Что понимают под цифровой грамотностью
Что такое цифровая грамотность и почему она вам нужна
Уметь пользоваться основными компьютерными программами — не значит обладать цифровой грамотностью. Разбираемся, что ещё важно знать.
Оля Ежак для Skillbox Media
Я слышал что-то о цифровой грамотности. Что это?
Цифровая грамотность — очень обширное понятие. Это элементарная защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание фишинга и компетенции во многих других сферах. Даже знания о том, как работает NFC в банковских карточках и смартфонах, тоже относятся к цифровой грамотности.
Умение пользоваться разными сервисами в интернете — тоже цифровая грамотность, но нулевого уровня. От того, что вы можете написать что-то другу в соцсети, вы не становитесь грамотным и защищённым.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
А можно конкретнее и проще? А то ничего не понятно…
Хорошо. Человека с натяжкой можно назвать освоившим основы цифровой грамотности, если он понимает, что такое https в доменном имени сайта и может без труда освоиться в новом интерфейсе. На более продвинутом уровне человек считается освоившим цифровую грамотность, если он может:
А ещё понимает, как обеспечить конфиденциальность в интернете, как вычислять фейки и автоматизировать рутинные процессы в Сети.
Это только примеры, и далеко не все. Человек с высоким уровнем цифровой грамотности — тот, кто безопасно и комфортно пользуется интернетом и современными технологиями.
А что будет, если у человека нет цифровой грамотности?
Цифровую грамотность не преподают в школах и вузах (а жаль), поэтому никто не поставит двойку на экзамене. Зато экзаменом выступит сама жизнь. Многие хакерские атаки на корпорации начинаются с того, что взрослый образованный человек открывает письмо от неизвестного адресата и скачивает оттуда файл, запускающий троян в сеть компании. Он делает это, если не знает основ цифровой грамотности.
Грамотность нужна не только для работы. Есть люди, которые пересылают пароли по почте, сохраняют их в «Google Документах» с открытым доступом, вводят на непонятных сайтах. А потом не могут войти в аккаунт в соцсети или видят, как с карты исчезают деньги. Только за 2020 год россияне потеряли в общей сложности 150 млрд рублей просто потому, что не смогли распознать фишинг.
Допустим, я знаю уловки и не попадусь на фишинг. Значит, я грамотный?
Мы уже говорили, что цифровая грамотность — очень обширное понятие. Можно не вводить нигде данные от личных кабинетов, но при этом не знать ничего о персональных данных, не хранить данные в безопасности и не уметь проверять достоверность информации.
Что за персональные данные и как они относятся к цифровой грамотности?
Так называют всё, что позволяет идентифицировать вас. Персональные данные — серия и номер паспорта, адрес, Ф. И. О., номер телефона. Их нужно уметь защищать, чтобы они не попали в руки мошенников, и это тоже цифровая грамотность.
Если ваши данные окажутся у злоумышленников, они смогут взять кредит или начать вас шантажировать, как было с Рафаэлем Халиловым из Москвы. Поэтому важно понимать, какие данные можно выкладывать в открытый доступ, а какие нет и как правильно пользоваться сервисами, которые требуют их.
А что про безопасность хранения? Я же могу просто поставить пароль на компьютер
Да, можете, но такую защиту может обойти любой, даже слабый, элементарный вирус. Данные нужно хранить в безопасности и делать резервные копии файлов. Ведь если компьютер взломают, можно потерять все данные и потом мучительно их восстанавливать.
О безопасности передачи файлов тоже стоит задуматься: отправка по электронной почте никак их не защищает. Лучше использовать специальные сервисы, позволяющие разграничивать доступ к информации и делать её доступной после введения пароля.
Убедили. А достоверность информации зачем проверять?
Хотя бы для того, чтобы не переводить деньги мошенникам, которые взламывают страницы и пишут от имени ваших друзей с просьбой срочно перевести деньги на Qiwi-кошелёк. И чтобы вы, увидев в соцсетях об очередном сборе денег на лечение, могли отличить пост мошенника от поста о реальном ребёнке, которому нужна помощь.
А ещё умение проверять достоверность информации пригодится в работе. С ним вы не сделаете фатальных ошибок, и не придётся переделывать большую часть проекта.
Цифровая грамотность нужна больше на работе?
Да, потому что цифровизация с каждым годом сильнее проникает в нашу жизнь. Согласно отчёту KMDA, всё больше руководителей в России осознают её важность и внедряют её. Со временем на офисной работе останутся грамотные сотрудники, а те, кто не сможет справляться с современными технологиями, будут вынуждены перейти в другую сферу деятельности. Но и в жизни цифровая грамотность тоже пригодится: с ней вы не потеряете деньги и сохраните семейные фото и видео, а не лишитесь их из-за того, что полетел жёсткий диск.
Хорошо, а как повысить уровень цифровой грамотности?
Внимательно изучать всё вокруг — читать FAQ сервисов, обращать внимание на новости о случаях мошенничества, учиться выявлять фейковые новости и проверять информацию, пока не найдёте её первоисточник. А ещё можно читать разные образовательные статьи или пройти системное обучение, где вам расскажут, как пользоваться разным софтом, безопасно обмениваться файлами и работать с информацией.
Интернет-мошенничество, цель которого — получить данные банковских карт или логины и пароли от соцсетей, форумов, личных кабинетов.
Трёхзначный номер на обратной стороне банковской карты.
Что такое цифровая грамотность и зачем она нужна
Тамара Бэллис
Об авторе
Основатель и тренер шахматной школы «Фианкетто», чемпионка Мирнинского района по шахматам, многократный призер командных республиканских и районных соревнований, победитель и призер личных первенств по быстрым шахматам.
Понятие цифровой грамотности включает в себя массу важных навыков, без которых невозможно обходиться современному человеку в 21 веке. Цифровая грамотность — это умение пользоваться цифровыми устройствами, понимание современных технологий и их безопасное и эффективное использование, навыки корректной работы с информацией и даже соблюдение определенных мер безопасности в цифровой среде.
С первого взгляда может показаться, что цифровая грамотность сводиться к компьютерной. Однако она подразумевает более глубокое понимание технологий и базовых принципов работы гаджетов, блогов, социальный сетей, электронной почты и так далее. Кроме того, цифровая грамотность охватывает такие темы, как безопасность в интернере, цифровая тень, кибербуллинг и цифровая этика. Например, какой информацией можно делиться в социальных сетях, а какой нельзя, как не стать жертвой мошенников, как предотвратить плагиат и многое другое. Согласитесь, эти знания необходимы детям для использования информации с чётким пониманием её сути и цели.
Детям нужно объяснять принципы работы в интернете. Они должны ориентироваться в онлайн-пространстве, а также критически оценивать и анализировать информацию, которую они находят, ведь не все сведения из интернета правдивы. Будет полезным помогать детям осваивать программы и приложения. На конкретных примерах разъяснять, что делают эти программы и как их безопасно использовать с наибольшей пользой. Как видете мало уметь пользоваться компьютером, нужно еще и не потеряться в бесконечном потоке предоставляемой информации. Для этого и нужна цифровая грамотность — обезопасить цифровое детство и взросление детей и обеспечить им комфортное цифровое пространство, в котором они могут гармонично расти и развиваться.
Именно поэтому наряду с шахматами, наша школа рекомендует посещать уроки по цифровой грамотности с 6-7 лет. Пусть ваш ребенок занимается хотя бы раз в неделю и узнает что-то новое о современных технологиях. Будьте уверены, что занятия принесут ему только пользу.
Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает
Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) определяет цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях.
Невозможно представить в наше время школу, в которой бы не использовались ресурсы ИКТ для решения базовых вопросов формирования цифровой грамотности и внедрения её в курсы других предметов с целью эффективности обучения.
Базовые компетенции цифровой грамотности включают:
Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.
Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.
Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».
Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:
— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;
а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,
б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.
в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность
г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.
— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;
— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.
Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.
Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Сегодня информатизация школы связана не только с оснащением компьютерными технологиями. Важное место занимает система интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс. Для этой цели используются различные современные модели в рамках урока и дополнительного образования:
— веб-серфинг, как один из распространённых методов обучения, помогает учащимся знакомиться с содержанием сайтов, учит перемещению по гиперссылкам.
Проект CyberGuide предлагает выполнить различные задания, связанные с исследованием литературных произведений. Задания, соответствующие стандартам образования, предоставляются через Интернет с инструкцией для учителя и ученика.
— мультимедийные презентации учат работать с такими технологиями как тексты, видео, графика, звук и анимация. Творческий аспект работы: планирование, проектирование и создание презентаций, а также подача готового продукта, делает этот проект наиболее популярным среди обучающихся. К мультимедийным презентациям относятся:
а) разработка сайтов в Интернете;
б) участие в развитии гипермедийной структуры
г) компьютерные презентации с использованием мультимедиа
д) съёмка и монтаж видеофильма.
— Дистанционная проектная деятельность (Telecomputing)помогает педагогам и учащимся непосредственно через Интернет передавать опыт деятельности в разных школах, участвовать в онлайн-конференциях, делиться результатами творческой деятельности, искать общие решения назревших проблем и т.д.
— Онлайн-дискуссии с помощью интернет-каналов позволяют обмениваться информацией в реальном времени.
Все перечисленные внедрения ИКТ в образование зависят от уровня оснащения, технических специалистов и творческого подхода педагогов. Интересным и полезным с образовательной и воспитательной точки зрения является участие в межнациональных и международных проектах, с помощью которых можно узнать много нового о культуре разных народов, совершенствовать знание иностранных языков и т.д.
Наиболее эффективные стратегии ИКТ в практике начального образования
Внедрение современных стратегий ИКТ в практику начального образования позволяет научить младших школьников:
— выполнять проектные задания к урокам начальной школы
— создавать небольшие презентации с использованием фотографий, иллюстраций, анимации.
— осваивать приёмы компьютерной графики для создания рисунков, различных конструкций, моделей.
— нахождению нужной информации в Интернете с помощью учителя и родителей. Проект WebQuest (http://webquest.org/) с успехом можно использовать для этих целей.
Обучение младших школьников основам возможностей ИТК может проходить факультативно и частично на уроках по основным предметам.
Мой опыт показывает, что учащиеся начальной школы лучше воспринимают и усваивают материал, когда учитель использует цифровые технологии: презентации к теме урока или видеоматериал, например, на уроке изобразительного искусства «Как из бумаги сделать розу» и др. Визуальное наблюдение, яркие иллюстрации, музыкальное сопровождение активизируют познавательную деятельность ребёнка, его творческую активность и желание самому узнать и овладеть приёмами работы в занимательном и интересном мире ИКТ.
Для младшего школьного возраста целесообразно использовать многочисленные программы цифровых образовательных ресурсов, представленные на информационных порталах, рекомендованные Министерством образования РФ: компьютерные азбуки и буквари, учебники с иллюстрациями, архивы презентаций и многое другое.
Цифровая грамотность
Описание
Цифровая грамотность включает в себя умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться. Также пользователи должны понимать, что в интернете не стоит выкладывать лишнюю информацию о себе и своих персональных данных, чтобы не стать жертвой мошенников и злоумышленников.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ведет работу по оценке текущего состояния и перспектив изменения уровня цифровой грамотности населения Российской Федерации.
Инициирование
План деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013-2018 годов, утвержденный приказом Минкомсвязи России № 242 от 9 сентября 2013 года.
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 226 «Об утверждении критериев медиаграмотности и методики оценки уровня медиаграмотности населения».
Повышение конкурентоспособности российской медиаотрасли и уровня освоения гражданами современных средств массовой коммуникации.
Задачи
С 2013 года Минкомсвязь России:
внедряет курсы основ цифровой грамотности в учебные программы ведущих российских вузов;
готовит материалы, рассказывающие об основах цифровой грамотности; разрабатывает краткий курс цифровой грамотности;
проводит информационные кампании в СМИ с целью разъяснения подходов к источникам информации;
привлекает к продвижению цифровой грамотности региональные власти;
проводит замеры уровня цифровой грамотности.
В рамках программы по развитию цифровой грамотности также проводится обучение основам «родительского контроля», в рамках которого у родителей развиваются навыки проведения курса личной безопасности детей по их действиям в социальных сетях и сети интернет. Граждане обучаются основам безопасности, связанным с сохранением как личной, так и конфиденциальной информации. Пожилые люди — основам защиты от мошенничества в сети интернет.
Текущий статус
Уровень цифровой грамотности населения Российской Федерации в 2018 году составил 58 %. К 2024 году этот показатель должен быть доведен до 75 %.
Цифровая грамотность — must have среди навыков
В новой статье из гайда из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» о цифровой грамотности рассказывает автор и спикер образовательного цикла Smart Monday Александра Маржановская.
Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы. От мультиварки с Wi-Fi, умных домов и интернет-магазинов до систем управления бизнес-процессами и огромными предприятиями — всё это продукты новой цифровой реальности.
Для комфортной жизни в таком мире просто необходимо понимать, что такое эти современные технологии, где найти необходимую информацию и как её использовать. Четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом.
Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование, и создавать его — всё это входит в понятие цифровой грамотности.
Как оценить свой уровень цифровой грамотности
поздравляем! Вы обладаете высоким уровнем цифровой грамотности.
Сразу стоит оговориться, что под контентом понимается любая информация, которую мы создаем и передаем при помощи цифровых технологий. Да-да, твиты и посты в соцсетях — тоже, а ещё электронные письма и даже эта статья.
Почему необходимо срочно оцифровываться и изучать современные технологии, что это даст профессионально
Развитие цифровой экономики оказывает влияние и на рынок труда:
80% вакансий, требующих от соискателей высокого уровня профессиональных компетенций, содержат требования уверенного владения ПК. Условия пандемии 2020 года сделали цифровые навыки жизненно необходимыми для абсолютно каждого человека. За последние пять лет требования к уровню владения ПК существенно повысились. В настоящий момент только в 10% случаев требуется просто навык владения компьютером, во всех остальных ситуациях необходимо владеть определенными программами, знать профильные языки программирования и т. д. Помимо навыков работы с ПК каждый соискатель должен обладать ещё и навыками работы с информацией с применением современных технологий и программных продуктов. Требования к цифровой грамотности соискателей постоянно растут.
В зависимости от целей использования выделяют две категории цифровых навыков:
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2020 году стали грамотная речь (это требование упоминается в 16% вакансий для начинающих специалистов), работа в команде (15%), умение пользоваться компьютером (14%), умение активно продавать (8%), а также навыки делового общения (6%).
Даже в абсолютно привычных сферах фокус постепенно смещается в сторону цифровых навыков. Рассмотрим этот тренд на примере финансовых профессий.
Для финансовых профессий это влияние можно определить как результат действия пяти факторов:
Благодаря совокупности этих факторов профессия, например, бухгалтера за 20 лет претерпела существенные изменения: пройден путь от хранения документов на бумажных носителях до использования множества специализированных программ.
В настоящий момент в графе «Требования» для бухгалтера указано владение следующими программами:
и это далеко не полный перечень необходимых знаний и навыков.
Такое активное развитие требует от специалиста постоянного повышения и актуализации уже имеющихся знаний и получения новых.
Практические советы повышения цифровой грамотности
Почему важно развивать soft skills, и как эти навыки используются в работе
Помимо строго профессиональных навыков (hard skills), все больше внимания уделяется «гибким» навыкам, которые не относятся напрямую к сфере конкретной деятельности.
По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, 75–85% профессионального успеха зависит от наличия у специалиста soft skills и только 15–25% — от hard skills.
Согласно исследованиям рекрутингового агентства HeadHunter, в каждой пятой вакансии за последний год в числе требований была обозначена устная и письменная грамотность. В 12% предложений о работе встречаются требования владения иностранными языками. Как отмечают специалисты, этот показатель растет.
Многие работодатели (11%) ценят навыки продаж, даже если работа не связана с торговлей. Это объясняется тем, что от сотрудника ждут умения эффектно представить собственные идеи, в том числе коллегам и руководству.
К наиболее популярным soft skills относятся:
1. Умение выгодно и в нескольких словах подать себя, ярко и доступно презентовать продукт для разных аудиторий, разъяснить партнерам идею нового проекта — за все это отвечают коммуникативные навыки. Они включают в себя хорошо структурированную грамотную речь, умение активно слушать и слышать собеседника, а также вести деловую переписку.
2. Критическое мышление — навык, который способен уберечь компании от убытков и принятия неверных решений. В любой команде нужен человек, который способен конструктивно критиковать и задавать неудобные вопросы, чтобы тем самым вывести проект на новую ступень развития.
3. Слаженная командная работа зависит от открытости всех её членов. Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу, качество её выполнения и соответствие всем дедлайнам. Есть силы, которые неподвластны людям, поэтому сроки могут гореть, а работа — стопориться. Важно, чтобы даже в этом случае вся команда была осведомлена и смогла принять необходимые меры, поэтому навык командного игрока тесно связан с коммуникативными способностями.
4. Специалисты, которые занимают руководящие должности должны понимать насколько создание или крах тех или иных технологий способны повлиять на бизнес. Например, использование облачных CRM-систем делает менеджеров по продажам в разы мобильнее, а использование дополнительных систем для ведения бухгалтерии помогает оптимизировать процесс и минимизировать ошибки.
5. Многозадачность — востребованный и одновременно сомнительный навык. Тот, кто делает всё, рискует не сделать ничего, поэтому важно уметь чётко расставлять приоритеты по задачам и следовать разработанному плану. Умение грамотно распределять время на его воплощение — ценный навык, который иногда способен творить чудеса.
Среди личных качеств в ТОП требований со стороны работодателей также входят стрессоустойчивость, активная жизненная позиция, высокая работоспособность и креативность.
Эксперты уверены: спрос на эти характеристики сохранится.
В следующей статье из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» вы узнаете, почему нам страшно менять карьеру и как бороться с этим страхом. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.
В новой статье из гайда из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» о цифровой грамотности рассказывает автор и спикер образовательного цикла Smart Monday Александра Маржановская.
Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают все новые и новые сферы. От мультиварки с Wi-Fi, умных домов и интернет-магазинов до систем управления бизнес-процессами и огромными предприятиями — всё это продукты новой цифровой реальности.
Для комфортной жизни в таком мире просто необходимо понимать, что такое эти современные технологии, где найти необходимую информацию и как её использовать. Четыре пятых населения (81%) в возрасте от 15 до 72 лет когда-либо пользовались персональным компьютером, столько же — интернетом.
Способность пользоваться контентом на основе цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование, и создавать его — всё это входит в понятие цифровой грамотности.
Как оценить свой уровень цифровой грамотности
поздравляем! Вы обладаете высоким уровнем цифровой грамотности.
Сразу стоит оговориться, что под контентом понимается любая информация, которую мы создаем и передаем при помощи цифровых технологий. Да-да, твиты и посты в соцсетях — тоже, а ещё электронные письма и даже эта статья.
Почему необходимо срочно оцифровываться и изучать современные технологии, что это даст профессионально
Развитие цифровой экономики оказывает влияние и на рынок труда:
80% вакансий, требующих от соискателей высокого уровня профессиональных компетенций, содержат требования уверенного владения ПК. Условия пандемии 2020 года сделали цифровые навыки жизненно необходимыми для абсолютно каждого человека. За последние пять лет требования к уровню владения ПК существенно повысились. В настоящий момент только в 10% случаев требуется просто навык владения компьютером, во всех остальных ситуациях необходимо владеть определенными программами, знать профильные языки программирования и т. д. Помимо навыков работы с ПК каждый соискатель должен обладать ещё и навыками работы с информацией с применением современных технологий и программных продуктов. Требования к цифровой грамотности соискателей постоянно растут.
В зависимости от целей использования выделяют две категории цифровых навыков:
Какие навыки и знания ищут работодатели уже сейчас и почему
Согласно исследованию HeadHunter, самыми востребованными навыками молодых специалистов в 2020 году стали грамотная речь (это требование упоминается в 16% вакансий для начинающих специалистов), работа в команде (15%), умение пользоваться компьютером (14%), умение активно продавать (8%), а также навыки делового общения (6%).
Даже в абсолютно привычных сферах фокус постепенно смещается в сторону цифровых навыков. Рассмотрим этот тренд на примере финансовых профессий.
Для финансовых профессий это влияние можно определить как результат действия пяти факторов:
Благодаря совокупности этих факторов профессия, например, бухгалтера за 20 лет претерпела существенные изменения: пройден путь от хранения документов на бумажных носителях до использования множества специализированных программ.
В настоящий момент в графе «Требования» для бухгалтера указано владение следующими программами:
и это далеко не полный перечень необходимых знаний и навыков.
Такое активное развитие требует от специалиста постоянного повышения и актуализации уже имеющихся знаний и получения новых.
Практические советы повышения цифровой грамотности
Почему важно развивать soft skills, и как эти навыки используются в работе
Помимо строго профессиональных навыков (hard skills), все больше внимания уделяется «гибким» навыкам, которые не относятся напрямую к сфере конкретной деятельности.
По мнению ученых Гарварда и Стэнфорда, 75–85% профессионального успеха зависит от наличия у специалиста soft skills и только 15–25% — от hard skills.
Согласно исследованиям рекрутингового агентства HeadHunter, в каждой пятой вакансии за последний год в числе требований была обозначена устная и письменная грамотность. В 12% предложений о работе встречаются требования владения иностранными языками. Как отмечают специалисты, этот показатель растет.
Многие работодатели (11%) ценят навыки продаж, даже если работа не связана с торговлей. Это объясняется тем, что от сотрудника ждут умения эффектно представить собственные идеи, в том числе коллегам и руководству.
К наиболее популярным soft skills относятся:
1. Умение выгодно и в нескольких словах подать себя, ярко и доступно презентовать продукт для разных аудиторий, разъяснить партнерам идею нового проекта — за все это отвечают коммуникативные навыки. Они включают в себя хорошо структурированную грамотную речь, умение активно слушать и слышать собеседника, а также вести деловую переписку.
2. Критическое мышление — навык, который способен уберечь компании от убытков и принятия неверных решений. В любой команде нужен человек, который способен конструктивно критиковать и задавать неудобные вопросы, чтобы тем самым вывести проект на новую ступень развития.
3. Слаженная командная работа зависит от открытости всех её членов. Способность работать в команде включает высокую степень ответственности за проделанную работу, качество её выполнения и соответствие всем дедлайнам. Есть силы, которые неподвластны людям, поэтому сроки могут гореть, а работа — стопориться. Важно, чтобы даже в этом случае вся команда была осведомлена и смогла принять необходимые меры, поэтому навык командного игрока тесно связан с коммуникативными способностями.
4. Специалисты, которые занимают руководящие должности должны понимать насколько создание или крах тех или иных технологий способны повлиять на бизнес. Например, использование облачных CRM-систем делает менеджеров по продажам в разы мобильнее, а использование дополнительных систем для ведения бухгалтерии помогает оптимизировать процесс и минимизировать ошибки.
5. Многозадачность — востребованный и одновременно сомнительный навык. Тот, кто делает всё, рискует не сделать ничего, поэтому важно уметь чётко расставлять приоритеты по задачам и следовать разработанному плану. Умение грамотно распределять время на его воплощение — ценный навык, который иногда способен творить чудеса.
Среди личных качеств в ТОП требований со стороны работодателей также входят стрессоустойчивость, активная жизненная позиция, высокая работоспособность и креативность.
Эксперты уверены: спрос на эти характеристики сохранится.
В следующей статье из гайда «Как начать карьеру в IT и digital» вы узнаете, почему нам страшно менять карьеру и как бороться с этим страхом. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение.