Что понимается под военно профессиональной ориентацией молодежи
военно-профессиональная ориентация
система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи психологической готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера в соответствии со своими желаниями, способностями и с учетом имеющихся потребностей в специалистах различных профилей.
Смотреть что такое «военно-профессиональная ориентация» в других словарях:
Военно-профессиональная ориентация — 1)Установка, определяющая отношение человека к воинской службе, военным профессиям и образ его действий по отношению к ним; 2) Формирование установки на выбор военной профессии … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
РОСТУНОВ — Александр Тимофеевич (р. 1920) белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и психологии труда. Д р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации. В настоящее время… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Эстонская Советская Социалистическая Республика — Эстония (Ээсти НСВ). I. Общие сведения Эстонская ССР образована 21 июля 1940. С 6 августа 1940 в составе СССР. Расположена на С. З. Европейской части СССР, на побережье Балтийского моря, между Финским (на С. ) и Рижским… … Большая советская энциклопедия
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Португалия — (Portugal) Португальская Республика (República Portuguêsa). I. Общие сведения П. государство на крайнем Ю. З. Европы. Расположено в западной части Пиренейского полуострова, а также на островах Азорских и Мадейра в… … Большая советская энциклопедия
Тема лекции: «Военно-профессиональная ориентация молодежи»
Под военно-профессиональной ориентацией молодого человека призывного возраста понимается выработанное и сформированное желание осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военно-учетными специальностями.
Различают следующие виды военно-профессиональной ориентации:
§ военно-профессиональная ориентация на овладение военно-учетными специальностями;
§ военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования по соответствующим специальностям.
Военно-учетная специальность (ВУС) — указание военной специальности действующего или находящегося в запасе военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск и формирований.
Информация о ВУС заносится в военный билет. Все ВУС подразделяются на группы, само обозначение ВУС представляет собой многозначное число (например, ВУС-250400). Рядовым ВУС обычно присваивается на основании уже имеющегося образования либо после завершения обучения в учебной части.
Военно-учетная специальность является категорией воинского учета и помимо специальности военнослужащего дополнительно отражает его принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск или службе, имеет действительное (выраженное словами) и условное (цифровой код) наименование, что облегчает воинский учет.
Номенклатура военно-учетных специальностей непостоянна и зависит от уровня технической оснащенности и организации Вооруженных Сил. Открытых источников, содержащих расшифровки кодов всех ныне действующих ВУС, не существует: каталог ВУС является документом Минобороны России со степенью секретности «Секретно».
Все воинские специальности и должности, комплектуемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные, операторские, связи и наблюдения, водительские, специального назначения и технологические.
Требования, которые предъявляются к призывнику, готовящемуся к выполнению обязанностей по той или иной военной специальности, приведены в табл. 11.1.
Таблица 11.1. Требования к индивидуально-психологическим качествам специалистов по сходным воинским должностям
Каждому классу сходных воинских должностей и многим военно-учетным специальностям соответствуют родственные гражданские профессии, получаемые молодыми людьми при окончании учебных заведений начального или среднего профессионального образования.
Должности командира отделения соответствуют такие гражданские профессии, как администратор, диспетчер аэродромного пункта, менеджер и т.п.
Примерами родственных гражданских профессий для класса операторских сходных должностей являются оператор станков с программным управлением, радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования, фотограф и т.п.
Гражданин, призываемый на военную службу или направленный на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования по соответствующей специальности, должен соответствовать не только медицинским, но и профессионально-психологическим требованиям военной службы на конкретных воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации. С этой целью с ним проводят мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Когда человек профессионально ориентирован, то говорят о его высокой направленности на ту или иную специальность.
О высокой направленности студента на «командные» специальности класса свидетельствуют не только его желание, но и дисциплинированность, организаторские способности, опыт работы старостой в учебной группе, студенческом профсоюзном комитете или комитете самоуправления, а также ярко выраженные лидерские качества.
Направленность на «операторские» воинские специальности демонстрируют, кроме желания, наличие сходных гражданских специальностей (программист, оператор ЭВМ, корректор и т.п.), высокая успеваемость по математике, информатике, навыки в работе с электронным оборудованием и способность к монотонной деятельности. Отрицательными данными является неусидчивость, преобладание холерического темперамента, возбудимость, а также неловкость и плохая координация.
Направленность на класс «специального назначения» характеризуется успешностью в тех видах спорта, которые развивают координацию движений (борьба, игровые виды спорта и др.), а также склонность к смелым поступкам, преодолению чувства опасности. Кроме того, выполнение обязанностей по этой воинской специальности требует высоких волевых качеств. Отрицательные данные для такой специальности: отсутствие склонности к силовым и подвижным видам спорта, апатия, невысокие физические и моторные данные, а также повышенная уступчивость в межличностных и внутригрупповых отношениях.
Профессиональная направленность на «водительские» и «технологические» воинские специальности помимо сходных гражданских специальностей, приобретаемых студентами (водитель, крановщик, тракторист, механик, автомеханик и др.), характеризуется склонностью к ремонту и управлению техникой, хорошей успеваемостью по техническим дисциплинам.
Важным в военно-профессиональной ориентации является занятия студентов военно-прикладными видами спорта в общественных объединениях, образовательных учреждениях, спортивных клубах и секциях, которые позволяют развивать профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешного прохождения военной службы в определенном виде, роде войск Вооруженных Сил, на определенных воинских должностях.
Цель военно-прикладных видов спорта — воспитывать у гражданской молодежи волю и стремление к победе, совершенствовать способность выполнять разнообразные профессиональные приемы (действия) и упражнения, переносить высокие физические нагрузки и психические напряжения в условиях спортивной борьбы.
Занятия такими военно-прикладными видами спорта, как атлетическое двоеборье, военно-спортивное ориентирование, военное троеборье, военное пятиборье, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий и рукопашный бой, развивают профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей «специального назначения». Автомобильный спорт развивает профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим для успешной службы на воинских должностях класса основных сходных воинских должностей «водительские». Гребной спорт, прикладное плавание развивают профессионально-важные качества, необходимые военнослужащим ВМФ, и т.д.
Военно-профессиональная ориентация на обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования предполагает выбор военной специальности и подготовку к ее освоению.
В процессе военно-профессиональной ориентации молодые люди получают информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формируют свое отношение к различным видам воинской деятельности и стремление к осознанному выбору профессии офицера.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сухоруков Ю.А педагог-организатор учебного курса
Омский кадетский военный корпус
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537), позиционирует создание системы патриотического воспитания граждан России в среднесрочной и долгосрочной перспективе как условие решения задач обеспечения национальной безопасности (п. 84 разд. III Концепции)
Необходимо, что бы молодые люди принявшие решение связать свою жизнь с Вооруженными силами, были хорошо подготовлены физически, профессионально ориентированы и духовно-нравственно готовы к выполнению долга по защите своего Отечества.
Система подготовки к профессиональной военной деятельности в России складывалась столетиями. Патриотическое воспитание молодежи, подготовка ее к профессиональной военной службе носила, социальный, общественный характер. Это позволяло воспитывать молодежь с высокой гражданской позицией, патриота, человека способного на самопожертвование ради защиты своей Родины.
В конце 17 века в России были открыты первые военно-учебные заведения. Указом Петра Великого в 1698 году в Москве были открыты артиллерийская и пехотная школы. В 1701 г. Петр основал в Москве «Школу математических и навигацких наук». В школу принимали сыновей «дворянских, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов от 12- до 17-летнего возраста; впоследствии принимались даже 20-летние; комплект учащихся был определен в 500 человек, причем те из них, кто имел более пяти крестьянских дворов, содержались на собственный счет, а все прочие получали от казны «кормовые» деньги».[1]
В 18 веке был учрежден ряд военно-учебных заведений по подготовке кадрового состава для регулярных частей армии. В учрежденных в Петербурге сухопутном (1732 г.) и морском (1743 г) шляхетских кадетских корпусах обучалось до 1000 детей дворян. Такими же были артиллерийский и инженерный (1762 г) и Гродненский (1797 г.) кадетские корпуса.
Всего в 18 веке кадетские корпуса выпустили более 3 тысяч будущих офицеров. Выпускниками кадетских корпусов были такие полководцы и флотоводцы как М.И. Кутузов, Д.Н. Сенявин, Ф.Ф. Ушаков и другие.
Окончательно система допрофессиональной подготовки сложилась в России в 19 веке. В 19 веке было учреждено 34 учебных заведения допрофессиональной подготовки: кадетские, пажеские, морские корпуса, инженерные, артиллерийские, казачьи школы и школы подпрапорщиков при армейских корпусах, а для подготовки военных юристов была открыта аудиторская школа. Всего в первой половине 19 столетия учреждениями профессиональной и допрофессиональной подготовки было подготовлено около 26 тысяч будущих офицеров, юристов, инженеров и служащих государственной службы. Важную роль в выборе дальнейшей военные или гражданской профессии играли преподаватели и воспитатели кадетских корпусов и училищ.
В ходе обучения и при проведении профессиональной ориентации будущих офицеров основное внимание уделялось воспитанию у них преданности государю и Отечеству, ответственности за судьбу Отечества, готовности к самопожертвованию, высокому чувству долга, гордости за принадлежность к офицерскому корпусу Российской армии.
После событий 1917 года, кадетские корпуса были упразднены. В стране прошли огромные изменения, наступило другое время. Пришли изменения и в систему профессиональной ориентации.
В Советской России был создан ряд обществ, деятельность которых была направлена на подготовку молодежи к службе в армии.
В 1927 году было создано общество «Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства СССР», сокращенно Осоавиахим. Его основной задачей было: увеличение численности рядов; организация и проведение военно-технической подготовки молодежи; пропаганда героических традиций Красной Армии; сбор средств в фонд обороны.
Формы и методы работы по профессиональной ориентации были достаточно интересны. Широко проводились тематические лектории, авто пробеги, семинары, диспуты, кинолекции по патриотическое и военно-технической тематике. Все это способствовало притоку молодежи в ячейки организации. Об эффективности работы организации можно судить по цифрам статистики. В 1940 году аэроклубами Осоавиахима было подготовлено около 25 тысяч пилотов, 26 тысяч парашютистов и планеристов, около 30 тысяч авиатехников.
В послевоенные годы широкое распространение получила организация ДОСААФ. Основными задачами ДОСААФ являлись: морально-психологическая и идейная подготовка молодых людей к службе в армии и практическое обучение основам военных специальностей.
Военно-профессиональной ориентации молодежи занималась и школа. Старшеклассники осваивали основы военного дела на уроках по «Начальной военной подготовке». Повсеместно проводились военные игры «Зарница» и «Орленок», которые играли огромную роль в военно-профессиональной ориентации школьников.
С развалом СССР в государстве произошли огромными изменениями. Сбой воспитания молодежи привел к подмене ориентиров в воспитательной идеологии, росту негативному отношению к службе в армии и вооруженным силам в целом, стали причиной подростковой криминализации.
В настоящее время военно-профессиональная ориентация рассматривается как комплекс научно обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу.
Военно-профессиональная ориентация является важным элементом обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания.
Особое место в профессиональном самоопределении подрастающего поколения должно принадлежать общеобразовательным учреждениям.
Работа по военно-профессиональной ориентации в Омском кадетском военном корпусе направлена на формирование у воспитанников обоснованного выбора военной специальности, в соответствии со своими способностями и с учетом потребностей вооруженных сил.
Основными задачами военно-профессиональной ориентации являются:
формирование у кадетов гордости за принадлежность к Вооруженным силам РФ, желания связать свою жизнь со службой в армии своей страны;
формирование у воспитанников качеств, необходимых гражданину- патриоту, будущему офицеру;
разъяснение требований к морально-деловым качествам, профессиональным качествам военных профессий, состоянию здоровья, психологических данных, физической подготовленности, общеобразовательной подготовки.
оказание помощи в осознанном выборе военной профессии, соответствующей интересам и способностям кадетов.
Основными формами военно-профессиональной ориентации в корпусе являются:
На этом этапе проводятся игровые мероприятия, классные часы, уроки мужества, тематические квесты, участие в конкурсах рисунков и т.д, направленные на военно-патриотическое воспитание кадетов.
Цели данного этапа достигаются при проведении следующих мероприятий:
обсуждение фильмов и книг о различных военных специальностях;
встречи с представителями военных комиссариатов и выпускниками корпуса, проходящими обучение в Вузах МО;
участие в концертах и праздничных мероприятиях, посвященных Дням воинской славы;
День защитников Отечества;
Участие в смотре строя и песни;
Участие в акциях: «Герои живут рядом», «Бессмертный полк».
Большая ответственность в достижении целей этапа возлагается на воспитательский и преподавательский состав при проведении занятий по основам военной подготовки и занятий полевого выхода.
На 3 этапе (10,11 классы) военно-профессиональное диагностика и консультирование. Основными задачами этапа является оценка индивидуальных особенностей кадета и перспективы развития навыков и склонностей к определенной военной специальности, и последующие консультирование, проводимое с учетом, его индивидуальных особенностей, о предъявляемых требованиях к офицеру различных профессий, и данными о спросе на специалистов разного профиля.
Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие. / ред. Н.И. Резника — М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.