Что понимается под военно патриотическим воспитанием
Сущность и структура военно-патриотического воспитания школьников
Путятин Сергей Николаевич
МОУ «Майская гимназия Белгородского района
Белгородской области»
Военно-патриотическое воспитание — это процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования патриота, преданного своей родине и умелого защитника Отечества. Следовательно, военно-патриотическое воспитание есть составная часть патриотического воспитания, активный процесс систематического, планомерного и комплексного воздействия преподавателей, государственных и общественных организаций на сознание и поведение школьников в процессе их жизни, учебы и деятельности, в целях формирования у них высоких морально-политических, психологических, боевых и физических качеств, необходимых для успешного выполнения в любых условиях задач военной защиты Отечества.
Учитывая авторитетные мнения, мы будем понимать под военно-патриотическим воспитанием многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие у школьников гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Содержание военно-патриотического воспитания обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования личности школьников, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военно-патриотического воспитания, можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и др.) [2] Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отчества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы. [3].
В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил России, других воинских формирований и органов, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания военно-патриотического воспитания. Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами, прежде всего, практического характера, которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других связанных с ней видов государственной службы.
Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить понимание школьником своей роли и места в служении Отечеству, которое основано на высокой личной ответственности за выполнение требовании военной и государственной службы в будущем, убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных условиях, формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, воинских формирований и органов. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. [4]
Сегодня в содержании военно-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность, общенациональность в государственном масштабе; приоритет общественно-государственных интересов над личными; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизм, преданность своему Отечеству; преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил России; самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений; гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства; социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Среди ценностей, наиболее полно представляющих эти сферы, выделяются патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству, которые являются стержнем содержания военно-патриотического воспитания молодежи.
Готовность к достойному служению Отечеству — это многокомпонентное образование, соответствующее системе требований, предъявляемых обществом и его военной организацией к личности, являющееся результатом ее воспитания и подготовки к выполнению функций по защите общества и государства и выражающееся в реальной способности к их осуществлению в специфических. К числу ценностей, на которых основывается военная и другие виды государственной службы в Вооруженных Силах России, относят гражданский долг — внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям своего государства.
Среди основополагающих принципов военно-патриотического воспитания выделяют научность, гуманизм, демократизм, приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии школьников, с учетом особенностей различных категорий, многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания, его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств на основе индивидуального подхода, тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:
— духовно-нравственное — осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении;
— историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ним, гордости за сопричастность к деяниям предков и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве;
— политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил России в политической системе общества и государства;
— патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян, включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
— психологическое — формирование высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной службы. [5]
Воспитание на воинских традициях представляет собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на школьников, являются: верность военной присяге, Боевому знамени и Военно-морскому флагу;
— служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам: самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие. [6]
Воспитание на традициях включает: активное использование героических достижений, боевых традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов; приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действии в Афганистане, «горячих точках» России к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных Сил РФ, насыщение воинских ритуалов эмоционально окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического воспитания.
Выделение и обоснование направлений военно-патриотического воспитания непростое дело. И обусловлено это сложностью проблем классификации вообще. К тому же классификация направлений военно-патриотического воспитания школьников — явление редкое. Оставаясь неизменным по своей конечной цели, подготовке достойных защитников Родины, оно оказывается весьма динамичным в процессе формирования личности патриота, в выборе применяемых средств, форм и методов.
При классификации направлений военно-патриотического воспитания оптимально выделять ряд оснований. Это позволит более полно проанализировать как содержание самого военно-патриотического воспитания, так и его практическую эффективность.
Беря за основание направленность военно-патриотического воспитания, можно выделить три основных его элемента — морально-политическую, военно-техническую и физическую подготовку.
К методам практического направления военно-патриотического воспитания школьников мы относим посещение действующих военных частей; выпуск тематических газет, посвященных знаменательным датам; проведение вечеров памяти для ветеранов и пожилых людей; возложение венков к Вечному огню; встречи школьников с сотрудниками правоохранительных органов, а так же встречи с работниками военкоматов по вопросам службы в армии.
Таким образом, под военно-патриотическим воспитанием школьников мы понимаем многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель военно-патриотического воспитания — развитие у школьников гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества. Содержание военно-патриотического воспитания, определяемое его целями и задачами, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования школьников, главными тенденциями развития этого процесса.
Список литературы
Статья о военно-патриотическом воспитании обучающихся.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Историческое значение каждого человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образовательного учреждения.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Во многом утрачено истинное значение и понимание патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты.
Система патриотического воспитания состоит из трех составляющих:
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Самое главное приобретение человека в период юношества и студенчества — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.
Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны.
Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости к стране, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник образовательного учреждения, будущий защитник Отечества?
Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами.
Наши задачи по подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому воспитанию чётко определены в законе РФ « О воинской обязанности и военной службе» и распоряжением Правительства РФ
от 3 февраля 2010 года № 134-р где была принята
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи в соответствии с законом «О воинской обязанности и военной службе». Оно направленно на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Модель военно-патриотического воспитания состоит из трех разделов:
Формирования здорового образа жизни.
Военно-патриотическое воспитание является той областью деятельности, которая формирует чувства, мысли, идеи, понятия, поступки, связанные с защитой своего Отечества.
Военно-патриотическое воспитание молодежи имеет пять основных направления:
Духовно-нравственные принципы военно-патриотического воспитания состоят из следующих принципов:
2. Общенациональность в государственном масштабе
3. Приоритет общественно-государственных интересов над личными лояльность к основам государственного и о общественного строя, к существующей политической системе
4. Патриотизм, преданность своему Отечеству
5. Преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов
6. Самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений
7. Гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства
8. Социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Исторические принципы военно-патриотического воспитания состоят из следующих принципов:
изучение истории родного края, своего микрорайона, образовательного учреждения;
изучение ратной истории страны, истории её Вооружённых Сил, видов и родов войск, боевых традиций армии и флота (других силовых структур);
изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, полководцев, юных защитников Отечества, деятельности на благо Родины учёных и конструкторов, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов, режиссеров и актёров, художников, религиозных деятелей (в том числе и своих земляков);
изучение боевого пути воинских частей и соединений;
проведение Дней воинской славы страны;
реконструкцию исторических событий государства;
увековечение памяти российских и советских воинов;
изучение военной символики и формы (мундира).
Профессионально – деятельные принципы военно-патриотического воспитания состоят из следующих принципов:
Подготовка по основам военной службы.
дать начальные знания по основам обороны государства;
познакомить со структурой Вооруженных Сил РФ, назначением видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, порядке призыва и прохождения военной службы;
научить выполнять обязанности солдата (матроса), дневального, часового, командира отделения;
научить действовать в строю;
научить действовать в бою, разведке, на марше, в дозоре, наступлении и обороне;
научить ориентироваться на местности по топографической карте и без неё ( по компасу, местными предметами, расположению светил), двигаться по азимуту, определять расстояние до ориентиров.
Политико-правовые принципы военно-патриотического воспитания состоят из следующих принципов:
Правовые основы военной службы
дать представление о назначении Вооружённых Сил РФ, составе и боевых традициях Российской Армии и Военно- Морского Флота страны, назначении и боевых возможностях видов и рядов войск Вооружённых Сил РФ, особенностях формирования и сплочения воинских коллективов.
учащиеся должны быть знакомы с правовыми основами военной службы, порядком её прохождения, основами требованиями военной присяги, дисциплины, значением общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинскими званиями и знаками различия, правилами воинской вежливости, поведения и отдания воинского приветствия, обязанностями перед построением и в строю.
Также они должны уметь объяснить сущность обязанностей военнослужащего, обращаться к старшим по званию, действовать при получении приказов и в роли дневального по роте, часового, выполнять команды.
Психологические принципы военно-патриотического воспитания состоят из следующих принципов
Формирование высокой психологической устойчивости личности, готовности к выполнению сложных и ответственных задач, способности преодолевать при необходимости тяготы и лишения в процессе служения на пользу обществу и государству.
Реализация этих принципов военно-патриотического воспитания обучающихся в каждом образовательном учреждении преподавателями ОБЖ производится по следующим направлениям:
6.Подготовка к конкурсам и олимпиадам.
8.Создание военно-патриотического клуба.
Исходя из этих задач, я составляю свой индивидуальный план работы преподавателя на учебный год. Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в занятиях обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием.
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе обучения. Занятия по военно-патриотическому воспитанию в предметах ОБЖ и БЖД проводится в соответствии утвержденных учебных программ по разделам:
Занятие начинаю с построения группы, доклад старосты преподавателю, приветствие, осмотр внешнего вида обучающихся. То есть, занятие необходимо проводить согласно требованиям строевого устава, приближённо к армейским условиям.
На занятиях по ОБЖ обучающиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины.
Разработка комплексно-методического обеспечения учебных дисциплин: «ОБЖ» » БЖД» в соответствии требованиями ФГОС позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на занятиях примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у обучающихся любовь к Вооружённым Силам.
Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
При проведении занятий по тактической подготовке изучаются способы и приемы ведения боя в горах, лесу, городских условиях, изучаются операции проводимые антитеррористическими группами «Альфа», «Вымпел» по материалам открытых публикаций. Обучающиеся знакомятся базовыми понятиями военной топографии. При изучении используются современные технологии и возможности интернета.
Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют обучающимся оценить свою подготовку к защите Родины. Проводится сдача нормативов по стрельбе, физической подготовке, броску гранаты и.т.д.
О ратных подвигах ветеранов и нынешних воинов обучающиеся в своих самостоятельных работах студента выступают с сообщениями об интересных фактах биографии земляков героев, были и интересные случаи в их изысканиях. Например студенты выступили с интересными фактами из биографии Героев России артиллериста Г.Д. Протодьяконова, Ф.К.Попова,снайперов Ф.М. Охлопкова, И.Н.Кульбертинова и полного кавалера ордена «Славы» Д.А.Петрова и.т.д.
Высокое качество занятий невозможно без хорошей учебно-материальной базы, поэтому в кабинете нужно вести работу по совершенствованию.
Ежегодно проводится во время декады военно-патриотического воспитания «Смотры песни и строя» посвященная к празднованию 23 февраля для всех групп студентов техникума. На опыте проведения данного мероприятия на сайте проекта «Инфоурок» опубликована методическая проработка : «Смотр песни и строя ».
Положительные результаты использования этих технологий обобщил в своих публикациях в портале педагогических работников «Инфоурок».
-«Презентация при проведение внеклассного мероприятия по военно-патриотическому воспитанию обучающихся». Свидетельство о публикации от 30.03.2017 года.
-Урок мужества по ОБЖ. « Патриотизм и верность военному долгу –основные качества военнослужащего». Свидетельство о публикации от 08.04..2017 года и.т.д.
Совершенствование воспитательной работы по формированию личности, обладающей высокой степени гражданственности является требованием не только сегодняшнего дня, но и долгосрочной программой.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание молодёжи является одной из наиболее острых социальных проблем. Наблюдаются элементы нежелания юношей служить в рядах Вооружённых Сил, ухудшение состояния здоровья подростков, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. Нужно формировать у обучающихся высокие морально-боевые качества будущих защитников Родины, расширения военно-патриотического кругозора, сознательного отношения к выполнению гражданского долга по защите страны.
В заключение хотелось бы отметить что в этой сложной, неопределенной общественно-политической обстановке нельзя допустить существование духовного вакуума у молодого поколения, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников.
Время требует, чтобы в новых условиях социально-политического развития, формировался гражданин, обладающий самостоятельностью, способный не только жить но и работать в условиях рыночного отношений, но и способный принимать участие в политических процессах демократического общества, с высокими духовно-нравственными установками в условиях потенциального государства, обладающего наряду с интернациональными, должными патриотическими качествами.