Что понимается под региональными выборами выборы депутатов
Что понимается под региональными выборами выборы депутатов
Открытая общественная правовая информационная система
Задать вопрос юристу
Региональные выборы
Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти. На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти.
Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании — сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы. По общему правилу, правом избирать (т. е. «активным избирательным правом») наделяются граждане Российской Федерации: а) постоянно проживающие на территории субъекта федерации, в котором проходят выборы, и б) достигшие на момент голосования совершеннолетия.
Участие гражданина в голосовании обеспечивается на муниципальном уровне и уровне территориальных и участковых избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии на основании данных о количестве зарегистрированных на территории муниципальных образований граждан России делят территорию на избирательные участки с примерно равным числом избирателей, проживающих в границах участка. Территориальные избирательные комиссии формируют и актуализируют списки избирателей по своему участку. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом и проживающие в границах избирательного округа. Максимальное число избирателей на одном участке не должно превышать 3000 человек (это примерно 2-6 многоквартирных дома).
Порядок проведения голосования, как и ограничения активного избирательного права граждан, во всех регионах в целом едины, однако различаются способы определения победителя на выборах высшего должностного лица субъекта федерации, формирования высшего законодательного (представительного) органа субъекта федерации. Правила выборов устанавливаются региональными законами.
Для выборов высшего должностного лица региона (например, губернатора) обычно используется мажоритарная система абсолютного большинства, как на выборах Президента Российской Федерации. Граждане голосуют по единому избирательному округу, соответствующему границам региона. Губернатор избирается на пятилетний срок. Назначение выборов губернатора обычно относится к компетенции высшего представительного органа власти субъекта федерации.
Мажоритарная избирательная система— система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.
Новшество региональных выборов заключается в том, что группа из не менее чем 100 избирателей может инициировать отзыв губернатора наряду с Президентом Российской Федерации при наличии установленных судом фактов нарушения руководителем региона законодательства или в случае, если он неоднократно без уважительных причин будет уличен в неисполнении своих обязанностей.
Региональные законодательные собрания формируются на основе всеобщих, равных выборов по схемам, используемым в свое время для формирования Государственной Думы первых созывов. Часто Областная Дума, Курултай1 или иной представительный орган избирается наполовину по одномандатным округам (обычно это мажоритарная система простого большинства), наполовину по единому избирательному округу (пропорциональная система с распределением мандатов по нескольким разным математическим моделям). Назначает выборы или высшее должностное лицо субъекта федерации или сам высший представительный орган власти, срок действия полномочий которого на исходе.
Референдум в субъектах федерации проводится аналогично общероссийскому референдуму.
Проводит выборы избирательная комиссия субъекта федерации, а Центральная избирательная комиссия Российской Федерации оказывает ей техническую, организационную и информационно-правовую поддержку.
Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Региональное избирательное право
Понятие и система регионального избирательного права и законодательства
Законодательство понимается как в широком (совокупность законов и иных нормативно правовых актов), так и в узком (совокупность законов) смысле. К избирательному законодательству применимы оба подхода. С одной стороны его составляют только федеральные и региональные законы (понятие законодательства в узком смысле). В то же время законодательство не указывает категорически на необходимость проведения выборов только на основе законов. Напротив оно вполне допускает принятие иных (в том числе подзаконных) нормативных правовых актов о выборах и референдумах. Так ст. 1 (п. 6) Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» действительно говорит о возможности проведения всех выборов в России на основе законов и других нормативных правовых актов о выборах.
С учетом федеральной природы Российского государства система российского избирательного законодательства представляет собой двухуровневую структуру, включающую федеральное избирательное законодательство и избирательное законодательство субъектов Федерации. Федеральное избирательное законодательство воздействует на электоральные отношения на всей территории Российской Федерации, закрепляя основные принципы и отправные начала реализации избирательных прав граждан на всех уровнях публичной власти. В этой связи избирательное законодательство отдельных субъектов РФ вполне правомерно рассматривать в качестве элемента в составе их собственных региональных законодательных систем и одновременно характеризовать его как автономную региональную часть единого российского избирательного законодательства.
Изучая данный вопрос, прежде всего, следует определить ключевой термин «регион» и его соотношение с понятием «субъект РФ». Первый все чаще используется в законодательстве и литературных источниках. Конституция РФ особо выделяет федеральные фонды регионального развития (ст. 71), а текущее законодательство обращается к нему при регламентации разнообразных общественных отношений. Его используют Бюджетный и Налоговый кодексы РФ (региональный бюджет, региональные налоги и сборы и т.д.), другие законы. В то же время в отечественном законодательстве распространен термин «субъект Российской Федерации». Сегодня Конституция РФ и другие законодательные акты используют его как собирательный термин, охватывающий республики, края, области, автономные округа, области и города федерального значения. Каждый из них имеет определенную территорию, органы государственной власти и свою внутреннюю нормативно-правовую систему.
Региональное избирательное законодательство характеризуется также наличием конституционных (уставных) основ, широким распространением нормативных правовых актов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Уставов муниципальных образований, а также существенной «зависимостью» от федерального избирательного законодательства. Нормативные правовые акты субъектов федерации, а также нормативные правовые акты муниципальных образований входят в общую правовую систему Российской Федерации.
Правовые нормы, образующие институт регионального избирательного права, являются составной частью избирательного права Российской Федерации. Выделение в системе избирательного права данной совокупности правовых норм, регулирующих организацию и проведение региональных выборов, обусловлено особенностями конституционно-правового статуса субъектов РФ, системой региональной власти, порядка ее формирования и взаимодействия с федеральными органами государственной власти.
Источники регионального избирательного права
Региональное избирательное законодательство можно разделить на виды по субъекту правотворчества на: законы субъектов Российской Федерации; подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; по уровню выборов регулируемых региональным избирательным законодательством, на: законодательство о выборах в региональные органы государственной власти (законодательные и исполнительные); законодательство о выборах в органы местного самоуправления.
В частности, к системе регионального избирательного законодательства можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов Федерации приняты и действуют законы «О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах» (Тамбовская область), «О территориальных избирательных комиссиях» (Иркутская область) и др.
Независимо от избранной различными регионами формы избирательного законодательства, законы субъектов Российской Федерации должны быть основаны на федеральных законах и не должны противоречить им. Законы субъектов Российской Федерации могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на региональном уровне.
Подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти. Актами органов исполнительной власти могут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деятельности избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации и проведения выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.) носят технологический характер.
Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права являются акты избирательных комиссий субъектов Федерации. Они могут быть посвящены как регламентации внутриорганизационной деятельности избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения региональных законов о выборах.
Что понимается под региональными выборами выборы депутатов
Статья 23. Муниципальные выборы
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 20.03.2011 N 38-ФЗ, от 16.10.2012 N 173-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 20.03.2011 N 38-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 16.10.2012 N 173-ФЗ, от 02.11.2013 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов муниципальных округов, городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
(в ред. Федеральных законов от 18.04.2018 N 83-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.
(часть 3.3 введена Федеральным законом от 16.10.2012 N 173-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Последние новости
Чтобы ознакомиться с системой избирательных комиссий и организации выборов, перейдите в раздел «Избирательные комиссии»
В России существует разветвленная система выборных органов власти. Граждане выбирают представителей исполнительной и законодательной власти на уровне страны, региона, своего города.
К федеральному уровню выборов относятся выборы Государственной Думы РФ и президента России, которые, согласно действующим нормам закона, проводятся раз в пять лет.
Также прямым голосованием граждан избираются депутаты региональных парламентов и руководители субьектов Федерации (например, губернаторы). Такие выборы относят к региональному уровню. Общие правила их проведения регулируются федеральными законами, а также местным законодательством.
Также существует муниципальный уровень выборов, когда жители выбирают мэра своего города, членов городской Думы, представителей совета сельского поселения и т.д. Как и в случае с выборами регионального уровня, муниципальные выборы регулируются федеральным и местным законодательством. Вместе с тем, именно на муниципальном уровне можно увидеть самое большое разнообразие прав и полномочий, которыми де-факто обладают избранные представители власти.
Например, в Екатеринбурге избираемый мэр города, фактически, выполняет представительские функции, являясь председателем Городской Думы Екатеринбурга. Решения, связанные с хозяйственной деятельностью города и распределением соответствующего финансирования, принимает назначаемый сити-менеджер, который де-факто и становится главным «начальником» в городе. А в подмосковном городе Жуковский избираемый глава города обладает широким кругом полномочий и управляет муниципальным хозяйством.
Статья 23. Муниципальные выборы
ГАРАНТ:
Положения статьи 23 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 38-ФЗ) применяются к выборам депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, назначенным по истечении девяноста дней после дня вступления в силу названного Федерального закона
Статья 23. Муниципальные выборы
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 16 октября 2012 г. N 173-ФЗ в часть 3 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
ГАРАНТ:
Положения части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 173-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных по истечении девяноста дней после дня вступления в силу названного Федерального закона
Постановлением Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П положения части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями в системе действующего правового регулирования не исключается возможность применения пропорциональной избирательной системы (в том числе как элемента смешанной избирательной системы) на выборах в представительные органы сельских поселений с малочисленным населением и малым числом депутатов, чем создается риск искажения волеизъявления избирателей, отступления от принципа свободных и справедливых выборов и нарушения равенства избирательных прав граждан
О конституционно-правовом смысле положений части 3 статьи 23 настоящего Федерального закона см. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ в часть 3.1 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3.1. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Информация об изменениях:
3.2. Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений и представительных органов муниципальных округов, городских округов с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 2 ноября 2013 г. N 303-ФЗ в часть 3.3 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения
3.3. В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.
4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).