Что портит нашу речь 3 класс
«Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!»
Мероприятие поможет учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка, предостережет школьников от неправильного употребления слов и выражений.
Просмотр содержимого документа
«»Прочь с дороги всё, что портит нашу речь!»»
«Прочь с дороги все, что портит нашу речь!»
Цель:
1.помочь учащимся раскрыть неисчерпаемые богатства русского языка,
2.предостеречь школьников от неправильного употребления слов и
выражений;
3.прививать любовь и бережное отношение к языку;
4.воспитывать культуру речи.
Оборудование: презентация, дидактический материал, карточки для самостоятельной работы
Ход занятия
Ведущий. Значение языка отмечают и русские пословицы и поговорки.
Острый язык – дарование, больней огня жжет
Человеческое слово, длинный – наказание
Слово может спасти человека, вылетит – не поймаешь
Слово не воробей, может и убить
Ведущий. Не всегда, к сожалению, легко выразить свою мысль четко, ярко и
образно. Согласны? Многие считают, что как сказал, так и хорошо, сойдет, а некоторые, что особенно печально, сознательно портят язык, стараясь подражать бессмысленным модным словечкам, грубому жаргону только потому, что «так говорят». А кто говорит? Откуда идет весь этот языковой сор? Кто старается портить наше достояние – язык? Люди недалекие, у которых низок культурный уровень.
Частенько мы являемся свидетелями, а то и участниками такой сцены.
2 задание. :Найти речевые ошибки, которые допусти Юля?
Инсценировка «Прочь с дороги…»
Какие ошибки были допущены Юлей? (слайд №6)
Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно.
Но что сказать мне? Меня совершенно замучили: прибавляют без всякого
смысла к любому слову. Зачем? Не знаю.
Ведущий.
В разговоре же Юли и Миши мы видим и ошибки из-за незнания
грамматики, и непонимания смысла слова, и слова-сорняки, которыми мы
заполняем паузы, когда не можем найти нужного слова.
Работа с презентацией (слайды 7-12)
Ведущий. Что же делать, что бы не делать подобных ошибок, какие сделали Юля и Миша? Как быть? Об этом расскажет сценка.
Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:
— В каком классе учишься, молодой человек?
— В пятом «Бы».
— «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?
— Жутко дружно, жутко весело…
— Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?
— Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
— Порядок… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык.
Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Вот тебе рецепт.
(Выдает рецепт – учебник русского языка).
Ведущий. А теперь давайте порешаем занимательные задачи по русскому языку.
Редактор (слайды 13-14).
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении.
Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)
Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)
У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)
Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)
Ляжьте на мат и выполните кувырок. (слайд 15)
2.Конкурс «Отгадай слово» (слайды 16-17)
Приставка в слове «поплавок»,
Корень спрятался в «звонок»,
Суффикс все «молчит-молчит»,
А окончание на тебя «глядит»! (звонит)
Задание: поставьте правильно ударение в слове.
3.Конкурс «Отгадай загадки» (слайд 18)
а)В праздник я приду ко всем,
Я большой и сладкий.
Есть во мне орешки, крем,
б)Дорожка сшита-связана,
Постирана, разглажена.
Танюшку охраняет,
Холод отгоняет.
Ответ: шарф-шарфы
в)Они красивы и длинны,
И в спальне всем они нужны:
С утра поссорятся – светло,
А помирятся – темно.
С крылышками в складочку
Задание: запиши слова во мн.числе и поставьте ударение: торты, шарфы, жалюзи, банты (на доске)
(Таблица, слайд 19, ЗАПОМНИ!)
4. Ребус «Молодцы!» (слайды 20-21)
Ведущий. Учиться говорить нужно. Ведь «обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». А русский язык поистине богат и могуч. О языке и речи говорят известные люди.
Задание 5. Зачеркните буквы Г, Д, Ж, Ф
Какое вы получите предложение? Прочитайте.
13 фраз, которые не запрещены, но очень портят русский язык
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В языке среднестатистического современного человека достаточно много слов, которые не запрещены лингвистами, но раздражают слух. И чаще всего эти слова оказываются действительно неграмотными, а человек, который их употребляет, произнося их тоже выглядит таким. Итак, разбираемся с ошибками в устной речи.
Ещё один распространённый штамп, поработивший наш язык, пришёл из документов. Но только теперь его можно встретить чуть ли не в каждой статье, даже в переписках. «В данном случае» можно заменить на «в этом случае», а «в данном тексте допущена ошибка» написать «в этом тексте допущена ошибка». А лучше вообще обойтись без указательных слов: без них письменная речь выглядит чище.
Слово «касаемо» в русском языке есть, и его употребление не запрещено. Но эта форма считается устаревшей и просторечной. Вместо «касаемо» употребляем оборот «что касается» или «касательно».
«В настоящее время абонент не доступен» — первое, что приходит на ум. От этого выражения, если вы не автоответчик, лучше отказаться. Это слово вполне можно заменить наречием «сейчас», да и канцеляризмы никогда не украшали устную речь и тексты.
Слово «крайний» традиционно использовали в лексиконе люди, чья профессия была связана с риском для жизни. Космонавты, лётчики, альпинисты и подводники нарочито избегают слова «последний», опасаясь, чтобы «последний раз» действительно не стал последним. Их можно понять. Но в какой-то момент слово «крайний» стали употреблять все, кому не лень. Вот такая странная филологическая тенденция.
Итак, как же скучать правильно? В справочнике Розенталя можно встретить замечание о том, что с существительными и местоимениями третьего лица верно говорить: скучать по кому/чему. А вот в первом и втором лице будет «скучать по ком»: по нас, по вас. А вот «скучать за кем-то» или «скучать за чем-то» нельзя – такого словосочетания в русском языке нет.
В русском языке действительно есть глагол «порешать», но употребляться он может только в значении «решать в течение какого-то времени». Например, порешать задачу и бросить. Но сегодня всё чаше выражение «давай порешаем этот вопрос» используют в значении «решить вопрос». Так говорить неправильно. Это жаргонизм, как и «расскажи мне за него» в значении «расскажи мне о нём». В культурном обществе такие фразы употреблять не принято.
Ещё одна распространённая речевая ошибка – «оплатить за проезд». За проезд можно платить, а вот оплачивать только проезд – предлоги здесь недопустимы, поскольку по правилу при переходном глаголе предлог не нужен.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Урок риторики в 3-м классе на тему «Правильная речь»
Цель: знакомство с признаками правильной речи и обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
1. Показать детям, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению. Неправильная же речь (речь с ошибками) затрудняет понимание одного человека другим.
2.Развивать речь, память, мышление, воображение учащихся.
3.Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие, коммуникативность, умение работать в группе.
Технология развития критического мышления.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
1.Орг. момент.
2.Речевая разминка (слайды 7,8,9)
Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове.
Не руби дрова на траве двора
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
4. “Пословица, тебя мы знаем, но – не такою ты была…”
Не спеши языком,…( спеши делом)
Коротко да ясно, оттого и …..(прекрасно)
Речи вести – не …..(лапти плести)
Красивую речь……( любо слушать)
3.Изучение нового материала.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
– Как называется волшебная страна? Для чего служат словари? Какие вы знаете словари?
– Итак, мы продолжаем путешествие по стране правильной речи. Чему мы будем учиться на уроке?
– Мы будем учиться правильно употреблять в речи слова вместе с героями мультфильма и Риториком. А работать мы будем в группах, чтобы задачи решать быстро.
– Прочитайте записку, которую оставил своим друзьям Кристофер Робин. Понятно ли вам, о чём она?
Его друзья тоже не поняли. Послушайте фрагмент повести: Приложение 1.
– Итак, поняли Сова и Кролик, о чем идет речь в записке? (Нет. Они решили, что существует какой-то Щасвирнус. Но какой он, и как он выглядит, никто не знает.) Почему же друзья ничего не поняли? (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки, написал слитно два слова.)
– Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его записки? (Кристофер Робин пока еще не знает орфографических правил, поэтому пишет безграмотно, с ошибками.)
– Запишите исправленный вариант записки. Не забудьте о знаках препинания (ответы обсуждаются, выбирается правильный вариант)
– Отсутствие Кристофера Робина связано с тем, что он стал учиться. На следующее утро записка на двери Кристофера Робина гласила: Я ушел, сейчас вернусь. К.Р.(слайд 10)
Итак, мы с вами убедились, что нарушение правил приводит к ошибке и нередко – к непониманию общающихся.
– Посмотрите на рисунок (слайд 11). С какими правилами русского языка не знакома Сова? (Сова не знает правила правописания безударных гласных в корне (совешник) и в приставках (открывают, подергали). Прочитав объявления еще раз, приведите их в норму и запишите. (Должна получиться такая запись “Совешник. Прошу нажать, если не открывают. Прошу подёргать, если не открывают.”
Анализ текста. “Где спрятался кот?” (слайд 12)
– Почему произошла путаница? (Девочка не знала, что одинаково произносимые слова “кот” и “код” пишутся по-разному, имеют разное значение. Кот – домашнее животное. Код– специальное устройство, устанавливаемая в дверях подъездов.
Итак, “Пиши правильно”– что это значит?
Нужно соблюдать орфографические правила.
Игра – “Ошибки”. (Учащиеся работают в группах, восстанавливая недостающие слова) (слайды 15,16)
– Молодцы! Все достойно справились с заданием.
Девочки прочитают вам стихотворение
Что вы можете сказать об этой ситуации? (Знай Котлета значение слова “кот”, она бы не исчезла. )
“Заговори, чтоб я тебя узнал…”
– Что вы думаете по поводу этого высказывания
Речевая задача (инсценирование) (слайд 17)
Почему Люся не захотела сидеть с новеньким?
Какие ошибки допустил новенький? (По А. Минчаковскому)
Речевая задача. (инсценирование)
Попробуйте догадаться, какой была последняя реплика режиссера в диалоге с учительницей. Почему?
– Какое ударение в этих словах? (слайд 18)
Итак, правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.
Речевая задача. “Творог или творог?” (чтение стихотворение подготовленными детьми)
Какую ошибку допустил кассир? Как правильно: творог или творог? (слайд 19)
Игра “Найди слова и правильно их назови” (слайды 20,21,22)
Употребляй слова правильно! (слайд 23)
Послушайте песенку. Найдите в тексте слова-“пустышки”, которые мешают понять говорящего.
“Песенка про лишние слова” А. Хайт
“Такая в общем история” Э. Мошковская
– Почему люди попадают в ситуации, подобные в этом стихотворении?
– Употребление лишних слов-пустышек затрудняет наше общение.
Упражнение: составьте правильные словосочетания (слайд 24)
– Почему вы выбрали именно эти сочетания слов?
– Что делать, если ты не знаешь о каком-то слове? Нужно обратиться к словарям. Твои помощники – словари. Их очень много. О словарях более подробно мы поговорим на следующих уроках.
Итак, ребята, сделаем выводы по нашему уроку. Какая речь облегчает нам общение друг с другом? Что значит правильная речь? Хорошая речь-это речь уместная, успешная, удачная. Правильная речь – это речь без ошибок, без нарушений норм произношения и написания. (слайд)
Правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.
Мы с вами убедились, что нарушение правил приводит к ошибке и нередко – к непониманию общающихся. (Слайды 25,26,27)
В заключение урока поиграем в игру “Шесть шляп мышления”. Представьте себе, что когда надеваете шляпу определённого цвета, то и мысли текут в определённом направлении.
Белая – перечислить факты, рассказать, чем мы занимались на уроке.
Красная – выразить чувства.
Зелёная – подумать, где можно применить полученные знания.
Синяя – общий вывод по уроку. Чёрная – выделить недостатки. Жёлтая – что было хорошее и почему.
Спасибо за урок, дети! (слайд 28)
Проект «Слова-паразиты»
Класс: 3
Выполнил:
Сташевич Арсений,
учащийся 3-го класса
Научный руководитель:
Петрова Ю.Л.,
учитель начальных классов
I. Введение
«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,
что слова, которыми мы пользуемся сейчас,
будут служить многие столетия после нас».
С.Я.Маршак
Когда я говорю и пересказываю текст, то очень часто мне сложно подобрать нужные слова. Мне приходится говорить лишние слова, которые к теме моего разговора не относятся. Сам я их, наверное, не заметил бы, но я часто слышу замечания от взрослых. Мне стало интересно, я один так говорю или многие также вставляют в свою речь ненужные слова. Нужны они или нет? Можно ли без них обойтись? Такие слова можно назвать «паразитами». Они меняют нашу речь не в лучшую сторону. А кто такие паразиты? Это — те, которые живут за счет других в каком-нибудь организме или в природе. Мозг человека, который слушает богатую паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовательском проекте я попытаюсь ответить на эти вопросы.
Я считаю, что эта тема актуальна, так как мы должны сохранить наш богатый могучий русский язык в том виде, в котором мы его получили от предков и передать в лучшем состоянии следующему поколению.
Объект исследования: речь учителей и учащихся МОБУ ООШ с.Еланыш.
Предмет исследования: употребление слов-паразитов.
Цель исследования: определить причины употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей нашей школы и найти способы их устранения.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза: если привлекать внимание людей к данной проблеме употребления «слов-паразитов», то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и к речи собеседников, и начнут борьбу с лишними словами.
II. Основная часть
1. Теоретическая часть
1.1 Что такое «слова-паразиты»?
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки».
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается в связи с недостаточной речевой культурой говорящего или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: прикинь, это самое, ну, типа, не вопрос, как бы, без проблем, короче, в принципе, по–любому, практически, так сказать, в общем.
1.2 Причины употребления «слов-паразитов»
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса, а сейчас на эти слова в обществе возникает «мода». Поэтому их могут использовать практически все люди, умеющие говорить. Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы вспомнить что-то или потянуть время.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в речи матерных слов говорит о низкой культуре человека, о его невоспитанности.
Существуют также звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
На основе полученных сведений можно сделать следующий вывод. Причинами употребления лишних слов могут быть:
1.3 Классифиакция слов-паразитов:
Единицы языка
«Слова-паразиты»
Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как-бы.
Кстати, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать.
Местоимения, местоименные наречия
Это, это самое, как его, там.
Блин, чёрт, ёлки-палки, ёшкин кот; аллё, гараж; ё-моё.
Конечно, наверно, вероятно, кажется.
Слова из разных частей речи
Матерные и жаргонные слова.
Вывод: слов-паразитов очень много, можно выделить еще другие группы, в будущем можно продолжить их изучение.
1.4 Толкование некоторых слов-паразитов
По некоторым словам можно судить о человеке, его характере, образовании и воспитанности. (Приложение № 1)
Вывод: стоит задуматься, нужно ли употреблять эти слова, иначе, слушатели и собеседники могут вас не так понять.
Вывод по первой главе: Из разных источников я узнал, что такое слова-паразиты, основные причины их употребления, мнения разных людей. Все они утверждают, что все-таки необходимо найти способы борьбы со словами-паразитами. Продолжим поиски во второй части, проведем исследование в нашей школе.
2. Практическая часть
2.1 Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся и учителей МОБУ ООШ с.Еланыш
На уроках учащимся часто трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают они об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в нашей речи», проведен эксперимент «Частота употребления слов-паразитов». В анкетировании и устном опросе принимали участие 36 учащихся 2-9 классов МОБУ ООШ с.Еланыш (Приложение №2)
Результаты анкетирования «Слова-паразиты в вашей речи» показали:
№ вопроса |