Что понимают под объектом использования отходов

Что понимают под объектом использования отходов

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

Источник

Объекты размещения отходов: определение, требования, законодательное регулирование

Что понимают под объектом использования отходов

Отходы жизнедеятельности людей опасны для окружающей среды.

Поэтому они требуют упорядочивания всего процесса обращения с ними.

С этой целью принят Федеральный закон (ФЗ) №89 «Об отходах производства и потребления», в котором имеются сведения об объектах размещения отходов (сокращенно ОРО).

Что такое объекты размещения отходов?

Согласно формулировке, приведенной в ФЗ №89, объекты размещения отходов — это специально оснащенные сооружения. Их назначение — размещение отходов.

ОРО включают:

Например, к таким сооружениям относятся полигоны и хранилища для шламов, хвостов, а также отвалы горных пород.

Требования к ОРО

Правила, регламентирующие условия для объектов размещения остатков деятельности человека, обозначены в статье 12 ФЗ №89 третьей главы закона. Статья 12 закона «Требования к объектам размещения отходов» содержит 11 пунктов.

Условия определения места строительства для ОРО изложены в некоторых пунктах статьи 12.

Пункт 2 гласит, что выбор места проводится на основании геологических и гидрологических изысканий.

Что понимают под объектом использования отходовВ пункте 5 говорится о том, что существует запрет на захоронение отходов в зонах:

А также на водосборных площадках, используемых с целью водоснабжения, в местах залегания и выработки полезных ископаемых.

Существующие ОРО обязательно вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) — п. 6 ст. 12 закона. А на ОРО, не внесенных в ГРОРО, размещать отходы запрещено (п. 7).

Выполнять захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, пригодные к утилизации, запрещено (п. 8). Также в требованиях к ОРО существует запрет на применение твердых коммунальных остатков для рекультивации земель, карьеров (п. 10).

В период функционирования ОРО их пользователи обязаны мониторить состояние внешней среды на предмет загрязнения (п. 3). После окончания эксплуатационного срока ОРО контролируется его состояние, воздействие на окружающую среду, а также проводятся восстановительные работы нарушенных земель (п. 4 ст. 12 закона №89).

Виды и характеристики

ОРО подразделяются на 2 вида — объекты хранения и объекты захоронения. Объекты хранения — это сооружения, назначением которых является длительное по сроку (более 11 месяцев) складирование отходов с дальнейшей утилизацией, обезвреживанием и захоронением.

Объектами захоронения отходов считаются наземные участки и подземные сооружения, служащие для изоляции остатков, не подверженных дальнейшей утилизации.

В промышленности такие объекты могут располагаться прямо на территории предприятия или же за его пределами. Их цель — предотвращение попадания в окружающую среду агрессивных компонентов.

Основные виды объектов захоронения отходов:

А также открытые и крытые площадки с покрытиями, шлакоотвалы, терриконы, золотоотвалы, производственные помещения.

Что такое ГРОРО?

Все ОРО фиксируются в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО) (приказ Минприроды РФ №792 от 30.09.2011, раздел III). Документ содержит сгруппированные данные о функционирующих объектах хранения отходов и объектах захоронения (п. 16 раздела III).

Что понимают под объектом использования отходовВ реестр ОРО (п. 17) не включаются:

Формирование ГРОРО происходит на основании информации об ОРО, которая получена вследствие проведения инвентаризации ОРО (п. 18).

Для включения в ГРОРО, территориальными органами Росприроднадзора в центральный орган предоставляется следующая информация о каждом объекте (п. 19):

Росприроднадзор в течение 15 дней анализирует полученную информацию, присваивает ОРО номер в ГРОРО.

Инвентаризация

Инвентаризация ОРО проводится в соответствии с Правилами, утвержденными приказом №49 Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25.02.2010 г. В правилах инвентаризации ОРО представлен порядок сбора, составления и оформления сведений об эксплуатируемых объектах.

Данные Правила не действуют на ОРО, не включаемые в ГРОРО. Частота проведения инвентаризации ОРО составляет 1 раз в 5 лет.

Проведение процедуры инвентаризации требует наличия следующих источников информации по ОРО:

Характеристика каждого объекта, после обработки информации об инвентаризации, оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр отправляется в территориальный орган Росприроднадзора, вторая копия документа хранится у лица, эксплуатирующего ОРО.

По результатам проведенной инвентаризации ОРО объекты включаются Росприроднадзором в ГРОРО. Также информация используется для регулирования работы обращения с отходами и влияет на решение при утверждении норм на размещение отходов.

Мониторинг

В соответствии со статьей 11 ФЗ №89, на территориях ОРО требуется проводить мониторинг состояния окружающей среды.

Постановлением №467 Правительства РФ от 26.05.2016 г. лица, эксплуатирующие ОРО, обязаны подготавливать отчет результатов мониторинга, удостоверяющий исключение негативного влияния ОРО на окружающую среду.

Порядок проведения мониторинга, согласно п.3 статьи 12 ФЗ №89, устанавливается федеральными органами в соответствии с их компетенцией. Обоснованием исключения негативного воздействия ОРО служат результаты измерений (п. 3 Постановления 467).

Что понимают под объектом использования отходов

По результатам проведения мониторинга составляется отчет, на основании которого территориальным органом Федеральной службы принимается решение о подтверждении исключения негативного влияния ОРО на окружающую среду.

Коэффициент места расположения

При взимании платы за загрязнение природной среды в инструктивно-методических указаниях Минприроды РФ от 26.01.93 г, который уже утратил силу, предусматривались коэффициенты, учитывающие место расположения ОРО.

Экологическая экспертиза проектов строительства

При возведении ОРО соответствие документации экологическим требованиям законодательства в сфере охраны окружающей среды устанавливается экологической экспертизой.

Регулирование отношений в области экологической экспертизы происходит с помощью ФЗ №174 от 23.11.1995 г.

К объекту государственной экологической экспертизы федерального уровня относится документация проектов капитального строительства, относящихся к ОРО (пункт 7.2).

Проведение экспертизы проектной документации распространяется на такие работы:

Заключение

Сохранение и поддержание естественного состояния природных систем — стратегическая цель экологической политики государства, включающая правильное обращение с объектами размещения отходов.

Для этого необходимо соблюдать законодательство, требования к ОРО, своевременно проводить мониторинг и инвентаризацию объектов, подавать отчеты.

Источник

Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции

И.О. Прохоров, инженер, аудитор-эколог (г. Москва)

23 декабря 2014 г. Государственная Дума Российской Федерации сразу в двух чтениях приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». 25 декабря законопроект был одобрен Советом Федерации, а 29 декабря Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ с соответствующим названием (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот закон вносит существенные изменения в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами. Вступление в силу многих положений отложено до 1 января 2016 г., отдельных положений — до 2017 и даже до 2019 г. В настоящей статье дан обзор основных изменений в законодательстве, уже вступивших и вступающих в силу в ближайшем будущем. Так как изменения слишком обширны, мы остановимся подробно только на самых актуальных на наш взгляд. Некоторые из новых положений законодательства потребуют принятия дополнительных подзаконных актов, но мы вкратце затронем и эти положения.

Названный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 21 июля 2011 г., а 7 октября того же года был принят в первом чтении. Более трех лет понадобилось для того, чтобы закон был принят окончательно. Первоначально целью законопроекта ставилось создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, но в процессе работы над законопроектом цели были расширены. Так, принятый Федеральный закон № 458-ФЗ призван:

Попробуем разобраться, в чем суть предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ изменений в законодательстве.

Прежде всего, изменения были внесены в терминологию, применяемую в области обращения с отходами. В первую очередь они коснулись ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ).

НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТХОДЫ»

Привычная для всех формулировка понятия «отходы производства и потребления» была изменена (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

отходы производства и потребления […] — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Присмотревшись внимательно к новой формулировке, можно заметить, что раньше понятие «отход» определялось лишь с точки зрения процесса образования (появления) отходов. Теперь же, кроме собственно описания процесса образования отходов, в формулировку включено упоминание об удалении соответствующим образом образовавшихся веществ и предметов. В то же время вторая часть нового определения (если мы рассматриваем его в контексте отечественного законодательства) вызывает много вопросов:

1. Что в данном случае следует понимать под удалением веществ или предметов? В самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести нас в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить»[1]. В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (далее — ГОСТ Р 53692-2009) (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I–IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды». Однако отметим, что здесь речь идет уже не о веществах или предметах, а об отходах, при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.

2. С какой целью определение было дополнено ссылкой на удаление отходов? Имелось ли в виду, что определенные вещества и предметы, образованные соответствующим образом, могут не подлежать удалению и не быть предназначенными для удаления? Если такие вещества и предметы образовались в процессе деятельности предприятия, то они в этом случае не должны считаться отходами?

3. Как определить, подлежит ли вещество или предмет удалению? Или имелось в виду, что ВСЕ соответствующим образом образованные вещества и предметы должны удаляться?

4. С какой целью сделана оговорка «…в соответствии с настоящим Федеральным законом»? Возможно, это просто лишнее упоминание (в дополнение к п. 2 ст. 2 Федерального закона № 89-ФЗ) о том, что удаление некоторых веществ и предметов[2] может регулироваться соответствующим законодательством? Или имелось в виду, что удаление обычных отходов может происходить способами, не указанными в Федеральном законе № 89-ФЗ, и в этом случае вещества или предметы не будут считаться отходами?

В общем, многое в новой формулировке выглядит непонятным. Но специалистам, знакомым с Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением[3] (далее — Базельская конвенция), при взгляде на данную формулировку сразу становится очевидно, что она является гибридом формулировки из ранней редакции Федерального закона № 89-ФЗ и формулировки Базельской конвенции: «»отходы» представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства». Но, во-первых, сфера действия Базельской конвенции вполне конкретна — отходы, являющиеся объектом трансграничной перевозки, сама перевозка отходов и их удаление. Во-вторых, в Базельской конвенции дана ссылка на то, как следует понимать термин «удаление отходов» (приведен конкретный перечень операций с отходами). И если ссылка на национальное законодательство в Базельской конвенции понятна (т.к. в разных странах законодательство может различаться), то калька с нее «…в соответствии с настоящим Федеральным законом» в новой формулировке Федерального закона № 89-ФЗ смотрится несколько странно.

Нам кажется, что механический перенос положения Базельской конвенции в Федеральный закон № 89-ФЗ оказался не очень удачным. Позволим себе предположить, что полученная «гибридная» формулировка и отсутствие понятия «удаление» в федеральном законодательстве вызовут массу проблем у предприятий в будущем, особенно учитывая новые положения законодательства в области лицензирования (о них речь пойдет далее). Если удаление рассматривать как перемещение веществ или предметов с территории предприятия — это одна ситуация. Если считать удалением перемещение и рециклинг в рамках одного предприятия — другая ситуация. А если удалением считать операции с отходами в соответствии с ГОСТ Р 53692-2009 (уничтожение, разложение или захоронение) — третья ситуация.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

В одной из статей, опубликованных в предыдущих номерах журнала, мы уже обращались к теме соотношения понятий «использование отходов» и «утилизация отходов» [4], имея в виду и законопроект, предшествующий появлению Федерального закона № 458-ФЗ. С учетом поправок на изменения в законодательстве указанный материал во многом остается актуальным.

Важно отметить, что теперь под утилизацией отходов также понимается и рециклинг, и регенерация, и рекуперация. Вернемся к этому при обсуждении вопроса лицензирования.

Отметим, что обработка отходов (если она осуществляется) — этап, предшествующий утилизации отходов в ее новом значении. Но может ли считаться обработкой отходов, например, сортировка партии отходов, предназначенной для захоронения, из которой отбирается 10–15 % отходов, пригодных для дальнейшей утилизации (стекло, металлы, бумага, картон, резина, полиэтилен)? Ведь в данном случае сортировка по сути дела является подготовкой отходов к дальнейшему захоронению. Скорее всего, надзорные органы будут трактовать сортировку как обработку отходов, тем более что извлечение полезных компонентов для их повторного использования отнесено к утилизации отходов. С другой стороны, теперь у контролирующих органов не будет соблазна называть сортировку обезвреживанием (чем она, конечно, не является). О таких курьезах мы в свое время тоже писали[5].

3. Понятию «обезвреживание отходов» дано новое определение (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

обезвреживание отходов — обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

4. Определение термина «хранение отходов» также подверглось корректировке (выделено и подчеркнуто автором):

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

хранение отходовсодержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

хранение отходовскладирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

Предыдущая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

Новая редакция Федерального закона № 89-ФЗ (ст. 1)

объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

Отдельно даны определения новых понятий :

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Согласно внесенным изменениям ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 июля 2015 г. будет иметь название «Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности». С 1 июля 2015 г. будет изменено и содержание данной статьи (выделено автором): «1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона […]».

Федеральный закон № 458-ФЗ также внес соответствующие изменения в п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», отнеся к лицензируемым видам деятельности сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности. Указанные изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Таким образом, с 1 июля 2015 г. все виды деятельности по обращению с отходами, кроме накопления, должны лицензироваться (соответственно, образование отходов также не подлежит лицензированию).

Как же быть с ранее выданными лицензиями на обезвреживание и размещение отходов (в т.ч. бессрочными)? В Федеральном законе № 458-ФЗ на этот вопрос дан потрясающий по своей простоте ответ: «Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30 июня 2015 года».

Ну что же, как говорили в старину: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Нынешним же бабушкам — если перефразировать современную песню — остается только нервно курить трубку. Сами посудите: мало того, что бессрочные лицензии в одночасье оказались срочными (а предприятия, получившие лицензии недавно, будут вынуждены через несколько месяцев заново начать процесс лицензирования), так еще и на все операции по обращению с отходами нужно получить лицензию (кроме образования и накопления отходов — и на том спасибо!).

Таким образом, очень многие предприятия в ближайшем будущем столкнутся с дилеммой — либо получать лицензии на осуществление деятельности по утилизации и/или обработке отходов, либо доказывать (при проведении проверок и в судебных разбирательствах), что те или иные вещества и материалы не являются отходами. Что касается приведенных выше примеров, то в первом случае нужно будет доказать, что вещества и материалы являются побочным продуктом (и/или сырьем), а во втором — что вещества и материалы, называемые офисным мусором, становятся отходом после отбора из них стекла, картона, металлов. Здесь на помощь может прийти не только неясность термина «удаление» применительно к веществам и материалам, но и уже имеющаяся арбитражная практика, в которой суды отмечали, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе самостоятельно определять, какие вещества и материалы, образующиеся в результате их производственной деятельности, подпадают под определение «отходы производства и потребления»[7].

Как мы считаем, вводимое лицензирование новых (и «новых старых») видов деятельности по обращению с отходами — применительно к предприятиям, специализирующимся на таких видах деятельности, — теоретически может способствовать упорядочиванию и эффективному контролю в данной области. Но мы опасаемся, что стремление заставить проходить через процедуру лицензирования значительную часть организаций, де-факто не занимающихся обработкой или утилизацией отходов, создаст ненужные административные барьеры, что в условиях непростой экономической ситуации явно не будет способствовать росту экономики в нашей стране.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЯХ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ НА ОТХОДЫ

И все! Больше никаких упоминаний о том, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. И главное — больше нет положения о том, что собственник отходов I–IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. Напомним, эти условия были предусмотрены в предыдущей редакции данной статьи.

Получается, что право собственности на отходы (включая дарение) может быть передано любому лицу вне зависимости от того, есть ли у последнего лицензия. Другое дело, что при разработке проектов НООЛР, составлении технических отчетов или отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) все равно необходимо будет указывать наименования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые будут осуществлять дальнейшие операции по обращению с отходами (с указанием видов обращения с отходами и реквизитов лицензий).

Теперь отходы — как одна из разновидностей движимых вещей — являются объектом права собственности. Основания возникновения и порядок осуществления права собственности регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, который мы рекомендуем изучить всем экологам (хотя бы положения статей о праве собственности на движимое имущество). Нелишним будет также изучение глав и статей о видах договоров, касающихся движимого имущества.

Приведем выдержки из Гражданского кодекса, которые могут оказаться полезными экологам:

Статья 226. Движимые вещи, от которых собственник отказался

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность […].

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
[…]

НОВЫЙ ТИП ОТХОДОВ — «ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ»

Теперь в Федеральном законе № 89-ФЗ в отдельную группу выделены твердые коммунальные отходы (далее — ТКО) — «отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».

Обращение с ТКО будет регулироваться отдельными положениями Федерального закона № 89-ФЗ, в основном вступающими в силу с 1 января 2016 г. Рамки настоящий статьи не позволяют слишком подробно остановиться на этих нововведениях, тем более что для их практической реализации потребуется принятие подзаконных актов. Возможно, после их принятия многие из рассмотренных ранее вопросов будут сняты.

Пока же в качестве информации к размышлению мы хотели бы привести определения понятий, которые будут применяться в сфере обращения с ТКО:

Также стоит отметить, что полномочия по управлению потоками отходов, организации сбора, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО будут осуществляться субъектами Российской Федерации. Полномочия эти будут весьма обширны. На уровне регионов будут создаваться региональная программа в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО, а также территориальная схема обращения с отходами.

В связи с появлением в Федеральном законе № 89-ФЗ понятия «твердые коммунальные отходы» Федеральный закон № 458-ФЗ вносит изменения и в Жилищный кодекс Российской Федерации (вступают в силу 1 января 2016 г.), в соответствии с которыми услуги по обращению с ТКО будут отнесены к коммунальным. Теоретически это может позволить сделать деятельность по обращению с ТКО более прозрачной и регулируемой. Субъекты Российской Федерации смогут устанавливать долгосрочные тарифы на услуги по обращению с ТКО, что, по задумке авторов новой концепции, может привлечь инвесторов в эту область деятельности (поскольку будет обеспечен в большой степени гарантированный поток отходов).

НОВЫЙ ТИП ОТХОДОВ — «ОТХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРОВ»

Федеральный закон № 458-ФЗ вводит в законодательство ответственность производителя товаров за утилизацию товаров, превратившихся в отходы. Для этого в Федеральном законе № 89-ФЗ теперь выделены отходы от использования товаров (далее — ОИТ) — «готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них».

Для ОИТ введен и соответствующий норматив (выделено автором): «норматив утилизации отходов от использования товаров […] — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации».

Ответственность производителей будет реализовываться по одной из альтернативных схем:

Перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств[10], и нормативы утилизации ОИТ будет утверждать Правительство Российской Федерации. Пересматриваться они будут один раз в 3 года. Правительство также будет устанавливать порядок взимания экологического сбора.

Средства от уплаты экологического сбора будут поступать в бюджет Российской Федерации, а потом расходоваться через государственные программы:

Как и в случае с ТКО, будущее покажет, каким образом будут реализовываться положения Федерального закона № 89-ФЗ, касающиеся ОИТ.

НОВОЕ ПОНЯТИЕ — «ГРУППЫ ОДНОРОДНЫХ ОТХОДОВ»

В Федеральном законе № 89-ФЗ появилось понятие «группы однородных отходов» — «отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме)». А с 1 января 2016 г. в силу вступят новые положения данного Федерального закона о том, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в области охраны окружающей среды, будет устанавливать требования по обращению с группами однородных отходов I–V классов опасности. Соответственно, эти требования должны будут соблюдаться всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Мы пока не знаем, как комментировать данную новеллу, поскольку подзаконные акты в данной области пока не были приняты.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Следующие изменения будут внесены в ст. 18 «Нормирование в области обращения с отходами» Федерального закона № 89-ФЗ и вступят в силу 1 января 2016 г. :

1. В законе появится ссылка на то, что нормирование в области обращения с отходами должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом № 89-ФЗ.

2. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме СМСП), образующих отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, НООЛР, а также порядок их утверждения будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (вероятно, это будет Росприроднадзор, хотя после таких масштабных изменений уже трудно что-то прогнозировать со стопроцентной вероятностью).

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме СМСП), образующих отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, НООЛР, а также порядок их утверждения будут устанавливаться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Таким образом, в соответствии с новой концепцией «монополия» Росприроднадзора на нормирование отходов с 1 января 2016 г. должна быть ликвидирована: Росприроднадзор будет утверждать проекты НООЛР только для определенной категории предприятий. В данный момент опять-таки сложно прогнозировать, будут ли органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать свои методические указания по разработке проектов НООЛР или возьмут за основу не так давно вышедшие «из-под пера» Минприроды[11].

3. Подобная ситуация с 1 января 2016 г. возникнет и в области представления уведомительной отчетности СМСП. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) СМСП, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, будет устанавливать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; а на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, — уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОТХОДОВ

Изменения будут внесены в ст. 14 «Требования к обращению с отходами I–V классов опасности» Федерального закона № 89-ФЗ:

1. С 1 января 2016 г. предприятия, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, будут обязаны осуществлять отнесение отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (этот же орган будет осуществлять само подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности). Это, как говорится, «плохая новость» (напомним, что в настоящее время пока действует порядок отнесения отходов к I–IV классам опасности, а для отходов V класса необходимость отнесения отходов к классам опасности, как правило, возникает только при разработке проекта НООЛР).

2. «Хорошая новость» заключается в том, что с 1 января 2016 г. подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, не будет требоваться [12]. С грустью отметим, что законодатели не сжалились над рядовыми экологами и не предусмотрели более скорое вступление данной нормы в силу.

ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И МЕРАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ

Федеральным законом № 458-ФЗ также внесены изменения в ст. 23 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» Федерального закона № 89-ФЗ. 1 января 2016 г. вступают в силу следующие важные положения:

1. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов ( за исключением ТКО ) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы.

2. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются операторы по обращению с ТКО, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Таким образом, многолетние споры (включая споры в высоких судебных инстанциях) о том, должны ли предприятия вносить плату за НВОС при размещении отходов, а также кто именно должен вносить данную плату, теперь канут в Лету. Двусмысленность законодательных норм будет устранена: право собственности на отходы, будь оно передано или не передано, к плате за НВОС не будет иметь никакого отношения.

Говоря о плате за НВОС при размещении ТКО, отметим еще одну новую норму Федерального закона № 89-ФЗ (вступает в силу 1 января 2016 г.): «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». Эта норма касается не только экологов, но и всех граждан. Поскольку указанные расходы, вероятно, будут включены в коммунальные платежи, то общая сумма коммунальных платежей должна будет вырасти. В идеале это должно стать стимулом к уменьшению образования отходов со стороны пользователей жилых помещений — как напрямую (каждый житель должен стремиться снизить образование отходов, а вторичные ресурсы — сдавать в пункты приема вторсырья), так и с помощью воздействия на управляющие компании (добровольная или вынужденная организация ими раздельного сбора отходов).

Федеральный закон № 458-ФЗ внес поправки в положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о применении понижающих коэффициентов к ставкам платы за НВОС (изменения вступят в силу 1 января 2016 г.). Так, в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС при исчислении платы за НВОС при размещении отходов к ставкам такой платы будут применяться следующие коэффициенты:

ИЗМЕНЕНИЯ В ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Необходимость внесения изменений в ст. 15 «Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с отходами I–IV класса опасности» Федерального закона № 89-ФЗ, многие положения которой (особенно после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») превратились в определенного рода атавизм (достаточно сказать, что понятия «профессиональная подготовка» в последнем Федеральном законе нет), назрела уже давно. Тем не менее законодатели, увлеченные разработкой новых масштабных концепций, первые два пункта ст. 15 вообще не тронули, но дополнили ее п. 3 следующего содержания: «3. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды». Это положение вступает в силу 1 июля 2015 г., и нам очень интересно увидеть, как оно будет реализовываться.

О НЕКОТОРЫХ ЗАПРЕТАХ

Ранее мы говорили о «пряниках», предусмотренных в новых нормах законодательства. Теперь скажем несколько слов о новых запретах («кнутах») в Федеральном законе № 89-ФЗ:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В статье мы постарались остановиться на наиболее важных на наш взгляд новшествах законодательства в области обращения с отходами. Какие-то из них были затронуты в большей степени, какие-то лишь очерчены. Рамки журнальной статьи, тем более написанной буквально «по горячим следам» принятого Федерального закона № 458-ФЗ, не позволяют слишком детально рассказать о масштабных изменениях в области обращения с отходами. Как нам представляется, на сегодняшний день вопросов к этому нормативно-правовому акту больше, чем ответов в нем. Мы уверены, что на страницах «Справочника эколога» авторы статей еще не раз обратятся к анализу Федерального закона № 458-ФЗ. Многое будет проясняться в процессе практической реализации положений данного документа, в т.ч. по мере принятия соответствующих подзаконных актов.

В этой связи хочется обратить ваше внимание на портал http://regulation.gov.ru, на котором публикуются проекты всех нормативных актов и где каждый может принять участие в официальном публичном обсуждении. Сразу после принятия Федерального закона № 458 на этом портале появились проекты нескольких подзаконных актов. Мы полагаем, что активное участие экологического сообщества в официальном обсуждении может помочь выработать оптимальные версии нормативных актов.

[1] Например, согласно Большому толковому словарю русского языка под ред. С.А. Кузнецова (СПб.: Норинт, 2009) «удалить» — 1) переместить на более далекое расстояние, отдалить; 2) убрать, вынести, вывести и т.п. что-л. лишнее, ненужное, мешающее; 3) устранить каким-л. способом (снять, срезать, вырвать и т.п.); 4) сделать менее ощутимым воздействие, влияние чего-л.; полностью избавить от какого-л. влияния, воздействия и т.д.

[2] Речь идет о выбросах вредных веществ в атмосферу, сбросах вредных веществ в водные объекты, веществах, разрушающих озоновый слой, радиоактивных отходах, биологических отходах, медицинских отходах.

[3] Принята в г. Базель (Швейцария) 22 марта 1989 г. Документ вступил в силу для Российской Федерации 1 мая 1995 г.

[4] См. Прохоров И.О. Обезвреживание и использование отходов, сортировка и утилизация: вопросы терминологии // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 32–43.

[7] См., например: Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 04.06.2012 по делу № А75-917/2012; Постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 по делу № А32-14760/2014; Постановление Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу № А56-511/2014.

[8] Здесь и далее выделено автором.

[9] Утвержден Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

[10] См. Проект перечня товаров, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 4.

[11] Мы имеем в виду новые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349. Подробнее см.: Прохоров И.О. Новые методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25.

[12] Нам представляется, что если бы эта новость впервые прозвучала на собрании экологов, то после нее должна была повиснуть пауза, после чего — последовать громкие и продолжительные аплодисменты. Ведь то, что Росприроднадзор «устроил» после 1 августа 2014 г. с подтверждением классов опасности отходов — с выпуском многочисленных разъяснительных писем и особенно с введением так называемого «Портала по паспортизации отходов» — экологи запомнят надолго.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *