Что понимается под цифровой трансформацией образования

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Катя Павловская для Skillbox Media

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

Что понимается под цифровой трансформацией образования

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Источник

Семь задач цифровизации российского образования

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Цифровизация затрагивает все отрасли экономики, и те, кто уверен, что консервативной сферы образования она не коснется, глубоко ошибаются, уверены авторы доклада «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документ подготовлен к российско-китайской образовательной конференции, которая прошла в Москве на базе НИУ ВШЭ в сентябре 2019 года.

Многие педагоги, пишут авторы доклада, до сих пор уверены, что цифровизация — не более чем очередная «модная тема», которая пройдет, тогда как «вечные ценности» образования как самого стабильного общественного института останутся прежними. «Но современная система образования появилась и менялась под влиянием перемен в обществе, вызванных предыдущими промышленными революциями», — отмечается в докладе. Поэтому неудивительно, что грядущая Четвертая промышленная революция (она же Индустрия 4.0) оставит на истории образования неизгладимый след. Причем, скорость перемен на этот раз будет еще выше.

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Суть цифровой трансформации в том, чтобы эффективно и гибко применять новейшие технологии для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Применительно к России авторы доклада выделяют семь задач, которые государство и общество должны решить на пути к этой цели. Все они должны решаться единовременно и скоординированно.

Источник

Как происходит цифровая трансформация образования

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Почти в каждом классе современной школы можно найти интерактивную доску, многие учителя используют социальные сети и мессенджеры, чтобы оставаться на связи с учениками и задавать им домашку. Как ещё использовать технологии в образовании? Наш блогер Олеся Дворак перевела статью о том, как устроено цифровое образование.

Наше общество и деловая жизнь в высшей степени цифровизованы, но образовательные организации только делают первые шаги, чтобы стать цифровыми. При этом оцифровка преподавания и обучения не может быть достигнута путём покупки компьютеров, планшетов или интерактивных досок. Каким бы нелогичным это ни казалось, бездумно приобретённое технологическое оборудование часто оказывается препятствием, замедляющим цифровизацию.

Цифровизация школы всегда должна включать в себя создание новых, более эффективных процессов обучения и преподавания в области информационных технологий, которые делают возможными новые процессы, а не просто заменяют ручки или доски электронной версией. Технология всегда должна приносить пользу педагогике.

Информационные технологии могут использоваться, чтобы обогатить преподавание и увеличить его методическое разнообразие, тем самым предоставляя студентам предпосылки для изучения нового материала. Использование информационных технологий в преподавании и обучении должно осуществляться систематически, исходя из стратегических целей учебной программы и учебного заведения.

Основное внимание при использовании технологий в образовании стоит уделять не обучению техническим навыкам, а использованию педагогических информационных и коммуникационных технологий в различных предметах и темах. На самом деле, наибольшее преимущество от использования технологий получают, когда пользуются ими систематически в процессе обучения.

Роль цифровых инструментов в обучении и преподавании

1. Медиа

Информационные технологии действуют как средство обучения, например для распространения учебного материала, который может быть создан учителем или доступен в интернете. В настоящее время в интернете доступно большое количество готовых материалов, таких как учебные объекты, видеоклипы и онлайн-журналы.

2. Информационный ресурс

Поиск информации является ключевым предложением интернета и информационных технологий. Сеть и социальные сети являются обширными источниками информации, и фактически интернет называют «всемирной библиотекой». Там много источников, которые можно найти через службы поиска и базы данных статей. Также в «Википедии», совместно созданной онлайн-энциклопедии, можно найти полезную информацию для преподавания и обучения.

3. Связь

Общение — одна из наиболее важных возможностей, которые обеспечиваются технологиями. Компьютеры и интернет позволяют нам обмениваться электронными письмами, сообщениями, звонками, а также проводить видеоконференции. Учащиеся могут использовать информационные технологии для общения со специалистами в различных областях. Диалог между учениками и репетиторами онлайн — ещё одна форма общения. Компьютер больше не просто техника, это ещё и коммуникационная среда.

4. Инструмент для создания контента

Информационно-коммуникационные технологии наиболее полезны, когда учащиеся используют их для создания собственного контента. Учащиеся могут создавать свои собственные тексты, изображения, звук, музыку и так далее на компьютерах или мобильных устройствах. Более продвинутая форма использования информационных технологий подразумевает, что учащиеся создают интерактивный контент и используют программы и алгоритмы в своих выходных данных.

5. Канал публикации

Интернет и социальные сети могут быть использованы для публикации совместных результатов учащихся или всей группы. Например, учащиеся могут создавать онлайн-журналы или публиковать собственные музыкальные фрагменты или видеоклипы. Публикация результатов учащихся часто имеет мотивирующий эффект — «работа проделана не только для того, чтобы учитель мог с ней ознакомиться».

6. Инструмент для разработки собственных концептуальных артефактов

Используя информационные технологии, учащиеся могут разрабатывать свои собственные концептуальные артефакты: концептуальные карты, диаграммы или графики. В этом случае ИТ выступают в качестве важного инструмента мышления. Важным является не сам результат, а процесс, когда учащиеся разрабатывают свои собственные информационные структуры и способы мышления.

7. Платформа для совместного создания знаний

Среда онлайн-обучения предлагает инструменты для совместного обучения. Например, дискуссионные форумы. Принцип совместного создания знаний заключается в том, что совместное формирование информации — создание знаний — способствует лучшему обучению и лучшему конечному результату, чем работа в одиночку. Совместное построение знаний онлайн важно для обучения, потому что этапы процесса формирования знаний документируются и остаются видимыми. Впоследствии их можно просмотреть повторно, вернуться к представленным мыслям и развить их позже.

8. Думающий спутник

В современном информационном обществе роль компьютера или информационно-коммуникационных технологий приближается к роли мыслящего партнёра. Хотя компьютеры ещё не способны думать самостоятельно, они могут поддержать мыслительные процессы учащихся, например задавая аналитические вопросы и размышления (или отражая мысли).

Цифровое обучение

Основная цель цифрового обучения не в технологии, а в том, что информационные технологии как метод делают возможным новое в обучении и преподавании. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые не могут быть реализованы на практике иначе. Цифровое обучение вводит несколько педагогически значимых методов работы для контактного и дистанционного обучения. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы, как в контактных, так и в дистанционных ситуациях.

Цифровое обучение может состоять, например, из онлайн-обучения и систематической работы с учебными заданиями

Задачи обучения определяют, как учащиеся наблюдают и обрабатывают информацию, как они учатся. Поэтому цель учебных заданий всегда состоит в том, чтобы узнать что-то новое, а не проверить то, что уже изучено. Ещё одним ключевым элементом цифрового обучения является создание знаний. Учащиеся объединяют и конструируют новые для себя знания, используя разные источники: веб-страницы, книги, журналы или личный опыт и наблюдения. Обучение — деятельность, в которой учащиеся создают новую информацию.

Что понимается под цифровой трансформацией образования

«Онлайн-образование — это просто инструмент. Как глиняные дощечки в незапамятные времена»

Создание знаний также может быть совместным. Цифровое обучение позволяет легко обсуждать и развивать идеи вместе с учителем и другими учениками. Поэтому важно публиковать идеи и результаты, находящиеся в процессе разработки, получать отзывы о них в ходе процесса и развивать их вместе. Если учащиеся получают обратную связь только в конце учебного процесса, они не смогут использовать её в процессе обучения.

Как разработать эффективный процесс цифрового обучения?

Преподаватели влияют на обучение в режиме онлайн с помощью техник, которые отличаются от тех, которые используются в контактном обучении. Поэтому цифровое обучение должно быть изучено и разработано в большей степени.

Разработка традиционного контактного обучения основывалась на деятельности учителя и учебного процесса, в то время как при разработке цифрового обучения отправной точкой должно быть проектирование процесса обучения учащегося. Чтобы понять, какие действия учителя и руководства, какие задачи будут способствовать процессу обучения, необходимо сначала разработать сам процесс обучения или понять, какая познавательная деятельность нужна ученику для изучения вопроса. Это можно считать сменой парадигмы в учебном дизайне.

Отправной точкой для разработки процесса цифрового обучения является определение цели обучения, а также предыдущие знания и компетенции учащихся. Понимание компетенции, знаний и навыков, приобретаемых в результате процесса обучения на основе предыдущей компетенции учащихся, даёт чёткую основу для построения процесса обучения. Ключевой проблемой при проектировании является признание того, что разные учащиеся учатся и достигают компетентности в соответствии с целями по-разному.

Как люди учатся? Обучение основано на процессе преподавания. Его различные элементы: учебная ситуация, учебные задачи, само преподавание, а также тьюторство и обратная связь — тесно связаны друг с другом и формируют единый временной континуум. В цифровом обучении учебные ситуации, как контактные, так и дистанционные, равномерно распределены. Процесс цифрового обучения определяется инструкциями и обратной связью в течение всего учебного процесса, на основе которого учащиеся развивают свою собственную компетентность.

Фото: Shutterstock (Syda Productions)

Источник

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Реализация процесса «продуктивное образование» происходит на трех уровнях:

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Место формирования запроса и рефлексии — это специально организованное пространство, которое создает возможности для индивидуальных размышлений и коллективных обсуждений результатов рефлексии. Это инфраструктурно и социокультурно организованное пространство, где субъект осваивает необходимые культурные нормы: знания, эталоны, образцы — во взаимодействии с экспертами, педагогами, наставниками и др., а также с книгами, интернетом и др. Определяющей характеристикой этого места является избыточность.

Место реализации запроса в деятельности оказывается принципиально «вне» образовательной организации. Здесь участники представляют и реализуют нормы деятельности: создают продукты, оказывают услуги и т. д.

Формирование и структурирование разделяемого образа будущего происходит в коллективной коммуникации через проектирование того устройства мира, которого желает группа участников и которое учитывает тенденции, мировые нормы, гуманитарные ценности, естественные процессы в объекте. Этот образ структурируется в различных плоскостях: устройство желаемой деятельности; нормы и ценности социально-общественной организации мира; понятия, представления и социокультурные объекты как организованности, задающие онтологию или картину мира. При этом каждый из субъектов определяет собственную желаемую позицию в этом образе будущего и формирует свой коллективно-индивидуальный маршрут к ней.

В связи с этим ФГОС 4.0 переосмысляет институцию образовательной организации (школы), в частности наделяя ее функциональностью персонализированной образовательной логистики (Кушнир и др., 2019) (мотивация вопрошания, помощь в формировании запроса и индивидуальных (и коллективно-индивидуальных) образовательных маршрутов, навигацией и мониторингом успешности продвижения по ним — см. рис. 5).

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Персонализированная образовательная логистика понимается как система средств и способов обеспечения в реальном времени программы развития каждого субъекта образовательной деятельности на основе его образовательного запроса.

Ключевой логистической единицей становится образовательная ситуация, которая проектируется педагогическими позициями, генерируется образовательной средой или субъектом образовательной деятельности. Каждый субъект образования самостоятельно формирует образовательный и профессиональный запрос, выбирает формы, средства и условия его реализации и имеет право претендовать на бюджетное финансирование своей образовательной деятельности при условии обязательства соблюдать сформулированные принципы и правила. Персонализированная образовательная логистика оперирует различными типами (внутренние, отраслевые, международные, внешние и др.) и видами ресурсов (методики, контент, набор позиций, инфраструктура и пр.). В данном контексте возникают открытые вопросы организационно-экономического блока:

Во ФГОС 4.0 цифровые технологии понимаются как система средств продуктивного использования данных в маршруте становления человека по формуле: «действие — цифровой след — данные — рекомендации — рефлексия — новое действие». Принципиально, что данные для цифрового следа должны определяться и задаваться процессами, в которых они будут использоваться, а именно: в процессах рефлексии, целеполагания, самоорганизации, самоопределения, проектирования собственного действия и др. (рис. 2). Источники данных: автоматизированный сбор (организация / занятие и т. д.), квалифицированный ввод (педагог, ответственное лицо и пр.), инициативный ввод (ребенок, родитель).

При этом авторы различают два типа технологий:

Сами по себе технологии лишь представляют инструментарий для решения определенного класса задач. Ценность технологии определяется процессом, в который она помещается и который обеспечивает. В этом контексте для ФГОС 4.0 особенный интерес как объект регуляции представляет «цифровая образовательная среда». Именно через это понятие возможно задать ключевые принципы «сборки» технологий, при этом сохранив вариативность итоговых решений.

Цифровая образовательная среда определяется авторами как совокупность акторов, условий и средств проектирования и осуществления образовательной деятельности на основе уникальных возможностей цифровых технологий (рис. 6) (Рабинович и др., 2020):

Что понимается под цифровой трансформацией образования

Цифровая образовательная среда позволяет «собирать» образовательный продукт под конкретный образовательный запрос в момент его предъявления. При этом получатель ресурсов определяется в момент заказа / потребления образовательной услуги. Речь идет о децентрализации решений и средств функционирования при общности ценностей, целей и коллективно сформулированных результатов.

Важнейшим элементом среды является образовательный контент, требования к которому могут и должны формироваться самими субъектами образовательной деятельности (student-driven learning), а профессиональное сообщество отвечает за оптимальные способы взаимодействия учащихся с контентом с учетом персональных особенностей (методика использования), поскольку именно в этом является коллективно компетентным. Каждый субъект образовательной деятельности может самостоятельно выбирать и производить контент (UGC).

ФГОС 4.0 — динамически актуализируемая система установок и возможностей. Соответственно, озвученные понятия и тезисы — начало формирования его онтологии в части цифровых институтов. Именно сложность объекта «Продуктивное образование» и необходимость удерживать его в динамике позволяет выделить и описать пять ключевых функций через их связь с исходным объектом. Выделение функций-связей предоставляет ответ на вопрос «что должно осуществляться цифровыми институтами?» и позволяет перейти к морфологической структуре цифровых институтов (рабочая версия).

Функция 1. Цифровая персонализированная образовательная логистика. Новое пространство образования определяет образовательные организации как ключевые узлы образовательной логистики субъектов (рис. 3, рис. 4). Соответственно, возникает требование к набору технических решений, правил, регламентов, решающих эту задачу:

Функция 3. Цифровая инфраструктура образования. Полноценное включение образовательной организации в цифровую среду требует порога оснащенности и, что более важно, изменения принципов программно-аппаратной организации IT-инфраструктуры школы (в том числе обеспечения возможности использования собственных устройств — BYOD):

Функция 4. Цифровое содержание образования (контент). Цифровое содержание не ограничивает источников образовательного контента, но задает требования к его структуре, способу употребления и качественным параметрам:

Функция 5. Цифровой след и аттестация. Цифровой след представляет собой систематизированную, подтвержденную деятельностью информацию о компетенциях участников. Функция 5 заключается в определении работ по сбору, анализу и формированию цифрового следа участников. Однако при сборе данных ключевым вопросом является определение модели процессов, в которых эти данные призваны употребляться (контроль, аттестация и др.):

Следствием запуска означенных трансформаций становится потребность в соответствующих кадрах на управленческих и педагогических позициях. Традиционные программы повышения квалификации концентрируются на информационных и навыковых аспектах, но не затрагивают смену представлений и содержания деятельности. Ключевая задача видится как концентрация на опыте позитивных социальных ответов на вызовы сложной реальности и превращение их в устойчивые практики — через прототипирование желаемого коллективного бытия и сознания действовать для его воплощения и поддержания. Примерами программ профессионального развития могут служить «Цифровая трансформация школы» (http://dt.ranepa.ru), «Проектная и цифровая трансформация школы» (http://edufuture.ru).

В статье использованы материалы научно-исследовательской работы «Образовательная среда преадаптации школьников к инновационной деятельности в условиях цифровой экономики» государственного задания РАНХиГС на 2020 г.

The article initiates a discussion of FSES 4.0 as the first digital «standard» that sets its value-semantic foundations. It allows to evolve from the current processes of «preparation» and «training» to the prevalence of the process of «productive learning» (metacompetencies, self-organization, self-determination, goal-setting, productive action and reflection) and process of «upbringing» (ascending to culture, technologies for working with it). FSES 4.0 is considered as setting a new type of norms — preadaptation norms, dynamic norms, norms in the moment. This helps to transform the school into supporting nodes of educational ecosystems with the functions of personal educational logistics, providing conditions for the development of personal education. The discussion of digital FSES 4.0 is conducted at the levels of values and meanings, methodology, technologies and tools based on the author’s model of digital transformation of education. The digital educational environment based by the authors as a set of actors, conditions and tools for designing and implementation of educational activities based on the unique capabilities of digital technologies — an environment that is designed by the person himself to master the content of education using digital technologies, where no other is possible, except creating your own educational environment. In this context, the FSES 4.0 initiative is a dynamically updated system of attitudes and capabilities, respectively, the voiced concepts and theses are the beginning of formation of its ontology in terms of digital institutions.

Key words: Federal State Education Standard 4.0, FSES 4.0, Digital transformation of education, Education Ecosystem, Digital Institutions, Digital educational environment, Personal educational logistic, Digital footprint and shadow, Educational content.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *