Что построят в уфе в ближайшее время
«Забелье – это мегалитический абсурд». Зачем возводить под Уфой новый город?
О прогнозах и перспективах строительной отрасли в республике обозреватель Рамиль Рахматов поговорил с руководителем консалтингового агентства «План А» Иваном Зориным. Увы, но отрасль в Уфе ждут нелегкие времена.
Нашим легче потратить миллиарды на трубы в голом поле
– Добрый день, Иван, прежде чем переходить к конкретике, мы должны объяснить зрителям базовые вещи. Сейчас на слуху понятия «генплан», «Правила землепользования и застройки (ПЗЗ)». Что это? Как они принимаются? Являются ли они живыми документами?
– Генплан – это не скрижаль, высеченная в камне. Это, скорее, вектор направления развития города или агломерации. То есть то, куда город движется. В нашем случае план был сделан Институтом генплана Москвы. Это большая и кропотливая работа профессионалов. Они выдали резолюцию, что может происходить с нашим городом в дальнейшем.
Сейчас этот генплан находится на стадии обсуждения, в открытом доступе. Каждый житель может найти его и высказать свои пожелания. Что касается вектора, то я не могу сказать, что меня что-то катастрофически не устраивает. Единственное, меня смущает в генплане новый город под названием Забелье. На фоне прогнозов падения спроса многомиллиардные вливания из федерального и республиканского бюджетов становятся бессмысленными. Эти средства можно было бы пустить на улучшение жизни уже существующего города здесь и сейчас.
– Если мы уж касаемся темы Забелья, то, если я правильно понимаю, федеральные и республиканские деньги пойдут на строительство инфраструктуры с нуля, а застройщики будут строить сами по себе?
– Я не приглашен к обсуждению проекта и вижу его как обычный участник отрасли по открытым данным нормативных актов и оперативных совещаний. Этот проект представляет собой новый город размером в половину Уфы с населением в 500 тыс. человек. Мы ждем итоги переписи, может оказаться, что население Уфы не 1 млн, а уже меньше, вследствие кошмарной смертности. Нам говорят о 400 тысячах новых жителях Забелья, но будем реалистами. Мы знаем, кто и что там будет строить. Это будут не средние 54 квадрата, как по России, а 32 метра. Однушки – это не полноценное жилье, а временное жилье. Но однушки составляют 70–80% всего, что строят компании, которые заходят в Забелье. В итоге мы получим более 500 тыс. жителей.
Сейчас в лучшем случае в Уфе строится всего от 500 тысяч до 700 тысяч «квадратов» в год. В Забелье нам обещают 10 млн квадратов. То есть они за 5 лет планируют построить больше, чем за 15–18 лет? А для чего? Зачем строить рядом с Уфой новый город? Что такого прекрасного там есть? А кто обеспечит его жителей работой без выезда в Уфу? Там готовятся новые производства? Любая агломерация должна быть замкнутой. Но у нас главная проблема Уфы, что она является разрозненной агломерацией. Отсюда и транспортные коллапсы. Происходит миграция агломераций. Люди живут в одном месте, а работают в другом. Вообще, не должно существовать понятие спального района. Поэтому существующее предложение для меня абсурдно.
Зачем строить новый город без рабочих мест, точек общественного притяжения? У нас в Уфе кончилась земля? Да, кончилась. Но у нас есть закон о комплексном развитии территорий, чтобы проводить реновацию уже застроенной территории. У нас огромное количество ветхого жилья прямо в центре города. Почему наша администрация не может делать, как в Екатеринбурге или Нижнем Новгороде? Трудно соблюсти баланс социальных интересов граждан и коммерческих интересов застройщиков? Да, трудно, но можно и нужно. Но нашим легче потратить миллиарды на трубы в чистом поле.
– Допустим, они смогут построить инфраструктуру на 10 млн квадратных метров. Но не факт, что застройщики построят столько жилья. В чем экономическая целесообразность? Не получим ли мы на выходе условный город Агидель?
– Так и будет. Центробанк России опубликовал аналитику об ипотечном спросе в стране. Два года назад процент ипотек составлял в городе-миллионнике около 50-60%, а сейчас 80-90%. Аналитики ЦБ говорят, что ипотечный спрос до 2025 года составляет 3-4 млн человек. То есть 1 млн человек в год на всю страну. 40% от этого спроса приходится на Москву и Петербург. На все регионы страны – 600 тысяч. В 2025 году начинается демографическая дыра, в России просто не будет людей того возраста, которые готовы приобретать жилье в ипотеку. И эта цифра с миллиона падает до 250 тысяч. То есть, в течение 8-10 лет спрос на новостройки будет катастрофически низким. Сегодня в рамках этого одного миллиона пока все строится. Но все мегалитические проекты, как Забелье, не имеют под собой никаких оснований, кроме корыстных. Это освоение денег.
– Желание наших уфимских чиновников освоить и проглотить федеральные деньги мне понятно. Но куда смотрят федералы? Или они тоже – лишь раздать, потом собрать отчет, а результат не важен?
– Так деньги-то нецелевые.
Прокуратура наносит ущерб государству
– Вернемся к азам. Как я понимаю, Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это реализация генплана в моменте. Почему вокруг этого документа постоянно ломаются копья?
– Это ведь не какой-то документ в вакууме. Все движется и меняется. Вот в новом генплане проспект Салавата Юлаева соединяет несколько районов. А назначение участков еще другое. Поэтому все меняется. Никакое движение не может быть безболезненным. Есть генплан, есть вектор развития. Какие-то частности типа ПЗЗ или назначения земельных участков носят вторичный план. Потому что по пути достижения цели методы меняются. Ну, например, на прямом пути ты нарываешься на участок с городищем Уфа-3. Ты должен его сохранить, поэтому меняешь направление. Поэтому изменения в ПЗЗ – это естественный ход вещей. И здесь не надо обвинять кого-то в незаконном изменении и вдаваться в популизм.
– Про популизм. Решение суда в Нижнем Новгороде по иску прокуратуры по отмене ПЗЗ или представление прокуратуры Уфы на имя мэра выглядят странно. Под них попали практически все уфимские застройщики и объекты. К чему они приведут?
– А ни к чему хорошему. У нас в России законы имеют свойство не исполняться. В данном случае я уверен, что найдется возможность не исполнять эти решения. Были внесены изменения в ПЗЗ. На протяжении двух лет на них строили, некоторые объекты введены в эксплуатацию. И что, сейчас все это незаконно? Это еще не конечная судебная инстанция. Сейчас по логике вещей нужно все это снести. Ущерб, который будет нанесен частным компаниям, будет 100% переложен на администрацию Уфы. Это под 30 млрд рублей. Если следовать букве закона, то все надо сносить. Давайте снесем все социальные объекты, ЦУР, жилые комплексы, жителей выгоним. А деньги будет компенсировать тот, кто провинился. А это администрация. Все эти убытки будут выставлены городу. Вопрос: а зачем это надо было делать? По моей информации, это делалось, чтобы убрать один участок и конкретного застройщика.
– Если мы берем решение суда, то это явно против «Жилстройинвеста». Если представление прокуратуры Уфы, то пресс-релиз выходит только по застройщику на месте «А-Кафе». Стригут ногти, но режут всю руку?
– Здравый смысл говорит, что мэрия должна сейчас сопротивляться этим решениям судов и представлениям. Но сопротивление означает чью-то ответственность и волю. А есть такие люди в администрации?
– Мне кажется, есть. Это вопрос политической воли и здравого смысла. Нужно быть патриотом своего города, чтобы совершать поступки, которые противоречат мнению активного меньшинства. Это сила воли и политический вес. Сейчас есть тенденция по всему миру, когда не очень просвещенное меньшинство диктует волю пассивному большинству.
Цивилизованные правила игры
– Стало очень модным говорить о цивилизованных правилах игры на этом рынке. Какими вы их видите? Где золотая середина между интересами строителей, чиновников и жителей города?
– Еще два года назад я бы ответил, что необходимо действовать в рамках рыночных отношений и нормального законодательного поля. Я был бы прав и себе бы не врал. Сейчас у меня взгляды немного изменились. Как и жизнь, правила игры должны меняться. Сегодня очевидно, что план Владимира Путина завалить страну жильем провалился. Не потому, что он был плохой, а потому что потребности у людей другие. Обеспеченность жильем у нас выше, чем в Венгрии или Чехии. У нас большинство людей живет в частном секторе и не хочет этого менять. Поэтому не нужно всех сгонять в мегалитические Забелья, и для этого переселять туда Сибай и Ишимбай в придачу. Все эти программы по укрупнению массовым дешевым жильем уже неактуальны.
Следующим этапом могло стать строительство цивилизованного ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), например, как у компании «Порадом», который делает блочную застройку. Или «Жилой квартал». Это что-то среднее между МКД (многоквартирными домами) и ИЖС, 5-6 этажей, небольшой микрорайон. Господин Байдин радеет за такое развитие.
В то же время кто будет покупателем? Все упирается в спрос. Люди либо не хотят переезжать, либо не имеют финансовой возможности. Также у нас много ветхого жилья, обитатели которого не могут приобрести нового. Сейчас возможность давать застройщику право выбора уже несколько потеряла свою актуальность. Важно найти баланс между прибылью застройщика и пользой для государства и людей.
Если мы говорим о комплексном развитии территории, то закон позволяет извлекать прибыль с участков, переваривая ветхое жилье. Например, город помогает с инфраструктурой, оформлением участков, расселением. Застройщик решает вопрос ветхого жилья. Сталинские дома с кладкой в метр еще постоят, а панельные дома 1990-х простоят лет 10. Они уже крошатся. Загляните в Сипайлово. Если так и не будет выстроено взаимодействие, то через несколько лет частники останутся без спроса. Свои дома на своих участках никому не продадут. А государство останется с ветхим жильем и пустыми новостройками.
– Вы говорите на основе анализа, прогнозов. А у меня диссонанс с тем, что я слышу на оперативках в правительстве, где говорят цифрами отчетов. Мол, рост по вводу жилья на 122%.
– Строительный цикл составляет три года. Три года назад вводились эскроу. Все застройщики, по старым правилам еще ДДУ (договорам долевого участия), бросились получать участки, выводить на рынок объекты. Сейчас реализовано 15% полученных разрешений. Поэтому сегодняшние цифры отчетов – это последний бонус уходящей эпохи. Не дают разрешение на ввод в эксплуатацию застройщикам, потому что на следующий год нечего вводить. Чтобы какие-то цифры попали на 2022 год, их заставляют сдавать объекты в следующем году. У нас уже год на крупные объекты не даются разрешения, нас ждет зияющая дыра.
Вот «Третий трест» продал 6-7 объектов, у них остался только «Яркий». А раньше могли строить по 600 тысяч квадратов. А новых объектов нет. Как может без цикла жить большая компания? Рабочие и продажники не могут сидеть без дела.
– Нет разрешений – застройщики уходят. «Жилстройинвест» всё, с концами покидает Уфу?
– У них еще осталось 5-6 проектов. Но пока в Уфе нет даже правил. Закон о комплексном развитии территорий подразумевает муниципальный правовой акт. А их нет. Все ждут, хотя есть классные проекты. У ПСК-6 в Черниковке со сносом всех бараков. У ЖСИ прекрасные проекты на Ленина и на монументе Дружбы.
– Постойте, но замминистра строительства РБ Артем Ковшов заявил, что приняты муниципальные правила, все случилось еще осенью.
– Может и случилось, но я не заметил.
– И все же, ЖСИ на Зорге дадут достроиться?
– Я не знаю. Но все же считаю, что если проект будет реализован с тем объемом социальных инвестиций, которые готов потратить господин Салихов, то это будет самый лучший проект в городе. А если нет, то это будет серая дыра с бегающими инициативными гражданами, которые тропку называют ожерельем Уфы.
– Вы упомянули инициативных граждан. Дворовый активизм сейчас заявляет о себе громко. И снова: где золотая середина?
– Я остаюсь на прежней позиции того, что необходима общая площадка для строителей, чиновников и граждан для диалога. Повторюсь, именно диалога. То, чем занимаются активисты, я считаю подрывной деятельностью. Тащить во время карантина на съемки бабушек полагаю аморальным.
– Говоря про общую площадку для диалога, вы не произнесли слова «компетентность».
– Да, такие площадки должны быть смешанными. Половина должна быть специалистами, а половина из активистов. При этом я за лимитирование активистов. Это должны быть люди от конкретной территории. Я не специалист в ЖКХ, но, как старший по дому, вынужден изучать вопрос. И уже сам как активист. А среди них есть вообще грамотные люди. Должны быть архитекторы, строители, транспортники. Я не люблю слово «урбанист», звучит для меня ни о чем. Урбанисты – популисты, где-то рядом они. Почему бы это не сделать на базе архитектурно-строительного факультета УГНТУ?
– В застройке всей России есть такой недостаток. Архитектор может придумывать что угодно, определять облик города, но строители построят по-своему.
– В точку попали. Это повсеместная головная боль. Застройщик живет в парадигме 1990-х годов, когда покупалось всё, что есть на рынке. Последние 6-7 лет стало появляться понимание у инвесторов, что нужно что-то делать, чтобы проект покупался и продавался. Благоустройство в проектах появилось в последние 5 лет. Это диктует рынок. Те, кто этого не понимают, вылетают с рынка. Если брать Уфу, то после «Венского леса» компании «Унистрой», после «Талана» и ЖСИ, люди уже избалованы. Планка задана. Архитектура, не касаясь кирпича, бетона и монолита, и есть самое важное. Просчет квартирографии – это 20% успеха. Просчет благоустройства и уникальных фишек – это еще 40%. Плюс архитектура. Итого 80% успеха.
Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.
Что построят в уфе в ближайшее время
Одна из самых старинных улиц города, сохранившая свой исторический облик. На улице сохранились более 45 деревянных домов с резными наличниками и мансардами 18–19-го веков. Здесь чувствуется дух старой Уфы. Их планируют полностью отреставрировать, а улицу сделать частично пешеходной.
Стоимость – 2,13 млрд рублей.
Набережная — главный водный променад города. Переосмысление трех уровней набережной позволит полностью реализовать потенциал независимых променадов: рекреационного, прогулочного и спортивного.
Стоимость – 1,2 млрд рублей.
| |
В любимом месте отдыха горожан приводят в порядок озеро, устанавливают новые лавочки, аттракционы. В самое ближайшее время эта общественная территория города станет еще краше.
Стоимость – 650 млн рублей.
| |
В микрорайоне Инорс тоже появится свое общественное пространство. Здесь разобьют новый парк, благоустроят и осовременят набережную озера Теплое.
Стоимость – 700 млн рублей.
| |
Музей откроют в самом центре города на территории городища «Уфа-II» — памятнике археологии V– XVI веков. Открытый музей позволит представить широкой общественности уникальное наследие башкирской земли.
Стоимость – 1,26 млрд рублей.
Спортивный комплекс для проведения соревнований международного и общероссийского уровня построят возле парка имени Калинина.
Здесь будет универсальный спортивный зал на 5000 зрителей, детско- юношеская спортивная школа-интернат со спортивно-восстановительным медицинским центром.
Стоимость – 4,3 млрд рублей.
| |
Он расположится в микрорайоне «Глумилино». Комплекс включает в себя универсальный спортивно-концертный зал на 3400 зрителей, 19 борцовских ковров, детско-юношескую спортивную школу, гостиницу, конференц-зал, медико-восстановительный центр и другие вспомогательные помещения.
Стоимость – 3,58 млрд рублей.
| |
Четырехполосный мост, протяженностью 1322 метра, свяжет продолжение проспекта Салавата Юлаева, Черниковку и уфимский Затон, поселки 8 Марта и Алексеевка.
Стоимость – 10,5 млрд рублей.
| |
Вторая очередь магистрали пройдет от улицы Ватутина (через ул. Адмирала Макарова) до района пересечения с проспектом Октября и улицей Интернациональной.
Стоимость – 9 млрд рублей.
© 1992-2021 АО ИА «Башинформ». Версия 3.0.00
Вся информация и материалы, размещенные на сайте www.bashinform.ru защищены международным и российским законодательством об авторском праве и смежных правах. Все сообщения ИА «Башинформ» предназначены для пользователей старше 18 лет. При перепечатке или цитировании ссылка на ИА «Башинформ» обязательна. Для интернет-изданий и социальных сетей прямая активная гиперссылка обязательна. Использование логотипа ИА «Башинформ» в целях, не связанных с ссылкой на агентство при перепечатке или цитировании, допускается только с письменного разрешения АО ИА «Башинформ».
Тел: (347) 250-05-07, 250-06-11, 250-06-06 (факс)
E-mail: [email protected]
Отдел кадров: [email protected]
Реклама на сайте: (347) 250-11-11
Уфа 20 лет спустя: новый генплан — маниловщина или трезвый расчет?
Новый вариант генерального плана остался меморандумом благих намерений, игнорирующим большинство существующих проблем и сложившихся трендов пространственного развития города.
Основополагающим фактором, определяющим развитие всей инфраструктуры города, является схема расселения. Но разработчики не представили её. Хотя определить схему расселения, которая сложится в 2020 году достаточно несложно.
Существуют утвержденные проекты комплексной застройки, другие утвержденные документы территориального планирования, по которым достаточно легко определить, где и сколько человек будет жить в нашем городе. Для понимания: согласно расчетам разработчиков генплана — института генплана Москвы — до 2040 года в Уфе должно быть построено 15 млн кв. м жилья. Но только по утвержденным проектам комплексной застройки в Деме в ближайшей перспективе будет построено свыше 4 млн кв. м. Это означает, что не менее 30-40% прироста населения Уфы будет происходить за счет Демского района.
Данные обстоятельства подтверждаются и существующими тенденциями пространственного развития нашей столицы: за последние два года доля Демского района в приросте населения города составляет около 50%. К 2040 году в Деме будет жить до 15-20% населения Уфы. Это означает, что развитию Демы должно быть уделено особое внимание, а в генплане эти обстоятельства игнорируются. То есть в Деме не будут созданы необходимые общественные пространства, построены дороги, соединяющие с другими территориями Уфимской агломерации, объекты другой инфраструктуры.
Совершенно непонятная ситуация с Затоном. В нем будет проживать около 5-6% населения Уфы, но по генплану Затон будет соединяться с Уфимским полуостровом тремя мостами. Кстати, когда на обсуждении генплана один из наших уважаемых архитекторов достаточно аргументированно раскритиковал один из запланированных мостов, разработчики не сумели обоснованно ответить почему они его запланировали, не смогли сообщить интенсивность транспортных потоков, их направления, выполняемые задачи.
При высоких компетенциях разработчиков генплана я не думаю, что это их инициатива, скорее всего выполнение требований произвольных требований заказчика — Главархитектуры города.
Соединяющий с Демой мост запланирован, но это какое-то странное решение, сделанное вместо того, чтобы запланировать дорогу, соединяющую Дему с Центром и проходящую рядом с железнодорожным мостом с обустройством выезда на ул. Пушкина. Проектом генплана предусмотрено строительство дороги через деревню Романовка, что увеличивает длину пути из Демы в Центр на 6 км, поэтому пользоваться маршрутом будут при возникновении транспортных пробок на Демском шоссе и мосту в створе улицы Воровского, также значительно повысится нагрузка на улицы Левитана, Магистральная, Новороссийская.
Строительство же дороги рядом с существующим железнодорожным мостом сокращает путь между Центром и Демой на 5 км, что уменьшит транспортные потоки, проходящие через мост в створе улицы Воровского, на 35-40%. Так, путь между трассой М-5 и Центром (пересечение улиц Чернышевского и Гафури) будет составлять 22 км по дороге, проходящей через д. Романовка, и 12 км по дороге, проходящей рядом с ж/д мостом.
Для понимания: суммарное увеличение длины пути автомобилей, следующих по маршруту Дёма-Уфа, если они будут ехать по дороге через Романовку, по сравнению с существующим составит 240 тысяч км в сутки. Это и деньги, и время, и ухудшающаяся экология.
Неважно, почему это произошло: произвольное решение какого-то высокопоставленного чиновника, чья-то глупость или коррупция, важно то, что данное решение является неэффективным и нелогичным.
— Есть вопрос: каким образом люди, попавшие в Нижегородку, попадут в Уфу? Нижегородка — это район, заполненный частной застройкой, магистральных дорог там нет. Возникает задача: помимо моста необходимо прорубить коридор через Нижегородку и сформировать вариант подъема этого транспортного потока на уфимский полуостров, — отметил главный архитектор Олег Байдин, говоря о дороге, проходящей рядом с железнодорожным мостом. И добавил, что более рационально построить мост в Кузнецовском затоне, который перенаправит 30-40% транспортного потока проходящего через мост в створе ул. Воровского.
Для начала рассмотрим ситуацию с мостом, который предлагается генпланом и который соединяет Романовку с Нижегородкой. На слайде презентации генплана Уфы «Обоснованность проектных решений» указана схема движения автотранспорта по маршруту Дема — Центр, в которой предлагается использование существующих улиц Нижегородки, но они двухполосные, вследствие этого дорожная сеть не сможет выдержать дополнительные нагрузки. Будет необходимо расширение, что повлечет снос до 200 домов, стоимость сноса и судебных издержек несложно подсчитать. Тут я с нашим главным архитектором Уфы согласен.
Но вариант строительства дороги, соединяющей Дёму с Центром с обустройством выезда на ул. Пушкина, не использует уличную сеть Нижегородки. Кроме того, транспортные потоки, сформированные в результате строительства магистрали, не создадут дополнительной нагрузки на внутрирайонную улично-дорожную сеть Демы, снизится нагрузка на Демское шоссе. Улица Центральная, по которой последуют транспортные потоки по маршруту Уфа — трасса М5, в час-пик загружена на 20-25%, поэтому безболезненно обеспечит предполагаемое двухкратное увеличение транспортного потока. Я считаю, что это решение является оптимальным.
Теперь по мосту в Кузнецовском затоне. Около 80% автомобилей на дороге Аэропорт — Уфа едут в Центр, им нет необходимости ехать в Кузнецовский затон. Зачем человеку, который едет в Центр, ехать через Кузнецовский затон, увеличивая свой путь на 5 км, преодолевая пробку на улице Пугачева, в районе Монумента дружбы?
Для жителей Кузнецовского затона будет удобней выезжать на дорогу Уфа — Аэропорт, в «Мегу», но там живет не более 5 тысяч человек и вряд ли в 2040 году его население будет более 30 тысяч. Это тупиковое направление. Дороги, соединяющие Кузнецовский затон, уже сейчас перегружены, а если туда ежесуточно добавится 30-40 тысяч автомобилей, то это будет транспортный коллапс за 10-15 млрд рублей.
Решат ли проблему пробок в Уфе заложенные в генплан решения? Нет, потому что в генплане игнорируется главный фактор — ускоренная автомобилизация населения. В Уфе на 1000 человек в настоящее время приходится свыше 350 автомобилей, а будет 450-500, а в генплане закладывается 390, совершенно игнорируются современные тренды развития. Для примера: 10 лет назад в Уфе было 223 автомобиля на 1000 человек, произошел рост в 1,6 раза. Автомобилизация будет продолжаться, пока не произойдет точка насыщения — это около 500 автомобилей на 1000 человек. Надо к этому готовиться, а не игнорировать.
Также совершенно необоснованно в генплан закладывают рост доли пользования общественным транспортом с 50% до 65%, а также снижение доли пользования личным транспортом с 50% до 35%. Это противоречит существующим мировым трендам: доля маршрутного общественного транспорта во всем мире сокращается, в то же время растет доля каршеринга и такси, но это не приводит к сокращению количества легковых автомобилей на дорогах, интенсивность их использования лишь увеличивается.
Существует пять направлений наиболее интенсивных пассажиропотоков в Уфе, образующих около половины пассажиропотока города: это Центр — Черниковка, Центр — Сипайлово, Центр — Зеленая роща, Зеленая роща — Черниковка, Дема — Центр.
С учетом изменения схемы расселения маршрут Дема — Центр по интенсивности пассажиропотока займет 2-3 место, но в генплане это нигде не отражено.
Что касается общественного транспорта, то ряд решений обоснованы, но самое главное — не предлагается комплексное решение его развития.
Сеть трамвайного сообщения явно избыточная. Я сам сторонник трамваев, но не надо доводить все до абсурда. Трамвайное сообщение должно быть окупаемым и интегрированным в единую систему общественного транспорта, для этого необходима соответствующая загрузка. А предлагаемые институтом генплана Москвы маршруты, проходящие через малоэтажную застройку, никогда не окупятся — есть же автобусы, которые при значительно меньших затратах обеспечат востребованную мобильность жителей Уфы. Предлагаемые маршруты, соединяющие Уфимский полуостров с Аэропортом, Затоном и Демой, а также маршрут Затон — Дёма, будут стоить десятки миллиардов и никогда не окупятся.
Необходимо использовать конкурентные преимущества железнодорожного и трамвайного сообщения и не пытаться перевезти всех жителей на трамвае. Разработчики генплана забыли, что трамваи не цель, а средство решения транспортных проблем. А задача администрации города — обеспечить дешевый и комфортный общественный транспорт, позволяющий удобно и быстро добраться до нужного места. Поэтому необходимо использовать все виды транспорта и их преимущества.