Что посетить в каргополе
Достопримечательности Каргополя
Интересные места Каргополя
Церковь Иоанна Предтечи
Эта самая высокая в городе церковь построена в 1740—1752 годах на месте деревянной приходской церкви на Соборной площади. С 1994 года находилась в составе Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1996 года передана Архангельской и Холмогорской епархии.
Церковь Михаила Архангела
Церковь Михаила Архангела, расположенная в селе Шелоховская, примерно в 60-ти километрах от города Каргополь, Архангельская область, была построена из дерева в 1715 году силами прихожан на месте одноименного сгоревшего храма.
Церковь Михаила Архангела, расположенная в 200 метрах от берега реки Онега, представляет собой постройку формы куба, с традиционным пятиглавием на верху. Такой тип построек характерен именно для этой области. Службы в церкви,в настоящий момент, не проводятся. Сейчас приход Сретенского храма деревни Шелоховская планирует восстановление церкви.
Координаты: 61.90275200,39.08300400
А какие достопримечательности Каргополя вам понравились? Рядом с фотографией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.
Река Онега
Река Онега берет свое начало из озера Лаче, в пяти километрах от старинного русского города Каргополя. А впадает река в Онежский залив Белого моря. Длина Онеги составляет 416 километров.
В режиме фото вы можете просматривать достопримечатальности в Каргополе только по фотографиям.
Церковь Рождества Богородицы
Церковь на Старой торговой площади в 1678 году начали строить купцы братья Андрей и Климент Пометяевы и в честь их небесных покровителей были названы два придела церкви.
Воскресенская церковь
В Конце XVII века в северной части Каргополя, неподалёку от крепости, выстраивается одноэтажная летняя Воскресенская церковь.
В храме была чудотворная икона свт. Николая.
Благовещенская церковь
В Архангельской области, в городе Каргополь расположено белоснежное пятиглавое сооружение – это Благовещенская церковь. Она была возведена на Старой торговой площади в 1692 году зодчим Шахановым. Петр I вложил в строительство 100 рублей.
В каждом из трех прясел находится по 3 ряда окон. Это значит, что здание имеет 3 этажа, из которых 2 окна сверху принадлежат холодному помещению. Конфигурация оконных проемов неодинакова, как и рисунок наличников. На одном окне вырезан стрельчатый кокошник, на другом – трехлопастный, на третьем – глубокий перспективный проем в три валика.
К сожалению, внутри церковь менее прекрасна. Она долго была закрыта и продолжала разрушаться, но на сегодняшний день она постепенно реставрируется Каргопольским музеем.
Координаты: 61.50158300,38.93916700
Церковь Зосимы и Савватия
Начала строиться в южной части города в 1814 году иждивением петербургского купка, выходца из Каргополя, Степана Копосова. Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря тому, что владела значительными лесными угодьями.
Освящена в честь Соловецких святых Зосимы и Савватия в 1819 году.
А вам интересно знать насколько хорошо вы знаете достопримечательности Каргополя?
Введенская церковь
В 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи.
В 1933 году передан Каргопольскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. В настоящее время здесь располагается центральный выставочный зал музея.
Самые популярные достопримечательности в Каргополе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Каргополя на нашем сайте.
Выходные в России. Каргополь – от северной кухни до расписных небес
Русский север – это удивительная красота неброских пейзажей и тихих озер, уютные города и села с уникальными шатровыми храмами и расписными «небесами», это каргопольская игрушка и фантастическая аутентичная русская кухня. На выходные едем в Каргополь!
КУДА И НА СКОЛЬКО ЕДЕМ
Едем на выходные в Архангельскую область, в Поонежье – в город Каргополь. В начале XXI века этот тихий городок пока еще слабо известен туристам, а между тем по богатству и насыщенности экскурсионной программы туры сюда могут посоперничать с многими разрекламированными туристическими направлениями.
Каргополь – «город белых ночей», граничащий с Карелией, ведет свою историю с 1146 года. Ровесник Тулы и Ельца, он на год старше Москвы и Вологды. Железной дороги здесь нет, а потому наше путешествие начнется с ближайшей железнодорожной станции Няндома, расположенной в 80 км от самого Каргополя. С автобусного трансфера отсюда начнется наш тур «Каргопольская гостёба», который продлится 3 дня и 2 ночи.
ЧТО И ГДЕ СМОТРИМ И ПРОБУЕМ
За тысячу километров от Москвы любуемся белокаменной храмовой архитектурой, деревянными часовенками, рекой Онегой, каргопольской глиняной игрушкой, изделиями из онежского речного жемчуга. Посетим эко-парк «Медвежий край», этнографический музей «Ошевенская волость» с обедом из настоящей русской печи, Кенозерский национальный парк, увидим быт крестьян в селе Большие Лядины.
В ходе тура нас научат разбираться еще и в тонкостях местной гастрономии – а она тут самобытная и превосходная, мы сможем попробовать несколько вариантов северной русской кухни, поэтому тур вполне можно назвать и гастрономическим.
Брендовый маршрут «Каргопольская гостёба» включен в историко-культурный и туристский проект «Серебряное ожерелье России», а потому можем смело рассчитывать на атмосферу подлинного русского севера, сохранившуюся здесь даже полнее, чем в Белозерске, Тотьме и Великом Устюге.
ДЛЯ КОГО ЭТОТ ТУР
Для любителей старины, Русского Севера, у кого древние пейзажи и атмосферные города с сохранившейся историей вызывают приятные мурашки. Маршрут «Каргопольская гостёба» особенно хорош зимой, поскольку туристам не докучают северные комары, а строгие северные пейзажи от снега становятся еще более лаконичными и оттого – недосягаемо прекрасными.
Этот тур – для тех, кто любит русское храмовое зодчество и готов размышлять о вечном, кто интересуется самобытным северным декоративно-прикладным искусством, и конечно же – для гурманов. Ведь именно здесь можно попробовать настоящую аутентичную русскую северную кухню – необычную и весьма изысканную. Кстати, маршрут подходит и для детей школьного возраста – здесь они могут понять и полюбить русскую историю.
1 ДЕНЬ: ОТ НЯНДОМСКИХ МАМОНОВ – В ДРЕВНИЙ КАРГОПОЛЬ
После трансфера обедать будем в кафе «У егеря» – здесь подают отличные континентальные завтраки, а охотничий интерьер намекает на экзотические блюда в меню, которые просто необходимо попробовать.
Впрочем, на протяжении всего нашего маршрута страдать по деликатесам не придется. Удастся отведать и «царской» рыбки – местного ряпуса, которого ловят в одном единственном озере – Лекшмозеро.
После обеда идем осматривать сам город. Он уютный и очень чистый. Населения в Каргополе немного – чуть больше 11 тысяч человек. При этом Каргополь заслуженно называют городом мастеров, а с некоторыми выдающимися его жителями мы вскоре познакомимся и лично.
Однако в 1785 году генерал-губернатор Олонецкой губернии Гавриил Державин обнаружил в одном из монастырей Каргополя рукопись, в которой говорилось о белозерском князе Вячеславе, поставившим острог на Каргином поле. Вероятной датой этого события принят 1146 год. Как город был основан, благодаря чему расцвёл при Иване Грозном, как пережил нашествие польско-литовских отрядов в смутное время на Руси и почему был назван Каргополем – ответы на эти вопросы узнаем в ходе экскурсии по городу.
В «зимнем храме» собора представлена выставка древнерусской живописи XVIII – XIX вв., в том числе, «небеса» из деревянных шатровых храмов Каргополья. «Небеса» – это особые потолочные перекрытия, на которых пишутся образа Христа, ангелов и святых.
Можно провести вечер с каргопольским купечеством, на экскурсии покажут, в частности, воссозданный фрагмент интерьера традиционного купеческого дома на русском Севере.
Любителям сувениров будет интересно посетить дом- музей династии семьи Шевелевых «Каргопольская глиняная игрушка». Этот музей был основан внуками каргопольских мастеров.
Продолжатели традиций семейных ремесел Севера покажут вам традиционную русскую печь в доме, где пекли пироги и обжигали глиняные игрушки. Здесь же можно будет и приобрести понравившиеся образцы.
2 ДЕНЬ: «ЛЯДИНСКОЕ УЗОРОЧЬЕ» И РУССКАЯ КУХНЯ СО ВКУСОМ СЕВЕРА
На второй день нашего каргопольского тура, сразу после завтрака, отправляемся в Центр народных ремесел «Берегиня». Интерес представляет старинный ткацкий станок, который до сих пор работает.
За дополнительные 100 рублей можно заказать мастер-класс и лично приобщиться к народным ремеслам – слепить каргопольскую игрушку или сделать своими руками обрядовую тряпичную куклу. Традиционно это очень нравится детям, но и взрослым – тоже. Разумеется, в лавке при центре можно приобрести и соответствующие сувениры.
С 12 часов дня у нас – свободное время для знакомства с городом, но можно выбрать и дополнительные экскурсии. Пообедать (а потом и поужинать) можно как в кафе гостиницы, так и в близлежащих заведениях. Рекомендуем кафе «Каргополочка», в пяти минутах ходьбы от гостиницы «Каргополь», и кафе «Шелковня» на улице Гагарина. Обязательно попробуйте здесь выпечку, она незабываема.
Пока выбираем экскурсии, слушаем каргопольские колокола – их звон разносится на всю округу, хотя из оставшихся одиннадцати церквей в городе действует только две. Каргопольский звонарь – преподаватель музыкальной школы по классу гитары Олег Пантелеев. Каждый день ровно в полдень он поднимается на городскую колокольню и оглашает округу мелодичным звоном десяти колоколов.
Итак, во второй день у нас, на выбор, кроме самостоятельных прогулок по городу, несколько вариантов экскурсий.
Во-первых, можно поехать в село Большие Лядины (37 км от Каргополя), где, кстати, еще остались воротные колодцы (всего каких-то двадцать лет назад в самом Каргополе на улицах было деревянное, а не асфальтовое, покрытие, поэтому такой колорит здесь воспринимается привычно).
В этой экскурсии мы посещаем частный этнографический музей-мастерская «Лядинское узорочье», созданный Надеждой Федоровной Ворощук. Здесь нам расскажут об истории льняного промысла и накормят настоящим северорусским деревенским обедом от самой гостеприимной хозяйки.
Во-вторых, в самом Каргополе можно отправиться на выставку «Народное искусство Каргополья». Золотные платки, именные пояса, кокошники и перевязки, церковные ткани, шитьё, саженье и низанье жемчугом – все эти плоды кропотливого женского ручного труда никого не оставят равнодушным.
3 ДЕНЬ: ОШЕВЕНСКОЕ БОГОМОЛЬЕ И РАСПИСНЫЕ «НЕБЕСА»
В последний день тура после завтрака освобождаем номера и отправляемся на очень интересную загородную экскурсию в этнографический музей «Ошевенская волость».
Здесь смотрим памятники деревянного зодчества в селе Саунино, где сохранился уникальный шатровый храм Иоанна Златоуста.
Тут много удивительных памятников архитектуры и истории – это и сам Александро-Ошевенский монастырь с шестигранной колокольней XVIII века, ассиметричной к храму, камень с отпечатком стопы преподобного Александра Ошевенского, обетные кресты. В роще рядом сохранились культовые камни языческих времен.
Рядом – деревня Ошевенский Погост, которая включена в Ассоциацию «Самые красивые деревни России». Здесь пробуем ошевенскую кухню, которая отличается от вчерашнего угощения в Больших Лядинах, но, опять же, полностью аутентична.
Акцент здесь сделан на блюдах из печи: томленые каши, борщ, яишенки (не путать с яичницей), и, конечно, вкуснейшие пироги с начинкой и ароматные рыбники. Хозяйка горницы Антонина Михайловна Прохорова сама готовит все эти блюда в настоящей русской печи.
Кенозерье иногда называют «Исландией русского эпоса». И это во многом так и есть. Здесь хранят верность старине и размеренному укладу жизни. Вы попадаете в настоящий русский озерный край, где насчитывается свыше 300 рек и озер. Цены на услуги парка можно посмотреть на официальном сайте Кенозера.
ЧТО ПРИВЕЗТИ ИЗ КАРГОПОЛЯ
Главное, привезти впечатления, фотографии и рассказы. А если вы о сувенирах, то, конечно же, каргопольскую игрушку – здесь ее можно купить почти везде! Отдельно в этих целях рекомендуем посетить дом-музей гончаров Шевелевых с прекрасной берестяной лавкой и большим выбором каргопольской глиняной игрушки, выполненной в «обварной» технике.
Среди гастрономических сувениров может оказаться и каргопольский пряник, и сливочное масло со здешнего молокозавода и другая местная молочная продукция – многие туристы специально просят завезти их в магазин при заводе.
Рекомендуем также рыбу – каргопольского ряпуса, здесь ее продают копченой в банках, и северные ягоды – морошку в собственном соку.
СКОЛЬКО СТОИТ ТУР «КАРГОПОЛЬСКАЯ ГОСТЁБА»
Цена тура (без железнодорожных билетов) – 12200 р. на человека. Ехать выгоднее вдвоем – во-первых, будет с кем поделиться впечатлениями, во-вторых, за одноместное размещение придется доплатить 2 200 р. Детям до 10 лет скидка при размещении на дополнительном месте – 1 200 р. В стоимость тура входят трансфер, проживание в гостинице, 2 завтрака и 2 обеда (питание «полупансион») и основные экскурсии. За билеты на поезд, ужины и дополнительные экскурсии нужно будет доплатить. Гарантированные даты заезда в 2017 году – 20 октября, 3 и 10 ноября, 01, 15 и 22 декабря.
У КОГО КУПИТЬ ТУР «КАРГОПОЛЬСКАЯ ГОСТЁБА»
Туры выходного дня по этому маршруту уже есть в продаже у многих туроператоров, в том числе у компаний Coral Travel, «Дельфин», «Вокруг Света» и «Интерс».
На Русский Север! Часть 2. По Каргопольскому уезду и Ошевенской волости
Раннее утро на берегу озера Лача вселяло какие-то надежды на улучшение метеоусловий. Даже небольшие просветы в облаках появились.
Но, пока собирались, все вернулось на круги своя, и опять пошел мелкий нудный дождик.
Почти всю поездку мне не давал покоя один вопрос. Почему на Русском Севере сохранилось так много деревянных церквей и часовень? Стоило пересечь границу Архангельской области, как в каждом селе недалеко от дороги или на пригорке возвышались эти творения деревянного зодчества. Состояние их было различным — и сильно «уставшие» под грузом прожитых лет, и опоясанные строительными лесами в надежде на скорую реставрацию, и, сверкающие серебром осиновых лемехов на главках, возрожденные к новой жизни.
Вот и в село (как хочется избавиться от казенного понятия «куст деревень»!) Калитинка, что стояло на нашем пути от гостевого дома «Колокол» до Каргополя, заехали взглянуть на несколько часовень, без всякой надежды попасть внутрь. С первой часовней, Ильинской, так и получилось. Старенькая, 19 века простройки, с пострадавшими от пожара после грозы крестами.
Долго корил себя, что доверился своей памяти и не просмотрел с утра маршрут предстоящего дня… Эта неказистая с виду часовня могла подарить нам первое знакомство с «небесами» — росписью потолка внутри! Только вечером обнаружил свою оплошность, но — поезд уже ушел.
Казалось, со следующей часовней в этом селе, Крестовоздвиженской, повторится та же история. Снова замок, но вид посвежее — десять лет назад часовня была восстановлена участниками проекта «Общее дело».
О нем я расскажу ниже. Сфотографировали для памяти и собрались уже уезжать, как увидели, что к нам торопится женщина, взмахами руки призывающая остановиться. Оказалось — смотрительница, живущая неподалеку, увидела подъехавшие машины (мы были с соседями по гостинице) и поспешила с ключом, чтобы «люди зашли, посмотрели».
Часовня Флора и Лавра еще 5 лет назад была практически руинирована — упавшая на крышу часовни колокольня, завалившийся набок притвор, внутри слой химикатов — удобрений, оставшийся с колхозных времен, в человеческий рост… Огромную работу проделали «Общедельцы». Ныне часовня полностью восстановлена.
Вот и Каргополь. И сразу — море позитива, заставившего забыть о ненастной погоде. Вот такая, увеличенная в сотни раз, каргопольская игрушка встречает нас практически на въезде в город.
Появившееся хорошее настроение не смогли испортить ни ямы-воронки на многих улицах Каргополя, ни перекопанный асфальт у Соборной площади.
И эта траншея сделала нам день! Ну разве увидел бы на предложенном навигатором маршруте эти замечательные деревянные домики?
А как вам это старое название одной из улочек, от которого так и веет дореволюционной Россией?
Почтамтская. Сейчас назвали бы проще — какой-нибудь Почтовой. В поисках путей подъезда к Соборной площади почти уперлись во что-то, похожее на большую беседку, на берегу.
Полоскальня. На дворе 21 век, практически в каждой семье имеется стиральная машина, а жительницы Каргополя продолжают пользоваться этим сооружением предков. Видите, как здесь чисто?
Хотя, наверное, сейчас полоскальня — больше своеобразное «тусовочное» место. И постирать, и посудачить с кумушками, обсудить последние городские новости.
Поднявшись от «портомойни» вверх по небольшому склону мимо памятника П. П. Баранову — основателю первых русских поселений на Аляске,
оказываемся на Соборной площади, где единым ансамблем стоят три церкви. Иоанна Предтечи, Введенская, собор Рождества Христова и колокольня.
Наверху нас ждали два неожиданных сюрприза. Вначале на колоколах обнаружили клейма нашего Каменск-Уральского колокольного завода «Пятковъ и К».
Словами трудно передать те чувства, которые испытываешь, когда звонят колокола… Почему-то я всегда забываю и о функции «Видео» в фотоаппарате, и о лежащем в кармане смартфоне.
Спустившись вниз, пошли в собор Рождества Христова, где нас ждали шедевры древнерусских иконописцев. Этот храм, построенный в 1552–62 годах, считается последним, построенным на Севере во времена царствования Ивана Грозного. Хотя есть еще и Благовещенский собор в Сольвычегодске, строительство которого было закончено в год смерти Иоанна Васильевича.
В Рождественском соборе расположена коллекция расписных «небес» из пяти деревянных церквей и часовен Каргополья «Шестой день творения». «Небеса» в деревянных церквях Севера — это усеченная пирамида внутри свода купола. В центральном круге, как правило, изображена Троица. На гранях, ближе к вершине — серафимы. А ближе к основанию — архангелы и евангелисты. Центральную грань занимает Распятие. В некоторых храмах «небеса» были сюжетными, с изображением сцен Ветхого и Нового Заветов. Такие росписи из разрушенных ныне церквей и часовень и собраны на первом этаже храма-музея.
На гранях «небес» из Никольской церкви в Ловзанге изображены Библейские сюжеты. Поражает мастерство работ. А ведь иконописец П. П. Булатов в конце 19 века «просто» перерисовал сюжеты с гравюр Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда. Но для копирования у русского художника-самородка были лишь черно-белые изображения с гравюр размером не больше почтовой открытки.
На гранях «неба» из Георгиевской часовни в деревне Низ тоже библейские сюжеты, но выполненные по-другому — в иконописном стиле, блоками в два яруса.
И третий вид «небес», выполненный в самой распространенной манере письма — с серафимами, архангелами, евангелистами. Ранее находились они в Рождественской церкви в Большой Шалге, возле которой мы были накануне.
Можно было бесконечно долго в одиночестве и тишине созерцать эти творения мастеров 18–19 веков. Но в зал зашла группа туристов. Хоть экскурсовод и старалась рассказывать шепотом, чтобы не потревожить безмолвие среди древних стен храма, молодежь разбрелась по залу, который сразу наполнился монотонным гулом тихих голосов…
На втором этаже собора-музея фотографировать запрещено. Большой резной иконостас с несколькими иконами и немного фрагментов «небес». Запрет на фото я обосновал той же причиной, по которой мне запретили фотографировать в фондохранилище Ирбитского мотозавода — «неважнецкое» состояние экспонатов.
После Соборной площади проехали на бывшую Торговую, где стоит еще один храмовый ансамбль. Действующая церковь Рождества Богородицы и закрытые Никольская и Благовещенская церкви.
Было у меня большое желание посетить музей, посвященный Русской Америке, первым правителем которой был П. П. Баранов, уроженец Каргополя. Экспозиция эта размещается в церкви Зосимы и Савватия.
Вот только разгулявшийся дождь заставил изменить планы. Впереди ждала неизвестная дорога по глухим уголкам Каргопольского уезда, и с предстоящим ночлегом тоже была полная неопределенность. Покидал Каргополь с надеждой, что когда-нибудь вернусь сюда. Город требует более полного погружения в его историю.
Следующей остановкой на маршруте была деревня Саунино (Кипрово). Опять эти двойные названия! Здесь, в церкви Иоанна Златоуста (1665 год постройки) сохранились «небеса», и она является одним из самых посещаемых туристами ввиду своего месторасположения — всего 7 километров от Каргополя по неплохой дороге.
Из отчетов в Интернете мне были известны координаты смотрительницы с ключами. Подъехали сразу к церкви с надеждой, что какая-нибудь группа из большого числа туристов, виденных в Каргополе, сейчас здесь на экскурсии. Увы — замок. Поехали на поиски в деревню, где гуляющие под дождем местные девчонки дали точный адрес. И когда казалось, что все, птица удачи поймана, в руках не осталось ни перышка из ее хвоста… Видимо, устав от постоянного наплыва путешественников-одиночек и поездок от дома к церкви, смотрительница сдала ключи в Каргопольский музей, в ведении которого находится церковь. Настроение стремительно падало к нулю и было от чего. Сначала — Туровец, где не уговорили открыть церковь с иконой Богоматери Одигитрии, после — нескончаемый дождь, выматывающий нервы, сейчас — эта неудача. Без особого энтузиазма продолжили путь… Забегая вперед, скажу, что на этом наши злоключения закончились. Дальше все шло, как по-маслу. И, больше того — посетили место, о котором не думал, и которое стало достойнейшим финалом знакомства с «небесами»!
Я уже упоминал об Ассоциации самых красивых деревень России. Подъехали к мостику через речку Чурьега.
Мост деревянный, под старину, но реконструирован с использованием современных материалов — деревянные быки-ледорезы обшиты стальным листом, под полотно моста заложены мощные швеллера. А на другом берегу проезжающих встречает вот такой стенд.
Ошевенский Погост. Хотя это снова «куст» деревень, куда входят Погост, Ширяиха, Низ и Большой Холуй. Только сильно неудобной соседкой возле такого-то стенда чувствует себя заброшенная часовня Николая Чудотворца.
Проезжаем чуть вперед по деревне и перед нами — Музей Ошевенской волости. Дома-корабли с лабазами, колодец-журавль, огороженная площадка для гульбищ, стоящий вдоль реки ряд банек.
Нескончаемый дождь заставил задуматься о ночлеге, чтобы не столько отдохнуть, сколько просушить одежду и обувь. Возвращаться в Каргополь? Вдруг с какой-то полочки кладовой памятивсплывает информация, когда-то мельком прочитанная в одном из отчетов. В Ширяихе есть гостевой дом, нигде не рекламируемый, но где могут приютить заблудших путников! В поисках хоть какого-то указателя проехали до деревни Низ, где посмотрели на Георгиевскую часовню, «небеса» из которой видели утром в музее, вернулись назад. Уже отчаявшись, остановился возле каменных купеческих домов, в одном из которых сейчас сельский магазинчик.
Да уж, такую вывеску сложно заметить! Девчонки тут же обзвонили своих односельчан и торжественно вручили мне номер телефона человека с ключами от этого Дома. Созвонились, и через 10 минут двери были открыты! Уже Ольга Александровна рассказала, как нам попасть в Богоявленскую церковь. Не выгружая вещей и взяв ключи, пока позволяло время, поехали на околицу села, в Александро-Ошевенский монастырь.
Монастырь этот основал в 1460-е годы преподобный Александр Ошевенский. За пять с лишним веков монастырь не раз подвергался различным бедам. И разоряли его, и неоднократно горели деревянные церкви, и монахи роптали. К началу 20 века в монастыре были каменные надвратная Никольская церковь, Успенский собор с колокольней и деревянная Покровская. В Санкт-Петербурге монастырь имел подворье с часовней Св. Пантелеймона. В 1922 году монастырь закрыли и он потихоньку превратился в руины. Возрождение монастыря началось в 2001 году.
И вот мы у древних стен. Конечно, следы запущенности видны, но в сравнении с фотографиями 15-летней давности — проделана огромная работа. Стены с башенками на большом участке восстановлены, на колокольне установлены колокола, идут работы в игуменском корпусе.
Приехав обратно к нашему временному пристанищу и начав его изучать, я просто обалдел — это было 100-процентное попадание в тематику и настрой нашего путешествия! Жилой дом постройки 19 века — двухэтажный дом-корабль. И сейчас подробно расскажу, что это такое. На первом этаже, где-то посередине боковой стены, входная дверь. В маленьких сенях лежат, стоят, висят различные нужные в хозяйстве вещи — деревянная соха, вилы-рогатины, хомут, серпы, на стоящей в углу кадушке лежат постиранные домотканые половики. Поднимаемся по лестнице наверх. Двери, а за ними оборудованные современные ванная и туалет. Еще одна дверь. Со щемящим душу скрипом открываю ее, и — та-там! — мы в жилом помещении. Длинный коридор вдоль стены, сбоку двери в комнаты. А там — деревянные диваны и кровати позапрошлого века, застеленные лоскутными одеялами. Немного портят вид современные обои на стенах, но это — мелочи. В красном углу — небольшая тумбочка-киот с иконами. А на стене в «нашей» комнате — тот самый гобелен с оленями. Ностальгия по давно ушедшему детству и прабабушкиному дому…
Наше одиночество длилось недолго — подъехала еще машина с тремя молодыми людьми. Так мы познакомились с участниками проекта «Общее дело». Цель этого проекта — «укрепление морально-нравственных ценностей и популяризация здорового образа жизни в российском обществе». Одно из направлений деятельности — восстановление забытых и заброшенных памятников деревянного зодчества. Ребята возвращались из Масельги, где немного подремонтировали древнюю часовню. Быстренько натаскали дров, затопили печь и в доме запахло живым. Было не до разговоров — все устали. Беседы отложили на завтра.
Наутро — да, были долгие разговоры в монастыре с отцом Феодосием. Были затронуты многие темы, в т. ч. и так заинтересовавшая меня тема реставрации. Оказывается, на объектах под охраной государства нельзя даже гвоздь забить — нужны проект, смета и проч. Соответственно, стоимость реставрации возрастает в десятки раз. И если находится благодетель, согласный за пару миллионов сделать ремонт, то 20 ему не потянуть. Так и стоят старинные шедевры архитектуры, опоясанные строительными лесами и, разрушаясь, ждут своего часа…
Потом все проехали к Богоявленской церкви, полюбовались ее «небесами». По просьбе отца Феодосия не стал фотографировать — побаивается он лихих людишек, выискивающих в сети фото шедевров и затем похищающих их. Попрощавшись со священнослужителем и получив от него благословение в дальний путь, мы отправились дальше.
Село Архангело (Шелоховское). Здесь стоят церковь Сретенья Господня постройки начала 19 века
и, старше ее на добрую сотню лет, церковь Михаила Архангела, одна из нескольких сохранившихся с кубоватым куполом.