Что понимается под следами транспортных средств
Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Материал из CrimLib.info
Классификация транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
1) наземный транспорт;
2) подземный транспорт;
3) водный транспорт;
4) воздушный транспорт.
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
Классификация следов транспортных средств
Значение следов транспортных средств
Следы транспортных средств дают возможность:
1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
Признаки следов транспортного средства
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Беговая дорожка
Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы ходовой части
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
Колея
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
База автомобиля
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
Понятие и классификация следов транспортных средств
ПОНЯТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ТРАСОЛОГИИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Несколько слов о значении и возможностях экспертного исследования следов транспортных средств, т.е. транспортно-трасологических исследований. Транспортные средства могут быть объектами преступлений: угон, хищения; средствами совершения преступлений: перевозка похищенного, трупов и т.п.
Важность исследований следов транспортных средств обусловлена также количеством ДТП и гибнущих в них людей. В России в ДТП гибнет столько, сколько гибнет на железнодорожном, авиа- и речном транспорте. За год количество жертв ДТП в России составляет около 30 тысяч человек. Все перечисленное обуславливает значимость данного вида исследований.
В трасологии под транспортным средством (ТС) понимается любое устройство, механизм, предназначенные для перемещения грузов, людей. Сюда входят средства, приводимые в движение любой силой: двигатель внутреннего сгорания, мускульная сила животных или человека, силы природы (ветер).
Включает самый широкий перечень ТС: автомототранспортные средства, гужевой транспорт, санки, коляски и т.п.
В этом его отличие от принятого в правилах дорожного движения.
Все транспортные средства можно разделить на:
Наиболее часто объектами трасологического исследования становятся следы наземного транспорта, который делится на рельсовый и безрельсовый.
Рассмотрим классификацию наземного безрельсового транспорта: по способу передвижения, по устройству ходовых частей.
1. По способу передвижения:
а) Самоходный транспорт – автомобили, мотоциклы (мотороллеры), тракторы, комбайны, автокраны, аэросани, снегоходы и т.д.
б) Несамоходный гужевой транспорт – телеги, тарантасы, двуколки, нарты, сани и т.п.
в) Несамоходный транспорт, приводимый в движение мускульной силой человека – велосипеды, тачки, тележки, санки и т.п.
2. По устройству ходовых частей:
а) колесный, гусеничный, на полозьях;
б) одноосный, двухосный, многоосный (более двух осей).
Понятие и классификация следов транспортных средств
1. Следы, отображающие внешнее строение отдельных элементов, частей, деталей ТС: шин, гусениц, бампера, крыльев, капота, частей кузова и т.п. В свою очередь, следы шин делятся на: качения, юза, заноса, пробуксовки.
2. Части, отделившиеся от транспортного средства, составлявшие с ним одно целое: ручки дверей, осколки стекол-рассеивателей фар и другой электроосветительной аппаратуры, доски кузова, осколки лобовых стекол и т.п.
3. Вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств: смазочные масла, горючее, тормозная жидкость, тосол и т.п. Сюда же можно отнести и частицы перевозимого груза: песок, зерно, грунт и т.п.
Таким образом, следы транспортных средств – это материально фиксированные отображения отдельных частей транспортных средств, части (детали), отделившиеся от транспортных средств; вещества, используемые при эксплуатации, относящиеся к событию преступления. В систему следов транспортных средств входят и следы, обычно не составляющие предмет трасологических исследований: следы жидкостей, сыпучих объектов. Они не имеют устойчивой внешней формы, но по характеру их расположения на месте ДТП возможно установление целого ряда важных для расследования обстоятельств: места остановки, места столкновения, углов столкновения транспортных средств, модели транспортного средства.
Необходимо отметить, что при ДТП следообразующими объектами зачастую выступают одежда, обувь пострадавших, предметы, находящиеся у них в руках в момент наезда и т.п.
Следы ТС, связанные с ДТП, можно также классифицировать:
1. По механизму образования: статические и динамические, поверхностные и объемные, наслоения и отслоения.
2. По виду дорожно-транспортного происшествия: следы наезда, столкновения, переезда, опрокидывания.
3. По объекту-следоносителю: на дорожном покрытии; на предметах дорожной обстановки (столбы, светофоры, деревья и т.п.); на транспортных средствах (как снаружи, так и на внутренних элементах); на теле, одежде (обуви) пострадавших.
Дата добавления: 2016-03-30 ; просмотров: 1727 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Следы транспортных средств и их классификация
Криминалистическое значение следов ТС – это возможность установления важных обстоятельств ДТП, транспортного преступления, преступления против личности, против собственности.
Изучение следов ТС позволяет выяснить механизм ДТП, как в целом, так и отдельные его элементы, определить скорость движения автомобиля перед началом торможения, его тормозной и полный остановочный путь, установить модель шины автомобиля по следу, оставленному на дорожном покрытии, идентифицировать ТС по его следам, определить техническое состояние некоторых агрегатов ТС, вид и марку автомобиля по ширине колеи и размерам базы. А также, установить направление движения ТС, наличие в кузове автомобиля груза и его характер.
ТС передвижения – это различные типы автомобилей, гусеничная техника, самоходные машины и механизмы, городской электротранспорт, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и т.д.
Следы ТС – это следы контактного воздействия ходовых и неходовых частей ТС, следы на предметах, отделившихся от ТС, а также, различные материально-фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Следы-отображения образуются в виде следов качания или скольжения колёс, возникающих в заторможенном состоянии, отпечатков рисунков протекторов на покрытии дороги, одежде или теле потерпевшего, вмятин, сколов, царапин, выбоин на преградах, остающихся на покрытии дороги от деталей кузова, ходовой части или трансмиссии автомобиля, разрушившегося вследствие удара при происшествии.
Следы-предметыостаются на месте ДТП в виде деталей автомобиля, элементов одежды потерпевшего, а также, части груза, перевозимого в кузове транспорта.
Следы-вещества на месте ДТП представляют собой лужицы и брызги ГСМ, охлаждающей и тормозной жидкости, объекты биологического происхождения (кровь, волосы и т.д.), частицы лакокрасочного покрытия, которые взаимно переносятся с одного ТС на другое при их взаимодействии в процессе столкновения, скопления частиц грязи, пыли, земли, осыпавшихся с нижних частей автомобиля при столкновении с преградой.
В зависимости от характера дорожного покрытия, следы ТС делятся на:
По степени видимости:
В зависимости от расположения изменений на следовоспринимающем объекте:
В зависимости от механизма следообразования:
· Статические (ряд оттисков покрышки колеса, расположенных рядом и образующих в целом, непрерывный оттиск следообразующих поверхностей в развёрнутом виде);
· Динамические (образуются в результате торможения, заноса, пробуксовки колеса; как правило, такие следы растянуты, элементы рисунка протектора смазаны, что вызвано замедлением скорости вращения колеса при торможении);
К признакам, позволяющим установить групповую принадлежность ТС, относятся:
Количество осей может быть определено только по следам на повороте. При прямолинейном движении следы передних колёс перекрываются задними.
Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колёс, или между просветами задних спаренных колёс. Ширину колеи задних колёс можно измерить и при прямолинейном движении. Переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.
Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с чётким изображением рисунка.
База ТС представляет собой расстояние между передней и задней осями. Она измеряется при обнаружении следов стоянки или разворота с применением заднего хода.
К общим признакам следа колеса относятся:
К частным признакам относятся:
По следам ТС можно определить направление его движения:
После проезда лужи, чёткость следов уменьшается в направлении движения.
После проезда по мягкому или сыпучему грунту, грунт выбрасывается в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения.
Рисунок протектора типа «ёлочка» обращён открытой частью в сторону движения.
Капли жидкости, упавшие с движущегося автомобиля обращены острым концом в сторону его движения.
Стебли травы приминаются по направлению движения.
После наезда ТС на небольшой предмет, он сдвигается в направлении движения автомобиля. Получившаяся лунка будет иметь зазор со стороны направления движения.
Фиксация следов ТС:
Следы ТС фиксируют подробным описанием указанных признаков в протоколе. В нём, также, указывается поверхность на которой обнаружен след, тип дорожного покрытия, его состояние, вид обнаруженных следов, результаты их измерений, место расположения следов с привязкой к двум объектам, признаки направления движения ТС, способы фиксации, изъятия и упаковки следов.
Также, производится фотографирование. Если протяжённость следа большая, оно производится методом линейной панорамы. Наиболее чёткий след фиксируется с масштабным увеличением.
При наезде ТС на человека, или переезде через него, фотографируется сам объект одежды со следами