Что поражает в поступках раневской и гаева
Вопросы и задания к пьесе «Вишнёвый сад» (Чехов А. П.)
1. Чем необычны персонажи комедии?
На фоне героев, созданных литературными предшественниками А.П. Чехова, очень непривычно выглядят образы господ и «подчинённых». После отмены крепостного права прошло значительное время, и распределение богатств несколько поменялось. Интересно, что и господа, помнящие о крепостничестве, и их бывшие мужики между собой общаются с какой-то необыкновенной нежностью, теплом и почтением.
Персонажи с трезвым рассудком не выказывают пренебрежения к другим, некогда или в настоящее время низшим слоям.
Несмотря на то, что перед нами комедия, на первый взгляд очевидно комичных персонажей нет. Они достаточно серьёзны и обаятельны, переживания и проблемы их объяснимы, заслуживают сочувствия и сострадания. Возможно, старого Фирса сочтут за героя комедии, но его любовь к барству не доходит до абсурда. По этой причине трудно не испытывать щемящей грусти к его почтенному старческому маразму и не ужасаться подсознательной глубиной и ядовитостью рабской психологии.
2. Какие стилистические элементы присутствуют в первом действии?
В начале пьесы, до прибытия господ, паузы прерывают чуть ли не каждые 10 строк реплик, а далее они встречаются значительно реже. Этот приём используется, чтобы показать разобщённость персонажей, пустоту и неполноценность усадьбы без господ.
Очень обрывиста речь Епиходова и всех прибывших в момент встречи с домом и жившими тут людьми. Обрывки фраз и повторы передают волнение, возбуждение, смесь чувств и постоянную смену настроений.
3. Какую роль играют второстепенные персонажи (Шарлотта, Епиходов)?
Второстепенные персонажи не оказывают существенного влияния на развитие сюжета, но их фразы и поступки составляют обстановку, в которой существуют главные герои, дополняют картину эпохи, договаривают невысказанные мысли.
Епиходов самолюбив, обожает громкие слова, громоздкие фразы, неуместные речевые обороты. Он вроде бы красиво и складно говорит, но временами никто его не понимает. Его прозвище «22 несчастья» соотносится с несчастьем, постигшим Раневскую и её богатство.
Шарлотта – персонаж довольно печальный. Не знает, кто она, зачем она, откуда пришла и куда идёт. Она олицетворяет подвешенное, нестабильное положение главных героев и высказывает в монологах всё то, что остальные боятся и не способны озвучить.
4. Почему А. П. Чехов отмечает возраст только трёх действующих лиц?
Возраст указывается только у трёх персонажей: Ане – 17 лет, Варе – 24 и Фирсу – 87. Аня ещё оченб молодая, юная, полная восторгов. Она готова слушать и впитывать прогрессивные идеи Трофимова. Варя заботливая и уже расписавшая свою жизнь наперёд. Девушка знает,зачем в этом мире, на сколько и что будет дальше: « Выдать бы тебя за богатого человека, и я бы тогда была покойна, пошла бы себе в пустынь, потом в Киев…». Фирс, очевидно, самый старый герой. Он являет своим образом все стереотипные пережитки прошлого.
Возраст остальных героев, на мой взгляд, не указывается потому, что у них нет целей и стремлений, они не знают, за что хвататься, чтобы решить свои проблемы. Возраст – это в определённой мере – показатель статуса, достижений, и если в жизни он есть у всех, то в книге и пьесе возраст нужно заслужить.
5. Что является сквозным мотивом пьесы?
Пьеса строится на конфликте поколений. С одной стороны – успешный, богатый Лопахин, не лишённый человечности, но больше склонный верить голосу разума, рационализма. С другой – обедневшее дворянство, цепляющееся за своё прошлое, по-детски гордое и расточительное. Оно себя изжило и неминуемо должно смениться, поэтому сквозным мотивом пьесы является мотив перемен, обновления к лучшему.
Вокруг какого события разворачивается первое действие пьесы? Почему оно так важно для автора?
Центральным событием первого действия является приезд Раневской, Гаева, Ани, Яши и Шарлотты. Через переживание за них и ожидание прибытия раскрываются другие персонажи, их связь с имением и семьёй:
Лопахин. Едут, в самом деле. Пойдём встречать. Узнает ли она меня? Пять лет не видались.
Дуняша (в волнении). Я сейчас упаду… Ах, упаду!
Фирс. Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть можно… (Плачет от радости.)
Это показывает тонкости социального положения, мировоззрения и психологии действующих лиц.
Приезд для господ – это стресс, усталость и потому встреча с родными местами гипертрофирована, она вызывает у приезжих преувеличенные, но искренние эмоции:
Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (плачет.)
Гаев. Дорогой, многоуважаемый шкаф!
В этом состоянии они придают небывалое духовное значение вещам и материальным объектам, пусть даже изжившим себя, поэтому Раневскую и Гаева в сильное недоумение, отрицание и ступор приводит новость о необходимой участи вишнёвого сада.
Приезд героев важен для автора, так как он является ключевым, опорным событием для восприятия и понимания героев до появления главной конфликтной точки – продажи вишнёвого сада.
6. Почему Гаев и Раневская оказались не способными спасти имение?
Гаев и Раневская оказались не способны спасти имение, потому как с детства не научились самостоятельности. За ними всегда бегал Фирс:
(чистит Гаева щёткой, наставительно). Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!
С восторженной радостью и трепом они приезжают и с теми же чувствами и с лёгкостью вдобавок уезжают обратно. Они не злые и не плохие, но крайне инфантильны, сентиментальны и легкомысленны. Они могу т сильно переживать и беспокоиться, но если проблему не решают третьи лица, то переживания им наскучивают, а жизнь продолжается.
Что поражает вас в делах и поступках Раневской и Гаева?
Поразительным в поступках и делах Раневской и Гаева является непостоянство и бездеятельность, отсутствие реализма и рациональности в восприятии происходящего. Они ждут, что проблему решит или Лопахин, или ярославская бабушка. Раневская говорит: «Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, всё плакала», восклицает, смеясь от радости: «О сад мой!», но сорит деньгами и устраивает бал в тот вечер, когда решается судьба ее имения.
Гаев по сравнению с обаятельной фигурой Раневской выглядит комично. Он и есть недотёпа, как многих называет Фирс. Он посвящает целую поздравительную речь шкафу, но не способен правильно и по погоде одеться, и тем более решить серьёзные финансовые проблемы.
Какие перемены и почему происходят в нашем отношении владельцам вишнёвого сада?
Первое их появление пропитано нежностью к дому, к имению и к его обитателям, к вишнёвому саду: «Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты ещё жив».
Сначала читатель видит твёрдое желание персонажей сохранить сад, ждёт решений, инициативы от Раневской и Гаева, надеется на неожиданную спасительную идею. Но с развитием сюжета все громкие слова превращаются в пустую болтовню, и невольно начинаешь подозревать героев в лицемерии, особенно, когда эти «добрые» люди забывают старого Фирса в заколоченном доме.
7. Проследите, как они ведут себя в ситуациях подлинно драматических?
В момент разговора про личную жизнь Раневская выглядит глубоко несчастной и признаётся, что у неё «камень на шее», но, когда растроганный Трофимов сквозь слёзы восклицает: «ведь он обобрал вас!», Любовь Андреевна закрывает уши, закрывается от проблем, настойчиво не хочет искать выхода из драмы в своей жизни. Когда она узнаёт о продаже вишнёвого сада, то чуть не падает, «угнетена» и горько плачет. Здесь становится грустно и жалко героиню за нелёгкую судьбу, но кто виноват в этом?
Гаев, хоть и плачет, хоть и «столько выстрадал», но, как только он слышит звуки бильярдной игры, настроение его сразу меняется: «Слышен стук шаров и голос Яши: «Семь и восемнадцать!» У Гаева меняется выражение, он уже не плачет». Ему приятно страдать только пока «страдается» и не появилось занятия поувлекательней.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Раневская и Гаев в пьесе Вишневый сад Чехова сочинение
Антон Павлович Чехов, создавая пьесу «Вишневый сад», образ Раневской сформировал благодаря наблюдениям за дамами, которые праздно проводили время в Монте-Карло. Это было начало 20-го века. Автор утверждал, что зарубежный быт не самым лучшим образом отразился на русских женщинах, они только ели и пили.
С первого взгляда Раневская кажется достаточно привлекательной и милой особой. Однако в дальнейшем мы можем заметить черты легковесности и преувеличении ее переживаний. Вырисовывается ее сложная натура, а поведение обличает не здоровую психику.
Гаев, брат женщины, не стесняется называть ее порочной женщиной. Но все же остальные герои пьесы расположены к ней положительно, любят и уважают ее. Раневская очень интеллигентная натура, что придает ее образу очарование и гармоничность. В ней сразу можно увидеть острый ум и умение правдиво оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Как и у всех, у нее есть свои недостатки, а именно отсутствие силы воли. Любовь Раневская не может ограничивать себя в своих желаниях. Она бездумно тратит деньги на содержание своего фаворита и прислуги. И этого вытекает следующее: они начинают паразитировать на этой безобидной натуре.
Но все же ее образ располагает к себе, потому что Раневской присуще такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, сентиментальность.
Образ Гаева не такой значительный. Автор произведения описывает его, как не всегда умного, но способного делать правильные выводы человека. Гаев искренний и самокритичный. У них с сестрой есть общие недостатки, однако у него они преувеличены и карикатурны. Он в большинстве случаев выглядит нелепо и инфантильно. Гаев, будучи взрослым человеком, ведет себя как ребенок, не способный приспособиться к окружающим условиям.
Чехов с помощью его образа показывает нам, читателям, деградацию дворянского общества, их бессмысленное существование. Любовь брата и сестры к вишневому саду слишком эмоциональна и наиграна, а за возвышенными высказываниями скрывается боль и печаль в сердце.
С садом у них связаны счастливые воспоминания о детстве и юности. Они не понимают Лопахина, предлагающего им продать его. Вишневый сад для них это связующее звено между беззаботным прошлым и горьким настоящим. Его утрата сравнима с трагедией.
Гаев и Раневская хотят сохранить имение, но ничего для этого не делают. В итоге остались без дома и сада.
Эти герои яркий пример того, как в людях переплетаются одновременно хорошие черты характера с дурными. Чехов не идеализировал своих героев, а показал их такими, какие они есть.
2 вариант
Любовь Андреевна Раневская — главная героиня пьесы «Вишнёвый сад», хозяйка поместья. Она много лет прожила в Париже и вернулась на родину. Любовь Андреевна имеет двух дочерей: родную — Аню, приёмную — Варю. Но для героини её дочки равны, она их любит одинаково сильно. Отличительные черты образа Раневской — легкомысленность, непрактичность.
Любовь Андреевна разорилась, и теперь она вынуждена продать имение. Существует вариант спасти ситуацию, но он не устраивает Раневскую: она видит пошлость в том, чтобы сдавать землю под дачи. Несмотря на своё тяжёлое положение Любовь Раневская стоит деньгами. Это замечают все, в том числе и сама героиня, но перебороть себя, победить свои недостатки она не может. Деньги в её кошельке пропадают со скоростью света, что печалит женщину ещё сильнее. В то время, когда Раневская выбирает самые дорогие блюда, её дочь, Варя, думает как без лишних затрат накормить домочадцев.
Любовь Андреевна очень легкомысленна. Она целует стол, шкаф в своём имении, с которыми ей предстоит расстаться. Она не думает о будущем и живёт одним днём.
Несмотря на свои недостатки, окружающие любят героиню, так как она добрая, мягкая, нежная. Любовь Раневская ласково ведёт себя со слугами, дочерьми. Она не делает зла, старается творить добро.
Её старший брат, Леонид Андреевич Гаев, очень похож на сестру. Антон Чехов делает образ Гаева карикатурным: все негативные черты Раневской в нём гиперболизированы. Одной из карикатурных черт является склонность персонажа к леденцам. Герой постоянно сосёт их. Упоминают, что Гаев даже растратил всё своё состояние на леденцы.
Он не молод, но у него нет семьи. Писатель не говорит о прошлом героя, но Гаев образован, умён для человека своего круга. Он «прожигает» свою жизнь. Леонид Андреевич имеет много долгов и мечтает отдать их. Его, как и его сестру, не волнует будущее Вишнёвого сада. Им интернсно лишь собственное благополучие, решение собственных финансовых проблем, обретение богатства.
Леонид Андреевич Гаев очень болтлив. Он много говорит, но речи его пустые. Окружающие рекомендуют Гаеву помолчать, но он не слушает их совета. Леонид Андреевич нетерпеливый, энергичный, но он не способен направить свою энергию в нужное русло.
И Раневская, и Гаев не могут приспособиться к новым реалиям жизни. Они живут в прошлом, пытаются убежать в него от проблем настоящего, но это никак не влияет на их реальную жизнь. Брат и сестра не могут принять своё положение и исправить его. Персонажи признают свои недостатки, но не могут исправить их из-за бедности внутреннего мира, узости кругозора, нежелания менять свою жизнь. Образы Гаева и Раневской трагичны. Писатель с печатью пишет, что прошло время дворянства — аристократы выродились в Гаева и Раневскую, пассивных и пустых людей, которые не принесут в этот мир ничего хорошего, нового, необычного.
Леонид Андреевич Гаев и Любовь Андреевна Раневская — это одни из главных персонажей пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад».
Также читают:
Картинка к сочинению Раневская и Гаев
Популярные сегодня темы
События в повести «Гранатовый браслет» вращаются вокруг важного атрибута, которым является полученный в подарок Верой Шееной золотой браслет со вставленными в него драгоценными гранатами.
Для того чтобы называть мечту великой, нужно выбрать нечто противоречащее общему ходу действительности. Совершенно не нужно искать нечто неестественное и нечто искажающее действительность.
Произведение рисует картину жизни купцов в период бурного экономического роста, начавшегося в России после отмены крепостного права.
В поэзии А. С. Пушкина отмечается наличие всех форм литературы: от драматических произведений, наполненных серьёзностью, до сказок. Часто и много поэт писал статьи, содержащие критику, занимался исследованиями
Дела и поступки Раневской и Гаева, как они ведут себя в драматических ситуациях.
Особенности речи героев
Раневская.
Когда слышишь ее трогательное обращение к детству, чистоте, саду, то веришь в искренность ее слов. Речь героини изобилует эмоциональными выражениями, эпитетами и сравнениями. Но эмоциональность часто переходит в излишнюю манерность и чувствительность.
Гаев.
Свойственное ему просторечие проявляется словами и выражениями, связанными с вкусовыми ощущениями (анчоусы, позавтракали, курицей пахнет, селёдкой пахнет) и бильярдными интересами. Бильярдные термины служат Гаеву для выражения самых разнообразных душевных переживаний. Например, Довольный придуманным им проектом спасения вишневого сада, он восклицает: «От двух бортов в середину! Кладу чистого. » Таким образом он как бы прикрывает свой небогатый словарный запас.
Симеонов-Пищик.
Использует по преимуществу просторечные слова(небось, пропадай моя телега все четыре колеса, ан глядь, а там гляди, утречком, рубликов), и густо уснащает свою речь ласкательными и хвалебными эпитетами (милая, почтеннейшие, очаровательнейшая, достойнейший, замечательнейшая, прекраснейшая, знаменитейший).
Лопахин.
Деревенско-кулацкое происхождение, малая культура отчетливо проявились в его речи: папаша, мальчонком, прорва, страсть (в смысле «очень»), экий, ежели, небось, об эту пору, он выпивши был, знай себе, мужик мужиком, нужно поубрать, какого дурака свалял. Речь Лопахина пестрит также словами и выражениями торгового коммерческого жаргона: «. Дериганов сверх долга сразу надавал тридцать. Он, значит, по пяти надбавляет, я по десяти. Сверх долга я надавал девяносто, осталось за мной». Или: «. заработал сорок тысяч чистого».
Дела и поступки Раневской и Гаева, как они ведут себя в драматических ситуациях.
Наступает двадцать второе августа, день торгов. Именно в этот вечер, совсем некстати, в усадьбе затевается бал, приглашён еврейский оркестр. Это показывает нам, что владельцы сада не так уж и сильно переживают свою грядущую утрату. Раневская и Гаев даже повеселели после продажи вишнёвого сада. Раньше они волновались и, возможно, страдали, а теперь успокоились.
Когда грянула беда, то оказалось, что никакой драмы для хозяев вишневого сада нет. Раневская собирается вернуться в Париж к своему любовнику и жить там на деньги, присланные тёткой из Ярославля на выкуп имения. А Гаев живёт своей жизнью, он устроился «банковским служакой».
В драматических ситуациях брат с сестрой ведут себя крайне инфантильно. Вместо совершения решительных, «мужских» действий Гаев лишь витает в своих фантазиях. Он представляет, как сестра попросит денег у Лопахина, или Аня поедет в Ярославль – словом, что ситуация решится сама собой, без его активного участия. Раневская же не желает выслушать рациональные доводы Лопахина, который предлагает свои идеи, как спасти сад. Помещицу удивляют его мысли, она не соглашается с ним и даже сердится. Но своих задумок у неё нет, поэтому она предпочитает пребывать в блаженном бездействии.
Дата добавления: 2015-10-28 ; просмотров: 2004 | Нарушение авторских прав
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы “Вишневый сад”
Вишневый сад объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу. Владельцы усадьбы – русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра – образованные, умные, чуткие люди.
Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе,
Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Вишневый сад для них – это олицетворение прошлой с жизни, ушедшей молодости.
Глядя в окно на сад, Раневская восклицает “О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно
Чувств Гаева и Раневской не разделяет Лопахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопахин умеет ценить красоту: его восхищает сад, “прекраснее которого нет ничего на свете”.
Но он – человек деятельный и практичный. Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: ” И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, аукцион на носу! Поймите!” Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: “Честью моей, чем хочешь клянусь, имение не будет продано. ”
Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…” Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды.
Для Лопахина вишневый сад – всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы. Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда.
В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он – прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс – самый старый человек в доме. Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед.
Пожалуй, Фирс – единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством – преданностью. Фирс – очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду. Сад для старого лакея – это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.
Петя Трофимов – представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. “Мы выше любви”,- заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы.
Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них – “вся Россия”, а не только этот вишневый сад. Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни.
Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно. Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…”
Вишневый сад – символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы? Вишневый сад – символ добра, а потому такие выражения, как “подрубить корни”, “растоптать цветок” или “ударить по дереву топором”, звучат кощунственно и бесчеловечно.
Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым “вишневым садом”.
“Вишневый сад” – последнее произведение Чехова. Писатель был неизлечимо болен, когда писал эту пьесу. Он сознавал, что скоро уйдет из жизни, и, наверное, поэтому вся пьеса наполнена какой-то тихой грустью и нежностью. Это прощание великого писателя со всем, что ему было дорого: с народом, с Россией, судьба которой волновала его до последней минуты.
В пьесе “Вишневый сад” как будто произошла встреча прошлого, настоящего и будущего. Создается впечатление, что герои пьесы принадлежат трем разным эпохам: одни живут вчерашним днем и поглощены воспоминаниями о давно прошедших временах, другие заняты сиюминутными делами и стремятся извлечь пользу из всего, что имеют на данный момент, а третьи обращают свои взоры далеко вперед, не принимая во внимание реальные события.
Яркими представителями прошлого являются Гаев и Раневская. Чехов отдает дань об-разованности и утонченности русского дворянства. И Гаев, и Раневская умеют ценить красоту. Они находят самые поэтичные слова для выражения своих чувств по отношению ко всему, что их окружает, – будь то старый дом, любимый сад, словом все, что им дорого с детства.
Дом для Раневской – это живой человек, свидетель всех ее радостей и печалей, У нее совершенно особое отношение к саду – он как будто олицетворяет все самое лучшее и светлое, что было в ее жизни, является частью ее души. Жизнь Раневской была не из легких: она рано потеряла мужа, а вскоре после этого погиб ее семилетний сын. Человек, с которым она попыталась связать жизнь, оказался недостойным – изменял ей и транжирил ее деньги.
Вся боль, накипевшая в ее душе, и радость встречи выражаются в ее обращении к саду: “О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы не покинули тебя…” Сад для Раневской тесно связан с образом покойной матери – она прямо видит, как мать в белом платье идет по саду.
Ни Гаев, ни Раневская не могут допустить, чтобы их усадьба была сдана дачникам в аренду. Они саму эту мысль считают пошлой, но при этом не желают глядеть в лицо реальности: приближается день аукциона, и имение будет продано с молотка. Гаев проявляет полную инфантильность в этом вопросе. Не имея на то никаких оснований, он клянется Варе: “Честью моей клянусь, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! …
Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!” Красивые, но пустые слова.
Иное дело – Лопахин. Этот человек на ветер слов не бросает. Он искренне пытается растолковать Раневской и Гасву, что есть реальный выход из создавшегося положения: “Каждый день я говорю все одно и то же. И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее, – аукцион на носу!
Поймите! Раз окончательно решите, чтобы были дачи, так денег вам дадут сколько угодно, и вы тогда спасены”. С таким призывом “настоящее” обращается к “прошлому”, но “прошлое” не внемлет. “Окончательно решить” – это непосильная задача для людей такого склада. Зато Лопахин времени даром не теряет.
Он просто покупает это имение и ликует в присутствии несчастной и обездоленной Раневской. Покупка имения для него имеет особое значение: “Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню”. Это – гордость плебея, который “утер нос” аристократам.
Может быть, человек будущего – Петя Трофимов? Он – правдолюб (“Не надо обманывать себя, надо хоть раз в жизни взглянуть правде прямо в глаза”). Его не интересует собственная внешность (“Я не желаю быть красавцем”). Любовь он, видимо, считает пережитком прошлого (“Мы выше любви”).
Все материальное его тоже не привлекает. Он готов разрушить и прошлое, и настоящее “до основанья, а затем…” А что затем? Разве можно вырастить сад, не умея ценить красоту?
Остальные герои пьесы тоже являются представителями трех разных эпох. Например, старый слуга Фирс весь из прошлого. Все его идеалы связаны с далекими временами.
Реформу 1861 года он считает началом всех бед. Ему не нужна “воля”, поскольку вся его жизнь посвящена господам. Фирс – очень цельная натура, он – единственный герой пьесы, наделенный таким качеством, как преданность.
Лакей Яша сродни Лонахину – не менее предприимчивый, но еще более бездушный человек. Как знать, может, и он скоро станет хозяином жизни?
Прочитана последняя страница пьесы, но нет ответа на вопрос: “Так с кем же писатель связывает свои надежды на новую жизнь?” Появляется ощущение какой-то растерянности и тревоги: кто будет решать судьбу России? Кому под силу спасти красоту?