Что поражает в архитектуре кносского дворца
Кносский дворец
Остров Крит — место необычайное. Он расположен в середине Средиземного моря и соседствует с тремя континентами одновременно: Европой, Африкой и Азией. История острова окутана легендами, повествующими о фантастических или реальных событиях минувших времен (по меньшей мере, это родина самого Зевса!). Издавна остров был центром Минойской цивилизации — древнейшей в Европе (2500– 1400 гг. до н. э.). С того времени на острове осталось много свидетельств его былого величия. И, пожалуй, наиболее яркая среди исторических жемчужин — дворец в Кноссе.
Как добраться
Из Москвы в Афины есть прямой рейс (Aeroflot, от €330) и рейс с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250). Далее купите билет на самолет до города Ираклиона (от €80).
Шедевр древней архитектуры минойцев Кносс относительно хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на большом холме, приблизительно в 5 км от северного берега острова Крит и примерно на таком же расстоянии на юго-восток от современного города Ираклион, столицы острова.
Развалины дворца, дошедшие до наших дней, относятся к так называемому новодворцовому периоду, после 1600 г. до н. э. Дело в том, что дворец несколько раз разрушался и строился вновь. Так, первый раз он был возведен около 1800 г. до н. э., вскоре был разрушен, и на его месте построен другой. Около 1600 г. до н. э. здесь произошли сильные землетрясения, в итоге многие постройки сровнялись с землей. Впрочем, ведутся ремонтные работы и строятся другие великолепные сооружения. Однако неудача за неудачей преследуют критян: извержение вулкана Санторин около 1450 г. до н. э. стало началом конца минойской цивилизации. Вторжение ахейцев (в начале II тыс. до н. э.) усугубило положение критян, а военные конфликты, связанные с приходом дорийцев (начало I тыс. н. э.), довели дворец до разрухи. С этого момента территория дворца не была заселена, хотя Кносс продолжал оставаться важным городом вплоть до раннего Средневековья, но во время венецианского владычества (X–XI вв.) он медленно ушел в небытие.
Вторая жизнь Кносса
Больше тысячи лет никто не обращал внимания на развалины Кносса, пока в 1900 г. А. Эванс, хранитель музея Эшмолеан в Оксфорде, не организовал здесь массовые раскопки, которые увенчались удивительными находками. Раскопки велись с перерывами в течение 30 лет (до 1931 г.) и открыли миру настоящие археологические сокровища. Так, был обнаружен огромный дворец. Его площадь — около 22 000 м 2 (чуть больше 2 га). Ученые насчитали около 2 тыс. комнат. Местами высота дворца достигала 5-этажного дома. Скорее всего, из-за жаркого климата во дворце почти не было окон. Зато было немало световых колодцев, которые помимо освещения обеспечивали и вентиляцию помещений.
Открытия Эванса можно назвать действительно колоссальными. С севера, запада и юга ко дворцу вели мощеные дороги (считается, что они самые древние в мире). Толстые стены первого этажа дворца сложены из камня, а верхний этаж, вероятно, был возведен из более легких сырцовых кирпичей. В самом дворце — бесчисленное количество помещений, коридоров, залов, ходов, которые несколько хаотично группируются по сторонам широкого открытого четырехугольного двора.
Особого упоминания заслуживает водопроводная система дворца. Глиняные трубы — признак владения технологией строительства водопровода и канализации на высоком уровне. Вода бралась из близлежащего горного источника. Археологи нашли также признаки того, что шедшая по трубам вода подогревалась! Так что на Крите были доступны все блага цивилизации уже четыре тысячи лет назад!
Многолетние исследования Кносса и других археологических памятников в различных районах Крита помогли Эвансу вернуть из забвения и реконструировать уникальную цивилизацию, которая некогда процветала здесь. Название ей он дал по имени легендарного царя Миноса. Хотя сам дворец, вернее то, что от него осталось, представляет историческую ценность, куда больше внимание ученых привлекли предметы, найденные здесь, и настенная живопись.
Кносс, дышащий преданиями
Помимо археологических находок есть еще и историческая память, хранимая в преданиях и легендах, оставшихся нам от древних народов. Эти предания, может, не совсем объективны, в них много надуманного и запутанного, но порой в них находят отражение и исторические факты. В любом случае, легенды создают романтический ореол былой эпохе. Кносский дворец в буквальном смысле «дышит» преданиями и легендами, оставленными древними греками.
Начнeм с того, что сам владыка олимпийских богов Зевс родом с острова Крита, где он втайне от своего отца Кроноса и вырос. Видимо, не зря Зевс в обличье белого быка украл Европу, игравшую с подругами на берегу моря, и увез на своей спине именно на Крит. Здесь Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Сарпедон, Радаманф и Минос. Последний — личность историческая, сыгравшая роль в создании Кносса.
Так, по преданию, заложил город царь Минос (ему приписывают основание и других критских городов — Феста и Кидония), а зодчество доверил знаменитому мастеру Дедалу.
По легенде, царь дал мастеру приют на острове и взамен очень долго пользовался его бесценным даром. На Крите Дедал вылепил статуи, изображающие Миноса и его дочерей, изготовил для жены Миноса Пасифаи деревянную корову на колесах, выдолбил ее изнутри, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг (в корове Пасифая скрывалась, чтобы тайно удовлетворять страсть к одному быку). Дедал создал также лабиринт. Миф гласит, что в нем обитал рожденный Пасифаей Минотавр (получеловек-полубык).
Когда герой Тесей бежал из лабиринта, убив Минотавра (об этой легенде речь пойдет чуть позже), Минос запер Дедала и его сына Икара в лабиринте. В конце концов, такая жизнь, напоминающая плен, стала тягостной для Дедала и он решил бежать вместе с сыном. При помощи искусственных крыльев они спаслись от преследований Миноса. Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев.
Кносс или лабиринт?
Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.
Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.
Происхождение слова «лабиринт»
У этого слова необычное происхождение. Древнегреческое слово «лабиринтос», возможно, происходит от того же корня, что и древнегреческое «лабра» — улица, переулок, ущелье. Другая версия — происхождение от слова «лабрис» — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите и изображения которого можно повстречать в Кноссе и сегодня.
Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.
Кносс настоящий
Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.
Так, во всех перечисленных мифах поражают постоянные упоминания о быках. Это и Зевс в виде белого быка, и «увлечение» Пасифаи, и сам Минотавр, в конце концов. Скорее всего, это отсылает нас к далекому архетипу минойцев, поклонявшихся этому животному. Еще одно упоминание о быке — статуи в виде рогов, стоявшие по периметру Кносского дворца. Конечно, они строились и в сакральных целях, хотя многим могли внушать мысль: «Вот она истинная обитель Минотавра!»
Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.
Фрески Кносского дворца
Почти все стены дворца были украшены фресками — настенной живописью, художественные образы которой свидетельствовали о богатстве духовного и эстетического мира критян минойской эпохи. Здесь слились одновременно каноны тех лет вместе с фотографическим реализмом, столь редким для того периода. Именно благодаря сохранившимся фрескам сегодня мы можем восстановить картину мира древних минойцев: посмотреть их глазами на историческую эпоху, в которую они жили, увидеть современников. Человеческим фигурам в этих фресках уделено особое внимание.
Откуда берет начало художественная традиция минойцев? В результате тесных торговых и культурных связей с египтянами их изобразительная традиция оказала значительное влияние на минойскую, хотя минойцы во многом превзошли своих учителей. По настроению и содержанию искусство минойского Крита неповторимо и не похоже ни на восточную, ни на эллинскую традицию.
Характерная черта критского настенного искусства — большое разнообразие женских образов рядом с мужскими. Женщина присутствует на всех фресках, изображающих процессии, ритуалы или праздники. Критские художники рисовали женщин и мужчин с различным цветом кожи (у женщин — молочно-белая, у мужчин — красновато-коричневая, загорелая).
Особого внимания заслуживают изображения дам. Например, фреска «Дама в голубом». Это часть большой композиции, сюжет которой, увы, сегодня восстановить невозможно. Дамы нарисованы в изящных позах, со струящимися силуэтами, плавность линий которых постоянно повторяется в жестах, длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и прическах. Праздничные и детализированные прически (возможно, часть ритуального костюма) указывают на важность происходящего действа.
Критские мастера создали удивительные женские образы. Например, фреска «Парижанка» поражает точностью изображения черт женского лица. Изящество этой дамы, как у парижанки, а ее туалет не уступает нарядам современных модниц.
Другой популярный образ кносской живописи — животные. Частый сюжет — так называемая тавромахия: изображает ритуальные игры с быками, чем-то напоминающие корриду. Или дельфины, которые у древних минойцев были символом радости, освобождения души от бренного земного тела. Именно это настроение и передано наиболее живо во фреске, размещенной ниже.
Каждая фреска во дворце Кносса излучает жизнерадостность и миролюбие. Основная тематика минойской живописи — изображения людей, а также растений, животных, природных явлений. Особого внимания заслуживают многофигурные композиции. На фресках вы никогда не увидите сцен насилия или изображения воина — древние минойцы, если судить по живописи, были открытым и спокойным народом, не промышлявшим особенно военным делом. Впрочем, их любовь к жизни выразилась не только во фресках, создается впечатление, будто каждый предмет, некогда сделанный ими, наполнен энергией.
Минойская керамика
Минойская керамика, как и все остальные предметы, оставшиеся от той далекой цивилизации, отличается оригинальностью. У критской керамики были своя эволюция и свой период спада.
Ранние геометрические узоры на первых вазах еще в III тыс. до н. э. к 2000 г. до н. э. сменяются различными цветочными и спиральными мотивами, которые наносились белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период (около 1700–1500 гг. до н. э.) внес существенные изменения, в том числе и в стиль росписи керамики, которая стала украшаться образами разнообразных морских обитателей: осьминогов и наутилусов, дельфинов и кораллов, выполняемых на светлом фоне темной краской.
Начиная с 1450 г. до н. э. изображения на керамике подвергаются все большей стилизации и становятся грубее, что свидетельствует о начавшемся общем упадке этой яркой культуры.
Великолепие, созданное кносскими ювелирами
Пожалуй, наибольшего мастерства минойцы добились в ювелирном искусстве: утонченность и оригинальность изделий из золота нельзя перепутать ни с чем. Они были изобретателями, а может, умело переняли у кого-то передовые технологии того времени. Так, критянам было знакомо тонкое искусство грануляции: зернью, почти микроскопическими пупырышками из чистого золота покрывали они свои украшения. И это происходило более чем за тысячу лет до этрусков, которых археологи долгое время считали изобретателями грануляции. А минойские мастера делали уже тогда все как полагается: они не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная необходимые приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерна.
Все ювелирные изделия, дошедшие до нас с того времени, бесценны по историческому и художественному значению. Хотя мы никогда не узнаем имен ювелиров, искусство их сохранится навечно.
Заключение
Как мы увидели, Кносский дворец существует как бы в двух измерениях: реальном и мифологическом. Узкие коридоры-улицы превращаются в закоулки лабиринта, божественный бык встречает за каждым поворотом в виде гигантских каменных рогов, а тысячи бороздок, которые рассекают настенные мозаики, сплетаются в путеводную нить Ариадны.
И каждый путешественник, который ступает по камням Кносского дворца, всегда пересекает границу этих миров. Здесь будто и нет никакого лабиринта, но из тронного зала путь ведет в театр, или к лесистому обрыву, или к остаткам погребений. Здесь все как бы в руинах, но вот сохранилась терракотовая колоннада, а вот и знаменитые фрески, ну а дальше вход в подземелье… и там, где наших знаний о реальной судьбе этого великолепного археологического памятника уже не хватает, этот пробел с лихвой восполняется образными мифами Древней Греции — и история оживает на наших глазах.
Что поражает в архитектуре кносского дворца
Кносс — древний город в центральной части северного Крита. Он был главным городом острова во времена древнейшей в Европе минойской цивилизации. Вероятнее всего, минойцы прибыли на Крит примерно за 7000 лет до н. э. из Малой Азии (Турция).
Главной достопримечательностью Кносса является Кносский дворец.
В настоящее время это самый популярный, самый посещаемый и один из самых узнаваемых дворцов острова Крит, «главный герой» с обложек большинства путеводителей, книг, календарей, открыток.
Кносский дворец один из наиболее впечатляющих памятников критской архитектуры.
Кносский дворец на острове Крит в Греции был построен около 2000 года до н. э., в период расцвета минойской цивилизации. Первоначально дворец был возведен вокруг прямоугольного открытого двора и был почти квадратным в плане. Этот дворец был разрушен в результате землетрясения. Около 1700 года до н. э. на его месте был построен новый дворец больших размеров. Примерно через сто лет и этот дворец был разрушен землетрясением, но был быстро восстановлен. Около 1450 года до н. э. Кносский дворец пострадал в результате извержения вулкана на острове Санторини, а позже его окончательно уничтожил пожар. Сохранившиеся остатки дворца были обнаружены археологом Артуром Эвансом в 1900 году.
Заслуга Артура Джона Эванса заключается в том, что, он посвятил изучению и реконструкции этого сооружения много времени, сил и средств. (Р аскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в.) Ученые до сих пор спорят, стоило ли проводить реконструкцию столь древней постройки, но именно благодаря ей наши современники могут представить себе масштабы и красоту Кносского дворца и познакомиться с минойской архитектурой.
К сожалению, точных данных о том, как выглядел это памятник архитектуры, не сохранились, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться.
К сожалению, знаменитый дворец практически полностью был разрушен пожаром, случившемся во время одного из землетрясений.
Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э.
Само здание дворца было построено из камня и глины, утрамбованных щебнем.
Считается, что Кносский дворец является самым большим сооружением, возведенным представителями минойской цивилизации: площадь дворца составляла 19 000 м² (многие его называют первым небоскребом древнего мира: в нем были постройки, насчитывающие около пяти этажей.
Интересная особенность дворца — отсутствие окон. Их с успехом заменяли так называемые «световые колодцы» — проемы в потолке.
Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Тронправителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.
На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир. Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи.
Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.
Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).
Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.
Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.
Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе был ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.
Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица.
На всех фресках лица людей подчеркнуто, печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита нет улыбающихся людей.
Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властительницы подземного царства.
По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы.
Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.
Необходимо отметить, что Крит знаменит также тем, что до наших дней сохранились ценные экземпляры исторической письменности, авторство которых принадлежит древним жителям Крита. Некоторые письма в настоящее время расшифрованы, но что касается «ранних критских писем», они до сих пор не прочитаны. Не удалось разгадать и еще более древние критские иероглифы.
Список использованной литературы (ссылки на источники):
Внутренний двор Кносского дворца. Кносский дворец имеет грандиозные масштабы. Количество помещений около 1400. Залы дворца этого монументального сооружения находятся на разных уровнях, и с помощью лестниц и коридоров соединены между собой. Некоторые конструкции уходят глубоко под землю.
Колонны Кносского дворца.
На стенах дворца — изысканные росписи, на которых запечатлены театральные действа, празднества, красочные танцы.
Многие жилые помещения дворца были украшены фресками и цветными барельефами. На одной из фресок изображены юноши, прыгающие через быка. Бык на Крите был тотемным животным. Этот образ часто использовался художниками, скульпторами, архитекторами.
Среди великолепных минойских фресок не только изображения людей. На этих фресках есть и животные, и птицы, и растения. Например, дельфины. Если вы присмотритесь, увидите сохранившиеся оригинальные фрагменты, по которым воссоздана вся композиция.
Кносский дворей. Фреска нанесена на саркофаг, и здесь, по всей видимости, изображены сцены обряда погребения или загробной жизни. 1300 г. до н.э.
Огромные глиняные амфоры, кувшины. На старинных вазах нанесены богатейшие орнаменты, краски которых не потеряли свой колор до сих пор.
Кносская монета с изображением лабиринта
Дворец в Кноссе (Минойский дворец с лабиринтом)
Остров Крит расположенный в самом центре Восточного Средиземноморья, вследствие своего географического положения, связывал Европу, Азию и Африку. Именно здесь пересекались древние морские пути. И потому он был главным центром до Греческой культуры.
Это доказал английский археолог Артур Эванс, который с 1898 в течение почти 30 лет, проводил археологические раскопки на Северном берегу острова, вблизи современного Гераклиона. Здесь им были найдены остатки дворца – резиденции верховных правителей раннерабовладельческого государства в городе Кноссе.
И это было не менее важным и сенсационным открытием, чем найденная гробница фараона Тутанхамона. По убеждению Эванса, этот дворец принадлежал легендарному могущественному царю Крита – Миносу, государство которого было на 1000 лет старше Древней Греции.
Согласно древним народным сказаниям, Царь Минос основал (Кроме Кносса) и города Фест и Кедонию. При его правлении Крит достиг морского господства в Средиземноморье, рассвета Критской культуры и образования, введения первого на Крите законодательства.
И Эванс предложил назвать Критскую культуру «Минойской» — по имени царя Миноса. Это была высокоразвитая культура Бронзового Века в 3-2 тысячелетий д. н. э. В своей монументальной работе «Дворец Миноса в Кноссе», которая издавалась с 1921 по 1935 г, Эванс разделил историю развития Древнего Крита на три периода:
Рассвет Минойской культуры приходится на Среднеминойский период (17 век д. н. э.). Именно в это время и был построен Дворец в Кноссе.
Основные аспекты архитектуры Минойской культуры
Для архитектуры этой эпохи характерны следующие композиционные приемы и главные элементы
Все это было использовано и при возведении дворца в Кноссе.
Устройство Дворца в Кноссе
Этот удивительный дворец-лабиринт построил талантливый архитектор, скульптор и художник того времени Дедал. Он был и выдающимся изобретателем. Ему приписывают создание рубанка, сверла, отвеса, изобретения паруса для кораблей. В Греции считали его созданиями многие деревянные скульптуры и деревянные строения.
Архитектурное чудо света Кносский дворец, был расположен на невысоком плато. Это огромный комплекс с подземельем и со сложным запутанным планом. Общая площадь его составляла, по одним сведениям – 16 000 м2; по другим – 20 000 м2.
Центром дворца был большой, прямоугольной формы, так называемый центральный двор. Размер его 50х28 м, вокруг располагались сотни помещений различного назначения, внутренние дворики, театр. Одноэтажные комплексы чередовались с двух-трехэтажными, и соединялись между собой многочисленными лестницами, запутанными коридорами, и переходами. Но все это объединялось в единое целое и сооружение живописно вписывалось в окружающий его ландшафт.
Сложное в плане, хаотическое расположение комнат, со множеством дверей, световых шахт, бесчисленных поворотов, коридоров, выходящих к небольшим дворикам с колоннадой – действительно напоминало лабиринт. И, видимо, послужило источником для создании мифа о лабиринте.
Во внутренние покои дворца можно было войти через два главных входа. Один – с Юго-Запада, имел портик с одной колонной посередине. Другой – с Севера от центрального двора. По найденным фрескам, этот вход украшали 536 фигур, выполненные в натуральную величину. Видимо, это были участники праздничного шествия.
Центральный двор разделял дворец на Западную и Восточную части. В свою очередь, Западную часть дворца разделял длинный коридор. По одну его сторону располагались узкие кладовые. В них, в огромных глиняных амфорах (пифосах), и в каменных ящиках, хранились продукты. А это: зерно, оливковое масло, финики, бобы, вина. Высота пифосов достигала двух метров, вместимость их до 185 л.
По расчетам Эванса, в них могло храниться до 475 000 л продукции, в том числе и 80 000 л вина. Всего этого хватило бы обеспечить питанием город с населением 100 000 чел.
По другую же сторону коридора, на второй этаж, вела большая лестница с колонной. На Юг от нее находилось дворцовое святилище. Об этом можно предположить по найденным здесь разнообразным предметам культа и большим квадратным столбам, которые были украшены символом двойной секиры.
На Север от лестницы располагался величественный тронный зал – один из знаменитых достопримечательностей Кносского дворца.
К нему вел портик с тремя столбами. А из него – дверь с колонной в центре, непосредственно в «тронный зал». В центре Северной стены тронного зала, находился Царский трон с волнообразной спинкой и углублением для сидения. Здесь восседали цари. Легенда даже сохранила их имена – Минос с братьями Сарпедоном и Радамантом.
Свет в тронный зал проникал через световую шахту. На стены ее были нанесены яркие красные полосы. То есть, часть плоской крыши и потолка, которая поддерживалась колоннами, была снята. Таким образом, создавался пролет, через который и освещался зал. Зачастую, такой пролет проходил через несколько этажей. Так как его устраивали возле внутренней лестницы, соединяющей этажи.
Под этим пролетом, в полу тронного зала, обнаружили квадратное углубление. К нему вело несколько ступеней. До настоящего времени так и не было выяснено, чем этот тронный зал служил Миносу. Предполагают, что он предназначался для торжественных приемов, а квадратное углубление в полу – как бассейн для совершения ритуальных священных обрядов.
С Северо-Запада к Кносскому Дворцу прилегала широкая лестница, соединяющая все три этажа. Она вела к большой, зрелищной площадке – старейшей в Европе театральной арене. Коллеги Эванса называли эту арену «придворным театром увеселений». Она была окружена рядами зрительских мест. Поднимаясь, они образовывали амфитеатр и вмещали около 500 зрителей. Здесь же и располагалось царское ложе.
Вся арена была зацементирована, ее наискось пересекал тротуар. Видимо, по нему двигались разного рода процессии. Здесь же и происходили «игры с быками».
На Восточной стороне дворца от центрального двора находились технические помещения. В них располагались:
Следует отметить, что подобные системы водопровода и канализации небыли известны жителям Греции даже в период высшего рассвета их культуры в 5 в д. н. э.
Здесь были также и мастерские скульпторов, горшечников. В одном из помещений находилась установка для получения оливкового масла. К особым помещениям в этой части дворца, по размерам и значению, относился «зал двойной секиры». Назван он был так по найденным здесь символическим знакам на стенах и столбах. Состоял этот зал из трех пространственных элементов:
Из вестибюля этого зала узкий коридор вел к покоям царицы, так называемому «мегарону царицы». Такое название покои получили из-за замкнутого, можно сказать интимного характера. Так, как они не имели ни выхода, ни открытого вида на окружающий пейзаж. Но с двух сторон покои окружали световые шахты.
В Западной стене «мегарона царицы» были две двери: одна вела в ванную комнату, другая – в спальню. Здесь, на гипсовом четырехугольном возвышении, стояла кровать. Из спальни дверь вела в туалетную комнату, имеющую все удобства современной техники.
В Южной части Кносского дворца были найдены подземные помещения. В них находились хранилища продуктов, дворцовые спальни, ванные комнаты. Здесь же, в тайниках, хранились сокровища царя и его семьи. А это:
А также женские украшения: ожерелья, браслеты, диадемы, перстни, серьги.
Сооружение подземных помещений объясняется тем, что древние зодчие заметили: именно такие помещения меньше всего разрушались даже при очень сильных землетрясениях. Они были довольно частыми в этом регионе.
Стены дворца были сложены из полых кирпичей и оштукатурены. Плоские крыши поддерживали колонны.
Украшения Кносского дворца
Стены комнат и интерьер дворца украшали фрески, рельефы, орнаментальная роспись. Стены некоторых комнат (в т. ч. и тронного зала) украшал своеобразный алебастровый фриз. Он состоял из непрерывного чередования вертикальных и горизонтальных элементов. Вертикальные – украшали спирали; горизонтальные – состояли из двух половин, касающихся окружностей, заполненных изображениями пальмовых листьев.
Некоторые ученые считали, что этот фриз имел сходство с так называемым «триглифообразным» фризом дорического храма с триглифами и метопами. Но, алебастровый фриз не выполнял никаких конструктивных функций. Он не имел постоянного места на стене. Его можно было увидеть и на верху и внизу стены. Поэтому, видеть в нем праобраз дорического триглифа, учеными – ошибочно.
