Что понимается под валютными операциями между резидентами

Что понимается под валютными операциями между резидентами

Статья 9. Валютные операции между резидентами

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9

1. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

С 01.01.2022 в п. 1 ч. 1 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 28.06.2021 N 224-ФЗ). См. будущую редакцию.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 29.06.2015 N 181-ФЗ, от 28.12.2017 N 427-ФЗ, от 02.12.2019 N 398-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

3) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);

(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов;

5) операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых на организованных торгах, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации или при условии осуществления расчетов, указанных в пункте 21 настоящей части;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 18.12.2018 N 474-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) операций, связанных с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

(п. 8 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

9) операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой;

(п. 9 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

10) операций в иностранной валюте при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

(п. 10 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 27.12.2019 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) операций, предусматривающих расчеты и переводы иностранной валюты для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

(п. 11 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 12 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 05.07.2007 N 127-ФЗ, от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 13 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 155-ФЗ, от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории Российской Федерации работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;

(п. 14 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

15) операций, предусмотренных настоящей частью и частью 3 настоящей статьи, совершаемых доверительными управляющими;

(п. 15 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 90-ФЗ)

16) операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорам перевозки пассажиров;

(п. 16 введен Федеральным законом от 30.12.2006 N 267-ФЗ)

(п. 17 введен Федеральным законом от 05.07.2007 N 127-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории Российской Федерации через своих представителей или представительства, организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств Российской Федерации, и организациями, заключившими с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство деятельностью торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, соглашения об условиях работы представителей в торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории Российской Федерации, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием;

(п. 18 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 150-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 28.12.2017 N 427-ФЗ, от 28.06.2021 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) операций, предусматривающих переводы иностранной валюты, переведенной в соответствии с пунктом 18 настоящей части, на счета, открытые в уполномоченных банках указанными в пункте 18 настоящей части федеральными органами исполнительной власти и организациями, со счетов дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

(п. 19 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 150-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 210-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

21) операций, связанных с расчетами по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»;

(п. 21 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

22) операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);

(п. 22 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

23) операций, связанных с исполнением и (или) прекращением договора репо, договора, являющегося производным финансовым инструментом, при условии, что одной из сторон по договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг;

(п. 23 введен Федеральным законом от 07.02.2011 N 8-ФЗ; в ред. Федерального закона от 18.12.2018 N 474-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

24) операций, связанных с приобретением и отчуждением валютных ценностей, выступающих в качестве обеспечения исполнения обязательства, предусмотренного договором репо, договором, являющимся производным финансовым инструментом, и (или) договором иного вида, заключенными на условиях, определенных генеральным соглашением (единым договором), при условии, что одной из сторон по такому договору является уполномоченный банк или профессиональный участник рынка ценных бумаг;

(п. 24 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 430-ФЗ)

(п. 25 в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 26 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 44-ФЗ)

являющихся сотрудниками (работниками) дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иных официальных представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации, представителями федеральных органов исполнительной власти (заместителями представителей федеральных органов исполнительной власти), находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также сотрудниками (работниками) расположенных за пределами территории Российской Федерации представительств, филиалов государственных учреждений Российской Федерации, месячного должностного оклада с надбавками, денежного содержания, денежного довольствия, должностного оклада и надбавки к должностному окладу (при наличии оснований для ее установления), заработной платы и иных сумм в иностранной валюте согласно заключенным с указанными сотрудниками (работниками, представителями, заместителями представителей) служебным контрактам, контрактам, трудовым договорам и иных сумм, связанных с исполнением указанными сотрудниками (работниками, представителями, заместителями представителей) своих служебных или трудовых обязанностей за пределами территории Российской Федерации, выплата которых предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также причитающихся указанным сотрудникам (работникам, представителям, заместителям представителей) сумм возвращенного налога на добавленную стоимость и иных налогов, полученных от компетентных органов государств пребывания;

(п. 27 введен Федеральным законом от 07.03.2018 N 44-ФЗ)

28) операций, связанных с получением в порядке наследования валютных ценностей и с передачей валютных ценностей наследственным фондом выгодоприобретателям наследственного фонда (статья 123.20-3 Гражданского кодекса Российской Федерации);

(п. 28 введен Федеральным законом от 23.05.2018 N 117-ФЗ)

29) операций по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операций по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;

(п. 29 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 452-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

30) операций, предусматривающих перевод иностранной валюты с открытых в уполномоченных банках счетов резидентов, лицевые счета которым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации открыты в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета, открытые указанному федеральному органу исполнительной власти в уполномоченных банках (в валюте, в которой открыты такие счета), либо на счета, открытые в уполномоченных банках федеральным государственным органам, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства;

(п. 30 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 247-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 20-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 31 введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 265-ФЗ)

(п. 32 введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 9-ФЗ)

(п. 33 введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 9-ФЗ)

2. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

3. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

1) с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

2) с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

3) с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

4) с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11 марта 1997 года N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;

5) с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

6) с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

7) с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами, связанные с расчетами в иностранной валюте в рамках заключенных между этими резидентами договоров финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

(часть 4 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 181-ФЗ)

Источник

Что понимается под валютными операциями между резидентами

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) валюта Российской Федерации:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе профессиональные участники внешнеэкономической деятельности, включенные в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утвержденный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации), за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 293-ФЗ, от 02.12.2019 N 398-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте «в» настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные официальные представительства Российской Федерации и представительства федеральных органов исполнительной власти, находящиеся за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 427-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта;

е.1) иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»;

(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 293-ФЗ)

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 настоящей части;

(в ред. Федерального закона от 14.03.2013 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «ж» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «з» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

(пп. «и» введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Используемые в настоящем Федеральном законе институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Источник

Ранее нами были рассмотрены валютные операции между резидентами. Настоящая статья также призвана осветить ряд валютных операций между резидентами

Что понимается под валютными операциями между резидентами. Смотреть фото Что понимается под валютными операциями между резидентами. Смотреть картинку Что понимается под валютными операциями между резидентами. Картинка про Что понимается под валютными операциями между резидентами. Фото Что понимается под валютными операциями между резидентами

Валютные операции между резидентами. Особенности взыскания налогов по валютным счетам. Счета (вклады) нерезидентов на территории Российской Федерации.

Валютные операции между резидентами (часть 2).

Напомним, что разрешенные валютные операции между резидентами установлены в ст. 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле). Такие операции не требуют дополнительного санкционирования (одобрения) со стороны государства. Они проводятся в рамках дозволенных форм действий участников, установленных валютным законодательством. Разрешенные валютные операции проводятся как через уполномоченные банки, которые являются составным звеном в системе общего валютного контроля, так и без обращения к таким банкам. Рассмотрим некоторые примеры.

Магазины беспошлинной торговли, так называемые DUTY FREE. Операции, связанные с расчетами в таких магазинах, а также расчеты при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках, осуществляются без ограничений. По такой причине лицо свободно может использовать иностранную валюту в DUTY FREE. Из смысла указанной нормы также следует, что при реализации товаров или услуг, например, в вагоне-ресторане, поезд которого следует на территорию другого государства, допускается принятие от пассажиров организацией иностранной валюты. Такие операции не подлежат контролю со стороны уполномоченных банков.

Согласно п. 9 ч.1 ст. 9 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле операции по договорам комиссии между резидентами (комиссионером и комитентом) при оказании услуг, связанных с заключением и исполнением договоров о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности с нерезидентами, разрешены. Расчеты в иностранной валюте могут осуществляться между комитентом-резидентом РФ и комиссионером-резидентом РФ. Однако, если договор комиссии заключается с нерезидентом РФ, указанная выше норма неприменима. Следовательно, во избежание административной ответственности, сторонам договора следует предусмотреть возможность применения в качестве валюты расчетов российский рубль, а такой договор следует поставить на учет в уполномоченном банке. Перечень подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, необходимых для представления в уполномоченный банк, устанавливаются в Инструкции Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И.

Валютным законодательством также устанавливается возможность переводов физическими лицами – резидентами иностранной валюты из РФ в пользу иных физических лиц – резидентов на их счета, расположенных вне пределов РФ в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США. При этом продолжительность операционного дня кредитная организация устанавливает самостоятельно.

Согласно п. 7 ст. 9 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налоги, сборы и другие платежи) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет могут проводиться в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (то есть в случаях, установленных в законодательстве РФ).

Согласно п. 5 ст. 333.29 НК РФ за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ, за выдачу, продление срока действия и восстановление в исключительных случаях виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, государственная пошлина может быть оплачена в иностранной валюте. При этом официального разъяснения «исключительного случая» законодателем не дается. Предполагаем, к таким исключительным случаям возможно отнести отсутствие у иностранного гражданина соответствующей суммы в валюте РФ. В то же время, по всей видимости, проблем на практике с данной статьей не возникает, поскольку судебной практики по данному пункту практически нет.

Анализируя ст. 9 ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле возможно прийти к выводу, что перечень разрешенных валютных операций между резидентами является закрытым, поскольку по общему правилу валютные операции между резидентами запрещены. В нашу задачу не входит перечисление всех разрешенных валютных операций, содержащихся в законе. Мы остановились лишь на некоторых, которые имеют определенные особенности. Отметим, что список разрешенных валютных операций постоянно пополняется. Так называемый процесс либерализации валютного законодательства на лицо.

Ранее мы указывали о том, что валютное законодательство носит временный характер. На наш взгляд вопрос отмены валютного законодательства и, как следствие, разрешение проблемы оттока капитала за границу напрямую связан с вопросами экономического развития России, доверия граждан к государству и осознания гражданами важности сохранения капитала в России. Без таких составляющих валютное законодательство рискует стать бюрократическим механизмом по взысканию штрафов с граждан без цели сохранения реального капитала государства. Однако, мы придерживаемся наилучшего исхода…

Особенности взыскания налогов по валютным счетам.

Согласно ч. 5 ст. 46 НК РФ, взыскание налога может производится с рублевых счетов, при недостаточности или отсутствии средств на рублевых счетах – с валютных счетов. При этом инкассовое требование налогового органа подлежит немедленному исполнению. В приведенном положении важно определить момент перехода права налогового органа на взыскание денежные средства с валютного счета. Другими словами, с какого момента у налогового органа появляется возможность взыскать денежные средства с валютных счетов? Из положений налогового законодательства следует, что налоговый орган вправе самостоятельно принять решение о взыскании денежных средств с валютного счета без объяснения такого решения. Согласно абз. 3 ч.5 ст. 46 НК РФ взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (организации или ИП) производится на основании поручения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на перечисление налога, направляется также поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика и перечисление в этот же срок денежных средств от продажи иностранной валюты в сумме подлежащего взысканию налога на расчетный (текущий) счет налогоплательщика. При этом, расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляется за счет налогоплательщика. По нашему мнению, приведенная законодательная конструкция содержит существенные недостатки.

Для начала следует обратиться к общей части налогового законодательства. Руководствуясь ч. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Согласно ч. 1 ст. 3 НК РФ при установлении налогов, учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Напомним, согласно ч. 1 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Из совокупности указанных положений следует, что налог должен быть фактически возможным к отчуждению, то есть, не только к уплате, но и фактически возможен к взысканию, ведь в состав понятия налога входит действие налогового органа по отчуждению, а отчуждение, в свою очередь, включает в себя в том числе взыскание налога. Таким образом такая фактическая возможность распространяется в том числе на стадию взыскания налога. Налог должен быть фактически возможным к уплате (отчуждению) через расчетные (текущие) счета, и только после невозможности уплаты (отчуждения) через такие счета, налоговый орган имеет право взыскать соответствующую сумму налога через валютные счета. Совершенно справедливо законодателем установлена конструкция, при которой обращение взыскания налогов через валютные счета возможна только при недостаточности или отсутствии таких денежных средств на рублевых счетах. Полагаем, налоговый орган должен документально зафиксировать отсутствие денежных средств на рублевом счете, после чего у налоговый орган вправе взыскать суммы налога с валютного счета. При этом налогоплательщику должна быть предоставлена возможность обжалования такого решения налогового органа.

Следует отметить, что позиция арбитражных судов в данном вопросе сводится к тому, что процедура принудительного взыскания задолженности состоит из взаимосвязанных условий и этапов. К таким условиям относятся: 1) своевременное направление требования об уплате налога; 2) налогоплательщиком в установленный срок не уплачена недоимка; 3) в установленный срок вынесено решение о взыскании за счет денежных средств. К этапам взыскания денежных средств в бесспорном порядке относится: 1) взыскание с рублевых счетов; 2) взыскание с валютных счетов; 3) электронные денежные средства; 4) имущество налогоплательщика. Из логического толкования актов судов мы приходим к выводу, что вынесение налоговой инспекцией решения о взыскании за счет валютных счетов, минуя стадию взыскания за счет рублевых счетов, является нарушением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей (см. Например: Постановление Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 г. № 11254/12 по делу № А65-14884/2011 и Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 г. № 7551/11 по делу № А03-10725/2010).

Своим письмом ФНС России от 24.12.2013 г. № СА-4-7/23263 (см. п. 11 Письма) косвенно подтвердила, что решение о взыскании налога за счет валютных счетов возможно только при условии отсутствия на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств или отсутствие у налогового органа информации о счетах налогоплательщика. При невыполнении последовательности обращения взыскания налога по соответствующим счетам, решение налогового органа считается принятым без достаточных оснований. Следовательно, у налогоплательщика появляется право на обжалование действий должностных лиц налогового органа.

Исходя из анализа указанных выше норм, мы рекомендуем сообщать налоговому органа о своих валютных счетах (при необходимости), а также фиксировать остатки на своих рублевых счетах с целью составления доказательств наличия суммы, подлежащей взыскания по налогам, через рублевые счета. Взыскание с валютных счетов налогоплательщика является, как минимум, невыгодным для налогоплательщика. К затратам при взыскании с валютных счетов относятся: 1) затраты при конвертации валюты (разница курсов); 2) затраты на действия по продаже такой валюты банками. Мы рекомендуем сохранять соответствующие суммы на рублевых счетах (так называемая налоговая подушка).

Валютные операции между нерезидентами. Открытие нерезидентом банковского счета в Российской Федерации.

Правовой статус нерезидентов был рассмотрен нами ранее. Напомним, что нерезидентами, по смыслу валютного законодательства, являются лица, правовой статус которых связан с законодательством иностранного государства, то есть физические лица – иностранцы, а также юридические лица, образованные в соответствии с законом иностранного государства.

Согласно ст. 10 ФЗ О валютном регулировании, нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации со счетов (вкладов), расположенных за пределами территории РФ на банковские счета (вклады) в уполномоченных банках. Такое же правило распространено и на переводы валюты из уполномоченных банков в банки за пределами территории РФ.

Нерезиденты имеют право открыть банковский счет (вклад) в валюте РФ или иностранной валюте (далее – банковский счет) на территории РФ с учетом условий, которые устанавливаются ст. 13 ФЗ О валютном регулировании. Рассмотрим подробнее условия открытия банковских счетов нерезидентов.

Банковский счет открывается только в уполномоченных банках. Правовой статус уполномоченных банков мы рассмотрим в отдельной статье. Порядок открытия и ведения банковских счетов устанавливается ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле, ФЗ № 115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Далее – ФЗ № 115), нормативными положениями Банка России.

Если нерезидент впервые открывает счет, потребуется его личное присутствие согласно п. 5 ст. 7 ФЗ № 115. Если нерезидент ранее был идентифицирован банком, то личное присутствие не требуется.

Для открытия счета необходимо подать заявление и предъявить следующий комплект документов: 1) документ, удостоверяющий личность; 2) карточку с образцами подписи; 3) документ, подтверждающий полномочия третьих лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете; 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; 5) миграционная карточка или документ, подтверждающий право нерезидента на пребывание (проживание) в РФ. При этом, не требуется представления миграционной карты лицами, проживающими в РФ на основании действительных разрешения на временное проживания и вида на жительства. Более подробны порядок открытия счета вы можете найти в Инструкции Банка России № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», а также Положении Банка России от 15.10.2015 г. № 499-П (в части идентификации клиентов).

Таким образом нерезиденты вправе открывать на территории РФ банковские счета (вклады) с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.

Выводы.

Нами были частично рассмотрены валютные операции между резидентами и между нерезидентами. Многие вопросы были оставлены за пределами данной статьи. Однако в нашу задачу входило показать какие законодательные положения регулируют поднятый вопрос. Мы рекомендуем дополнительно обратиться к нормативным актам, приведенным в настоящей статье.

Если у Вас остались какие-либо вопросы, мы готовы к активному обсуждению. Если Вам нужна помощь по интересующему вас вопросу, мы с радостью предоставим вам всю необходимую информацию. Просто позвоните или напишите на WhatsApp по номеру +7 903 966 57 78 или напишите на почту maksimMSAL@yandex.ru. Narodnoe-pravo всегда рядом.

P.S.

В начале статьи изображена национальная валюта Республики Сингапур «Сингапурский доллар». Такой вид банкноты начали выпускать 9 сентября 1999 г., под названием серии «Портрет». На всех банкнотах Республики Сингапур изображен первый президент Сингапура Юсуф бин Исхак. Официальный курс к рублю (на дату публикации) 1 Сингапурский доллар = 56,30 руб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *