Что понимают под функциями поселений география 9
Конспект урока по географии 9 класс «Городское и сельское население России»
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии 9 класс «Городское и сельское население России»»
Тема: Городское и сельское население. Размещение населения.
Выявить, как осуществляется урбанизация в России.
Объяснить типологию городов
Дать понятия «урбанизация, агломерация, мегаполис»
1. Организационный момент
3. Изучение нового материала:
Откройте тетради, запишите число и тему урока
«Городское и сельское население России»
Существует 2 типа расселения людей: городское и сельское.
— В чём различия? (численность населения, жилищные условия, занятость населения, возможность получения услуг, ритм жизни и…..)
— Какой тип расселения появился первым? (сельский, т.к. первоначальное занятие людей – земледелие)
— В результате чего стали появляться города? (Крепости, выгодное транспортное положениет
орговля, ремесла промышленность, добыча полезных ископаемых, управление)
-Какой населенный пункт можно считать городом? В разных странах критерии выделения города различны. В России город – населенный пункт с числом жителей более 12 тысяч человек, 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом.(запись в тетрадь)
Города слишком отличаются друг от друга:
Страница 42 учебника какие города бывают до урбанизации
малые – до 20 тысяч человек
Промышленные центры (Магнитогорск)
Транспортные центры – порты (Новороссийск)
большие – более 100 тысяч человек
Наукограды (Дубна, Обнинск, Жуковский)
Туристические центры (Суздаль)
миллионеры – более 1 млн. человек
Города – курорты (Сочи, Анапа)
Большие города многофункциональны.
К началу ХХ века в России было 430 городов. Все они размещались в европейской части. В ХХ веке начался стремительный рост городов. Сейчас в России 1037 городов.
Урбанизация – рост городов, преобладание городского образа жизни.( запись в тетрадь)
Сейчас в городах России проживает 73% населения (в мире 45%). Особое место в процессе урбанизации играют города –миллионеры.
— Назовите их (пользуясь картой атласа Плотность населения).
Городская агломерация – это группы близкорасположенных городов, объединенных тесными связями(запись в тетрадь)
Трудовые (из Жуковского в Москву на работу)
Культурно-бытовые (поездки в театр, в магазины)
Производственные (поставка сырья)
Инфраструктурными (совместное использование коммуникаций, сетей (тепло-,
Мегаполис – (греч.megas – большой, polis-город; происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего от слияния более чем 35 поселений) – наиболее крупная форма расселения, возникшая в результате срастания нескольких городских агломераций. ( В будущем Москва – Н.Новгород)(запись в тетрадь)
Прочитайте пункт на странице 45-46
Какие сельские населенные пункты существуют
По каким признакам размещаются сельские населенные пункты Стр. 46
1. Назовите отличие городов и сельских населенных пунктов
Свыше 12 тыс. чел. ( Россия)
Места работы населения
Промышленность, транспорт, сфера услуг
Земледелие и животноводство
Многоэтажные дома со всеми удобствами
Возможность получения услуг
Все услуги можно получить в одном городе
Напряженный, жизнь вне природных ритмов, по расписанию
Спокойный, в соответствии с природными ритмами
Незнание жизни окружающих, каждый четко выполняет свою роль и контролирует свое поведение
Все знают друг о друге почти все
На общественном или личном транспорте на большое расстояния
В основном пешком или на автотранспорте
Покупается в магазине
Большинство продуктов питания собственного производства
2. почему в Магаданской области самая высокая доля городского населения?
( нет возможности заниматься сельским хозяйством из- за суровых климатических условий)
Конспект урока географии в 9-м классе по теме «Районирование территории России»
Разделы: География
Форма урока: урок-презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, географическая карта “Федеральные округа”, “Административно-территориальное деление России”, “Экономические районы России”, контурные карты.
1. Организационный момент.
Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
Деление учащихся на группы.
2. Актуализация и целеполагание.
— Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.
Работа в паре у компьютера
Задание: сопоставьте предмет науки и метод его изучения.
География
классификация видов и систематика
Задание в готовом виде.
Ботаника – классификация видов и систематика
Геология – периодизация эпох
— Основным методом изучения географии является районирование.
— Определите тему нашего урока.
Запись темы урока в тетрадь.
(Приложение 1, слайд 2)
— Что такое районирование?
— От какого слова оно произошло?
— Что значит район? (Обсуждение в парах)
— Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: “Сегодня на уроке я хочу…”
— Поделитесь своими мыслями вслух.
— В ходе урока мы раскроем такие понятия, как “экономический район”, “отрасль специализации”, познакомимся с основными функциями и видами районирования.
3. Изучение нового материала.
— Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Особенности и проблемы любой страны нельзя понять, не изучая её внутреннее территориальное разнообразие. Без глубокого изучения порайонных географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
(Приложение 1, слайд 3)
— Районирование – деление страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.
-А с какой целью и для чего проводят районирование? (Дать учащимся возможность обсудить данный вопрос и сформулировать ответ.)
(Приложение 1, слайд 4)
(Приложение 1, слайд 5)
— Последняя функция важна для “самопознания страны”: народ любой страны должен представлять, в какой стране он живёт, а каждый житель – иметь хотя бы элементарное представление и о своём районе, и о других частях страны.
(Приложение 1, слайд 6)
(Приложение 1, слайд 7)
— В России районирование проводится в соответствии с экономическими, национальными, административными принципами.
— Для того чтобы начать изучение любой страны, её следует разделить на какие-то “естественные части” – районы. Особенно это важно при изучении таких больших стран, как Россия. В 8-м классе вы изучали природу России на основе деления её на физико-географические районы. Назовите эти районы. (Учащиеся перечисляют названия: Восточно-Европейская равнина, Урал, Кавказ, горы Южной Сибири, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток).
(Приложение 1, слайд 8)
— Чем больше страна, тем труднее ею управлять из центра и тем важнее для неё разделение территории на части, каждая из которых обладает определённой самостоятельностью при решении местных вопросов, т.е. самоуправлением. Россия в разные периоды своей истории делилась на воеводства, наместничества, губернии, генерал-губернаторства и т.д.
— Современное административно-территориальное устройство России определено Конституцией, принятой 12 декабря 1993года. В последнее время всё чаще стали происходить изменения в определении статуса некоторых субъектов федерации. Пермская и Камчатская области стали называться краем. Иркутская область объединилась с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В состав Красноярского края вошли Таймырский и Эвенкийский автономные округа. Возможно это не последние изменения в административном устройстве нашей страны. Российская Федерация состоит уже не из 89, а из 84 равноправных субъектов (по последним данным ИТАР).
— В мае 2000 года по указу Президента были образованы 7 федеральных округов. Они непосредственно подчинены Президенту через назначаемых в них полномочных представителей. Таким образом, структура административно-территориального деления России дополнилась “верхним этажом” – федеральными округами, при увеличении числа городов федерального подчинения, помимо Москвы и Санкт-Петербурга это: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Хабаровск.
— А что лежит в основе деления страны на экономические районы?
(В основе деления страны на экономические районы лежит географическое разделение труда, которое выражается в специализации территории)
(Приложение 1, слайд 9)
Работа по карте учебника. “Экономические районы России” (парная работа).
Показать на карте экономические районы страны.
(Приложение 1, слайд 10)
Пары объединяются в группы.
— Прочитайте задания, и выберите себе одно из них, в соответствии с номером группы.
1. Экономический район – это территория страны, состоящая из нескольких субъектов, которая отличается от других своей специализацией. В России выделено 11 экономических районов. Основой для деления страны на экономические районы является географическое разделение труда. Такое деление страны часто называют “госплановским”, т.к. эту схему районирования разработал Госплан. Это районирование используется проектными организациями, по нему сводится статистика.
Уральский
Результат работы может быть представлен в виде модели, словесного рассказа с показом на карте, с объяснением решения задачи на классной доске.
Задание 3 группе: (Приложение 1, слайд 13)
— Указать на схеме расположение экономических районов страны.
Задание 4 группе. (Приложение 1, слайд 14)
1. Определите ранг соседства района с другими районами России (заполнить таблицу).
На работу в группах даётся 15 минут. Учащиеся пользуются учебником, получают консультацию от учителя.
4. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.
Учащиеся выполняют тест на самопроверку (Приложение 2) и (Приложение 3)на оценку по теме “Экономическое и административное районирование”.
План-конспект урока географии на тему: «Городское население»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Особенности расселения. Городское и сельское население. Роль крупнейших городов в жизни страны.
Получить представление о формах расселения. Сформировать понятия «урбанизация», «городская агломерация».
Развивать обще учебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.
Изучить историю процесса урбанизации в России, типологию городов, их функции.
Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения.
Оборудование: политико-административная карта (настенная); интерактивная карта плотности населения; видео-файлы.
Эпиграф к уроку: Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты — чарователь неустанный,
Ты — неслабеющий магнит.
I . Организационный момент.
II . Актуализация знаний. Рабочий лист. Задание 1.
III . Опрос по домашнему заданию (устно).
1. Слово «расселение» имеет два значения:
1) процесс заселения территории;
2) результат этого процесса — совокупность населенных пунктов (термины «населенный пункт», «населенное место» и «поселение» используются как синонимы) на данной территории.
Расселение – это результат процесса заселения, то есть совокупность населенных пунктов.
2. Какие вы знаете населенные пункты? Назовите 2 основные формы расселения (сельская и городская). Какая форма расселения появилась раньше и почему?
3. Назвать формы сельского расселения:
(деревни, села, аулы, станицы, селения, стойбища).
4. Используя атлас назвать 6 субъектов РФ где сельское население значительно преобладает над городским:
(Республики Алтай, Тыва, Калмыкия, Дагестан, Чечня, Ингушетия).
IV . Изучение новой темы. Городская форма расселения.
— А что такое «город»? Назовите основные признаки, по которым населенный пункт может называться городом (ответы обучающихся).
1) уменьшается доля сельскохозяйственных и увеличивается доля промышленных функций;
2) увеличивается плотность застройки, ее этажность;
3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными;
4) растет разнообразие мест приложения труда, специализация работников становится более узкой;
5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения, меняется образ жизни людей и их система ценностей.
— Когда и где стали возникать города? (несколько тысяч лет назад на пересечении торговых и транспортных путей).
Город (в РФ) – населенный пункт, в котором проживает свыше 12 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.
— Только в России существует понятие «поселок городского типа».
ПГТ – населенный пункт, в котором проживает менее 12 тысяч, но свыше 3 тысяч человек, более 85% которых заняты не в сельском хозяйстве.
Назовем несколько старейших городов России.
— Муром (862 год) Владимирская область
— Великий Новгород (859 год)
— Евпатория (497 год до н.э.).
— Дербент (2-4 тыс. до н.э.) Республика Дагестан. В переводе «Закрытые врата». Каспийские ворота. Входит в список Всемирного наследия Юнеско. Самый южный город России.
— Назовите причины роста числа городов (освоение месторождений полезных ископаемых, строительство дорог, основание портов и т.п.).
Урбанизация – это процесс роста числа городов и распространения городского образа жизни.
Этот процесс начался много веков назад и продолжается в настоящее время, но не такими быстрыми темпами.
Ознакомимся с молодыми городами России.
— Межгорье (Башкортостан – 1979 год основания, а городом стал – 1995г.); Агидель (Башкортостан – 1980 г., а город 1991года);
— Лангепас ХМАО (между г. Сургут и Нижневартовск)
— Губкинский (ЯНАО) – 1986
— Магас (Республика Ингушетия) 1995. Один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Самый маленький и самый молодой населённый пункт, являющийся административным центром субъекта РФ.
— Иннополис (Республика Татарстан, в 40 км. от Казани) – 2012. Наукоград
Доля городского населения в численности населения страны называется уровнем урбанизации.
В настоящее время в городах России сосредоточено 73% ее населения, т.е. уровень урбанизации составляет 73%. Однако в различных регионах страны соотношение городского и сельского населения отличается от среднего показателя. Самый высокий уровень урбанизации 92%, в Магаданской области (из-за суровых климатических условий население сконцентрировано в городах).
Задание для подготовки к ОГЭ.
Определим уровень урбанизации Уральского экономического района (атлас с. 38-39), т.е. долю городского населения. Округлим до десятых.
13 768 000 х 100 : 18 922 000 = 72,8%
Задание 3. Определить долю городского населения, в разных экономических районах, используя карты атласа (по вариантам).
Определите уровень урбанизации Северного экономического района (с. 30), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.
Население – 4638 тыс. человек. В том числе:
3652000 х 100 : 4638000 = 78,7%
Определите уровень урбанизации Северо-Кавказского экономического района (Европейский юг) (с. 36), т.е. долю городского населения. Округлите до десятых.
Население – 22099 тыс. человек. В том числе:
12112 000 х 100 : 22099 000 = 54,8%
Деление городов по численности населения и функциям, которые они выполняют.
Деление по численности населения (карта плотности населения)
Классификация городов по численности населения
малые – до 20 тысяч человек;
средние – до 100 тысяч человек;
большие – более 100 тысяч человек;
крупные – более 250 тысяч человек;
крупнейшие – более 500 тысяч человек;
На 1 января 2018 года:
Задание 4. Отметить пунсонами на контурной карте города-миллионеры.
Крупные города обычно окружены малыми и средними городами. Такие объединения называют городские агломерации.
Агломерация – группа близкорасположенных городов, объединенных тесными связями.
трудовыми (маятниковая миграция);
культурно-бытовыми (поездки на выставки, в театры, в магазины);
производственными (поставки сырья и материалов);
инфрастуктурными (совместное использование коммуникаций, сетей тепло-, энерго-, водо-, газоснабжения, очистных сооружений).
1) градообслуживающие – это обслуживание населения города: транспорт, ЖКХ, сфера услуг, часть промышленности (хлебозаводы, кондитерские фабрики и т.д.)
Классификация городов по функциям
неофициальные столицы экономических районов (Санкт-Петербург, Н.Новгород, Новосибирск);
центры субъектов федерации (Уфа, Киров, Салехард);
промышленные центры (Магнитогорск, Электросталь, Нижний Тагил);
транспортные центры (порты: Тикси, Находка, Новороссийск);
наукограды (Дубна, Обнинск, Зеленоград)
туристические центры (Суздаль);
-Как Вы думаете, городов с какими функциями больше? (Чаще города являются многофункциональными центрами, т.к. выполняют множество функций)
Какова роль крупнейших городов страны на примере Уфа.
Уфа – культурна столица России.
Заложена в 1574 году как город-крепость.
IV. Закрепление. Задание 5. Загадки-шарады
Что такое расселение?
Какие существуют формы расселения?
Что такое урбанизация?
Что такое городская агломерация?
Чему равен уровень урбанизации в России?
Часть первая моя – предлог,
Вторая – нота, видит Бог.
А если вместе их сложить,
То можно город получить.
(У + Фа = Уфа.)
В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «К».
Слово всё наоборот прочтите,
Город в Подмосковье получите.
(Нил + К = Клин.)
Началом слова жнец проворный
Мгновенно срежет сноп отборный.
Серёдка слова век от века
Есть орган слуха человека.
В конце – предлог совсем простой,
Всего из буковки одной.
Теперь все части склейте вы –
И будет город близ Москвы.
(Серп + Ухо + В = Серпухов.)
Начало слова –
ТОРТа половина.
Страданьн от ушиба – середина.
В конце же СОК
Без буквы «О».
Три части в слове том всего.
Так отгадайте город этот,
В Сибири он далёкой где-то.
(То + Боль + СК = Тобольск.)
Д/З П.13; мотивированным учащимся: дополнительный материал о селах в которых зародились народные промыслы; кроссворд о городах России.
Конспект урока: Урбанизация в России. Города России (география, 9 кл)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 18. Урбанизация в России. Города России
Цели: Изучить, как проходил процесс урбанизации в России, типологию городов и функции городов. Учить проведению социологического опроса. Развивать творческие способности учащихся, умение анализировать статистические данные. Показать значение городов в материальной и духовной жизни населения. Учить учащихся дискутировать по проблемам городов. Дать понятия: урбанизация, агломерация, мегаполис.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1) Проверить выполнение творческих заданий.
2) Творческое задание «Мой край в судьбе России».
3) Ученики, составившие кроссворд, могут задать вопросы кроссворда своим товарищам.
4) Проверить работы на контурных картах.
5) Географический тест:
1. Самый многочисленный народ России (русские) относится к языковой семье:
а) алтайской; б) индоевропейской; в) уральской.
а) украинцы; б) карелы; в) белорусы.
а) украинцы; б) башкиры; в) татары.
4. Назовите народы, входящие в тюркскую группу, но исповедующие православие.
а) татары; б) чуваши; в) якуты; г) башкиры.
а) буряты; б) калмыки; в) коми.
6. Установите соответствие.
а) православие 1) башкиры
7. Укажите народы, говорящие на языках финно-угорской группы.
а) удмурты, карелы, коми;
б) чуваши, татары, башкиры;
в) чеченцы, карачаевцы, аварцы.
8. Выберите народы, имеющие свои автономии.
9. В какой из республик преобладает коренное население?
10. В какой из республик преобладает русское население?
III. Изучение нового материала
— Сегодня мы познакомимся с урбанизацией в России. Что же такое урбанизация? Под урбанизацией часто понимают рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни, увеличение числа городов, формирование сети городов.
Более 600 городов было образовано после Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке.
— Назовите причины роста числа городов. (К росту числа городов привело строительство железных дорог. Города, через которые проходила железная дорога, получили преимущество для своего развития.)
— Какой населенный пункт считается городом? (Городом может считаться населенный пункт с населением более 12 тысяч человек, которые работают не в сельском хозяйстве.)
1. Малые до 20 тысяч жителей (до 50 тысяч).
2. Средние до 100 тысяч жителей.
Города различают по функциям и по численности населения: по численности населения
1) трудовыми (в Московской агломерации ежедневно тысячи людей, живущих в городах-спутниках (Люберцы, Мытищи, Одинцово. ) едут на работу в Москву.
2) культурно-бытовые (поездки на выставки, в театры, в магазины и др.).
3) производственные (поставки сырья, материалов и др., т. е. связи между предприятиями городов-спутников и крупного города).
Самостоятельно: прочитать толкование термина «инфраструктура».
По уч. А., с. 83; по уч. Д., с. 47:
— Выясните, что такое поселки городского типа. (Населенные пункты с числом жителей более 3 тысяч, из которых 85% не занято в сельском хозяйстве.)
— Найдите (прил. табл. 1, уч. А.) республики, округа и области с низким уровнем урбанизации.
— Что называется урбанизацией?
— Что такое агломерация?
— Что такое мегалополис?
— Что такое инфраструктура?
— Назовите уровень урбанизации в России на начало XXI века? (73-74%)
— Назовите функции города. (Административные, промышленные, культурные, транспортные и т. д.)
— Как делятся города по людности? (Малые, средние, большие, крупные, крупнейшие, города-миллионники.)
— Назовите и покажите на карте города-миллионники.
— Можно ли считать городом населенный пункт с численностью жителей в 10 тысяч человек, в 15 тысяч человек?
— Назовите города своей области, республики, края, округа.
По уч. Д.: §8, задания № 1; По уч. А.: §16-18, с. 51.
Задания группам (5 групп):
а) Передайте мысли о любимом городе в стихах, очерке, рассказе и т. д.
б) Изучите гербы городов своей республики, области, а также городов России, где вы побывали, или хотите побывать.
- Что понимают под функциями поселений география 9 класс
- Что понимают под функциями поселений