Что понимают под дидактическими функциями средства обучения
Статья «Дидактические средства обучения в образовательном процессе.»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Васильева О.В., Гутрова Ю.В.
Дидактические средства в образовательном процессе.
Аннотация: в статье представлен проанализированный и обобщенный материал по применению дидактических средств в образовательном процессе.
Ключевые слова: дидактическое средство, классификация дидактических средств, интерактивная доска, дидактический тренажер.
Подготовка специалистов представляет собой весьма трудоёмкий процесс, который складывается из ряда значимых факторов. Во-первых, это разработка оптимальной программы обучения и определение последовательности ее освоения. Во-вторых, это подготовка кадрового состава педагогических работников, обладающих хорошими теоретическими знаниями и практическим опытом. В-третьих, это подбор и применение преподавателями различных средств и методов обучения, позволяющих сформировать необходимые профессионально-специализированные компетенции.
В процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков значимую роль играют дидактические средства обучения. Под дидактическими средствами обучения следует понимать предметы, технические средства и устройства, учебные и наглядные пособия, воздействующие на органы чувств обучающихся и облегчающие им восприятие и изучение учебного материала.
Перечислим цели использования дидактических средств в учебно-познавательном процессе:
Западногерманские ученые Р. Фуш и К. Кроль считают, что дидактические средства, в частности аудиовизуальные, выполняют такие функции, как мотивационная, информационная (передают информацию), управление процессом обучения, оптимизационная. Последняя позволяет достичь лучших результатов в обучении с наименьшей затратой сил и времени. По нашему мнению, функциональная значимость дидактических средств намного шире. Они обеспечивают осознанное и осмысленное восприятие обучающимися учебной информации, формирование у них определенных представлений и понятий, обеспечивают благоприятные условия образовательного процесса, в том числе самостоятельной подготовки будущих специалистов, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям и уровню образования, а также обеспечивают преемственность знаний и межпредметную (междисциплинарную) связь.
Среди существующих требований к дидактическим материалам мы можем, в частности, отметить необходимость выбора последовательности знакомства с информацией, учитель по возможности, должен предоставить ученику подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле, структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.
На сегодняшний день довольно широкое распространение получило использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, что способствует высвобождению учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, усиление мотивации обучения, развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического, логического).
Дидактические материалы должны иметь направленность, связанную с формированием культуры учебной деятельности, а также способствуют активизацию взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций, в частности при совместном решении исследовательских (творческих) учебных задач. Современные информационные технологии позволяют разработчикам дидактических материалов оперировать таким комплексом вербальных и невербальных средств, какого в их распоряжении никогда еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым, повысить мотивацию и познавательный интерес учащихся.
С нашей точки зрения, данная психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания учащегося, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.
В настоящее время в образовательном процессе широко применяются различные виды интерактивных дидактических средств:
На наш взгляд, наиболее эффективным дидактическим средством являются дидактические тренажеры. Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у младших школьников большой интерес, стимулирует их внимание.
Следует указать, что разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
На сегодняшний день в образовательном процессе стали широко применяться электронно-демонстративные дидактические материалы.
Существует классификация электронно-демонстративных материалов по методическому назначению и дидактическим целям. В частности, мы можем определить следующие виды:
1 Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.).
2 Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности:
изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
3 Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
4 Задания по формированию умений сравнивать, анализировать.
5. Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
6 Задания с проблемными вопросами.
7 Задания на развитие воображения и творчества.
8 Экспериментальные задания.
9 Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента, способы записи результатов наблюдений и измерений, правила измерения, оценку точности измерения, графическую интерпретацию результатов эксперимента, правила приближенных вычислений, формулировку выводов результатам эксперимента, правила оформления отчета.
10 Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.
11 Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
12 Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
13 Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
14 Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их
назначение и технические характеристики, правила пользования», «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
15 Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
16 Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
17 Тесты с возможностью самоконтроля.
В настоящее время в начальной школе внедряется работа с интерактивной доской.
Электронная интерактивная доска — это устройство, которое может выступать в различных качествах: поверхности для отображения информации и маркерной доски. Интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым теперь можно работать прямо на поверхности доски. Запись на интерактивной доске ведется специальным электронным пером. Преподаватель с помощью маркера может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки.
Доска позволяет показывать слайды мультимедийной презентации, видеоролики, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Работа с интерактивными досками предусматривает простое, но творческое использование материалов. Дидактические материалы для показа на интерактивной доске (обучающие и проверочные упражнения, задания, аудио, видеоматериалы) можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции.
Использование электронной доски предоставляет следующие возможности:
• соблюдение хорошего темпа занятия;
• подключение аудио- и видеооборудования;
• структурирование материала по страницам;
• сохранение файлов для открытого доступа к ним в сети;
• перемещение любого объекта;
• использование подписей и выделения текста.
Выполнение и подготовка интерактивного средства возможна с помощью следующих программ и сервисов:
Правильное использование имеющихся дидактических средств в их сочетании, умелое ориентирование на целевую аудиторию, позволит повысить качество освоения основных образовательных программ и дольше хранить обучаемыми сформированные образы в памяти, что, в конечном итоге, необходимо и для качественного освоения теории, и для эффективной практической деятельности.
Проблемы опережающей подготовки рабочих кадров на основе стандартов Worldskills: Сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции (26-27 марта 2018 года, Москва, ГАОУ ВО МГПУ). – М.: МГПУ, ООО «АПриор», 2018. – 126 с.
Учебная книга нового типа как средство деятельной педагогичес-кой поддержки школьника в образовании / науч. ред. Н. И. Пушина. – Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012 – 380 с.
Меняев А.Ф. Категории дидактики. Научная монография для спецкурса по педагогике в системе дистанционного обучения для студентов педагогических специальностей. М., 2016.- 341с. Изд. 2-е, исправленное и дополненное.
Дидактические функции средств обучения
Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе с определенными целями. Это их назначение, роль и место в учебном процессе.
Дидактическая сущность электронных средств обучения в том, что они позволяют осуществлять разностороннее, комплексное воздействие на учащихся. Применение ЭСО позволяет пробудить у учащихся интерес к знаниям, формирует учебно-познавательную мотивацию, положительное отношение к предмету.
Использование электронных средств обучения позволяет создать искусственную образовательную среду для изучения предмета, увеличить объем индивидуальной и самостоятельной работы, организовать систематическую работу с учебной информацией, интенсифицировать труд учителя, предоставить учителю надёжную обратную связь с учеником и возможность оперативного управления процессом обучения на основе диагностики умений и навыков, организовать интенсивную интерактивную коммуникацию с «цифровой образовательной средой».
Методические аспекты обучения с использованием электронных средств обучения:
§ большая информационная емкость учебного материала, разнообразие источников информации;
§ интенсификация самостоятельной работы каждого ученика;
§ создание коммуникативной ситуации посредством развития коммуникативных навыков в основных видах учебной деятельности;
§ овладение различными моделями и структурами явлений, процессов;
§ повышение познавательной активности ученика, а также усиление мотивации учения.
В понятие электронный образовательный ресурс включены средства компьютерных телекоммуникаций.
Под средствами компьютерных телекоммуникаций подразумевается:
§ корпоративная сеть между образовательными учреждениями, либо локальная сеть в учреждении образования (Интранет);
§ а также проводимые с помощью компьютерных сетей различного рода теле-web-конференции, online-уроки.
С помощью сети Интернет, либо корпоративной сети, можно создать подлинную образовательную среду на основе организации интенсивного общения, работы с информацией, участия в учебно-воспитательных проектах.
Информационные ресурсы сети Интернет для образовательных целей:
§ электронная почта, теле и видеоконференции, разговор в сети;
§ электронные (мультимедийные) учебники, дистанционные курсы обучения;
§ справочные материалы (словари, энциклопедии, базы данных, карты и т.п.);
§ электронные библиотеки текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации;
§ виртуальные музеи, выставки и другие наглядные материалы;
ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Дидактическими средствами являются предметы, которые, предоставляя учащимся сенсомоторные стимулы, воздействующие на их зрение, слух, осязание и т. д., облегчают им непосредственное и косвенное познание действительности. Слово «предмет» в приведенном определении относится как к предметам реальной действительности, так и к их модельным, образным, словесным или символическим заменителям.
Понимаемые таким образом дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Так, например, в процессе ознакомления учащихся с новым материалом познавательная функция выступает наряду с дидактической и формирующей функциями. Аналогичным образом формирующая функция связывается как с познавательной, так и с дидактической функцией, так как, чтобы развивать у учащихся, например, прочность запоминания или умение самостоятельно мыслить (формирующая функция), мы должны сначала создать для этого соответствующие условия, т. е. определить предмет, с которым будут связаны действия по запоминанию, действия по решению проблем и т. п. (дидактическая функция). Следовательно, представленное выше деление функций дидактических средств является не разделительным, т. е. таким, компоненты которого исключали бы друг друга, а скорее ориентирующим, определяющим основные тенденции и доминирующие моменты.
Расширяющий блок
Западногерманские специалисты в области аудиовизуальных дидактических средств Р. Фуш и К. Кроль приписывают этим средствам следующие функции: мотивационную, информационную (точнее, они служат для передачи информации, Jnformationsvermittlungsfunktion) функцию, управления процессом обучения, и оптимизационную, которая делает возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени. Функции эти чаще всего выступают вместе, образуя структуры, состоящие из двух, трех и даже четырех слагаемых, причем одно из слагаемых (как правило, это информационная функция) тогда выполняет роль доминирующего.
Дидактические средства включают как учебные пособия (предметы, которыми пользуется учитель для более эффективной реализации целей и задач образования), так и индивидуальные средства учащихся (школьные учебники, тетради, письменные принадлежности и т. п.). Учебные пособия, служащие прежде всего для осуществления принципа наглядности обучения, являются орудиями деятельности учителя. Учебники, тетради и другие предметы, входящие в состав индивидуального оснащения учащихся, относятся к средствам их труда. В число дидактических средств включаются также спортивное оборудование, пришкольные ботанические участки и т. п., с чем связана работа и учителей, и учащихся.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Дидактические средства обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика
Дидактические средства обучения – это средства получения знаний, формирования навыков и умений. Дидактические средства обучения воздействуют на сенсорные органы обучающихся, облегчая познание действительности.
К дидактическим средствам обучения относятся: учебники и учебные пособия, дидактические материалы, наглядные пособия, лаборатории и оборудование. Средства могут быть словесными, образными, модельными и символическими. Дидактические средства представлены, с одной стороны, предметами, которые преподаватель использует в своей деятельности для более эффективной реализации задач и целей образования, а с другой стороны – индивидуальные средства обучения, а именно: учебники, письменные принадлежности, тетради и т.д.). Орудиями деятельности преподавателя являются учебные пособия, реализующие принцип наглядности обучения. Учебники, принадлежности для письма, тетради и т.д., представляя индивидуальное оснащение обучающихся, являются средствами их труда.
К дидактическим средствам обучения также относятся: пришкольные участки, спортивное оборудование и др.
Дидактические средства обучения являются важным и эффективным источником знаний и умений, облегчают проверку гипотез, закрепление проработанного материала, оценку степени овладения знаниями и т.д. Основу любого комплексного методического обеспечения предметов составляют дидактические средства обучения, выступая важнейшими компонентами учебно-воспитательного процесса.
Функции дидактических средств обучения
В процессе обучения дидактические средства выполняют ряд функций:
Готовые работы на аналогичную тему
В педагогическом процессе функции дидактических средств обучения используются комплексно и разрешают методические проблемы обучения.
В процессе ознакомления с новым материалом наряду с познавательной функцией выступают формирующая и дидактическая функции. В комплексе они развивают прочность запоминания и умение самостоятельно мыслить.
В отдельном средстве обучения преобладает определенная дидактическая функция, обозначая его место и роль в системе средств обучения и учебном процессе. Функции дидактических средств обучения учитывают при определении методики использования средств обучения и проектировании системы обучения.
Некоторые западные исследователи (К. Кроль, Р. Фуш) аудиовизуальным дидактическим средствам приписывают такие функции, как: мотивационная, информационная, оптимизационная, функция управления процессом обучения.
В качестве компонента учебно-воспитательного процесса общие дидактические функции средств обучения выражаются в следующем:
Классификация дидактических средств обучения
Относительно дидактических средств обучения чаще всего используют классификации, основанные на характере воздействия средств обучения: визуальное (наглядное), аудиальное, аудиовизуальное. К визуальным дидактическим средствам относятся оригинальные предметы и их эквиваленты, карты, диаграммы и т.д., к аудиальным – магнитофоны, радио, к аудиовизуальным – телевидение, озвученный фильм.
Согласно классификации, основанной на принципе от простого к сложному и от конкретного к абстрактному, среди дидактических средств обучения можно выделить: демонстрируемые в естественных условиях оригиналы; оригиналы в искусственных условиях; символы; модельные эквиваленты оригиналов; дидактические машины и программированные символы.
По степени сложности дидактические средства можно разделить на простые и сложные. Простые дидактические средства: естественные образцы в естественных или искусственных условиях; модели; препарируемые образцы; карты; картины; диаграммы и пр. Сложные дидактические средства- это разного рода электрические и механические устройства: телевизионная аппаратура, кинопроекторы, устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения и т.д. При этом разные виды чувственных воздействий подчиняются критериям сложности дидактических средств.
М. Годлевский предложил классификацию дидактических средств, в соответствии с которой выделяют:
Сообщение по теме: «Дидактические средства обучения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дидактические средства обучения
Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются дидактические средства. Правильно подобранные и умело включенные в систему используемых педагогом методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию принципа наглядности.
Дидактические средства выполняют в процессе обучения следующие функции:
• служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности (познавательная функция);
• являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли студентов (формирующая функция);
• представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых студентами, облегчают закрепление проработанного материала, проверку гипотез, проверку степени овладения знаниями и т. п. (дидактическая функция).
Виды дидактического материала
• Дидактические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации (учебником, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.)
• Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости; анализа таблиц.
• Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
• Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
• Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
• Задания с проблемными вопросами.
• Задания на развитие воображения и творчества.
• Обобщенная деятельностная модель (ОДМ) эксперимента как метода самостоятельного исследования, включающая в себя рекомендации по формулировке цели эксперимента, выдвижению и обоснованию гипотезы экспериментального исследования, планированию эксперимента; способы записи результатов наблюдений и измерений; правила измерения, оценку точности измерения; графическую интерпретацию результатов эксперимента; правила приближенных вычислений; формулировку вывода по результатам эксперимента; правила оформления отчета.
• Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы
• Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
• Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
• Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
• Справочные материалы: «Лабораторное оборудование: приборы, их назначение и технические характеристики, правила пользования»; «Измерительные приборы. Правила пользования и особенности техники измерения»; таблицы физических величин и т.д.
• Алгоритм выполнения задания.
• Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
• Указание теорем, правил, формул, на основании которых выполняется задание.
• Модели и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений.
• Проведение лабораторных работ в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента (ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы).
• Тесты с возможностью самоконтроля.
Основные требования к дидактическому материалу
— доступность (дидактические материалы подбираются педагогом согласно достигнутого уровня обучающихся);
— самостоятельная деятельность (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);
— индивидуальная направленность (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);
— наглядность и моделирование (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);
Разработка дидактических материалов производится строго по определенным этапам:
определение целей обучения на занятии;
отбор содержания учебного материала и методики его преподавания;
определение области и цели использования дидактических материалов;
разработка занятий с использованием дидактических материалов;
проектирование заданий для отобранных тем;
выбор адекватного способа представления дидактического материала;
выбор средств, участвующих в разработке;
разработка дидактических заданий;
формирование методического аппарата;
разработка методических рекомендации;
выработка критерия оценки результатов обучения;
разработка средств контроля знаний и способов их применения;
включение дидактического материала в качестве дидактического средства в образовательный процесс использования на занятиях;