Что понимается под спросом

Разница между потребностью и спросом

В экономической науке при исследовании различных закономерностей рынка могут анализироваться такие явления, как потребности и спрос. Что они собой представляют?

Что понимается под потребностью?

С точки зрения экономических исследований потребность — это индивидуализированное ощущение необходимости в приобретении человеком какой-либо вещи или пользования какой-либо услугой. Потребность может быть:

В ряде случаев потребность может перерасти в спрос. Изучим его специфику подробнее.

Что понимается под спросом?

С точки зрения экономических исследований спрос — это индивидуализированное или же групповое поведение, которое выражается в устойчивом стремлении, соответственно, отдельных людей или их групп с той или иной периодичностью покупать какие-либо товары или пользоваться некоторыми услугами.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Классификация спросов может быть осуществлена по схеме, похожей на рассмотренную нами выше — по которой потребности делятся на различные категории. Так, спрос может:

Сравнение

Главное отличие потребности от спроса в том, что первое экономическое явление имеет пассивный, непостоянный характер, а второе — активный и сформировавшийся. Человек, имеющий потребность, необязательно пойдет тут же ее удовлетворять в магазине. В свою очередь, у него может сформироваться устойчивый спрос на те или иные товары и услуги — в этом случае он будет стремиться при первой возможности его удовлетворить.

Но стоит отметить, что потребность — в большинстве случаев обязательное условие появления спроса. При ее отсутствии у человека не будет формироваться спрос на товары и услуги.

Потребность практически всегда носит индивидуализированный характер. Покупательские предпочтения одного человека могут значительно отличаться от тех, что характеризуют личности других людей, даже если у них много общего и их правомерно отнести к одной социальной группе. Потребность можно довольно приблизительно отразить в конкретных показателях — например, в единицах товаров или услуг, поскольку в силу различных причин она способна часто меняться.

В свою очередь, спрос может быть, как мы отметили выше, как индивидуализированным, так и групповым. Его можно отразить в конкретных цифрах — соответствующих, например, такому-то количеству вещей или услуг в месяц в привязке к той или иной группе покупателей.

Определив, в чем разница между потребностью и спросом, отразим выводы в небольшой таблице.

Источник

Понятие спроса

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага. То есть исходя из экономического смысла, основу спроса составляет не только потребность или нужда в определенном товаре, а готовность и способность платить за него. Результирующий спрос потребителей на товар находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляет себя в величине своего объема, которая означает количество товара, которое было бы куплено по определенной цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Можно выделить некоторые факторы, оказывающие влияние на величину спроса:

· цены прочих товаров;

· количество потребителей данного товара в целом;

· общий курс экономической политики государства.

Известный экономист А.Маршалл (1842-1924) определил наличие связи между ценой товара и величиной спроса на него. Данная зависимость получила название закона спроса. Данный закон определяет, что количество блага, на которое имеется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. В настоящее время под законом спроса понимают обратную зависимость между ценой и величиной спроса на товар за определенный период. Данная зависимость получила название шкалы спроса (кривая спроса).

Таким образом, кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством товара, который потребители хотят и имеют возможность приобрести за единицу времени.

На рис.1. изображена кривая спроса. По горизонтальной оси графика откладываются объем спроса на товар, а по вертикальной – цена на него. Из графика можно заметить, что чем выше цена блага, тем меньше объем спроса на него. Данная зависимость получила название закона отрицательного наклона кривой спроса.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Рис.1. Кривая спроса на товар

Снижение объема спроса вследствие роста цены обусловлено двумя причинами. Во-первых, имеет место так называемый эффект замены, или замещения. Он состоит в том, что при росте цены определенного блага потребитель старается найти ему замену схожим товаром. Так, к примеру, если цена масла увеличивается, то покупатель перейдет на потребление маргарина. А во-вторых, уменьшение количества спроса при повышении цены обозначено эффектом дохода. При увеличении цен на товар, покупатель начинает ощущать, что он становится относительно беднее, чем прежде. Например, если цена мяса увеличится в два раза, то покупатель будет обладать меньшим уровнем реального дохода, и, как следствие, сократит потребление указанного товара. Наряду с этим существуют и исключения из закона спроса:

1) Низкокачественные товары с невысокими потребительскими свойствами – следует учитывать фактор изменения дохода. Это товары Гиффена.

2) Дорогостоящие престижные товары, которые покупаются с целью подчеркнуть социальный статус их владельца (снижение цен на эти товары уменьшает интерес к ним у особой категории потребителей). Это явление получило название эффект Веблена. Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается мотивацией потребителя: под воздействием эффекта Веблена доминантой является именно цена товара, а не размер по-требления остальных. Под воздействием данного явления кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.

3) Эффект присоединения к большинству заключается в желании потребителей приобрести то, что приобретают другие. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.

4) Эффект сноба (snob effect). В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Справедливо, что, так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится в движении. Заметим здесь, что неизменные кривые спроса мы можем обнаружить лишь в учебниках. В чем же причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что здесь в силу сложности функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний реальный доход населения, изменятся численность трудоспособного населения, что может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо. Однако движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа сдвигов. Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига состоит в обратном – величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Рис.2. Сдвиги кривой спроса

Таким образом, на основании рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево. Далее особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 3). В общем говоря, изменение величины спроса знаменуется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Рис.3. Перемещение по кривой спроса

Также если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится к специальным группам). Однако здесь объем покупок увеличивается за счет снижения цены, а не благодаря увеличению спроса. Данное изменение иллюстрируется перемещением по кривой спроса.

Источник

Экономические виды спроса и их классификация

Вы будете перенаправлены на Автор24

Спрос в экономике

Спрос – это соотношение объема выпуска и цены продукции с готовностью покупателей приобрести ее в определенный момент времени.

Рыночная экономика характеризуется свободным поведением субъектов, каждый из которых преследует собственные интересы, стремится к получению выгоды. Считается, что экономическая система, работающая в рамках рыночных отношений, способна к саморегулированию. То есть баланс системы достигается через уравновешивание спроса и предложения. Под предложением понимается весь объем выпущенного блага по определенной цене, который может быть выкуплен потребителями. Совокупность потребительских требований к производителю называется спросом. Спрос показывает, по какой цене и какое количество товара или услуг готовы выкупить домашние хозяйства в текущий момент времени.

Спрос обратно зависит от цены и прямо от величины потребности общества. То есть при росте цен спрос уменьшается, а если цена уменьшается, то спрос растет. Функция спроса демонстрирует эту зависимость.

Существует различие между величиной спроса и спросом. Под объемом спроса понимается готовность покупателей выкупить определенное количество товара по текущей цене. Спрос же показывает готовность потребителя купить товар или услугу вне зависимости от их стоимости. При исследовании спроса считается, что прочие величины остаются неизменными. Основной закон спроса гласит, что цена продукта и объем спроса на него находятся в обратной зависимости друг от друга. Но существуют парадоксальные случаи, когда цена растет и растет объем спроса. Причинами могут быть:

Спрос может быть эластичным и неэластичным. Эластичность подразумевает, что объем спроса изменяется в зависимости от цены. Неэластичность проявляется тогда, когда при изменении цены объем спроса остается прежним.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды спроса

Рыночная экономика динамична. Цены и объемы выпуска постоянно изменяются, подстраиваясь под конъюнктуру рынка. Поэтому в теоретической экономике выделяют следующие виды спроса:

Спрос классифицируют по степени удовлетворения потребностей. Он может быть реализованным, неудовлетворенным и скрытым неудовлетворенным. Неудовлетворенный спрос характеризуется количеством денег, которые не обмениваются на готовую продукцию. Скрытый неудовлетворенный возникает тогда, когда покупатель вынужден заменить желаемое благо аналогом.

Характер спроса делит его на падающий, полноценный, растущий, чрезмерный, нерегулярный, нерациональный.

Структура спроса и его размер определяются действующими на них факторами, среди которых отмечают цену на благо, уровень доходов населения, наличие благ, текущие вкусы, предпочтения, моду, особенности маркетингового и рекламного продвижения. Так же на спрос влияют цены на товары-заменители, действующая система налогообложения, доступность и качество сервиса, сезонность, демографические и географические параметры, культурные особенности региона, имущественная дифференциация, курс валют, меры, принимаемые государством для стимулирования спроса и другое.

Стимулирование спроса может проводиться на уровне предприятии или государства. Например, предприятия для продвижения благ могут использовать маркетинговые и рекламные стратегии, предоставлять дополнительные услуги, гарантии, сервис. Государство использует макроэкономические инструменты, воздействуя на спрос через налоговую и кредитно-денежную политику. Причем оно может стимулировать предложение с помощью субсидий, что позволит снизить расходы предприятий, а значит, снизить цену на реализуемую продукцию, что в большинстве случаев ведет к росту спроса.

Классификация видов спроса

Виды потребительского спроса рассматриваются в рамках маркетинга, который в свою очередь является частью прикладных экономических дисциплин. Он позволяет исследовать спрос с разны сторон, сегментировать покупателей, вырабатывать стратегии ценообразования в зависимости от особенностей потенциальных и текущих покупателей. Классификация видов спроса проводится следующим образом:

Таким образом, спрос в зависимости от складывающейся ситуации на рынке может приобретать разные формы и виды. Он не всегда отвечает основному рыночному закону, но определяет поведение покупателя. Сегодня экономика ориентирована на потребности общества. То есть общество определяет, какие товары и услуги будет производить реальный сектор. В противном случае, спрос на благо просто не будет существовать, а его создание окажется нецелесообразным.

Источник

Спрос и предложение

Спрос – это намерение приобрести товар (услугу или другой актив) обеспеченное способностью уплатить за него установленную цену. Потребность, превышающая платежеспособность спросом, не является.

Предложение – готовность предоставить в собственность (пользование) объект спроса за определенную плату.

Оба понятия могут совпадать между собой по объему и цене, что приводит к заключению сделки купли-продажи или остаться неудовлетворенными.

Что такое спрос и предложение интуитивно понятно любому взрослому человеку. В то же время для экономиста эти термины представляются сложной системой множества элементов со своими взаимосвязями и зависимостями.

Спрос как обозначение единичной потребности на товар или услугу обычно интересен только потенциальным участникам сделки, но сумма отдельных случаев представляет собой уже совокупный спрос – одну из важнейших характеристик экономической системы.

Рассматривая взаимосвязь спроса и предложения, следует признать первичность именно спроса. Случаи, когда вновь появившееся предложение чего-то приводит к появлению нового вида спроса можно объяснить тем, что новинка оказывается способной удовлетворить уже существующую, хотя, возможно, еще не заявленную потребность (так называемый скрытый спрос). На понимании первичности спроса основывается рыночная экономика. Непонимание – приводит к затовариванию складов.

Отдельные составляющие совокупного спроса можно классифицировать исходя из разных критериев в зависимости от целей исследования. В повседневном же обиходе часто используются такие понятия как:

Суть перечисленных понятий довольно точно определена в их названиях. Кроме того, можно выделить еще негативный спрос – такое определение применяют к товарам отвергаемым большинством потребителей при любом уровне цены и качества этих продуктов (пример – иголки для патефонов)

Весь объем спроса можно разделить на три большие категории исходя из характеристик покупателя:

Две последние категории проще для прогноза и моделирования т.к. более основываются на экономических факторах. В потребительском спросе сравнительно большую роль играют спонтанные, эмоциональные мотивы.

Поскольку главной функцией предложения является удовлетворение спроса, классификация этих понятий во многом совпадает. Разумеется, при сходстве названий предложение имеет собственные внутренние закономерности. Главным правилом формирования предложения можно назвать способность удовлетворять спрос по цене превышающей затраты продавца на производство и реализацию товара/услуги.

Закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения – это существующая на практике и теоретически обоснованная зависимость величины совокупного спроса и совокупного предложения от уровня цен на соответствующий продукт установившихся на рынке. Если не принимать во внимание прочие факторы то: снижение цены вызывает рост объема спроса и уменьшение соответствующего предложения; повышение цены становится причиной обратных процессов. Такое утверждение принято называть эластичностью спроса/предложения по цене.

Очевидно, что интересы покупателя и продавца (потребителя и производителя) в отношении уровня цен прямо противоположны. Это можно наглядно показать на графике, где изменения спроса и предложения изображены в виде разнонаправленных кривых. Любая из точек каждой кривой обозначает определенный уровень продаж при соответствующем уровне цен. Место, где кривые пересекаются, является точкой равновесия, т.е. означает равенство спроса и предложения при определенном уровне цен.

Кроме описанной закономерности на изменение величины спроса и предложения оказывает влияние множество других факторов, в том числе неценовых, действие которых может быть прямо не связано с деньгами, но иметь последствия поддающиеся учету в денежных единицах.

Источник

Спрос и предложение

Спрос – это потребность в покупке какого-либо товара или услуги, на удовлетворение которой, потребители готовы потратить необходимые средства. Предложение – это желание и возможность производителей предоставить для продажи те или иные товары и услуги, по определенным ценам, в определённый период времени.

Определение понятий величина спроса и предложения

Величина (объем) спроса – это количество товаров, которые потребители готовы приобрести в данный момент времени по данным ценам.

Величина (объем) предложения – это количество товаров, которое продавцы желают продать в данный момент, в данном месте, при данном уровне цен.

Сегодня почти в каждой развитой стране функционирует рыночная экономика, при которой вмешательство государства либо минимально, либо же вовсе отсутствует. Объемы производства и цены на товары определяются стихийно в результате работы рыночных механизмов. Для того, чтобы понять как эти механизмы работают, нужно изучить главные понятия рынка – спрос и предложение.

Нужна помощь в написании работы?

Спрос

Спрос (англ. «Demand») – это потребность покупателей в некотором товаре или услуге, обеспеченная их платежеспособностью, а величина спроса – количество товаров, которое покупатели хотят и могут купить.

Факторы спроса

На спрос влияет множество факторов (детерминант). Все факторы условно делят на два вида: ценовые и неценовые.

Ценовой фактор – это цена на данный товар. Ценовой фактор, хоть и не является единственным фактором, оказывающем влияние на выбор потребителей, но является самым существенным.

Среди неценовых факторов (детерминантов), которые оказывают воздействие на пове­дение покупателей особенно выделяют:

Закон спроса

Закон спроса: если цены на какой-либо товар или услугу увеличиваются, при том, что все прочие параметры остаются неизменными, спрос будет уменьшаться. Закон спроса имеет теоретическое обоснование. Его функционирование объясняется действием трёх механизмов: эффекта дохода, эффекта замещения и закона убывающей предельной полезности.

Кривая спроса

Зависимость между величиной спроса и ценовыми и неценовыми факторами можно графически выразить в виде кривой спроса.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

Кривая спроса – это график, показывающий связь между ценой товара и количеством этого товара, которое может и хочет купить потребитель по установленной цене.

На графике изображены две оси: горизонтальная ось Q (от англ. quantity) обозначает количество товара, вертикальная ось P (от англ. price), обозначает цену товара. В этой системе координат, спрос D изображается кривой с отрицательным наклоном.

Снижение величины спроса означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо. При этом сдвиги кривой спроса происходят под воздействием внешних факторов при неизменной цене.

Для анализа рынка необходимо проводить четкое различие между изменениями величины спроса на товары или услуги и изменениями в самом спросе:

Изменение величины спроса происходит при изменении цены рассматриваемого продукта при том, что все прочие параметры (вкусы потребителей, их доходы, уровень доступности и прочее) остаются прежними;

Изменение спроса наблюдается под воздействием каких-либо неценовых факторов, при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар.

Предложение

Предложение (англ. «Supply») – это способность и готовность продавцов продать товар или услугу по данной цене. Величина предложения (объем предложения) – это количественное выражение предложения.

Факторы предложения

На предложение, также как и на спрос, влияет два вида факторов – ценовые и неценовые. Несмотря на то, что ценовые факторы и для спроса и для предложения одинаковы, их неценовые факторы довольно сильно отличаются.

Неценовые факторы:

Кривая предложения

Зависимость между величиной предложения и его факторами можно графически выражается в виде кривой предложения. Таким образом, кривая предложения – графическое выражение зависимости величины предложения на некоторый товар от его цены.

Что понимается под спросом. Смотреть фото Что понимается под спросом. Смотреть картинку Что понимается под спросом. Картинка про Что понимается под спросом. Фото Что понимается под спросом

При более высокой цене P продавец стремится продать большее количество товара, поэтому кривая предложения S имеет положительный наклон.
Снижение предложения S означает сдвиг кривой влево, увеличение – сдвиг вправо.

Закон предложения

Закон предложения состоит в следующем:

Математически закон предложения сводится к тому, что между величиной предложения и ценой существует прямая зависимость. Продавцам выгодно продавать товары по высокой цене, так как это увеличивает их доход.

Поэтому, когда уровень цен P на рынке повышается – продавцы стараются продавать как можно больше товаров, что приводит к изменению величины предложения.

Изменение предложения легко спутать с изменением его объёма (величины). Чтобы этого избежать, нужно помнить о том, что:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *