Что понимают под организационной формой трудового обучения
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Под организационными формами производственного обучения понимают способы организации учебного процесса и учебно-производственного труда учащихся
Под организационными формами производственного обучения понимают способы организации учебного процесса и учебно-производственного труда учащихся, формы руководства их деятельностью, а также структуру построения учебных занятий.
В настоящее время на производственном обучении установились три основные формы организации учащихся: фронтальная (фронтально-групповая); звеньевая (бригадная); индивидуальная.
Фронтальная форма организация производственного обучения заключается в том, что все учащиеся выполняют одинаковые задания.
Единое содержание вводного инструктажа и объяснение особенностей работы, предупреждение о типичных ошибках и коллективное обсуждение причин, их вызывающих, — все это дидактически эффективно при такой форме. Легче контролировать этапы работы, удобнее сравнивать степень продвинутости разных учеников. Методическое руководство учебным процессом концентрировано, планируемые целевые обходы «привязаны» к одному и тому же изделию (объекту труда).
Звеньевая (бригадная) форма организации обучения предполагает разделение группы при выполнении работ на подгруппы. Характерно, что каждое звено выполняет свое задание (они могут резко разниться).
Благоприятное влияние этой формы на результаты работы предусматривает соблюдение мастером следующих методических правил, проверенных практикой.
1. Небольшие группы — как правило, от 2 до 5 человек — могут работать как над определенными теоретическими (например, при выполнении лабораторных работ), так и над практическими заданиями, как на уроке, так и на внеурочных занятиях.
2. Состав звеньев (бригад) постоянен. Учащиеся создают их сами, руководствуясь личными мотивами, например дружескими отношениями, общими интересами и т.п. Мастер, однако, следит за тем, чтобы каждое звено представляло своего рода «микросоциум», т.е., чтобы в его состав входили более и менее продвинутые учащиеся, различные по образу мышления, по деятельностным характеристикам.
3. Работой звена (бригады) руководит старший, функции которого учащиеся выполняют поочередно с целью научиться и руководить, и подчиняться, что абсолютно соответствует реалиям будущей трудовой жизни.
4. Все группы работают под обязательным контролем мастера. Руководящая роль мастера проявляется в конкретных подсказках для разрешения возникающих тупиковых ситуаций, в оценке индивидуальных результатов, создании атмосферы сотрудничества, духа взаимной помощи. Это особенно важно для первых этапов работы звена, когда его члены еще не умеют организованно работать вместе в течение продолжительного времени и часто не готовы поставить групповые интересы выше собственных.
Индивидуальная форма организации обучения экономически довольно дорога. Вместе с тем, применяясь на производстве в виде прикрепления обучающегося к высококвалифицированному рабочему, она весьма продуктивна. Однако мастеру значительно труднее контролировать большое количество различных рабочих мест, а учащийся не имеет возможности сотрудничать со своими товарищами, не вырабатывает умения работать в коллективе, с коллективом и для коллектива.
Основные формы организации трудового обучения
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОГИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
« Основные формы и методы организации трудового обучения в коррекционной школе »
Подготовил: мастер производственного обучения Нестеров В.Р.
Основные формы и методы организации трудового обучения
Форма обучения — это определенное организационное оформление учебного процесса.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах. Это учебные занятия, экскурсии, производственная практика, общественно полезный труд и кружковая работа.
В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда.
Для любого урока характерны следующие особенности, отличающие его от других организационных форм обучения. Это наличие постоянной группы учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Преимущества урока как формы организации трудового обучения состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений учащихся, двигательных приемов труда, стимулирует другие виды деятельности. Кроме того, урок трудового обучения позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.
К урокам ручного труда в специальной школе предъявляются следующие требования.
1. Целенаправленность занятий.
Каждый урок должен быть направлен на реализацию определенных целей. На уроках трудового обучения ставятся как конкретные (учебные), так и общие цели, отработка межпредметных связей. При постановке конкретных целей предполагается их реальное достижение на одном конкретном занятии (например, научить детей приемам строгания или поперечного пиления). Общие цели (воспитательные и коррекционные) реализуются в течение ряда уроков и предполагают длительную работу с учащимися (например, формировать умение планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционную карту или умение анализировать образец по вопросам учителя).
В цели урока отражаются этапы процесса усвоения знаний и навыков школьниками: первоначальное ознакомление, углубление и закрепление знаний и умений, совершенствование умений и выработка устойчивых навыков.
2. Оптимальность объема учебного материала.
На уроках ручного труда чрезвычайно важна строгая дозировка учебного материала в зависимости от индивидуальных и трудовых возможностей учащихся. Для каждого занятия нужно подбирать такой объем учебного материала, который может быть успешно ими усвоен, но в то же время требующий преодоления определенных трудностей, справившись с которыми учащиеся могут продвинуться в своем развитии.
Каждый урок трудового обучения должен иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование предстоящей деятельности, практическая работа учащихся, отчет о проделанной работе, оценка деятельности учащихся, подведение итогов, выставление отметок). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. Она может включать в себя также физминутку, подготовку рабочего места, сообщение или повторение технических сведений, актуализацию знаний и умений учащихся.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям (теория образования) и содержанию учебного материала.
Очень важно из большого разнообразия методов обучения выбрать такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю нужно знать, какие из них в данном случае будут наиболее эффективными.
5. Рациональное использование учебного времени.
На уроках труда учащиеся приобщаются к практической деятельности, которая имеет решающее значение для их будущей жизни. Поэтому каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Большая часть учебного времени, несомненно, должна отводиться практике по изготовлению того или иного изделия. Однако ориентировочным этапом урока также нельзя пренебрегать, так как от него зависит эффективность выполняемой практической части. Темп практических занятий индивидуален для каждого урока, однако, по мере формирования у школьников трудовых и интеллектуальных умений и навыков, он должен постепенно возрастать.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Для обучения каждого ученика необходимо создание оптимальных условий. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов обучения. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся.
Типы уроков трудового обучения.
Уроки трудового обучения различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.
Самостоятельные работы выполняются по итогам учебных периодов.
Методы трудового обучения.
Понятие метод можно определить как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Среди приемов, используемых в процессе трудового обучения, есть универсальные, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов (наводящих, проблемных, побуждающих и др.) может применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Такое же универсальное значение имеют приемы повторения, сравнения, выделения главного, существенного в изучаемом материале. Вместе с тем в профессионально-трудовом обучении в целом, также в обучении тому или иному виду труда могут применяться специфические методические приемы.
Различие трудового обучения во вспомогательной и массовой школах состоит не столько в самих методах, сколько в особенностях применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня их учебной подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционных направлений работы.
Например, умение планировать предстоящую работу на уроках труда формируется у умственно отсталых Детей очень медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с технологическими картами, когда планирование будущих трудовых действий и операций превращается во внешний зрительно контролируемый процесс. При этом появляется возможность оказания дифференцированной помощи учащимся в зависимости от характера их затруднений.
Известно, что по способам передачи и соответственно — восприятия учебного материала методы обучения разделяют на следующие группы:
1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).
2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия. учебной информации (наглядные методы).
3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия ее (практические методы).
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для данной группы учащихся.
Для того чтобы умственно отсталые школьники восприняли объяснение учителя, нужны убедительные обоснования, например, показ нежелательных последствий, к которым может привести несоблюдение правил, нарушение необходимого порядка действий. Учителю приходится постоянно помнить, что внимание учащихся надо стимулировать.
Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом учителем трудовых действий, с демонстрацией различных наглядных пособий, с пробными действиями учащихся. Учитель обращается с вопросами к ученикам, просит повторить приведенные им доказательства.
Объяснение, а также показ действий с одновременным объяснением иногда следует повторить.
Побуждая детей к активному слушанию, учитель обращается к ним с вопросами, делает начало рассказа интригующим, указывает на значимость и пользу сообщаемых сведений, т. е. прибегает к приемам, активизирующим внимание учащихся.
В коррекционной школе учебная демонстрация обязательно сочетается со словесными методами. На Уроках трудового обучения демонстрируются различные средства наглядности: натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, станки, машины их изображения, различные инструкционные карты, модели, приборы, а также учебные фильмы.
Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления умственно отсталых школьников.
Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия учащихся нужно организовать не только с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить (разборные модели, подвижные технологические карты, различный раздаточный материал), но и с плакатами, таблицами и др.
При изучении таких свойств материалов, которые нельзя выявить только путем внешнего осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Опыт ставится таким образом, чтобы изменения, происходящие с материалами при различных воздействиях на них, были хорошо заметны. Ход опыта и результаты, полученные учениками, обсуждают все вместе.
На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время производственных экскурсий. Важным моментом в организации наблюдении является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся — как правило, после многократных показов и объяснений — усвоили последовательность работы и правильно выполнили пробные упражнения.
Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.
Упражнения — это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Различают установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения. Упражнения на уроках труда даются ученикам в виде определенных заданий.
Как показывает опыт, процесс усвоения идет успешнее, если первичное ознакомление с новыми приемами выполнения тех или иных операций осуществлять изолированно от конкретных практических работ путем проведения специальных упражнений, которые называют установочными.
В упражнениях на усвоение новых трудовых приемов предусматривается вначале формирование знаний и представлений о содержании приема, а затем практическое использование трудовых действий.
Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделий, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. К тренировочным относятся также упражнения, выполняемые фронтально на специальных приспособлениях и тренажерах. Возможны и индивидуальные упражнения, в то время как основная группа учеников выполняет другое задание.
Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т. д.).
При выполнении этих упражнений особое значение приобретает умение учащихся ориентироваться в задании, планировать работу, рационально ее организовывать и контролировать. Перед началом выполнения таких упражнений основные усилия учителя направляются на усвоение учениками цели деятельности, на формирование у них образов конечного и промежуточного результатов труда и усвоение плана предстоящей работы. В процессе выполнения упражнений особое внимание обращается на изучение нового материала, а также на формирование умений самоконтроля.
Упражнения организуются таким образом, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности учащихся в работе. В процессе таких упражнений учащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденный учебный материал. Однако в нужной мере развитие самостоятельности в формирование трудовых навыков происходит при выполнении таких упражнений, которые можно назвать рабочими. Эти упражнения отличаются тем, что в их содержании нет новых элементов, весь процесс работы учащимся хорошо знаком, т. е. происходит полное и систематическое повторение комплексов операций в процессе изготовления полезных изделий.
На первое место в этих упражнениях выдвигается задача улучшения качества работы и развития скоростных показателей труда. Для этого важно иметь в достаточном количестве и необходимого качества оборудование, инструменты и материалы.
Лабораторные работы — это особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний.
Во вспомогательной школе лучше всего их проводить фронтально. Это требует наличия необходимого оборудования в достаточном количестве. Для лабораторных работ нужно подбирать такие образцы материалов, на которых можно хорошо различать происходящие с ними изменения.
В процессе работы учитель следит за правильностью выполняемых действий, иначе могут получиться неверные результаты. Наиболее ответственный момент занятия — анализ полученных результатов. При подведении итогов каждый ученик сообщает свои данные, которые тщательно обсуждаются, после чего в коллективной беседе делаются выводы.
Доклад «Методы и формы трудового обучения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ИСТРИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
« Методы и формы трудового обучения »
Доклад подготовил и зачитал:
учитель трудового обученя
Методы и формы трудового обучения
1. Характеристика основных методов трудового обучения
2. Формы организации трудового обучения
1. Характеристика основных методов трудового обучения
Понятие метод можно определить как совокупность приемов деятельности учителя и учащихся. Среди приемов есть универсальные, т. е. применяемые при обучении любому учебному предмету. Например, постановка вопросов применяться в объяснении, беседе, при выполнении различных упражнений, при устном контроле. Такое же универсальное значение имеют приемы повторения, сравнения, выделения главного, существенного в изучаемом материале. Вместе с тем в профессионально-трудовом обучении могут применяться специфические приемы.
Различие трудового обучения во вспомогательной и массовой школах состоит не столько в самих методах, сколько в особенностях применения, что определяется сниженными учебными возможностями учащихся, неоднородностью уровня подготовки, а также необходимость в связи с этим коррекционных направлений работы.
Например, умение планировать работу формируется медленно. Для развития этого умения используются такие приемы работы с тех картами, когда планирование превращается во внешний зрительно контролируемый процесс. При этом появляется возможность оказания помощи учащимся в зависимости от характера затруднений.
Известно, что по способам передачи и восприятия учебного материала методы обучения разделяют на следующие группы:
1. Методы словесной передачи и слухового восприятия учебной информации (словесные методы).
2. Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наглядные методы).
3. Методы передачи информации посредством практических, трудовых действий и тактильного восприятия ее (практические методы).
Из словесных методов в трудовом обучении чаще всего используются объяснение и беседы, иногда применяется рассказ учителя.
Словесные методы в трудовом обучении в чистом виде применяются редко, обычно они сочетаются с наглядными и практическими.
Речь учителя в беседах, объяснениях и рассказе должна быть продуманной, четкой, предельно ясной, объем учебного материала — небольшим, сложность — оптимальной для учащихся.
Объяснение — краткое изложение учебного материала. Чтобы школьники восприняли объяснение, нужны убедительные обоснования, например, показ нежелательных последствий, к которым может привести несоблюдение правил, нарушение порядка действий. Внимание учащихся надо стимулировать.
Объяснение в большинстве случаев сочетается с показом трудовых действий, с демонстрацией наглядных пособий, с пробными действиями учащихся. Учитель обращается с вопросами к ученикам, просит повторить. Объяснение и показ действий с объяснением иногда следует повторить.
Рассказ — это повествовательное изложение учебного материала. Рассказ сочетается с другими словесными методами — объяснением и беседой, а также наглядными и практическими методами.
Беседа — это совместное обсуждение материала. В беседе учащимся отводится более активная роль, чем при рассказе. Беседа может быть вступительной, объяснительной, обобщающей. К любой беседе учитель готовит вопросы, продумывает ход и завершение.
От постановки вопросов очень многое зависит. Если можно ограничиться ответами «да»’ или «нет», беседы не получится. Проводя беседы, учитель приучает школьников к свободному, аргументированному высказыванию мыслей.
Учебная демонстрация сочетается со словесными методами. Средства наглядности:
натуральные образцы объектов труда и их изображения, инструменты, модели, приборы, а также учебные фильмы и презентации.
Укажем на такую особенность применения наглядных пособий, как приуроченность к определенному этапу занятий.
Для одного занятия обычно требуется много наглядности. Учитывая повышенную отвлекаемость учащихся, на каждом этапе учитель демонстрирует только те пособия, которые необходимы для учебного материала. Пособия, с которыми работа закончена, убираются. Учащиеся не только рассматривают наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия учащихся нужно организовать не только с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить но и с плакатами, таблицами и др. Возможности активной работы с последними ограничены, но они есть.
При изучении свойств материалов, которые нельзя выявить путем осмотра образцов, применяют демонстрацию опытов. Ход опыта и результаты, полученные учениками, обсуждают все вместе.
Наблюдение — это целенаправленное, длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения. Наблюдения должны быть организованы, продуман объект для наблюдений, поставлены задачи, даны объяснения, как наблюдать и регистрировать результаты. Учитель постоянно поддерживает внимание учащихся, направленное на объект с целью выявления его отличительных и существенных признаков.
Важным моментом в организации наблюдении является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.
В трудовом обучении широко применяется инструктаж, который представляет не столько метод, сколько совокупность методов, словесных и наглядных, сочетание объяснения, наглядного показа способов действия, демонстрации таблиц и т. д.
Особенность инструктажа состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обоснованием последовательности действий. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся.
Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся усвоили последовательность работы и правильно выполнили пробные упражнения.
Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс хорошо знаком и все трудовые операции усвоены.
Практические методы. Из практических методов в трудовом обучении используются упражнения и лабораторные работы.
Упражнения — многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают навыками. Различают установочные и тренировочные упражнения. Упражнения даются ученикам в виде определенных заданий.
Усвоение идет успешнее, если первичное ознакомление с новыми приемами выполнения операций осуществлять изолированно от практических работ путем проведения специальных установочных упражнений.
В упражнениях на усвоение новых трудовых приемов предусматривается вначале формирование знаний и представлений о содержании приема, а затем практическое использование.
Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения операций.
Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. К тренировочным относятся также упражнения на специальных приспособлениях и тренажерах. Возможны индивидуальные упражнения, в то время как основная группа выполняет другое задание.
Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия. Эти упражнения, называемые практическими работами, включают элементы нового (конструкция, технология, материалы и т. д.).
При выполнении этих упражнений особое значение приобретает умение ориентироваться в задании, планировать работу, рационально ее организовывать и контролировать. Перед началом упражнений усилия учителя направляются на усвоение цели деятельности, на формирование образов конечного и промежуточного результатов и усвоение плана работы. В процессе выполнения упражнений внимание обращается на изучение нового материала и на формирование самоконтроля.
Упражнения организуются так, чтобы обеспечить постепенное повышение самостоятельности учащихся. Учащиеся, овладевая новыми знаниями и трудовыми умениями, повторяют ранее пройденный материал. Развитие самостоятельности в навыки происходит при выполнении упражнений, которые можно назвать рабочими. Эти упражнения отличаются тем, что в них нет новых элементов, весь процесс работы хорошо знаком, т. е. происходит повторение операций в процессе изготовления изделий. На первое место выдвигается задача улучшения качества работы и развития скоростных показателей.
Лабораторные работы — особый вид упражнений, которые выполняются учащимися с целью самостоятельного приобретения знаний.
Для лабораторных работ нужно подбирать такие образцы материалов, на которых можно хорошо различать происходящие с ними изменения.
Учитель следит за правильностью действий, иначе могут получиться неверные результаты. Наиболее ответственный момент — анализ результатов. При подведении итогов каждый сообщает свои данные, которые обсуждаются, после чего в коллективной беседе делаются выводы.
2. Формы организации трудового обучения
Трудовое обучение организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа. К уроку труда предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий. Каждое занятие должно иметь педагогические цели: учебную, выполнимую на данном занятии, а также общие цели, к которым относятся воспитательные и коррекционные. Если конкретные цели могут меняться, то общие остаются неизменными для ряда занятий. В цели занятия отражаются этапы усвоения знаний и навыков: ознакомление, уточнение, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка привычек.
2. Оптимальность объема учебного материала для каждого занятия
Чтобы достичь целей, для каждого занятия нужно планировать такой объем учебного материала, который может быть усвоен. Завышение и занижение объема дает одинаково отрицательный эффект. Учебный материал, планируемый на занятие, должен быть целостным по содержанию и иметь логическую законченность.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура зависит от содержания материала, целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию материала. Из большого разнообразия методов обучения подбирают такие, которые дадут наибольший эффект. Один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому важно знать, какие из методов в данном случае будут эффективны.
5. Рациональное использование учебного времени. Данное требование имеет особое значение на уроках труда, так как учащиеся приобщаются к практической деятельности, имеющей значение для их будущей работы. Каждая минута занятия должны быть насыщена работой. Темп, оптимальный для класса, должен постепенно возрастать. Чтобы не терять время, необходима предварительная (материальная и организационная) подготовка к занятиям. Рациональное использование учебного времени предполагает также исключение всех посторонних разговоров, беспричинных отлучек с занятия и всякого рода отвлечений.
6. Индивидуальный подход в обучении. Это означает создание оптимальных условий для обучения каждого ученика. Индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения заданий, и путем применения методических приемов или создания организационных условий. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся.
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого теоретического и практического материала. Если основное время отводится на практическую работу. занятия называют практическими. Занятия, на которых изучается теоретический и практический материал, называют комбинированными.
Теоретическая часть комбинированных занятий может быть посвящена ознакомлению с новыми сведениями или формированию умений ориентироваться в трудовых заданиях и планировать работу. Методика работы имеет отличия, поэтому занятия, где изучаются технические сведения, называют теоретическими, а те, на которых происходит обучение умениям ориентироваться в заданиях и планировать работу, — подготовительными. И в том и в другом случае теоретическая работа комбинируется с практической. Только теоретические занятия, на которых проводятся лабораторные работы или экскурсии, не комбинируются с практической работой.
На комбинированных занятиях теоретический материал изучается небольшими частями, и если он связан с последующей работой, то это наилучшим образом влияет на его усвоение. Поэтому в комбинированных занятиях больше всего учитывается специфика трудового обучения.
Точно также различаются и практические занятия: на одних учащиеся усваивают элементы заданий, на других — совершенствуются трудовые навыки. В связи с этим практические занятия можно разделить на комплексные практические работы, практическое повторение и самостоятельные работы
Теоретические занятия Основная цель состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, сельскохозяйственных, технологических и др.).
С теоретических занятий обычно начинается усвоение технических и технологических знаний. Окончательное усвоение происходит в процессе практической работы и специально организуемого повторения. В ряде случаев учителю приходится в упрощенном виде знакомить учащихся с физическими и другими явлениями, необходимыми для понимания технологического процесса, так как они не имеют знаний по физике, биологии, химии.
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
При изучении орудий труда сначала знакомят с их назначением и применением, затем — с конструктивными особенностями, а также сообщают о материалах, из которых изготовлены.
Свойства материалов изучают на лабораторных занятиях, а также путем демонстрации опытов и применения других методов.
При первоначальном освоении новых технологических приемов цель заключается в понимании учащимися назначения приема, усвоении последовательности действий и правильном их выполнении.
Изучение производственных технологических процессов происходит с использованием методов демонстрации плакатов, кинофильмов, презентаций в сочетании с объяснением учителя. Технологические процессы можно изучать путем проведения экскурсий. Производственные экскурсии бывают общеознакомительные и тематические. После экскурсии подводятся итоги в беседе, путем устных и письменные отчетов учащихся, а также составляются коллекции образцов материалов, используемых на предприятии, схемы технологических процессов.
Чтобы повысить степень самостоятельности при выполнении трудовых заданий, необходимо их подготовить. Самостоятельность зависит от умения ориентироваться в заданиях и планировать предстоящую работу. Обучение этим умениям происходит на специальных занятиях, которые называются подготовительными.
На подготовительном занятии учащиеся должны усвоить, что они будут делать в, какой результат должен получиться и как будет проходить работа. Кроме того, нужно вызвать интерес к предстоящей работе.
После того, как учащиеся уяснили цель, усвоили характеристику результата труда, приступают к составлению плана. План должен включать все основные операции. Учащиеся должны мысленно представить последовательность операций. При обучении планированию используются наглядные пособия — технологические карты и применяются коррекционные приемы обучения, учитывающие особенности трудовой деятельности учащихся.
Комплексные практические работы — это практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: усвоение известных ранее технических и технологических знаний путем применения их при выполнении заданий, формируется комплекс трудовых умений, усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения операций. Это осуществляется в процессе изготовления изделий или выполнения практических работ, которые содержат элементы нового. Этим комплексные практические работы отличаются от других практических занятий.
Комплексные практические работы — основной тип занятий по труду. Результаты имеют общественно полезное значение. В методике проведения работ важно правильно инструктировать, развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы.
Организация труда на комплексных практических работах индивидуальная, т. е. каждый ученик изготавливает изделие или выполняет комплекс работ от начала до конца.
Комплексная практическая работа должна завершаться подведением итогов. При подведении итогов важно не только проанализировать ход работы и дать оценку работы каждого ученика, но и закрепить технические и технологические знания, которые применялись. По результатам опроса учитель может судить о степени усвоения.
Практическое повторение — это практические занятия, на которых осуществляется повторение освоенных ранее операций. Основные педагогические задачи на таких занятиях заключаются в формировании и дальнейшем совершенствовании трудовых навыков, развитии скоростных показателей в труде и умений работать в коллективе.
Практическая работа учащихся занимает почти все учебное время. На вводный инструктаж отводится 5-10 мин, и только на первых занятиях несколько больше
Организация труда на занятиях практического повторения может быть индивидуальной, когда каждый ученик выполняет все операции по изготовлению изделия, или с разделением труда, когда звену учеников поручается выполнять определенную операцию. Последнее имеет важное значение для воспитания коллективизма в труде и для ознакомления учащихся с организацией труда, принятой в производстве. В конце занятия обсуждается ход работы и результаты, причем методические приемы обсуждения целесообразно периодически менять. Важно наладить учет изготовляемых изделий и отражать наглядно на графике, благодаря чему можно следить за темпом работы учащихся и за сроками выполнения.
Выполнение производственных заказов или заказов школы-интерната и других учреждений на изготовление изделий — все это формы участия школьников в производительном труде.
В процессе профессионально-трудового обучения учащиеся пользуются учебниками для повторения и закрепления технических сведений и различных правил. Однако по некоторым темам возникает необходимость в записи отдельных сведений, в выполнении технических рисунков или чертежей. Для этой цели, начиная с V класса, используются тетради.
Записи в тетрадях должны быть краткими, объемом 20-30 слов в 5-7 классах и 40-50 слов — в 8-9 классах. Учитель систематически проверяет правильность написания текстов и выполнения других заданий (рисунков, чертежей, расчетов).
Новые слова (технические и технологические термины) записываются в тех случаях, когда по данному виду труда нет учебников или в учебнике для данного класса они не выделены.
Рекомендуется вести тетрадь учета выполненных работ. В тетрадь учета надо записывать изготовленные изделия, для чего отмечают дату начала их изготовления, наименование изделий и дату окончания работы. При обучении видам труда, не связанным с изготовлением изделий, следует записывать не все операции, а те виды и объем работы, которые имеют общественно полезное значение.
Самостоятельные и контрольные работы — это практические занятия, на которых учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания: анализируют объект работы, составляют план задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
В зависимости от класса основа для ориентировки в заданиях при выполнении самостоятельных и контрольных работ может быть разной: образцы, рисунки, чертежи и их сочетания. Четко предъявляются требования к качеству работы, которые должны быть хорошо усвоены учениками в начале занятия. Учитель объявляет учащимся время, за которое они должны завершить задание, внимательно следит за действиями учеников, отмечает для себя их затруднения, но не дает никаких оценок. Замечания могут быть только по безопасности труда и организационным вопросам.
По окончании работы проводят анализ результатов. Работа каждого проверяется, сравнивается с образцом и устанавливается соответствие тем требованиям, которые были предъявлены к качеству ее выполнения.