Что после выборов в госдуму
Расклад уже понятен: как изменится Госдума после выборов
После обработки почти 100 процентов бюллетеней принципиальный расклад уже понятен: в новой Госдуме будут представлены пять парламентских партий. Конституционное большинство уверенно сохранила «Единая Россия», у нее будет 324 мест из 450. У КПРФ 57 мест. За счет одномандатников 27 мест в парламенте нового созыва будет принадлежать «Справедливой России». У ЛДПР только 21 место. 13 кресел уходят новой думской партии «Новые люди». Кроме того, в Думе восьмого созыва будет пять самовыдвиженцев и три одномандатника от непарламентских партий. Таким образом, всего в парламенте нового созыва будут представлены 8 политических партий.
Еще восемь мандатов в Госдуме достанется победителям в одномандатных округах по одному представителю от партии «Родина», «Гражданская плаформа» и «Партии роста». Плюс еще пять мест займут самовыдвиженцы.
В КПРФ, ЛДПР и у справороссов уже заявили, что лидерами фракций останутся все те же люи соответственно Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский и Сергей Миронов.
Что касается «Новых людей», то в федеральной части списка этой партии было всего два человека Алексей Нечаев президент компании, занимающейся косметикой; и бывшая мэр Якутска Сардара Авксентьева. Остальные в Госдуму пойдут из региональных списков. Например, по московскому региону партийный список возглавлял бывший квнщик Сангаджи Тарбаев. Кто еще будет во фракции объявят после окончательного подведения итогов. Пока же верхушка «Новых людей» провела первый брифинг уже как прошедшая пятипроцентный барьер партия с прицелом на планы в Госдуме.
Еще один момент за последние 10 лет, за три созыва парламента никогда не было столько победивших в одномандатных округах самовыдвиженцев, которые официально не представляли конкретных партий во время избирательной кампании. Пока ЦИК дает такие данные в пяти округах побеждают самовыдвиженцы. Большинство из них из Москвы. Это ветеран интеллектуальных телевикторин Анатолий Вассерман, народный артист Дмитрий Певцов и один из руководителей поисковой службы волонтеров «Лиза Алерт» Олег Леонов. Все они победили в московских округах, где «Единая Россия» официально не выставляла своих кандидатов, но при этом они входили в так называемый «список Собянина».
Остается вопрос, как эти самовыдвиженцы будут работать в Госдуме как независимые депутаты или присоединятся к одной из фракций? Анатолий Вассерман в интервью НТВ рассказал, что хочет создать депутатскую группу из тех 8 человек, кто не входит во фракции. Но неясно, сможет ли он сколотить такую группу или все самовыдвиженцы рано или поздно прибьются к различным фракциям.
Что будет после выборов в Госдуму в 2021 году в России
Итоги голосования по партийным спискам практически предопределены, но в мажоритарных округах, при совпадении ряда условий, очаги конкуренции могут возникнуть, считает директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин.
Что будет после выборов в Госдуму в 2021 году в России
Сегодня началось голосование на выборах в Государственную Думу, а значит избирательный ландшафт, который сильно менялся на протяжении последних месяцев самой кампании — окончательно сформирован. 17-19 сентября 2021 года нас ждут 14 партий в бюллетене, и в среднем порядка 10 кандидатов по мажоритарным округам, что почти совпадает с показателями выборов 2016 года. Несмотря на такое «техническое» совпадение, в этот раз выборы достаточно сильно отличаются: за прошедшие пять лет пространство для реальной политической конкуренции в России еще больше сократилось, а ключевые политические институты еще больше деградировали.
Эти политические процессы сформировали три наиболее важных фактора, которые повлияли на нынешнюю думскую кампанию.
Зачистка перед боем
Первый и основной фактор — снижение рейтингов президента и «Единой России». Пенсионная реформа, пандемия и затухание «крымского» эффекта мобилизации общества — ключевые причины падения. Реагируя на эту угрозу, политические менеджеры Кремля попытались, с одной стороны, обновить списки партии власти по мажоритарным округам, через праймериз выводя на выборы от «Единой России» новых кандидатов — либо медийных персон, либо представителей бюджетного или некоммерческого сектора без высокого антирейтинга. С другой стороны, в наиболее оппозиционно-настроенных округах представители партии власти в принципе не выдвигались, уступив место якобы беспартийным кандидатам. По предварительным оценкам, эти усилия позволят «Единой России» сохранить контроль над 175-200 из 225 мажоритарных округов.
А чтобы поднять рейтинги «Единой России» в голосовании за партийные списки были призваны лидеры доверия среди политиков — министр обороны Сергей Шойгу и министр иностранных дел Сергей Лавров. Тем не менее, этот ход не слишком помог: к началу сентября даже ВЦИОМ прогнозировал чуть более 40% у «Единой России» по партийным спискам. Как известно, в 2016 году партия власти получила 54,2% голосов.
Второй важный фактор, который сильно повлиял на избирательный ландшафт текущей кампании — разгром политической инфраструктуры Алексея Навального и его сторонников. Сам факт признания связанных с Навальным организаций экстремистскими, не только лишил его соратников возможности баллотироваться, но и зачистил региональную сеть организаций, которые могли оказывать поддержку другим кандидатам или обеспечивать данными проект «Умное голосование».
После разгрома протестов и суда над самим Навальным личный рейтинг политика также просел, что может говорить о растущей апатии у его сторонников и непонимании дальнейших перспектив. Это вероятно скажется и на эффекте самого «Умного голосования» (УГ) на текущих выборах. Согласно исследованиям российских политологов, эффект УГ на муниципальных выборах в 2019 году составил порядка 6-7%, на региональных в 2020-м — порядка 5-10%. На этот раз, итоговый эффект УГ по наиболее оппозиционным московским и петербургским округам, скорее всего, не превысит 10% (и это очень много для конкурентных округов), а в большинстве случаев составит 5% или менее. На масштабах эффекта негативно скажутся и блокировки Роскомнадзором ресурсов «Умного голосования».
Третий фактор — дальнейшее сокращение возможностей для наблюдения за голосованием. Выборы-2021 заимствовали все накопленные худшие практики прошедшей пятилетки: трехдневное голосование, территориальные ограничения для наблюдателей, расширение практики электронного голосования, и наконец, серьезное сокращение возможностей по видеонаблюдению. Все это увеличит шансы по «корректировке» результатов в нужную сторону.
Совокупность этих факторов почти не оставляет места для интриги в части голосования по партийным спискам. Вероятно, по сравнению с 2016 годом, просядет число голосов за «Единую Россию» и ЛДПР, основными бенефициарами оппозиционных настроений станет КПРФ, у которой есть шансы преодолеть отметку в 20%. СР и «Новые люди» будут балансировать на 5%, с той лишь разницей, что первые ее преодолеют и останутся парламентской партией, а «Новые люди», вероятно все же в парламент не попадут, но (как и «Яблоко», и возможно еще одна из малых партий) получат госфинансирование, набрав более 3%.
Власть или никто
Менее предсказуемы результаты в мажоритарных округах, которых на этих выборах можно разделить на три типа.
Первый тип — наиболее распространенный, это округа без сильных оппозиционеров, с максимально комфортными условиями для «Единой России» и других провластных кандидатов. Можно вспомнить «зачистки», проводившиеся по принципу потенциальных шансов кандидата (а не, например, по партийному принципу): снятие Льва Шлосберга («Яблоко»), Антона Фургала (сына бывшего губернатора Хабаровского края, идущего самовыдвиженцем), Романа Юнемана (самовыдвиженец в Москве). Тем не менее, в некоторых из таких округов сохраняется интрига.
Наиболее показательна ситуация в 208-м округе в центре Москвы. Это один из самых сложных округов для партии власти, и «Единая Россия» не стала здесь выдвигать своего кандидата. Наиболее активно ведет кампанию в округе Олег Леонов — представитель некоммерческого сектора, координатор «Лиза Алерт» и по некоторым данным, согласованный с властью кандидат. Однако обеспечить решающего преимущества Леонову пока не удается: традиционно невысокие шансы «яблочника» Сергея Митрохина в округе, согласно последним опубликованным соцопросам, в этот раз достаточно велики.
В российских регионах такими неожиданными сюрпризами для власти могут стать представители парламентских партий — в основном КПРФ. Таким образом, в части мажоритарных округов может возникнуть ситуация, когда, несмотря на прямую зачистку политического поля, недовольство все равно прорывается и победителями становятся до этого малоизвестные или имевшие низкие шансы кандидаты.
Разделяй и властвуй
Второй тип округов — это округа, где до голосования допустили несколько оппозиционных кандидатов, борьба между которыми должна принести кандидату от власти победу, пусть и с небольшой долей голосов. Такие ситуации требуют более тонкой работы политических менеджеров Кремля и из-за этого встречаются не очень часто — на всю Россию таких округов не более десятка. Именно эти округа создают ощущение постоянного раскола оппозиции, неспособности договориться, что подпитывает апатию демократически-ориентированного избирателя.
Так, наиболее известный скандал случился в округе №198 по Москве, где столкнулись представители демократической оппозиции. От «Яблока» была выдвинута кандидатура Марины Литвинович. Ей фактически противостоит самовыдвиженец Анастасия Брюханова, поддерживаемая технологом и урбанистом Максимом Кацем. Последние опубликованные опросы здесь показывают преимущество Брюхановой, но скорее всего, раскол демократического электората в округе приведет к победе давнего депутата Думы от «Справедливой России» Галины Хованской. Схожая ситуация, но уже с партийными кандидатами – Михаилом Лобановым от КПРФ и Кириллом Гончаровым от «Яблока» в соседнем 197-м округе. Почти со стопроцентной вероятностью неумение договориться здесь приведет к победе кандидата от «Единой России» — телеведущего Евгения Попова.
Раскол элит
Наконец, третий тип округов — наиболее интересный, но также редко встречающийся, это округа, где власти не удалось до конца договориться о едином кандидате. Для эффективной работы административной машины нужно четкое понимание, кто является действительно согласованным кандидатом. Только в таких случаях мобилизация «зависимых» групп электората (сотрудники госучреждений, крупных предприятий, бюджетники и их семьи) происходит успешно. Когда однозначности нет, политическая машина может быть дезориентирована и голоса либо распределятся между двумя кандидатами, либо, что более вероятно, мобилизация просто не получится.
Подобная ситуация сложилась в Санкт-Петербурге. К достаточно сильным оппозиционным настроениям в городе добавляется непубличный конфликт между администрацией, которую поддерживает федеральное руководство «Единой России», и действующим спикером Заксобрания — Вячеславом Макаровым. Пользуясь слабостью петербургских губернаторов, он долгое время контролировал парламент, местную ячейку ЕР и часть районных администраций. Однако сейчас Макарова фактически вынудили выдвинуться в Госдуму, а его сторонники уже не воспринимаются на выборах как кандидаты от власти. Таким образом, в некоторых питерских округах сложилась ситуация потенциального раскола, например в округе 215, где Олег Нилов из «Справедливой России» противостоит единороссу Николаю Цеду или в округе 214 — Елена Драпеко (СР) против Елены Раховой (ЕР).
Схожая ситуация сложилась и в московском округе №202, где идут кандидатами Дмитрий Саблин из «Единой России» и Виктор Сиднев («Партия Роста»). Саблин — действующий депутат Госдумы от «Единой России». Тем менее, Виктор Сиднев — бывший мэр Троицка (наиболее крупного города в округе) до сих пор пользуется административной поддержкой в городе. Дезориентированность политической машины в этом округе может создать условия для победы одного из других кандидатов. Именно для округов третьего типа выбор «Умного голосования» может стать наиболее значимым, поскольку в условиях даже скрытого раскола среди провластных кандидатов, 5-10% голосов могут стать решающими.
Как переставят кресла после выборов
От кадровых перемен на Охотном ряду во многом будут зависеть позиции, которые сумеет отвоевать себе новая Госдума в системе российской власти.
Следующий созыв Государственной думы РФ, который будет избран 19 сентября этого года, уже успели окрестить «Думой Кириенко» — по имени человека, отвечающего сейчас в Кремле за внутреннюю политику. Такая ассоциация возникла, видимо, в результате противопоставления Сергея Кириенко нынешнему спикеру Госдумы Вячеславу Володину. Последний, в бытность свою первым замруководителя президентской администрации (посту, на котором его в 2016 году и сменил Кириенко), также, как говорят, фактически лично отбирал депутатов Госдумы седьмого созыва. Но знал ли тогда при этом, что ему же и поручат впоследствии ими руководить?
Ответ тут, скорее, положительный, так как на выборах в Госдуму в 2016 году Володин возглавил одну из региональных групп в предвыборном списке партии власти. Хотя сделать это он мог исключительно в качестве «паровоза». На предстоящих же думских выборах спикер оказался во главе не только региональной группы единороссов по своей родной Саратовской области, но и выдвинулся там в одном из одномандатных округов.
А вот Кириенко не числится в списках ни одной из партий, участвующих в выборах в Госдуму, а также среди одномандатников или самовыдвиженцев. Это означает, что его мы точно не увидим осенью в зале пленарных заседаний — разве что только в качестве гостя в правительственной ложе. Впрочем, в анонимных телеграмм-каналах на этой неделе вовсю распускали слухи о якобы грядущем уходе Кириенко из кремлевской администрации и его аппаратном «повышении». Его сватают то в сменщики премьер-министра Михаила Мишустина, то отправляют на пост мэра столицы. Также вбрасываются рассуждения о якобы «президентских амбициях» Кириенко, что в нынешних условиях явно означает попытки недоброжелателей выдать ему «черную метку».
Неофициально считается, что именно из-за таких амбиций и передвинули в свое время в Госдуму Володина, так что понятна вероятная цель подобных информационных атак против Кириенко. Теперь же, чтобы сохранить за собой пост спикера, Володин публично клянется в верности президенту и заверяет, что у него и мыслей не возникает насчет того, чтобы стать его преемником.
Вероятность сохранения Володина в должности спикера в экспертной среде оценивается как высокая. Но есть и те, кто говорит, что окончательного решения по этому вопросу до сих пор нет. Будет большим сюрпризом, если в кресле Володина в итоге окажется другой «тяжеловес». Например, нынешний глава МИД Сергей Лавров, который вместе с министром обороны Сергеем Шойгу возглавляет на выборах в Думу список единороссов. Тем более, что уже несколько лет ходят слухи о желании Лаврова покинуть министерский пост.
Или же выбор падет на менее яркую (с точки зрения политической узнаваемости) фигуру, но при этом обладающую значительным управленческим опытом и, естественно, полностью лояльную системе. Рассматривая такой вариант, эксперты говорят, что здесь неплохо подошел бы, например, нынешний вице-спикер Госдумы Алексей Гордеев. Примерно полтора года назад после отставки правительства Дмитрия Медведева Гордеев с вице-премьерского поста тихо перешел работать на Охотный ряд в качестве заместителя Володина. С тех пор ничем особенным на новом поприще он себя не проявил, но при этом снова баллотируется в депутаты первым номером в региональной группе единороссов по Воронежской области.
Разговоры о возможных кадровых перестановках в руководстве Госдумы — это не только досужие сплетни. По тому, кто займет место спикера, во многом можно будет судить и о той роли, которую предстоит сыграть в ближайшие годы новому созыву нижней палаты парламента. Очевидно, что если этим человеком окажется не Володин, то и роль эта станет уже иной.
Володин до ухода в 2010 году на работу сначала в правительство, а затем в Кремль, с 1999 года избирался депутатом Госдумы трех созывов, занимал там руководящие посты — главы фракции ОВР, а затем вице-спикера. Так после возвращения на Охотный ряд в качестве председателя Госдумы у него было четкое видение того, что нужно делать. Все время на своем нынешнем посту Володин работал над повышением так называемой «субъектности парламента». Для этого он пытался навести порядок с дисциплиной среди депутатов, расчистить законодательные завалы, повысить уровень отношений с правительством и в целом улучшить имидж Госдумы.
От выполнения этой задачи в конечном итоге зависел и собственный политический вес нового спикера, а также его дальнейшие перспективы. В действительности же многие сейчас говорят, что Володину далеко не все удалось реализовать из задуманного. В числе видимых достижений — расчистка портфеля «зависших» законопроектов. Из 2020 законодательных инициатив, находившихся в Госдуме на момент начала работы седьмого созыва, нерассмотренными остались всего 26. Также в плюс Володину ставят внушительную экономию денег, выделяемых из федерального бюджета на работу нижней палаты парламента, которая в сумме составила 2,4 млрд рублей.
А вот что касается повышения статуса Госдумы, то здесь, несмотря на заметное продвижение вперед в том, что касается взаимоотношений с правительством (подготовки нормативно-правовых актов по рассматриваемым законопроектам, ответов на запросы депутатов и т. д.), в целом решительного успеха добиться не удалось. Вряд ли хотя бы один эксперт по внутренней политике России, перечисляя центры, где определяется стратегический курс развития страны, назовет сейчас Госдуму. Да и в общественном сознании нижняя палата парламента для многих по-прежнему воспринимается как орган, лишь «штампующий» чужие решения.
Понятно, что от Володина мало кто ждал великих прорывов, да он сам не в силах в одиночку изменить место и роль Госдумы, которые сложились задолго до него. И все же ушедшая Госдума, весьма вероятно, запомнится не эффективной работой (которая тоже была), а пенсионной реформой, спорами вокруг внесения поправок в Конституцию и очередной волной запретительных законов.
Наиболее вероятный прогноз заключается в том, что даже если нынешний спикер Госдумы и сохранит за собой кресло, то окончательно лишится даже относительной политической субъектности и станет тем, кем, по идее, он и должен был быть — техническим менеджером.
В целом же следующей Госдуме и не понадобится сильный спикер, потому что она сама обещает стать наиболее слабой и безвольной за всю историю постсоветского парламентаризма. Главной задачей восьмого созыва видится обеспечение устойчивости политической системы и подготовка к президентским выборам 2024 года. Так что избранные депутаты должны будут без дискуссий обеспечивать достижение этих целей. Впрочем, совсем уже тихо на Охотном ряду вряд ли будет — на смену спортсменам и режиссерам туда высадится солидный десант музыкантов, артистов и телевизионных пропагандистов.
А самое интересное начнется после выборов…
Думские выборы, выборы, выборы… Ну сколько уже можно?! Скучно же. Ибо совершенно ясно, что никаких существенных перемен – даже вне зависимости от того, возьмет ли «Единая Россия» конституционное большинство или нет, получат ли мандаты представители одной или двух малых партий или не получат – ждать не приходится. По большому счету, как был наш парламент ручным и манипулятивным, таким он и останется (о чем, собственно, и свидетельствуют слухи, что полномочия Вячеслава Володина на посту спикера будут пролонгированы, учитывая его заслуги в нелегком деле превращения Госдумы в послушный администрации президента и правительству орган легитимации антинародных решений). Тут без вариантов. Поэтому выборы и безынтересны. Куда любопытнее, что ждет нас после этих самых выборов. Поскольку уже сейчас вовсю раздаются сигналы (впрочем, далеко не всегда прямые и четкие, что подбавляет интриги), по которым можно это будущее (с высокой долей вероятности) спрогнозировать.
Фото: globallookpress.com © Kremlin Pool
Начнем с очевидного: с самой думской кампании, которая, по мнению политолога Татьяны Становой, куда ближе прошлогоднему референдуму по «путинским поправкам» в Конституцию, чем, собственно, полноценной (даже с поправкой на российские реалии) избирательной кампании:
…та же плебисцитарность голосования, та же подавленная и дезориентированная оппозиция, то же доминирование процедур над смыслами,
На основе этого Становая выводит два сценария будущего «Единой России», которые, в принципе, можно экстраполировать на развитие всей внутренней политики в целом. Первый заключается в том, что «“Единая Россия” по-прежнему нужна как незаменимый фундамент режима», пишет она, буквально апеллируя к словам президента («Работа “Единой России” создает прочную базу, прочный фундамент российской государственности, имея в виду необходимость принятия необходимых стране решений», – заявил Владимир Владимирович на прямой линии). Согласно второму сценарию, власть исходит из того, что «перспективы у “Единой России” туманные» (что можно сказать и о внутриполитическом курсе, добавлю от себя, так как «закручивать гайки», как показывает историческая наука, до бесконечности нельзя).
И по какому из них пойдет страна (иначе – какой ближе Владимиру Владимировичу) – здесь вопроса даже не стоит (это как во время проливного ливня задаваться вопросом, идет ли дождь или нет). Однако было бы большой ошибкой думать, что все элитные группы согласны с таким направлением пути. Соответственно, на выхлопе мы, как отмечает Становая, получаем «президента, который не хочет ничего менять и верит, что счастливое будущее уже наступило, и заметную часть элиты, ощущающую все больший дискомфорт от проблемного статус-кво».
И косвенным подтверждением, что российские элитные группы от «рысканья глазами» перешли непосредственно к военным действиям за дележ активов и влияния в будущей постпутинской России, служит… резкий и неожиданный уход Владимира Владимировича на самоизоляцию. Даже прокремлевский политолог Сергей Марков – и тот изумился, назвав эту новость «удивительной» и «какой-то необычной». «Вот он все без маски всегда, а тут вдруг сразу на карантин?» – написал он в своем телеграм-канале.
При наличие таких «нестыковок» версия, которую, в частности, приводит* политолог Анатолий Спирин, о том, что президент на самом деле отправился в свою сочинскую резиденцию поправить здоровье, при этом усилив охрану ряда высокопоставленных чиновников (в частности, Медведева, Шойгу, Патрушева и Бортникова) силами ФСО, чтобы те не натворили глупостей в его отсутствие (тем более что оные – еще одна случайность? – не попали, как сообщает «Маяк», в список приглашенных на заседание по Афганистану и саммиты ШОС и ОДКБ), – не выглядит уж такой конспирологической. Скорее уж, общепринятой, если брать политические и околополитические круги. Как отмечает политолог Павел Салин, «мы сейчас не смотрим на то, обоснованы эти слухи или нет, но факт в том, что политический класс уделяет этому повышенное внимание. Трактуются различные сигналы, активность Путина через призму состояния его здоровья». Поскольку, по его словам, «есть предположение о том, что мы стоим накануне транзита, который произойдет гораздо раньше 2024 года, и получаем многочисленные косвенные подтверждения. Элита понимает, что мы накануне каких-то серьезных изменений. Направлений этих изменений они не понимают. Это порождает определенные беспокойства и желание следить за второстепенными признаками, которые что-то могут им подсказать».
Что может подсказать уход Путина на карантин со всем ворохом сопутствующих странностей?
На самом деле, не так уж и много. По существу, только одно: что в скором времени нас ожидают серьезные (если не сказать больше) перемены, которые будут заключаться: а) в дальнейшем курсе на «консервацию режима» (до Северной Кореи с ее образцовой диктатурой – нам покамест не сказать что подать рукой); б) в запуске активной фазы транзита, подготовкой к которому и были выборы в Госдуму («репетицией президентских выборов» – по словам Салина).
Тем более что сам президент уже завуалированно намекнул о следующем шаге, напомнив гражданам РФ в своем обращении в преддверии выборов депутатов Госдумы, что «обновленная Конституция России наделила Государственную Думу и крайне значимыми полномочиями утверждать кандидатуры Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров». Как полагает* политолог Илья Гращенков, после начала работы обновленного парламента «правительство может уйти в отставку, чтобы уже к 2022 году оно было пересобрано заново, но уже Госдумой».
Причем, по мнению политолога, первый кандидат на вылет – министр финансов Антон Силуанов как один из самых видных представителей либерального блока в кабмине, что соответствует информации о взятии Кремлем курса на «изоляционизм» и перехода на режим «осажденной крепости». А значит, и президентские выборы не за горами (не будут же правительство менять несколько раз подряд!), что выльется в жесточайшую межэлитную борьбу (о чем нам говорит, допустим, резкое усиление Шойгу на фоне того, что консолидированной фигурой на данный момент считается Мишустин).
В общем, именно после выборов в Госдуму, по всей видимости, и начнется самое интересное. Можно даже допустить, что уже в скором времени мы окажемся в новой политической реальности, как оказались после принятия «путинских поправок». Так что скучно не будет, это точно. Главное – чтоб не стало так «весело», что мороз по коже. Хотя и этого исключать нельзя.