Что посеешь то и пожнешь сценарий
Сценарий сюжетно-игровой программы «Что посеешь, то и пожнёшь» для 1-4кл.
Сценарий сюжетно – игровой программы
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Звягинцева Татьяна Валентиновна,
Учитель начальных классов,
Представьте себе, что перед вами сейчас две бригады, одна из них будет условно называться «Тыква», а другая «Брюква».В обоих командах сейчас нужно выбрать капитанов. И так, команды есть, капитаны готовы!
задание « Раннее утро ».
Забудьте, что вы на отдыхе и вспомните, как наступает утро в сельской местности (поют петухи, мычат коровы и т.д.). Сейчас каждый игрок должен создать иллюзию раннего утра. Перед вами лежат карточки, на них изображены: петух, корова, свинья, коза, баран. Игрок берёт карточку, например, с изображением петуха и должен театрализовано показать, как петух просыпается утром. очко даётся той команде, которая умело это сделает. Можно также за дополнительное очко прочитать стихи или спеть песню об этом домашнем животном.
задание « Утренняя зарядка ».
Каждый культурный человек должен начинать утро с зарядки. Ну, что ж, чтоб на работе не спать, не зевать, ведь перед вами ещё целый рабочий день, сделаем утреннюю зарядку, которая состоит из 3 х упражнений. Два из них – произвольные, по желанию капитана команды, а одно – обязательное. «Брюква» делает правой рукой круговые движения в левую сторону, а в это же время – правой нагой – круговые движения в правую сторону. И наоборот, «Тыква» делает круговые движения левой рукой в правую сторону, и в это же время – левой ногой – в левую сторону. Какая команда лучше сделает зарядку? (Каждое упражнение делается только по три раза). Задание оценивается в 5 баллов.
С утренней зарядкой справились, пора и позавтракать. Вы видите перед вами 2 стула, а на них: фартук, косыночка, поднос, тарелки, ложки.
задание « Заплести косу ».
Позавтракали, а теперь пора заплести косу своей сестрёнке (или себе).
Обоим капитанам команд вручается по одному кольцу, к которому прикреплены по 3 разноцветные ленты (длиной 2,5 – 3 метра каждая). К капитанам подходят ещё по 3 игрока от каждой команды, они берут по одной ленте в правую руку, их задача способом перехода игроков с места на место заплести из этих лент косы (задание можно выполнять под мелодию «Во поле берёза стояла»). Выигрывает 5 баллов та команда, которая заплетёт самую пышную и длинную косу, за то время, пока играет музыка.
задание « Отвести сестрёнку в садик ».
Косу заплели, ну и хорошо. Теперь пора и на работу, но прежде надо отвести сестрёнку в садик. начиная с капитанов команды каждый игрок подходит по очереди к столу, на котором отдельно лежат кукла и одеяло. Аккуратно заворачивает ребёнка в одеяло, качая его, обходит вокруг стола, стоящего вдали, возвращается к своему столу, разворачивает куклу и кладёт отдельно одеяло и куклу, садится на своё место, и так играют все игроки команды. Какая команда нежнее и заботливее будет относиться к своей сестрёнке и быстрее отведёт её в садик?( 5 баллов).
задание « Выезд на работу ».
Вы видите на стульях лежат палочки, а к ним привязан шнур, на конце шнура – детская машина. 1-е игроки садятся на стулья и, держа палочки за концы, должны намотать шнур на палочку до тех пор, пока машина не придёт к ногам игрока. Затем разматывают шнур, кладут палочку на стул, машину отводят в сторону на длину шнура, садятся на своё место, после чего тоже самое делают все игроки по очереди. Команда, которая раньше закончит выезд на работу, получит 5 баллов.
задание « На работе ».
ПОСАДКА И УБОРКА КАРТОФЕЛЯ.
Перед Каждой командой начерчено по 5 кружков, а в 6 шагах от них стоит по стулу, на стульях лежит мешочек с картошкой и лопата. 1-е игроки подходят к стулу, берут лопату, мешочек с картошкой, бегут к кружкам и сделав 5 движений лопатой, будто бы копая землю, сажают картофель в лунки(кружки) и снова делают 5 движений лопатой, как бы закапывая картошку, после чего бегут к стулу, кладут на него мешочек и лопату садятся на своё место, после чего 2-й игрок подбегает к стулу, берёт лопату и мешочек, подбегает к лункам и выкапывает картошку(делая 5 движений лопатой), собирает её в мешочек и кладёт на стул мешочек с картошкой и лопату, 3-й игрок – картошку сажает, 4-й – собирает, 5-й –сажает и т.д. Команда, которая быстрее справилась с заданием, выигрывает 5 баллов.
Рядом с передней ножкой двух стульев кладётся пол одному городку(или какому-нибудь предмету), на стуле лежит мотыга. 1-е игроки по сигналу ведущего подбегают к стульям, берут мотыгу и прогоняют ею городок(предмет)вокруг стула, не прикасаясь к предмету рукой. Пригнав городок к исходной позиции, кладут мотыгу на стул, садятся на своё место, после чего то же самое делает 2-й игрок, затем 3-й и т.д.все игроки команды по очереди. Команда, раньше закончившая прополку, выигрывает 5 баллов.
А сейчас капитаны команд должны сделать доклад о работе, о том, как их команды сажали и выкапывали картошку, как делали прополку. Но доклады их должны быть без слов. Они рассказывают обо всём этом при помощи только мимики, жестов, движений. Чей доклад лучше, тот капитан получает 5 баллов.
9.задание « Вторая профессия ».
10. задание « На отдыхе ».
Поработали, подвели итоги, а теперь можно и отдохнуть.
Вы видите на этой поляне много грибов. Приглашаются 2 грибника, по одному от каждой команды. Им завязывают глаза, вручают в руки корзиночки. Их задача, как только начнёт играть музыка, собрать как можно больше грибов в корзиночки, каждый раз беря и кладя в корзиночки только по одному грибочку. Музыка остановится, подведём итог, кто соберёт больше грибов, тот и выигрывает очко для своей команды.
СЛЫШАТ ЗВОН, ДА НЕ ЗНАЮТ, ГДЕ ОН.
А сейчас обе команды приглашаются в круг. Вдова ВОВ центре круга – двое водящих с завязанными глазами(по одному игроку от каждой команды) и один игрок со звоночком(приглашается из зала от болельщиков). он время от времени звонит, бегая в центре круга, а задача водящих поймать его. Кто первым поймает звонаря, тот выигрывает очко своей команде.
Вы видите на стульях лежат шашки разного цвета и платки для завязывания глаз. Приглашаются по одному игроку от каждой команды, они завязывают глаза, их задача как можно быстрее перенести эти шашки на другой стул, каждый раз беря и кладя только по одной шашке. Кто быстрее из них перенесёт все шашки, тот выигрывает очко для своей команды.
УРОЖАЙ ИЗ 4 Х ЯБЛОК.
В центре зала ставится стул, на углы которого кладётся по одному яблоку. Играют все игроки обоих команд по очереди. Игрок подходит к стулу, ему вручают корзиночку. Его задача сложить в эту корзиночку все 4 яблока, каждый раз беря и кладя в неё только по одному яблоку, за то время пока играет музыка.
обе команды становятся в 2 колонны в свободной стороне зала. Каждой команде даётся какая-либо мелодия. Например, одной – вальс, другой – яблочко(плясовая). баянист играет вальс, команда уходит под вальс в свободную часть зала, вальсируя по одному вслед за водящим. Музыка остановилась, команда тоже останавливается, как бы замирая на месте. Затем баянист играет следующую мелодию – яблочко. Команда «Яблочко» уходит приплясывая тоже в свободную часть зала. Музыка остановилась, команда замирает на том месте, где её остановила музыка. Когда обе команды уйдут со своих прежних мест и музыка остановится, обе команды должны быстро прибежать на свои прежние места и построиться в той же последовательности, в которой они стояли в начале игры. Очко присуждается той команде, которая раньше построится и ещё одно очко той команде, которая лучше исполнит свою мелодию, то есть будет лучше плясать яблочко или вальсировать в вальсе. Затем мелодии меняются и играют ещё один раз. После чего снова подводят итоги. Выиграет команда, которая наберёт больше очков.
После каждого задания жюри объявляет итоги. Команда победительница награждается медалями за ПЕРВОЕ МЕСТО и ПРИЗАМИ.
Час духовности «Что посеешь, то и пожнешь»
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.
2. Познакомить с произведениями литературы.
3. Формировать духовно- нравственные качества человека.
4. Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.
Просмотр содержимого документа
«Час духовности «Что посеешь, то и пожнешь»»
Государственное образовательное учреждение
«Большекаменская школа им. С.И. Титаренко»
«Что посеешь, то и пожнёшь»
Лукушиной Марины Вячеславовны,
учителя начальных классов
второй квалификационной категории,
Час духовности «Что посеешь, то и пожнёшь. Добро и зло в нашей жизни»
Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.
Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие.
Познакомить с произведениями литературы.
Формировать духовно- нравственные качества человека.
Воспитывать чувства товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.
Организация деятельности учащихся. (1мин.)
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Улыбнёмся друг другу глазами.
Взгляд наш чистый и добрый.
Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно.
-Сегодня у нас час духовности. И для вас уже не секрет, что занятие не столько для ума, сколько для сердца, для души.
Прочитаем девиз нашего урока:
Богом нам дана душа – это маленький наш храм.
Загляни скорей туда: чисто ли сегодня там?
Может зависть завелась, притаилась ложь и лень,
Или что-нибудь ещё в нём живёт не первый день?
В храмике своей души ты порядок наведи!
Только с чистою душой ты по жизни, друг, иди!
— У каких людей доброе сердце?
— Всегда человек живет с добрым сердцем и чистой душой? (нет) Почему?
— Как должен жить человек с чистой душой? (с добром, радостью, )
— Ребята, добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).
Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.
— Как вы понимаете, что такое зло? Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)
Быть легче добрым или злым?
Как вы думаете? Почему? (ответы детей)
3.Что посеешь, то и пожнёшь Притча от Сергея Шепеля
Два человека после смерти попали на небеса. Это были обычные люди, не сделавшие за свою жизнь ничего особенно хорошего или плохого: они не были ни отъявленными грешниками, ни святыми. Единственное, что отличало одного от другого, так это несколько поступков у первого добрых, а у второго — злых. Их души были взвешены, и душа первого отправилась в рай, а второго — в ад.
Второму человеку такой приговор показался несправедливым, и он обратился к Господу с просьбой разобраться и исправить ошибку.
— Здесь нет никакой ошибки, — сказал Господь, — каждый из вас получил заслуженное.
— Как же так? — взмолился второй. — Я же, как и первый, не совершил ничего ни хорошего, ни плохого, за исключением нескольких плохих поступков. Почему за несколько злых дел я получу большое наказание, а тот за несколько добрых дел получит большую награду? Это несправедливо! Почему каждый не получает ровно столько добра или зла сколько посеял?
— Посеял, говоришь? Это ты метко сказал. Вспомни, при жизни ты сеял зерно и когда собирал урожай, то собирал во много раз больше, чем сеял. Тогда это тебя устраивало. Так чего же ты сейчас возмущаешься? Каждый при жизни сеет семена добрых или злых дел, мыслей и чувств, а после смерти, а порой и при жизни, пожинает то, что посеял, но в гораздо большем количестве. Вот и сейчас посеянное тобой созрело, и теперь пришло время собирать урожай.
— Ребята, а как вы думаете, почему второму человеку приговор показался несправедливым? (он совершил несколько плохих поступков ).
-Что получил первый человек за несколько добрых дел? (награду)
-Почему добро побеждает зло?
Посеял зло и получил наказание, а посеял добро – награду.
4.Толковый словарь раскрывает значение этих слов. ( Зачитываются значение этих слов).
Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)
Может ли человек родится злым?
Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему
5.Самостоятельная работа по карточкам, продолжите…
Толковый словарь раскрывает значение этих слов. ( Зачитываются значение этих слов).
Можем ли мы сказать, что добро и зло являются противоположными понятиями? (ответы детей)
Может ли человек родится злым?
Нужно стремиться к добру и избегать зла? Почему
Игра «Я злой. Я добрый.»
— Изобразите глазками «Я злой », «Я добрый»
— Найдите на иллюстрациях…
6.Рассказы для детей о духовности
( Добро и зло. Добрые дела. Ближний.)
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:»Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
— Что необходимо было сделать хорошего Юре?
— Чему учит нас произведение В.Осеевой?
Инна Сапега. Чужая вещь.
( Добро и зло. Совесть. Золотое правило. )
Валька приходит домой раскрасневшийся, с блестящими глазами. В руках что-то прячет за спиной.
— Что там у тебя? – спрашивает мама в синем фартуке в горошек, встречая сына в коридоре.
Маму не проведешь! Валька вздыхает и показывает матери руки. Там, в его маленькой розовой ладошке, лежит и красуется машинка. У неё красные лакированный бока и темные зеркальные стекла. Загляденье! – любуется Валентин.
— Откуда у тебя машинка? – спрашивает мать.
— Во дворе нашел. – важно заявляет мальчишка. – В песочнице.
— В песо-о-о-чнице? – растягивает мама и снова глядит на машинку. – Красивая.
Валька тоже смотрит. Машинка кажется ему еще прекраснее. Гоночная, наверное, вон у неё какие фары круглые, а нос тупой – чтобы она не ехала, а летела! Сейчас как разгонюсь у себя в комнате, мечтает Валька. Мать же продолжает:
— Но ведь она чужая…Её, возможно, потерял какой-нибудь маленький мальчик.
Машинка поблескивает в руке. Явно совершенно новая модель. Неужели чужая? Валька зажимает ладошку и снова прячет руку за спину. Он знает, что чужие вещи брать нельзя.
— Во дворе никого кроме меня не было. – быстро говорит он. И авторитетно добавляет: – Я посмотрел, прежде чем взять машинку себе.
Нет, нет чужую он бы никогда не взял. Но ведь машинка была ничья! Вальке хочется побыстрее улизнуть в свою комнату. Но мама стоит перед ним и качает головой.
— Во дворе-то, может, и не было никого… А ты представь, тот мальчик, который её потерял, пришел сейчас домой, и его родители спрашивают: «Где машинка?» Он поищет её во всех карманах, а потом вспомнит, что оставил её в песочнице. Он прибежит во двор, а его машинки нигде нет. И он будет горько плакать.
Валька молчит, крепко сжимая свою находку. Машинка в руке нагрелась от его тепла и стала совсем родной. Молчит и мама.
— Но её возьмет кто-то другой! – почти кричит Валька, с обидой глядя на свою мать.
— Ну и что. Это будет уже не на твоей совести, и тебе и мне будет спокойно.
Валька опускает глаза, надувая губы. Эти взрослые никогда ничего не понимают.
Мать жмет плечами и идет на кухню.
Когда мама уходит, Валька снова раскрывает ладошку и долго смотрит на игрушку. Машинка замечательная. Такой у него никогда не будет…
Минут через пять мать на кухне слышит стук входной двери. Она подходит к окну. Сын долго не выходит из подъезда. Наверное, он идет три этажа пешком, думает мать – она волнуется. Ну, вот и Валентин! Что он будет делать?
Мальчик останавливается, спустившись с лестницы, и оглядывается вокруг. Во дворе пусто. Мальчик быстро бежит к песочнице, кладет что-то в песок и, не оглядываясь, бежит обратно к подъезду.
Мама ждет его в дверях. Валька вбегает в квартиру, кидается к матери и плачет. Мама обнимает сына. У неё самой заплаканное лицо.
Они стоят в коридоре, крепко держась друг за друга и вытирая друг другу слезы: мать и сын. И отчего-то им обоим очень хорошо.
А чужая красная машинка лежит в песочнице.
-Почему Валька вернул машинку в песочницу?
— Почему маме и сыну было хорошо?
7.Игровой момент: соберите пословицу
Вывод делает учитель: Пословицы нас учат:
Хвалить за хорошие поступки и не всегда замечать недостатки людей;
Не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и многому другому полезному в нашей жизни.
Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили дерево
Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии
8. «Правила доброты» (2мин.)
Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)
9.Рефлексия «Дерево добра».
— Наш классный час подошёл к концу. Вы ещё дети, но впереди у вас много славных добрых дел и поступков.
Не стой в стороне равнодушно,
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
— Мне хотелось бы, чтобы ваша душа была светлой, радостной, а для этого надо творить добро людям.
— Расскажите своим родным, о чём мы сегодня говорили.
Я благодарю вас за занятие и надеюсь, что оно останется в вашем сердце и верю, что ещё много добрых дел вы совершите в своей жизни.
— Спасибо за классный час.
10.Звучит песня «Если добрый ты»
Родительское собрание «Что посеешь, то и пожнешь», 2 класс
Разработка родительского собрания, 1-2 класс. Тема «Что посеешь, то и пожнешь»
Форма проведения: круглый стол.
Цель: повышение воспитательной активности родителей.
Задачи:
■ обратить внимание родителей на проблемы детей в семье;
■ создать условия для осознания причин того или иного воспитательного воздействия;
■ показать возможные стили взаимодействия взрослого и ребенка.
Оборудование: памятки для родителей, анкета для родителей, выставка рисунков «Моя семья».
Ход собрания
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя начинается со стихотворения С. Михалкова «Важный совет»:
Нельзя воспитывать щенков
Посредством криков и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели пеньки.
2. Слова учителя:
— Мы часто говорим о том, что надо больше общаться с ребенком. Но как это правильно делать? Важно понять, что ребенок подобен сосуду и чем заполняется этот сосуд — зависит от вас, его хранителей. Не угнетать, не править, не подавлять своим авторитетом. Любите и уважайте маленькую личность, принимайте ее такой, какая она есть.
Вот пословицы, которые отражают народную мудрость:
■ Дерево познается по его плодам. (Индийская пословица)
■ Не срывай незрелых плодов: поспеют — сами упадут. (Грузинская пословица)
■ Баловать ребенка — все равно что бросить его. (Японская пословица)
■ Капризный в детстве — уродлив в летах. (Русская пословица)
3. Дискуссия с родителями на тему: «Что значит любить ребенка».
Вопрос учителя: «Скажите, что значит в вашем понимании любить ребенка?»
Учитель после ответов родителей продолжает рассуждение на эту тему.
Ребенку обязательно надо говорить: «Я люблю тебя».
Ведь это очень важные слова. Вашу любовь они перенесут и в свои будущие семьи.
Если в семье детям говорят нежные слова, проявляют к ним свои чувства, то они быстрее развиваются. Но как бы мать старательно ни выполняла свои обязанности, этого будет мало, если при этом не гладит, не обнимает своего ребенка. У детей появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, если они не получают таких знаков внимания.
Как же воспитать душевно благополучного ребенка? Не навязывать ничего насильно. Важно понять, что ребенок не обязан быть похожим на вас.
Послушайте, пожалуйста, притчу «Бабочка».
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие для выхода через узкую щель кокона было необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Учитель подводит итог:
— Так же и в воспитании детей. Если родители будут делать за ребенка его работу, они будут лишать его духовного развития. Ребенок должен научится прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным.
4. Микроисследование «Запреты, ограничения, уступки и вседозволенность».
Учитель предлагает родителям заполнить анкету, продолжив предложенную фразу:
■ «Я разрешаю ребенку. »
■ «Я разрешаю, но ставлю условия. »
■ «Я запрещаю ребенку..»
■ «Я не разрешаю, но иногда уступаю. »
Далее учитель просит проанализировать родителей их ответы и определить, что преобладает во взаимоотношениях с ребенком: запреты, ограничения, уступки, вседозволенность?
Учитель предлагает родителям познакомиться с правилами, которые помогут родителям при воспитании детей (возможный вариант — раздать каждому родителю подготовленный материал).
■ Примите за данность, что каждый человек (и ваш ребенок тоже) приходит в этот мир с определенной миссией, что это за миссия — решать не вам.
■ Примите своего ребенка таким, какой он есть.
■ Не подорвите веру ребенка с самого нежного возраста, прививайте ему уважение к окружающему, учите его ответственности за других, заботе о близких, соучастию.
Наказывая ребенка, помните:
■ Нельзя запугивать физическим наказанием ребенка.
■ Нельзя физически наказывать ребенка.
■ Наказывая, наказывайте (от слова «наказ»),
■ Прежде чем наказывать ребенка, попытайтесь стать на его точку зрения.
■ Не наказывайте ребенка за правду.
■ Наказывая, не подавляйте и не унижайте ребенка.
5. Обсуждение темы конфликтных ситуаций.
В каждой семье иногда возникают конфликтные ситуации. Вопрос учителя: «Расскажите, из-за чего они могут возникнуть?»
В каждой семье проблемы решаются индивидуально.
Существует 4 способа поддержки конфликтной ситуации:
■ победа любой ценой;
Воспитание ребенка должно строиться на примерах разумных и показательных для него, и меньше всего на словесных угрозах, запрещениях и страхах.
6. Тест «Какие вы родители?»
Предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Тест
Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?
Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу?»
Результат. За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ «иногда» — 1 и за отрицательный — 0.
Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
7. Конкретные рекомендации, как завоевать и сохранить доверие ребенка.
■ Советуйтесь с ребенком. Попробуйте делиться с ним своими собственными проблемами, спрашивайте его совета.
■ Не бойтесь показывать свое незнание.
■ Исключите из своего общения аргументы: «потому что я так сказала».
■ Не наказывайте ребенка бездумно.
■ Ребенок не должен бояться рассказывать о плохом поступке.
Теперь вы знаете все о советах родителям в воспитании детей младшего школьного возраста и рекомендациях, которые помогут создать гармоничные отношения. Какие бы прогрессивные методики вы ни применяли, все будет напрасно, если в доме не будет покоя и семейного уюта. Ругаясь, крича, родители теряют авторитет в глазах ребенка, который восстановить впоследствии будет очень сложно. Поэтому любви вам, мира и душевного тепла, надеюсь, что советы родителям вы учтете!
Относитесь к ребенку так, как хотите, чтобы он относился к вам. Помните это, и если всерьез решили заполучить доверие ребенка, я желаю вам искренне удачи.
8. Рефлексия
«Ласковые ладошки». Ученики заранее приготовили вырезанные по контурам своей руки шаблоны, на которых написаны ласковые теплые слова для их родителей.