Что понимается под толпой в социологии

Тема 2. Толпа как субъект социального и политического действия

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Одним из проявлений процесса формирования и усиления в обществе массовых политических настроений неудовлетворенности является поведение толпы.

Поведение больших групп (толп) людей, мотивируемое эмоциями, стихийно или целенаправленно распространяющимися в этих толпах, может стать важнейшим фактором процесса социальных и политических трансформаций в современном обществе.

Толпа– скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Современные учебники по социальной психологии утверждают, что его главная работа «Психология масс» и сегодня является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. Г.Лебон утверждал, что идея побеждает не потому, что она верна, или логически доказана, но благодаря психологическим механизмам, не имеющим ничего общего с разумом, таким как внушение, подражание и заражение.

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Г. Лебон отмечает, что толпа агрессивна, она несет в себе разрушительные тенденции, и в то же время склонна беспрекословно подчиняться лидеру. Личность растворяется в толпе, ее поведение становится бесконтрольным и иррациональным. «Развитые умственные способности людей, из которых состоит толпа, не противоречат этому принципу. Эти способности не имеют значения. С того самого момента, когда люди оказываются в толпе, невежда и ученый становятся одинаково неспособными соображать».[12]

По мнению Г.Лебона, находясь среди большого числа людей себе подобных, человек приобретает ощущение необыкновенной силы. Это приводит к тому, что он реализует такие инстинкты, которым в нормальном состоянии он никогда не дал бы воли. В толпе любое действие, любое чувство заразительно до такой степени, что человек готов принести им в жертву собственные интересы. В толпе полностью отключается самоконтроль. В толпе у человека исчезает чувство ответственности, при этом уверенность в безнаказанности тем сильнее, чем толпа многочисленнее.

Опираясь на знание механизмов поведения толпы, Г. Лебон дает советы кандидатам, претендующим на выборные должности: чтобы воздействовать на избирателя, надо осыпать его самой нелепой лестью и, не стесняясь, давать ему самые фантастические обещания.

Российский исследователь этого периода Л. Войтоловский вслед за Г. Лебоном объединяет массу и толпу, давая им, однако, полностью позитивную оценку.[13] Вдохновленный историей российских революций 1917 года, Л. Войтоловский становится апологетом революционной толпы. Полемизируя с Г. Лебоном, он утверждает, что не вожак ведет толпу, а, напротив, толпа направляет его действия, находит в лидере выражение своих стремлений и чаяний.

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Одним из важнейших механизмов, способствующий возникновению и развитию поведения толпы, является механизм эмоционального заражения. Войдя в комнату, где только что был рассказан смешной анекдот, и все присутствующие громко смеются, человек, как правило, поддается всеобщему веселому настроению, хотя причина смеха ему неизвестна. Его поведение при этом внешне похоже на поведение человека, который услышал и понял шутку, но принципиально отличается от него по своим истокам.

Механизм эмоционального заражения ведет к стиранию индивидуальных различий, при этом эмоциональное состояние и поведение каждого участника толпы определяется не столько его сознательным анализом обстановки, сколько эмоциональным состоянием и поведением окружающих. Процесс циркуляции эмоций в толпе, вызванный эмоциональным заражением, получил название циркулярная реакция.

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

В условиях действия циркулярной реакции эмоциональное заражение дополняется механизмом подражания. Используя механизмы эмоционального заражения и подражания, можно превратить толпу в аморфную массу, бессознательно реагирующую на стимулы одинаковым образом. Этому способствует стимулирование ритмичных действий (пение, скандирование лозунгов и др.).

Г.Лебон подчеркивает, что «утрата сознательной личности, господство неосознающей личности, ориентация, посредством заражения, чувств и идей в одном направлении, тенденция немедленно превращать внушенные идеи в действия – таковы основные черты индивида в толпе. Это уже не он сам, а автомат, управлять которым его собственная воля бессильна».[16]

В толпе действует механизм внушения. По мере усиления воздействия механизма эмоционального заражения увеличивается внушаемость каждого ее участника по отношению к воздействиям, исходящим изнутри ее (в том числе, со стороны лидера). Одновременно он теряет способность воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.

В истории человечества первыми социальными институтами, целенаправленно управлявшими поведение толпы с помощью психологических механизмов заражения, подражания и внушения, стали религиозные институты. Различные религиозные конфессии управляли массовым сознанием и поведением, начиная с танца шамана архаического племени, заставляющего соплеменников на основе заражения и подражания постепенно ускорять ритм своих действий, и заканчивая детализированными ритуалами современных мировых религий. Действием механизма внушения, опирающегося на заражение и подражание, можно объяснить происхождение некоторых «чудес», совершаемых во время массовых ритуальных действий (чудесные явления, чудесные исцеления и др.).

В современном обществе эту функцию часто выполняют не только «колдуны» и «колдуньи», но и разнообразные «целители» (Кашпировский, Грабовой), собирающие в залах толпы несчастных людей, надеющихся на «чудо». Дальше всех в обещании «чудес» продвинулся Грабовой, обещавший не только исцелить, но и воскресить умерших родственников.

По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько видов, составляющих две группы: пассивную и действующую.

Видами пассивной толпы являются:

случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием (дорожная авария, драка и др.);

конвенциональная толпа – это толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее (концерт, спортивное состязание, политический митинг), движимая одинаковыми интересами и готовая (по крайней мере, на первом этапе) соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций (конвенции);

экспрессивная толпа – это толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно (как правило, ритмично) выражают свое эмоциональное отношение к происходящему.

Видами действующей толпы являются:

агрессивная толпа – движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве;

паническая толпа – движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности;

стяжательская толпа – движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой (примером могут служить вкладчики разорившихся банков или финансовых пирамид, стремящиеся в первую очередь возвратить вложенные деньги). С этой точки зрения лучшим способом дискредитировать любую политическую акцию является раздача подарков, которая может превратить участников в стяжательскую толпу.

Эта достаточно условная классификация видов толпы представляет, прежде всего, не академический, а практический интерес – в плане целенаправленного воздействия на ее поведение. Основные способы такого воздействия основано на том, что возникшая толпа сравнительно легко превращается из одного вида в другой. Нам часто приходилось наблюдать, как конвенциональная толпа болельщиков или участников митинга превращается сначала в экспрессивную, а нередко и в агрессивную.

Известны также случаи, когда агрессивная толпа может быть рассредоточена или превращена в паническую.

Агрессивная толпа может быть рассредоточена и превращена в ряд случайных толп, если на периферии ее организовать несколько якобы случайных происшествий (драк, танцев под звуки внезапно появившегося приемника, рассказов очевидцев о только что случившихся неподалеку происшествиях и т.д.).

При этом ритмичное пение или скандирование лозунгов может стать эмоциональной подготовкой для последующего превращения их в агрессивные действия с помощью коротких и эмоциональных указаний лидера толпы.

Еще одним способом воздействия на толпу является раздача денег, продуктов или подарков, способная превратить большинство видов толпы (как пассивную, так и действующую, например, агрессивную) в стяжательскую, направив негативные эмоции и действия ее участников друг против друга. Если толпа достаточно большая, образовавшаяся давка может, в свою очередь, спровоцировать панику.

Примером последовательного превращения конвенциональной толпы, собравшейся в районе Калужской площади Москвы, в экспрессивную, агрессивную, и затем целенаправленного рассредоточения и трансформации в совокупность случайных толп могут служить события 3 октября 1993 года. Начальной точкой превращений послужил тот факт, что участники очередного митинга в поддержку Верховного Совета, запланированного коммунистами около памятника В.И.Ленину, не смогли попасть на площадь и начали скапливаться у ограждений в районе пересечения Калужской площади с Садовым кольцом. За счет действия механизма эмоционального заражения толпа превратилась в экспрессивную, словами и жестами, выражающую. свои негативные эмоции. В момент высокого эмоционального напряжения был выдвинут призыв двигаться в сторону здания Верховного Совета (Белому дому). Встретив на своем пути сопротивление со стороны милиции, толпа постепенно превратилась в агрессивную. Степень агрессивности толпы, подошедшей к зданию Верховного Совета, была особенно высокой в тот момент, когда к ней вышли ранее заблокированные в здании политики (А.Руцкой, Р.Хасбулатов, В.Макашов и др.). Однако, прозвучавший в этот момент призыв двигаться на Останкинский телецентр заставил толпу рассредоточиться по различным транспортным средствам, нарушив ее целостность и превратив в несколько случайных групп людей.

Эти события были использованные действующей властью в качестве предлога для расстрела здания Верховного Совета РФ

Для эффективного воздействия на поведения толпы следует иметь в виду, что любая толпа более компактна в центре и рассеяна по краям. Целенаправленная трансформация толпы может осуществляться изнутри (с центра толпы ею, как правило, управляет лидер) или извне (с периферии толпы обычно действуют противники, пытающиеся разрушить толпу или спровоцировать ее на непредвиденные организациями акции агрессивные ил панические действия).

Классическим примером грамотного управления толпой можно назвать действия сторонников В.Ющенко и Ю.Тимошенко во время т.н. «оранжевой» революции в 2004 году. Структура толпы, находящейся на площади (майдане) Независимости, в которой было четко организованное (и, как теперь известно, хорошо оплачиваемое) ядро, дающее импульсы для очередных действий периферии, и представители этого ядра, рассредоточенные по всей территории толпы, позволяла легко вызвать заданную эмоциональную реакцию, а, при необходимости, и заданные действия участников. Для постоянного поддержания соответствующих эмоций со сцены выступали известные певцы и музыканты, периодически сменяемые политическими лидерами, сообщающими об очередных, якобы готовящихся «провокациях» и призывающих сплотиться и защитить свои интересы.

Такая четкая структура и организация не давала возможности конкурирующей стороне разрушить или перенаправить толпу.

Вероятность возникновения и превращения толпы, как показывает практика, повышается в периоды социальных, экономических и политических кризисов, высокого уровня социального напряжения.

Источник

Социальный феномен толпы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие толпы и ее характерные признаки

Толпа – это большое скопление людей, которые случайным образом реагируют на событие или явление, а их реакция является импульсом, который объединяет их. Толпа располагается на определенной территории, ее участники имеют друг с другом контакт, они реагируют на одни и те же раздражители и могут действовать сходным образом, но толпа стихийна, и когда стимул прекращает свое существование, то и толпа перестает существовать.

Несмотря на то, что толпа имеет примитивные эмоции, они все равно очень сильные. При этом нормы поведения и рекомендации к тому, как лучше поступить и отреагировать на те или иные раздражители отсутствуют. Толпа может быть очень агрессивной, может быть лояльной. Толпа может также тянуться к раздражителю или убегать от него, избегать любых контактов с ним. Нередко толпа демонстрирует в своем поведении установки или насмехается над всем происходящим. А еще толпа феноменальна, поскольку она может очень резко появляться и так же резко исчезать.

В исследовательской практике выделяют несколько разновидностей толпы, но они имеют некоторые схожие характеристики:

Готовые работы на аналогичную тему

Когда индивид оказывается внутри толпы, то он чаще всего испытывает эмоциональное влияние со стороны. Общая возбудимость становится выше, а социальные чувства – острее. Участники толпы действуют скорее эмоционально, а вот разум и здравый смысл в их действиях может отсутствовать. Толпы влияют на человека, на его настроение. Оно может сохраняться на протяжении длительного времени, хотя человек может уже давно покинуть социальную группу, может быть вне толпы, не получать с ее стороны прямого воздействия. Эта черта – еще один признак феноменальности толпы. Она стихийна, эмоциональна, но она настолько сильно влияет на человека и его эмоции, что он попросту не может избавиться от ощущений, и еще долгое время живет с ними.

Феномен толпы

Внутри толпы можно манипулировать человеком и его сознанием, в то же время можно манипулировать и самой толпой. Основываются технические приемы манипуляции толпой на некоторых специальных механизмах. Если вы их знаете, то сможете управлять потоками людей и использовать их ресурсы в своих целях. Эти механизмы объединяют толпу, придают ее участникам ощущение приобщенности к какому-то большому делу. Но в большинстве случаев это все остается на уровне ощущений, на самом деле человек не получает от толпы никакой полезной информации, а действия ее могут наоборот быть очень разрушительными.

Толпа может включать в себя участников разного пола и возраста, национальности и профессии, социального статуса и уровня достатка. Все это будет зависеть от того, по каким причинам толпа собралась, какие цели она преследует. Человек толпы обретает новые характеристики, и именно за счет этих новых характеристик он отличается от всех остальных людей. У толпы есть так называемая «коллективная душа». Характер ее временный, но составляющие образуют единство, которое удерживает толпу и ее участников в течение заданного времени. Нахождение в толпе, как правило, негативно влияет на человека. Из-за того, что он как бы срастается с толпой (эмоционально), выход из нее может быть очень болезненным.

Человек, оказавшись за пределами толпы, чувствует себя потерянным, брошенным, ему нужна помощь в адаптации к новым условиям. Но некогда его товарищи по толпе на помощь вряд ли придут. Испытывая потребность в том, чтобы снова ощутить свою принадлежность к группе и значимость, человек начинает искать новые способы срастись с новой толпой, а иногда он и сам становится зачинщиком, придумывая мероприятия или провокации, чтобы собрать толпу уже вокруг себя.

Когда человек попадает в толпу, его поведение обретает новые характеристики. Критическая оценка происходящего снижается, увеличивается правомерность действий. Зато чувство ответственности практически пропадает, доминирует анонимность. Внутри толпы человек решается на разные действия, поскольку он рассчитывает на то, что внутри толпы он останется неузнаваемым. Поведение могут провоцировать слухи, распространение фейковой информации. Она не является до конца проверенной, но при этом может настолько активно транслироваться, что начинает восприниматься как единственно реальная и проверенная. Не подтвержденные средствами массовой информации, слухи становятся специфическим видом межличностной коммуникации. Аудитория овладевает содержанием слуха и подвергается ситуативным ожиданиям и предрассудкам. Фейковые новости вообще считаются новой проблемой современности. Информационные ресурсы быстро подхватывают любые слухи и сплетни, а в погоне за сенсацией они не до конца проверяет информацию. А толпа может быть настоящим источником фейковых новостей, поэтому СМИ необходимо постоянно проверять такую информацию.

Источник

Толпа

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Толпа́ (др.-греч. ὄχλος — охлос) — большое скопление людей.

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии, которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».

Содержание

Классификация толпы

В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

По степени организации:

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

По характеру поведения людей:

Динамика толпы

Если толпа или её части каким-либо образом перемещаются, то можно привести следующее деление:

Примером периодически образующихся толп может служить пассажиропоток Московского метрополитена в часы «пик» 7-8 и 18-19. Самой перегруженной станцией метро в Москве считается «Выхино». Крупные толпы образуются на всех пересадочных станциях на подходе к эскалаторам.

Изучение толпы

Историей

Исследуется такие явления как бунты, восстания, революции, переселение народов, войны и другие явления связанные с участием большого количества людей.

Социологией

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Психологией

Целью является объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы.

Психология толпы издавна занимала умы мыслителей. Гюстав Лебон характеризовал душу толпы таким образом:

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологииСамый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Массовая истерия

Массовая истерия — явление в психологии толпы, когда согласно русскому психологу, академику Бехтереву, толпа ведет себя глупее, чем индивидуал, и перестает быть совокупностью разумных существ.

Знаменитые толпы

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

Что понимается под толпой в социологии. Смотреть фото Что понимается под толпой в социологии. Смотреть картинку Что понимается под толпой в социологии. Картинка про Что понимается под толпой в социологии. Фото Что понимается под толпой в социологии

См. также

Ссылки

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Толпа» в других словарях:

толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания. Основными механизмами формирования Т. и развития ее специфических качеств считаются… … Большая психологическая энциклопедия

толпа — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? толпы, чему? толпе, (вижу) что? толпу, чем? толпой, о чём? о толпе; мн. что? толпы, (нет) чего? толп, чему? толпам, (вижу) что? толпы, чем? толпами, о чём? о толпах 1. Толпой называется большую … Толковый словарь Дмитриева

ТОЛПА — Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой то другой. Фридрих Ницше Нравы народа в периоды смуты часто бывают дурны, но мораль толпы строга, даже когда толпа эта обладает всеми пороками. Талейран Лицо… … Сводная энциклопедия афоризмов

ТОЛПА — ТОЛПА, толпы, мн. толпы (толпы устар.), толпам, жен. 1. Нестройное, неорганизованное скопление людей, сборище. «Германн насилу мог продраться сквозь толпу народа.» Пушкин. «За слоном толпы зевак ходили.» Крылов. Веселая толпа ребятишек. На… … Толковый словарь Ушакова

Толпа — (иноск.) масса публика (собств. скопище людей). Ср. Разжалобить толпу прощальными словами И на короткій мигъ занять ее собой Я знаю, я бъ съумѣлъ, но жгучими слезами Дѣлиться не привыкъ я съ суетной толпой! Надсонъ. Послѣднее письмо. Ср. Не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ТОЛПА — биржевые брокеры и другие участники биржевых торгов, собирающиеся в конкретном месте торгового зала для заключения сделок. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

ТОЛПА — ТОЛПА, ы, мн. толпы, толп, толпам, жен. 1. Скопление людей, сборище. Т. народа. Стоять толпой. Затеряться в толпе. 2. перен. Безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям (устар.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

ТОЛПА — жен. скопище, сборище, сходбище, толкотня, множество сошедшихся вместе людей, а иногда и о скоте; орда, орава, ватага. Толпить народ, сгонять, теснить в кучу, в толпу. ся, собираться, сходиться, сбиваться в толпу, толкаться. Народ толпится на… … Толковый словарь Даля

Источник

ТОЛПА

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Чтобы лучше понять суть поведения толпы и психологические инструменты воздействия на нее, предлагаем ознакомиться со статьей ниже, посвященной именно этому вопросу.

1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав

Социальная жизнь людей отливается в великое множество самых разнообразных форм. Некоторые из них обыденны и привычны. Другие серьезно отличаются оттого, что принято считать повседневной нормой. Существуют формы поведения сугубо индивидуализированные, целиком или в значительной степени зависящие от воли, желаний или нужд личности. Но есть и такие, в которых проявления воли, желаний и нужд отдельного человека оказываются серьезно ограниченными прямым или опосредованным влиянием других людей.

Люди и отдельный человек даже не испытывая на себе психического давления со стороны других, а только воспринимая поведение этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно и неподчинение, но индивид, как правило, рационально объясняет его самому себе. Без этого разъяснения «неподчинение» неизбежно вызывает внутреннее беспокойство у индивида, нередко дополняемое работой воображения относительно возможно низкой оценки своей личности другими.

Представление о толпе обычно рождается из личного опыта людей. Практически каждый либо бывал в толпе, либо видел ее поведение со стороны. Иногда, поддавшись простому человеческому любопытству, люди присоединяются к группе, рассматривающей и обсуждающей какое-то событие. Возрастая количественно, заражаясь общим настроением и интересом, люди постепенно превращаются в нестройное, неорганизованное скопление, или толпу.

Термин «толпа» вошел в социальную психологию в период мощного революционного подъема масс в конце XIX-начале XX в. Под толпой психологи в то время понимали главным образом слабо организованные выступления трудящихся против эксплуататоров.

Весьма образное определение толпы дал Г. Лебон: «Толпа похожа на листья, поднимаемые ураганом и разносимые в разные стороны, а затем падающие на землю».

При объединении малых групп, состоящих из индивидов, которые негодуют по определенному поводу, в достаточно большую группу, резко возрастает вероятность проявления стихийного поведения. Последнее может быть направлено на выражение испытываемых людьми чувств, оценок и мнений либо на изменение ситуации через действие. Очень часто субъектом такого стихийного поведения оказывается толпа.

Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведения часто становится:

— публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

— контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

— совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

В массовых формах внеколлективного поведения большую роль играют неосознанные процессы. На основе эмоционального возбуждения возникают стихийные действия в связи с какими-либо впечатляющими событиями, затрагивающие главные ценности людей в ходе, например, их борьбы за свои интересы и права. Таковыми были многочисленные «медные» или «соляные» бунты городской и крестьянской голытьбы в русском средневековье или бунтарские выступления английских «луддистов», выразившиеся в уничтожении машин, лишенные ясного идеологического контекста и четко осознаваемых целей совершаемых действий.

Основные механизмы формирования толпы и развития ее специфических качеств — циркулярная реакция (нарастающее взаимонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи.

Определены даже основные этапы формирования толпы.

Образование ядра толпы. Возникновение толпы редко выходит за пределы причинно-следственных связей социальных явлений, осознание которых далеко не всегда стихийно. Несмотря на то, что одним из существенных признаков толпы является случайный состав образующих ее людей, нередко формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики.

Первоначальное ядро толпы может сложиться под влиянием рационалистических соображений и ставить перед собой вполне определенные цели. Но в дальнейшем ядро обрастает лавинообразно и стихийно. Толпа увеличивается, вбирая в себя людей, которые, казалось бы, ничего общего друг с другом до этого не имели. Спонтанно толпа образуется в результате какого-либо происшествия, которое привлекает внимание людей и рождает в них интерес (точнее, в самом начале — любопытство). Будучи взволнованным этим событием, индивид, присоединившийся к уже собравшимся, готов утратить некоторую часть своего обычного самообладания и получать возбуждающую информацию от объекта интереса. Начинается циркулярная реакция, побуждающая собравшихся проявлять схожие эмоции и удовлетворять новые эмоциональные потребности через психическое взаимодействие.

Циркулярная реакция составляет первый этап формирования и функционирования толпы. Процесс кружения.

Второй этап начинается одновременно с процессом кружения, в ходе которого чувства еще больше обостряются и возникает готовность реагировать на информацию, поступающую от присутствующих. Внутреннее кружение на основе продолжающейся циркулярной реакции нарастает. Нарастает и возбуждение. Люди оказываются предрасположенными не только к совместным, но и к немедленным действиям.

Появление нового общего объекта внимания. Процесс кружения подготавливает собой третий этап формирования толпы. Этот этап — появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, собравшее вокруг себя людей, то на этом этапе новым объектом внимания становится образ, создаваемый в процессе кружения в разговорах участников толпы. Этот образ — результат творчества самих участников. Он разделяется всеми, дает индивидам общую ориентацию и выступает в качестве объекта совместного поведения. Возникновение такого воображаемого объекта становится фактором, сплачивающим толпу в единое целое.

Активизация индивидов через возбуждение. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов дополнительным стимулировании через возбуждение импульсов, соответствующих воображаемому объекту. Такое (на основе внушения) стимулирование происходит чаще всего как результат руководства лидера. Оно побуждает индивидов, составляющих толпу, приступить к конкретным, часто агрессивным, действиям. Среди собравшихся обычно выделяются зачинщики, которые и развертывают активную деятельность в толпе и исподволь направляют ее поведение. Это могут быть политически и психически незрелые и экстремистски настроенные личности. Таким образом, четко определяется состав толпы.

Ядро толпы, или зачинщики, — субъекты, задача которых сформировать толпу и использовать ее разрушительную энергию в поставленных целях.

Участники толпы — субъекты, примкнувшие к ней вследствие идентификации своих ценностных ориентации с направлением действий толпы. Они не зачинщики, но оказываются в сфере влияния толпы и активно участвуют в ее действиях. Особую опасность представляют агрессивные личности, которые примыкают к толпе исключительно из-за появившейся возможности дать разрядку своим невротическим, нередко садистским, наклонностям.

В среду участников толпы попадают и добросовестно заблуждающиеся. Эти субъекты присоединяются к толпе из-за ошибочного восприятия обстановки, они движимы, например, ложно понятым принципом справедливости.

К толпе примыкают обыватели. Они не проявляют большой активности. Их привлекает эксцесс в качестве волнующего зрелища, которое разнообразит их скучное, унылое существование.

В толпе находят себе место повышенно внушаемые люди, которые поддаются общему заражающему настроению. Они без сопротивления отдаются во власть стихийных явлений.

Участниками толпы оказываются и просто любопытные, наблюдающие со стороны. Они не вмешиваются в ход событий, однако их присутствие увеличивает массовость и усиливает влияние стихии толпы на поведение ее участников.

2. Классификация толпы

Как и любое другое социальное явление, толпу можно классифицировать по различным основаниям. Если за основу классификации взять такой признак, как управляемость, то можно выделить следующие виды толпы.

Если за основу классификации толпы взять характер поведения в ней людей, то можно выделить несколько ее типов и подтипов.

Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды.

Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности:

3. Психологические свойства толпы

Социальные психологи отмечают ряд психологических особенностей толпы. Они свойственны всей психологической структуре этого образования и проявляются в различных сферах:

В когнитивной сфере толпа высказывает разнообразные странности своей психологии.

Для толпы, не способной ни к размышлению, ни к рассуждению, не существует ничего невероятного, однако невероятное-то и поражает всего сильнее.

Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям.

Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола.

Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.

Для эмоционально-волевой сферы толпы характерны также многочисленные психологические особенности.

Различные импульсы, которым повинуется толпа, могут быть, смотря по обстоятельствам (а именно по характеру возбуждений), великодушными или злыми, героическими или трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже чувство самосохранения, не в состоянии их подавить.

В толпе преувеличение чувства обусловливается тем, что само это чувство, распространяясь очень быстро посредством внушения и заражения, вызывает всеобщее одобрение, которое и содействует в значительной мере возрастанию его силы.

Сила чувств толпы еще более увеличивается из-за отсутствия ответственности. Уверенность в безнаказанности (тем более сильная, чем многочисленнее толпа) и сознание значительного (хотя и временного) могущества дают возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые просто немыслимы и невозможны для отдельного человека.

Какими бы ни были чувства толпы, хорошими или дурными, характерной их чертой является односторонность. Односторонность и преувеличение чувств толпы ведут к тому, что она не ведает ни сомнений, ни колебаний.

В своей вечной борьбе против разума чувство никогда не было побеждено.

Особенность толпы состоит и в специфике социально-психологических явлений, определяющих единообразие поведения ее участников. Дело в том, что толпа создается главным образом на базе противопоставления данной общности объекту недовольства. Толпу делает общностью нередко именно то, что «против них». Это, конечно, не слепая ненависть ко всему, с чем люди себя не идентифицируют. Тем не менее, в толпе противопоставление «мы» и «они» достигает социально значимой, нередко весьма опасной величины.

У толпы отсутствует критическое отношение к себе и присутствует «нарциссизм» — «мы» безупречны, во всем виноваты «они». «Они» отливаются в образ врага. Толпа считается только с силой, и доброта ее мало трогает, для толпы доброта — одна из форм слабости.

В моральной сфере психологические особенности толпы чаще всего обнаруживаются в моральности и религиозности.

4. Психологические особенности индивида в толпе

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе.

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Существу ют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет временный организм, слившийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

5. Поведение толпы

В поведении толпы проявляются как идеологические влияния, с помощью которых готовятся определенные действия, так и изменения в психических состояниях, происходящие под воздействием каких-либо конкретных событий или информации о них. В действиях толпы происходит стыковка и практическая реализация влияний и идеологических, и социально-психологических, их взаимопроникновение в реальное поведение людей.

Совместные чувства, воля, настроения оказываются эмоционально и идеологически окрашенными и многократно усиленными.

Обстановка массовой истерии служит фоном, на котором развертываются нередко самые трагические действия.

Как уже говорилось, одним из видов поведения толпы является паника.

Паника — это эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях.

Факторы, способные вызвать панику, многообразны. Их природа может быть физиологической, психологической и социально-психологической. Известны случаи возникновения паники в повседневной жизни как следствие катастроф и стихийных бедствий. При панике людьми движет безотчетный страх. Они утрачивают самообладание, солидарность, мечутся, не видят выхода из ситуации.

Факторы, особо сильно влияющие на поведение толпы, следующие.

Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу.

В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Факторы, определяющие характер мнений и верований толпы, бывают двоякого рода: факторы непосредственные и факторы отдаленные. Непосредственные факторы, влияющие на толпу, действуют уже на подготовленную отдаленными факторами почву — без этого они не вызвали бы столь сокрушительных результатов, которыми нередко поражает беснующаяся толпа. Факторы, способные впечатлять и саму толпу, всегда обращаются к ее чувствам, а не к рассудку.

6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой

Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению определенного типа.

Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими собственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля — это ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Роль вожаков состоит главным образом в том, чтобы создать веру, все равно какую. Именно этим объясняется их большое влияние на толпу.

Чаще всего вожаками бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на грани безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они объявляют и защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения нельзя поколебать никакими доводами рассудка. Есть и еще одно качество, которым обыкновенно отличаются вожаки толпы: они не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия.

Класс вожаков подразделяется на две категории:

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние.

Управление толпой имеет двойственную природу, ибо толпа практически всегда — объект управления двух сил: с одной стороны, ею руководят лидеры, вожаки; с другой — толпой занимаются силы охраны общественного порядка, властные административные структуры.

Возможности управления толпой существенно различаются в зависимости от того, кто стремится быть в ней лидером — демагог или интеллигент. Как говорят на Востоке, тот, кто хочет управлять толпой, пытается оседлать тигра. Тем не менее, управлять личностями много сложней, чем толпой.

Механизмами массового поведения может воспользоваться политик с любыми взглядами и любого морального уровня. В таких случаях толпа становится игрушкой в руках лидера. Обычно люди, жаждущие вести за собой толпу, интуитивно владеют приемами воздействия на нее. Они знают: чтобы убедить толпу, надо сначала понять, какие чувства ее воодушевляют, притвориться, что разделяешь их, а затем вызвать в воображении толпы прельщающие ее образы. Толпе надо всегда предъявлять какие-либо идеи в цельных образах, не указывая на их происхождение.

Оратор, желающий увлечь толпу, должен злоупотреблять сильными выражениями. Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями — вот способы аргументации для толпы.

Утверждение тогда лишь воздействует на толпу, когда оно многократно повторяется в одних и тех же выражениях: в таком случае идея внедряется в умы так прочно, что в конце концов воспринимается как доказанная истина, а затем и врезается в самые глубокие области бессознательного. Этот прием также вполне успешно применяется лидерами или вожаками толпы.

Теоретический анализ механизмов формирования толпы может в некоторой степени помочь и административным органам контролировать ее поведение. Перед ними стоит задача двоякого рода:

Эффективными средствами могут считаться следующие:

Вообще-то с толпой очень сложно говорить голосом разума. Она воспринимает лишь приказ и обещания.

7. Коммуникации в толпе

Особо важную роль при возникновении толпы играет коммуникация как процесс обмена между людьми значимыми для них сообщениями.

Известно, что индивид становится участником стихийного поведения, либо заражаясь непосредственно наблюдаемым поведением окружающих, либо узнав о нем по каналам официальной или неофициальной коммуникации. Некоторые виды такого поведения возникают в условиях острого дефицита информации или неэффективности систем передачи сообщений.

Люди готовы поддаваться заражающему действию со стороны окружающих, когда это действие соответствует их идеям и убеждениям. Очевидно, что психическое заражение было бы невозможно, если бы люди не видели действий и поступков других и не слышали о них. Психическое заражение может порождать чувства по все длине эмоциональной шкалы — как положительные, восторженные, так и негативные, чувства уныния и депрессии.

Там, где индивид лишен возможности непосредственно воспринимать картину поведения окружающих, все большую роль играют средства массовой информации — газеты, радио, телевидение и кино.

В любом обществе наряду с системами официальной коммуникации параллельно действуют и системы неофициальные. В разных точках они соприкасаются. Например, содержание неофициальной коммуникации — разговоры, сплетни, толки, слухи — переходят на страницы печатных изданий или становятся темой бесед телевизионного комментатора, который способствует их распространению. И уж, тем более, важные сообщения массовых средств коммуникации обычно обсуждаются в кругу друзей или семьи.

Поэтому в сознании индивида часто заключается интерпретация, разделяемая его соседями, друзьями, родственниками, попутчиками в дороге. Гнев, вызванный, скажем, сообщением о введении нового налога или о росте цен, легко понимается собеседником, ибо он испытывает те же чувства… Это и есть первое условие для подготовки массового поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *