Что понимается под входом в политическую систему
ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
1. Понятие, структура и функции политической системы.
2. Типология политических систем.
1. Термин «политическая система» был введён в политологию в 50-60-х гг. ХХ в. Сегодня основными подходами к характеристике политической системы являются системный и институциональный подходы.
В состав политической системы входят:
1. государство, политические партии, общественные организации, которые в своей совокупности образуют политическую организацию, выступающую как подсистема в политической системе общества;
2. политические партии;
3. политические отношения;
4. политическое сознание и политическая культура.
Функции политической системы
Американский политолог Д.Истон предположил следующую модель политической системы.
Модель политической системы, предложенная Д.Истоном, даёт представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы систем, называются «вход» и «выход».
На «вход» в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования, которые направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определённых потребностей. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: это ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Всё это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных мотивов для требований.
Во-вторых, на «входе» существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Открытая поддержка материализуется в действиях. Это участие в выборах, поддержка определённых партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определённым политическим идеалам, нормам, моделям поведения.
Политическая система на «входе» и на «выходе» выполняет определённые функции.
К функциям на «входе» в политическую систему относятся:
— политическая социализация и рекрутирование;
На «выходе» политическая система выполняет функции:
— применения правил и норм;
— контроля за соблюдением правил и норм.
Следовательно, весь объём социальных взаимодействий в политической системе может быть выражен как совокупность функций «входа» факторов из внешнего окружения в систему, их конверсии внутри системы и функций «выхода». Политическая система может сохранять устойчивость только при наличии баланса между «входными» и «выходными» функциями.
Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Это значит, что личности выполняют определённые политические роли: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, судьи и т.д.
Следующей функцией, которую выполняет политическая система на «входе» является артикулирование интересов. Это процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам.
Группы интереса отражают многообразие и сложность общества.
Надо отметить, что функции атикулирования и агрегирования интересов очень связаны, и все структуры, которые атикулируют интересы, могут их и агрегировать. Но в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Ими являются политические партии и государственный бюрократический аппарат, которые обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и людьми, принимающими решение.
Наконец, функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Эта функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на формирование духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.
На «выходе» политическая система выполняет три главные функции. Коротко охарактеризуем их.
Второй функцией является применение правил и норм, т.е. приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика это не только принятие законов, постановлений, выработка инструкций, а и их реализация. В свою очередь применение правил и норм, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, не правительственных структур, групп и ассоциаций. Всё это приведёт к изменению среды, возникновению новых условий, которые требуют обновления правил и норм.
Третьей функцией на «выходе» является функция контроля над соблюдением правил и норм, которая включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Нельзя отбрасывать при это и законодательную и исполнительную власть, которые играют в её реализации существенную роль.
В итоге следует сказать, что «входящие» и «выходящие» функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде.
2. На процесс формирования и функционирования политических систем оказывают влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д. Преобразование тех или иных факторов обусловливает их особенности и неповторимость. Всё это обусловливает многофазие политических систем.
Типология политических систем осуществляется на основе учёта различных признаков. Одна из первых классификаций исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые и открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой. Примерами таких систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
Достаточно распространённой является классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяют тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. Для тоталитарной политической системы характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства. Авторитарная политическая система основана на неограниченной власти одного лица, при сохранении некоторых экономических. Гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая политическая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью.
В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает политическая система. Подобная типология характерна для марксизма, который рассматривал политическую систему в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса. По этому признаку выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая политические системы.
Существуют и другие классификации политических систем.
Модель политической системы «вход» – «выход».
«Вход» – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.
«Выход» – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между «входом» и «выходом» осуществляется через окружающую среду.
На «вход» в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во-первых, это требования. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Во-вторых, на «входе» существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Д. Истонпришел к выводу, что политическая поддержка может быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства.
На «выходе» из политической системы в среду проявляются результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме законов, постановлений исполнительной власти, решений судов. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования.
«Вход» и «выход» системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют «петлей обратной связи».
Процесс поступления и регистрации требований на «входе», преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на выход с последующим контролем за реализацией – это и есть политический процесс.
17. Типология политических систем.
18. Сущность и содержание политического режима. Типология политических режимов.
В государственно-правовой науке политический режим рассматривается как совокупность средств и методов в осуществлении государственной власти. В политической науке понятие политического режима очень тесно связано с категорией «политическая система» и рассматривается только в связи с особенностями развития и функционирования политических систем.
В научной литературе распространенным является подход, со-гласно которому политический режим представляет собой функциональный компонент политической системы. При таком подходе политический режим включает в себя методы, способы, направление развития политических отношений. Политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.
Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти.
Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:
Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.
Тоталитарный режим
Его название происходит от латинского totalis – весь, полный, целый. Характеризуется тем, что вся власть сосредоточена в руках ка-кой-либо одной группы (обычно партии), уничтожившей в стране демократические свободы и возможности возникновения политической оппозиции, полностью подчинившей жизнь общества своим интересам и сохраняющей свою власть благодаря насилию, военно-полицейскому террору и духовному порабощению населения.
Модель тоталитаризма, которая включает в себя следующие компоненты:
— признание руководящей роли одной партии в сфере политической и осуществление ее диктатуры;
— господство официальной идеологии в сфере духовной и принудительное навязывание ее членам общества;
— существование всеобщего контроля за поведением индивидов в сфере социальной с применением методов подавления;
— всеобщий контроль за всеми средствами массовой коммуникации;
— централизованное руководство и управление экономикой.
Авторитарный режим
Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.
Авторитарный режим чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При авторитаризме возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.
Демократический режим
Понятие «демократия» в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных.
В настоящее время демократию рассматривают:
— как форму устройства любой организации; как принцип взаи-моотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии ре-шений большинством;
— как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантиях прав меньшинства, народном суверенитете, политическом участии, гласности, плюрализме, толерантности;
— как тип политического режима, характеризующийся совокупностью определенных признаков.
В настоящее время общество осознает, что и современные фор-мы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У. Черчиллем: «Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Что понимается под входом в политическую систему
9. Функции и функционирование политических систем
Среди политологов существует значительный разброс мнений в понимании функций политической системы. Это является отражением того факта, что эти функции не являются постоянными, они видоизменяются по мере развития исторической обстановки. В качестве важнейших функций политической системы признаются следующие: интеграционная, целеполагающая, организаторская и регулятивная, а также функции артикуляции и агрегирования интересов различных социальных субъектов.
Интеграционная функция политической системы находит свое выражение в интеграции, объединении в единое сообщество всех элементов социальной структуры посредством использования государственной власти на базе социальных ценностей, норм и идеалов, как их понимают господствующие политические и экономические силы. Интеграционную функцию политической системы можно квалифицировать как основную.
Функция артикуляции и агрегирования интересов различных социальных групп. Как уже отмечалось, интересы людей являются главной побудительной силой их включения в политику. Социальная стабильность предполагает не только выражение всего имеющегося в обществе многообразия частных интересов в виде требований к властям (артикуляция интересов), но и их интеграцию, придание им определенной согласованности, вычленение из всей их совокупности общезначимых (агрегирование интересов). Эта функция в части артикуляции интересов реализуется главным образом политическими партиями, общественными организациями и различными группами давления, а в части их агрегирования – не только общественными, но и государственными институтами политической системы.
Целеполагающая функция политической системы состоит в определении целей и задач политического, экономического, социального и культурного развития общества. Задачей политической власти является определение перспектив общественного развития. Без реализации данной функции невозможно обеспечить устойчивость общества и его динамичное развитие.
Организаторская функция выражается в мобилизации людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения целей, которые выдвигают перед обществом его господствующие социально-политические силы.
Регулятивная функция состоит прежде всего в легитимации политики, т. е. в обеспечении общественного признания политики и власти, объяснении и оправдании политических решений, деятельности политических институтов, их изменении и обновлении.
Теперь, рассмотрев функции политической системы, мы можем вслед за американским политологом Д. Истоном следующим образом представить механизм ее взаимодействия со своей средой. Политическая система обладает своеобразным «входом» и «выходом». На ее «вход» извне поступают импульсы в виде требований и поддержки со стороны многочисленных групп общества. Это означает, что политическая система подвергается воздействиям различной силы и направленности, на которые она призвана реагировать в виде поиска путей удовлетворения предъявляемых требований. Получив соответствующую информацию, политические институты используют ее для выработки и принятия решений. Информация на «выходе», которая предстает в виде политических решений и действий, выражает способы реагирования системы на требования среды. Если политические решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая с их стороны властям, усиливается. И, напротив, если принятые политические решения не находят понимания и поддержки, то они могут привести к частичному или даже полному кризису политической системы.
Любая политическая система в целом и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определенных социальных интересов. В этом ее сущность.
Контрольная работа: Политическая система: понятие, сущность, структура, функции
Тема: Политическая система: понятие, сущность, структура, функции
Тип: Контрольная работа | Размер: 11.88K | Скачано: 152 | Добавлен 27.01.10 в 18:41 | Рейтинг: +31 | Еще Контрольные работы
Содержание:
1. Понятие и сущность политической системы 3
2. Функции политической системы 6
3. Структура политической системы 8
Список литературы 10
Введение
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
1.Понятие и сущность политической системы
В современной политологии существуют два подхода к пониманию сущности политической системы:
1) теоретический – это искусственно созданная теоретическая модель, позволяющая выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений (политики в целом, политической жизни, государства, партий и т.д.);
2) эмпирический – это реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, который обеспечивается взаимодействием государства, партий, средств массовой информации, политических ассоциаций и объединений граждан, их взаимоотношениями, политическим сознанием и культурой.
Системный подход в политологии впервые был разработан Д.Истоном в 50-60-е гг. ХХ в. По его мнению, политическая система – это целостный организм, находящийся в сложном взаимодействии с окружающей средой (всем остальным обществом) посредством «входа» (влияния среды на политическую систему) и «выхода» (воздействия политической системы на среду). Г.Алмонд, опираясь на идеи Д.Истона, разработал представление о механизме функционирования политической системы.
Функции «входа» (по Г.Алмонду): 1) политическая социализация ; 2) привлечение граждан к участию ; 3) артикуляция (формулирование, выражение) интересов граждан; 4) агрегация (согласование) интересов граждан, общества и государства.
Функции «выхода»: 1) разработка норм (законов) общественной жизни; 2) применение законов в политической практике; 3) контроль за соблюдением законов.
«Вход» в политическую систему осуществляется в виде:
Виды требований: 1) распределительные (о зарплате, услугах, получении образования и т.п.); 2) регулировочные (о контроле над производством и рынком, обеспечении безопасности); 3) коммуникативные (о предоставлении информации о действиях властей и др.).
Формы поддержки: 1) уплата налогов; 2) выполнение воинского долга; 3) уважение властных институтов; 4) преданность руководству; 5) патриотизм и т.д.
Типы поддержки: 1) поддержка политического режима ; 2) поддержка власти ; 3) поддержка политического сообщества.
Следует иметь в виду, что требования в целом ослабляют политическую систему, а поддержка ведет к ее усилению.
«Выход» из политической системы осуществляется в виде:
1) политических решений – законов, указов, регламентов, субсидий и т.п.;
2) политических действий – мер по реализации решений и решению актуальных проблем.
2. Функции политической системы
По мнению И.А. Мальцева, сущность политической системы заключается в регламентации поведения людей, реализующейся посредством политической власти и проявляется в ее функциях. Под функциями ПС Мальцевым понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшему ее развитию. Он выделяет следующие функции:
1) политическая социализация (приобщение членов общества к политической жизни);
2) артикуляция интересов (означает предъявление требований к тем институтам политической системы, которые вырабатывают решения и проводят их в жизнь);
3) обобщение интересов (осуществляется на основе анализа разнообразных претензий и требований от людей, социальных групп и оформления их в определенную совокупность);
4) функция применения норм и правил (приведение законов, норм и правил в действие различными органами власти);
5) функция контроля за соблюдением норм и правил (истолкование законов и нормативных актов; действия по определению фактов нарушения норм; наложение соответствующих санкций).
Однако, большинство политологических научных изданий дает несколько иную классификацию функций ПС:
1) определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности;
2) законотворческая функция;
3) организация деятельности общества на выполнение целей, задач, программ;
4) согласование интересов государства и социальных общностей;
5) утверждение данного политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности;
6) формирование политического сознания людей или манипулирование им;
7) распределение материальных и духовных ценностей в соответствие с интересами социальных общностей.
3. Структура политической системы
Политическая система чрезвычайно сложное явление. Она состоит из взаимосвязанных друг с другом элементов (подсистем), образующих её структуру. Обычно выделяют шесть основных подсистем в структуре политической системы:
Заключение
Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик, поддающихся эмпирическому социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подхода-ми в понимании нынешних проблем реформирования российского общества.
Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.
Список литературы
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы