Что понимается под структурной политикой государства

Структурная политика: понятие, виды, инструменты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структурная политика – это целенаправленная специальная публично-правовая деятельность, которая связана с необходимостью обеспечения поддержания и сбалансированного развития национальной экономики, всех ее сфер.

Структурная политика: сущность и значение

В современной России одной из острейших проблем общественного развития выступает состояние экономики: диспропорции экономического развития, сырьевой характер, отсталость и пр. Это не позволяет эффективно развивать государство и территории, его образующие.

При этом для нынешнего состояния отечественной экономики есть объективные исторические предпосылки:

Названные проблемы усугубляются нестабильностью отечественной экономики, ее сырьевым характером, неразвитостью малого и среднего предпринимательства, наличием бюрократических и налоговых барьеров для развития предпринимательства, а также распространением коррупции в системе государственного управления и пр.

Преодоление названных трудностей требует разработки системного подхода и поиска новых инструментов структурной политики, призванной оптимизировать структуру отечественной экономики для дальнейшего эффективного стабильного социально-экономического развития страны.

Здесь важно подчеркнуть, что развитая экономика предполагает баланс сфер производства и обращения капитала. Через обращение капитала осуществляется обмен продукта и переход капитала из малоэффективных отраслей экономики в более эффективные посредством инвестирования. Иными словами, в рыночной экономике действуют эффективные механизмы для организации и реализации постоянного производственного процесса, основу которого составляют производственная сфера.

Готовые работы на аналогичную тему

В то время как развивающаяся экономика характеризуется обычно не сбалансированностью производственной сферы и сферы обращения. Высокие риски и как следствие недостаточные привлекательность и прибыльность размещения капитала в приоритетных для благоприятного экономического развития сферах производства приводит к тому, что капитал выводится за границу, и экономика страны дестабилизируется.

Для преодоления названных трудностей государство реализует структурную политику. Не вызывает сомнения, что прогрессивное экономическое развитие страны и территорий, его образующих, устранение диспропорций в системе отечественного хозяйства возможны только при оптимизации структуры национальной экономики. На сегодняшнем этапе развития такая оптимизация без целенаправленного воздействия со стороны государства невозможна.

Структурную политику можно охарактеризовать как специальную государственную деятельность, реализуемую с целью оптимизировать структуру национальной экономики для ее дальнейшего прогрессивного развития посредством оказания управленческого воздействия на приоритетные отрасли отечественной экономики, в том числе посредством реализации целевых программ, направления прямых финансовых ресурсов в приоритетные сферы и пр.

Виды структурной политики

Очевидно, что конкретное содержание, структура, инструментарий структурной политики в конкретных экономических условиях конкретного государства могут отличаться. В теории классификация видов структурной политики производится по различным критериям, к числу основных классификаций относятся следующие:

Классификация по критерию длительности управленческого воздействия на структуру национальной экономики:

Классификация по критерию объема управленческого воздействия на структуру национальной экономики:

Классификация по критерию уровня публично-правового воздействия:

Классификация по критерию ориентированности в системе международного разделения труда;

Классификация в зависимости от функционального назначения управленческого воздействия:

Инструменты структурной политики

Структурная политика представляет собой комплекс разрабатываемых и реализуемых инструментов, направленных на обеспечение оптимизации структуры экономики для ее прогрессивного развития. При этом, как и всякая политика, структурная политика может оперировать эффективными и неэффективными инструментами. Потому для реализации цели структурной политики, для решения конкретных проблем национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе крайне важно выбрать наиболее адекватные и эффективные инструменты.

В самом общем виде цель структурной политики можно охарактеризовать как обеспечение баланса между производством и капиталом и прогрессивного эффективного экономического развития страны. В качестве основных задач структурной политики традиционно выделяют модернизацию производства посредством внедрения инновационных технологий, обеспечения малого и среднего предпринимательства и пр.

Положительный эффект структурной политики обеспечивается эффективным использованием следующих инструментов:

Источник

Что понимается под структурной политикой государства

Понятие структурной политикой

Деятельность государства и его властных органов, связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики, называется структурной политикой.

Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно- технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики государство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов.

Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфическими условиями жизни людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроизводственные (микроэкономические), межгосударственные, международные (мегаэкономические).

Все виды пропорций неразрывно связаны, находятся в тесном единстве и взаимосвязи.

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, производства товаров и производства услуг, производства средств производства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и региональными комплексами.

Виды структурной политики

Цель структурной политики

Высшей целью структурной политики является обеспечение сбалансированности экономики, поддержание таких пропорций, при которых достигается наиболее устойчивое развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи.

Объективным критерием сбалансированности народного хозяйства и эффективности структурной политики является рост валового внутреннего продукта и национального дохода.

Источник

Тема 6. Структурная и промышленная политика государства

Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства

Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства

Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства

1. Сущность и содержание структурной политики государства.

2. Направления структурной политики в отечественной экономике.

3. Сущность и инструменты промышленной политики государства.

1. Структурная политика – совокупность мер государственного регулирования экономики, направленных на формирование необходимых экономических пропорций.

Цель структурной политики – обеспечить сбалансированное развитие экономики, и техническое совершенствование производства на основе использования достижений НТП.

Структурная политика государства должна осуществляться во всех фазах воспроизводственного процесса(производство, распределение, обмен и потребление).

Структурная политика осуществляется в сфере производства:

Нацелена на формирование рациональных пропорций между сферами материального(товары) и нематериального(услуги) производства; производством средств производства и производством предметов потребления; различными отраслями производства; отдельными экономическими районами страны.

Структурная политика в фазе распределения направлена на обеспечение распределения национального дохода согласно вкладу каждого экономического субъекта в его формировании.

Структурная политика в сфере обмена нацелена на поддержание оптимальной структуры товарооборота и денежного обращения.

Структурная политика в сфере потребления нацелена на достижение оптимального соотношения между производством и личным потреблением(домашнее хозяйство).

В условиях российской экономики наиболее деформированной является структура производства. Это проявляется в том, что значительную долю в валовом продукте(ВВП) составляет топливно – сырьевой сектор(экспорт за рубеж минерального сырья и топлива).

2. Основные направления структурной политики в отечественной экономике обозначены в программе социально – экономического развития на долгосрочную перспективу:

ü Обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отрасли сферы услуг.

ü Содействие повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

ü Реструктуризация убыточного сектора экономики

ü Необходимость формирования институциональной структуры, отвечающей требованиям современной рыночной экономики.

ü Необходимость развития экономики в процессе общемировой экономической трансформации на базе новых информационных технологий.

3. Промышленная политика – система мер государственного регулирования экономики, направленных на стимулирование развития промышленности, повышение конкурентоспособности и эффективности производства за счет технологической модернизации, совершенствования управления и развития инфраструктуры.

Цель – в комплексном развитии промышленного потенциала, стимулировании экономического роста и поддержании конкурентоспособности отечественной промышленности.

ü Меры налогового стимулирования:

— льготы по налогу на прибыль, которая направляется на техническое перевооружение производства;

— налоговые «каникулы» новым организациям(для приоритетных программ);

— ускоренная амортизация основного капитала(перенос стоимости оборудования на выпущенную продукцию в более короткие сроки).

ü Инструменты таможенной политики:

— льготы по пошлинам на ввозимое оборудование для технической модернизации производства

— квотирование ввоза импорта, обложение его пошлинами.

ü Кредитное стимулирование:

— субсидирование процентных ставок

— государственные гарантии по кредитам, привлекаемым для технического перевооружения

ü Разработка целевых программ развития территорий

Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть фото Что понимается под структурной политикой государства. Смотреть картинку Что понимается под структурной политикой государства. Картинка про Что понимается под структурной политикой государства. Фото Что понимается под структурной политикой государства

ü Создание свободных экономических зон(более либеральный характер ведения деятельности ).

Направления промышленной политики в РФ:

ü Диверсификация экономики(разнообразие) с опережающим развитием обрабатывающей промышленности и сферы услуг

ü Увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью обработки(в настоящее время только 5 %)

ü Создание режима благоприятствования для развития сферы производства

ü Поощрение конкуренции

ü Стимулирование конкурентоспособных отечественных производителей

ü Улучшение условий для кооперации отечественных и зарубежных компаний в наукоемких отраслях

ü Приоритетное развитие сферы науки и научного обслуживания.

Тема 7. Государственная научно – техническая политика.

1. Необходимость и сущность научно – технической политики государства.

2. Инструменты научно – технической политики.

3. Основные направления научно – технической политики в России.

Необходимость проведения государством научно – технической политики обусловлено тем, что результаты НИОКР являются общественным благом.

НИОКР включает несколько стадий, которые предполагают различное участие государства:

ü Фундаментальные исследования(направлены на открытие основ производственных процессов, ведутся без заранее предвидимого коммерческого результата, так как результат является общественным благом, то необходимо финансирование за счет государства).

ü Прикладные исследования(целью является изобретение метода или процесса производства; их результат в перспективе может иметь коммерческое значение, отсюда совместное финансирование частными фирмами и государством).

ü Инновации(это массовое внедрение разработок в производственный процесс, имеет коммерческий результат – прибыль; финансируется частными фирмами, но может стимулироваться государством).

Государственная научно- техническая политика – это совокупность мер государственного регулирования НИОКР, направленных на их стимулирование и внедрение в производство.

— использование патентов( исключительное право на определенный срок в 5- 10 лет)

— государственная защита интеллектуальной собственности.

— бюджетное финансирование НИОКР

— налоговое стимулирование НИОКР( налоговые каникулы, налоговые кредиты, льготы, ускоренная амортизация)

— кредитные меры( льготные кредиты, государственные гарантии по кредитам для подобного рода организаций, субсидирование процентной ставки со стороны государства).

3. Научно- техническая политика в России:

Можно выделить следующие проблемы, связанные с НИОКР в стране.

ü Наличие разрывов между стадиями НИОКР (малое внедрение фундаментальных разработок на практике)

ü В предпринимательском секторе доминируют отсталые технологические уклады, остается низким уровень восприимчивости компании к новым технологическим решениям. Инновационная деятельность в компании – ситуативная, нет системности.

ü Финансовые ресурсы предпринимательства ориентированы не на Российские разработки, а в большей степени на закупку импортного оборудования.

Для решения этих проблем в РФ принят ФЗ № 127 «О науке и государственной научно- технической политике в РФ»:

— развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно- технического потенциала,

— увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства,

— реализация важнейших социальных задач,

— обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции,

— улучшение защиты информационных ресурсов государства,

— упрочнение взаимосвязи науки и образования.

— признание науки экономически значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил государства,

— гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований,

— интеграция научной и образовательной деятельности на основе различных форм,

— концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники,

— стимулирование НИОКР через систему экономических и иных льгот,

— развитие международного научного и технического сотрудничества РФ.

Источник

Государственная структурная политика и методы ее реализации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государственная структурная политика – это целенаправленная управленческая деятельность государственных органов по совершенствованию предпринимательской среды или повышению предпринимательской активности в отдельных отраслях или секторах хозяйства страны с целью обеспечения прогрессивного экономического развития и роста благосостояния.

Значение государственной структурной политики

Необходимость разработки и реализации государственной структурной политики обусловлена следующими негативными тенденциями:

Названные негативные тенденции ставят перед наукой и практикой задачи оптимизации государственной структурной политики и методов ее реализации для обеспечения благосостояния населения и прав личности.

Содержание государственной структурной политики

Современное состояние отечественной экономической сферы можно характеризовать следующим образом:

Эти характеристики отечественной экономики позволяют говорить о неэффективности государственной структурной политики в России и необходимости модернизации ее инструментов.

Структурная политика сегодня выступает одним из важнейших направлений внутренней политики государства. Так, в практике публичного управления структурная политика, реализуемая «сверху вниз», признавалась малоэффективной и не использовалась. Напротив, структурное реформирование экономики, реализуемое по горизонтали, а именно инновационное обновление экономики, формирование компенсационных инструментов на случай кризиса и пр., активно применялось в зарубежных странах. В России же структурная политика всегда проводилась по вертикали посредством формирования с участием государственного имущества крупных корпораций. Сегодня перед Российским государством стоит задача модернизации структурной экономики – требуется внедрение новых методов ее реализации, позволяющих наладить каналы связи между различными агентами, выявить и широко использовать новые ресурсы прогрессивного развития, повысить значение образовательного и научного сектора в структуре отечественной экономики.

Готовые работы на аналогичную тему

Методы реализации государственной структурной политики

Методы реализации государственной структурной политики сегодня должны учитывать следующие общественные процессы:

К основным методам реализации государственной инновационной политики следует отнести:

Кроме того, государственная структурная политика должна учитывать специфику региональных территорий и территорий местных сообществ.

Источник

Сущность структурной политики, ее значение в системе государственных мероприятий по преодолению кризиса

Стабилизация национального хозяйства и дальнейшее функциони­рование рыночной экономики неразрывно связаны с качественными изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структур­ной политики государства.

Под структурной политикой понимается деятельность государства и его подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием и поддержанием наиболее эффективных пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

В условиях многоукладного рыночного хозяйства пропорции формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Государство не может произвольно их устанавливать. В то же время рыночный механизм неудовлетворительно справляется с задачами регулирования отраслей производственной и социальной инфраструк­туры, не обеспечивает социальную защиту нетрудоспособных и мало­обеспеченных слоев населения, охрану окружающей среды. Как пока­зано в предыдущих темах, рыночный механизм сам нуждается в совер­шенствовании, в корректировке и доводке, в целевой ориентации и функциональной организации со стороны государства, общественных и политических институтов.

Свое воздействие на пропорции национальной экономики госу­дарство осуществляет с помощью административно-правовых методов и через посредство рыночных категорий, рычагов и инструментов. Содержание методов государственного регулирования обусловлено экономикой, самими объектами регулирования, т.е. конкретными видами пропорций, а также историческими факторами и специфиче­скими условиями жизни людей.

Пропорции национального хозяйства группируются следующим образом: общеэкономические (макроэкономические), отраслевые и региональные (мезоэкономические), внутриотраслевые и внутрипроиз­водственные (микроэкономические),межгосударственные, международ­ные (мегаэкономические).

Ключевую роль в организации национального хозяйства играют общеэкономические пропорции: спроса и предложения товаров, произ­водства товаров и производства услуг, производства средств произ­водства и предметов потребления, соотношение фондов возмещения, потребления и накопления, пропорции между отраслевыми и регио­нальными комплексами.

В результате широкомасштабных процессов приватизации в нашей стране сформировалась многоукладная экономика, в этих условиях большую значимость имеют соотношения и связи между двумя крупными секторами национального хозяйства: государственным и частным.

Деятельность государства по регулированию структуры националь­ного хозяйства подразделяется на внешнюю и внутреннюю, по основа­тельности решаемых проблем — на стратегическую и тактическую.

Стратегия — долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных задач. Тактика — совокупность приемов и методов, с помощью которых ре­шаются стратегические замыслы и задачи.

Высшей целью структурной политики является обеспечение сба­лансированности экономики, поддержание такой пропорциональности, при которой достигается наиболее динамичное, устойчивое (равновес­ное), безкризисное развитие народного хозяйства при органичном его включении в мирохозяйственные связи. Объективными критериями сбалансированности народного хозяйства и эффективности структур­ной политики является рост среднедушевых показателей валового внутреннего продукта и национального дохода.

На предыдущем этапе рыночных реформ в экономике страны прои­зошли серьезные качественные изменения. В основном завершена либерализация цен и хозяйственных связей. Достигнута сбалансирован­ность на рынке потребительских товаров. Осуществлена массовая при­ватизация предприятий, более 70 % валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе. Достигнуто ощутимое снижение инфляции.

Начался новый этап реформ. По замыслу правительства, основ­ное содержание этого этапа заключается в структурной перестройке экономики и возобновлении на этой основе экономического роста.

Смысл структурной перестройки состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяю­щих требованиям рыночной экономики производств, которые преоблада­ли до сих пор, начинается и набирает темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым достигается устойчивая стабилизация объема ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора превосходит размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции с приемлемыми издержками, и таким образом начинается рост экономики в целом.

Одновременно будут происходить сдвиги в отраслевой структуре производства, удельный вес одних отраслей увеличится, других снизится, отражая формирование новой структуры, приспособленной к структуре рыночного спроса, реальным потребностям общества и условиям конкурентоспособности. Будут происходить изменения и в территориальном размещении производства и торговли. Возможно усиление дифференциации регионов по уровню социально-экономиче­ского развития, что потребует принятия соответствующих мер[1].

Специфика структурной перестройки в России определяется рядом факторов, прежде всего исходным состоянием структуры народного хозяйства, а также характером сил и условий, которые будут ока­зывать воздействие на содержание преобразований.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *