Что понимается под устойчивым функционированием организаций в военное время
Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов экономики
Основными мерами по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, которые осуществляются в мирное время, являются: разработка научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в военное время; осуществление градостроительной деятельности размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил и других утверждённых в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный перевод объектов на работу в условиях военного времени; обеспечение бесперебойного функционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприятий сигналами гражданской обороны; разработка и подготовка к реализации мероприятий по комплексной (световой и другим видам) маскировке объектов; разработка и проведение обусловленных особенностями объектов подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны и их обучение) по обеспечению ликвидации по следствий поражения объектов современными средствами нападения и восстановление функционирования объектов; осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время; осуществление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.
Мероприятия по световой и другим видам маскировки
Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, а также железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта производится в соответствии с требованиями действующих норм проектирования световой маскировки городских и сельских поселений, объектов экономики и инфраструктуры, а также ведомственных инструкций по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых министерствами и ведомствами по согласованию с МЧС России. К мероприятиям по другим видам маскировки относятся: применение объектовых защитных комплексов, аэрозольных завес, ложных белей (лазерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зеленых насаждений, маскировочных сетей.
Мероприятия по защите систем и источников водоснабжения
Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные категорированные города или несколько городов, в числе которых имеются категорированные города и объекты особой важности, должны соответствовать требованиям действующих норм проектировании инженерно- технических мероприятий гражданской обороны. При этом указанные системы водоснабжения должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать подземным. При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зон возможных сильных разрушений. Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резервуары, обеспечивающие создание в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сутки на одного человека. Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения городских и сельских поселений и промышленных предприятий, включая временно законсервированные, а также предназначенные для полива сельскохозяйственных угодий, должны быть взяты на учет органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с одновременным принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.
Повышение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения
Основными мероприятиями по повышению устойчивости систем энергоснабжения являются: строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений, линий электропередачи и подстанций в соответствии с требованиями нормативных актов по гражданской обороне; создание резервных автономных источников электроэнергии широкого диапазона мощностей, которые в мирное время будут работать в районных электросистемах при пиковых режимах; создание на электростанциях необходимого запаса топлива и подготовка тепловых электростанций для работы на резервных видах топлива; подготовка к приему в портовых городах электроэнергии от судовых электроустановок и подготовка береговых устройств для обеспечения приёма электроэнергии и передачи её транзитом; учёт всех имеющихся дополнительных (автономных) источников электроснабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения: изготовление необходимого оборудования и приспособлений для подключения указанных источников к сетям объектов; закольцевание распределительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трассам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.
Мероприятия по защите продовольствия, пищевого сырья и фуража, сельскохозяйственных животных и растений
К мероприятиям по защите продовольствия, сырья и фуража относятся:
К основным мероприятиям по защите сельскохозяйственных животных и растений относятся:
Мероприятия по обеспечению устойчивости систем материально-технического снабжения
Обеспечение устойчивости систем материально-технического снабжения достигается:
Подготовка транспорта к устойчивому функционированию в военное время
Подготовка транспортной системы страны к устойчивому функционированию в военное время осуществляется с целью обеспечения воинских, эвакуационных и хозяйственных перевозок при комплексном использовании всех видов транспорта.
Обеспечение устойчивого функционирования всех видов транспорта в военное время достигается:
Мероприятия по дублированию производства важнейшей продукции и жизненно важных схем, по усилению межотраслевой кооперации учитываются в планах мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов субъектов Российской Федерации.
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время
Устойчивость функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях — это способность объекта выполнять свои функции (планы, программы) в условиях возникновения чрез вычайных ситуаций, применения противником средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.
Основные меры, осуществляемые в целях сохранения объектов
Мероприятия гражданской обороны по повышению устойчивости функционирования объектов экономики
Устойчивость управления объектом
Устойчивость защиты производственного персонала объекта
Устойчивость технологических процессов
Устойчивость ремонтно-восстановительной службы объекта
Основными мерами по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, которые осуществляются в мирное время, являются: разработка научно-методических основ повышения устойчивости функционирования объектов экономики и инфраструктуры, обеспечивающих жизнедеятельность населения в военное время; осуществление градостроительной деятельности размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил и других утверждённых в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный перевод объектов на работу в условиях военного времени; обеспечение бесперебойного функционирования лечебных учреждений и безаварийной остановки предприятий сигналами гражданской обороны; разработка и подготовка к реализации мероприятий по комплексной (световой и другим видам) маскировке объектов; разработка и проведение обусловленных особенностями объектов подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны и их обучение) по обеспечению ликвидации по следствий поражения объектов современными средствами нападения и восстановление функционирования объектов; осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время; осуществление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.
Мероприятия по световой и другим видам маскировки
Световая маскировка городских и сельских поселений и объектов, входящих в зону светомаскировки, а также железнодорожного, воздушного, морского, автомобильного и речного транспорта производится в соответствии с требованиями действующих норм проектирования световой маскировки городских и сельских поселений, объектов экономики и инфраструктуры, а также ведомственных инструкций по световой маскировке, разрабатываемых с учетом особенностей работы соответствующих видов транспорта и утверждаемых министерствами и ведомствами по согласованию с МЧС России. К мероприятиям по другим видам маскировки относятся: применение объектовых защитных комплексов, аэрозольных завес, ложных белей (лазерных, тепловых, радиолокационных), радиоэлектронных помех, зеленых насаждений, маскировочных сетей.
Мероприятия по защите систем и источников водоснабжения
Вновь проектируемые и реконструируемые системы водоснабжения, питающие отдельные категорированные города или несколько городов, в числе которых имеются категорированные города и объекты особой важности, должны соответствовать требованиям действующих норм проектировании инженерно- технических мероприятий гражданской обороны. При этом указанные системы водоснабжения должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках водоснабжения, один из которых следует предусматривать подземным. При невозможности обеспечения питания системы водоснабжения от двух независимых источников допускается снабжение водой из одного источника с устройством двух групп головных сооружений, одна из которых должна располагаться вне зон возможных сильных разрушений. Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резервуары, обеспечивающие создание в них не менее 3-суточного запаса питьевой воды по норме не менее 10 литров в сутки на одного человека. Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения городских и сельских поселений и промышленных предприятий, включая временно законсервированные, а также предназначенные для полива сельскохозяйственных угодий, должны быть взяты на учет органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с одновременным принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими подавать воду на хозяйственно-питьевые нужды путем разлива в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.
Повышение устойчивости систем энергоснабжения и газо-, теплоснабжения
Основными мероприятиями по повышению устойчивости систем энергоснабжения являются: строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений, линий электропередачи и подстанций в соответствии с требованиями нормативных актов по гражданской обороне; создание резервных автономных источников электроэнергии широкого диапазона мощностей, которые в мирное время будут работать в районных электросистемах при пиковых режимах; создание на электростанциях необходимого запаса топлива и подготовка тепловых электростанций для работы на резервных видах топлива; подготовка к приему в портовых городах электроэнергии от судовых электроустановок и подготовка береговых устройств для обеспечения приёма электроэнергии и передачи её транзитом; учёт всех имеющихся дополнительных (автономных) источников электроснабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения: изготовление необходимого оборудования и приспособлений для подключения указанных источников к сетям объектов; закольцевание распределительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трассам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.
Мероприятия по защите продовольствия, пищевого сырья и фуража, сельскохозяйственных животных и растений
К мероприятиям по защите продовольствия, сырья и фуража относятся:
К основным мероприятиям по защите сельскохозяйственных животных и растений относятся:
Мероприятия по обеспечению устойчивости систем материально-технического снабжения
Обеспечение устойчивости систем материально-технического снабжения достигается:
Подготовка транспорта к устойчивому функционированию в военное время
Подготовка транспортной системы страны к устойчивому функционированию в военное время осуществляется с целью обеспечения воинских, эвакуационных и хозяйственных перевозок при комплексном использовании всех видов транспорта.
Обеспечение устойчивого функционирования всех видов транспорта в военное время достигается:
Мероприятия по дублированию производства важнейшей продукции и жизненно важных схем, по усилению межотраслевой кооперации учитываются в планах мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов субъектов Российской Федерации.
Что понимается под устойчивым функционированием организаций в военное время
от 18 сентября 2006 года N 316-п
О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И СОДЕЙСТВИИ УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В целях реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» и организации планирования мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, а также содействия устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях:
2. Органам исполнительной власти области руководствоваться требованиями Положения при планировании мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться требованиями Положения при проведении первоочередных мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время и содействии устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
4. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций руководствоваться требованиями Положения при проведении первоочередных мероприятий по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 18 сентября 2006 года N 316-п
ПОЛОЖЕНИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТОЙЧИВОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ И СОДЕЙСТВИИ УСТОЙЧИВОМУ ФУНКЦИОНИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет в установленном порядке направления деятельности органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления и организаций при разработке и осуществлении мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики области в мирное и военное время.
2. Под устойчивостью функционирования экономики области, муниципальных образований области и организаций понимается их способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объемах, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время.
3. Повышение устойчивости функционирования экономики области, муниципальных образований Оренбургской области и хозяйствующих субъектов достигается заблаговременным осуществлением комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, создание условий для ликвидации последствий от нападения противника и проведения работ по восстановлению экономики области, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.
4. Общее руководство подготовкой экономики области к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время осуществляется Губернатором и Правительством Оренбургской области.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики области осуществляют органы исполнительной власти муниципальных образований и руководители хозяйствующих субъектов.
Областная комиссия по повышению устойчивости, городские и районные комиссии по повышению устойчивости на объектах экономики осуществляют помощь в разработке и осуществлении мероприятий по повышению устойчивости и контролируют ход их реализации.
5. Вопросы повышения устойчивости отрабатываются на объектах экономики и инфраструктуры, имеющих производственные мощности по выпуску всех видов продукции, в том числе в особый период, а также относящихся к системе жизнеобеспечения населения.
6. Организацию работы по выполнению мероприятий повышения устойчивости функционирования обеспечивают руководители объектов экономики.
7. Для организации выполнения мероприятий по повышению устойчивости на объекте экономики создается комиссия и разрабатывается ежегодный план ее работы. Комиссия в своей работе руководствуется законами Российской Федерации и Оренбургской области, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, указами и распоряжениями Губернатора области, постановлениями Правительства области, настоящим Положением, а также иными нормативными актами, направленными на обеспечение безопасности населения, сохранение производственных мощностей и материальных ценностей.
8. С целью постоянного совершенствования мероприятий по устойчивости функционирования на предприятиях ежегодно проводятся исследования устойчивости работы с учетом изменения технологических процессов, номенклатуры выпускаемой продукции и иных факторов.
II. Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время
9. Основными направлениями повышения устойчивости функционирования экономики области в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время, его муниципальных и хозяйствующих звеньев являются:
обеспечение защиты всех категорий населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время;
рациональное размещение производительных сил на территории города, района, объекта экономики;
всесторонняя подготовка технологического оборудования к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время, а также к безаварийной остановке производства;
подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики области в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;
подготовка системы управления объектами экономики для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время;
создание запасов финансовых и материальных ресурсов, исходя из принципов разумной достаточности, с целью обеспечения первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
10. Организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов экономики области, ее муниципальных образований и хозяйствующих субъектов разрабатываются и осуществляются заблаговременно в мирное время с учетом перспектив развития современных средств поражения.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки с введением особого периода и в ходе военных конфликтов.
11. Организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики области должны разрабатываться и проводиться по скоординированным планам.
Затраты на выполнение указанных мероприятий осуществляются на началах долевого участия и договорных условиях.
12. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики области должны разрабатываться на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач гражданской обороны.
13. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования экономики области в военное время, требующие капитальных вложений и материально-технических средств, должны предусматриваться в схемах (планах) развития области, городов и районов, в проектах и планах застройки и реконструкции городов и населенных пунктов области, в планах на расчетный год.
14. Финансирование мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики области в военное время, требующих капитальных вложений и материально-технических средств, должно предусматриваться бюджетами области, городов и районов.
15. Контроль за выполнением органами исполнительной власти области, местного самоуправления и руководителями хозяйствующих объектов мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования экономики, предусмотренных планами мероприятий, осуществляется комиссиями по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
16. В целях подготовки органов управления к выполнению своих функций в военное время, проверки эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования организаций проводятся учения гражданской обороны соответствующего уровня.
III. Требования по обеспечению защиты населения области и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное время
17. Защита населения области в чрезвычайных ситуациях мирного времени и в военное время обеспечивается:
своевременным оповещением об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации или угрозе нападения противника, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, об угрозе катастрофического затопления местности;
проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления;
подготовкой населения по гражданской обороне.
18. Вопросы защиты населения и обеспечения его жизнедеятельности на территории Оренбургской области должны решаться с учетом обеспечения как населения области, так и эвакуированного и рассредоточенного населения из городов, отнесенных к категории по гражданской обороне.
19. В целях обеспечения защиты населения предусматривать:
развитие, совершенствование и поддержание в готовности территориальной системы оповещения об угрозе нападения противника, радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, создание местных систем оповещения населения об угрозе катастрофического затопления;
развитие и совершенствование систем разведки, сети наблюдения и лабораторного контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением природной среды, пищевого сырья, фуража, продуктов питания и питьевой воды;
накопление и содержание в готовности фонда защитных сооружений (убежищ и противорадиационных укрытий) и создание в них условий для жизнедеятельности укрываемых;
определение потребности и разработку схем размещения противорадиационных укрытий для защиты населения некатегорированных городов, поселков и сельских населенных пунктов области за пределами зон возможных сильных разрушений с учетом эвакуируемого и рассредоточиваемого населения из городов, отнесенных к категории по гражданской обороне, и зон возможных сильных разрушений области;
совершенствование организации рассредоточения и эвакуации и заблаговременную подготовку загородной зоны;
накопление средств индивидуальной защиты и своевременную выдачу их населению;
уменьшение опасности возникновения вторичных очагов поражения (заражения), снижение запасов аварийно химически опасных веществ на объектах экономики;
своевременное снижение уровней воды в водохранилищах до безопасных отметок;
осуществление мероприятий по подготовке к медицинскому обслуживанию населения в военное время, включая заблаговременное проведение иммунизации от бактериологического (биологического) оружия;
подготовку сил и средств гражданской обороны для выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления, а также для выполнения других мероприятий по ликвидации последствий нападения противника;
совершенствование форм и методов обучения населения способам защиты от современных средств поражения и действиям после нападения противника.
20. В комплексе мер по обеспечению жизнедеятельности населения в военное время предусматривать:
организацию снабжения населения продовольствием, питьевой водой и предметами первой необходимости;
коммунально-бытовое обслуживание населения с учетом проведения эвакуационных мероприятий;
организацию медицинского обеспечения населения;
установление режимов деятельности всех групп населения в условиях радиоактивного, химического и бактериологического заражения;
защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от всех видов заражения;
подготовку в загородной зоне источников и систем водоснабжения к работе в условиях военного времени;
организацию массовой санитарной обработки населения;
подготовку к проведению работ по обеззараживанию территории, сооружений, транспортных средств, оборудования, сырья, материалов и готовой продукции;
организацию информирования населения, обеспечивающего его целенаправленную деятельность после нападения противника;
морально-психологическую подготовку населения;
меры, направленные на предотвращение или ослабление неблагоприятных для людей экологических последствий применения противником современных средств поражения.
IV. Требования по размещению производительных сил
21. Размещение производительных сил на территории области должно осуществляться с учетом обеспечения максимально возможного снижения их уязвимости от современных средств поражения и создания условий для устойчивого функционирования экономики области.