Что поражает фонвизина во франции 8 класс
Что поражает фонвизина во франции 8 класс
Подробное решение параграфы § 4 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019
Вспомните, что вы знаете о повседневной жизни в Европе в раннее Новое время.
На протяжении XVI — первой половины XVII в. численность населения Европы постоянно росла. Рост численности населения было особенно заметным после ужасных времен эпидемии чумы («черной смерти»), которая опустошила Европу в XIV в. Причины увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев.
Средняя продолжительность жизни человека составляла 30 — 35 лет, что не исключало наличия людей, достигали преклонного возраста. Большинство мужчин умирала в возрасте 40 — 60, женщин — 20 — 40 лет. Прежнему большой оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Связано это было с отсутствием медицинской помощи во время родов, пренебрежением элементарных правил гигиены. Больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо больных, калек и престарелых.
Ужасные санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и эпидемий. В XVI — первой половине XVII в. отдельные районы Европы неоднократно поражала эпидемия чумы. Под время вспышки чумы в 1629 — 1631 гг, охватившего почти все Средиземноморье, умерло более половины городского населения. Немецкие земли чума опустошала в 1624 — 1630, 1634 — 1639 гг и в конце Тридцатилетней войны. Потери населения в этих странах составляли 60 — 75%. Значительными были людские потери также от эпидемий оспы, холеры, тифа.
Эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневная жизнь человека в XVI — первой половине XVII в.
1. Какие перемены происходят в XVII в. в городской жизни?
Изменений в городской жизни было много. Активно шла урбанизация — так принято называть рост городов и повышение их роли в обществе. Крупных городов в то время в Европе было немного. В подавляющем большинстве городов жило не более 20—30 тыс. человек, нередко всего несколько тысяч, но сеть их становилась всё более плотной, население увеличивалось. На этом фоне сильно выделялись три города, опережавшие по численности все остальные. Самым крупным в Европе считался Лондон, население которого к концу века приближалось к миллиону человек, т. е. в столице жил каждый десятый англичанин.
На втором месте был Париж. Население Неаполя за век выросло более чем вдвое и составило 500 тыс. человек. Большинство других европейских столиц оставалось далеко позади. Число жителей Берлина увеличилось с 20—30 до 170 тыс., немногим больше было к концу века в Мадриде, немногим меньше — в Риме.
Также начала появляться нумерация домов, обустраивались парки, кое — где сносились дома бедняков и на их месте разбивались просторные площади, возводились новые общественные здания и театры, прокладывались и застраивались красивые широкие улицы за пределами исторического центра.
Менялись и интерьеры городских домов. Комнаты становились меньше, более уединёнными, столовая отделялась от гостиной, помещения для слуг — от кухни. Стены всё чаще начинают оклеивать бумажными обоями.
Теперь одежду хранят в шкафах. Появляются комоды, в которых держали бельё и другие вещи. В моду входят секретеры — столы со шкафчиками, ящичками и откидными досками для написания писем. Нередко у секретеров были и потайные отделения, это позволяло хранить не только рабочие бумаги, но и важные письма, драгоценности.
Вообще мебель становится очень разнообразной: зеркала, ширмы, тумбочки со множеством ящиков. Одних только столов было множество разновидностей: кофейные, ночные и туалетные столики, складывающиеся столики для игр, женские столы для рукоделия, столы на колёсиках. Тяжёлые и не всегда удобные стулья с прямой спинкой, распространённые в XVII в., сменяются более лёгкими и изящными.
2. Расскажите о семье того времени. Когда люди вступали в брак, каковы были обязанности мужа и жены?
В Европе Нового времени в брак вступали довольно поздно. В XVIII в. в среднем мужчине на момент первого брака было 28 — 29 лет, женщине — 25—26. В состоятельных буржуазных семьях женились раньше, в дворянских — ещё раньше, там невесте могло быть 18, а жениху — 21. Это объясняется европейской традицией вступать в брак тогда, когда глава семьи мог обеспечить ей финансовую независимость и отдельное жильё.
Роли в семье распределялись следующим образом: муж должен был содержать семью и выступать от её имени: он платил налоги, участвовал в голосовании, если это предполагала политическая система страны. Жена играла вспомогательную роль: вела домашнее хозяйство, воспитывала детей. В состоятельных семьях жена занималась прислугой и давала приёмы, в бедных, особенно в сельских, — шила и штопала, работала в огороде и присматривала за скотом, помогала при сборе урожая.
3. Что меняется в отношении к детям?
Рождаемость в XVIII в. была очень высокой. В среднем у замужней женщины появлялось на свет 5—10 детей. До XIX в. детей было принято оставлять дома одних, что влекло за собой большое количество травм: они падали в колодцы, обжигались об печи. Нередко после рождения ребёнка отдавали кормилице. Так поступали многие состоятельные горожанки, стремившиеся отправить детей подальше от города, женщины, работавшие на мануфактурах и фабриках и не имевшие возможности сидеть дома, аристократки, торопившиеся вернуться к светской жизни.
И в крестьянских, и в городских небогатых семьях дети с ранних лет работали: помогали по хозяйству, пасли скот, овладевали ремеслом.
В ХVІІІ в. отношение к детям в образованных слоях общества становится принципиально иным. Увеличивается число книг, посвящённых воспитанию, они становятся очень популярны. Их авторы возлагали на родителей обязанность дать ребёнку необходимое воспитание и образование, сформировать его, развивать те таланты и навыки, которые заложены природой. Вступление во взрослую жизнь происходит всё позже, а образование требует всё больше времени и денег. Расширяется круг детей и подростков, которые ходят в школы и высшие учебные заведения.
Детям начинают выделять специальные помещения, со временем отказываются от привычного тесного пеленания младенцев. Постепенно дети начинают играть не в те игры, в которые играли и взрослые, питаться не так, как они, читать специальные детские книги, которых ранее практически не было. Растёт и число детских игрушек — кукол, барабанов, качалок.
4. Какие изменения происходят в питании европейцев?
Традиционно для бедных слоёв общества основой питания оставались зерновые. Из них пекли хлеб, варили каши, делали макароны. Хлеб этот был очень разного качества, в плохие годы приходилось чаще печь или покупать дешёвые сорта с изрядным количеством примесей. Белый, пшеничный хлеб считался роскошью. Ситуация стала меняться только в середине века, когда посевы пшеницы начали увеличиваться.
Другой обычной пищей бедняков были овощи и каши — из овса, гречихи, проса. Мясо в то время было довольно дорого, в небогатых семьях его могли позволить себе не очень часто, особенно свежее. Чаще ели мясо солёное (солонину) или копчёное. Исключением здесь была Англия: благодаря аграрной революции жители острова употребляли в пищу мясо гораздо активнее.
В более состоятельных семьях не редкостью на столе были молоко, сыры и масло — сливочное в Северной Европе, оливковое в Южной. В приморских странах потребляли немало рыбы. Из так называемых колониальных товаров популярным, хотя и не по всей Европе, становится сахар (а в самой Европе его начинают получать из сахарной свёклы), в десятки раз увеличивается потребление кофе и чая, в пять раз — шоколада.
Благодаря завезённым из Америки новым культурам питание европейцев сделалось разнообразнее. Всё больше распространялись помидоры и фасоль. Перестал быть роскошью чёрный перец, а индейка постепенно вытесняла со стола традиционного гуся.
В ряде регионов (Италия, юг Франции, Пиренейский полуостров) завоевала прочные позиции кукуруза, к концу века почти повсеместно пищей крестьян становится картофель.
5. Какими качествами должен был обладать цивилизованный человек?
Предполагалось, что цивилизованные люди ведут себя иначе, следят за собой и своим телом, отгораживают его и то, что с ним связано, от других людей. Не случайно носовой платок и ночная рубашка появились практически одновременно и начали медленно распространяться в конце XVII — начале XVIII в.
В богатых домах становится нормой менять столовые приборы после каждой перемены блюд. Поведение за столом должно подчиняться определённым нормам.
1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одной из европейских столиц в XVIII в.
История Парижа очень интересна, как и вся история Франции.
В эпоху средневековья Париж становится одним из главных европейских центров образования и культуры. Поначалу, при династии Меровингов и Каролингов, Париж — маленький городок, скромная резиденция королей. Но все меняется с приходом к власти Гуго Капета.
Об этом славном короле стоит сказать несколько слов. Помимо того, что он провел несколько важных реформ и положительных изменений в стране, он еще является основателем, пожалуй, сильнейшей династии королей в Европе; ведь Капетинги (здесь стоит упомянуть Филиппа II Августа, Людовика IX Святого, Филиппа IV Красивого, Филиппа III, Людовика VIII, Филиппа V) вывели Францию на мировой уровень и сделали ее ведущей Европейской державой. Кроме всего этого, Капет придал Парижу особый статус, который он сохранял в течение всей истории Франции. Париж стал развиваться ускоренными темпами, как в плане градостроительства, так и в культурном плане. При короле Филиппе II Августе были замощены улицы, построено множество зданий, была усилена оборона города, была построена городская стена на правом берегу Сены, началось строительство Лувра, был основан университет и академический квартал; процветали ремесло и торговля. При Людовике IX Святом была основана знаменитая Сорбонна. Кроме этого, была построена Сент — Шапель и значительно продвинулись работы по строительству Собора Парижской Богоматери. На смену Капетингам приходит династия Валуа и это уже новый виток в истории столицы Франции. Во время Столетней войны Париж терпит множество потрясений, восстаний и, в итоге, приходит в запустение. Но король Карл V Мудрый приводит город в порядок, а также усмиряет всякие восстания. В это время строится Бастилия для поддержания этого самого порядка.
В XVI веке король Франциск I — любитель всего прекрасного, поэтому при нем Париж переживает свое культурное возрождение. По приказу короля в столице строятся новые дворцы, парки и отели в стиле ренессанс. Со всей Европы во Францию стекаются лучшие художники, музыканты, ремесленники. Надо заметить, друзья, что у них был резон — король покровительствовал им, поэтому, отправляясь во Францию, они твердо знали, что будут обеспечены работой. При династии Бурбонов королевская резиденция переехала в Версаль, но Париж продолжил развиваться и застраиваться. Теперь здания строятся в стиле классицизма, барокко и рококо. В этот период были построены Дом Инвалидов, Площадь Побед, Вандомская площадь и многое другое.
В XVIII веке Париж становится законодателем моды и центром развлечений и веселья. И сегодня Париж — это не только столица Франции, но и мировая столица моды, архитектуры, со своим неповторимым шармом и величием.
2. Что, с вашей точки зрения, мешало в XVIII в. сделать город более современным: расширить улицы и площади, наладить освещение, создать регулярную полицию?
Я считаю, что территория европейских стран мала и там привыкли экономить пространство. Да и широкие улицы были ни к чему — машин ведь не было. А чем выше дом, тем меньше земли он занимает — и тем дешевле обходится хозяину. Первые уличные фонари давали сравнительно мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло.
3. Как вы думаете, почему происходят перемены в питании европейцев?
Благодаря завезённым новым культурам питание европейцев сделалось разнообразнее. Всё больше распространялись помидоры и фасоль. Перестал быть роскошью чёрный перец, а индейка постепенно вытесняла со стола традиционного гуся. В ряде регионов (Италия, юг Франции, Пиренейский полуостров) завоевала прочные позиции кукуруза, к концу века почти повсеместно пищей крестьян становится картофель.
4. Используя Интернет, расскажите об обычном ужине богатого европейца из Южной или Северной Европы.
Прежде всего бросалось в глаза огромное количество поедаемого мяса: говядины, свинины, телятины, баранины. Любили также мясо диких животных: оленей, кабанов, зайцев — и птицу, не только кур, гусей, уток, индеек, но и цапель, журавлей, лебедей, куропаток, перепелов, фазанов, рябчиков. Особо ценились мелкие птицы: голуби, овсянки и даже соловьи, из которых приготовляли жаркое и паштеты.
Еда была скорее обильной, чем изысканной. Подавали множество блюд, но все они готовились из мяса. Дополнением служили соусы, пирожки, устрицы. На десерт подавали варенье, орехи, засахаренные фрукты. Овощи и зелень редко встречались на столе у вельмож, так как считались пищей бедняков. Из напитков употреблялись лучшие виноградные вина, высоко ценились чистая родниковая и растопленная снеговая вода.
5. Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?
В разное время люди вкладывали разный смысл в понятие воспитанного человека, потому что «хорошее» воспитание людям разных эпох представлялось по — разному. Даже и в настоящее время существует множество понятий, определяющих воспитанность того или иного человека.
Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя.
Для многих людей того времени очевидно, что поведение за столом должно подчиняться определённым нормам, выделяющим культурных людей из основной массы населения. Воспитанный человек знаком с этикетом, он владеет арсеналом навыков и манер, позволяющих ему всегда быть на высоте.
Из книги П. — Ж. Гросли «Лондон» (1770)
1. Что нового увидел путешественник в Лондоне?
Новые лондонские кварталы, которые представляли собой прямые улицы, застроенные кирпичными домами. Два маленьких фонарика освещали дома по ночам. Эти лампы, заключённые в одинаковые плафоны, зажигали за полчаса до захода солнца, но освещали они лишь тротуар, середины улицы их свет не достигал.
2. Как город охранялся по ночам?
Из писем Д. И. Фонвизина (1778)
1. Что поражает Фонвизина во Франции?
Фонвизина во Франции поражает зловонный запах на улицах французских городов, таких как Лион. Узкие улицы, которые содержатся скверно. Французы изволят обжигать свинью прямо на узкой улице.
Париж же он называет целым миром, так бесконечно он велик и населен.
2. Как он отзывается о парижской полиции?
Полиция парижская славна в Европе. Полицейский как невидимый дух, присутствует везде, слышит все беседы, видит все деяния и ничто от него не скрыто. Но при всём этом Фонвизин желает ему лучшего обоняния, так как даже пред дворцами французских королей грязь и нечистоты.
Новое в блогах
Известный русский писатель Денис Иванович Фонвизин (1744-1792), как и подавляющее большинство его современников, верил во всесилие новых западных рецептов счастья, отличных от предлагаемых Церковью, например, во всесилие просвещения.
Уже с детства вынес он упование на просвещение. Потрясением стали для Фонвизина книги, которые он получил от книгопродавца в качестве платы за перевод басен Гольберга. «Книгопродавец, видя меня в летах бурных страстей, отобрал для меня целое собрание книг соблазнительных, украшенных скверными эстампами, кои развратили и возмутили мою душу»[1].
Попы стараются обманывать народ,
Что дурен здешний свет, тот всякий понимает,
Да для чего он есть, никто того не знает.
Создатель твари сей Себе на похвалу
Пустить изволил нас, как кукол по столу.
Мы видим здесь явное влияние деиста Вольтера: Бог создал мир, но не вмешивается в него; судьба наша, как корабль в бурю, движется без цели и смысла. Еще в начале ХIХ в. встречались старики, которые знали это стихотворение наизусть. Хотя сам Фонвизин перед смертью каялся: «Но Господи! Тебе известно сердце мое, Ты знаешь, что оно всегда благоговейно Тебя почитало и что сие сочинение было действием не безверия, но безрассудной остроты моей»[2].
Что привело Фонвизина к покаянию? Во многом посещение им «просвещенного» Запада.
Итак, «Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, опубликованы в 1830 г. Писатели лицом к лицу столкнулся с теми, от кого вся образованная Россия была без ума в те годы. Тех, кого нам ставят в пример до сих пор.
И вот наш писатель в Париже. Вывод его категоричен: «Париж немножко почище свиного хлева» (450).
«Лакеи здешние такие неучи, что в самых лучших домах, быв впущены в переднюю, кто бы ни прошел мимо, дама или мужчина, ниже с места тронуться и, сидя, не снимают шляп. При мне случалось несколько раз, что сам представляющий здесь королевскую особу, граф Перигор, проходя мимо этих скотов, видел их сидящих в шляпе с крайним неучтивством» (429).
«Забыл я сказать о здешнем концерте, то есть о французской музыке. Этаких козлов я и не слыхивал. Жена всегда носит с собою хлопчатую бумагу: как скоро заблеют хором, то уши и затыкает» (425).
«Я думаю, нет в свете нации легковернее и безрассуднее» (433).
«В доказательство скажу, что здесь за все про все аплодируют, даже до того, что если казнят какого-нибудь несчастного и палач хорошо повесит, то вся публика аплодирует битьем в ладоши палачу точно так, как в комедии актеру» (440).
«Видел я всех здешних лучших авторов. Я в них столько же обманулся, как и во всей Франции. Сказывают, что в старину авторы вели войну между собою не иначе, как критикуя один другого сочинения; а ныне не только трогают честь язвительными ругательствами, но рады погубить друг друга вовсе, как какие-нибудь звери. И действительно, мало в них человеческого» (443).
«Моды вседневно переменяются: всякая женщина хочет наряжена быть по последней моде; мужья пришли в несостояние давать довольно денег женам на уборы; жены стали промышлять деньги, не беспокоя мужей своих, и Франция сделалась в одно время моделью вкуса и соблазном нравов для всей Европы».
«Поутру, встав очень поздно, мужчина надевает фрак с камзолом, или, справедливее сказать, с душегрейкою весьма неблагопристойною. Весь растрепан, побежит au Palais-Royal,l где, нашед целую пропасть девок, возьмет одну или нескольких с собою домой обедать. Сие непотребное сонмище поведет с собою в спектакль на свои деньги; а из спектакля возьмет с собою свою девку и теряет свои деньги с здоровьем невозвратно. Так здесь живут не только холостые, но почти все женатые; а разница в том, что женатые нанимают особенные дома для своих шалостей» (445). Сравните с Онегиным. Хоть он и коснулся французского образа жизни, но не до такой же степени! В дневнике писатель делает вывод: «Я думаю, что если отец не хочет погубить своего сына, то не должен посылать его сюда ранее двадцати пяти лет, и то под присмотром человека, знающего все опасности Парижа. Сей город есть истинная зараза» (25 июня 1778).
«Гораздо приятнее читать их сочинения, нежели слышать их разговоры. Самолюбие в них такое, что не только думают о себе, как о людях, достойных алтарей, но и бесстыдно сами о себе говорят, что они умом и творениями своими приобрели бессмертную славу» (450). Как точны замечания писателя еще двести лет назад!
Ни один писатель не может терпеть другого и почитает праздником всякий случай уязвить своего совместника. Вот каковы те люди, из которых Европа многих почитает великими и которые, можно сказать, всей Европе повернули голову! Истинно, нет никакой нужды входить с ними в изъяснения, почему считают они религию недостойною быть основанием моральных человеческих действий и почему признание бытия Божия мешает человеку быть добродетельным? Но надлежит только взглянуть на самих господ нынешних философов, чтоб увидеть, каков человек без религии, и потом заключить, как порочно было бы без оной все человеческое общество!» (29 сентября 1778). Вот ответ Фонвизина нашим реформаторам, которые любят порассуждать, какой была Россия до 1917 года, но плохо представляют, какой бы она МОГЛА БЫТЬ «без оной религии». Такой, как Франция?!
«Рассматривая состояние французской нации, научился я различать вольность по праву от действительной вольности. Наш народ не имеет первой, но последнею во многом наслаждается. Напротив того, французы, имея право вольности, живут в сущем рабстве. Кажется, будто все люди на то сотворены, чтоб каждый был или тиран, или жертва. Неправосудие во Франции тем жесточе, что происходит оно непосредственно от самого правительства и на всех простирается. Налоги, безрезонные, частые, тяжкие и служащие к одному обогащению ненасытимых начальников; никто, не подвергаясь беде, не смеет слова молвить против сих утеснений. Всякий делает что хочет». Фонвизин уже в то время увидел тесную связь юридического права без религиозной совести со скрытым рабством, чего мы не видим до сих пор.
В дальнейшем Фонвизину не позволено было выступать в печати; пятитомное собрание его сочинений не было издано. Его статьи распространялись только в списках. Последние годы жизни писатель был тяжело болен, но литературных занятий не оставил: начал автобиографическую повесть «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Ключом к пониманию сокрытого смысла этой книги становится общий эпиграф: «Беззакония моя аз познах и греха моего не покрых» (Пс. 31:5) (81). Но такого Фонвизина у нас шарахаются, как. от ладана.
Николай Лобастов, из книги «Путь Домой. Взгляд православного учителя на русскую литературу ХIХ века»
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Стр 57
Из книги П.-Ж. Гросли «Лондон» (1770)
1. Что нового увидел путешественник в Лондоне?
Новые кварталы представляли собой довольно прямые улицы, застроенные кирпичными домами. Освещение состояло из двух маленьких фонарей, заключенных в одинаковые плафоны, которые освещали лишь тротуар.
2. Как город охранялся по ночам?
Ночью город охранялся лишь набранными из отребья стариками, у которых были лишь фонари и палки.
Стр. 57. Из писем Д. И. Фонвизина (1778)
1. Что поражает Фонвизина во Франции?
Д. И. Фонвизина поражает, что во Франции узкие улицы, которые плохо содержатся. Города перенаселены и грязны. В пример он приводит обжигание свиньи, что для него является скверным.
2. Как он отзывается о парижской полиции?
Парижская полиция не вызывает у него восхищения, так как он говорит, что «на скотном дворе у нашего доброго помещика чистоты гораздо больше». Он подчеркивает, что, несмотря на вездесущность парижского полиций-мейстера, грязности на улицах Франции очень много.
5–6. Мир художественной культуры Просвещения
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 4
Вспомните, что вы знаете о повседневной жизни в Европе в раннее Новое время.
Вместе с тем, если сегодня эти многочисленные перемены принято оценивать скорее как благо, как «прогресс», у современников они зачастую вызывали совсем иные чувства. Старый мир разрушался слишком быстро, в Европе наступало время войн, голода, мятежей и восстаний, экономических, демографических и социальных пертурбаций, определяемых рядом историков как «кризис XVII века». Реакцией на эти явления стали растущее чувство неуверенности в будущем, ощущение хрупкости и неустойчивости привычного миропорядка, рост эсхатологических настроений, коллективные страхи, легковерие в восприятии слухов, ужас перед возможной скорой смертью и всевластием нечистой силы.
1. Какие перемены происходят в XVII в. в городской жизни?
2. Расскажите о семье того времени. Когда люди вступали в брак, каковы были обязанности мужа и жены?
Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном государстве действовали подобные принципы?
В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали «отеческими нравами».
Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был суровым судьей всех проступков, совершенных домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. И хотя женщина находилась в подчинении мужчины, «принадлежала только семье и не существовала для общины», в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.
В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.
Женщина могла быть забитой насмерть или замучена жаждой, если её заставали за питьём вина, поскольку им запрещалось его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия, в том числе сексуального характера. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.
Во время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.
Закон предписывал гуманность по отношению к родственникам и ближним. В числе многих сентенций, которыми нас обогатили римляне, есть и такая: «Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню» дети были очень преданны своим родителям.
Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между римскими гражданами и допускал две формы: жена или переходила во власть мужа и называлась «мать семейства», матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только «uxor» (супруга, жена). Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.
3. Что меняется в отношении к детям?
Отношение к детям в дворянских семьях отличалось требовательностью, строгостью и жёсткостью, что определялось нормами, зафиксированными в традициях, в дворянском кодексе чести. Обучение и воспитание детей в основном проходило дома по строгому расписанию: ранний подъём, уроки и разнообразные занятия. Соблюдение порядка детьми контролировалось гувернёрами. За проступки следовало строгое наказание, система наказания включала: оставление без сладостей, без прогулки, детей ставили в угол или на колени, иногда использовались розги. Но в дворянских семьях иногда строгость и требовательность к детям сочетались с любовью к ним. В случаях, когда в семье были хорошие наставники, предъявлявшие требования к поведению, хорошим манерам, но детям там было легко, в доме царила весёлая, доброжелательная атмосфера. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Вместе с манерами, дворянские дети осваивали иностранные языки – в первой половине 18 века – немецкий, позже детей стали обучать французскому языку; во второй половине 18 века детей учили немецкому, английскому и реже итальянскому и польскому языку.
4. Какие изменения происходят в питании европейцев?
Европейцы стали есть больше вредной пищи в связи с распространением фастфуда и продуктов быстрого приготовления.
5. Какими качествами должен был обладать цивилизованный человек?
Не отступать от Истины и не искажать ее.
2. Быть милосердным!
Никогда не отказывать в помощи тем, кто попал в беду.
Регулярно соблюдать посты в благоприятные для этого дни.
Минимум два раза в день, утром и вечером, совершать полное омовение тела и омовение ума – молиться или медитировать.
Стойко переносить неудобства для тела и ума.
6. Быть разборчивым!
Уметь отличать хорошее от плохого.
7. Быть невозмутимым!
Контролировать свой ум. Не позволять уму думать о чем попало.
8. Быть бесстрастным!
Контролировать свои чувства.
9. Быть добрым, миролюбивым!
Не причинять ни одному живому существу страданий.
10. Быть целомудренным!
Вступать в половые отношения только в законной семье.
Делать регулярные пожертвования.
Изучать духовную литературу.
Вести себя прямодушно и недвулично.
Удовлетворяться тем, что можно получить без особых усилий.
15. Быть возвышенным!
Искать возвышающего общения. Общаться со Святыми, мудрецами и искателями истины.
Любить труд и постепенно отказываться от ненужных занятий.
17. Вести осмысленную жизнь!
Осознавать бессмысленность многих видов человеческой деятельности.
18. Быть молчаливым и серьезным!
Избегать пустых разговоров.
19. Быть исследователем!
Изучать свою природу. Понять, кто я:, тело или душа?
20. Быть кормильцем!
Кормить всех, кто нуждается в пище.
Считать каждую душу частицей Бога.
Слушать о духовном и возвышающем.
23. Быть передающим!
Говорить о духовном и возвышающем.
Помнить о духовном и возвышающем.
25. Быть заботливым!
Служить Богу и Его детям.
26. Быть религиозным!
Поклоняться Богу в своей традиции.
Выражать Богу почтение и благодарность.
Принять духовного наставника и жить под его руководством, а значит, и под руководством Бога.
29. Быть дружелюбным!
Стать другом Бога, а значит, и другом всех живых существ.
Вручить свою жизнь Богу и так стать святым мудрецом.
1. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение об одной из европейских столиц в XVIII в.
2. Что, с вашей точки зрения, мешало в XVIII в. сделать город более современным: расширить улицы и площади, наладить освещение, создать регулярную полицию?
3. Как вы думаете, почему происходят перемены в питании европейцев?
Изменения в питании были связаны с эпохой Великих географических открытий и с ее последствиями, которые вошли в историю, в том числе и как «Колумбов обмен».
В питании такие новшества появились:
Из Южной Америки привезли какао, шоколад, перец чили, картофель, кукурузу, авокадо, амарант, арахис, киноа, помидоры, тыкву, папайю, чиа, фасоль, подсолнечник, табак.
Из Азии привезли чай, различные пряности и специи, которые подешевели, их стало больше. Среди них: имбирь, черный перец, мускатный орех, гвоздика.
4. Используя Интернет, расскажите об обычном ужине богатого европейца из Южной или Северной Европы.
На столе богатого Европейца обычно находилось следующее: Мясо, Тарелка с фруктами, вино, картофель, но в малых количествах.
5. Что входило в понятие «воспитанный человек»? Почему оно появилось?
В это понятие входило: быть скромным, всегда здороваться, благодарить и культурно общаться.
Оно появилось поскольку люди были не воспитанными и в «моде» были хулиганы.
Из книги П. — Ж. Гросли «Лондон» (1770)
1. Что нового увидел путешественник в Лондоне?
2. Как город охранялся по ночам?
Из писем Д. И. Фонвизина (1778)
1. Что поражает Фонвизина во Франции?
Из писем Д. И фонвизина.
Фонвизина во Франции поражает зловонный запах на улицах французских городов.
таких как Леон. Узкие улицы, которые содержатся скверно. Французы изволят обжигать свинью прямо на узкой улице. Париж же он называет целым миром. так бесконечно он велик и населен
2. Как он отзывается о парижской полиции?