, б) срочности (e.g. 3 года для предоставляемых бюджетных кредитов), в) возмездности и г) возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Государственный (муниципальный) кредит:
Основная цель государственного (муниципального) кредита – финансирование бюджетного дефицита.
Источники правового регулирования:
1) КРФ (ч. 4 ст. 75 – принцип добровольности займа: «Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе»).
2) БК РФ;
3) ФЗ от 1998 г. N136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
4) Закон о бюджете на текущий бюджетный год;
5) Международные соглашения;
6) ГК РФ (основные понятия – e.g. облигация) – в субсидиарном порядке.
Виды бюджетного кредита (т.е. публичного кредита, где гос-во – кредитор; см. виды и формы займов (гос-во – заёмщик) в вопросе 36):
2) В зависимости от уровня бюджетной системы: а) выданные РФ, б) выданные субъектами, в) выданные муниципальными образованиями.
Формами публичных кредитов (т.е. где государство – кредитор) могут выступать:
2) Государственный экспортный кредит – то же, что и выше, но для заёмщика – экспортёра
Ч.2 ст. 125 БК РФ: «Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в качестве отдельного приложения к указанному закону».
3) Государственные и муниципальные гарантии (ст. 115 БК РФ) – обеспечивают: а) требования по обязательствам принципала, б) покрытие ущерба при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера; порядок и условия их предоставления – в соответствии с законом / решением публичного образования о бюджете на очередной год; решением Правительства, высшего исполнительного органа субъекта и местной администрации; договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.
Условия: 1) проведение анализа финансового состояния принципала; 2) предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств; 3) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом.
И др.
Публичный долг: понятие, виды, формы, порядок обслуживания.
Виды:
1) По виду заёмных средств (из ст. 6 БК): а) внешний (обязательства в иностранной валюте; исключения – обязательства субъектов и муниципальных образований перед РФ в иностранной валюте в рамках целевых иностранных кредитов) и б) внутренний (обязательства в валюте РФ + исключения из а) ).
2) По сроку, когда требование «созреет»: а) капитальный, б) текущий (подлежит уплате в текущем бюджетном году)
3) По характеру должника:
а) Государственный долг РФ (ст. 98 БК) – а) по кредитам РФ от кредитных организаций, иностранных государств, МФО и др. субъектов МП, иностранных юриков, б) по государственным ценным бумагам, в) по бюджетным кредитам из других бюджетов и др.,
б) Долг субъекта РФ (ст. 99 БК) – а) по ценным бумагам субъекта, б) бюджетным кредитам других бюджетов, в) кредитам, полученным субъектом от кредитных организаций, иностранных банков и МФО.
в) Долг муниципального образования (ст. 100 БК) – а) по муниципальным ценным бумагам, б) по бюджетным кредитам от других бюджетов, в) кредитам от кредитных организаций.
* В долг каждого из должников также входят обязательства по соответствующим гарантиям – государственной, субъекта и муниципальной. Также, нужно знать, что в структура государственного долга не содержит numerus clausus долговов, ибо ст. 98 к нему отнесены долги по: «иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации».
г) * – Рыжкова: долг государственных предприятий.
Формы:
Виды займов:
1) По срокам привлечения (из БК):
а) Краткосрочные (РФ, субъект и муниципальщина – меньше 1 года)
б) Среднесрочные (РФ, субъект и муниципальщина – 1 – 5 лет)
+ Рыжкова: текущие и бессрочные (рентные или пожизненные).
а) Процентные («купонные»; доход будет всегда).
б) Выигрышные (лотерейные; как повезет).
в) Смешанные
3) По форме обращения:
а) Рыночные (свободно обращаются).
б) Нерыночные (именные с вытекающей передачей по цессии).
в) Специальные выпуски (?).
4) По признаку держателей ценных бумаг:
а) Реализуемые среди населения;
б) Реализуемые среди юридических лиц;
в) Универсальные займы (как для физ., так и для юр лиц).
5) По форме эмиссии:
а) Облигационные;
б) Безоблигационные (запись по счёту депозитария).
6) По методам определения дохода – могут выпускаться:
а) С твердым доходом;
б) С плавающим доходом.
* Когда ЦБ – кредитор по займу или кредиту, то такими деньгами нельзя финансировать дефицит бюджетов бюджетной системы РФ.
Условия: 1) проведение анализа финансового состояния принципала; 2) предоставление принципалом обеспечения исполнения обязательств; 3) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед гарантом.
Управление долгом (Рыжкова) – совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Обычно под обслуживание понимают: а) своевременные платежи процентов, б) уплата в срок основной суммы долга. Когда обслуживание невозможно нужна реструктуризация.
Методы управления (в т.ч. – реструктуризации):
Методы проведения конверсии (фактически – обмен старых государственных бумаг на новые):
Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 2314 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Публичный кредит и долг: правовые основы, понятие, значение
Особенности исследования публичного кредита
Для публичного кредита свойственно выступать в качестве ключевого элемента финансовой структуры РФ – кредита. Иная его часть – это банковский кредит. Для публичного кредита свойственно выступать в качестве сложносоставного понятия, в которое входит не только государственный кредит, но и муниципальный кредит. Публичные кредиты и публичные долги выступают в качестве взаимосвязанных явлений. Их важно изучать со стороны таких философский категорий, как следствие и причина.
В качестве публичного долга выступает следствие работы публичных кредитов и одно из его юридических последствий. Для публичного кредита свойственно вместе с иными методами использоваться для того, чтобы привлекать дополнительные денежные средства в распоряжении страны и решать разные финансовые проблемы. И тут важно отметить, что непосредственно понятие публичного кредита имеет отношение к понятию кредита в виде части и целого и служит отражением самых существенных свойств и признаков последнего.
Современный русский язык сохранил для термина «кредит» свою ключевую суть. Данный термин определяют как ссуду, предоставление ценностей в долг, коммерческое доверие. Исходя из этого, в широком смысле кредит выступает в качестве предоставления денег или товаров в долг на конкретное время на условиях возмездности и возвратности. В большинстве ситуаций в качестве вознаграждения за то использование кредита устанавливается в форме процента.
Исследование публичного кредита допустимо в ряде направлений.
В качестве экономической категории публичные кредиты выступают как система экономических денежных отношений, которые возникают из-за привлечения государством и рядом муниципальных образований на добровольной и платной основе в целях временного использования свободных денежных средств компаний и физических лиц для того, чтобы сформировать ссудный фонд. Тут же важно отметить, что наряду с этим для публичного кредита свойственно выступать в качестве самостоятельного института финансового права и компетентного института законодательства РФ. Как правило, публичные кредиты используют вместе с рядом иных способов для того, чтобы привлечь дополнительные денежные ресурсы в распоряжение государства и решать стоящие перед ним проблемы. Прежде всего, это проблемы бюджетного дефицита, иными словами, достижения баланса доходов и расходов бюджета. Ряд отдельных вопросов, которые имеют отношение, к примеру, к порядку заключения определенных договоров государственного займа, отражены в ГК РФ, ст.817. Но в свою очередь это нельзя воспринимать в противовес выводам относительно того, что государственные (муниципальные) кредиты выступают в качестве самостоятельных финансово-правовых институтов. Это находит подтверждение в верховенстве государства в контроле самой организации публичных кредитов; среди главных целей работы этих финансово-правовых институтов, в качестве которых выступает решение проблем погашения бюджетного дефицита и контроль отношений денежно-кредитного характера, иными словами, рядом публичных целей их работы; в применении как ключевых императивных методов контроля отношений такого рода; в обязательном участии страны или уполномоченных им органов как субъектов правоотношений, которые мы рассматриваем в данном материале. Все перечисленные аспекты отличают их гражданских правоотношений.
Для публичного кредита также свойственно изучение и в правовом направлении. Уделим особое внимание характеристике двух ключевых частей публичных кредитов. Речь идет о государственных кредитах и муниципальных кредитах, так как данные понятия воспринимаются финансово-правовой наукой в качестве наиболее традиционных, кроме этого, в качестве получивших законодательное закрепление.
Следует обратить внимание, что в виде совокупности финансово-экономических отношений кредиты такого типа всегда имели развитие в экономической науке и науке финансового права в виде отношений между страной и рядом юридических и физических лиц, в которых для публично-правового образования свойственно было выступать в виде заемщика денежных средств данных субъектов, которые являются временно свободными.
Одновременно с этим ни экономическая теория, ни теория финансового права не исключали вероятность участия государства в области международных кредитных взаимоотношений не только в виде заемщика, но и в виде кредитора в отношениях. Но БК РФ в гл.15 относительно узко использует понятие государственного кредита. Если сравнивать с экономической и финансово-правовой теорией, данный термин применим только к ряду отношений, где государство предстает как кредитор. В ситуациях же, когда государство предстает как заемщик временно свободных денежных средств ряда юридических и физических лиц, а также иностранных государств, БК РФ трактует данные отношения как по государственному заимствования и долговые обязательства. Данное отношение законодателя относительно изменений традиционных подходов к теории государственного кредита не имеет никаких аргументов.
Исходя из этого, наиболее полным со стороны экономической теории и науки финансового права будет определить сущность кредита как ряд отношений, где происходит заимствование государством временно свободных денежных средств у ряда иных лиц на добровольных, срочных, возмездных и возвратных началах для того, чтобы использовать их на ряд общественно важных целей.
И тут стоит отметить, что в любой ситуации, когда государство является только заемщиком или когда дает ряд гарантий третьим лицам, суть отношений в направлении государственных кредитов сводится к тому, что это ряд отношений относительно заимствования временно свободных денежных средств, обязательства по которым исполняет государство, осуществляя при этом работу казны и суверена.
Учитывая перечисленные финансово-правовые признаки, с правовой стороны в качестве публичного (государственного, муниципального) кредита выступает ряд отношений, которые урегулированы правовыми нормами, относительно аккумуляции государством и муниципальными образованиями денежных средств юридических и физических лиц и ряда других субъектов, которые являются свободными, на добровольных, срочных, возмездных и возвратных началах для того, чтобы покрыть бюджетный дефицит, регулировать денежное обращение и удовлетворить другие публичные интересы.
Отличия публичного кредита от частного
Ряд принципов срочности, возвратности и возмездности, которые являются базисом отношений относительно публичного кредита, являются характерными для любых отношений кредитной направленности. Но между публичными и частными кредитами есть ряд существенных отличий как экономического, так и правового характера. Ряд отличительных черт данных видов кредита являются еще одним обоснование теоретического вывода относительно независимости финансово-правового института публичных кредитов.
Так, во-первых, основной особенностью публичных кредитов является непроизводительное использование капитала, потому что ряд средств, которые привлекаются при такого рода кредите, как правило, не принимают участие в производстве материальных ценностей, а служат для покрытия бюджетного дефицита. В качестве средств для того, чтобы погасить проценты за то, что пользуются публичным кредитом, выступают или налоги или ряд новых займов.
Характерная же черта банковских кредитов заключается в производительном использовании ссудных фондов. Это дает возможность и погашать кредит, и выплачивать ряд вознаграждений за использование ссуды за счет роста во время производства прибавочной стоимости. Для отношений банковских кредитов свойственно иметь в качестве следствия заключение договоров банковских ссуд, а как результат госкредитных операций – внутренний и внешний государственный долг, который выступает в качестве объекта финансовых правоотношений. Также во время муниципального кредита создается муниципальный внутренний долг.
Во-вторых, отношения при публичных кредитах во главу угла ставят государство, не принимая во внимание то, для публично-территориальных образований свойственно выступать в виде заемщика, а не кредитора. Во время банковских кредитов, напротив, для кредитора свойственно иметь всю полноту прав относительно применения мер принуждения, которые предоставлены им законом в ситуациях недобросовестности должников.
В-третьих, из-за особой роли государства им заключается ряд долгосрочных займов без обеспечения их определенным займом, в то время как во время заключения договоров долгосрочных банковских ссуд важно предоставлять залог.
В-четвертых, во время банковского кредита договоры банковских ссуд заключаются, как и любые другие гражданско-правовые договоры, на условиях, когда стороны равны. Использование принципов диспозитивности в контроле отношений относительно банковских кредитов является совершенно несовместимым с частями принуждения во время заключения кредитных сделок. В ситуациях же, когда кредиты публичные, принуждение в ряде ситуаций допустимо, а именно, когда заключается займ. Речь идет о государственных займах, которые выпущены во время Великой Отечественной войны и размещены среди населения по подписке.
Значение использования публичного кредита
Разберемся более детально, с чем же связана необходимость использовать публичные кредиты. В качестве основной причины выступает нехватка доходов бюджета для того, чтобы покрыть государственные и муниципальные расходы. Любой социум имеет ряд объективных и субъективных противоречий между размерами бюджетных доходов и расходов. Вполне ясно, что для того, чтобы реализовать публичные заемно-кредитные операции важно иметь временно свободные денежные средства юридических лиц и граждан. Используя данные средства, как кредитные ресурсы, мы даем возможность государству не заниматься эмиссионной деятельностью, а как следствие, роль публичных кредитов состоит в том, что они могут являться одним из факторов улучшения денежных обращений, роста расчетов в безналичной форме, укрепления внутренней валюты. Исходя из этого, значение публичных кредитов очень обширно.
Важно отметить, что в качестве финансово-экономических предпосылок осуществления отношений относительно государственных (муниципальных) кредитов выступает специфика формирования доходов, факт наличия разрыва во времени их получения и эксплуатации компаниями и людьми, а также ряд правовых закреплений возможностей использования данных средств публично-территориальными образованиями как кредитными ресурсами.
Особенности исследования понятия «публичный долг», его правовые основы
Публичные кредиты имеют прямое отношение к таким финансово-правовым категориям, как публичные долги. Во время осуществления финансово-правовых отношений относительно госкредита создаются внутренние государственные долги, которые с материально стороны представляют общую сумму задолженностей государства относительно непогашенных долговых обязательств и не выплаченных по ним процентов. Долги такого типа называются капитальными государственными долгами. Кроме этого, существуют текущие государственные долги в виде суммы расходов государства относительно всех долговых обязательств, у которых уже наступил срок погашения. Исходя из этого, муниципальные внутренние долги – это общая сумма задолженностей муниципальных образований относительно непогашенных обязательств долговых и не выплаченных по них процентов.
Следует обратить внимание, что термина «публичный долг» нет в российском бюджетном законодательстве. Он является научной категорией. Но части, которые входят в данный сложносоставной термин, получили правовое закрепление. Так, гл.14 БК РФ содержит информацию относительно государственных и муниципальных догов. В Кодексе не просто впервые закрепили обобщенное понятие данного явления, но и обособленно выделили понятие госдолгов РФ и госдолгов субъектов РФ. основываясь на Федеральном законе от 26.04.2007 №63-ФЗ в качестве государственных и муниципальных долгов выступает ряд обязательств, которые возникают из государственных и муниципальных заимствований, это гарантии относительно обязательств третьих лиц, иные обязательства, относящиеся к видам долговых обязательств, которые установлены БК РФ.
В качестве государственных долгов субъектов РФ выступает сумма долговых обязательств субъектов РФ. Для госдолга РФ свойственно в полной мере и без условий обеспечиваться всем имуществом, которое находится в федеральной собственности, которое составляет государственную казну, а для долга субъектов РФ – всем имуществом субъектов РФ, который составляет казну субъектов РФ. Для муниципального долга в виде совокупности долговых обязательств муниципальных образований свойственно в полной мере и без условий обеспечиваться всем муниципальным имуществом, которое составляет муниципальную казну. Исполнение же долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований происходит за счет средств соответствующих бюджетов. Речь об этом идет в ст.102 БК РФ.
При росте госдолгов, в большинстве ситуаций, происходит рост ставок или же даже введение новых налоговых платежей, так как в качестве основного источника погашения долговых обязательств и расходов относительно их обслуживания выступает один, и это бюджет. Это обусловило неоднозначное отношение к теме госкредитов в науке.
К примеру, для представителей дореволюционной российской финансово-правовой науки свойственно было придерживаться точки зрения о том, что важно очень осторожно использовать госкредит.
Учитывая все разногласия в мнениях, важно сказать о живом интересе представителей отечественной и зарубежной финансовой науки к теме теории госкредита. М.Ф. Орловым в его специальном исследовании «О государственном кредите» дано определение науки финансов, суть которой состоит, по мнению автора, в нахождении двух средств (налогов и кредитов) в равновесии, так, чтобы налоги не мешали кредиту, а кредит делал легче налоги.
Для представителей современной отечественной науки финансового права также свойственно указать на ряд положительных и отрицательных сторон развития долговых обязательств. Положительное значение госкредитов состоит в безэсисиионном пополнении бюджета, необходимом для того, чтобы удовлетворять общегосударственные потребности, в особенности когда они имеют отношение к чрезвычайным государственным и муниципальным расходам, а также для того, чтобы совершенствовать организацию денежного обращения, улучшать состояние расчетов в хозяйственных оборотах в условиях рыночной экономики. Отрицательный аспект имеет отношение к росту расходов непроизводительного характера, потому что ряд привлеченных средств важно обязательно вернуть кредиторам, при этом уплатить проценты за использование кредита, а это в свою очередь может привести к росту налогов. Но в качестве совершенно убедительных доводов выступает мнение К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю, американских ученых, которые определили, что для всех правительств свойственно иметь ряд полномочий, используя которые практически нельзя не выполнять обязательства. Для них важно самим погашать свои долги, а не перемещать их в качестве налогов на следующие поколения. Но в XVIII в. представителями немецкой финансовой науки было высказано мнение относительно того, что если страна очень редко использует кредиты, то это говорит о том, что оно много заимствует у людей или же не следует своим задачам, иными словами, не в полной мере думает об интересах общества.
Ряд правовых основ обязательств долговых, публичных кредитов в РФ имеют закрепление в ряде разных нормативно-правовых актов. О порядке заключения договоров относительно государственных займов говорится в ч.2 ГК РФ. Ряд вопросов о государственных кредитах (долгах) определенных субъектов РФ и муниципальных кредитов подлежат контролю рядом конституций, уставов и законов субъектов РФ, уставов и нормативно-правовых актов определенных муниципальных образований. Ряд общих положений, которые имеют отношение к правовому регулированию выпуска и обращения займов регионального и муниципального характера, отражены в нескольких статьях Конституции РФ.