Что понимается под региональными выборами
Что понимается под региональными выборами
Статья 2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
(см. текст в предыдущей редакции)
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 25 в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 2 (в ред. ФЗ от 20.04.2021 N 91-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20.04.2021.
входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
(пп. 35.1 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(пп. 35.2 введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 91-ФЗ)
(пп. 41.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 47 в ред. Федерального закона от 02.05.2012 N 40-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 49 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 52.1 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(в ред. Федеральных законов от 21.02.2014 N 19-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 62 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 2 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
(пп. 62.1 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(пп. 63 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Что понимается под региональными выборами
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
Региональные выборы
Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти.
Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании — сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы. По общему правилу, правом избирать (т. е. «активным избирательным правом») наделяются граждане Российской Федерации: а) постоянно проживающие на территории субъекта федерации, в котором проходят выборы, и б) достигшие на момент голосования совершеннолетия.
Участие гражданина в голосовании обеспечивается на муниципальном уровне и уровне территориальных и участковых избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии на основании данных о количестве зарегистрированных на территории муниципальных образований граждан России делят территорию на избирательные участки с примерно равным числом избирателей, проживающих в границах участка. Территориальные избирательные комиссии формируют и актуализируют списки избирателей по своему участку. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и проживающие в границах избирательного округа. Максимальное число избирателей на одном участке не должно превышать 3000 человек (это примерно 2-6 многоквартирных дома).
Порядок проведения голосования, как и ограничения активного избирательного права граждан, во всех регионах в целом едины, однако различаются способы определения победителя на выборах высшего должностного лица субъекта федерации, формирования высшего законодательного (представительного) органа субъекта федерации. Правила выборов устанавливаются региональными законами.
Для выборов высшего должностного лица региона (например, губернатора) обычно используется мажоритарная система абсолютного большинства, как на выборах Президента Российской Федерации. Граждане голосуют по единому избирательному округу, соответствующему границам региона. Губернатор избирается на пятилетний срок. Назначение выборов губернатора обычно относится к компетенции высшего представительного органа власти субъекта федерации.
Мажоритарная избирательная система— система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.
Новшество региональных выборов заключается в том, что группа из не менее чем 100 избирателей может инициировать отзыв губернатора наряду с Президентом Российской Федерации при наличии установленных судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.
Региональные законодательные собрания формируются на основе всеобщих, равных выборов по схемам, используемым в свое время для формирования Государственной Думы первых созывов. Часто Областная Дума, Курултай1 или иной представительный орган избирается наполовину по одномандатным округам (обычно это мажоритарная система простого большинства), наполовину по единому избирательному округу (пропорциональная система с распределением мандатов по нескольким разным математическим моделям). Назначает выборы или высшее должностное лицо субъекта федерации или сам высший представительный орган власти, срок действия полномочий которого на исходе.
Референдум в субъектах федерации проводится аналогично общероссийскому референдуму.
Проводит выборы избирательная комиссия субъекта федерации, а Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает ей техническую, организационную и информационно-правовую поддержку.
Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Статья 2. Основные термины и понятия
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ в статью 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Статья 2. Основные термины и понятия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины и понятия означают:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ в подпункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июня 2012 г.
ГАРАНТ:
О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» см. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в подпункт 16 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
Информация об изменениях:
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 42-ФЗ подпункт 25 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.
входит (входил) в состав органов некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (или) является (являлся) ее учредителем, членом, участником, руководителем либо работником;
входит (входил) в состав органов незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента, и (или) является (являлся) его учредителем, членом, участником, руководителем;
входит (входил) в состав органов управления и (или) является (являлся) учредителем, руководителем, работником иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, иного лица, информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;
осуществляет (осуществлял) политическую деятельность и получает (получал) денежные средства и (или) иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности. Под политической деятельностью понимается деятельность в том значении, в каком она определена пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», частью 1 статьи 2.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 года N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»;
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 г.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ подпункт 47 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июня 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в подпункт 58 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 29 мая 2019 г.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23 мая 2020 г.
Региональные отделения политических партий как субъект избирательного процесса. Особенности участия региональных отделений политических партий в выборах.
Минюст России и его территориальные органы являются уполномоченными органами, принимающими решения о государственной регистрации политических партий, их структурных подразделений и осуществляющие контроль за их деятельностью.
На сегодняшний день в Российской Федерации зарегистрировано 7 политических партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия, Патриоты России, Правое дело, Яблоко. Скорее всего, на политическом поле появится еще одна политическая партия – Республиканская партия, которая была ликвидирована решением Верховного суда Российской Федерации по иску Федеральной регистрационной службы. Европейский суд, рассмотрев жалобу руководителя партии Рыжкова, признал ликвидацию необоснованной, соответственно решение Верховного суда незаконной. Поэтому, на основании судебных актов указанная политическая партия и ее структурные подразделения, ранее исключенные из ЕГРЮЛ и ведомственных реестров, подлежат восстановлению.
У нас в республике за исключением политической партии «Яблоко», все перечисленные политические партии имеют зарегистрированные региональные отделения. Кроме того, политические партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия создали и местные отделения, которые осуществляют свою деятельность без государственной регистрации, т.е. не имеют статуса юридического лица.
Освещая деятельность региональных отделений по участию в выборах в законодательные органы, прежде всего надо исходить из их специфического правового положения, в первую очередь учитывая ограниченную их правоспособность как юридического лица. Имеется в виду то, что самостоятельным юридическим лицом в полном объеме является сама политическая партия. Ограниченная правоспособность региональных отделений выражается в следующем:
1.Одним из признаков юридического лица является наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении юрлица обособленного имущества и ответственность по своим обязательствам этим имуществом, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и (или) смету. В полном объеме эти признаки присущи самой партии, в частности имуществом на праве собственности владеет сама партия, региональные же отделения владеют собственностью на праве оперативного управления.
2.Решение о создании регионального отделения принимается самой партией через уполномоченный орган партии.
3.Региональное отделение руководствуется уставом и программой партии, какой-либо учредительный документ они не вправе принимать.
4.В случае ликвидации партии региональные отделения автоматически подлежат исключению из ЕГРЮЛ и ведомственного реестра.
5.Решение о ликвидации регионального отделения может принять уполномоченный орган самой партии в случаях, предусмотренных уставом партии.
6.Правом участвовать в выборах могут быть наделены региональные и местные отделения политической партии партией в соответствии с уставом.
В этой же статье закона перечисляются признаки политической партии, соответственно и ее регионального отделения, то есть те характерные черты, которые отличают политическую партию от всех других общественных объединений:
2. Закон четко устанавливает, что в субъекте Российской Федерации может быть только одно региональное отделение.
4. Руководящие и иные органы политических партий, региональные отделения и иные структурные подразделения должны располагаться только на территории России. Федеральным законом «Об общественных объединениях» установлено, что если хотя бы одно структурное подразделение, хотя бы одна партийная структура расположена за рубежом, то это уже международное общественное объединение и оно подпадает под действие международного права. В политические партии в Российской Федерации, как собственно и в других государствах, иностранные граждане вступать не имеют права.
5. Под региональным отделением политической партии в Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Важно отметить, что партия и все ее структурные подразделения действуют на основе единого устава. Устав – это конституция для партии. Руководящие органы партии принимают решения, регулируют внутреннюю деятельность политической партии, но все они не должны противоречить ее уставу, а устав, в свою очередь, не должен противоречить закону. Однако следует заметить, что конечно же региональные отделения активно участвуют в принятии устава, в утверждении изменений и дополнений к ним посредством участия на съездах партии через своих делегатов.
Не менее важным моментом является и то, что политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории страны, независимо от того, есть у неё структурное подразделение на той или иной территории или нет. Она имеет право действовать везде, в том числе участвовать в выборах в порядке, установленном уставом и законом.
Деятельность региональных отделений политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных Федеральным законом и уставом партии.
Деятельность региональных отделений, как и самих политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Региональные отделения политических партии действуют гласно, информация об их деятельности является общедоступной.
Региональные отделения должны создавать всем членам партии вне зависимости от расовой, национальной или половой принадлежности равные возможности для избрания их в руководящие органы регионального отделения, включения их в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Законом предусмотрены ограничения для создания и деятельности политических партий. Это в первую очередь создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на экстремистскую деятельность. Не допускается создание политических партий по профессиональной, расовой и религиозной принадлежности, что может выражаться в следующем: в уставах или в программах политические партии прописывают цели защиты профессиональных, расовых, национальных и религиозных интересов, а также отражение данных интересов в наименовании политической партии. Из-за этого были отказы в регистрации нескольких политических партий, у которых присутствовали признаки конфессиональной принадлежности, что впоследствии, как полагает законодатель, может привести к разжиганию социальной, национальной и религиозной розни.
Региональные отделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание подразделений политических партий в органах государственной власти, в органах местного самоуправления, вооруженных силах, правоохранительных и иных государственных органах, государственных и негосударственных организациях. Не допускается деятельность политической партии в структурных подразделениях органов государственной власти, а также в органах местного самоуправления, за исключением законодательных и представительных органов государственной власти и муниципальных образований.
Основные нормы, регулирующие вопрос участия региональных отделений в выборах в законодательные органы различных уровней прописаны в статье 25 Федерального закона «О политических партиях», в которой указано, каким образом происходит выдвижение кандидатов на различных уровнях; и в пункте 25 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в котором дается определение, что такое избирательное объединение.
Избирательным объединением является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые вправе самостоятельно выдвигать кандидатуры на выборные должности различного уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано за год до выборов.
В выборах имеют право участвовать общероссийские общественные организации, межрегиональные общественные организации, региональные общественные организации и местные общественные организации. Только общероссийских общественных организаций, в уставе которых прописано участие в выборах, около трехсот. Региональных общественных объединений, имеющих право участвовать в выборах, в республике насчитывается более 90.
Сложнее ситуация обстоит с подсчетом местных общественных объединений. Они могут существовать согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях» вообще без регистрации и могут объявиться только на выборах. Но на практике такие местные организации практически не принимают участие в выборах.
Согласно статье 21 Федерального закона «О политических партиях» политические партии в своих уставах самостоятельно определяют порядок выдвижения кандидатов с учетом норм, содержащихся в законах.
Выдвижение политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления осуществляются на съезде политической партии, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации.
Решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований на повторных и дополнительных выборах принимается соответственно уровню выборов коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
При решении региональным отделением политической партии вопросов, связанных с участием политической партии в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе с формированием федерального списка кандидатов, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся в ее региональное отделение с предложением о включении их в федеральный список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, подлежат обязательному рассмотрению на конференции или общем собрании регионального отделения политической партии. При рассмотрении на съезде политической партии вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов кандидатура, поддержанная конференцией или общим собранием регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов. При решении коллегиальным постоянно действующим органом политической партии, ее региональным отделением или иным структурным подразделением вопросов, связанных с участием в выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, депутатские мандаты в которых распределяются исключительно между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, кандидатуры, не являющиеся членами данной либо иной политической партии, обратившиеся с предложением о включении их в соответствующий список кандидатов и поддержанные не менее чем десятью членами политической партии (при наличии в соответствующем субъекте Российской Федерации регионального отделения политической партии указанные десять членов политической партии должны состоять в данном региональном отделении), подлежат обязательному рассмотрению на заседании постоянно действующего органа политической партии, конференции или общем собрании ее регионального отделения или иного структурного подразделения наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в соответствующий список кандидатов.
Решения по вопросам выдвижения кандидатов, списков кандидатов принимаются тайным голосованием в соответствии с уставом политической партии на съезде партии, либо на конференции или общем собрании регионального отделения не менее чем большинством голосов от числа присутствующих делегатов либо членов руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.
Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия решений по выдвижению кандидатов, например, предварительные согласования кандидатур с вышестоящими руководящими органами политической партии.
Важными положениями, касающимися выдвижения кандидатов, являются положения части 31 статьи 36 Федерального закона «О политических партиях», согласно которым политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, граждан России, являющихся членами иных политических партий.
При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политические партии обязаны опубликовать свои предвыборные программы.
Что касается общественных объединений, то они при желании формировать единый с политической партией список кандидатур заключают письменное соглашение, в котором предусматривают условия включения кандидатов список, а также порядок представления предложений по кандидатурам и срок действия Соглашения. При этом следует отметить, что общественные объединения могут выдвигать кандидатов только в органы местного самоуправления.
Заместитель начальника Управления Минюста России по республике Северная Осетия-Алания
И.А. Сланова