Что понимается под словами музыкально образовательная деятельность
Структура и виды музыкальной деятельности
Ирина Козлова
Структура и виды музыкальной деятельности
В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно со своими сверстниками заканчивает исполнение.Действия могут быть внешними и предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте, слушает музыкальное произведение и т. д.
А так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает характер. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями.
«Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие». В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:
музыкально-образовательная деятельностьВсе они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и
творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т. д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
Структура и виды музыкальной деятельности их взаимодействие по О. П Радыновой на основе схемы Н. А.Ветлугиной:
Восприятие музыки:
Восприятие музыки специально созданной для слушания
Восприятие музыки в связи с ее исполнением
Музыкально дидактические игры
Музыкально-ритмические движения
Игра на музыкальных инструментах
Музыкально – игровое и танцевальное творчество
Игра на музыкальных инструментах
Музыкально – образовательная деятельность:
Знания общего характера
Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.
«Колобок наоборот». Комплексное интегрированное занятие с элементами театральной и музыкальной деятельности Цель занятия: содействия всестороннему развитию личности дошкольника через театр и музыку. Задачи: 1. Приобщение детей к театральной культуре.
Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.
Фотоотчёт о районном семинаре «Интеграция музыкальной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС» Люблю различного рода семинары, где можно посмотреть, как работают воспитатели в других детских садах, почерпнуть для себя что-то новенькое.
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ «Зимние виды спорта» (старший возраст) Цель:продолжать знакомить детей с зимними видами спорта,расширять знания об атрибутах и инвентаре спортсменов,занимающихся зимними видами.
Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.
Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.
Тематическая НОД по музыкальной деятельности «В гости к Дедушке Морозу» — младшая разновозрастная группа При подготовке к Новогодним праздникам для младших детей, всегда возникает вопрос как бы познакомить малышей с Дедом Морозом. Есть рекомендации.
Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2–3 лет. Уголок театрализованной деятельности Виды театров и игрушек для театрализованной деятельности детей 2-3 лет. Уголок театрализованной деятельности в группе раннего возраста.
Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.
Музыкальное воспитание дошкольников
Светлана Ионкина
Музыкальное воспитание дошкольников
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», – писал он.
Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Искусство всегда оперирует художественными образами. Специфическими особенностями музыкального искусства является то, что оно отражает жизненные явления в музыкальных образах. Музыка сочетанием своих выразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (например, в песне, опере, с сюжетом (в программной пьесе, с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ более конкретным, понятным.
Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры. Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитие детей как в духовном, культурном, личностном плане, так и в физическом посредством различных упражнений.
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции.
Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.
Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи Проработав много лет музыкальным руководителем в группах для детей с нарушениями речи, я пришла к выводу, что музыка и музыкальное воспитание.
Музыкальное воспитание детей в младшей группе (фотоотчет) Музыкальные занятия в детском саду способствуют постоянному приобщению ребенка к миру прекрасного, формированию и развитию его музыкальных.
Музыкальное воспитание дошкольников Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем.
Музыкальное воспитание ребенка в семье. Самые лучшие условия воспитания, в том числе и музыкальные, должны быть созданы в семье, прежде всего. Так как не все дети до трех лет посещают.
Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание в современных условиях Общие основы методики музыкального развития дошкольников. Музыкальное воспитание детей в контексте в современных образовательных стандартах.
Здоровье и музыкальное воспитание ребенка. Консультация для родителей «Здоровье и музыкальное воспитание ребенка» Консультация для родителей и педагогов «Детство также невозможно без музыки, как невозможно.
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗ. ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые общие знания о музыке, способах музыкальной деятельности.
Для развития музыкальных способностей (первая задача музыкального воспитания) детям необходимы определенные знания.
Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что
* содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена;
* изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;
* музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоции-ональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях т.д.
Для формированиямузыкально-слуховых представлений важны знания о том, что
*музыкальные звуки имеют различную высоту,
*что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что:
* музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими;
* они движутся, их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот;
* ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отличить вальс от польки, полонеза и т. д.).
Решение второй задачи музыкального воспитания — развитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности.
Увлекательные рассказы педагога
* о музыке различных стилей, эпох сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку;
* о видах музыки (народной, классической; вокальной, инструментальной);
* композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах,накопление «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении, отдельных частях), владение некоторыми муз.терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).
Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества, по ходу, к месту.
Для развития исполнительства,творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности, сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности, музыкальных жанрах.
Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, ансамбль). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, с какими динамическими оттенками, нюансами, в каком темпе песня прозвучит наиболее ярко и т. д.
В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов (поскоки, шаг польки, переменный шаг, галоп и т. д.), усваивают названия танцев, хороводов.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах. Например, на металлофоне это приемы стаккато, глиссандо; на бубне — удары руки, пальцев в зависимости от характера музыки. Ребята узнают, как правильно держать молоточек для металлофона, медиатор для цитры или арфы и т. д.
Программные требования (музыкально-образовательная деятельность):
В детском саду дошкольники должны получить знания о том, что существуют:
Музыкальные жанры, виды музыки:
песня (колыбельная, плясовая, частушка, канон и др.);
танец (вальс, полька, менуэт, полонез, мазурка, краковяк, гопак, хоровод и др.);
марш (праздничный, спортивный, шуточный, траурный);
опера, балет, соната, симфония, концерт, трио, квартет, романс, серенада;
вокальная и инструментальная музыка;
программная и непрограммная музыка.
Средства музыкальной выразительности:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм (равномерный, спокойный, четкий, отчетливый и др.);
пауза (долгая, короткая); акцент (легкий, сильный);
гармония (светлая, темная, резкая, напряженная и др.);
лад (мажорный, минорный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживленный и др.);
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука — светлая, темная, звонкая и др.).
Музыкальная форма:
одночастная, двухчастная, трсхчастная;
куплетная (куплет, запев, припев, вступление, заключение); вариации.
инструменты симфонического оркестра: духовые деревянные (флейта, гобой, кларнет, фагот),
духовые медные (труба, туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, барабан, треугольник,
тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные (скрипка, виолончель, контрабас, альт);
инструменты народные (гусли, домра, балалайка, свирель, гармонь, баян,
аккордеон, гитара, трещотка, деревянные ложки и т. д.);
инструменты клавишные (клавесин фортепиано: рояль, пианино);
Музыкальные профессии, специальности, коллективы:
композитор, дирижер, пианист, солист, артист, музыкант;
оркестр, ансамбль, хор.
Характер исполнения, приемы:
стаккато, легато, глиссандо;
отрывисто, плавно, отчетливо, мягко, протяжно, легко, светло, звонко и т. д.
Общие музыкальные термины:
нота, звук (высота и длительность), бас, аккорд, тема, аккомпанемент, мотив, часть,
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ О МУЗЬКЕ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Постижение и понимание музыки ребенком значительно улучшается, если даются сведения о ней: ее особенностях, возможностях, разновидностях.
В связи с этим встает вопрос о проблеме соотношения музыкального воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе музыкального развития. В работах ученых и педагогов-музыкантов (А. В. Кенеман, О. П. Радынова и др.) говорится о том, что эти понятия не исключают, а дополняют друг друга. Анализируя различные точки зрения на их взаимосвязь, Г. А. Праслова отмечает, что в определении понятия «музыкальное воспитание» акцент делается на эмоционально-ценностной стороне процесса, в ходе которого осуществляется формирование личностного субъективного смысла того, что усваивается ребенком в ходе музыкального образования, а обучение отражает преимущественно интеллектуально-практи ческую сторону деятельности ребенка и включает обучение знаниям, способам действий, овладение которыми помогает ребенку осваивать элементы музыкального языка и исторически сложившийся опыт музыкальной деятельности.
Еще Н. А. Ветлугина выдвинула положение о том, что знание нотной грамоты в каких-то первоначальных формах активизирует музыкально-слуховое развитие. Этот вид деятельности, направленный на усвоение знаний о музыке, был назван ею музыкально- I познавательная деятельность. Эту мысль высказывает также Д. Б. Кабалевский, который видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность, обличая это понятие от музыкальной грамоты. Он говорит о том, что искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость, требует умения откликаться сердцем и умом на то, что создал художник.
О необходимости этого вида деятельности для музыкального развития говорят и все современные ученые и педагоги-музыканты (Э. Б. Абдуллин, Е. А. Дубровская, Е. В. Николаева, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Л. В. Школяр и др.).
Таким образом, выделение этого вида музыкальной деятельности связано с тем, что в настоящее время приоритетным стало развитие музыкальной культуры современного слушателя, а музыкально-образовательная деятельность позволяет целенаправленно решать задачу развития музыкального восприятия через интеллектуальный компонент (Е.А.Дубровская, О.П.Радынова, Л.В.Школяр и др.) (схема 26). При этом ее основное назначение видится ученым прежде всего в развитии музыкальной грамотности подрастающего поколения в широком смысле этого слова, а также и в ее более узком значении как нотной грамоты.
По мнению Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой, в круг теорети ческих знаний о музыке необходимо включать знания:
■ о закономерностях музыкального искусства, его природы (к ним относятся в первую очередь знания об основах музыки: интонации, жанре, образе, драматургии, стиле и т.д.);
■ о формах бытования музыки, композиторах, исполнителях, слушателях, оркестрах, хорах и т. д.;
■ из области элементарной теории музыки, в том числе нотной грамоты.
Музыкальное развитие ребенка направлено на постижение музыки как вида искусства, что осуществляется в различных видах деятельности. При этом успешное осуществление каждого вида музыкальной деятельности требует определенных знаний и умений.
Для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера:
* о самой музыке (музыка имеет свой «язык», свои средства, выражающие ее содержание, передающие настроение; музыка всегда выражает разные чувства, она различна по своему характеру; музыка развивается, изменяется, в ней можно отметить схожие и контрастные отрывки, а в связи с этим различные части, музыкальные фразы);композиторах (музыку создают композиторы, народ);
■ музыкальных инструментах, жанрах, средствах музыкальной выразительности и т. д.
Для развития исполнительства и творчества необходимы помимо общих знаний о музыке знания специального характера:
■ о способах, приемах исполнительства;
■ сведения о возможностях создания музыкального образа в различных видах деятельности.
Например, в певческой деятельности даются знания, помогающие овладеть певческими навыками (звукообразование, дикция, дыхание, ансамбль, строй и т.д.). Детям объясняют, как надо правильно сидеть во время пения, каким звуком петь (напевно, легко, протяжно), как правильно брать и расходовать дыхание, как выразительно и отчетливо произносить текст песни, в каком темпе, с какими динамическими оттенками, нюансами и т.д.
В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности и т. п. Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов и т. д.
Приобщаясь к игре на музыкальных инструментах, дети получают знания о звукоизвлечении, тембрах, способах и приемах игры на разных инструментах.
Кроме того, различные формы общения ребенка с музыкой в процессе музыкально-исполнительской деятельности включают умения:
■ контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности;
■ подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков;
■ согласовывать свои движения с характером музыки;
■ владеть исполнительскими навыками элементарного музицирования и т. д.
Определенные знания необходимы и для развития музыкаль ных способностей.
Так, развитие ладового чувства (различение характера произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) требует знаний о том,что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена,что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (лад, тембр, динамика, интонация и т.д.) создают определенное настроение, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д.
Развитию музыкально-слуховых представлений помогут знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.
Развитие чувства ритма невозможно без знаний о том, что музыкальные звуки имеют различную протяженность, что они движутся, и их чередование может быть спокойным или более активным и т.п., что ритм влияет на эмоциональную окраску музыки, делает более узнаваемыми различные жанры.
Развитие у детей основ музыкальной культуры, формирование музыкально-эстетического сознания (потребностей, установок, интересов, чувств, оценок) также невозможно без овладения некоторым объемом знаний о композиторах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, жанровых особенностях музыки, ее формах и видах (народной, классической; вокальной, инструментальной), накопления «словаря эмоций» (для характеристики настроений, выраженных в произведении), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).
К Знания общего и специального характера формируют способность к элементарным суждениям и оценкам, углубляют эмоциональное сопереживание чувствам и настроениям, переданным в музыкальных сочинениях, пробуждают интерес к музыке,делают процесс обучения более осознанным.
При этом музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества. Очень важно, чтобы знания не давались детям впрок, а предлагалось ровно столько материала, сколько необходимо в данный момент. Это связано с тем, что овладение теоретическими знаниями возможно лишь на основе накопленного слухового опыта и опыта практической деятельности. Только в этом случае полученные знания могут органично войти в активный багаж музыкальной культуры личности.
К Музыкально-теоретические знания, приобретаемые детьми,
• и опыт оперирования ими в различных видах музыкальной деятельности создают базу для самообразования детей, возможности общаться с искусством без помощи взрослых.
Важной составляющей музыкально-теоретических знаний является применение специальных терминов, так как дать детям правильное название музыкальному явлению — это значит помочь в его осознании. Умение верно называть предметы помогает правильно разбираться в их отличительных признаках. Авторы вводят такое понятие, как «словарь эмоций», позволяющее расширить представления о чувствах, выраженных в музыке, что предполагает накопление слов, характеризующих чувства и настроения, их характер, переданные в музыке; это делает возможным прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения. В словаре предлагается ряд основных характеристик эмоционального состояния (веселая, грустная, нежная, спокойная, торжественная, мужественная, взволнованная, серьезная, таинственная, страшная) и их синонимы.
Применительно к дошкольному возрасту А. И. Катинене и О. П. Радынова разработали примерный словарь музыкальных терминов, с которым необходимо познакомить детей. В него вошли следующие группы терминов:
■ слова, характеризующие эмоционально-образное содержание музыки; термины, обозначающие музыкальные жанры, виды музыки;
■ термины, характеризующие средства музыкальной выразительности;
■ термины, обозначающие музыкальные формы;
■ термины, обозначающие музыкальные инструменты;
■ термины, обозначающие музыкальные профессии, специальности, коллективы;
■ термины, обозначающие характер исполнения, приемы;
■ общие музыкальные термины.
Педагоги-музыканты (Е.А.Дубровская, О. П. Радынова и др.) рекомендуют активно включать детей в музыкально-образовательную деятельность с пятого года жизни, что не исключает возможности и более раннего вовлечения в этот вид деятельности. При этом особо отмечается необходимость учитывать возрастные особенности детей. Так, например, если в младшем дошкольном возрасте восприятие музыкального материала идет на уровне эмоций и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны сами осмыслить и понять тот или иной материал и высказать свое впечатление и отношение.
Содержание знаний о музыке направлено на решение следующих задач (Е. А. Дубровская, О. П. Радынова и др.):
■ формировать музыкальное мышление-восприятие детей через слушание и слышание музыки, используя наглядные модели,разнообразие музыкальных образов, что обеспечит успех ис-полнительских видов деятельности и обогатит все музыкальные проявления детей;
■ дать прочные знания о музыке и ее особенностях путем систематических бесед: музыка выражает и изображает, имеет свой выразительный язык; различается по жанрам и способу исполнения. Методом слухового сопоставления, сравнения и анализа закрепить знания детей о музыке вокальной и инструментальной, камерной и симфонической, театральной;
■ способствовать овладению детьми необходимым словарным за пасом для характеристики музыкальных произведений, формировать умение правильно излагать свои мысли, используя музыкальные термины;
■ направлять поисковую деятельность детей на развитие музыкально-эстетического сознания в соответствующих каждому возрасту границах: чувства и эмоции, потребности и интересы, оценочные отношения.
№Я ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Э.Б.Абдуллин и Е.В.Николаева, исходя из интонационной природы музыки в организации музыкально-образовательной деятельности детей по освоению ими нового для них знания, выделяют несколько этапов.
Обобщая, отметим, что ученые и педагоги-музыканты едины во мнении о том, что педагогически грамотный подбор содержания музыкально-образовательной деятельности детей, учитывающий психолого-возрастной аспект, обеспечивает успех этой деятельности, важной для формирования личности с высоким уровнем интеллектуального и культурного развития.