Что понимается под региональными выборами выборы депутатов московской области думы
Выборы 2019: что нужно знать о голосовании в Москве и Подмосковье
Этой осенью москвичам предстоит выбирать Мосгордуму нового созыва, а жителям Подмосковья – местные советы депутатов. Агитаторы уже активно работают – на улицах можно встретить людей, которые предлагают поставить подпись в поддержку того или иного кандидата. Как проходят выборы региональных и муниципальных депутатов, на что они влияют, и почему в них стоит принять участие, читайте в материале РИАМО.
Какие думы бывают
Депутатов, – будь то городская дума или совет депутатов муниципального образования, – граждане выбирают для того, чтобы они представляли их интересы и решали проблемы.
Законы федерального уровня работают для всей страны, их рассматривает и принимает Госдума РФ. Есть законы для субъектов федерации, ими занимаются региональные парламенты областей и крупных городов. Есть муниципальные правовые акты, которые принимают муниципальные депутаты на уровне местного самоуправления.
Если вы хотите изменить что-то к лучшему в работе органов власти, необходимо, чтобы соответствующие изменения были внесены в законодательство соответствующего уровня. Поэтому важно ходить на выборы.
Кого будут выбирать москвичи и жители Подмосковья
Выборы в Мосгордуму и в советы депутатов городских округов Подмосковья – это выборы региональных и муниципальных депутатов соответственно. Они пройдут в Единый день голосования 8 сентября 2019 года.
Депутаты МГД согласуют работу управ, влияют на принятие решений местного значения – о благоустройстве дворовых территорий, установке шлагбаумов, озеленении, развитии парков. Муниципальные депутаты также контролируют благоустройство, капремонт домов, строительство новых объектов и другие вопросы местного уровня.
В этом году в общей сложности выборы в Московской области пройдут в 31 городском округе: Долгопрудном, Бронницах, Власихе, Восходе, Дзержинском, Дубне, Жуковском, Звездном городке, Ивантеевке, Кашире, Королеве, Котельниках, Красноармейске, Краснознаменске, Луховицах, Мытищах, Протвино, Пущино, Реутове, Ступине, Шатуре, Щелкове, Электрогорске, Наро-Фоминске, Орехово-Зуеве, Раменском, Воскресенске, Лотошине, Пушкинском, Сергиево-Посадском и Волоколамском городских округах.
В каждом парламенте или совете депутатов предусмотрено определенное количество мест. К примеру, Московская городская дума состоит из 45 парламентариев, Совет депутатов Серпухова – из 30, а Протвина – из 20. Жителям Пущино предстоит выбрать 15 депутатов.
Стоит заранее разобраться в предвыборных программах и планах действий кандидатов в депутаты своего муниципалитета.
Единый день голосования
С целью оптимизации выборных процессов с 2012 года в России был введен Единый день голосования. Он приходится на второе воскресенье сентября в те годы, когда истекают сроки действия органов законодательной и исполнительной власти.
В 2019 году выборы в Мосгордуму и в советы депутатов муниципалитетов Подмосковья назначены на 8 сентября. Исключение составляет лишь Серпухов, здесь голосование состоится 30 июня. Также 8 сентября выборы депутатов законодательных органов власти пройдут в 13 субъектах страны.
Кто может стать депутатом
Есть два варианта участия в выборах: от партии (по партийному списку) или по одномандатному округу – независимо от какого-либо политического объединения.
В первом случае за спиной кандидата – поддержка его коллег и единомышленников. Во втором случае кандидат выступает как независимый политический игрок.
Какие системы выборов бывают
Мажоритарная система выборов, в основе которой лежит принцип большинства голосов, действует не во всех регионах России.
Еще есть пропорциональная, когда в выборах участвуют только кандидаты по партийным спискам, и места в парламенте делятся между партиями пропорционально полученным голосам.
А есть смешанная. В таком случае половина депутатов набирается по пропорциональной системе на основе партийных списков, а половина избирается как одномандатники.
В этом году в Москве по одномандатным округам избираются все 45 депутатов.
В Подмосковье по мажоритарной системе выборы пройдут в Серпухове, Бронницах, Власихе, Восходе, Дубне, Звездном городке, Котельниках, Красноармейске, Протвине, Пущине, Реутове, Ступине, Шатуре, Электрогорске и Наро-Фоминске.
Выбирать по смешанной системе – между одномандатниками и партийными списками – будут в Дзержинском, Жуковском, Воскресенске, Кашире, Краснознаменске, Пушкине, Луховицах, Сергиеве-Посаде, Мытищах, Щелкове, Орехово-Зуеве и Раменском. По пропорциональной системе выборы состоятся в Ивантеевке и Королеве.
По данным Мособлизбиркома, всего по итогам выборов будут замещены 584 депутатских мандата.
Этапы выборов
Ход выборов одинаков для парламентов всех уровней.
— На первом этапе самовыдвиженцы и кандидаты от политических партий, не представленных в парламенте, должны собрать подписи избирателей в свою поддержку. В Москве эта цифра составляет 3% от числа избирателей соответствующего избирательного округа. В Московской области – 0,5% от числа избирателей соответствующего избирательного округа.
— Затем кандидатам необходимо зарегистрироваться в местной избирательной комиссии, которая проводит проверку подписей на предмет ошибок и фальсификаций.
— Вслед за этим наступает период агитации, в ходе которой кандидаты могут проводить встречи с избирателями, размещать материалы в виде наружной рекламы и выпускать их в средствах массовой информации, призывать проголосовать за себя в соцсетях и даже отправлять адресные письма на почту.
Особенностью предвыборной агитации является то, что на каждом носителе должна быть указана информация о тираже, дате выпуска и том, за чей счет она выпущена. Также не допускается распространение непроверенной информации, порочащей соперников.
— Последний день перед выборами – это день тишины, в который запрещается агитировать избирателей.
Выборы в советы депутатов в Подмосковье 2019:
-Выдвижение кандидатов и сбор подписей: до 24 июля
— Предоставление документов для регистрации кандидатов в ТИКи: 27 июля до 18:00
— Агитация в СМИ: 10 августа – 6 сентября
— День тишины: 7 сентября
Выборы в Мосгордуму 2019:
— Выдвижение кандидатов и сбор подписей: до 5 июля
— Предоставление документов для регистрации кандидатов в Избирком: 6 июля до 18:00
— Агитация в СМИ: 10 августа – 6 сентября
— День тишины: 7 сентября
Как проголосовать
Самый простой способ узнать, где находится и как работает ваш избирательный участок – зайти на сайт местного избиркома. В Москве это официальный сайт мосгоризбиркома, в Подмосковье – мособлизбиркома. Найти участок можно по адресу проживания или по своим паспортным данным. Там же можно получить информацию о кандидатах в депутаты.
Кроме членов избирательной комиссии на участке могут присутствовать независимые общественные наблюдатели и наблюдатели от партий, участвующих в выборах. Они следят, чтобы на участках не происходили нарушения.
На выходе с участка кто-то из них может задать вопрос, за кого вы проголосовали. Ничего незаконного в этом нет, это называется экзит-полл. С помощью такой процедуры кандидаты ведут предварительный мониторинг по участкам. Но если кто-то предложит вам подарок или любое вознаграждение за голосование в пользу конкретного кандидата, то это уже нарушение закона.
Новое на выборах: интернет- голосование
Новинкой выборов в Москве в этом году станет эксперимент по интернет-голосованию. Он пройдет в Зеленограде, районах Бибирево, Лианозово, Северном, Чертаново Центральном и Чертаново Южном. Если эксперимент сочтут удачным, то участвовать в выборах избирателям станет еще легче.
Всего в голосовании в Москве должны принять участие более 7,2 миллиона человек, в Московской области – более 2 миллионов избирателей.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Госдума поддержала отмену выборов по спискам в заксобрания регионов
О чем идет речь в законе
9 декабря Дума во втором чтении приняла законопроект о публичной власти. Законопроект в первоначальном виде вызвал бурное обсуждение в нижней палате парламенте. В итоге в него были внесены 164 поправки из 418 предложенных.
В первом чтении законопроект, внесенный главами конституционных комитетов обеих палат Федерального собрания Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым (оба — «Единая Россия»), был принят месяц назад. Цель законопроекта, как говорилось в пояснительной записке, — согласовать действия «различных уровней власти как единого целого, во благо граждан».
Законопроект затрагивает огромное количество вопросов, в частности снятие губернаторов, принципы выборов в заксобрания и названия должностей глав регионов. Предполагается, что с принятием законопроекта прежний федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратит силу.
Новые нормы позволят главам регионов избираться более двух раз подряд, что на данный момент запрещено, а также установят точный срок их полномочий — пять лет (сейчас решение об этом принимает каждый регион, но срок не может превышать этого срока). Если его примут окончательно, снова участвовать в выборах смогут мэр Москвы Сергей Собянин, глава Подмосковья Андрей Воробьев и президент Татарстана Рустам Минниханов. По действующему законодательству они не могут этого делать, указывали эксперты.
Кроме того, законопроект закрепляет за президентом право снимать глав регионов в связи с утратой доверия. При этом в отличие от действующего закона основанием для снятия с должности может быть сам факт утраты доверия. Сейчас таким основанием может быть выявление фактов коррупции или конфликта интересов.
Почему второе чтение законопроекта важно
Именно перед вторым чтением в законопроект вносятся (или не вносятся) содержательные поправки. Третье чтение закрепляет уже внесенные изменения. Законопроект о публичной власти с первого чтения значительно изменился. Ранее критические отзывы на инициативу направили парламенты семи субъектов, поправки также внесли представители всех политических партий.
Какие изменения появились во втором чтении
Ко второму чтению в законе появилась правка, которая позволит регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в региональные парламенты.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в беседе с РБК назвал эту поправку способом «ослабить оппозиционные партии — КПРФ, ЛДПР, СРЗП, — лишив их фактически гарантированного представительства по спискам хотя бы на уровне одного-двух мандатов». Сейчас по закону не менее 25% мандатов в законодательных органах регионов должны распределяться по партийным спискам. Исключением являются законодательные ветви Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — городов федерального значения, где парламенты могут полностью формироваться из одномандатников.
Города федерального значения, согласно поправкам, также смогут устанавливать свои «особенности формирования законодательного органа», приняв соответствующий региональный закон.
Кроме того, в новой редакции изменилось положение о сроках рассылки законопроектов совместного ведения в регионы. Первоначальная версия предлагала сократить регионам время для подготовки отзывов на законодательные инициативы вдвое — с 30 до 15 дней, что стало самой распространенной претензией регионов. Это могло сильно затруднить возможность региональной власти сформировать отличную от федеральной власти позицию, указывал политолог Константин Калачев. С учетом поступивших замечаний от регионов Госдума теперь предлагает предусмотреть общий срок 30 дней, который может быть сокращен до 15 дней в соответствии с регламентом.
Во втором чтении регионы также вернули себе право называть региональные правительства по собственному усмотрению (администрация, кабинет министров и т.д.). «С учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации может устанавливаться другое наименование высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации», — указывается в отредактированной версии закона.
Была одобрена и поправка о регионах-«матрешках» (субъектах, в состав которых входят другие субъекты, — это Тюменская область, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, и Архангельская область с Ненецким округом), которая предлагала учитывать ранее заключенные соглашения о разграничении полномочий таких субъектов.
В то же время из законопроекта исчезла норма об отзыве главы субъектов избирателями. Как пояснил Павел Крашенинников во время голосования по поправке, у нормы не было «реального воплощения».
Какие поправки не были приняты
Была отклонена поправка заксобрания Татарстана о праве именовать главу этой республики президентом. Таким образом, Рустам Минниханов, если закон вступит в силу, станет последним президентом Татарстана. Сейчас он единственный глава республики в Российской Федерации, кто носит это звание (в соответствии с договором России и Татарстана, срок действия которого закончился еще в 2017 году).
Депутатам от КПРФ не удалось оспорить норму о праве президента снять главу региона на основании только утраты доверия. Не нашли поддержки также такие инициативы, как отмена муниципального фильтра на выборах, право депутатов всех уровней проводить встречи с гражданами в уведомительном порядке, правило дистанционной работы парламента только в случае режима чрезвычайной ситуации, а также установление сроков работы депутатов региональных парламентов не более пяти лет.
За что критикуют законопроект
В первом и втором чтении за законопроект о публичной власти голосовали депутаты от «Единой России» и ЛДПР. Коммунисты, напротив, выступили с критикой документа. Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, к примеру, заявлял, что инициатива «делает еще более централизованной нашу власть и зачастую не очень обоснованно».
Унификация названия и единственно возможных сроков нахождения главы субъекта у власти нарушает принципы федеративного государства, указывали в отзыве депутаты Госсовета Татарстана.
Законопроект может привести к снижению субъектности губернаторов, считает Михаил Виноградов. «Потенциально это девальвирует их статус и может снизить их роль — и как арбитра в региональной политике, и как драйвера изменений и преобразований. При этом центр такую роль на себя брать не готов, а в случае социальных обострений проблема может проявиться остро», — отметил он.
Статья 6. Назначение выборов депутатов Московской областной Думы
Статья 6. Назначение выборов депутатов Московской областной Думы
1. Выборы депутатов Московской областной Думы назначаются постановлением Московской областной Думы.
Постановление Московской областной Думы о назначении выборов депутатов Московской областной Думы должно быть принято не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, на который были избраны депутаты Московской областной Думы. Исчисление срока, на который были избраны депутаты Московской областной Думы, начинается со дня их избрания. Днем избрания депутатов Московской областной Думы является день голосования, в результате которого они были избраны. Постановление Московской областной Думы о назначении выборов депутатов Московской областной Думы подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.
2. Голосование назначается на первое воскресенье, следующее за днем истечения срока, на который были избраны депутаты Московской областной Думы. Не допускается назначение голосования на праздничный день. Если воскресенье совпадает с праздничным днем, выборы назначаются на следующее за ним воскресенье.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Московской областной Думы, депутатов Московской областной Думы по основаниям, предусмотренным Уставом Московской области, законами Московской области, Избирательная комиссия Московской области назначает выборы депутатов Московской областной Думы не позднее чем через 14 дней со дня прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Московской области № 112/2021-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы»
Ответственный комитет: Комитет по вопросам государственной власти и региональной безопасности
Тематика: Государственная власть и региональная безопасность
Принят постановлением Московской областной Думы от 10.06.2021 № 17/149-П
Подписан Губернатором Московской области 25.06.2021
Опубликован: Интернет-портал Правительства Московской области (www.mosreg.ru), 06.07.2021; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), ;
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Московской области «О выборах депутатов Московской областной Думы»
Статья 1
Внести в Закон Московской области № 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» (с изменениями, внесенными законами Московской области № 89/2011-ОЗ, № 110/2011-ОЗ, № 134/2011-ОЗ, № 200/2012-ОЗ, № 171/2013-ОЗ, № 43/2014-ОЗ, № 57/2014-ОЗ, № 96/2014-ОЗ, № 56/2015-ОЗ, № 65/2015-ОЗ, № 105/2015-ОЗ, № 20/2016-ОЗ, № 57/2016-ОЗ, № 80/2017-ОЗ, № 8/2018-ОЗ, № 119/2018-ОЗ, № 212/2018-ОЗ, № 221/2018-ОЗ, № 31/2019-ОЗ, № 219/2019-ОЗ, № 127/2020-ОЗ, № 224/2020-ОЗ, № 42/2021-ОЗ, № 75/2021-ОЗ, № 76/2021-ОЗ) следующие изменения:
1) часть 6 статьи 2 изложить в следующей редакции:
«6. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах депутатов Думы, а также в иных формах участвовать в избирательной кампании.»;
2) часть 3 статьи 4 изложить в следующей редакции:
«3. Депутатом Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом Московской области и настоящим Законом пассивным избирательным правом.»;
а) абзац второй части 3 статьи 21 изложить в следующей редакции:
«Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, – также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении, предусмотренном абзацем первым настоящей части.»;
б) часть 7 изложить в следующей редакции:
«7. Избирательная комиссия Московской области, окружная избирательная комиссия направляют в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений.
Сведения о кандидатах, представленных при их выдвижении, в том числе сведения о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом доводятся соответствующими комиссиями до сведения избирателей в объеме, установленном Избирательной комиссией Московской области.»;
4) часть 6 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:
«Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе. В случае сбора подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, в составе которого выдвинут такой кандидат, в подписном листе указывается информация о том, что данным избирательным объединением выдвинут кандидат (кандидаты), выполняющий (выполняющие) функции иностранного агента, и (или) кандидат (кандидаты), аффилированный (аффилированные) с выполняющим функции иностранного агента лицом.»;
5) статью 33 дополнить частью 5 1 следующего содержания:
6) статью 35 дополнить частью 9 3 следующего содержания:
а) часть 1 дополнить словами «, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения о голосовании в течение нескольких дней подряд – в ноль часов по московскому времени первого дня голосования»;
б) часть 2 дополнить словами «, а в случае принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения о голосовании в течение нескольких дней подряд – в ноль часов по московскому времени первого дня голосования»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Проведение предвыборной агитации в день голосования запрещается.
Проведение предвыборной агитации в день, предшествующий дню голосования, запрещается, за исключением случая принятия предусмотренного пунктом 1 или 2 статьи 63 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения о голосовании в течение нескольких дней подряд.»;
8) часть 5 1 статьи 38 изложить в следующей редакции:
В случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо зарегистрированного кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. В случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, выдвинутого избирательным объединением, которым на соответствующих выборах выдвинут кандидат (в том числе в составе списка кандидатов), являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат.»;
9) часть 8 статьи 39 изложить в следующей редакции:
«8. Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы безвозмездно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. В размещаемых в периодических печатных изданиях агитационных материалах кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, или избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах такого кандидата (таких кандидатов) (в том числе в составе списка кандидатов), должна помещаться информация о том, что кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, или о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат (такие кандидаты) (в том числе в составе списка кандидатов), в соответствии с частью 9 3 статьи 35 настоящего Закона. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.»;
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. Все агитационные материалы кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, должны содержать информацию об этом в соответствии с частью 9 3 статьи 35 настоящего Закона.»;
б) в части 6 слова «частью 9 статьи 35 настоящего Закона» заменить словами «частями 9, 9 1 и 9 3 статьи 35 настоящего Закона»;
а) пункт 14 части 6 изложить в следующей редакции:
«14) юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, а также некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, российским юридическим лицам, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента;»;
б) часть 8 изложить в следующей редакции:
При внесении пожертвования гражданином, который включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, такой гражданин указывает в платежном документе сведения об этом.»;
в) часть 10 изложить в следующей редакции:
«10. Кандидат, избирательное объединение вправе возвратить жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд, за исключением пожертвования, внесенного анонимным жертвователем. Если пожертвование внесено гражданином или юридическим лицом, не имеющими права осуществлять такое пожертвование, либо если пожертвование внесено с нарушением требований частей 8 и 9 настоящей статьи, либо если пожертвование внесено в размере, превышающем установленный абзацем третьим части 11 и абзацем четвертым части 12 настоящей статьи максимальный размер такого пожертвования, оно в течение 10 дней подлежит возврату жертвователю в полном объеме или подлежит возврату та его часть, которая превышает максимальный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Пожертвование, внесенное анонимным жертвователем, подлежит перечислению в доход бюджета Московской области не позднее, чем через 10 дней со дня их внесения. Кандидат, избирательное объединение не несут ответственность за принятие пожертвований, при внесении которых жертвователи указали сведения, предусмотренные частями 8 и 9 настоящей статьи и оказавшиеся недостоверными или неполными, если кандидат, избирательное объединение своевременно не получили информацию о неправомерности данных пожертвований или неполноте сведений о жертвователе.»;
12) часть 4 статьи 47 изложить в следующей редакции:
«4. Если у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, имелась или имеется судимость, на информационном стенде размещаются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, – также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если зарегистрированный кандидат, в том числе в составе списка кандидатов, является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, на информационном стенде размещается информация об этом.»;
a) дополнить частью 5 1 следующего содержания:
б) дополнить частью 6 1 следующего содержания:
в) дополнить частью 7 1 следующего содержания:
14) абзац первый части 6 1 статьи 51 изложить в следующей редакции:
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования, за исключением пункта 2 статьи 1 настоящего Закона.
Пункт 2 статьи 1 настоящего Закона вступает в силу с 1 июля 2021 года.
Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьев