Что послужило причиной перехода к классовому обществу история 10 класс
Что послужило причиной перехода к классовому обществу история 10 класс
Меновые операции оказались в руках тех, кто стоял в оглаве первобытных общин, — старейшин родов, племенных вождей. Они первоначально выступали от имени общин, но постепенно стали присваивать себе часть общинного достояния и превращать ее в продукты обмена в целях личного обогащения. Одним и первых предметов обмена и наиболее распространенным объектом возникающей частной собственности явился скот. Затем частной собственностью становятся орудия производства, различного рода домашняя утварь, украшения.
Формирование частной собственности явилось тем объективным процессом, который привел к разложению первобытно общественного строя. Это выразилось прежде всего в распаде родовой общины, происходит хозяйственное обособление отдельных семей, которые начинают вести индивидуальное хозяйство и превращают орудия труда в частную собственность. Такие семьи расселяются не только ан территории, занимаемой их прежней родовой общиной, но и на территории других родов. Тем самым родовые общины превращаются в сельские (соседские) общины, члены которых уже не связаны родственными узами и владеют в качестве частной собственности приусадебными земельными участками надворными постройками, скотом, сельскохозяйственным инвентарем. В общинной же собственности сохранились пахотная земля, леса, луга, пастбища, водоемы. Однако и пашня вскоре также стала в результате периодических переделов превращаться в частную собственность.
Расширение рамок частной собственности и замена ею общественной собственности на средства производства не могла не вести к имущественному и социальному неравенству людей. Появились более богатые и менее зажиточные члены общин. Так возникли контуры будущего классового общества, элементы немногочисленного эксплуататорского класса (верхушка общества) и эксплуатируемого класса — всей остальной массы трудового народа. Появление классов означало гибель первобытнообщинного строя
Переход от первобытного к классовому обществу.
Глава 2. История человечества до капитализма в свете концепции трех типов отношений управления и собственности.
Первобытное общество.
Соответствующие изменения происходили и с появлением отношений управления распределением и потреблением охотничьей добычи и собранных растений (а также всего прочего, что собирают), заменявших собою отношения протоуправления аналогичными видами деятельности в стадах наших предков-обезьян и обезьянолюдей. Ю. И. Семенов так характеризует новые отношения:
“. пища была полной собственностью стада. Все члены стада имели на нее равные права, каждый мог взять долю, но так, чтобы это не лишило других членов стада возможности получить свою долю. Взяв кусок, он не мог им распоряжаться, он мог его только съесть. Взятый кусок до самого конца оставался собственностью стада. Никакой другой формы собственности, кроме коллективной, на той стадии развития не существовало. Личная собственность полностью отсутствовала.
При обилии пищи доля каждого зависела лишь от его потребностей. При скудости продукта соотношение долей членов стада определялось соотношением их реальных потребностей в пище. Для характеристики такого рода отношений термин “дележ” не подходит. Скорее всего можно было бы говорить о разборе. Ни один член стада не получал свою долю от кого-то. Он ее просто брал, с тем чтобы тут же съесть. Распределение было неотделимо от потребления. Все то, что не было потреблено, оставалось собственностью коллектива.
Немало примеров разборных отношений дает нам этнография. И во всех известных случаях они выступают как самые архаические из существующих.
. добычей первобытного человеческого стада было все добытое его членами без малейшего исключения” [592, с. 109-110].
Картину, нарисованную Семеновым, неплохо дополняет своими обобщениями А. М. Румянцев [569, с. 138-140; 568, с. 184-186]. Мы приведем здесь лишь один из его выводов:
“. речь идет о получении каждым равнодостаточной доли для сохранения его жизни как члена сообщества и возобновления целостности последнего” [569, с. 139; 568, с. 185].
Как видим, такое положение дел сильно отличалось от предыдущего, когда наиболее сильные обезьянолюди могли забирать какую им угодно было долю добычи, а самые слабые могли погибнуть от голода (см. книгу Семенова; да и не только Семенов, но и целый ряд других авторов приводят данные, говорящие о том, что наши обезьяноподобные предки начали заботиться о слабейших, старых и больных членах своих сообществ лишь на относительно поздней стадии своего развития).
Ответ: преобладают все-таки коллективные отношения – поскольку, во-первых, они связаны с охотой и собирательством (основными видами первобытного производства) и в силу этого являются основными, структурообразующими элементами в системе первобытных отношений, а во-вторых, охота и собирательство занимали у первобытных людей в среднем больше рабочего времени, чем производство орудий труда [569, с. 121-122; 568, с. 160-161].
Пусть читатели не обращают внимания на то, что все сказанное выше о первобытных семейных отношениях подано в форме умозрительного логического вывода. Это всего лишь прием, облегчающий систематическое изложение: на самом деле вышесказанное представляло собой просто обобщение фактических данных истории, археологии и этнографии. Эти данные (см. цитированную выше и прочую литературу о первобытном обществе) неопровержимо свидетельствуют о том, что до того, как первобытное общество начало разлагаться, мужчины, женщины и дети находились в общественной собственности – то есть в собственности у самих себя, но не взятых по отдельности, а объединенных в единого субъекта с единой волей, каковым являлось первобытное общество.
Что послужило причиной перехода к классовому обществу история 10 класс
Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012
Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:
«старый порядок» – политический и экономический строй Нового времени до победы буржуазной революции;
трёхполье – система землепользования, при которой земля делиться на три участка из которых каждый один год используется под озимые культуры, другой – под яровые, третий – под пастбище (в этот год земля «отдыхает»), причём каждый год в одном хозяйстве встречается все три типа использования земли;
огораживания – процесс, происходивший в Англии Нового времени и заключавшийся в присвоении феодалами общинных земель с целью использования их для выпаса овец, что лишало крестьян их полей и средств к существованию – увеличило количество нищих в Англии, но одновременно создало рынок свободной рабочей силы и способствовало освоению колоний;
мануфактура – предприятие ручного труда, на котором весь производственный процесс разделён на простейшие операции и каждый из работников выполняет лишь одну из них.
1. Почему сельское хозяйство XVII-XVIII вв. называют рутинным? Свой ответ проиллюстрируйте примерами.
Его называют рутинным, потому что оно было склонно к использованию уже устоявшихся технологий, постоянному повторению уже известного (рутине). Так далеко не во всех странах Европы начали использовать плуг, в большинстве продолжали обходиться сохой, лишь в некоторых странах перешли с двуполья на трёхполье.
2. Какое значение имели огораживания для развития капитализма в сельском хозяйстве?
Огораживание позволило создать рынок свободной рабочей силы (ею стали крестьяне, которых согнали с земли). Также оно позволило увеличить поголовье овец, что дало больше сырья для текстильной отрасли, с которой и началось развитие капитализма (одежда нужда всем, потому была весьма ходовым товаром). То есть во многом благодаря огораживанию в Англии стал развиваться капитализм, чему помогало также законодательство этой страны и мировоззрение её жителей, включая дворянство.
3. Подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение о том, что аграрные преобразования в Англии XVII-XVIII вв. можно назвать революцией.
Эти аграрные преобразования помогли перейти на капиталистические отношения в деревне (что доказано в ответе на вопрос 2 во II блоке вопросов к данному параграфу). Кроме того, они полностью изменили даже её внешний облик, превратив нарезанные полосками поля в обширные угодья (которые стали разделять столь характерными зелёными изгородями). Потому их безусловно можно назвать революцией, аграрной революцией.
4. Назовите причины возникновения мануфактур. Сравните ремесленное и мануфактурное производство. Сделайте вывод об их эффективности.
Ремесленное производство вёл мастер, долго учившейся своему делу. Он мог произвести небольшое число товара, к тому же, его сдерживали и цеховые ограничения. Но товар его был высокого качества. Кроме того, он сам занимался и производственной, и коммерческой частью, сбывая товар на рынке, или перекупщикам.
На мануфактурах производственный процесс был разделён на ряд простых операций. Для их выполнения достаточно было низкоквалифицированных работников. За счёт того, что каждый человек монотонно весь день выполнял одну и ту же операцию, мануфактуры выпускали больше продукции, хотя её качество обычно было ниже ремесленной. Ни то, ни другое не регулировали цеховые правило. Кроме того, производством занимались рабочие, благодаря чему хозяин мог сосредоточиться исключительно на коммерческой стороне дела: более выгодном сбыте продукции и закупке сырья, вложении капитала в расширение производства, получении кредита на те же цели и др. Благодаря большей практике такие предприниматели обычно были более успешными в финансовой сфере, чем ремесленники.
5. Почему в связи с возникновением мануфактур появились новые центры производства?
Работу мануфактур сильно затрудняли бы цеховые ограничения, которые регулировали количество производимой продукции, а также предъявляли высокие требования к её качеству, которым мануфактурные товары не всегда соответствовали. Потому владельцы мануфактур открывали производства вне крупных городов. Часто такие предприятия группировались в силу разных причин, уменьшавших затраты на производство. Так и формировались новые центры.
1. Составьте схему «Три пути развития общественных отношений в сельском хозяйстве XVII-XVI11 вв.» и на её основе охарактеризуйте их. Какое влияние на развитие капитализма оказал каждый из них?
На схеме видно, что огораживание в Англии способствовало развитию капитализму. Изгнание крестьян с земли вынуждало их становиться наёмными рабочими (хотя многие шли по другому пути и находили для себя землю в колониях). В то же время овцеводство давало сырьё для промышленности, а политические реформы – свободу предпринимательства. Соединившись, эти факторы стимулировали развитие капитализма.
В Европе росли города, при этом пахотные площади не увеличивались, а в Англии даже сокращались из-за огораживания. При этом вследствие развития капитализма формировался общеевропейский рынок, на котором ощущался недостаток зерна. Данный недостаток стала восполнять Восточная Европа, в которой большая часть имений начала вести товарное сельское хозяйство, специально ориентируясь на зерновые культуры. Рациональнее было требовать от крестьян не большего оброка, а больших отработок на господском поле в виде барщины – тогда появлялась возможность использовать новые для того времени техники обработки земли. Потому и произошло закрепощение крестьян, благодаря чему хозяева смогли их заставить работать больше.
Сеньориальный строй уже прошёл стадию барщины. Отношения между дворянами и крестьянами там регулировали древние правила, записанные в документах. Большинство крестьян было лично свободными и выкупили барщину. Кроме того, наиболее предприимчивые дворяне, которые хотели повысить свой доход не за счёт службы за королевские пожалования, могли вложить деньги в торговлю с колониями, в отличии от Восточной Европы (у стран которой своих колоний, чаще всего, не было). Такая ситуация в сельском хозяйстве не способствовала ни появлению свободной рабочей силы, ни поставкам сырья для промышленности. Кроме того, в большинстве стран с таким укладом хозяйства установился абсолютизм, что не способствовало и свободе предпринимательства.
Таким образом, из этих трёх путей развития только сеньориальный не был связан с развитием капитализма, английский путь это развитие стимулировал, восточноевропейский – сам получал стимул за счёт развития капитализма.
2. Докажите, что сложившаяся в результате огораживаний социальная структура общества в Англии была капиталистической по характеру.
В результате огораживания выделились лендлорды (владельцы земли), фермеры (которые арендовали землю у лендлордов) и батраки (которые работали на чужой земле за фиксированную плату). Большую часть населения составляли батраки, то есть наёмные сельские рабочие, что уже указывает на капиталистические отношения. Кроме того, фермеры в основном отказались от натурального хозяйства и ориентировались на рынок, на выращивание товарных культур, что также указывает на капиталистический характер отношений.
Главное, разделение между фермером и батраком было не сословным, а классовым. Человек, упорно работая, мог заработать наёмным трудом на собственную ферму.
Вне деревни также складывался капиталистический строй. В городах люди ещё в Средневековье ориентировались на получение прибыли, кроме того, там давно уже был внедрён фактически классовый признак – горожанин мог стать и не родившийся таковым человек.
Именно в Англии даже дворянство активно включалось в капиталистические отношения и являлось больше классом, чем сословием. В этой стране сложилась ситуация когда джентльменом (в нашем понимании дворянином) мог стать каждый, заработавший определённую сумму денег. Конечно, ему нужно было ещё усвоить определённые правила поведения, но низкое рождение не закрывало перед ним дверей в высшее общество, тем более перед его детьми, которые благодаря отцовским капиталам получали соответствующее образование. Эта ситуация не была вызвана огораживанием. Наоборот, она стала причиной огораживания. Дворяне не считали зазорным стремление к прибыли и пытались увеличить доход своих имений за счёт разведения овец и продажи их шерсти.
3. Опишите два типа мануфактур. В чём состояли их преимущества и недостатки?
Что послужило причиной перехода к классовому обществу история 10 класс
Подробное решение параграф § 20 по истории Россия в мире для учащихся 10 класса, авторов Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., В.А. Рогожкин Базовый уровень 2013
1. Каковы были итоги и значение Ливонской войны для России?
Итоги Ливонской войны:
— Россия потерпела поражение и потеряла все свои завоевания в Ливонии, Белоруссии и на побережье Финского залива;
— Стратегическое положение России ослабло;
— Россия была разорена, население бедствовало.
Таким образом, в результате Ливонской войны Россия не смогла утвердиться на Балтике, кроме того она разорила пограничные земли России и истощила её силы.
Также после военных поражений в Ливонской войне, которые Иван Грозный связывал с изменой приближенных, появился повод для возведения террора в ранг государственной политики.
2. В чем заключалась связь между деятельностью Ивана Грозного и событиями Смутного времени?
Деятельность Ивана Грозного была напрямую связана с событиями Смутного времени. В результате экспериментов русского царя на государственном поприще Российское государство было подведено к пропасти. Вместе с разорением старинных вотчин пострадали тысячи крестьян. Пришло в упадок сельское и городское хозяйство, резко сократился товарооборот. Была расстроена система управления. Люди умирали от голода и эпидемий. Многие бежали на южные и восточные окраины страны, в земли Речи Посполитой. В стране накапливались социальные противоречия, обострялась борьба как среди аристократических родов (тех, что выжили), так и дворянства. Россия ослабла перед лицом внешней опасности.
Для решения всех накопленных проблем была необходима сильная царская рука. Но Иван Грозный однажды в припадке гнева до смерти избил наследника престола, своего сына Ивана, и трон перешел к болезненному и слабоумному царю Федору (1584 – 1598), который был не способен править государством. В 1598 г. скончался царь Федор Иванович, что привело к пресечению московской ветви Рюриковичей.
3. Какие социальные слои участвовали в событиях Смутного времени? Охарактеризуйте цели, которые они ставили перед собой.
Боярство хотело поставить на трон своих ставленников и таким образом подчинить царскую власть. Претенденты были и из Польши, и из Швеции. В результате безвластия и борьбы за трон, в России началась война, вторглись иностранные принцы со своими отрядами и желанием заполучить трон.
Крестьян, которые стали абсолютно бесправными и которых грабили и убивали, хотели спокойствия и возможности работать на земле. Спасение они видели в сильном и справедливом царе, а также в окончании военных действий.
4. Почему можно говорить о том, что период окончания Смуты стал важнейшей вехой в становлении национального самосознания русского народа?
Потому что на борьбу с иностранными интервентами во главнее с К. Мининым и Д. Пожарским поднялись все слои российского общества (дворяне, посадские люди, крестьяне), которые хотели освободить свою Родину от чужеземцев. Это было проявление настоящего патриотизма, что говорит о становлении национального самосознания русского народа.
1. Сопоставьте реформаторскую деятельность Ивана Грозного и его опричную политику. Какие выводы о роли правителя в жизни государства можно сделать на основе такого сопоставления? Почему в стране не нашлось сил, способных противостоять террору?
Реформаторская деятельность Ивана Грозного была направлена на постепенные преобразования в российском обществе в сторону централизации и укрепления обороноспособности государства. Эти реформы значительно укрепили централизованную государственную власть, её социальное опору – служилое дворянство. Стало меньше возможностей для злоупотребления своим положением, церковь лишили возможности бесконтрольно увеличивать свои владения. В целом эти реформы очень благотворно сказались на развитии Российского государства, в том числе, этот период был благодатен для народа.
Целью опричнины было установление неограниченной власти царя, борьба с феодальной аристократией, ликвидация остатков феодальной раздробленности. Опричнина сопровождалась террором и репрессиями.
Роль правителя в жизни государства очень высокая и часто черты характера и личные проблемы сказываются на проводимой политике государства. Я думаю, что в стране не нашлось силы, которая дала бы отпор произволу государя, потому что народ не осознавал себя как единое целое.
2. Объясните образное выражение В.О. Ключевского, который говорил, что Лжедмитрий «был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве».
Что послужило причиной перехода к классовому обществу история 10 класс
Подробное решение параграф § 18 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016
Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?
Можно сказать, что в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции. В развитии культуры, образовании, науке, искусстве были достигнуты значительные успехи, побеждена всеобщая неграмотность. Вместе с тем, жесткий контроль государства обеспечивал идеологическое давление.
Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов.
Но уже во второй половине 1930-х гг. в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т.Д. Лысенко (позже названные «агробиология»), что до 1965 г. остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.
Это был один из этапов истории отечественной генетики – этап ее взлета, который состоялся в 1920-1930-е годы вопреки нарастающему тоталитаризму в советской стране, атмосфере страха в обществе, гонениям на науку.
1. Что такое культурная революция?
2. Кого считали истинными героями в Стране Советов? Почему?
3. Расскажите о нововведениях в системе образования в СССР.
От всеобщего четырехлетнего обязательного образования переход в обязательному семилетнему образованию. Возвращены предметы, уроки, оценки, строгая дисциплина и наказания. Массовое строительство школ, открытие библиотек.
4. Раскройте на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Какие науки попали под жёсткий идеологический контроль?
Вклад отечественной науки в развитие Советской страны заключался в следующем:
— открытие залежей полезных ископаемых,
— разработка новых видов вооружения,
— активное исследование атомного ядра.
5. Назовите писателей, художников, композиторов, продолживших свою творческую деятельность вдали от Родины. Какие их произведения вам знакомы?
Писатели: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский
Музыканты и исполнители: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Вертинский
Художники: И. Репин, В. Кандинский, К. Коровин, М. Шагал
6. Как изменялись быт и общественные настроения граждан Советской страны?
Быт и общественные настроения граждан Советской страны постепенно менялись.
Жилье для большинства горожан – коммунальные квартиры, на больших стройках – общежития-бараки, землянки. Широко распространены общественные бани. Отдых в городах – кино, парк отдыха, развивалась физкультура. Товары народного потребления – по карточкам, также как и продукты.
Общественное настроение в общем было приподнятое, люди верили, что вершат великие дела.
1. Определите основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.
Основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.:
Исторические темы недавних революционных событий, истоков революции, проблемы качеств человеческой личности – честность, смелость, целеустремленность, служение Родине.
2. Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг.
Противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг. Примеры:
— биология – генетика и «лысенковщина»
— Д. Шостакович – критика его опер и балета
— в живописи – господство соцреализма, неприятие других жанров
4. Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.
«Даешь тяжелую индустрию!». Картина-лозунг, картина призыв, это живописное полотно Юрия Пименова кто-то оценивает как нагроможденное, а кто-то говорит о гениальной структуре композиции. Нет никаких сомнений в том, что картина была написана художником Юрием Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных Заказов. По мотивам картины Пименовым позднее был создан агитационный плакат.
Простые рабочие сталелитейного завода находятся в центре внимания на данном полотне. Выстроившись в ряд пятеро рабочих тянут стальную арматуру, их действия изображены в динамике, крепкие тела величаво трудящихся фигур пылают не только от обжигающего жара машин, но и от той великой идеи, взращённой Советским Союзом, ради которой они и трудятся. Высветленные фигуры двух работников на втором плане, навались всем своим телом, толкают чугунную телегу вперед, по строительным лесам.
Критики справедливо отмечают, что картины Пименова лишены пластики, в них все – двухмерно, плоско, однако эти «изъяны» уже можно считать исправленными картиной «Даешь тяжелую индустрию!». Мысленно можно представить себе механизированные движения рабочих, однако не заметить, что главный «винтик» в огромной машине индустриализации, конечно же, живой человек – кровь и плоть. Измазанные в золе, их тела ярко выделяются на фоне машинного зарева, находясь у огромной печи они контрастно выделяются художником. Каждая из внутренних композиций картины могут служить самостоятельными полотнами, но сочетание человеческого труда и заводских построек, дыма, локомотивов, точно передают атмосферу невероятного темпа наработки, заданного той эпохой.
5. Найдите в Интернете и прослушайте советские песни 1930-х гг. Какие человеческие качества воспевались в них? Отражали ли песни реальные процессы общественные жизни Страны Советов?
Нет, песни в больше степени были написаны в соответствии с идеологией, а не с реальными процессами. Так в песне 1936 г. есть строчки «Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек», однако уже в 1937 г. начались сталинские репрессии, которые показали все бесправие советских граждан.
6. Можно ли утверждать, что культурная революция в 1930-х гг. была завершена? Своё мнение аргументируйте.
Культурная революция в 1930-х гг. не была завершена из-за начала Второй мировой войны.
7. Напишите сочинение или эссе, в котором раскройте образ нового советского человека — строителя социализма.
Шло формирование нового человека и это всячески подчеркивалось. Октябрь 1917 – проводил четкую черты – между старорежимным и новым. В те годы еще никто не мог знать – в чем оно выразиться. Но все строители нового четко знали – ничто из старого злого в него не войдет. В первые годы Советской власти не было даже тюрем. Они появились, только когда стали появляться противники новой власти, которых требовалось где-то содержать отделено от общества. По мере усиления новой власти, противников становилось почему-то не меньше, а больше. Своей гласной целью тюрьма ставила – перевоспитания человека. Все усилия системы были направлены на это. Нового человека начинали взращивать и воспитывать в себе с колыбели. Информационный пресс, подчеркнутый личным примером и жертвенностью – был беспрецедентен. На глазах мировой общественности, поставивший на большевистской Россией крест – вершилось чудо. Из рванья, грязи, голода, разрухи, но при этом с огромной веры в себя, в свою возможность права на лучшую жизнь творилось новое – новый человек, назвавший себя – советским человеком, а свою страну – Советской Россией. Это был акт – нового творения.