Орнаментальная роспись выполненная желтой, красной, голубой красками, украшала нижние части стен мегарона царицы. Орнамент в виде бесконечной ленты, напоминал толи контуры облаков, толи бурные потоки водных струй. И переходя из одной стены на другую, как бы отрицая наличие углов, создает впечатление бесконечного во всех направлениях, пространства.
Мегарон царицы украшали и фрески, где был изображен морской пейзаж с рыбами и дельфинами.
Верховным божеством и предметом культа о. Крит, был Бог-бык. Потому, темы многих фресок, украшавших стены, потолки комнат и интерьеров дворца, связаны с изображением быка и бычьих рогов.
Была также найдены и фрески Кносского дворца с изображением группы оживленно беседовавших, изысканно одетых, с искусными прическами, женщин. Возможно, среди них была и Ариадна. Видимо, находясь в амфитеатре, они наблюдали за происходящим на театральной арене. Восторгались акробатами, которые или мастерски выполняли сальто на мчавшемся быке, или ловко перепрыгивали через спины разъярённых животных.
Была найдена и фреска с изображением царя. Из-под короны видны длинные волосы; на руках – массивные дорогие браслеты; на шее – украшения из драгоценных камней.
Поражала Артура Эванса и найденных в развалинах Кносского Дворца на Крите, красота каменных сосудов, золотых ваз, обломков великолепной мебели, металлических светильников, статуэток богов. На каменных сосудах были изображены схватки с быками, шествия воинов, кулачные бои.
На двух золотых вазах – рельефное изображение ловли диких быков среди растений (видимо, действие происходило в лесу). Найдена и круглая ваза, где изображен с горящими глазами, осьминог.
Всю поверхность вазы охватывают его щупальца. А между ними – кораллы и водоросли. И таким образом, создается иллюзия морской среды.
Все это, найденное при археологических раскопках, свидетельствует о былом богатстве и роскоши загадочного дворца-лабиринта.
Особенности колонн Кносского Дворца
Археологические раскопки подтверждают, что одним из конструктивных элементов Кносского Дворца были колонны. И они выполняли функции именно внутренней опоры. То есть, поддерживали или потолок рядом со световыми шахтами, или марши бесчисленных многоэтажных лестниц.
Колонны атектоничны, то есть, они как бы перевернуты с ног на голову. Такова их форма, обусловлена она тем, что они были изготовлены из дерева и установлены корневищем вверх. Именно на него было удобно укладывать балки перекрытия. И, кроме того, в широкой верхней части, более прочна связка и крепление.
Своеобразная капитель колонны была выполнена в форме двойного вала. И, видимо, служила для закрепления тента из ткани (занавесом, протянутым между колоннами). На некоторых фресках изображено, что капители имели по бокам светлые, своеобразные украшения. И, потому, их принимали за символ двойной секиры.
При археологических раскопках было найдено много таких круглых каменных баз, и обугленных остатков деревянных колонн. Кроме того, определили, что колонны были белого цвета, пилястры – синего, базы и капители – украшали красные полосы.
Как считают археологи, именно применение колонн позволяло зрительно увеличивать размеры многочисленных комнат дворца.
Мифы о Кносском Дворце
Об этом удивительном, загадочном сооружении и о легендарных личностях, каким-то образом связанных с ним, автора древности слагали мифы, сказания и легенды. Многие из них сохранились и до наших дней.
В мифе о Миносе и Минотавре показана жестокая борьба угнетенных народов против угнетателей за свою независимость. Так как на протяжении веков Крит, как могущественная морская держава, контролировала все Восточное Средиземноморье. А Афины были в полной зависимости от Крита.
В мифе о Тесее, Ариадне и Минотавре, отражена жестокая борьба с силами зла (Минотавр) за свободу личности. В древнейших верованиях чудовище-минотавр был олицетворением темных сил в небесном подземном и морском мирах.
Миф о Миносе и Минотавре.
Легендарный Царь Минос, по Греческим сказаниям, был сыном верховного Бога Зевса, и прекрасной дочери финикийского царя – Европы. Однажды, Зевс Увидел юную Европу среди девушек на морском берегу. Он превратился в огромного красивого быка с золотыми, изогнутыми рогами и блестящей на солнце шерстью.
Он подошел к девушкам, а Европа, шутя, села на спину чудесного быка. Тотчас бык вскочил и кинулся в море, и, как дельфин, быстро, вместе с Европой, поплыл к острову Крит.
Европа стала женой Зевса, и с тех пор, никогда не покидала остров. Прошли годы, Минос стал Царем Крита, женился на дочери Солнца – Пасифае. Однажды Минос, хвастаясь перед моряками, заявил, что Бог моря – Нептун, исполнит любое его желание. И попросил Нептуна прислать ему быка, которого непременно принесет в жертву.
Когда же из моря вышел прекрасный белый бык, Минос отправил его в свое стадо, а в жертву принес другого быка. Нептун же не мог простить такого обмана, и попросил Венеру отомстить Миносу. Венера заставила Пасефаю безумно влюбиться в прекрасного морского быка. У Пасефаи от этой связи, родился сын-чудовище, невероятно свирепый и сильный, с головой быка и туловищем человека. Его назвали Минотавром, и он питался только человеческой плотью.
Чтобы спрятать это чудовище, Минос решил построить дворец-лабиринт, из которого трудно было бы выбраться. Для этого он пригласил известного в то время архитектора, жившего в Афинах – Дедала.
Миф о Дедале и Икаре
Однажды, когда они стояли одни, у самого края высокого Афинского Акрополя, а вокруг никого не было, Дедал столкнул его вниз. Упав с огромной высоты, Тал разбился насмерть. Поспешно спустившись с Акрополя, Дедал решил тайно похоронить Тала. Но когда он рыл могилу, его увидели Афиняне. За это убийство Дедал был приговорен к смерти. Поэтому, он с радостью принял приглашение Миноса и бежал на о. Крит.
Множество шедевров искусства создал для Миноса Дедал. В том числе, он спроектировал и построил по просьбе Миноса, и дворец-лабиринт в Кноссе.
Много лет прожил Дедал на Крите. Здесь родился и его сын – Икар (мать Икара – рабыня Миноса – Навкрата). Минос не желал отпускать Дедала с Крита. Он хотел единолично пользоваться его искусством. А когда же Минос узнал, что Дедал помог Тесею благополучно выбраться из лабиринта, после убийства минотавра, он, вместе с Икаром был брошен в Тюрьму.
Просто невозможно было бежать из этой тюрьмы, так как она находилась на небольшом морском рифе. А вокруг было море. Наблюдая за полетом птиц, изобретательный Дедал понял, что покинуть остров можно только воздушным путем. Собрав крылья птиц, он скрепил их льняными нитками и залил воском. Из них изготовил четыре больших крыла, придав им, как у птиц, изогнутую форму.
Когда крылья были готовы, Дедал решил испытать их. Надев их, он поднялся в небо. А Икар с восторгом смотрел, как отец, подобно огромной птице, парил в воздухе. Все было готово к побегу. Дедал предупредил сына, что нельзя близко приближаться к солнцу. Так как его лучи опалят крылья. Нельзя и низко лететь над морем, так как морские соленые брызги также могут повредить крылья.
Надев крылья, Дедал и Икар поднялись на башню и взлетели в небо. Вначале Икар послушно следовал за отцом. Они благополучно пролетели острова Самос Делос и Парос. Но вдруг Икар, увлекшись полетом, забыв об предупреждении отца, взмахнув крыльями, высоко взлетел к небу. Солнце мгновенно опалило его крылья, воск растаял, и Икар со страшной высоты упал в море.
Долго Дедал звал любимого сына, пока не увидел его тело выброшенное на берег моря, и перья на морских волнах. С тех пор, в честь погибшего Икара, море стали называть Икарийским (это часть Эгейского моря между островами Парос, Самас, и берегом Малой Азии).
Дедал опустился на берег, в глубокой скорби похоронил юного сына. Продолжив полет, он благополучно приземлился в Сицилии. И Царь Сицилии Кокал, пригласил Дедала в свой дворец.
Когда же Минос узнал, что Дедал находиться в Сицилии, он с большим войском отправился туда, и потребовал выдать Дедала. Но, дочери царя Кокала хотели, чтобы этот художник остался у них. Они уговорили отца пригласить и принять Миноса во дворце, как гостя. А когда Минос принимал ванну, они вылили ему на голову кипяток.
Минос скончался в страшных муках, а Дедал еще долго жил в Сицилии, затем возвратился на родину в Афины. И стал родоначальником династии Афинских художников – Дедалидов.
Миф о Тесее, Ариадне и Минотавре
Тесей родился в Трезене. Это был город его матери Эфры. Вскоре после рождения сына, его отцу-царю Афин-нужно было срочно вернуться в Афины. Но уходя, свой меч и сандалии, он спрятал под огромной скалой. И сказал Эфре, когда сын сможет отодвинуть скалу, он должен взять меч и сандалии и прити в Афины. Так Эгей сможет узнать сына.
Это был высокий, стройный и красивый юноша с ясным взглядом, красивыми глазами, и темными кудрями. Его юное мускулистое тело говорило о могучей силе. Эфра привела Тесея к скале, где были спрятаны меч и сандалии Эгея. Тесей легко сдвинул каменную глыбу, взял оставленные там вещи и отправился в Афины.
В это время во дворце шел пир. Тесей вынул из ножен меч, а Царь Афин, увидев свой меч и сандалии на ногах незнакомца, узнал и радостно приветствовал своего сына.
Тесей обратился за помощью к богине Афродите и, принеся ей жертву, отправился на Крит. Корабль благополучно прибыл на остров. Когда же обреченных юношей и девушек привели к Миносу, он сразу же обратил внимание на стройного прекрасного юношу – это был Тесей. Заметила его также и дочь царя – красавица Ариадна. А Богиня Афродита зажгла в ее сердце любовь к Тесею. И Ареадна решила спасти Тесея.
Она обратилась к Дедалу с вопросом о том, как можно спасти Тесея. И Дедал дал ей клубок ниток, а Ариадна, тайно от отца, взяла острый меч. Клубок ниток и меч она передала Тесею, а он пообещал ей, что после победы над минотавром, и возвращения из лабиринта, они поженятся.
Когда Тесея и пленников отвели в лабиринты Кносского Дворца, у входа он привязал кончик клубка нитки и пошел по бесконечным, запутанным коридорам и переходам дворца, постепенно разматывая клубок. Наконец, он подошел к комнате, где было слышно сонное рычание минотавра. Разъярённый минотавр набросился на Тесея, завязалась жестокая борьба.
Несколько раз минотавр набрасывался на Тесея, но острый меч останавливал его. Наконец, изловчившись, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь острый меч. Убив чудовище, Тесей, по нити клубка, благополучно вышел из лабиринта вместе с юношами и девушками (отсюда и выражение «нить Ареадны»). У входа их ждала и радостно приветствовала Ариадна.
Теперь нужно было спастись как можно быстрее, от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль, а у всех кораблей Критян пробил дно, чтоб они не смогли их преследовать. И всесте с Ареадной отправился в Афины. Но, неожиданно, на море начался сильный шторм и корабль Тесея вынужден был причалить у острова Наксоса.
Уставшие путники заснули, во сне Тесею явился Бог виноделия Дионис, и сообщил ему, что по решению Богов, Ареадна должна стать его (Диониса) женой. И, потому, ей нужно остаться на этом острове. Тесей проснулся, он не мог пойти против воли Богов, и, опечаленный потерей любимой Ареадны, быстро собрался в путь. Тесей совершенно забыл поменять черные паруса на белые, а его отец, Эгей, ожидая сына, стоял на высокой скале у моря.
Увидев черные паруса, и решив, что сын погиб, бросился в море и морские волны поглотили его. С тех пор море стали называть Эгейским. С великими почестями Тесей похоронил отца. А после похорон стал правителем Афин. Но еще долго скорбил о смерти отца, обвиняя себя в его уходе из жизни.
Заключение
Мифы древности… Какой глубокий смысл таиться в них? А легенда тесно переплетается с реальной действительностью. В мифе о Дедале и Икаре выражается, во-первых – стремление к свободе. В течении многих лет Царь Крита не позволял талантливому Дедалу покинуть остров вместе с сыном. И, во-вторых, с древних времен желание человека подняться в небо и пролететь над землей, подобно птицам.
Что же касается Минойской культуры. Ей невосполнимую, непоправимую потерю причинила в 1470 г д. н. э. землетрясение. Оно было вызвано невероятно сильным извержением вулкана на о. Санторин, расположенном в Эгейском море.
При этом, часть суши опустилась, что вызвало сильное цунами, а все острова Восточного Средиземноморья (в т. ч. и о. Крит), которые находились в радиусе 200 км от Центарина, были покрыты выброшенным вулканическим пеплом. Начались пожары. Минойскач культура пришла в полный упадок, а центр цивилизации переместился на материковую Грецию (Микены и Тиринф). Началась эпоха Микенской культуры.
И самое главное… При Археологических раскопках дворца в Кносе, Эванс нашел загадочную каменную печать. На каменных табличках были вырезаны странные изображения: голова волка, птица, голова барана, владычица зверей с двумя львами и другие.
Это было рисуночное письмо древних жителей Крита. По характеру письма, Эванс разделил их на две группы: Критско-линейное письмо А; Критско-линейное письмо Б. Видимо, в них скрыта тайна малоизвестной, почти неизученной культуры Древности – Минойской культуры. Но расшифровать это письмо ни Эвансу, ни до настоящего времени, не удалось.
Это было, пожалуй, единственной неудачей ученого-археолога. Успех же всегда сопутствовал ему. В 1909 г Артур Эванс возглавил кафедру археологии в Оксфордском Университете. В 1916 был избран Президентом Британской Академии Наук. 1936 г – был награжден королевским обществом медалью Коплея. В Июне 1941 он скончался, а за месяц до этого, в Июне 1941 г, немецкие парашютисты захватили Крит.
При бомбандировке, в огне, погиб музей, где хранились експонаті Критского Дворца. Но был уже известен миру дворе в Кноссе. И сохранились сведения о том, что архитектор Дедал в далекой древности построил этот сказочный дворец-лабиринт, а археолог Эванс восстановил его из небытия, описав в своей работе «Дворец Миноса в Кноссе».
В настоящее время, бывший дворец-лабиринт – это всего лишь местная пещера, протяженность которой составляет 3 км.
- Что поражает бруцеллез у людей
- Что поражает в поступках раневской и гаева