Что понимается под структурой административно правового отношения
Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.
Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.
Элементами структуры административно-правовых отношений являются:
— Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);
Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.
Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.
Особенности административно-правовых отношений:
— это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;
— это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;
— для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;
— возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;
— могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;
— споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;
— при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;
— по своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.
1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:
а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти
б) горизонтальные административные правоотношения.
(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные.
2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:
а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.
К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.
3. Административно-правовые отношения по способу защиты:
а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.
б) Правоотношения, защищаемые только в суде.
4. Административно-правовые отношения по составу участников :
5. Административно-правовые отношения по цели :
Структура административно-правовых отношений
Структура административно-правового отношения представляет собой единство следующих элементов: субъект, объект и юридические факты.
Субъектами административно-правовых отношений являются два и более участника, один из которых выражает публичный (государственный) интерес, т.е. наделен специальной компетенцией в области государственного управления.
В юридической литературе субъекты административно-правовых отношений принято делить на индивидуальные и коллективные.
К индивидуальным субъектам относятся физические лица, дееспособные и обладающие различными административно-правовыми статусами. К ним относятся, например: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; в зависимости от особенностей социального статуса: должностные лица; государственные служащие, военнослужащие, учащиеся, пенсионеры, инвалиды.
К коллективным субъектам относятся наделенные административно-правовым статусом юридические лица в числе которых органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, общественные объединения.
Объектом административно-правовых отношений является то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников административно-правовых отношений.
В юридической литературе различают общий объект и непосредственный.
Под общим объектом понимают общественные отношения, регулируемые административно-правовыми нормами и возникающие в политической, экономической, социально-культурной и межотраслевой сферах.
Непосредственным объектом выступают:
— поведение, деятельность субъектов, разного рода услуги и их результаты;
— нематериальные личные блага (честь, здоровье, достоинство, личная неприкосновенность);
— продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, изобретения);
Субъективные права это меры возможного поведения, установленные административно-правовыми нормами и охраняемые государством.
Юридические обязанности – это предусмотренные законодательством и обеспеченные государством меры должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом).
Административно-правовые отношения возникают при наличии жизненных обстоятельств, условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это юридические факты, влекущие возникновение конкретных правоотношений. В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия (бездействия), а в некоторых случаях — события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.
Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.
Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм и нарушают их. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к административной (дисциплинарной) ответственности (нарушение ПДД является основанием для возникновения административного правоотношения между нарушителем и уполномоченным государственным органом).
К числу неправомерных юридических фактов относится также бездействие – волевое несовершение предписываемых законом действий(например, непринятие органом внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка; бездействие должностного лица, обязанного рассмотреть обращение гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрировать транспортное средство в органах внутренних дел, невыполнение требования о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств).
В административном праве встречаются и сложные составы под которыми понимаются совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений. Так, например, для возникновения правоотношений, связанных с государственной службой, необходимо соблюдение целого комплекса требований и ограничений, предъявляемых к претендентам на государственную службу.
newinspire
Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения
Структура административно-правового отношения
Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:
— субъекты административно-правового отношения;
— объекты административно-правового отношения;
— права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;
— условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).
Субъекты административно-правового отношения
Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.
При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правового отношения
Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.
Объектами административно-правовых отношений могут выступать:
— действия и поведение лица;
— государственное, частное, общественное и личное имущество (регистрация, изъятие, конфискация, приватизация, национализация и т.д.);
— предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);
— вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.
Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.
У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.
В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы:
— метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий;
— метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции;
— метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом;
Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.
Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер.
Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.
Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.
Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура
Понятие и особенности административно-правовых отношений
Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.
Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.
Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.
Особенности административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами. Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание. Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.
Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих. Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права. Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.
Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения. Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности. И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.
Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.
Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.
На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:
По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:
По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.
Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.
Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты
Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.
Субъекты административно-правовых отношений
Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.
В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.
Объекты административно-правовых отношений
В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:
Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.
Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:
Юридические факты
В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.
Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.
Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью. В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта. Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.
Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.
Источники административного права.
Источники АП– это внешние формы выражения административно-правовых норм, которыми являются различные по юр.силе нормативные правовые акты.
Виды источников:
1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм АП в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.
3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федерал.органов исполнит.власти и т. д.
4. Указы Президента РФ и НПА глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).
5. Постановление Правительства РФ и НПА правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).
6. НПА федеральных и региональных органов исполнит.власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.
7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.
Формы источников АП:
– правила – чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
– положения – делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
– инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
– уставы – в данной форме группируется значительное количество норм;
– кодексы – группируют нормы института админ.ответ-ти.
Административно-правовые отношения: понятие, признаки, структура, классификация.
Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами АП, возникающие в сфере исполнит.власти (гос.управления).
Признаки админ.правоотношений:
– являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, гос.интерес;
– носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется гос.управление;
– являются организационными, поскольку гос.управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере админ.правоотношений;
– в случае нарушения административно-правовых отношений наступает админ.ответ-ть как способ их защиты. Админ.правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования админ.правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, админ.правоотношения разрешаются внутри самой системы.
Структура:
– объект– то, на что направлены субъективные права и юр.обязанности участников административно-правовых отношений;
– субъект– это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе гос.орган;
– юр.факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;
– содержание, которое включает в себя субъективные права и юр.обязанности;
– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов админ.правоотношений;
– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).
Виды административно-правовых отношений:
1) по характеру правоотношений:
– материальные, основанные на нормах материального права;
– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;
2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
– вертикальные – возникают в случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущ.отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;
– охранительные – направлены на регламентацию мер юр.ответ-ти, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.
7.Административно-правовые нормы: понятие, признаки, структура, классификация.
Структура нормы:
– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;
– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.
Виды административно-правовых норм:
1) по предмету: а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов админ.правоотношений; б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответ-ти, закрепленной в нормах материального права;
2) По предмету воздействия на субъекты административного права:
а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;
3) по юридической силе: а) законодательные; б) подзаконные;
4) по территориальному действию: а) федеральные; б) субъектов РФ; в) муниципальные.
5) по содержанию регулирования:
Признаки норм административного права:
1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом АП;
2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юр.силе;
3) большинство норм АП носят императивный (обязывающий) характер;
4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответ-ти: административной и дисциплинарной;
5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.