Что понимается под техникой выполнения стандартного легкоатлетического упражнения
Техника легкоатлетических упражнений
С научной позиции совершенная спорт.техника – это специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних и внешних сил, действующих на тело спортсмена с целью наиболее эффективного использованных для достижения уровня спортсмена.
-части (основные операции, приемы, из которых состоит данное упр.)
-фазы (специфические детали какой-либо части спорт.упр.)
-элементы (движение одной частью тела)
По механизму проявления техники:
-стабилизация техники (спортсмен способен достигать целей в большом количестве своих попыток)
-стандартизация (выполнение обязательных для всех исполнителей основных параметров данного движения)
-вариативность (неизбежное изменение в основных параметрах данного движения)
-индивидуализация (изменение параметров, обусловленных физич. особенностей исполнителя)
Факторы, влияющие на изменение техники:
-изменение в технологии
-развитие общей культуры в науке
Характеристики в движении человека:
Пространственные, временные и пространственно-временные параметры характеризуют кинематическую структуру движений; взаимосвязь внутренних и внешних сил – динамическую структуру движений; пространственно-временные и динамические – ритмические.
Пространственные параметры характеризуются положением тела, траектория, путь движения тела и его частей. К временнымхар-кам относятся длительность, продолжительность и темп.
Для динамич. хар-к движения используются понятием сила движения: внутр. силы-активные силы двиг. аппарата, сила тяги мышц, пассивные силы ОДА, реактивные силы; внешние силы-сила тяж., сила реакции опоры.
Ритмическая структура движения хар-ся единством простр. идинамич. параметров (ритм-чередование движений в цикле во времени и в пространстве с акцентированием определенных моментов)
Основы техники ходьбы и спортивной ходьбы
1 ф: задний шаг пр. ногой. Граница: момент отрыва ноги от опоры
2 ф: передний шаг пр. ногой. Гр.: момент начала выноса пр. ноги
3 ф: переход опоры с лев.ноги на пр. Гр.: момент постановки на опору пр. ноги.
Вертикальное колебание не должны достигать более 4-6 см.
Отличие от обычного шага:
1.высокая скорость передвижения 40-45 м/с; 2.длина шага превышает 100 см; 3.высокая частота движения; 4.выпрямляется опорная нога с момента постановки до момента вертикали; 5.значительное движение таза вокруг вертикальной оси; 6.активное движение рук вокруг вертикальной оси; 7.переднее положение рук – 90-100, в момент вертикали – 117-120, в крайнем заднем положении – 103-109; 8.угол отталкивания 43-57°.
Основную роль в продвижении вперед играют внешние силы, возникающие в результате взаимодействия тела человека с опорой,они равны по величине силе действия на грунт и противоположны по направлению.
Время двойной опоры = 0,06 с., при большей скорости = 0,01 с.
Основы техники бега
Виды легкоатлетического бега делятся на гладкий бег, бег с препятствиями, бег по пересеченной местности (кросс) и имеют общие основы, хотя в каждом виде есть свои нюансы.
Бег, как и ходьба, относится к циклическим движениям, где цикл Движения включает двойной шаг. Вместо периода двойной опоры в ходьбе, в беге имеется период полета. В беге можно выделить:
а) период одиночной опоры; б) период полета; в) период переноса маховой ноги, который совпадает с периодом опоры. Быстрота, амплитуда движений, проявление больших мышечных усилий в беге, чем в ходьбе, — эти факторы зависят от скорости бега (чем выше скорость, тем выше значения перечисленных факторов).
Период переноса маховой ноги (левой) и период опоры толчковой ноги (правой) совпадают по времени, затем наступает период полета, далее период переноса маховой ноги (правой) и период опоры толчковой ноги (левой), затем опять период полета.
В беге, как и в ходьбе, руки и ноги выполняют согласованные перекрестные движения. Встречные перекрестные движения осей таза и плеч позволяют сохранить равновесие и противодействуют боковому развороту тела бегуна.
В периоде опоры в беге, так же как и в ходьбе, две фазы: 1) фаза амортизации; 2) фаза отталкивания. Фаза амортизации начинается с момента постановки ноги на опору и длится до момента вертикали, когда проекция ОЦМ находится над точкой опоры.
С момента вертикали до момента отрыва толчковой ноги от опоры длится фаза отталкивания. Она начинается с распрямления толчковой ноги в тазобедренном, коленном суставах и завершается сгибанием в голеностопном суставе. С начала фазы амортизации увеличивается сила давления на опору. Период полета начинается с момента отрыва толчковой Ноги от опоры до момента постановки маховой ноги на опору. Здесь также можно выделить две фазы: 1) фаза подъема ОЦМ до Наивысшей точки траектории ОЦМ; 2) фаза опускания ОЦМ до Касания маховой ноги опоры и превращения ее в толчковую ногу. Период полета характеризует длину бегового шага.
Скорость бега зависит как от длины шага, так и от частоты шагов. Оптимальное соотношение этих параметров характеризует ритм бега и рациональность техники бегуна.
Легкоатлетические упражнения
Основы техники легкоатлетических упражнений [ править | править код ]
Техника, при помощи которой можно достичь самых высоких результатов (т.е. та, которую используют сильнейшие), считается наиболее совершенной, и, следовательно, понятие «спортивная техника» часто воспринимается как «рациональный, эффективный способ выполнения движений в данном спортивном упражнении» или характеризуется только внешней картинкой (формой) движений. Это не совсем верно, т.к. техника как способ выполнения движений может быть правильной или неправильной, хорошей или плохой, но без нее не могут действовать ни начинающий спортсмен, ни рекордсмен мира. Предполагается, что термин «техника» относится не ко всяким способам выполнения, а лишь к эффективным. Поэтому более правильно понимать под спортивной техникой систему движений, действий и приемов, наиболее эффективно (рационально) приспособленную для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой физических и нервных усилий в соответствии с индивидуальными особенностями человека.
Техника может быть в разной степени совершенной. В случае высокой степени совершенства следует считать, что спортсмен овладел техническим мастерством. Так, например, каждый в какой-то степени владеет техникой бега, так как навык этого движения дается человеку почти от рождения. В процессе тренировки техника совершенствуется, т.е. бегун овладевает спортивным мастерством. Степень овладения спортивным мастерством определяется с помощью специальных критериев на основе биомеханического анализа движения.
Каждая фаза спортивной техники делится на составляющие ее детали, которые называются элементами (движения одной частью тела). Например, элементом является сгибание ноги в фазе амортизации.
Кроме этого фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды (например, периоды опоры и полета в беге). Такое несколько условное деление используется с целью удобного описания и анализа техники легкоатлетических упражнений и важно для обучения конкретным видам легкой атлетики.
Техника легкоатлетических упражнений, несмотря на свое многообразие, имеет некоторые общие особенности и основы, которые можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных движений, определяющую структуру данного двигательного действия.
Как уже было сказано, по ряду признаков, в том числе и по технике, легкоатлетические упражнения делят на несколько самостоятельных групп: ходьба, бег, прыжки, метания. В связи с этим основы техники следует анализировать по этим группам видов легкой атлетики.
Интегральные показатели техники видов легкой атлетики, определяющие результативность выполнения упражнений (цит. по В.Ф. Костюченко, 1996)
Действия, обусловливающие данные показатели
Угол отталкивания, скорость ОЦМТ после отталкивания, способ постановки ноги на опору и частота шагов
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений)
Угол вылета, начальная скорость вылета ОЦМТ и способ приземления
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений)
Действия, обусловливающие данные показатели
Угол вылета, начальная скорость вылета ОЦМТ и способ перехода через планку
Взаимодействие с опорой(со снарядом) (скоординированность маховых и толчковых движений)
Прыжки: в высоту (с шестом)
Угол вылета, начальная скорость вылета снаряда
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений), взаимодействие со снарядом
Основы обучения технике легкоатлетических упражнений [ править | править код ]
Обучение легкой атлетике — это педагогический процесс, направленный на образование специальных знаний, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения техникой легкоатлетических видов.
Начальное обучение является одной из форм управления тренировочным процессом. Оно подразумевает тесное и целенаправленное взаимодействие педагога и ученика. Точная прстановка задач, определение средств и методов воздействия, организация и проведение занятий, контроль и коррекция разучиваемой техники составляют путь к успешному овладению изучаемого движения. Роль педагога-тренера очень важна в начале обучения, когда закладывается основной фундамент правильных движений. Практика показывает, что двигательный навык, сформированный на раннем этапе обучения, плохо поддается переучиванию, поэтому надо правильно и тщательно организовывать процесс обучения в его начальной стадии.
Двигательный навык — это автоматизированный способ выполнения двигательных действий. Ему предшествует двигательное умение, которое обозначается как способ управления двигательным действием при сосредоточении внимания.
С физиологической точки зрения двигательное умение и навык определяются как система условно-рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Механизм образования таких связей — это биологическое явление.
Педагогическая наука раскрывает данный процесс исходя из уровня владения двигательным действием. Она определяет три таких уровня: сформированное на базе специальных знаний двигательное умение (1), которое переходит в двигательный навык (2) и далее в двигательное умение высшего порядка (3).
Умение высшего порядка характеризуется эффективностью использования приобретенного навыка в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации (например, умение применять навык бега в условиях пересеченной местности или навык метания планирующих снарядов в зависимости от направления и скорости воздушного потока) и является резервом повышения спортивного мастерства.
Двигательный навык обладает рядом особенностей, которые надо учитывать и использовать во время его образования и совершенствования. Так, кроме высокой степени автоматизации процессов нервно-мышечной координации, зависимости от волевых усилий спортсмена, навык характеризуется определенным уровнем стабильности и вариативности своих показателей. Известно, что абсолютной стабильности в движениях не существует, а имеется оптимальный и допустимый диапазон показателей вариативности. При обучении необходимо знать меру имеющейся вариативности, в противном случае возможные ошибки можно принять за индивидуальные особенности техники, а выход за границы допустимости приведет к снижению надежности результата. Максимальная граница вариативности определяется функциональными возможностями занимающихся. Минимальная граница лимитируется крайним пределом проявления показателей навыка, при котором сохраняется основная структура целостного движения, определяющая технику того или иного вида легкоатлетических упражнений.
При формировании спортивной техники как системы двигательных навыков важно правильно использовать эффект их взаимодействия. Данное взаимодействие, при котором ранее сформированный навык помогает образованию нового навыка, называется положительным переносом. Формирование техники движения происходит при помощи сходных по структуре и направлению усилий спортивных видов (например, навык бро-скового движения в метании копья схож по структуре с метанием малого мяча и гранаты) или специальных упражнений. Однако следует помнить, что применять специальные упражнения следует до определенного момента, чтобы их освоение не доводилось до уровня навыка, так как чрезмерное их использование будет мешать овладению основным двигательным действием.
Взаимодействие, при котором ранее приобретенный навык препятствует образованию нового, называется отрицательным переносом. Эффект отрицательного переноса рекомендуется применять для разрушения деталей старого и малоэффективного навыка при формировании нового.
Предварительно сформулированные цели и задачи обучения становятся реальными в своем воплощении лишь тоща, когда их основа регулируется определенными общеметодическими принципами. В практической деятельности главным образом используются:
На примере использования принципа систематичности можно пояснить применение некоторых широко распространенных правил при обучении легкоатлетическим видам. Так, правило «от известного к неизвестному» применяется в обучении прыжкам в высоту, где навык разбега в сочетании с отталкиванием, сформированный на основе простых способов выполнения полетной фазы, переносится на более сложные варианты техники. Правило «от простого к сложному» применяется в обучении спринтерскому бегу, где изучение техники начинается с бега по дистанции затем переходит к овладению стартом, стартовым ускорением и финишированием. Это обусловлено тем, что структура техники бега по дистанции менее сложна по своим показателям, чем другие составляющие техники данного вида бега. Правило «от главного к второстепенному» может быть рассмотрено на примере обучения толканию ядра или метанию копья. Основной разгон снаряда в этих видах закладывается в финальном усилии, поэтому овладение техникой начинается именно с данной фазы движения. В дальнейшем изучается разбег, в котором осуществляется предварительное наращивание скорости.
Все перечисленные принципы не существуют отдельно друг от друга, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Успех в данном процессе зависит от их реализации в правильном сочетании.
Достижение поставленной цели и решение соответствующих задач в процессе обучения происходит благодаря правильно выбранным методам, методическим приемам и средствам обучения.
Методом обучения в спорте называется акт взаимосвязанной деятельности преподавателя-тренера и спортсмена, направленный на решение задач обучения.
Методическим приемом называется способ использования метода в соответствии с конкретно поставленной задачей обучения.
Из этого следует, что внутри любого метода применяются различные методические приемы, которые способствуют его реализации в конкретных условиях.
В спортивно-педагогической практике выделяют:
В легкой атлетике в процессе начального обучения преимущественно применяется метод разучивания по частям с последующим объединением в целое. Практическое овладение основами техники движения начинается с изучения ведущего звена, затем вспомогательных фаз и деталей техники.
Ведущим звеном называется наиболее важная и решающая часть двигательной задачи. Например, отталкивание в беге, прыжках в длину и высоту или фаза финального усилия в толкании ядра, метании малого мяча, копья или диска.
В качестве вспомогательных фаз выступают другие элементы техники, составляющие вместе с ведущим звеном ее основу. В прыжках в длину и высоту к ним можно отнести разбег и фазу полета, а в толкании ядра предварительный скачок или выполнение разгона снаряда путем вращения.
Детали техники — элементы движения, которые связаны с индивидуальными особенностями занимающихся и могут в определенных пределах видоизменяться, не нарушая основ техники. Например, различное соотношение длины и частоты шагов в процессе разбега при прыжках в длину.
В настоящее время на ведущие позиции выходит комплексный метод практического овладения техникой легкоатлетических видов. Одна из форм его реализации— комплексное обучение ряду видов со сходной структурой движения (прыжки в длину, высоту и спринтерский бег) на основе первоначального овладения общими элементами бегового шага.
Другой формой применения комплексного метода является разработанная методика обучения двигательному навыку, построенная по комплексному принципу с круговой схемой организации действий. Суть методики заключается в циклическом построении процесса обучения на каждом занятии (2 — 3 цикла) основным элементам техники движения от конца ее выполнения к началу и от начала к концу. Например, при обучении технике толкания ядра способом «со скачка» с первых занятий одновременно и циклично изучается финальное усилие, скачок и предварительная часть движения.
Применение комплексного метода позволяет экономить время обучения, уменьшает количество возможных ошибок, облегчает процесс усвоения материала из-за переключения действий, исключает монотонность восприятия и повышает эмоциональный фон.
Кроме перечисленных методов обучения в связи с возросший ми требованиями современного уровня развития техники легкоатлетических движений в спортивной практике применяется метод программированного обучения. Содержание его программы включает в себя методы математического моделирования и индивидуальные методы контроля над ходом учебного процесса.
Основными средствами целенаправленного обучения легкоатлетическим видам являются специально-подготовительные упражнения. Они включают в себя элементы движения, сходные с соревновательными действиями и их вариантами по координационной структуре, кинематическим и динамическим характеристикам и по преобладающему проявлению физических способностей. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от преимущественной направленности подразделяются на:
Наряду со специально-подготовительными упражнениями при обучении успешно используются идеомоторные упражнения. Это упражнения, которые мысленно отражают изучаемые действия.
Теория и методика физического воспитания условно разграничивает процесс обучения на три этапа, которые обобщенно отражены в типовой схеме обучения.
Предваряет этот процесс наличие ряда предпосылок, необходимых для успешного усвоения учебной программы. В соответствии с этими предпосылками спортсмен, прежде всего, должен сформировать мотивацию к предстоящей двигательной деятельности. Этому может способствовать личная активность самого занимающегося и соответствующая помощь тренера-преподавателя.
Другим важным условием следует считать наличие должного уровня физической и координационной готовности, без которой процесс овладения техникой изучаемого вида становится затруднительным.
На первом этапе типовой схемы обучения (ознакомления с упражнением) ставится задача: создать общее представление о технике изучаемого вида и сформировать первоначальные умения, необходимые для освоения разучиваемого действия.
На втором этапе (углубленного разучивания упражнения) решается задача; овладеть техникой ведущего звена, вспомогательных фаз и техникой движения в целом.
На третьем этапе (закрепления и совершенствования) решается задача: уточнить индивидуальные особенности занимающихся и наметить пути дальнейшего совершенствования основы техники и ее деталей.
На начальном этапе обучения двигательным действиям и в процессе дальнейшего совершенствования всегда существует вероятность возникновения ошибок.
Двигательными ошибками называются неправильные малоэффективные движения. Важно понимать причину их появления, точно ее обнаружить и оценить, найти способ коррекции движения и после исправления наметить меры предупреждения ошибки.
Ошибки классифицируются по следующим признакам:
Причинами ошибок являются разные факторы. Они могут быть:
После обнаружения ошибок необходимо проанализировать причину их возникновения и оценить степень значимости. При этом всегда следует исходить из основ рациональной техники
На этапе начального обучения преподавателю важно знать характерные ошибки изучаемого движения. Если ошибок несколько, то из них надо определить главную. Она может быть причиной всех остальных и необходимо начинать исправление с нее, последовательно переходя к другим.
Ошибки должны быть понятны ученикам, а указания по исправлению — соответствовать их индивидуальным и физическим возможностям.
Изучение новых элементов движения осуществляется только после удаления существующих изъянов техники.
Для исправления ошибок необходимо определить эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоление
Способы устранения должны быть направлены не против ошибок, а против причин, приведших к их появлению. В качестве рекомендуемых способов, помимо указаний преподавателя, в основном применяются:
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
Обучение двигательным действиям необходимо в любой сфере спортивной деятельности. Физические упражнения с элементами бега, прыжков и метаний лежат в основе многих видов спорта. В связи с этим при подготовке широкого круга специалистов в области физической культуры и спорта целесообразно иметь на вооружении знание закономерностей построения двигательных навыков на примере их формирования в легкой атлетике.
Спринтерский бег — это циклическое упражнение. При анализе его техники мы, по сути, анализируем технику выполнения бегового шага. Здесь очень важно рациональное сочетание отдельных фаз движения в беговом шаге. Однако техника бега на протяжении дистанции меняется, поэтому при рассмотрении целостного двигательного действия выделяют несколько отдельных фаз. В спринтерском беге это старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
Легкоатлетические упражнения
Основы техники легкоатлетических упражнений [ править | править код ]
Техника, при помощи которой можно достичь самых высоких результатов (т.е. та, которую используют сильнейшие), считается наиболее совершенной, и, следовательно, понятие «спортивная техника» часто воспринимается как «рациональный, эффективный способ выполнения движений в данном спортивном упражнении» или характеризуется только внешней картинкой (формой) движений. Это не совсем верно, т.к. техника как способ выполнения движений может быть правильной или неправильной, хорошей или плохой, но без нее не могут действовать ни начинающий спортсмен, ни рекордсмен мира. Предполагается, что термин «техника» относится не ко всяким способам выполнения, а лишь к эффективным. Поэтому более правильно понимать под спортивной техникой систему движений, действий и приемов, наиболее эффективно (рационально) приспособленную для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой физических и нервных усилий в соответствии с индивидуальными особенностями человека.
Техника может быть в разной степени совершенной. В случае высокой степени совершенства следует считать, что спортсмен овладел техническим мастерством. Так, например, каждый в какой-то степени владеет техникой бега, так как навык этого движения дается человеку почти от рождения. В процессе тренировки техника совершенствуется, т.е. бегун овладевает спортивным мастерством. Степень овладения спортивным мастерством определяется с помощью специальных критериев на основе биомеханического анализа движения.
Каждая фаза спортивной техники делится на составляющие ее детали, которые называются элементами (движения одной частью тела). Например, элементом является сгибание ноги в фазе амортизации.
Кроме этого фазы, имеющие общие особенности, составляют периоды (например, периоды опоры и полета в беге). Такое несколько условное деление используется с целью удобного описания и анализа техники легкоатлетических упражнений и важно для обучения конкретным видам легкой атлетики.
Техника легкоатлетических упражнений, несмотря на свое многообразие, имеет некоторые общие особенности и основы, которые можно охарактеризовать как совокупность взаимосвязанных движений, определяющую структуру данного двигательного действия.
Как уже было сказано, по ряду признаков, в том числе и по технике, легкоатлетические упражнения делят на несколько самостоятельных групп: ходьба, бег, прыжки, метания. В связи с этим основы техники следует анализировать по этим группам видов легкой атлетики.
Интегральные показатели техники видов легкой атлетики, определяющие результативность выполнения упражнений (цит. по В.Ф. Костюченко, 1996)
Действия, обусловливающие данные показатели
Угол отталкивания, скорость ОЦМТ после отталкивания, способ постановки ноги на опору и частота шагов
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений)
Угол вылета, начальная скорость вылета ОЦМТ и способ приземления
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений)
Действия, обусловливающие данные показатели
Угол вылета, начальная скорость вылета ОЦМТ и способ перехода через планку
Взаимодействие с опорой(со снарядом) (скоординированность маховых и толчковых движений)
Прыжки: в высоту (с шестом)
Угол вылета, начальная скорость вылета снаряда
Взаимодействие с опорой (скоординированность маховых и толчковых движений), взаимодействие со снарядом
Основы обучения технике легкоатлетических упражнений [ править | править код ]
Обучение легкой атлетике — это педагогический процесс, направленный на образование специальных знаний, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения техникой легкоатлетических видов.
Начальное обучение является одной из форм управления тренировочным процессом. Оно подразумевает тесное и целенаправленное взаимодействие педагога и ученика. Точная прстановка задач, определение средств и методов воздействия, организация и проведение занятий, контроль и коррекция разучиваемой техники составляют путь к успешному овладению изучаемого движения. Роль педагога-тренера очень важна в начале обучения, когда закладывается основной фундамент правильных движений. Практика показывает, что двигательный навык, сформированный на раннем этапе обучения, плохо поддается переучиванию, поэтому надо правильно и тщательно организовывать процесс обучения в его начальной стадии.
Двигательный навык — это автоматизированный способ выполнения двигательных действий. Ему предшествует двигательное умение, которое обозначается как способ управления двигательным действием при сосредоточении внимания.
С физиологической точки зрения двигательное умение и навык определяются как система условно-рефлекторных связей между органами чувств, центральной нервной системой, мышцами и внутренними органами. Механизм образования таких связей — это биологическое явление.
Педагогическая наука раскрывает данный процесс исходя из уровня владения двигательным действием. Она определяет три таких уровня: сформированное на базе специальных знаний двигательное умение (1), которое переходит в двигательный навык (2) и далее в двигательное умение высшего порядка (3).
Умение высшего порядка характеризуется эффективностью использования приобретенного навыка в соответствии с требованиями изменяющейся ситуации (например, умение применять навык бега в условиях пересеченной местности или навык метания планирующих снарядов в зависимости от направления и скорости воздушного потока) и является резервом повышения спортивного мастерства.
Двигательный навык обладает рядом особенностей, которые надо учитывать и использовать во время его образования и совершенствования. Так, кроме высокой степени автоматизации процессов нервно-мышечной координации, зависимости от волевых усилий спортсмена, навык характеризуется определенным уровнем стабильности и вариативности своих показателей. Известно, что абсолютной стабильности в движениях не существует, а имеется оптимальный и допустимый диапазон показателей вариативности. При обучении необходимо знать меру имеющейся вариативности, в противном случае возможные ошибки можно принять за индивидуальные особенности техники, а выход за границы допустимости приведет к снижению надежности результата. Максимальная граница вариативности определяется функциональными возможностями занимающихся. Минимальная граница лимитируется крайним пределом проявления показателей навыка, при котором сохраняется основная структура целостного движения, определяющая технику того или иного вида легкоатлетических упражнений.
При формировании спортивной техники как системы двигательных навыков важно правильно использовать эффект их взаимодействия. Данное взаимодействие, при котором ранее сформированный навык помогает образованию нового навыка, называется положительным переносом. Формирование техники движения происходит при помощи сходных по структуре и направлению усилий спортивных видов (например, навык бро-скового движения в метании копья схож по структуре с метанием малого мяча и гранаты) или специальных упражнений. Однако следует помнить, что применять специальные упражнения следует до определенного момента, чтобы их освоение не доводилось до уровня навыка, так как чрезмерное их использование будет мешать овладению основным двигательным действием.
Взаимодействие, при котором ранее приобретенный навык препятствует образованию нового, называется отрицательным переносом. Эффект отрицательного переноса рекомендуется применять для разрушения деталей старого и малоэффективного навыка при формировании нового.
Предварительно сформулированные цели и задачи обучения становятся реальными в своем воплощении лишь тоща, когда их основа регулируется определенными общеметодическими принципами. В практической деятельности главным образом используются:
На примере использования принципа систематичности можно пояснить применение некоторых широко распространенных правил при обучении легкоатлетическим видам. Так, правило «от известного к неизвестному» применяется в обучении прыжкам в высоту, где навык разбега в сочетании с отталкиванием, сформированный на основе простых способов выполнения полетной фазы, переносится на более сложные варианты техники. Правило «от простого к сложному» применяется в обучении спринтерскому бегу, где изучение техники начинается с бега по дистанции затем переходит к овладению стартом, стартовым ускорением и финишированием. Это обусловлено тем, что структура техники бега по дистанции менее сложна по своим показателям, чем другие составляющие техники данного вида бега. Правило «от главного к второстепенному» может быть рассмотрено на примере обучения толканию ядра или метанию копья. Основной разгон снаряда в этих видах закладывается в финальном усилии, поэтому овладение техникой начинается именно с данной фазы движения. В дальнейшем изучается разбег, в котором осуществляется предварительное наращивание скорости.
Все перечисленные принципы не существуют отдельно друг от друга, так как процесс обучения определяется многими взаимосвязанными закономерностями. Успех в данном процессе зависит от их реализации в правильном сочетании.
Достижение поставленной цели и решение соответствующих задач в процессе обучения происходит благодаря правильно выбранным методам, методическим приемам и средствам обучения.
Методом обучения в спорте называется акт взаимосвязанной деятельности преподавателя-тренера и спортсмена, направленный на решение задач обучения.
Методическим приемом называется способ использования метода в соответствии с конкретно поставленной задачей обучения.
Из этого следует, что внутри любого метода применяются различные методические приемы, которые способствуют его реализации в конкретных условиях.
В спортивно-педагогической практике выделяют:
В легкой атлетике в процессе начального обучения преимущественно применяется метод разучивания по частям с последующим объединением в целое. Практическое овладение основами техники движения начинается с изучения ведущего звена, затем вспомогательных фаз и деталей техники.
Ведущим звеном называется наиболее важная и решающая часть двигательной задачи. Например, отталкивание в беге, прыжках в длину и высоту или фаза финального усилия в толкании ядра, метании малого мяча, копья или диска.
В качестве вспомогательных фаз выступают другие элементы техники, составляющие вместе с ведущим звеном ее основу. В прыжках в длину и высоту к ним можно отнести разбег и фазу полета, а в толкании ядра предварительный скачок или выполнение разгона снаряда путем вращения.
Детали техники — элементы движения, которые связаны с индивидуальными особенностями занимающихся и могут в определенных пределах видоизменяться, не нарушая основ техники. Например, различное соотношение длины и частоты шагов в процессе разбега при прыжках в длину.
В настоящее время на ведущие позиции выходит комплексный метод практического овладения техникой легкоатлетических видов. Одна из форм его реализации— комплексное обучение ряду видов со сходной структурой движения (прыжки в длину, высоту и спринтерский бег) на основе первоначального овладения общими элементами бегового шага.
Другой формой применения комплексного метода является разработанная методика обучения двигательному навыку, построенная по комплексному принципу с круговой схемой организации действий. Суть методики заключается в циклическом построении процесса обучения на каждом занятии (2 — 3 цикла) основным элементам техники движения от конца ее выполнения к началу и от начала к концу. Например, при обучении технике толкания ядра способом «со скачка» с первых занятий одновременно и циклично изучается финальное усилие, скачок и предварительная часть движения.
Применение комплексного метода позволяет экономить время обучения, уменьшает количество возможных ошибок, облегчает процесс усвоения материала из-за переключения действий, исключает монотонность восприятия и повышает эмоциональный фон.
Кроме перечисленных методов обучения в связи с возросший ми требованиями современного уровня развития техники легкоатлетических движений в спортивной практике применяется метод программированного обучения. Содержание его программы включает в себя методы математического моделирования и индивидуальные методы контроля над ходом учебного процесса.
Основными средствами целенаправленного обучения легкоатлетическим видам являются специально-подготовительные упражнения. Они включают в себя элементы движения, сходные с соревновательными действиями и их вариантами по координационной структуре, кинематическим и динамическим характеристикам и по преобладающему проявлению физических способностей. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от преимущественной направленности подразделяются на:
Наряду со специально-подготовительными упражнениями при обучении успешно используются идеомоторные упражнения. Это упражнения, которые мысленно отражают изучаемые действия.
Теория и методика физического воспитания условно разграничивает процесс обучения на три этапа, которые обобщенно отражены в типовой схеме обучения.
Предваряет этот процесс наличие ряда предпосылок, необходимых для успешного усвоения учебной программы. В соответствии с этими предпосылками спортсмен, прежде всего, должен сформировать мотивацию к предстоящей двигательной деятельности. Этому может способствовать личная активность самого занимающегося и соответствующая помощь тренера-преподавателя.
Другим важным условием следует считать наличие должного уровня физической и координационной готовности, без которой процесс овладения техникой изучаемого вида становится затруднительным.
На первом этапе типовой схемы обучения (ознакомления с упражнением) ставится задача: создать общее представление о технике изучаемого вида и сформировать первоначальные умения, необходимые для освоения разучиваемого действия.
На втором этапе (углубленного разучивания упражнения) решается задача; овладеть техникой ведущего звена, вспомогательных фаз и техникой движения в целом.
На третьем этапе (закрепления и совершенствования) решается задача: уточнить индивидуальные особенности занимающихся и наметить пути дальнейшего совершенствования основы техники и ее деталей.
На начальном этапе обучения двигательным действиям и в процессе дальнейшего совершенствования всегда существует вероятность возникновения ошибок.
Двигательными ошибками называются неправильные малоэффективные движения. Важно понимать причину их появления, точно ее обнаружить и оценить, найти способ коррекции движения и после исправления наметить меры предупреждения ошибки.
Ошибки классифицируются по следующим признакам:
Причинами ошибок являются разные факторы. Они могут быть:
После обнаружения ошибок необходимо проанализировать причину их возникновения и оценить степень значимости. При этом всегда следует исходить из основ рациональной техники
На этапе начального обучения преподавателю важно знать характерные ошибки изучаемого движения. Если ошибок несколько, то из них надо определить главную. Она может быть причиной всех остальных и необходимо начинать исправление с нее, последовательно переходя к другим.
Ошибки должны быть понятны ученикам, а указания по исправлению — соответствовать их индивидуальным и физическим возможностям.
Изучение новых элементов движения осуществляется только после удаления существующих изъянов техники.
Для исправления ошибок необходимо определить эффективные методические приемы и средства их устранения и преодоление
Способы устранения должны быть направлены не против ошибок, а против причин, приведших к их появлению. В качестве рекомендуемых способов, помимо указаний преподавателя, в основном применяются:
Мерами предупреждения ошибок следует считать:
Обучение двигательным действиям необходимо в любой сфере спортивной деятельности. Физические упражнения с элементами бега, прыжков и метаний лежат в основе многих видов спорта. В связи с этим при подготовке широкого круга специалистов в области физической культуры и спорта целесообразно иметь на вооружении знание закономерностей построения двигательных навыков на примере их формирования в легкой атлетике.
Спринтерский бег — это циклическое упражнение. При анализе его техники мы, по сути, анализируем технику выполнения бегового шага. Здесь очень важно рациональное сочетание отдельных фаз движения в беговом шаге. Однако техника бега на протяжении дистанции меняется, поэтому при рассмотрении целостного двигательного действия выделяют несколько отдельных фаз. В спринтерском беге это старт, стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.