Что понимается под расходами организации
Какие бывают расходы в организации, и что можно сократить без ущерба для деятельности?
У грамотно управляемого бизнеса не только высокие показатели по прибыли, но и низкие по расходам: получать больше, а тратить меньше. Однако далеко не каждую статью расходов организации можно сократить без негативных последствий. Например, зарплаты сотрудников или покупка дорогостоящих качественных материалов. От первого пункта зависят мотивация и развитие компании, а от второго — качество выпускаемого продукта.
Какие статьи расходов предприятия можно урезать и не проиграть в других показателях?
Виды расходов организации
Для более детального погружения в тему и лучшего понимания дадим определение терминам: расходы, затраты и издержки.
Издержки — часто путают с затратами. Да, при некоторых условиях оба термина обозначают одно и то же, однако в большинстве случаев под издержками понимается совокупность затрат. Например, издержки производства включают в себя покупку материалов, амортизацию оборудования, зарплаты сотрудников и прочее.
Помимо этого, они могут обозначать специфические виды затрат: единовременную выплату социального налога, ремонт оборудования, штрафы за нарушение пожарной безопасности и т. д.
Затраты — денежная оценка стоимости трудовых, информационных, материальных и других ресурсов. Если затраты не списаны с баланса производства или списаны не полностью, то они становятся запасами (финансовыми, сырьевыми и т. д.).
Постоянные по времени и подтвержденные документально затраты означают расходы.
Расходы — в бухгалтерском учете под этим термином понимается уменьшение экономических выгод организации в результате потери активов, а также появление обязательств, урезающих капитал компании, кроме уменьшения вкладов по решению его участников.
При этом расходы должны соответствовать всем перечисленным ниже признакам:
С точки зрения налогового законодательства, расходы предприятия — это обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком. Для признания расходов в целях налогообложения, они должны соответствовать следующим условиям:
Ниже приведена подробная классификация расходов предприятия.
Классификация расходов
В бухгалтерском учете все расходы организации, в зависимости от характера, условия осуществления и направлений ее деятельности, подразделяются на расходы от обычных видов деятельности и прочие расходы.
Расходы от обычных видов деятельности
Согласно ПБУ 10/99, расходами организации от обычной деятельности признаются все расходы, непосредственно затраченные на производство основного товара компании. Это покупка материала, оборудования, зарплаты сотрудникам и т. д. Если фирма занимается недвижимостью, то к данным расходам относятся ремонт помещений, затраты на фотографа и размещение рекламы объекта, поиск заказчика. Эти затраты целиком включаются в себестоимость товаров или услуг.
Что еще входит в перечень подобных расходов:
Важно понимать, что от характера работы зависит и состав статей расходов от обычных видов деятельности: то, что при сдаче в аренду квартиры числится как обязательные расходы, при производстве товаров может оказаться в прочих.
Прочие расходы
К ним относятся расходы, не вошедшие в затраты от обычных видов деятельности:
Например, проценты по кредиту, разница в курсе валют, социальная помощь сотруднику и даже покупка скрепок в офис. Прочие расходы частично включаются в себестоимость, однако при условии, если такое решение оправдано и не расходится с принятой ценовой политикой организации.
Другая классификация расходов организации
В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные.
Расходы производства и реализации:
Таким образом, понятию бухгалтерского учета «расходы по обычным видам деятельности» в налоговом учете соответствует понятие «расходы, связанные с производством и реализацией».
Материальные расходы. К ним относятся покупка материалов, доставка товара и сырья на производство или склад, электроэнергия, оборудование и т. д.
Расходы на оплату труда. В них входят заработная плата сотрудникам, выплаты отпусков, больничных, премий, компенсаций проезда и проживания, страховые взносы и НДФЛ на доходы персонала. Выплата дивидендов по акциям в эту статью не входит.
Суммы начисленной амортизации. Их назначает руководство компании и фиксирует принятое решение в учетной политике.
Прочие расходы. Определение приведено выше — к ним относятся все расходы, которые не вошли в вышеперечисленные группы.
Оптимизация расходов
В условиях глобального кризиса, вызванного пандемией коронавируса, бизнесу как никогда важно оптимизировать свои расходы. Работа может вестись по нескольким направлениям:
Виды расходов предприятия, независимо от условий в мире, также бывают переменными и постоянными. Так, аренда помещения — постоянная статья, ее можно сократить, выбрав место дешевле или выкупив здание. Ремонт оборудования — переменная, которую можно частично или целиком убрать, просто внедрив еженедельный (или ежемесячный) технический осмотр и профилактические работы.
Выявить на своем производстве расходы, которые рационально сократить, можно с помощью сервиса Глобас. Программа проводит всесторонний аудит, выявляет сильные и слабые стороны организации. Для подробной информации оставьте заявку или свяжитесь с нашим менеджером по телефону, указанному на сайте.
Получите бесплатный доступ и презентацию Системы Глобас
Заполните данные, чтобы получить бесплатный тестовый доступ к Системе Глобас на три дня. Отправляя данные, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Если у Вас возникли дополнительные вопросы, то позвоните нам по телефону: +7 800 600-84-14 или напишите на E-mail: office@credinform.ru
Мы не можем подтвердить корректность ваших действий. Пожалуйста, проверьте заполненность полей данными и их вид.
НК РФ Статья 252. Расходы. Группировка расходов
1. В целях настоящей главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
2.1. В целях настоящей главы расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на указанные имущество, имущественные и неимущественные права.
Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных и неимущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.
3. Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями настоящей главы.
4. Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
5. Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со статьями 272 и 273 настоящего Кодекса.
В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
Что понимается под расходами организации
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности.
(в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 N 107н, от 25.10.2010 N 132н)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
3. Для целей настоящего Положения не признается расходами организации выбытие активов:
в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
(см. текст в предыдущей редакции)
по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
в погашение кредита, займа, полученных организацией.
Для целей настоящего Положения выбытие активов именуется оплатой.
4. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
расходы по обычным видам деятельности;
(в ред. Приказа Минфина России от 18.09.2006 N 116н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для целей настоящего Положения расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.
(в ред. Приказа Минфина России от 18.09.2006 N 116н)
Тема 2. Затраты на производство, их классификация и поведение, организация учета
Цель
Цель изучения темы – сформировать у студентов представление об экономической сущности понятия «затраты», обосновать необходимость классификации затрат в управленческом учете и изучения их поведения.
Основные задачи:
Оглавление
2.1. Определение понятий «затраты», «издержки», «расходы»
В отечественной экономической науке и в практической деятельности предприятий, в том числе в бухгалтерском учете, используются такие понятия, как «затраты», «издержки», «расходы». При этом единое общепринятое определение перечисленных понятий в настоящее время отсутствует.
Как правило, «затраты» определяют как величину материальных, трудовых и финансовых ресурсов в денежном выражении, использованных на создание полезных ценностей, работ, услуг, обоснованную и определенную условиями производства.
Считается, что «издержки» – понятие более широкое, чем «затраты». Издержки помимо «полезно потребленных ресурсов» включают в себя и непроизводительные потери (потери от стихийных бедствий, простоев и т. д.).
Наряду с этим существует мнение о том, что «издержки» и «затраты» – это одно и то же. При этом полагают, что термин «издержки» следует использовать тогда, когда речь идет о затратах на осуществление какой-либо производственной или обеспечивающей деятельности – издержки производства, издержки обращения. Именно такой подход обусловливает использование понятий «затраты» и «издержки» как идентичных и взаимозаменяемых.
Расходы определяют как затраты за определенный период времени. Согласно ПБУ-10/99, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.
ПБУ-10/99 является первым нормативным документом, содержащим определение понятия «расходы». При этом данное определение соответствует принятому в международных стандартах по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, в соответствии с которыми расходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива.
В отечественной практике наряду с перечисленными понятиями широко используется понятие «себестоимость». Согласно общепринятому определению себестоимость – это выраженные в денежном выражении затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
2.2. Классификация затрат
Классификация затрат имеет важное значение для правильной организации их учета. Затраты в зависимости от целей планирования, учета, контроля, анализа классифицируют по различным признакам, в том числе:
Элементы затрат – экономически однородные по своей сути затраты независимо от того, где и в связи с чем они имели место. Элемент затрат не может быть разложен на какие-либо составляющие.
Группировка затрат по элементам необходима для определения общей величины затрат, произведенных предприятием при изготовлении продукции. Данная группировка показывает, какие именно ресурсы израсходованы предприятием для производства продукции. Группировка затрат по экономическим элементам используется ни только в бухгалтерском учете, но и в планировании, экономическом анализе, статистике. В целях планирования по экономическим элементам составляют сметы затрат.
В экономическом анализе группировка по элементам используется для определения структуры затрат на производство.
Классификация затрат по элементам является единой и обязательна для всех предприятий. Это позволяет обобщать информацию о затратах на производство в различных отраслях материального производства, что является задачей органов государственной статистики.
Перечень элементов затрат определен стандартом по бухгалтерскому учету ПБУ-10/99 «Расходы организации» и содержит пять следующих элементов затрат:
В перечень расходов, учитываемых в элементе «Материальные затраты» в денежной оценке, включаются:
В элементе «Затраты на оплату труда» учитываются затраты на оплату труда работников организации, физических лиц, связанных с их участием в производстве продукции и ее продаже, выполнении работ, оказании услуг, в управлении, с выполнением других работ и служебных обязанностей, а также другие выплаты работникам, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами, локальными нормативными актами организации и обусловленные выполнением работниками своих обязанностей.
В элементе «Отчисления на социальные нужды» учитываются суммы налога (обязательных отчислений по установленным законодательством Российской Федерации нормам) в связи с обязательными социальным страхованием работников, их пенсионным обеспечением и медицинским страхованием. В указанном элементе учитываются взносы организаций по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также соответствующие отчисления (платежи) по добровольным видам страхования, пенсионного обеспечения.
В элементе «Амортизация» учитываются суммы погашения стоимости амортизируемых в установленном порядке объектов имущества, используемого или предназначенного для использования в процессе производства и продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг, управления, но не относящихся к ранее перечисленным элементам.
К элементу «Прочие затраты» относятся все другие затраты, входящие в себестоимость продукции, но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
В перечне элементов затрат, который приведен в главе 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организации», отсутствует элемент «Отчисления на социальные нужды». Это обусловлено тем, что, начиная с 2001 г., имевшие ранее место отчисления на социальные нужды замены вновь введенным социальным налогом, который, согласно Налоговому кодексу, относится к элементу «Прочие затраты».
Как отмечалось, классификация затрат по экономическим элементам используется для составления смет затрат на производство, которые определяют общую сумму затрат предприятия в целом и его структурных подразделений, в связи с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности.
Однако классификация затрат по элементам не позволяет определить их целевое назначение, величину затрат на производство конкретного вида продукции, работ, услуг, на осуществление какого-либо вида деятельности. С этой целью используется классификация затрат по статьям затрат или статьям калькуляции.
Статьи затрат – это разные по экономическому содержанию затраты, указывающие на их целевое назначение и место возникновения.
Перечень статей затрат зависит от вида деятельности предприятия, ее специфики и определяется отраслевыми методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию себестоимости. Вместе с тем существует следующая типовая номенклатура статей затрат:
Классификация затрат по статьям используется для определения себестоимости по видам продукции (работ, услуг). При этом сумма затрат по статьям с 1 по 8 составляет цеховую себестоимость продукции, по статьям с 1 по 11 – производственную себестоимость продукции, по статьям с 1 по 12 – себестоимость реализованной продукции.
Ряд статей затрат по наименованию совпадают с элементами затрат. Отличие состоит в том, что эти затраты в элементах отражают расход соответствующих ресурсов на всю хозяйственную деятельность независимо от их направления, назначения. В статьях затрат показывается расход тех же ресурсов, но непосредственно на выпуск конкретного вида продукции, работ, услуг.
Кроме рассмотренных выше группировочных признаков, затраты также классифицируют по следующим признакам:
Основные – это затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции и неизбежные при любых условиях и характере производства, вне зависимости от уровня и форм организации управления. К ним относятся затраты на сырье, материалы, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования и др.
Накладные расходы не связаны непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, а образуются под влиянием определенных условий работы по организации, управлению и обслуживанию производства.
Одноэлементные – это затраты, состоящие из одного экономического элемента. К ним относят сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, заработную плату производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Сложные (комплексные) – это затраты, включающие несколько разнородных экономических элементов, имеющих одинаковое целевое назначение. К ним относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные и коммерческие расходы.
Прямыми затратами называют экономически однородные расходы, относящиеся на себестоимость конкретного вида продукции прямо, непосредственно в соответствии с обоснованными нормами и нормативами. К ним относятся расходы на сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды.
Косвенными затратами называют расходы, которые нельзя рассчитать по отдельным изделиям по признаку прямой принадлежности, поскольку они связаны с изготовлением нескольких видов продукции или с различными стадиями ее обработки. Их включают в себестоимость конкретных видов изделий путем распределения пропорционально какой-либо условной базе. К косвенным относятся расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, на подготовку и освоение производства, потери от брака, общепроизводственные, общехозяйственные и прочие производственные расходы.
По отношению к объему производства различают затраты переменные и постоянные.
Переменные затраты – это затраты, изменяющиеся вместе с объемом производства (материальные затраты).
Постоянные затраты – это затраты, не зависящие от объема производства (арендная плата).
Различают также условно-переменные затраты, которые в одной своей части не зависят, а в другой – зависят от объема производства (оплата услуг телефонной связи).
По периодичности возникновения различают:
По участию в процессе производства различают затраты:
По эффективности различают затраты:
Международные стандарты предусматривают применение той или иной классификации затрат в зависимости от направлений (задач) учета.
Направления (задачи) учета затрат определяют потребители внутренней информации.
Выделяют следующие основные направления (задачи) учета затрат в рамках управленческого учета:
Для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли возможно использование классификации затрат:
Входящие затраты – это приобретенные и имеющиеся в наличии ресурсы, использование которых должно принести доход в будущем. В балансе они отражаются как активы.
Истекшие затраты – это израсходованные ресурсы, которые принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.
Затраты отчетного периода (периодические затраты), как правило, непосредственно не связаны с процессом производства. К ним часто относят общехозяйственные и коммерческие расходы.
Затраты, включаемые в себестоимость – это производственные затраты: прямые и частично косвенные.
Для принятия управленческих решений затраты разделяют, как правило:
Затраты, принимаемые в расчет и не принимаемые в расчет при оценках, обусловлены различными альтернативными решениями и зависят от принятого решения.
Безвозвратные затраты – это затраты истекшего (прошлого) периода. Они возникли в результате ранее принятого решения и не могут быть изменены.
Вмененные (воображаемые) затраты учитываются при принятии управленческих решений, но реально в будущем их может и не быть. Такое понятие неприемлемо в финансовом учете.
Инкрементные (приростные) затраты возникают как дополнительные в случае увеличения объема производства, изготовления дополнительной партии продукции.
Маржинальные (предельные) затраты дополнительные затраты в расчете на единицу продукции.
Для осуществления процесса контроля и регулирования выделяют затраты:
Регулируемые затраты – затраты, величина которых зависит от действий, решений управленческого персонала.
Эффективные затраты – затраты, в результате которых получают доходы от реализации продукции.
Неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, от простоев и т. п.).
Контролируемые затраты – затраты, которые поддаются контролю со стороны лиц, работающих на предприятии.
Неконтролируемые затраты – затраты, которые не зависят от деятельности субъектов управления.
2.3. Поведение затрат
Поведение затрат – это их изменение в зависимости от объема производства или уровня деловой активности.
При изучении поведения затрат наиболее важной является классификация затрат на постоянные, переменные и условно-постоянные.
Переменные затраты изменяются в связи с изменением объема производства или уровня деловой активности. Как правило, они линейно зависят от уровня объема производства.
Принято определять коэффициент реагирования затрат (К). Значение этого коэффициента определяют как отношение прироста переменных затрат ( З перем ) к приросту объема производства (
V).
К = Прирост переменных затрат/Прирост объема производства = З перем /
V
Если К = 1, то имеет место прямо пропорциональная зависимость переменных затрат от объема производства, означающая что затраты изменяются с той же скоростью, что и объем производства (рис. 2.1).
Рис.2.1. Пропорциональная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства
Если К > 1, то имеет место прогрессивная зависимость переменных затрат от объема производства, которая означает, что затраты увеличиваются быстрее, чем объем производства (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Прогрессивная зависимость суммарных переменных затрат от объема производства
Если К перем / V = З перем на 1 единицу продукции = const в любом случае
Рис.2.4. Зависимость удельных переменных затрат от объема производств
Величина постоянных затрат не зависит от объема производства и остается одной и той же при разных объемах производства (рис 2.5).
Рис. 2.5. Зависимость суммарных постоянных затрат от объема производства
Величина постоянных затрат в расчете на 1 единицу продукции тем меньше, чем больше объем производства (рис. 2.6).
З пост /V = З пост на 1 единицу продукции const
Рис.2.6. Зависимость удельных постоянных затрат от объема производства
Общие затраты на производство за определенный период времени могут быть представлены как сумма переменных и постоянных затрат (рис. 2.7).
З общ = З перем + З пост = З перем на единицу продукции х V + З пост
Рис.2.7. Зависимость общих постоянных затрат и их составляющих от объема производства
В связи с изучением изменения переменных затрат принимают во внимание производственные мощности. Под производственной мощностью понимают верхний предел объема производства предприятия при реально существующем объеме производственных ресурсов.
Производственная мощность может выражаться в человеко-часах, машино-часах или в количестве единиц продукции.
При анализе поведения затрат предполагают, что производственные мощности предприятия остаются постоянными и при этом имеют в виду, что при изменении производственных мощностей поведение затрат может (и будет) изменяться.
Различают производственную мощность теоретическую (идеальную), практическую, нормальную.
Теоретическая (идеальная) мощность – максимальный выпуск продукции, которого может достигнуть предприятие, если все машины и оборудование будут функционировать в оптимальном режиме без простоев. Она необходима для определения максимально возможных уровней производства.
Практическая мощность – это теоретическая мощность за вычетом нормальных рабочих простоев (для смены инструмента, для обслуживания оборудования, его ремонта, отдых рабочих и т. п.).
Теоретическая и практическая мощности редко достигаются предприятием. Это обусловлено тем, что, как правило, на предприятии имеет место зарезервированное оборудование (избыточные мощности, неиспользуемые мощности, применяемые только при ремонте основного оборудования или при оживлении рыночной конъюнктуры).
Нормальная мощность – это среднегодовой уровень производственной мощности, необходимый для удовлетворения потребности ожидаемых продаж. Эта величина уточняется сезонными компаниями деловой активности. Нормальная мощность – это реальная мера объема продукции, которую предприятие, вероятно, произведет, а не объема, который может производиться вообще. В управленческом учете предполагают, что предприятие работает с нормальной мощностью, а следовательно, имеет резервные производственные мощности, которые можно использовать в случае увеличения спроса на продукцию на рынке.
Традиционно зависимость переменных затрат от объема производства рассматривают как прямолинейную, т. к. ее легко анализировать, использовать и т. д. На самом деле большинство затрат находится в более сложной (нелинейной) зависимости от объема производства. Переменные затраты с линейной зависимостью легко планировать, контролировать и анализировать. Нелинейные затраты планировать трудно, но их также необходимо учитывать при принятии управленческих решений. Для превращения реально существующей линейной зависимости затрат от объема производства в прямолинейную используют различные методы, в том числе метод линейной аппроксимации. Этот метод использует понятие релевантных уровней.
Релевантный уровень – это тот диапазон деловой активности (объем производства или объем продаж), при котором фактические операции осуществляются с достаточной степенью определенности, переменные затраты «ведут» себя как «прямолинейные», а постоянные не изменяются.
Метод линейной аппроксимации состоит в выпрямлении кривой зависимости затрат от объема продукции на некоторых ее участках (рис. 2.8).
Рис.2.8. Линейная аппроксимация и релевантный уровень
Таким образом, постоянные затраты могут оставаться неизменными только в пределах одного релевантного уровня. Изменение объема производства, обусловленное увеличением производственных основных средств, приведет к изменению амортизационных отчислений или арендной платы, т. е. постоянных затрат, что будет означать переход к новому релевантному уровню.
Переменные затраты на единицу продукции также могут измениться при переходе на другой релевантный уровень. Например, материальные затраты или затраты на оплату труда на единицу продукции могут сократиться при увеличении объема производства за счет нового, более эффективного оборудования.
Анализ поведения затрат должен проводиться отдельно в пределах каждого релевантного уровня.
Большинство затрат реально ведут себя как частично-переменные (условно-переменные) затраты.
Для целей управления затратами из общей их суммы выделяют постоянную и переменную составляющие (компоненты).
С этой целью используют разные методы, в том числе:
Наиболее точными являются первые два метода, однако это одновременно и наиболее сложные и трудоемкие методы. По этой причине на практике наиболее применим метод «min-max» (метод высшей и низшей точки).
Суть этого метода состоит в следующем:
Выбирают два одинаковых по продолжительности промежутка времени (2 месяца), в которых объем производства (или уровень деловой активности) был самым большим (V max ) и самым маленьким (V min ).
Определяют приходящиеся на эти промежутки времени затраты, рассчитывают разницу (отклонение) в объемах производства и величине затрат.
Затем определяют отношение изменения (отклонения) затрат к изменению (отклонению) объема производства. Полученное отношение покажет величину переменных затрат в расчете на единицу продукции (объема производства).
З перем /
V = З перем / 1 ед. продукции
Величину полученных переменных затрат на единицу продукции умножают на объем производства соответствующего периода и получают сумму всех переменных затрат за этот период.
З перем = З перем / 1 ед. продукции х V
Из всей общей суммы затрат вычитают величину переменных затрат и получают затраты постоянные, соответствующие данному промежутку времени.
По результатам расчетов строят уравнение затрат.