Что понимают под объектом науки

Объект и предмет науки.

Что понимают под объектом науки Что понимают под объектом науки Что понимают под объектом науки Что понимают под объектом науки

Что понимают под объектом науки

Что понимают под объектом науки

Глава 1 научное познание и наука

Что такое наука и научное исследование

План

Определение науки.

Объект и предмет науки.

Объект и предмет педагогической науки.

Функции педагогической науки.

Определение науки.

Человек, вступающий на путь исследова­ния, обращается к той обширной сфере человеческой деятельно­сти, которая называется наукой. Прежде чем мы перейдем к раз­говору о педагогической науке и научной работе по педагогике, посмотрим, что собой представляет наука вообще.

Есть много определений науки, но не следует утверждать, что только одно из них является правильным. Нужно выбирать, а вы­бор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с помощью данного определения.

Например, в одной из работ, в которой рассматривались раз­личия между религией и наукой, последняя определялась как «об­ласть институционализации сомнения». Институционализация озна­чает перевод из области личного в сферу общественного. Защита диссертации, например, есть не что иное, как способ преодоле­ния сомнений научного сообщества относительно компетентно­сти соискателя. И сам соискатель подвергает сомнению некоторые устоявшиеся в науке представления. В этом случае сомнение пере­стает быть личным достоянием каждого и становится обобщен­ной характеристикой научного познания. Религия же сомнение исключает. Верующий именно верит, а не сомневается. Автор, та­ким образом, подчеркнул различие между двумя сферами духов­ного освоения мира — наукой и верой, выделив главную черту науки: в отличие от религии. Наука ничего не принимает на веру и при этом является одним из социальных институтов.

Мы ставим перед собой другую задачу. Она связана с анализом структуры, методов и логики научного познания в одной из сфер человеческой деятельности — в образовании, а для этого приве­денное выше, правильное, но слишком узкое, определение не подходит.

Наиболее общим образом наука определяется как сфера челове­ческой деятельности, в которой происходит выработка и теорети­ческая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это — не просто сис­тема знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Деятельность в сфере науки — научное исследование, т.е. особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завер­шается формированием знаний об изучаемых объектах.

Наука — это не только сумма знаний и тем более не только готовое знание, но и деятельность, направленная на достижение знания. Знание представляет собой запечатленный срез безоста­новочного познавательного процесса, идеальный сгусток позна­вательных усилий людей. Научная деятельность генерирует зна­ние, точнее — его особый тип — научное знание. Благодаря этому наука представляет собой динамично функционирующий орга­низм, существующий для порождения созидания, производства знания. Иначе говоря, в науке следует видеть особую отрасль ду­ховного производства — производство научного знания.

Существует единство духовной и материальной деятельности, результата и процесса, знания и способов его получения. Главной частью самосознания науки стало представление о характере дея­тельности, направленной на формирование и развитие научного знания, а научное знание всегда есть результат деятельности по­знающего человека.

Объект и предмет науки.

Принято различать объект и предмет науки.

Объект — это область действительности, которую исследу­ет данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

Э.Г.Юдин выделяет следующие компоненты содержания понятия «предмет науки»:

объект исследования как область действительности, на которую направлена деятельность исследо­вателя; эмпирическая область, т. е. совокупность различных эмпирических описаний свойств и характеристик объекта, накоплен­ных наукой к данному времени; задача исследования; познаватель­ные средства.

Что понимают под объектом науки

Ни один из этих компонентов сам по себе не создает предмета. Как научная реальность, он создается только целостностью всех компонентов и характеризует специфику данной научной дисцип­лины. Взятый в целом предмет выступает как посредник между субъектом и объектом исследования: именно в рамках предмета субъект имеет дело с объектом.

Можно сказать проще: предмет науки — это как бы очки, сквозь которые мы смотрим на действительность, выделяя в ней определенные стороны в свете задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные науке для описания области действи­тельности, избранной в качестве объекта изучения.

В некоторых трудах по гносеологии и методологии науки раз­личаются три понятия: объект действительности, объект науки и предмет науки. Покажем это различие на примерах.

Рентгеновские лучи как объект действительности существова­ли не только до рождения ученого, чьим именем они были назва­ны, но и задолго до появления на Земле человека. Рентген сделал

их достоянием науки, объектом научного изучения. Но по мере того как они попадали в поле зрения разных наук, возникла не­обходимость выделить специфические для каждой из них сторо­ны этого объекта в соответствии с определенными задачами. Так, медицина и физика смотрят на рентгеновские лучи по-разному, каждый из них выделяет свой предмет. Для медицины они — средство диагностики заболеваний, для физики — один из мно­гих видов излучения. Ясно, что и понятийный состав, и средства изучения и применения этого объекта в разных науках не совпадают.

На урок к учителю физики могут прийти представители многих научных дисциплин. Но каждый из них увидит разное и опи­шет происходящее иначе, чем его коллега — специалист из дру­гой отрасли знания. Методист будет думать о том, насколько соот­ветствуют содержание и методы, применяемые учителем, целям преподавания данного учебного предмета в школе, физик — о правильности изложения материала своей науки, специалист по дидактике — о соответствии общего хода урока принципам обуче­ния. Психолог преимущественно заинтересуется особенностями усвоения материала учащимися. Для специалиста по кибернетике обучение — это система управления с прямой и обратной связью.

Педагогическая действительность — это та часть общей дей­ствительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспита­ния, учебники, то, что в них написано, и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражать­ся также и в обыденном — стихийно-эмпирическом процессе по­знания, и в художественно-образной форме.

При всем уважении к науке нельзя считать, что она может все. Опрометчиво было бы утверждать, что научная или какая-либо другая форма отражения лучше или «выше» другой. Требовать, чтобы Шекспир выражался формулами, а Эйнштейн сочинял драмы и сонеты, одинаково нелепо. Существуют различия в ха­рактере использования места и роли опыта: в науке, с одной сто­роны, и в художественном творчестве — с другой. Ученый исхо­дит из информации, уже накопленной в данной науке, из об­щечеловеческого опыта. В художественном творчестве в соотно­шении общечеловеческого и личного опыта большее значение име­ет опыт личный. Описание личного опыта соединено с его худо­жественно-образным осмыслением в «Педагогической поэме» А. С. Макаренко. Эта линия продолжена в публицистических про­изведениях других авторов-педагогов. Различие между двумя жан­рами состоит в том, что если основная форма художественного обобщения — типизация, то в науке соответствующую функцию выполняет абстрактное, логическое мышление, выраженное в понятиях, гипотезах, теориях. В художественном творчестве главным орудием типизации является художественный образ.

Стихийно-эмпирическое познание, как мы уже отмечали, также является формой духовного освоения действительности. Нередко в педагогике два вида познания — научное и стихийно-эмпири­ческое (обыденное) — не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может нахо­диться в положении исследователя. Высказывают или подразуме­вают мысль, что научное знание можно получить в процессе прак­тической педагогической деятельности, не утруждая себя науч­ными размышлениями, что педагогическая теория чуть ли не «вы­растает» сама собой из практики. Это далеко не так. Научное по­знание — процесс особый. Он включает в себя познавательную деятельность людей, средства познания, его объекты и знания. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отличия следующие.

Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание — все занятые практической деятельностью. Источником знания в этом случае являются раз­нообразные практические действия. Это как бы побочно, не спе­циально полученные знания. В науке же ставятся познавательные цели, и научное исследование носит систематический и целена­правленный характер, оно направлено на решение научных про­блем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства познания: моделирование, создание гипотез, экспериментирова­ние и т.д.

Практические задачи следует отличать от научных проблем. Например, преодоление отставания школьников в учении —- это практическая задача. Ее можно решить и не прибегая к научному исследованию. Но гораздо лучше решать ее на научной основе. Однако научная проблема не совпадает с практической задачей. В данном случае она может формулироваться, например, так: про­блема формирования у учащихся познавательной самостоятель­ности или проблема формирования у них учебных умений и на­выков. Одна практическая задача может быть решена на основе результатов исследования нескольких научных проблем. В то же время изучение одной проблемы может содействовать решению ряда практических задач.

Источник

Научный терминологический словарь достаточно сложен для начинающих исследователей. Однако без усвоения точных значений терминов дальнейшее изучение чего-либо невозможно. «Понятийная каша» в голове грозит серьезными заблуждениями и получением недостоверных результатов исследований, что имеет далеко идущие негативные, а порой и трагические последствия. Среди них «двойка» в зачетке — сущий пустяк.

Что такое объект познания

Что понимают под объектом науки

Следует различать часто смешиваемые понятия — объект науки и предмет науки.

Что понимают под объектом науки Вам будет интересно: Дальневосточное высшее военное командное училище (ДВВКУ)

В существующей реальности имеется множество независимых от человека и его сознания явлений и материальных объектов. По многим причинам (защита, любопытство, практическое использование) он стремится к максимальному их изучению и делает объектом исследования. То есть объект науки — это часть всего научного познания. Он часто указывается в самом названии дисциплины: математика, биология, информатика.

Что понимают под объектом науки

Познавательная потребность человека побуждает его к исследованиям внешнего и собственного, внутреннего мира, а затем к их преобразованиям в соответствии с потребностями (материальными и духовными, индивидуальными и общественными).

Предмет научного познания

Предмет познания — более узкое понятие, оно обозначает деталь объекта, его фрагмент, подвергающийся исследованию. Например, психология — объект, а психология управления производством — частный вопрос психологии, более узкая сфера научного анализа, то есть это предмет изучения.

Что понимают под объектом науки

Начиная научную работу, следует выбрать сначала объект изучения, затем определить его аспекты, проблемы, которые могут стать предметами детального научного исследования. Например: объект изучения — дошкольная педагогика, предмет — организация и методика физического воспитания детей младшего дошкольного возраста в семье. В юриспруденции объект науки — права гражданина Российской Федерации, предмет — его право на социальное обеспечение (на образование, на медицинскую помощь).

Методы научного познания

Чаще всего объект науки — это сложное сочетание его свойств и качеств, условий существования, взаимодействия с другими объектами. Поэтому изучение объектов и явлений требует специального инструментария.

Что понимают под объектом науки

Таковым являются методы научного исследования. Тесная связь объекта и методов науки обусловлена его особенностями и условиями изучения, степенью изученности.

Методы — это способы получения информации. Рассмотрим основные из них.

Эмпирические (общие и частные) основываются на чувственном восприятии: обследование, изучение и обобщение опыта, опытная работа, эксперимент, наблюдение, опрос.

Практика показывает, что в чистом виде эти методы исследования не используются.

Приемы исследовательской работы

Методы исследования осуществляются рядом необходимых и последовательных действий, которые называются приемами. Например, метод сбора информации об объекте может быть осуществлен такими приемами: беседа (с самим объектом, если это человек, с другими лицами), интервью, изучение документации, литературы с интересующими исследователя сведениями, видеоматериалов, наблюдения в разных условиях существования объекта.

Выбор способов (приемов) рационального проведения метода зависит от темы, целей научной работы, реальных технических и других возможностей работы исследователя, условий (например, наличие оснащенной лаборатории или ее отсутствие).

Объект и методы социологии

Пристально изучаемый объект социологии — это человеческое общество, а предмет изучения — его социальная жизнь: связи, отношения, взаимодействия, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей, принадлежащих к самым разным обществам, классам. В учебниках по социологии можно найти описания особенностей групп, организаций, социальных институтов (семьи, экономики, образования), движений, связанных с ними проблем, перспектив развития, причин деструктивных проявлений.

Что понимают под объектом науки

Широко применяя общенаучные методы исследования, социология использует и специфические: опрос устный и письменный (анкетирование), контент-анализ различной документации с целью получения достоверной информации, наблюдение, эксперимент.

Человек как объект социальных наук изучается с разных точек зрения медициной, психологией, педагогикой, культурологией, философией и целым рядом других дисциплин. Они, в свою очередь, разрабатывают свои методы научного исследования.

Заключение

Предметы и объекты науки — это бесконечный ряд поводов для исследований ввиду их многообразия и проявлений материального и нематериального мира.

Общество крайне заинтересовано в поступательном развитии научного знания — это гарантирует физическую безопасность и материальное, духовное благополучие человечества. Именно поэтому производятся огромные вклады в различные отрасли науки, культивируются наиболее одаренные научные кадры.

Что понимают под объектом науки

Научный прогресс зависит еще от того, насколько хорошо исследователь владеет теорией и практикой научной работы. Он должен быть свободным от предубеждений и предрассудков и в то же время уметь отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать.

Источник

ОБЪЕКТ НАУКИ

Смотреть что такое «ОБЪЕКТ НАУКИ» в других словарях:

объект науки — наука: объект та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена… … Большая психологическая энциклопедия

Объект науки — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки … Словарь-справочник по педагогической психологии

Объект науки — та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки … Словарь по педагогической психологии

Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) — объект недвижимого имущества со связанными с ним произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники, иными предметами материальной культуры. Объекты культурного наследия подразделяются на памятники,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ОБЪЕКТ — (от лат. objectum предмет) в самом широком смысле то, на что направлено индивидуальное или коллективное сознание. Когнитивным, или эпистемологическим, О. является все, что воспринимается, воображается, представляется или мыслится; О. может быть… … Философская энциклопедия

объект — ОБЪЕКТ (позднелат. objectum предмет; от лат. objicio бросаю вперед, противопоставляю) то, на что направлена активность (реальная и познавательная) субъекта. О. не тождествен объективной реальности: во первых, та часть последней, которая… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Объект культурного наследия общего пользования — объект культурного наследия, использование которого одновременно возможно заранее нерегламентированным широким кругом лиц (отдельные виды зданий, строений, сооружений и объектов науки и техники, произведения монументального искусства, центры… … Официальная терминология

Объект Авторского Права — произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения, отличающегося новизной, выражено в объективной форме и способно восприниматься окружающими. Словарь… … Словарь бизнес-терминов

Объект Интеллектуальной Собственности — произведения науки, литературы, искусства и др. видов творческой деятельности в сфере производства, в т.ч. открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для компьютеров и т.д. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ — ОБЪЕКТ (от лат. objectum – предмет) ИССЛЕДОВАНИЯ. То, на что направлена познавательная деятельность исследователя. Каждая самостоятельная наука имеет свой О. и. Для методики как науки О. и. является процесс обучения и овладения языком. Знания об… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Объект и предмет исследования – в чём разница?

Разобраться в этих двух понятиях не сложно. Объектом принято считать явление в целостности. А предмет – это нечто частное, детальное или отдельное свойство исследуемого. В статье подробно раскрыты отличительные характеристики, раскрыты определения терминов.

Что понимают под объектом науки

Что значит «объект исследования»

Успешность написания научной работы зависит от правильного толкования основополагающей терминологии. Исследователь иногда испытывает некоторые затруднения в определении того, что же на самом деле выступает объектом изучения, а что является предметом.

В имеющихся словарях с легкостью найдется определение тому или иному термину. Но, когда необходимо самостоятельно выделить в теме исследования объект для изучения – автор теряется и сталкивается с трудностями.

Отделить объект исследования от предмета гораздо легче, так как это более широкое и многогранное понятие. Он имеет различные направления, стороны и свойства для отдельного изучения каждого из них.

Объект исследования – это термин, обозначающий существование в материальном мире явления, независимого от сознания человека, но деятельность которого направлено на его исследование и изучение. Объект является отдельной частью во всем научном познании. Тема научного проекта всегда тесно связана с объектом исследования.

Нужна помощь в написании работы?

Что такое «предмет исследования»

Компетентность автора научной работы и его грамотность в изучаемом вопросе легко проверить по умению четко разграничивать между собой понятия объекта и предмета исследования. В пределах одной темы для изучения невозможно охватить объект в полном объеме, а доступно проанализировать только отдельно взятый аспект явления или его свойство.

Предмет исследования – это одна из множества сторона, часть или свойство явления, составной элемент изучаемого объекта. Автору работы важно разобраться и понять, что именно он изучает, какую конкретно характеристику. То есть, ответить на вопрос: «Какой процесс, проблема, закономерность или явление всего объекта рассматривается в работе?».

Где объект, а где предмет – на примерах

Пошагово процесс выглядит как: определение сферы, области для изучения (это и будет объектом), а затем выбирается только одно из направлений, исходя из поставленной цели в теме работы (то есть, происходит выделение предмета).

Что понимают под объектом науки

Объект более широкое понятие, чем предмет

Для легкости восприятия терминов и безошибочного отделения одного от другого ниже представлены примеры объектов и предметов для исследований.

Пример 1

Объект в макроэкономике – это финансовая деятельность всей экономической системы. А предметами для изучения могут быть: взаимоотношения между отдельными хозяйствующими субъектами; выявление причин и закономерностей кризисов в отдельных отраслях; анализ темпов инфляции, безработицы и т.д.

Пример 2

Объект в анатомии – это строение и развитие организма человека. Предметы выделяют по виду исследования в той или иной подсистеме (сердечно-сосудистой, мышечной, нервной и других): особенности развития органов при внутриутробном развитии; формирование внешних форм и пропорций человека при недостатке витаминов; строение клеток органов и тканей и другие.

Пример 3

В психологии объектом принято считать носителей психики, то есть способности живого организма получать, анализировать поступающую информацию и формировать впоследствии поведение. К предметам, например, относятся такие явления, как: закономерность поведения в стрессовом состоянии; причины расстройств психики и отклонений в поведении; анализ ощущений в состоянии беспричинного счастья.

Отличия между объектом и предметом

Объект – это явление первичное, а предметы – его составные части. В таблице ниже схематично и наглядно представлены отличия между этими понятиями:

Объект исследованияПредметы исследований
Организм человекаВлияние на работу печени алкоголя, курения и токсикомании
Строение органов малого таза
Народные куклыТехнологии пошива пышных платьев
Особенности росписи кукольных лиц у народностей южных и северных регионов одной страны
СтудентыУспеваемость за первое полугодие
Посещаемость занятий в начале учебного года
Образовательный процессТворческое развитие учеников младших классов
Проблемы внедрения информационных средств и технологий

Если разграничение понятий по-прежнему вызывает затруднения, стоит ещё раз обратить внимание на формулировку тематики работы. Она включает в себя предмет исследования, а иногда, и в точности его повторяет. Объект обозначается несколькими словами, но что изучается – в них не раскрывается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *