Что послужило основой для появления искусства

Первобытное искусство. Когда, где и почему началось искусство?

Искусство старше, чем государство и собственность, земледелие и скотоводство. Что это было за искусство? Было ли оно примитивным?

Искусство не началось в строго определенный момент. Оно постепенно вырастало из не искусства, развивалось и видоизменялось с создающим его человеком. Дени Виалю считает, что доисторическое искусство еще до sapiens рождается из древнего соучастия человека и его орудий, которыми он манипулировал и которые совершенствовал. Красота, некий эстетический импульс присутствует уже в самой форме наконечника. Эстетическое начало присутствует в любой лаконичной вещи, но все же эту деятельность еще нельзя назвать изобразительной, то есть передающей образ мира.Самые ранние находки относят к верхнему палеолиту. Человек верхнего палеолита (40-12 тыс. до н.э.) являл собой homo sapiens (человек разумный). Ходил прямо, владел членораздельной речью, умел выделывать сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовые коллективы жили охотой на дикого зверя, начинали объединяться в племена.

Уже в самых доисторических эпохах искусство существовало, что подтверждают археологические находки. В потайных скалистых пещерах археологам удавалось находить целые художественные музеи и не где-нибудь в одном месте Земли, а в разных уголках света. Научная археология начала активно развиваться в XIX в. В западной Европе обнаружено около 300 пещер, сохранивших на своих стенах произведения палеолитического искусства. Около 70 из них отнесены к категории «гигантов». Наибольше число пещер открыто во Франции (около 150 памятников), в Испании 130 пещер, в Италии – 25, в Португалии – 3. Самая северная пещера расположена в Британии. В России произведения палеолитического искусства, преимущественно портативного (резьба по кости, гравированные и раскрашенные гальки, скульптуры из бивня) обнаружены в районе бассейна Верхней Волги (Зарайск, Сунгирь) и среднего Дона (Костенки), за Уральским хребтом в бассейне Верхнего Енисея, Забайкалье, на Ангаре.

Почти во всех концах земли были обнаружены и раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерного человека, где были найдены среди прочего: силуэты зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках и каменных плитах, человеческие фигурки из камня и кости, большие скульптуры животных, рисунки, резьба и рельефы на скалах …. Мы не можем назвать эти предметы иначе как художественными произведениями.

Палеолитическое искусство Европы представлено двумя видами памятников:

Линия, контур, силуэт.

Линия – как явление была освоена уже в начале верхнего Палеолита.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусстваАльтамира, Испания. Фриз из извилистых линий.

Сохранились линеарные, не фигуративные рисунки, проведенные пальцами с применением разведенной охры или выгравированные специальными орудиями. Исследователь Аббат Брейль в шутку назвал их «макаронами», в последствии этот термин вошел в обиход исследователей доисторического искусства. Криволинейные, или меандровые, рисунки покрывают стены пещер иногда на очень значительной (до 6 метров) площади. Меандры несли определенную смысловую нагрузку. Возможно, это знаки освоения пещерного пространства и маршруты, по которым двигались предки или души людей. У австралийских аборигенов есть похожие рисунки, которые символизируют странствие души во время сновидений.

Часто встречаются охровые отпечатки рук. Анализ подобных явлений привел археологов к выводу о том, что охровые отпечатки ладоней рук, которые принадлежат женщинам и мужчинам разного возраста, детям и даже людям с беспалыми кистями рук (инвалидам) есть нечто иное, как авторские подписи под первобытным живописным полотном. Это красноречиво свидетельствует о том, что творчество было коллективным настолько, что в нем принимали участие все члены общины.

Ранних рисунков до определенного периода было известно немного – одиночные, выполненные контуром фигуры имели правильные пропорции, но были лишены объема. Со временем первобытный художник применяет импрессионистические приемы, смягчая резкие линии за счет показа шерсти и волос, делая контур более расплывчатым.

Посмотрите на эту монолитную, мощную фигуру бизона из пещеры Альтамира. Какое точное ощущение анатомии и пропорций! Рисунок не просто контурный, но и объемный. Фигура передана экономными, смелыми штрихами, в сочетании с большими пятнами краски. Бизон полон жизни. Это не элементарный рисунок. Ему мог бы позавидовать современный художник-анималист. Первобытное искусство не было «детскими каракулями».

В 1879 г. археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе с 9-летней дочерью случайно открыли пещеру с рисунками. Саутуолу обвинили в фальсификации рисунков, пока позже не были открыты пещерные росписи в других местах, но к этому времени Саутуола уже умер.

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и залов. Главный зал составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Возраст 15-8 тыс. лет до н. э.. Рисунки, выполненные охрой, углем, гематитом и другими натуральными красками, покрывают стены и потолки практически всех помещений. Большой плафон Альтамиры включает изображения около 20 бизонов, одной лошади, двух кабанов и нескольких ланей.

Рисунки первобытного человека не были примитивными каракулями. Точность рисунка и тонкость гравировального мастерства сочетаются с массой полутонов, полученных от смешения черной, красной, коричневой и желтой красок. Черная линия наносилась на манер искизного наброска, затем добавлялись необходимые цвета, иногда ясно видны последующие подправки кистью и скребком, подчеркивающие пряди шерсти загривка или хвоста, выявляющие рельеф мышц.

Достигался эффект трехмерного изображения: своеобразная манера рисования: оставляя контуры темными, они закрашивали фигурки животных цветными красками разной тональной интенсивности.

В пещере Шове (Франция) древние художники выскабливали и разравнивали стены перед нанесением рисунка. Сперва процарапав контуры животного, красками придавали им необходимый объем.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Пещера Шове, Франция (открыли в 1994 г.) считается одним из главных пещерных бестиариев. Лошадей, бизонов и зубров тут значительно меньше, чем в других пещерах, зато Шове – единственная пещера, где доминируют изображения мамонтов и шерстяных носорогов (не уступали мамонтам по габаритам).

Рисунки в Шове достигают 30-33 тыс лет. В Шове также обнаружено 36 изображений львов, 15 медведей, одни гиена и одна пантера. Лошадей – 35, бизонов – 29. Северных оленей – 12, большерогих оленей – 3. Сгруппированные в определенных частях пещеры, они дали название «вестибюлю медведей», «Панно львов», «Панно лошадей», «Зал медвежьего черепа».

Первобытные художники активно использовали красный, черный и белый красители, составляющие треугольник семиотически значимых для человека цветов: Красный – кровь, Белый – материнское молоко и мужское семя – символ жизни, Черный – продукты разложение и экскременты. Для размельчения пигмента в пыль использовались песты и палетки, после растирания краску смешивали с водой, жиром животных и др. связующими веществами. Краски наносили просто пальцами или кистьями из перьев птиц и меха животных, размочаленными концами палочек, подушечками из мха или лишайника. В ряде мест, например, в Ляско, краски распылялись с помощью костяных трубочек на очень большую площадь. Остатки сухой краски сохранились внутри таких трубочек. Древние рисунки представляют собой весьма совершенные произведения живописи, в которых можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы и т. д.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Исследовали палеолитического искусства обнаружили, что обитаемые пещеры (где находили следы очага) оставались почти не украшенными настенными росписями. Там находили только портативное искусство. Из общего количество обнаруженных стоянок известно всего около 40 памятников, где было и настенное и мобильное искусство и там не было обнаружено следов обитания людей. Пещеры как места проведения магических ритуалов. В таких пещерах, как правило, выработаны обширные речные туннели. По всей видимости, они служили ритуальными центрами для нескольких связанных между собой родовых племен, что демонстрирует концентрация в них орудий деятельности и высокая творческая активность.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Пещера Ласко во Франции – еще один памятник искусства Верхнего Палеолита. Была случайно открыта в 1940 г. подростками. Изображения в Ляско на несколько тысяч лет старше и более разнообразны. На сегодняшний день в описи числится 1900 наименований рисунков.

В первом зале, который называется залом быков, прекрасный естественный свод словно бы из застывших облаков. Он ширина прохода 10 м, длина – 30 м, вместимость – 100 ч. Пещеры типа Альтамира и Ласко наполнены хриплым дыханием несущихся вскачь животных. Зал быков переходит в узкий коридор-тупик. Животные в панике бегут в разных направлениях. Лежащий на спине конь с вытянутыми к небосводу копытами — добыча загонной охоты, когда огнем и криками животное гонят к отвесной скале, и оно падает с нее и разбивается.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Первобытное искусство верхнего палеолита имеет синкретический характер. С точки зрения действий, вкладываемых эмоций, выразительной формы рисунка это было искусство, но оно еще шло неразрывно с другими формами общественными сознания, такими как религия и познание окружающего мира. Человек формировал свой духовный мир через познание и освоение мира дикой природы, мира зверей, который он пока осознавал яснее, чем самого себя.

Но зверь не только добыча, жертва, но это еще и объект преклонения. В наскальных рисунках, чувствуется особое отношение человека к зверю, его почтение и восхищение. Есть изображения животных и не имеющих отношения к конфронтации с человеком.

Изображения животных в эпоху верхнего палеолита больше похожи на «портреты», чем немногочисленные изображения человека.

Одним из самых прекрасных портретов животного считается так называемая «китайская лошадь». Название — дань восхищения совершенством рисунка мастера из Ляско, напоминающая китайскую гохуа. Черный мягкий контур, наполненный и истаивающий, не только создает абрис, но и моделирует массу тела. Короткая, как у цирковых лошадей, грива, гулкие в бешеной скачке копыта. Охра не заполняет все тело — живот и ноги белые.

В «святилище» пещеры Труа-Фрер насчитывается несколько сотен фигур, составляющих 18 панно. В центре «святилища» расположен колодец, над которым изображен «рогатый бог» — существо с хвостом лошади и головой оленя, но человеческим, судя по коленным и локтевым суставам, хоть и покрытым шерстью туловищем.

Фигура по мнению Брейля принадлежит к немногим произведениям кроманьонского искусства, дающим представление о ритуалах и обрядах первых современных людей.

В пещерах Альтамира, Ляско, Комбарель, Труа-Фрер и других больших пещерах практически нет рисунков не перекрытых другими изображениями. Настенные рисунки создавались в разное время. Об этом свидетельствует и наслаивание изображений одно на другое, и углеродный анализ. Палимпсеты доходили до 13 слоев. Из-за палимпсетов сложно вычленить сцены или взаимосвязанные композиции. Здесь, по выражению французов, царит l’heureux désordre des figures [Блаженный хаос фигур (фр.). Поэтому некоторые специалисты склоняются к тому, что первобытный человек не мыслил свое искусство в контексте среды, обстановки. Не понимал композиции. Но пещерный художник часто создавал рисунки поверх других рисунков, считая, что под рисунок предназначено на стене специальное место в соответствии с определенным ритуалом или обычаем (подобно тому, как из года в год огонь разводят на одном и том же месте).

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Обьемная пластика. 27-20 тысяч лет назад.

«Палеолитические Венеры» — обнаженные женщины с яркими признаками пола. К настоящему времени Франции, в Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, в Украине, в России обнаружено более ста «Венер», большинство сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см. Вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики.

Несмотря на искусность они совершенно обезличены. Палеолитическая Венера с ее вздутым животом, мешками грудей – сосуд плодородия не более того. Отношение к человеку более «животное», в отношении к зверю больше «человечности». Судить по этим скульптурам о женщинах ледникового периода, все равно что по картинам Пикассо судить о женщинах ХХ века.

Не то чтобы палеолитический художник не умел изображать женскую красоту, такой цели не стояло. Весь облик «Палеолитических Венер» подчеркивает генетативные функции «сакральной» женской природы и отсылает к темам смерти, рождения, возможно реинкарнации. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Есть версия, что «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, всегда производящей на свет жизнь, изображение рода в его протяжении от предков к потомкам.

Классический палеолитический канон, на основании общего эталона палеолитических Венер: груди и бедра вписываются в круг большего или меньшего размера, а вся фигура вписывается в ромб.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Композиция барельефов из Лосселя, реконструированная исследователем С.Н. Замятиным символизирует сопряженность женской природы с лунным календарным циклом. В центре изображена фигура с приподнятыми руками. В правой руке кожаный сосуд или желудок животного. По мнению Г.П. Григорьева – вульва. Слева женская фигура с головой, обращенной к центральному персонажу, в правой руке – рог бизона, острым концом к центру. Справа – симметрично построенное женское изображение тоже с рогом повернутым к центру.

Хрестоматийную известность получили головка женщины из Брассемпуи (Ланды), вырезанная из бивня мамонта. Ее высота всего 3,7 см. Была найдена в 1894 г. во время раскопок Пьетта и Лапортери. Скульптура резко контрастирует с безликими, тучными богинями, воплощающему иррационально-витальные силы природы. Изображены глаза, нос, головной убор, прическа до плеч. Головной убор и прическа украшает и головку из бивня мамонта со стоянки Дольни-Вестоницы (Чехия). Высота 4,5 см. Проработанные черты лица с большими продолговатыми глазами и обозначенными зрачками.

Искусство мезолита и неолита

В эпоху мезолита человек начинал осознавать себя не только как часть дикой природы, вокруг него, но и как часть уже довольно сложного коллектива. Развивается скотоводство и земледелие. Была одомашнена собака. Широкое применение получили лук и стрелы. В отличие от палеолита люди мезолита способны к самоидентификации и художественной передаче событийной деятельности через хорошо скомпонованные жанровые сцены.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Отношение к зверю меняется, уже нет того восхищения и преклонения. Если раньше изображения зверей по силе вкладываемых эмоций можно было назвать портретами, то теперь это были больше схематические рисунки. Наивная вера палеолитического художника в немедленный практический результат рисунка, в его доподлинную реальность ослабевает. Новые черты в изображении человека: гибкие линии, сокращенный ракурс, перспектива и движение символизируют не столько прорыв в мастерстве, сколько изменение в мировоззрении – человек начинает играть доминирующую роль. Это искусство демонстрирует динамичные действия в разнообразных жанровых сценах, что было чуждо ледяной эпохе.

Развивается композиция, становящаяся главной целью художника. Для этого он выделяет наиболее яркие или динамичные сцены, такие как погоня и добыча зверя, засада, преследование. Отдельно прорисованные натуралистичные образы (как было в палеолите) теряют свою независимость в угоду композиционному единству. Возобладает батальная тематика: вооруженные конфликты, сцены, интерпретируемые как казнь…

Все в сцене подчинено изображению стремительного движения вперед, спешки, переполоха. Ноги едва касаются земли. Тела вытянуты, грациозны. Ясные и четкие линии передают напряженное состояние вооруженного конфликта.

В изображениях тетевы, лука и стрел имели в толщине всего несколько милиметров. В сравнении с палеолитом эти изображения совсем не велики, иногда меньше человеческой ладони. А некоторые и вовсе с ноготь большого пальца. По мнению А.Д. Столяра использование на охоте стрел и лука стало катализатором новой меры пространственного видения. Механизм прицеливания открыл для художника путь для последующего развития перспективных построений.

Главной функцией первобытного искусства становится не магический ритуал освоения и противостояния миру дикой природы, а коммуникация с другими людьми. Теряется прежнее стремление человека как можно более реалистично и эмоционально изобразить предмет, чтобы донести информацию достаточно схематично изобразить его. Здесь лежат истоки пиктограммы – рисуночного письма.

Первобытные времена и древнейшие цивилизации представляют нам разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но в них мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно.

Источник

Зарождение искусства

Первобытные мифологические представления стали той основой, на которой в дальнейшем возникнут современные религии, искусство и даже науки.

В этом параграфе вы можете найти ответы на вопросы:

1. Что такое искусство. Каковы причины его зарождения.

2. Каким было искусство Первобытности.

3. Какие памятники древнейшего искусства дошли до наших дней.

В конце эпохи палеолита произошло одно из самых важных событий в формировании человеческой культуры – рождение изобразительного искусства. Искусство – это один из способов выразить отношение человека к действительности.

Это было трудное для выживания время. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее, он создавал прекрасные, выразительные памятники древнего искусства (наскальную живопись, рисунки, костяные женские фигурки, украшения предметов охоты и быта).

Видимо, какие-то простые формы танца, пения, музыки были известны и питекантропам, и неандертальцам. Их зачатки в инстинктивных формах можно найти даже у обезьян: они могут ритмично раскачиваться и издавать как бы в такт звуки. Но только у людей появилась потребность и возможность художественного творчества.

Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Попытки понять истоки искусства предпринимались очень давно. В древних мифах можно найти рассказы о том, как боги подарили человеку способность видеть, чувствовать и отражать красоту мира.

Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества. Сочетания цветов, запахов, звуков доставляют человеку высшее наслаждение в жизни, и он считает их красивыми. Видя красоту мира, заставляющую восхищенно замереть сердце, человек жаждет сам сотворить что-то прекрасное. Первобытный «ребенок» пачкает руки в пепле от костра или растирает красноватые комья глины и водит ладонями по гладким сводам пещеры, как современный малыш, зажав в кулачке цветной фломастер, проводит им гибкие линии на бумаге. Как первобытная красота линий, проведенных собственной рукою, приводит в счастливый трепет современного ребенка, так восхищала она и нашего древнего предка. Поэт Евгений Винокуров так выразил эту точку зрения в своем стихотворении:

Пещерный человек учился рисовать.

Не находя в изяществе резона,

Тяжелым камнем начал выбивать

Фигуру угловатого бизона.

Случайный шаг! Опасная стезя!

Из глаз звериных – длинная слеза

Устало потекла – от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,

Он чувствовал – назад уж нет возврата,

Когда он первобытным кулаком

Стирал слезу светло и виновато

Косматый, дикий, шкура за спиной,

Лицо разодрала ему гримаса!

Он радости был полон неземной,

Что слаще меда и сытнее мяса.

Другой причиной, породившей искусство, называют развитое мышление и потребность в сохранении и передаче накопленных знаний о мире. Искусство не было простой хроникой человеческой жизни. Оно отражало сознание, первые представления человека о главном в ту или иную эпоху. Благодаря нему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.

Третьей причиной исследователи называют верования того времени. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью наскальных рисунков и других изображений можно воздействовать на природу. Вера в теснейшую связь между предметом и его изображением основывается на «законе подобия». Если, например, шаман во время ритуала воткнет в головной убор перо птицы, то он превратится в птицу; если наденет шкуру волка, то и станет этим волком. То есть изображение есть то, что изображается. Такое отношение к искусству как к колдовству или магии сохранялось до недавних пор у некоторых народов, например, у австралийских аборигенов. Перед тем как отправиться на охоту, австралийцы рисовали на земле изображения животного, метали в него свои копья, плясали и выкрикивали заклинания, надеясь, что это будет способствовать удачной охоте. Убитый в обряде зверь непременно будет убит потом на охоте.

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусства

Первая сенсация произошла в конце 70-х годов XIX века, когда Марселино де Саутуола открыл благодаря своей дочери Марии, росписи в пещере Альтамира. Они были скрыты глубоко в пещере, куда не проникает дневной свет. Судьба этого открытия была трагична. Саутуолу объявили лжецом, а росписи подделкой. Лишь в начале ХХ века признали истину: первобытный человек обладал и умом, и талантом, чтобы создавать шедевры искусства.

Случилось так, что именно дети, причем совсем нечаянно, нашли самые интересные пещерные росписи в Европе. Они находятся в пещерах Альтамира в Северной Испании и Ласко на юге Франции. До сих пор в Европе найдено более полутора сотен пещер с росписями. Видимо условия для жизни первобытных людей здесь были наиболее благоприятными. Настоящими галереями изобразительного искусства первобытности стали пещеры Кро-Маньон, Ла-Мадлен, Фон-де-Гом (в долине реки Везер, Франция), Валлторта (Испания).

Что послужило основой для появления искусства. Смотреть фото Что послужило основой для появления искусства. Смотреть картинку Что послужило основой для появления искусства. Картинка про Что послужило основой для появления искусства. Фото Что послужило основой для появления искусстваНаверное, самая впечатляющая среди пещер, сохранивших рисунки первобытного человека – пещера Ласк´о! Это настоящее чудо! Исследователи считают, что рисунки этой пещеры – высшее художественное достижение эпохи позднего палеолита.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Роль искусства в первобытном обществе

История искусства в истории человечества. Радикальное отличие человека от животных. Возникновение искусства как закономерное следствие развития трудовой деятельности палеолитических охотников. Реконструкция духовной культуры первобытного общества.

Роль искусства в первобытном обществе

Современная антропология не дает достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному. Очевидно, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий путь. При этом эпоха первобытности самый продолжительный период в истории человечества.

Целью этого реферата является определение роли искусства в первобытном обществе.

Исходя из цели можно поставить задачи:

1. Изучение истории развития искусства

2. Определение особенностей первобытного искусства

3. Анализ его роли в первобытном обществе.

1. Зарождение искусства

История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ.

Очевидно, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер.

Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии.

Существует множество теорий, объясняющих, как возникло искусство. Довольно долго существовала религиозная теория происхождения искусства, сохраняя и сейчас господствующие позиции в ряде стран. Есть сторонники и у теории происхождения искусства из чувства мистического страха.

По эротической теории искусство возникает как средство приманивания особей другого пола.

Есть теория подражания, еще Демокрит говорил, что имитация пения птиц породила музыку. А Аристотель обосновал причину подражания. [3]

Идеалистический вариант подражательной концепции получил название «теории вчувствования», согласно которой человек подражает проявлению его самого в природных предметах.

Чтобы понять, как зародилось искусство, необходимо выяснить реальные, конкретные условия, вызвавшие к жизни художественное творчество, так как искусство существовало не всегда, а появилось в определенную эпоху.

Ф. Энгельс проявлял большую осторожность в подобных реконструкциях. В работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» он выделяет тот факт, что в ходе эволюции у человека наряду с развитием руки возникает членораздельная речь, появляются более совершенные органы чувств, вырабатываются человеческие эстетические чувства. Таким образом, искусство и трудовая деятельность развивались одновременно.

Другой подход заключался в том, что искусство не зависит от общественной жизни и производственной практики. Эти взгляды лежат в основе представлений о «чистом искусстве», об «искусстве для искусства», т.е. идеалистических воззрений. Делается вывод, что корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы людям «свыше».

Археологические исследования показывают, что прежде чем прикоснуться к искусству, человек прошел длительный путь в своем развитии. [3]

искусство палеолитический первобытный общество

2. Периодизация первобытной истории

На смену каменному веку приходит краткий период энеолита, т.е. существования культур с меднокаменным инвентарем.

В 40-е годы XX в. советские ученые П.П. Ефименко, М.О. Косвен, А.И. Першиц и др. предложили системы периодизации первобытного общества, критерием которых были эволюции форм собственности, степень разделения труда, семейные отношения и т.д. В обобщенном виде такую периодизацию можно представить так:

· эпоха родового строя;

· эпоха разложения общинно-родового строя (возникновение скотоводства, плужного земледелия и обработки металлов, зарождение элементов эксплуатации и частной собственности).

3. Периодизация искусства первобытного общества

Сейчас наука меняет свое мнение о возрасте земли и временные рамки, но мы будем рассматривать первобытное искусство по общепринятым названиям периодов:

2. Эпоха бронзы. 2 тыс до н.э.

3. Эпоха железа. 1 тыс до н.э.

Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности и обогащал свой духовный мир. Возникновение искусства сделало огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека и способствовало усилению первобытной общины. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.

Наскальные рисунки разнообразны по манере исполнения. Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Чаще всего рисовали животных, потому что их боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались. Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Особенности искусства палеолита

Рисунок 1. Изображение бизонов. Роспись потолка пещеры Альтимира. Верхний палеолит

Рисунок 3. Пасущийся северный олень. Живописное изображение в пещере Фон де Гом (Франция, департамент Дордонь). Верхний палеолит, Мадленское время

В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.).

Искусство эпохи мезолита

Неолит новокаменный век

Если в эпохи, предшевствовавшие неолиту, искусство развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта отнеолита Двуречья, неолит Европы от от неолита Сибири и т.д.

Заключение

Появление первобытного искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д.

Произведения изобразительного искусства являются наиболее ярким проявлением первобытной художественной культуры.

Список литературы

Подобные документы

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. Теории возникновения искусства: божественная, эстетическая, психофизиологическая. Изображение первобытных рисунков животных на разных этапах.

реферат [31,3 K], добавлен 13.01.2011

Краткая характеристика развития мировой культуры и искусства: доклассовый период, античность, средневековье. Культурные направления, литература, музыка, изобразительное искусство, скульптура. Значение культуры и искусства в истории развития человечества.

шпаргалка [39,8 K], добавлен 10.01.2011

Появление кроманьонского человека и возникновение искусства антропологии. Последовательность возникновения жанров первобытного искусства: каменная скульптура, наскальная живопись, глиняная посуда. Бронзовый век и звериный стиль. Культы матери и животных.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 06.03.2009

Возникновение культуры и ее взаимодействие с человеком как предмет антропологии. Причины и гипотезы происхождения искусства. Зачатки искусства у неандертальцев. Искусство палеолита и мезолита. Сущность искусства и роль эстетического чувства в эволюции.

реферат [24,7 K], добавлен 24.01.2010

Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

презентация [702,0 K], добавлен 10.02.2014

Зарождение искусства как синтеза материальной и духовной культуры человека. Художественная деятельность в первобытном обществе. Искусство как мастерство и ремесло. Произведения искусства древних государств. Архаический и классический периоды, эллинизм.

презентация [3,7 M], добавлен 30.09.2012

Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

шпаргалка [71,2 K], добавлен 27.10.2010

Подходы к проблеме происхождения искусства: теории первобытного мышления, рождение философии, космогонические представления. Воспитание в первобытном обществе и развитие механизма социальной наследственности. Предыстория письма, художники палеолита.

реферат [40,9 K], добавлен 23.05.2012

Графическое искусство в первобытном обществе, анализ найденных памятников старины. Специфика развития графического искусства и письменности, книг в странах Древнего Востока, античной Европы и Азии. Особенности книжного искусства Европы ХV-ХVI веков.

контрольная работа [64,9 K], добавлен 19.09.2010

Предназначение искусства. Понятие искусства. Художественная социализация личности и формирование эстетического вкуса. Перспектива художественной культуры в переходный период. История взаимодействия художественной культуры и личности.

контрольная работа [18,1 K], добавлен 04.08.2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *