Что после прочтения поэмы вам показалось интересным что показалось непонятным что насторожило

Что после прочтения поэмы вам показалось интересным что показалось непонятным что насторожило

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)

Уроки литературы в 11 классе[1]

.Пособие содержит разработки 105 уроков литературы базового уровня, схемы, таблицы, богатый дидактический материал.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов

УРОК № 28
Тема.
А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»:
жанр, стиль, композиция.
«Двенадцать» – принятие судьбы или вызов поэта времени?

Цель: дать учащимся понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; раскрывая ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, определить роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; развивать умение работать с поэтическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», иллюстрации к поэме, раздаточный материал для работы в парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; комментируют название поэмы; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Как соотносятся прошлое и настоящее России в цикле «На поле Куликовом»?
• Что перед нами — попытка русича прозреть будущее или попытка лирического героя-современника найти в стойкости предков духовную опору в настоящем?
• Почему Блок обратился именно к событиям Куликовской битвы?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Двенадцать» — поэма Александра Блока, одна из признанных вершин его творчества и — русской поэзии в целом. Поэма была написана в январе 1918 г. Это было страшное время: позади четыре года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. После октября 1917 г. Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, весёлый, с сияющими глазами, и прислушивался к “музыке революции”, к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству»,— вспоминала его тётка М. А. Бекетова.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлёт, создав в течение января 1918 г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

Многие литературоведы трактуют поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? По утверждению В. В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей».

Поражало современников Блока и то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки об «изменнице» Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для неё дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь»? Если поэма о революции, почему в ней не изображены революционные действия, вожди революции?

Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918 г., а в мае произведение вышло отдельной книгой.

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа:
первичное осмысление поэмы

• Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?
• Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?»
• В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока?
• К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?
• Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?
• Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).
• Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?

2. Слушание сообщения об истории создания
поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлёте творческих сил, остаётся памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 г. Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц.

Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы: «…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 г., полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь (чтобы заглушить его — призывы к семейному порядку и православию)… Сегодня я — гений».

Откуда столь высокая оценка? Ведь Блок всегда был требователен к себе. Наверное, потому, что именно в период замысла поэмы и её написания поэт творил в полном согласии со стихией, с той «музыкой революции», которую он призывал услышать в статье «Интеллигенция и революция».

3. Самостоятельная работа
с отрывками из литературоведческих текстов

(работа в парах, с раздаточным материалом)

• Охарактеризуйте композицию поэмы. Прочитайте мнение критика Л. К. Долгополова о структуре произведения. Согласны ли вы с ним?

«Двенадцать» Блока — это романтическая поэма, подлинный смысл которой скрыт глубоко за её конкретными событиями и реалистическими сценами. Сама по себе эта конкретность в изображении восставшей стихии играет в поэме огромную роль. В миросозерцании Блока произошёл поворот, благодаря которому он увидел революцию в её самых ярких чертах…
Романтическая фабула поэмы Блока включает три основных компонента: появление двенадцати, эпизод погони, во время которой и была убита героиня поэмы, и, наконец, появление в заключительной строфе Иисуса Христа. Все три стадии развития фабулы неразрывно между собой связаны. За границами фабулы остаётся первая глава — общая экспозиция поэмы, её «прелюдия». Между этими основными стадиями располагаются лирические отступления, представленные в двух основных формах: в форме фольклорных стилизаций и в форме революционных лозунгов-призывов (Л. К. Долгополов).

• Вчитайтесь в высказывания критиков и определите жанр поэмы — это лирическое произведение или эпическое? Какие черты лирики, а какие — эпоса характерны для «Двенадцати»?

«Грандиозность блоковской поэмы в том-то и состоит, что историческая масштабность эпохи в художественном восприятии решительно выходит на самое первое место. То, что обычно бывает атмосферой времени, приобретает здесь огромное, определяющее содержание. Опыт Блока как лирического поэта сказался в этом эпическом произведении со всей силой» (П. П. Громов).

Контрастность и пестрота поэмы в сложно преломлённом виде отражают наглядно обнажившуюся социальную контрастность эпохи, пестроту исторического времени, которое глазами Блока как бы всматривается в темноту, пытаясь разглядеть и понять тех, кто творит отныне историю, услышать их голоса, выкрики и угрозы, прислушаться к тому, что они говорят, о чём спорят, какие песни поют…
Позиция автора проявляет себя в «Двенадцати» не в отдельных репликах, лозунгах или призывах, а в «построении» общей «судьбы» двенадцати, в характере и внутреннем смысле того пути, который проделывают они на страницах поэмы (Л. К. Долгополов).

• Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. К. Долгополова:
«Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая нашла своё отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

4. Постановка и решение проблемного вопроса
• В чём смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?

В название поэмы А. А. Блока вынесено слово, которое становится ключом к пониманию образного строя и композиции произведения. Прежде всего, оно отражает членение текста на двенадцать глав, рисующих общую картину мира и разворачивающееся в нём центральное событие, приобретающее характер ритуального действа. Кульминация этого события (символическое убийство прошлого) приходится на срединные шестую и седьмую главы.

Хаотическому состоянию мира в первой главе противостоит его обозначившаяся структурированность в главе последней.

Выбор времени действия («чёрный вечер») вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом «двенадцать»,— обозначение переломного момента времени (конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часов ночи). Понятое в аспекте времени название подчёркивает апокалиптический характер происходящего.

Однако основная связь слова «двенадцать» — с образом патрульного отряда красногвардейцев («идут двенадцать человек»). Оно включается сразу в две группы словесных рядов, с помощью которых создаётся образ двенадцати. С одной стороны — «В зубах — цыгарка, примят картуз, // На спину б надо бубновый туз»: это те, кто готов пальнуть «пулей в святую Русь» и раздуть «мировой пожар в крови», кто готов перешагнуть через совершённое убийство, кому «скучно» и у кого «руки в крови», кто готов даже выстрелить в незримого Христа. Они будто вышли из легенды о двенадцати разбойниках и Кудеяре-атамане.

С другой стороны, это те, у кого в груди кипит «святая злоба», кто неуклонно движется к неясной пока цели, кто призывает «шаг держать революцьонный», помнит о том, что «потяжеле будет бремя», кто осознаёт эпохальность происходящего и свою роль в нём. В двенадцатой главе красноармейцы предстают уже как апостолы Христа, хотя и ведут себя по отношению к нему враждебно.

Таким образом, слово «двенадцать» в поэме постепенно обнаруживает своё глубокое символическое значение, связанное с характеристикой того, что происходит в мире, и тех, кто является главными участниками происходящего.

5. Аналитическая работа
с текстом поэмы «Двенадцать»

• Каково место действия поэмы? Время года?
• Какие ключевые слова употребляются в описании времени года?
• Что могут символизировать эти слова?
• Какое время суток изображено в этой главе? В чём его символика?
• Кто появляется в первой главе?
• Как обрисовал эти образы автор?
• В чём символика такого изображения?

Глава 2

• Кто главный герой поэмы?
• Найдите коллективный портрет главного героя. Какие выводы можно сделать?
• Почему главный герой не один человек, а коллектив?
• В чём символика числа красноармейцев?
• Сколько раз во второй главе звучит рефрен: «Эх, эх, без креста!?» (3 раза)
• Это случайность? Или так автор хочет обратить наше внимание на святотатство по отношению к верующей Руси?

Главы 3–7

• В чём значение этих глав?
• Как в этих эпизодах изображены Петруха и его товарищи?
• В каком эмоциональном ключе даны эти главы?
• Назовите имена героев, составляющих любовный треугольник.
• Кто такая Катька? Найдите и зачитайте её портрет в четвёртой главе.
• Проанализируйте портрет, данный Блоком.
• Какие чувства испытывают двенадцать красноармейцев в разговоре о Ваньке с Катькой и при дальнейшем с ними столкновении?
• Свяжите образ Катьки с предыдущими женскими образами в творчестве Блока.
• Символом чего является женский образ в литературе?
• Что символизирует в этом аспекте убийство Катьки?
• Как реагируют на убийство Катьки красноармейцы?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Изображая Россию в переломный исторический момент, А. А. Блок не мог не поднять в своей поэме вечные вопросы — в подобные эпохи они звучат особенно остро. Становясь свидетелями гибели старого мира и прихода мира нового, персонажи поэмы выражают своё отношение к катастрофе глобального масштаба и определяют своё место в ситуации, исходя из собственных возможностей.

Мы видим и непонимание смысла событий, и обывательски-пошлую игру в страдание, и готовность приспособиться к новым условиям, и растерянность.

В эпизоде трагического и нелепого убийства Катьки тема любви показана в связи с мировым катаклизмом и судьбой России. Это убийство — своеобразное возмездие всему старому миру: грех убийства совершается из страдания, вызванного грехом предательской любви. В то же время убитая Катька становится и жертвой новому, рождающемуся на глазах миру — жертвой столь же случайной, сколь и неизбежной.

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Поэма А. А. Блока “Двенадцать” — принятие судьбы или вызов поэта времени?»

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. – М.: АСТ. 2016
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5–11 классы / под ред. В. Я. Коровиной». (вернуться)

Источник

История создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Читаем, думаем, выполняем задание сочинение-миниатюра( рассуждение на1-1,5 странички.

Задание 1, Задание 2.

Многие литературоведы трактуют поэму как гимн революции, гимн всё сметающей на пути и очищающей силе. Так ли однозначна трактовка поэмы? По утверждению В. В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие — славу ей». Поражало современников Блока и то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки об «изменнице» Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для неё дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь»? Если поэма о революции, почему в ней не изображены революционные действия, вожди революции? Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации поэмы «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918 г., а в мае произведение вышло отдельной книгой.

Задайте себе вопросы после прочтения поэмы

• Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?

• Что сам А. А. Блок пишет о «Двенадцати?»

• В каком литературном жанре написано произведение А. А. Блока?

• К какому роду литературы вы относите поэму «Двенадцать»: эпическому, лирическому, лиро-эпическому? Есть ли в поэме элементы драмы?

• Чего добивается Блок таким смешением всех родов литературы?

• Определите хронотоп поэмы (место и пространство происходящих событий).

• Передайте сюжет поэмы. Исчерпывается ли он только реалистическим, бытовым планом?

История создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Охарактеризуйте композицию поэмы. Прочитайте мнение критика Л. К. Долгополова о структуре произведения. Согласны ли вы с ним?

«Двенадцать» Блока — это романтическая поэма, подлинный смысл которой скрыт глубоко за её конкретными событиями и реалистическими сценами. Сама по себе эта конкретность в изображении восставшей стихии играет в поэме огромную роль. В миросозерцании Блока произошёл поворот, благодаря которому он увидел революцию в её самых ярких чертах..призывал услышать в статье «Интеллигенция и революция». Романтическая фабула поэмы Блока включает три основных компонента: появление двенадцати, эпизод погони, во время которой и была убита героиня поэмы, и, наконец, появление в заключительной строфе Иисуса Христа. Все три стадии развития фабулы неразрывно между собой связаны. За границами фабу-лы остаётся первая глава — общая экспозиция поэмы, её «прелюдия». Между этими основными стадиями располагаются лирические отступления, представленные в двух основных формах: в форме фольклорных стилизаций и в форме революционных лозунгов-призывов (Л. К. Долгополов).

• Вчитайтесь в высказывания критиков и определите жанр поэмы — это лирическое произведение или эпическое? Какие черты лирики, а какие — эпоса характерны для «Двенадцати»?

«Грандиозность блоковской поэмы в том-то и состоит, что историческая масштабность эпохи в художественном восприятии решительно выходит на самое первое место. То, что обычно бывает атмосферой времени, приобретает здесь огромное, определяющее содержание. Опыт Блока как лирического поэта сказался в этом эпическом произведении со всей силой» (П. П. Громов).

Контрастность и пестрота поэмы в сложно преломлённом виде отражают наглядно обнажившуюся социальную контрастность эпохи, пестроту исторического времени, которое глазами Блока как бы всматривается в темноту, пытаясь разглядеть и понять тех, кто творит отныне историю, услышать их голоса, выкрики и угрозы, прислушаться к тому, что они говорят, о чём спорят, какие песни поют. Позиция автора проявляет себя в «Двенадцати» не в отдельных репликах, лозунгах или призывах, а в «построении» общей «судьбы» двенадцати, в характере и внутреннем смысле того пути, который проделывают они на страницах поэмы (Л. К. Долгополов).

• Подберите в тексте поэмы доказательства тезиса исследователя творчества А. А. Блока Л. К. Долгополова: «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы находилась в прямой зависимости с новизной содержания. Философия революционной эпохи, как её понимал Блок, была воплощена в «Двенадцати» в совершенно повой поэтической системе, которая нашла своё отражение в новых ритмах, в новой стилистике, в лексике».

Источник

Урок литературы 11 класс

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тальменская средняя общеобразовательная школа №2»

Проект урока литературы в 11 классе

Тема: «Поэма А. Блока «Двенадцать – пророчество о 20 веке»

Номинация: личностно-ориентированный урок

Автор работы: учитель русского языка

и литературы Фурсова Галина Дмитриевна

1.Выявить жанровое своеобразие поэмы;

2.Проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции;

3.Определить роль образов – символов и художественных деталей;

4.Показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;

1.Оценить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала

3.Воспитывать внимание к слову, определить отношение автора к событиям революции 1917 года.

«Невиданные перемены, неслыханные мятежи» (А.Блок)

«Бессмертная, как фольклор» (О.Мандельштам о поэме «Двенадцать»)

«Эпиграф столетия» (современные исследователи творчества Блока)

Компьютер, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент: Запись темы « Поэма А.Блока «Двенадцать» (январь 1918г.)

2. Слово учителя. (Слайд1,2)

Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли.

После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

— Какой видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?»

В статье он писал, что перед ним сейчас та Россия, « которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.»

(Обращение к эпиграфу 1) Эти слова стали пророческими, это мы сейчас точно знаем. (Слайд4)

— Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?

— Что сам Блок пишет о поэме «Двенадцать?» (Слайд 5)

Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. В центре внимания автора – вопросы духовного состояния мира.

Блок так хотел, чтобы «Двенадцать» прочли когда- нибудь не в его время.

Сегодня, спустя век со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в тексте произведения.

-Что же услышал Блок в музыке революции? (Слайд6)

— Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?

— Какой видится Россия?

— Как раскрывается проблема исторической судьбы России…

— При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро – эпического начала с повествовательно – драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.

— Чтение учителем 1 главы:

(«На всем божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий.Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.)

Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.

( Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения.Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и зол, и рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир)

О чем свидетельствует контраст, заложенный в 1-х строках?

Как изображен старый мир?Чьими глазами мы его видим? (Слайд 10)

Вывод: «Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.

— Самостоятельная работа в группах.

Вопрос: Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?

Гуляет ветер, порхает снег

Идут двенадцать человек.

Двенадцать героев, непохожих на окружающих, призванных исполнять некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где нет ничего неслучайного. Каждая глава притчеобразна. Мир предстает в состоянии конца – начала. В нем присутствуют черты и приметы Апокалипсиса.

Это образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней.Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишках готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».

С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию. Люди не под крышей дома, они несут службу, сознательно или скорее бессознательно бросились в стихию снега, ветра, тьмы. Они проходят мимо всех, кто считал себя состоятельным в прежнем мире.

— Прочитайте 4-5 главы. Вопросы: ( Слайд11)

Находит ли в этих главах развитие сюжетная линия? ( Слайд 11)

Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что – нибудь о красногвардейцах?

Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала».

— Прочитайте 6-7 главы. Вопросы:

Какое событие лежит в основе 6 гл.?

Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.

Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, пристыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи».

— Прочитайте 8 главу. Вопрос: Какие ритмы преобладают?

Народно-песенные. Продолжается бесчинство, разгул. В один ряд поставлены « скука скучная, смертная»и желание провести «времячко», а затем – «Уж я семячки полущу, полущу! Уж я ножичком полосну…». Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мира.

— Прочитайте 9 главу. Вопрос: Что породила свобода, данная революцией?

От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост»).

— Перечитайте 10 главу. Вопросы:

Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы?

Какой предстает Россия?

В первых 4-х строках проявляется усиление стихии, но не она слепит, идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Не в состоянии удержать от темных и страшных проявлений и вера в Бога. Она тоже потеряна. Но убийство не только из-за любви, в нем проявилась и социальная стихия: разгул, разбой, бунт «голытьбы». Они не просто бунтуют, они пришли к власти. И тут возникает вопрос, как мог Блок благословить этот разбой и разгул? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан на традициях русской интеллигентской культуры 20 века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины перед народом. Поэтому разгул народной стихии, который приобретал такие уродливые черты, поэт воспринимал как возмездие. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности- такой предстает Россия в поэме. Но Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, преисподнюю, но в этом же ее очищение. Россия должна миновать это страшное, погрузившись на самое дно, вознестись к небу.

— Прочитайте 11 главу. Вопрос: Кто герой поэмы?

— Перечитайте 12 главу. Вопрос:

Мотивировано ли появление Христа в финальной строке? (Слайд12)

Познакомьтесь и оцените высказывания об образе Христа в поэме «Двенадцать» (Приложение 1) (Слайд17,18)

Как вы считаете,почему поэт так высоко оценил поэму?

Что же услышал Блок в музыке революции? (Слайд19)

Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?

Какой видится Россия?

Как раскрывается проблема исторической судьбы России

Всю тяжесть исторического возмездия двенадцать берут на себя. «Они» персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, «он»- над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом, над историей. Мороз, ночь, разрозненные крики, выстрелы, огни – создают картину хаоса, некоего вселенского апокалипсиса, а образ Христа, который находится над «бушующим миром» «невидим», «невредим», «россыпью жемчужной» впереди несет начало светлое, гармоничное. Идеальный образ Христа подчеркивает сопровождающий Христа белый цвет («белый венчик из роз», снег, жемчуг). Но в то же время финал поэмы содержит дерзкую, богохульную рифму в гармоничном сочетании: «роз- Христос», появляется сниженное «пес», отрицающее идеализированное представление о том, что впереди, что ждет всех после событий, перевернувших все. Но двенадцать не идут за Христом, а преследуют Христа: «Все равно тебя добуду. Лучше сдайся мне живым.трах-тах-тах (это выстрелы в него, что тоже символично). И, беря в руки кровавый флаг, Христос возлагает на себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития, но он все же выше их. Он идет не по земле, а «нежной поступью надвьюжной», но впереди (а может быть и душах, в бытовых оговорах «Господи, благослови), увлекая за собой грешных.

Именно в образе Христа Блок воплотил и свое ожидание революции, и свою веру в ее очистительную силу, и свое разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей.

Блоку так увиделось. Он продолжает: «Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918г.)

Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно. Мерцающий смысл поэмы не подчиняется законам логики. Читатель испытывает резкое смешение чувств. Лексика поэмы отличается злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого. В поэме звучат интонации марша, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично смешалось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я – гений».

Главной внутренней темой поэмы является вопрос о вере, совести, шаткости убеждений, русской бесшабашной склонности к греху и покаянию.

В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории 20 века. В центре поэмы – состояние душ. Финал поэмы подчеркивает, что вопрос о вере, объективном присутствии Бога в русской истории 20 века для автора – главный.

Вопрос: Как вы понимаете высказывание В.М.Журмунского?

Вот так высоко оценил смысловой итог поэмы один из лучших знатоков блоковского творчества В.М.Журмунский: « Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками».

Обращение к эпиграфу: « Бессмертная, как фольклор». ( О.Мандельштам)

Вопрос: Согласны ли вы с оценкой поэмы О.Мандельштамом?

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. « Мы умираем, а искусство остается,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пушкину.

Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако Блок утверждал, что не угрюмость суть его творчества, она в служении будущему.

В своем последнем стихотворении «Пушкинскому дому» ( февраль 1921 г.) поэт снова напоминает нам об этом:

Пропуская дней гнетущих

Прозревали дней грядущих

Сине- розовый туман.

«Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» (А.Блок)

5. Домашнее задание: Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока «Двенадцать».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *