Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду

Смотреть что такое «Негативное воздействие на окружающую среду» в других словарях:

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;. Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7 ФЗ. «Об охране окружающей среды»] [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика

НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия

негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология

Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология

Источник

Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду

Статья 1. Основные понятия

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 195-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 219-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 406-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

вывезены из Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и подлежат уничтожению с применением технологий, утвержденных в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации и используются исключительно как сырье для производства других химических веществ;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

произведены в Российской Федерации или ввезены в Российскую Федерацию для обеспечения основных видов применения, определенных в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 254-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 252-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2021 N 39-ФЗ)

Источник

Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий

Хасанов Д.Г., юрист-эксперт ОАО «Межрегиональная девелоперская компания».

Разработка и закрепление ключевых понятий имеют большое значение для правовой науки, поскольку основываются они прежде всего на выделении и обосновании существенных признаков исследуемых общественных отношений, отделении указанных признаков от несущественных, а также ложатся в основу системы знаний о правовом регулировании той или иной сферы общественного взаимодействия. Вместе с тем вопрос о понятиях может иметь и существенное практическое значение, например, для законодательного регулирования, поскольку раскрытие в законе соответствующих понятий позволяет более точно определить круг и содержание регулируемых общественных отношений (предмет регулирования).

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ и от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Утратил силу.
См.: Боголюбов С.А. Новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. N 6. С. 59.
См.: Там же.

Сегодня, по нашему мнению, в рамках научной дискуссии было бы небезынтересно вернуться к обсуждению содержания двух хорошо знакомых науке природоресурсного и экологического права и уже закрепленных в Законе («Об охране окружающей среды») понятий: понятия использования природных ресурсов (природопользования) и понятия негативного воздействия на окружающую среду. Тем более что вся сложность и многогранность общественных отношений по использованию и охране природных ресурсов и поныне питает почву для научных дискуссий относительно правовой природы и соотношения указанных общественных отношений.

См.: Турубинер А.М. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958. С. 210.
См., напр.: Жариков Ю.Г. Теоретические проблемы права сельскохозяйственного землепользования в СССР: Дис. на соискание уч. степени д.ю.н. М., 1973. С. 28; Сыродоев Н.А. Землепользование социалистических организаций и граждан. М., 1975. С. 14.

Краснов Н.И., Аксененок Г.А. и др. Право природопользования в СССР. М., 1990. С. 16.

См., напр.: Усманова Л.Ф. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в аграрном секторе экономики: Дис. д-ра юрид. наук. Уфа, 2000. С. 105.

Достоинством закрепления в Законе и применения в науке одновременно двух терминов: использования природных ресурсов (природопользования) и воздействия на окружающую среду, главным образом негативного, безусловно, является обращение законодателем и учеными самого серьезного внимания на связанные с хозяйственным освоением природных ресурсов негативные изменения качества окружающей среды и, как следствие, на необходимость максимального ограждения природы от вредного воздействия промышленного и иного производства. Тем не менее определение понятия природопользования через понятие воздействия, включая негативное, вызывает, по нашему мнению, сомнения, обусловленные следующими причинами.

Наиболее полное представление о содержании отдельных элементов системы и их роли в ней можно, как известно, получить, сопоставив их с другими элементами системы. Взять для примера наиболее близкие к понятиям природопользования и негативного воздействия на окружающую среду понятия: «охрана окружающей среды», «вред окружающей среде», «экологический риск», «экологическая безопасность», «загрязнение окружающей среды», «экологическое правонарушение».

Приведем здесь легальное толкование этих терминов :

См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

При внимательном рассмотрении нетрудно заметить, что общественные отношения, охватываемые терминами «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность», направлены на предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, поэтому общество заинтересовано в их поощрении. Вместе с тем они вполне сочетаются с рациональным использованием природных ресурсов. И наоборот, явления, обозначаемые понятиями «загрязнение окружающей среды», «экологический риск», «вред окружающей среде», находятся в тесных причинно-следственных связях с негативным воздействием на окружающую среду, связях, совершенно исключенных или сведенных к минимуму применительно к рациональному природопользованию, и отрицательно воспринимаются обществом.

В системе основных понятий, закрепленных ст. 1 Закона об охране окружающей среды, таким образом, различаются две группы терминов: одна из них содержит в себе определения социально полезного поведения граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, а другая соответственно определяет действия (бездействие) хозяйствующих и иных субъектов, отрицаемые с позиции обеспечения экологических интересов общества, отдельных граждан. И если понятие «негативное воздействие на окружающую среду» относится ко второй группе терминов, то место понятия «использование природных ресурсов» в смысле, закладываемом в него законодателем, в этой системе представляется неопределенным.

Таким образом, соотношение между двумя рассматриваемыми понятиями значительно сложнее, чем соотношение между целым и частью. По-видимому, правильнее все же определять природопользование как процесс прежде всего рациональный, в том числе и с экологической точки зрения, и не связывать его «по определению» с негативным воздействием на окружающую среду. Да и объединение в одном понятии по сути полярных с точки зрения социального значения общественных отношений выглядит трудно объяснимым.

См.: Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: Издательство «БЕК», 1995. С. 209.
См., напр.: Широбоков А.С. Правовые основы установления и применения лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов // Юрист. 2006. N 2. С. 47.

Не углубляясь здесь в дискуссию по этому вопросу, заметим, что, как бы то ни было, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, по нашему мнению, необходимо рассматривать если и не как противоправное поведение, то как меру, вынужденную крайней необходимостью и применяемую в исключительных предусмотренных законом случаях с учетом тщательного анализа финансово-технических возможностей субъектов хозяйственной и иной деятельности, а также социальных потребностей в результате этой деятельности. Целесообразным представляется, например, установление в законодательстве перечня видов деятельности, по которым допускается установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Сегодня же для любых действующих предприятий в качестве лимитов выбросов и (или) сбросов, как правило, закрепляются фактические выбросы (сбросы) загрязняющих веществ. Что по мере усугубления экологических проблем за счет применения устаревших природоемких технологий производства на фоне непрерывно растущих возможностей научно-технического прогресса в сфере природосбережения представляется недопустимым.

Понимание негативного воздействия на окружающую среду как элемента природопользования, на наш взгляд, таким образом, не способствует повышению эффективности противодействия загрязнению окружающей среды, в том числе и путем жесткого регулирования лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, поскольку при таком подходе сохраняется серьезный соблазн оправдывать загрязнение природы экономической (при этом зачастую мнимой) выгодой от использования природных ресурсов, технологической отсталостью предприятий-природопользователей и иными экономическими причинами.

Поэтому аргументы об экономической обоснованности (и тем более неизбежности) негативного воздействия на окружающую среду в процессе использования природных ресурсов далеко не всегда состоятельны даже с позиций экономики природопользования. Что еще раз убеждает в отсутствии жесткой (неизбежной) связи между использованием природных ресурсов и негативным воздействием на окружающую среду и, таким образом, необходимости разграничения понятий природопользования и негативного воздействия на окружающую среду.

Нетрудно также заметить разницу между платой за негативное воздействие и иными неналоговыми формами платы за использование природных ресурсов, например лесными податями, арендной платой. Отношения здесь хотя и носят возмездный характер, но обязаны своим возникновением совершенно иным, нежели необходимость в возмещении вреда, причинам. Главное, что характеризует плату за использование природных ресурсов в отличие от платы за негативное воздействие, это возможность получения собственником (государством) дохода (фиска) от принадлежащего ему (иным лицам) имущества (природных ресурсов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду предназначена для компенсации вреда, причиненного окружающей среде, и в строгом смысле не составляет ни доход государства, ни тем более доход граждан и организаций.

Таким образом, отличия в характере платы за использование природных ресурсов и платы за негативное воздействие на окружающую среду свидетельствуют о различии в самой природе природопользования и негативного воздействия на окружающую среду. А если быть более последовательным, то именно разница в существе природопользования и негативного воздействия лежит в основании дифференциации платы за использование природных ресурсов и платы за негативное воздействие.

Источник

Зачем нужен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Смотреть фото Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Смотреть картинку Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Картинка про Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Фото Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду

Любая организация в процессе осуществления своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду (т.е. осуществляет размещение отходов, выброс загрязняющих веществ в воздух, сброс загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф, загрязнение почв, загрязнение окружающей среды теплом, шумом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий). Негативное воздействие на территории РФ согласно законодательству является платным.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду — денежная компенсация, взимаемая с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды.

Экологические платежи на основании Определения Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О признаны обязательным публично-правовым платежом. Он носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, по сути, они носят компенсационный характер.

На настоящий момент плата взимается только за следующие виды негативного воздействия:

Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Смотреть фото Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Смотреть картинку Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Картинка про Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду. Фото Что понимают под негативным воздействием на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду оказывают все юридические лица и ИП. Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится, в том числе организациями, осуществляющими деятельность на арендованном оборудовании, являющемся источником загрязнения окружающей среды и организациями, осуществляющими свою деятельность на арендованных площадях.

Основаниями для взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ;

2. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ;

3. ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Расчет платы осуществляется в соответствии с:

1. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

2. Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, зарегистрированные Минюстом 24.03.1993 г. № 90 (применяются в части не противоречащей Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344);

3. Приказом Ростехнадзора «Об утверждении методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» от 12.09.2007 г. № 626.

Форма расчета платы и порядок ее заполнения утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы негативного воздействия на окружающую среду».

Организации, соблюдающие требования законодательства, рассчитывают и вносят плату по базовым нормативам без применения повышающих коэффициентов. Под соблюдением требований законодательства понимают наличие на предприятии действующих:

При отсутствии на предприятии проектов ПДВ и НДС расчет платы производится с применением 25-ти кратного повышающего коэффициента.

При отсутствии на предприятии проекта ПНООЛР расчет платы производится с применением 5-ти кратного повышающего коэффициента.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы зависит от перечня выбрасываемых веществ и объемов выброса.

Размер платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты зависит от перечня сбрасываемых веществ и объемов сброса.

Размер платежей за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников загрязнения зависит от объема и вида израсходованного топлива.

Размер экологических платежей за размещение отходов производства и потребления на полигонах зависит от класса опасности и объемов размещаемых отходов.

При несанкционированном загрязнении окружающей среды должна проводиться оценка экологического ущерба.

Каждое предприятие сдает расчеты только по тем видам воздействия на окружающую среду, которые оказывает.

Органом, осуществляющим контроль в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, является Росприроднадзор (в Москве органом, осуществляющим контроль с 3-го квартала 2014 г. по 31.12.2016 года является Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (ДПИООС)).

Расчет платы за негативное воздействие выполняется ежеквартально и представляется на согласование в Росприроднадзор/ДПИООС до 20 числа месяца следующего за каждым кварталом. Экологические платежи предприятия вносят 4 раза в год в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08 июня 2006 года.

Росприроднадзор/ДПИООС осуществляет проверку правильности начислений, своевременности внесения экологических платежей, взысканию задолженности по платежам. При обнаружении недоимки по платежам Росприроднадзор/ДПИООС выставляет требование по ее уплате.

Организации должны осуществлять внесение платы за негативное воздействие отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.

Платежи предоставляются отдельно по каждому субъекту РФ.

Если у предприятия на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то оформляется один документ.

Компания «ЭкоЦентрПроект» оказывает услуги по анализу документации, необходимой для выполнения расчетов, выполнению работы с использованием программы «Модуль природопользователя», согласованию экологических платежей в Росприроднадзоре/ДПИООС.

Ответственность

За несвоевременное внесение экологических платежей согласно КОАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 100 000 рублей (см. ст. 8.41) за каждый квартал последнего года. В п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ ограничена давность привлечения к административной ответственности. На организацию или индивидуального предпринимателя не может быть наложен административный штраф, если со дня совершения административного правонарушения прошло более одного года.

Выполнение работ по расчету экологических платежей и их согласованию организации могут произвести самостоятельно, но для этого необходимо знать нюансы природоохранного законодательства и составления экологической документации. Надёжнее и проще доверить это специалистам.

Сотрудничество с нами гарантирует Вам получение ценных рекомендаций, позволяющих снизить экологические платежи, избежать штрафных санкций надзорных органов и траты времени в очередях Росприроднадзора/ ДПИООС.

Мы рассчитаем экологические платежи для Вашего предприятия и согласуем в природоохранных органах качественно и в короткие сроки! А также выполним разработку и согласование иных экологических документов.

Источник

Негативное воздействие на окружающую среду. Новые правила контроля

Автор: Ольга Ткач, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Новации учитывают международный опыт государственного регулирования загрязнения окружающей среды и в первую очередь направлены:

— на дифференцирование предприятий по степени воздействия на окружающую среду и применение к ним пропорциональных мер государственного регулирования;

— устранение пробелов в правовых нормах;

— установление временных нормативов (лимитов) выбросов и сбросов загрязняющих веществ и планов поэтапного снижения загрязнения;

— введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих НДТ;

— закрепление поэтапного перехода к системе нормирования в области охраны окружающей среды.

2015 год является переходным периодом, в течение которого будут действовать существующие в настоящее время правила исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

С 1 января 2016 года вступят в силу новации Закона № 7-ФЗ, устанавливающие новый порядок платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16.1-16.5 Закона № 7-ФЗ (здесь и далее в ред. Закона № 219-ФЗ)). Согласно новым правилам перечислить в бюджет плату за весь 2016 год необходимо будет в срок до 1 марта 2017 года. До этой же даты следует представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

При этом с 1 января 2015 года плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не взимается (ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ; письмо Минприроды России от 10.03.2015 № 12-47/5413).

Новации Закона № 7-ФЗ касаются не только промышленных предприятий, но и всех юрлиц и ИП, от хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались отходы производства и потребления. Дело в том, что статья 3 данного закона, устанавливающая основные принципы охраны окружающей среды, дополнена новым принципом «платит тот, кто загрязняет». Он заключается в обязательности финансирования указанными выше лицами мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и устранению последствий этого воздействия. То есть конкретизирован субъект платы за загрязнение.

Именно с внедрением данного принципа, а также с необходимостью стимуляции использования НДТ для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду связаны основные новации природоохранного законодательства.

Рассмотрим изменения, которые уже действуют, а потому являются наиболее актуальными на данный момент.

Присвоение категории негативного воздействия на окружающую среду

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, должны быть установлены Правительством РФ с учетом:

— уровней воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

— уровня токсичности, канцерогенных и мутагенных свойств загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классов опасности отходов производства и потребления;

— классификации промышленных объектов и производств;

— особенностей осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Таким образом, в качестве критериев отнесения объекта к той или иной категории будет применяться его принадлежность к определенной отрасли с учетом показателей мощности производства.

На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие критерии отнесения объектов к той или иной категории и порядок постановки их на государственный учет, до сих пор не приняты. Проект постановления Правительства РФ «Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I-IV категорий» находится в стадии обсуждения ( http://regulation.gov.ru/project/19222.html ).

I категория присвоена объектам, относящимся в основном к отрасли тяжелой и химической промышленности при условии наличия в сбросах и выбросах данных объектов вредных (загрязняющих) веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности.

В II категорию включены объекты хозяйственной и иной деятельности, отнесенные к областям применения НДТ, за исключением объектов I категории (т.е. выбросы и сбросы которых не содержат веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), а также порты, аэродромы, склады для хранения нефтепродуктов, агрохимикатов, отходов и т.п.

При этом в конце 2014 года утвержден Перечень областей применения НДТ (утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р). Согласно документу, в список вошли двадцать восемь областей, в том числе:

— добыча и обогащение руд и угля;

— добыча нефти и газа;

— захоронение и обезвреживание отходов;

— производство химикатов, стекла, текстильных изделий;

— разведение свиней и птицы, убой животных;

— производство пищевых продуктов и прочие виды деятельности, сопряженные с образованием большого количества как органических, так и неорганических загрязняющих веществ.

К IV категории Проектом отнесены объекты, которые одновременно соответствуют следующим критериям:

— масса вредных (загрязняющих) веществ в выбросах в атмосферный воздух от стационарных источников объекта не превышает 10 тонн в год при отсутствии в составе выбросов веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности, радиоактивных веществ;

— обеспечивается отсутствие сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду;

— сточные воды образуются исключительно в результате использования вод в бытовых нуждах в многоквартирных домах, жилых домах или общественных зданиях (сооружениях) и отводятся в централизованные системы водоотведения либо передаются специализированным организациям, обеспечивающим их очистку или передачу для очистки.

Объектам по производству тепловой энергии (мощностью менее 2 Гкал/час) также присвоена IV категория.

Все иные объекты, которые не относятся к I, II и IV категориям, предполагается относить к III категории.

Постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

Закон № 219-ФЗ вменяет в обязанность юрлицам и ИП, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих НВОС, поставить такие объекты на государственный учет. Определены конкретные сроки:

Присвоение объекту соответствующей категории должно осуществляться при постановке на учет, а в дальнейшем категория может быть изменена (п. 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

При постановке на учет объекту также присваивается уникальный код, а использующим его юрлицам и ИП выдается свидетельство о постановке объекта на государственный учет (пп. 6, 11 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).

Учет объектов планируется осуществлять в форме ведения реестра, представляющего собой информационную систему, создание и эксплуатация которой ведется в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (п. 3 ст. 69 Закона № 7-ФЗ).

Порядок постановки объектов на учет достаточно подробно регламентирован Законом № 7-ФЗ. В соответствии с его нормами Министерство природных ресурсов и экологии РФ должно разработать форму заявки о постановке на учет, содержащую сведения для внесения в реестр объектов, оказывающих НВОС, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Форма такой заявки пока не разработана. Однако, учитывая положения Закона № 7-ФЗ о данных, которые должен включать реестр (п. 4 ст. 69 Закона № 7-ФЗ), можно предположить, что в заявке необходимо будет указывать:

— наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или имя, место жительства, дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте, оказывающем НВОС;

— сведения о фактическом месте нахождения и категории объекта, оказывающего НВОС;

— сведения о виде хозяйственной и (или) иной деятельности, объеме производимой продукции (товара), выполняемых работах, оказываемых услугах;

— сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы и (или) заключения государственной экспертизы проектной документации при их проведении в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательством о градостроительной деятельности;

— сведения о стационарных источниках, уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, о размещении отходов производства и потребления.

Ориентировочное число объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляемому Росприроднадзором, составляет около 40 тысяч (Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства РФ от 13.04.2015 № 9028-ОФ/Д26и).

В случае если Проект № 21565 будет принят Правительством РФ, утратит силу Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный ранее (утв. пост. Правительства РФ от 31.03.2009 № 285).

Таким образом, несмотря на то что Закон № 7-ФЗ устанавливает довольно простой и понятный порядок постановки на учет объектов, оказывающих НВОС (ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ), наличие большого количества отсылочных норм на нормативные акты, которые еще не приняты, находятся на стадии разработки или утверждения, делает этот порядок фактически неприменимым. На сегодняшний день:

— только утверждаются критерии отнесения объекта, оказывающего НВОС, в ту или иную категорию. При этом проекты законодательных актов содержат довольно размытые формулировки, что может вызвать затруднения и споры при постановке на учет объекта, подпадающего, например, одновременно под несколько категорий;

— не утверждена форма такой заявки;

— порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС, находится в стадии разработки.

В настоящий момент применение новаций Закона № 219-ФЗ в существующей редакции довольно затруднительно. Отсутствие в самом Законе № 7-ФЗ четко прописанных критериев для отнесения объектов к конкретной категории не позволяет хозяйствующему субъекту оценить влияние изменений в природоохранном законодательстве на его деятельность. Фактически именно от категории объекта зависит порядок расчета и утверждения нормативов допустимых и временно разрешенных выбросов, сбросов, получение разрешений на выбросы, сбросы или комплексных экологических разрешений, подача деклараций о воздействии на окружающую среду, ставки платежей за негативное воздействие, порядок проведения государственного экологического надзора, организация производственного экологического контроля, то есть, по существу, исполнение Закона № 7-ФЗ в целом.

Больше всего от такой неопределенности пострадают собственники объектов, введенных в эксплуатацию после 1 января 2015 года. Ведь им придется ставить такие объекты на учет в течение шести месяцев с момента начала эксплуатации, в то время как владельцы объектов, введенных в эксплуатацию до этой даты, имеют в запасе два года, в течение которых необходимые подзаконные акты, возможно, будут приняты и отработаны на практике.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *