Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г

История становления арбитражных судов в РФ

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной власти, который имеет право рассматривать и разрешать в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации экономические споры между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Становление и развитие арбитражных судов имеет довольно длительную историю.

Первая попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667), который постановил «ведать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721), создавшем Главный магистрат, который судил торговые дела. Торговые дела рассматривались в судах, которые стали называться судами таможенными. Петр Великий ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу. Признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России, царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

Предшественниками арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды. 14 мая 1832 г. опубликовано Общее положение об учреждении коммерческих судов в России, что означало появление системы таких судов. Открылись коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и др.

Они просуществовали до 1917 г. и для них были специальные нормы судопроизводства.

Задолго до реформы 1864 г. в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. Их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам, векселям, договорам и обязательствам письменным и словесным, все дела о несостоятельности. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралось «не далее того города, в котором он учрежден и уезда оного».

Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 г., введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Арбитражные суды в Советской России

После революции 1917 г. судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Возникающие разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.

В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Арбитражные комиссии рассматривали дела в составе трех членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководителя.

Рассматривались дела по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, за некоторыми исключениями, вытекающими из особенностей арбитражной комиссии.

В 1931 г. в системе органов государственного управления был образован Госарбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями сельского хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозрасчета.

Это связано было, прежде всего, с принятием в марте 1931 г. Постановления ВЦИК и СНК СССР, в котором указывалось, что все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести установленную законом ответственность за их невыполнение.

Арбитраж существовал в 2-х формах — государственной и ведомственной. В Госарбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — одного подчинения одному ведомству (министерству, комитету).

С самого начала органы Госарбитража выполняли функции суда: разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

До 1974 г. нижестоящие арбитражные суды подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, т. е. система была несоподчиненной.

17 января 1974 г. Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Госарбитража», которым Госарбитраж СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Было утверждено новое положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и деятельность органов Госарбитража регулировалась законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Арбитражные суды в Российской Федерации

Система арбитражей упразднена с 1 октября 1991 г. В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» записано: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях, а также на предприятиях и в организациях».

Органы Государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с Законом РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности. Разрешение споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекает в арбитражной процессуальной форме, создающей устойчивые гарантии защиты права в равной мере всем участникам гражданского оборота.

В связи с принятием Конституции РФ (1993 г.), нового ГК РФ, а также дальнейшим совершенствованием арбитражной судебной системы и ее функционирования возникла необходимость в принятии ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и нового, третьего по счету, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в настоящее время и определяют систему и состав арбитражных судов, а также процессуальную форму их деятельности.

4 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «Об арбитражном суде», введенный в действие с 1 октября 1991 г. В соответствии с этим Законом 3 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля 1992 г. введен в действие Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении споров, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, вытекающих из гражданских (экономических) правоотношений, либо из правоотношений в сфере управления. При этом арбитражный суд разрешал указанные споры, если они вытекали из отношений организаций и граждан-предпринимателей, обращающихся за защитой своих охраняемых законом прав и интересов; государственных и иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, в защиту охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан-предпринимателей, государственных и общественных интересов; а также прокурора в защиту государственных и общественных интересов. В случаях, когда в таких спорах участвовали иностранные предприятия, предприятия с иностранным участием или иностранные граждане, спор мог быть передан на разрешение арбитражного суда при наличии соглашения сторон либо если это было специально предусмотрено законодательным актом.

Арбитражные суды России по Закону 1991 г. составляли единую систему, в которую входили: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ), Высшие арбитражные суды в составе РСФСР, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономных областей, арбитражные суды автономных округов. Кроме того, устанавливалось, что Президиумом Верховного Совета РСФСР по предложению ВАС РСФСР могли быть образованы арбитражные суды безотносительно к национально-государственному и административно-территориальному устройству РСФСР.

По Закону 1991 г. в состав арбитражного суда входили председатель, заместители председателя, председатели коллегий и судьи — члены арбитражного суда.

Следует отметить, что по Закону 1991 г. арбитражные суды образовывались на началах выборности. Было установлено, что судьями арбитражных судов могли быть избраны граждане РСФСР, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет. А для избрания судьей ВАС РСФСР необходим был стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет.

Срок полномочий арбитражного судьи не ограничен.

Второй этап становления системы арбитражных судов — принятие Государственной Думой 5 апреля 1995 г. Федерального Конституционного Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 28 апреля 1995 г.

В соответствии с этим Законом систему арбитражных судов Российской Федерации составляют: ВАС Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов — арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Этим же законом предусмотрено, что на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, и в то же время судебная власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.

С вступлением в действие указанного Закона изменился порядок обжалования судебных решений.

Если по Закону 1991 г. существовала трехуровневая система: суд первой инстанции, кассационной и надзорной инстанции, то с апреля 1995 г. образовывалась четырехуровневая система: суд первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной инстанции и надзорной инстанции. Причем кассационная инстанция выделилась в самостоятельные суды.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Российской Федерации в Российской Федерации действуют следующие Федеральные арбитражные суды округов:

С 1 июля 1995 г. вступил в действие новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, за исключением главы 21 «Производство в кассационной инстанции», которая вводилась в действие по мере создания федеральных арбитражных судов. Следующим этапом формирования судебной системы явилось принятие в июле 2002 г. нового Арбитражного кодекса Российской Федерации, который вступил в действие с 01.09.2002, кроме главы 4, параграф 1 «Подведомственность» и главы 36 «Производство в порядке надзора». Глава 4 вступила в действие через 10 дней со дня официального опубликования, а глава 36 — с 1 января 2003 г.

Одним из важных обстоятельств, побудивших к реформированию арбитражного процессуального законодательства, явилось вступление России в феврале 1996 г. в Совет Европы. 30 марта 1998 г. состоялась ратификация Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, она вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с этого момента юрисдикция Европейского суда по правам человека распространилась и на Россию. Главной задачей, стоящей перед арбитражной системой, необходимо признать обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимательства.

Источник

Становление и развитие арбитражных судов в России в период с 1922 г. по 1993 г. (Историко-правовой аспект) Андреева Екатерина Сергеевна

Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г

Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г

Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Смотреть картинку Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Картинка про Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г. Фото Что послужило причиной создания арбитражных комиссий в 1922 г

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Содержание к диссертации

ГЛАВА 1. Создание системы арбитражного судопроизводства в России с 1922 по 1993г 14

1.2. Законодательные основы деятельности Госарбитража СССР в период с 1931г. по 1959 г 35

1.4. Законодательные основы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в период с 1991г. по 1993г 85

ГЛАВА II. Общая система арбитражного судоустройства в России в период с 1922г. по 1993г 100

2.1. Состав система и структура арбитражных комиссий в период с 1922г. по 1930г 100

2.2. Система, состав, структура Госарбитража СССР в период с 1931г. по 1959г 107

2.3. Система, состав и структура Государственного арбитража СССР в период с 1960г. по 1990г 130

2.4. Система, состав, структура арбитражных судов в период с 1991г. по 1993г 152

Актуальность исследования. Произошедшие в России изменения социально-политического и экономического характера, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление принципа равенства и самостоятельности судебной, законодательной и исполнительной ветвей власти, а также прав каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности обусловили формирование арбитражных судов в качестве специализированных судебных органов. Поэтому необходимость в изучении становления и развития института арбитражного суда в России сегодня оправдана и закономерна.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования не относится к числу достаточно изученных, о чем говорит отсутствие специальных монографий.

Важное методологическое значение для настоящей работы имели публикации Л. Гинзбурга, И.А. Исаева, П.И. Стучки, А.Н. Хорошилова, посвященные общетеоретическим аспектам российской хозяйственно-правовой мысли.

Необходимо отметить, что в последнее время не уделяется должного внимания истории становления и развития арбитража в

России. Об этом свидетельствует отсутствие исследований и публикаций в отечественной литературе.

Таким образом, анализ литературы позволяет говорить о явно недостаточной разработанности указанной проблемы.

Источники исследования. Основными нормативными источниками диссертации стали: Конституция РСФСР, Конституция СССР, Конституция Российской Федерации, Сборник узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского Правительства СССР, Вестники ВЦИК и СНК СТО СССР, Бюллетень государственного арбитража при СНК СССР, Сборник законов СССР, Свод законов РСФСР, Ведомости Верховного Совета СССР, Собрание Постановлений Правительства СССР, Собрание действующего законодательства СССР, Ведомости Съезда Народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР, Ведомости Съезда Народных депутатов Российской Федерации и Ведомости Верховного Совета Российской Федерации.

Кроме положений и законов, в работе в качестве источников рассмотрен и ряд подзаконных нормативных актов. К числу таких актов можно отнести: инструкции, постановления, распоряжения, приказы, указания, циркулярные и инструктивные письма, извлеченные автором из материалов Государственного Архива Российской Федерации.

При рассмотрении вопроса законодательных основ, системы, состава и структуры государственного арбитража и арбитражных судов был изучен фонд Р-8424 «Государственный арбитраж СССР. Высший арбитражный суд СССР 1931-1991г.г.» (Опись 1-13, ед.хр. 4888), находящийся в Государственном Архиве Российской Федерации.

Объектом исследования являются законодательные основы и принципы построения арбитражных комиссий, государственного арбитража и арбитражных судов на этапах их становления и развития: с 1922г. по 1930г.; с 1931 по 1959г.; с 1960 по 1990г.; с 1991 по 1993г.

Предметом исследования являются: этапы развития арбитражных комиссий, государственного арбитража; становление арбитражных судов; законодательные основы, регламентирующие их деятельность; система, состав и структура арбитражных комиссий, государственного арбитража и арбитражных судов.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного системного анализа нормативно-правовых документов и архивного материала исследовать законодательную регламентацию, формы и методы становления и развития арбитража в России за период с 1922г. по 1993 г.

Общая цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

— изучить особенности процесса развития арбитражных комиссий и государственного арбитража в России;

— проанализировать внутреннюю структуру, состав и систему арбитражных комиссий, государственного арбитража и арбитражных судов;

— определить историческую значимость и преемственность арбитражных комиссий и государственного арбитража в становлении арбитражного суда;

— исследовать развитие законодательства, регламентирующего деятельность арбитража в России с 1922г. по 1993 г.;

— выявить особенности становления арбитражных судов. Хронологические рамки исследования определены поставленными задачами. За начало исследования принят 1922 год, когда была образована Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и государственные арбитражные комиссии при областных экономических советах, а затем и при губернских совещаниях. Конечная дата исследования определяется 1993 годом-становлением системы арбитражных судов.

СССР в союзно-республиканский орган и утверждение нового Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР; 6) 1979г.-впервые организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определена Законом «О Государственном арбитраже в СССР»; 7) 1987г.-органы государственного арбитража были выведены из подчинения Совета Министров СССР; 8) 1990г.- в Конституцию СССР внесено изменение, закрепившее разрешение хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР, а в республиках для разрешения хозяйственных споров органами, создаваемыми в соответствии с законами этих республик.

В диссертационном исследовании сформулированы и обоснованы теоретические положения и выводы, полностью раскрытые в основном содержании диссертации, которые выносятся на защиту:

1. По характеру своей деятельности государственные арбитражные комиссии приравнивались к судебным органам, но в отличие от общих судов, рассматривались как специальные суды, созданные для разрешения имущественных споров между хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о двойственном характере правовой природы арбитражных комиссий.

2. Особенностями становления арбитражных судов явились: существование одновременно государственного и ведомственных арбитражей; предупреждающая работа арбитражных органов; нормотворческие функции арбитражных органов, выразившиеся в изучении причин возникновения споров и систематической выработке предложений по совершенствованию хозяйственных связей и хозяйственного законодательства; преобразование форм собственности и изменение управления экономикой.

3. В послевоенные годы особенностью системы государственного арбитража было отсутствие государственных арбитражей в некоторых областях, вследствие чего споры разрешались либо государственными арбитражами соответствующих союзных республик, либо государственными арбитражами соседних областей. Государственные арбитражи при областных исполкомах рассматривали споры, возникающие на территории нескольких областей, и по существу являлись межобластными государственными арбитражами.

4. При становлении системы арбитражных судов имелась тенденция преемственности. Особенно четко она отмечается в характере подчиненности и территориальной организации арбитражных комиссий и органов государственного арбитража. В органах государственного арбитража и арбитражных судах преемственность проявилась в принципах организационного построения, некоторых процессуальных правилах и в организационно-технических вопросах.

5. Система права, касающаяся арбитражного судопроизводства, получила законодательное выражение в виде законов, воспринявших идею дуализма частного права и гражданского процесса.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частные научные методы: системно-структурный, ретроспективный, компаративный и другие.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут послужить основой для создания учебных пособий, использованы в процессе преподавания истории отечественного государства и права, арбитражного процесса, а также в практической деятельности арбитражных судов.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации содержатся в публикациях и выступлениях автора на научных конференциях на протяжении 1999-2001г.г.

Структура диссертации обусловлена предметом и историко-правовой логикой исследования и состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения и списка использованной литературы (материалы архивных фондов, нормативно-правовых актов, монографий и диссертаций, периодической печати).

Законодательные основы деятельности арбитражных комиссий в период с 1922г. по1930г

После октября 1917г. большевистское правительство Декретом о суде №12 и №23 аннулировало коммерческие и торговые суды. Началось формирование органов управления народным хозяйством и последующие мероприятия Советской Власти по национализации земли, банков, промышленности, транспорта, средств связи.

Второй Всероссийский съезд Советов 26 октября (8 ноября) 1917 года, образовал Совет Народных Комиссаров, в состав которого вошел народный комиссар по делам торговли и промышленности. А позже 2 декабря 1917 года при Совете Народных Комиссаров был создан Высший Совет Народного Хозяйства, на который было возложено руководство производством, народным хозяйством и государственным управлением.4 В составе ВСНХ для оперативного руководства отраслями народного хозяйства были образованы отделы, а также созданы главные и центральные комитеты. Главки и центры руководили отдельными отраслями промышленности.

С первых же месяцев строительства Советского государства наметилась тенденция четкого ограничения компетенции органов хозяйственного руководства в области разрешения хозяйственных споров между государственными предприятиями от компетенции органов правосудия. Ст. 15 Декрета о суде №2 устанавливала, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются».5

Значительный вклад в разработку системы советского права и формированию ее теоретических основ внес П.И. Стучка, который в 1919г. писал «. настал момент приступить к сводке всего пролетарского права переходного времени в систематический сборник»7 главенствующее положение в котором должна была занять Конституция.

После окончания гражданской войны и перехода к новой экономической политике (НЭПУ) условия деятельности хозяйственных организаций коренным образом изменились.

Другой причиной, повлекшей отделение управления от разрешения хозяйственных споров, явилось то, что органы общей судебной системы, связанные детальными процессуальными нормами и рассматривающие дела в нескольких инстанциях, не были знакомы со всеми проблемами хозяйствования, с вопросами организационного характера, с постоянно меняющимися задачами управления производством и потреблением в масштабе страны, и не могли быть использованы в качестве органа, разрешающего основную массу хозяйственных споров. В связи с этим в аппарате государства появились органы, специально призванные рассматривать только споры, возникающие между юридическими лицами. Первоначально эти органы имели очень много общего с судебной системой и лишь постепенно выкристаллизовались в органы государственного арбитража в том виде, какой они имеют сейчас. С 1922г.9 по 1931 г.г.10 разрешение споров социалистических организаций осуществлялось арбитражными комиссиями, которые не являлись судебными органами в собственном смысле слова, действовали как «учреждения снабженные судебными функциями»11 (терминология ст.1 ГПК РСФСР 1932г. и Основ судоустройства СССР и союзных республик 1924г.).12

В условиях переходной экономики, как отмечает Исаев И.А., «. складывались благоприятные факторы для правовой регламентации отношений между хозяйственными единицами внутри государственного сектора (чему способствовало введение принципов хозрасчета) и механизмов регулирования, действовавших в рамках различных социально-хозяйственных секторов экономики».13

Данные условия, во- первых, способствовали изменению структуры правовой формы, вследствие чего выделялись новые отрасли права, во- вторых, вместо логической и систематизирующей обработки правовой формы, открывалась возможность рационально корректировать эту форму посредством элементов планового регулирования».14 Недостатком в управлении экономикой НЭПа, отмечает А.Н. Хорошилов, явилось, то, что «. управление экономикой, как составной и главной частью государственного аппарата, обеспечивало развитие системы избыточной регламентации процесса текущего управления народным хозяйством».15 Постановлением Совета Труда и Обороны (СТО) от 23 августа ». 1922г о Товарных Биржах, были созданы арбитражные комиссии с правами третейского суда16 для рассмотрения сравнительно узкого I круга споров. Данные арбитражные комиссии не являлись органами, разрешающими все имущественные споры, возникающие между предприятиями и хозяйственными организациями.

Законодательные основы деятельности Госарбитража СССР в период с 1931г. по 1959 г

Постановлением СНК СССР от 20 марта 1931 г «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах»55 была оговорена необходимость организации государственного арбитража для разрешения всех споров между хозяйствующими органами, возникающих по заключению договоров и связанных с материальной ответственностью одного из них перед другим.

Период с 1930г. по 1931г. в стране осуществлялась кредитная реформа, развивались хозяйственные взаимоотношения организаций, которые ликвидировали коммерческое кредитование между государственными органами и заменили его банковским кредитованием. Вследствие чего государственным и кооперативным органам было запрещено отпускать товары и оказывать услуги друг другу в кредит, а также выдавать друг другу авансы и задатки. Всесоюзная Коммунистическая Партия большевиков (ВКП(б)) придавала важное значение внедрению договоров в хозяйственные отношения между социалистическими организациями, поэтому в, директиве Центрального Комитета ВКП (б) от 12 апреля 1931г. «О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров»56 указывалось на необходимость обеспечения четкой работы органов государственного арбитража с тем, чтобы споры, возникающие между хозяйственными органами по договорам, разрешались с максимальной быстротой.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановлением от 18 января 1931 года обязал все хозяйственные органы оформлять свои заказы и поставки, путем заключения письменных договоров, и обеспечивать «точное и своевременное выполнение договоров.57

Позже, 20 мая 1931г., постановление ЦИК и СНК СССР «Положение о государственном арбитраже» было несколько изменено. Согласно изменению государственный арбитраж учреждался при Совете Народных Комиссаров СССР союзных и автономных республик, краевых, областных исполкомах и исполкомах автономных областей.

Положении о государственном арбитраже при СНК говорилось о нем как о системе органов, призванных решать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора. По положению государственный арбитраж осуществлял юрисдикционную деятельность, отличающуюся от судебной не только принципами организации и характером подчиненности, но и самой формой разрешения дел. Исключение из судебной системы и дальнейшее развитие некоторых черт «управленческого» характера, наметившихся еще в деятельности арбитражных комиссий, отличали государственный арбитраж от арбитражных комиссий. Вместе с тем, как справедливо отмечалось в литературе, «система органов арбитража не возникла на пустом месте, ее появление было подготовлено анализом, как недостатков, так и достоинств деятельности арбитражных комиссий».60 Это положение состояло из 13 статей. В нем были регламентированы цели, компетенция, структура арбитражных органов, основные правила процедуры разрешения споров, порядок надзора за правильностью решений, право Государственного арбитража при СНК СССР инструктировать арбитражи союзных республик и ведомств СССР, созывать периодические совещания республиканских, местных и ведомственных арбитражей, и производить обследование их деятельности.

Однако деятельность органов государственного арбитража не была сведена к разрешению лишь имущественных споров между социалистическими организациями. Самой жизнью была вызвана необходимость расширения его задач и функций, повышения роли в народном хозяйстве. Об этом свидетельствует анализ постановлений Правительства СССР, принятых по вопросам государственного арбитража.

Состав система и структура арбитражных комиссий в период с 1922г. по 1930г

Арбитражные комиссии были созданы Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 21 сентября 1922 г. положением «О порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями»,181 в соответствии со ст.1 которого и ст.22 Основ судоустройства Союза СССР и союзных республик182 имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались: а) Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО)183; б) высшей арбитражной комиссией и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем арбитражными комиссиями при совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбитражные комиссии.

Настоящее Положение не распространялось на государственные учреждения (Государственный банк, Главное

Правление Государственного Страхования), поскольку утвержденные положения о них предусматривали разрешение их имущественных претензий и споров в судебном порядке. Высшая Арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны была образована в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиции, и двух членов, непосредственно назначаемых Советом Труда и Обороны. В соответствующем порядке назначались: заместитель председателя и заместители членов Комиссии.185

Арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях образовывались в составе председателя, назначаемого Советом Труда и Обороны по представлению Народного Комиссариата Юстиции, и 2-х членов, назначаемых областными экономическими совещаниями.

В соответствии со ст.4 Правил местные арбитражные комиссии разрешали подведомственные им дела в «судебном присутствии», состоящем из: председательствующего и 2-х членов арбитражной комиссии. В состав «судебного присутствия» входили обязательно юрист и специалист по хозяйственным вопросам.

Для приема исковых заявлений и других бумаг председатель арбитражной комиссии назначал «дежурство ответственных сотрудников арбитражной комиссии».

К компетенции «ответственных сотрудников» арбитражной комиссии в соответствии со ст. 10 Правил относилось, кроме принятия исковых заявлений, слежение за правильностью их подачи.

В соответствии со ст.22 «Основ судоустройства СССР и союзных республик»191 был предусмотрен порядок надзора за деятельностью арбитражных комиссий со стороны руководящих судебных учреждений СССР и союзных республик устанавливался по «принадлежности». В отношении Высшей Арбитражной комиссии

В п.1 «Положение об арбитражной комиссии ВСНХ СССР» принятое постановлением ЦИК и СНК СССР от 12 февраля 1926192 года, предусматривало образование арбитражной комиссии в составе Высшего Совета Народного Хозяйства СССР.

В соответствии с п.4 Положения193 арбитражная комиссия Высшего Совета Народного Хозяйства СССР образовывалась в составе: председателя, заместителей председателя, членов, назначаемых президиумом ВСНХ СССР в числе, им определяемом.

В положении было предусмотрено обязательное обращение в арбитражную комиссию ВСНХ лишь в тех случаях, когда обе спорящие организации непосредственно подведомственны ВСНХ и состоят на госбюджете. В остальных случаях, споры могли передаваться в арбитражную комиссию ВСНХ лишь при наличии специального об этом письменного соглашения между спорящими сторонами. При отсутствии такого соглашения, спор должен был рассматриваться в Высшей арбитражной комиссии СТО.

Система, состав, структура Госарбитража СССР в период с 1931г. по 1959г

Организационное построение Госарбитража было установлено постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 года201. Это положение, по существу, являлось основным законом о государственном арбитраже СССР, определяющем его задачи, построение, порядок работы и вместе с этим устанавливающее ряд норм процессуального характера.

Это положение регулировало не только деятельность государственного арбитража при Правительстве СССР, но и всех государственных арбитражей Советского Союза. В дальнейшем в указанное положение были внесены дополнения и изменения.202

В соответствии со ст.4 Положения203 Государственные арбитражи состояли: при Совете труда и Обороны; при экономических советах (совещаниях) союзных республик; при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей.

Положением не было предусмотрено создание государственных арбитражей при исполкомах городских советов депутатов трудящихся, однако, позднее были созданы государственные арбитражи при исполкомах городских советов депутатов трудящихся Москвы и Ленинграда и Куйбышева и других крупных городов.204

Одно время имела место попытка именовать арбитражи при городских исполкомах не государственными, а ведомственными арбитражами. Это нельзя признать правильным, так как арбитражи, состоящие при исполкомах городских советов депутатов трудящихся, также как и арбитражи при исполкомах областных (краевых) советов депутатов трудящихся, безусловно, являлись арбитражами государственными, а не ведомственными.205

Госарбитраж при СНК СССР в своем составе имел инспекцию, которая, в соответствии с Приказом Главного арбитра при СНК СССР от 19 мая 1937г. «Обязанности инспекции Госарбитража при СНК СССР и порядок их выполнения», выполняла следующие функции, которые можно разделить на четыре основные группы: 1) инструктирование, 2) надзор, 3) кодификация, 4) разработка форм отчетности.

К первой группе относились: инструктирование системы государственного и ведомственного арбитража, своевременное снабжение инструкциями и информационными материалами, дача ответов и разъяснений на конкретные вопросы местным органам арбитража государственного и ведомственного арбитража, проведение обследований и проверок работы центральных и местных органов государственного и ведомственного арбитража, подготовка отчетов Главному арбитру о результатах обследования.

В порядке надзора инспекция следила за решениями местных арбитров, за разработкой вопросов, связанных с организацией сети Госарбитражей, за сообщением заинтересованным сторонам и соответствующим государственным арбитражам результатов решений, за изучением и обобщение поступающих жалоб на решения местных государственных арбитров, и доведением их до сведения Главного Арбитра при СНК СССР.

К третьей группе относилась кодификация законодательного и инструкционного материала.

К четвертой группе можно отнести, помимо разработки проектов форм учета, руководство статистической работой системы, составление квартальных и годовых отчетов по работе Госарбитража при СНК СССР и арбитражной системы в целом и представление проектов предложений, вытекающих из результатов отчетов.

Помимо выше перечисленных обязанностей, инспекция вела учет состояния кадров в системе государственного арбитража (количественный и качественный) контроль за их движением, осуществляла комплектование хозяйственного факультета Правовой Академии, снабжала руководящий состав Госарбитража при СНК СССР всем необходимым кодификационным материалом и ежемесячными сводками.

На протяжении военного времени в 1941г. в личном составе как государственного арбитража при СНК СССР, так и в Государственного арбитраже при СНК союзных, автономных республик и исполкомах при СНК союзных республик, областных (краевых) советов депутатов трудящихся произошли существенные изменения, касающиеся как руководящегося состава, так и иных частей аппарата. Эти изменения происходили вследствие: принятия постановлений Правительства (освобождение от работы); мобилизации ряда работников в ряды Красной Армии; изменения штатного расписания и переезда Госарбитража в г. Энгельс (октябрь 1941г.).

Вследствие перечисленных изменений, на 1 января 1942г. аппарат государственного арбитража состоял из 30 человек, вместо 70 человек в 1941г.

Состав Государственного арбитража при СНК СССР выглядел следующим образом: главный арбитр, заместитель главного арбитра, начальник инспекции; начальник отдела надзора; консультанты, вспомогательный и технический персонал.

Внутренняя структура арбитража строилась исходя из количества рассматриваемых споров и подведомственности. Арбитражи, разрешающие более или менее значительное количество споров, имели группы, каждая из которых рассматривала дела определенной отрасли или определенных отраслей народного хозяйства. Группы, обычно, состояли из арбитра, консультанта, референта и стенографистки. Распределение дел между арбитрами и их группами, происходило с учетом того, в какой отрасли промышленности, в связи с какой именно поставкой продукции возник спор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *