Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест

Возрождение русской словесности

Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Смотреть фото Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Смотреть картинку Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Картинка про Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Фото Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест

25-26 мая в Москве состоялся первый съезд Общества русской словесности. Возглавил Общество по просьбе Президента России В.В. Путина Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В состав новой организации вошли представители Совета по культуре при Патриархе, лидеры культурного движения России, филологи, историки, музыковеды и другие специалисты. По благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона в работе первого съезда Общества принял участие Леонид Григорьевич Панин, доктор филологических наук, декан гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета, который поделился с редакцией своими впечатлениями.

В своем докладе на пленарном заседании Патриарх Кирилл напомнил, что учрежденное в этом году Общество русской словесности не первое в истории России: «Сразу хотел бы отметить: хотя, как мы знаем из отечественной истории, общества любителей русской словесности создавались и ранее, столь представительное собрание, посвященное вопросам русского языка и русской литературы, проводится впервые. В 1811 году в России были созданы сразу два общества, объединявшие людей, которым были небезразличны судьбы отечественной словесности. Одно из них — литературно-научное «Общество любителей российской словесности» при Московском университете — просуществовало до 1930 года. Другое — «Беседы любителей русского слова». «Общество любителей российской словесности» при Московском университете, в которое входили, помимо ученых и литераторов, государственные и общественные деятели, выдающиеся сыны нашего Отечества, трудилось на благо народа своей страны без малого 120 лет. За это время Обществом было опубликовано множество выдающихся художественных и фольклорных произведений, научных трудов и словарей. Благодаря его активной деятельности преподавание филологических дисциплин в России достигло небывалого расцвета, а вопросы русского языка и литературы всегда были в центре общественного внимания и обсуждения. В 1992 году по инициативе академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Общество любителей российской словесности» было возрождено. Но через несколько лет, после кончины Дмитрия Сергеевича и энергичного секретаря Общества Раисы Николаевны Клейменовой, оно, увы, практически прекратило свою деятельность».

Состав нынешнего Общества русской словесности уже сегодня насчитывает более 700 человек: известные ученые, общественные деятели, преподаватели средней и высшей школы. Заместитель председателя Общества – Людмила Алексеевна Вербицкая, президент Санкт-Петербургского университета, президент Российской академии образования, президент международной и российской ассоциаций преподавателей русского языка и литературы. Секретарь общества – епископ Тихон (Шевкунов), автор книги «Несвятые святые», настоятель Сретенского монастыря и ректор Сретенской духовной семинарии. «Даже эти фамилии свидетельствуют о том, какой высокий уровень у общества и какие задачи оно способно решить», — уверен Леонид Григорьевич.

Помимо известных филологов Москвы и Санкт-Петербурга, в состав Общества были приглашены представители регионов. «Следует особо отметить участие учителей среднего образовательного звена – более 150 человек на отдельной секции обсудили проблемы преподавания русского языка и литературы в школе, ситуацию с ЕГЭ и т.д. Также в работе общества приняли участие писатели, в частности, Новосибирскую область вместе со мной представлял Михаил Николаевич Щукин, крупнейший сибирский писатель и главный редактор журнала “Сибирские огни”», — рассказывает Л.Г. Панин.

Многими отмечается, что неслучайно Общество русской словесности в современной России возглавил Патриарх. Выступая 9 марта на первом рабочем совещании в связи с созданием Общества, Святейший Патриарх напомнил, что забота о духовной жизни человека, его духовном облике – забота прежде всего церковная, забота пастыря, и кому как не пастырю быть озабоченным состоянием души человека, его культурным уровнем, знанием, его любовью к родной истории и формированием совестливого человека.

Следующий этап работы Общества – открытие отделений в регионах. В Новосибирске такое начинание уже поддержано Митрополитом Новосибирским и Бердским Тихоном. «Владыка Тихон – человек деятельный, и он заинтересован, чтобы Общество не замыкалось академической средой, а занималось просветительской деятельностью – это самое главное. Надеюсь, будет вестись и издательская деятельность: на мой взгляд, было бы полезно издать уникальные древние тексты, которые хранятся в ГПНТБ. В частности, я уже более 20 лет занимаюсь Друцким Евангелием – это крупнейший текст XIV века, переписанный с более раннего списка XI века, и мне, конечно, хотелось бы подготовить к изданию эту рукопись. И у нас немало ученых, которым есть что представить к изданию», — считает Леонид Григорьевич. Немало также будет желающих принять участие в работе отделения Общества в Новосибирске.

Возвращаясь к главной функции Общества – просвещать – Леонид Григорьевич поясняет значение слова «словесность». «Это понятие имеет два значения. Во-первых, это совокупность всех словесных произведений, созданных народом. Минимальное словесное произведение – это слово, потому что в слове заключен бесценный опыт человека, по слову можно узнать большую информацию. Например, по слову «окно» можно понять, какого размера у славян были окна – очень маленькими, размером с око. Во-вторых, словесность – это наука, которая занимается изучением истории словесных произведений и теми художественными средствами, которые характерны для них. Говоря же о филологии, мы имеем в виду прежде всего зарубежные традиции, и само это слово пришло из греческого языка – оно означает любовь к ученым беседам, книгам. Когда употребляется слово «словесность», имеется в виду пласт произведений, накопленных народом».

По словам Леонида Григорьевича Панина, сейчас, к сожалению, для многих литературные традиции начинаются с Пушкина, в лучшем случае с Ломоносова. «Выступая в прениях на круглом столе во время секционной работы Съезда, я подчеркнул, что мы забываем церковнославянский язык, что традиции наши восходят к Кириллу и Мефодию, митрополиту Илариону, преподобному Сергию Радонежскому и его ученикам – это должны изучать и школьники, и студенты».

Задачей Общества русской словесности станет, по благословению Патриарха Кирилла, распространение культуры русского языка, литературы и истории. Выступая на Съезде, он высказал обеспокоенность уровнем грамотности школьников и молодежи и тем, что русские перестали быть самой читающей нацией. Мы попросили Леонида Григорьевича поделиться советами, как привить ребенку любовь к чтению и родному языку: «Мне трудно давать какие-то практические рекомендации в рамках страны и общества, но я знаю, что должен делать я сам как педагог средней и высшей школы. Моя задача – заинтересовать. Можно прочитать всего одну-две страницы текста, но так показать этот текст, чтобы ребенку захотелось, придя домой, прочитать его полностью».

Источник

Роль курса «Русская словесность» в духовном развитии школьника

Разделы: Литература

В настоящее время преподавание дисциплин филологического цикла, в том числе русского языка, осуществляется в сложных социокультурных условиях.

Средства массовой информации давно перестали быть образцом, достойным подражания. С каким чувством гордости Н. М. Карамзин говорил: «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем … течет, как гордая, величественная река …» Сегодня даже интеллигентные люди говорят на засоренном языке. Новомодные, наиболее читаемые писатели довольно вольно обращаются со словом. Восхищаться остается лишь языком самих классиков литературы, но и это вызывает сомнения, если новейшие издания книг полны ошибок.

Все это ведет к деформации русского литературного языка, происходит расшатывание его норм, снижается речевая культура и грамотность населения.

В связи с этим все более актуальной становится проблема сохранения национального языка. Проблема эта общегосударственная.

Вместе с тем отмечено: наблюдается тенденция к возрождению пластов языка, связанных с духовным становлением личности, с постижением языка как основы духовной культуры в целом: используются альтернативные пособия и программы, ведутся интегративные курсы, действуют школы и классы с углубленным изучением русского языка.

Обратимся к курсу «Русская словесность».

Одна из трудностей, с которыми сталкиваешься в процессе обучения школьников,- бедность речевого выражения мысли учащихся. Но бороться с этой трудностью необходимо не на последней ступени обучения (когда речь идет о подготовке к уровню «с»), а как можно раньше.

Необходимо научить ребенка осознавать значимость слова. Поэтому на первых же уроках словесности ввожу и постепенно развиваю понятие “Внутреннее движение души”.

Ставлю цели: 1) познакомить со способами передачи внутреннего движения души путем наблюдения за xудожественным текстом,

2) способствовать развитию читательской наблюдательности, ассоциативного мышления, воображения,

3) способствовать формированию собственного «я» – «я» человека.

На первом этапе работы убеждаемся, что внутреннее движение души можно передать с помощью слов, описывающих (называющих) состояние души, восприятие мира: радость, счастье, красоту. Размышляем о собственном состоянии души, выражая его в слове. То есть поднимаемся на ступеньку осознания собственного «я» – «я» человека: я чувствую, я ощущаю.

Следующая ступенька – наблюдение за тем, как слово в контексте приобретает необычное значение, становится эмоционально насыщенным. Для ребят становится открытием, что двойственность души можно передать, используя обыденные слова (относящиеся к бытовой лексике). Осуществляя социально-ролевую функцию урока, обращаюсь к жизненному, интеллектуальному, эмоционально-чувствительному опыту ребенка. Прошу выразить ассоциации, связанные со словами

От собственного жизненного знания приходим к осознанию художественного видения. Обращаемся к стихотворению Н. Колычева (сб. “Звонаря зрачок”,1993)

Теплый взгляд, лучистый, томный
По-кошачьи щурит печка.
Выйду с ведрами из дома
По певучему крылечку.
Дым растет из крыши старой
Белым деревом высоким.
Солнышко снежинкой алой
Мне покалывает щеки.
На заборе-частоколе
Чудо-холст — парчовый иней.
И заснеженное поле
Розовым цветёт и синим.
С куполов небес берёза
Потянула чуткий лучик,
Звонким языком мороза
Тронув колокол плакучий.
Светлым тоном, чистым ладом
Осыпают звуки душу…
Никуда спешить не надо,
Замерев, смотри и слушай.
Суета от веку лжива,
До покоя — не домчаться.
Лучше с ведрами большими
Каждый день ходить за счастьем
Меж сугробов по дорожке…
Там, совсем по-человечьи,
Грея берегов ладошки,
Полыньею дышит речка.

Так постепенно у учащихся формируются умение и навык целенаправленного наблюдения за художественным текстом.

«Прощупав» жизненный, интеллектуальный, чувственно-эмоциональный опыт ребенка, выходим на следующий уровень – формирование навыков исследовательской работы.

На ранней стадии работы по формированию навыков исследования текста учащимся предлагают индивидуальные, парные, групповые задания по принципу адресной постановки вопросов в зависимости от индивидуальных способностей, психических свойств, особенностей восприятия каждого ребенка. Так, пятиклассник, находящийся на репродуктивном уровне познания, может получить задание подготовить сообщение «Особенности поэтического языка А.С. Пушкина», используя материал учебника и дополнительных источников. Ученик, обладающий навыками аналитического мышления, способен провести маленькое исследование «Частота употребления существительных, прилагательных, глаголов в стихотворении А.С. Пушкина «Унылая пора! очей очарованье. «, цель которого – размышление над вопросом: почему стихотворение насыщено существительными и прилагательными. Склонному к творческому самовыражению ребенку предлагается стилизация пушкинского стихотворения.

Учитель помогает, направляет, стимулирует работу ученика и на уроке, и во внеурочное время. На последующих этапах работы учащимся предоставляется право выбора разноуровневых заданий, что способствует реализации перехода от репродуктивного к аналитико-творческому уровню познания.

Соотнесение наблюдения за художественным текстом с собственным восприятием, развитие исследовательских навыков позволяет ребенку (в зависимости от уровня развития) подняться (или сделать попытку подняться) на ступеньку умения выразить свое восприятия мира словом.

Создание собственного текста может “проходить” несколько этапов. Так, в 5 классе на примере былины «Три поездки Ильи Муромца» мы рассматриваем особенности композиции, развитие сюжета, образ героя, вводим понятие гипербола. С целью выявления одаренных детей классу предлагается задание: стилизовать вступление. Затруднений это задание не вызвало ни у кого, самые удачные работы были взяты на заметку.

В 6 классе былины не изучались, но на групповом занятии продолжалась работа по наблюдению за языковыми особенностями, манерой сказывания былин.

В 7 классе работа по созданию былины была завершена. Получилось несколько удачных текстов. Они были прочитаны на занятии по словесности, обсуждены с ребятами, и по общему решению самая яркая былина была отправлена на конкурс «Вдохновение» –ученик стал призером.

В 8 классе уделяется внимание стилизации баллады, в 9-ом – оды.

Разнообразная исследовательская и творческая работа не только расширяет диапазон знаний, но и дает возможность закрепить употребление языковых средств в собственной речи учащихся, способствует развитию умения рассуждать, оценивать, интерпретировать, творить.

Сегодня, когда материальное довлеет над духовным, путь интеграции русского языка и литературы, способствующий возрождению подлинного интереса к русской культуре, кажется особенно важным.

Источник

Тест по литературе Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…» для 8 класса

Тест по литературе Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…» для 8 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.

1 вариант

А1. Как изменились взгляды Беневоленского на револю­ционные идеи?

А2. В каком соборе проходила коронация Николая II?

1) в Богоявленском
2) в Успенском
3) в Спасском
4) в Софийском

А3. Какова судьба Фенички?

1) погибла на Ходынском поле
2) ей удалось спастись
3) пропала без вести
4) была ранена, но выжила

А4. Назовите фамилию следователя по особым делам, ко­торый пытался допросить генерал-губернатора Москвы:

1) Кайзер
2) Фридман
3) Кейзер
4) Брунц

В1. Кого Иван Каляев считал виновным в ходынской тра­гедии?

В2. В каком монастыре Надежда Олексина исповедова­лась перед иконой «Утоли моя печали»?

С1. Что послужило причиной ходынской трагедии?

2 вариант

А1. Как звали горничную Нади?

1) Прасковья
2) Палаша
3) Феничка
4) Марья

А2. Как повёл себя царь после ходынской трагедии?

1) объявил траур
2) отменил празднества в честь коронации
3) назначил расследование, оказал материальную по­мощь семьям погибших
4) продолжил празднества в честь коронации

1) не хватило духу
2) ему помешали
3) пожалел сидящих в карете жену и детей Сергея Алек­сандровича
4) передумал убивать князя

А4. Что вручила на память Каляеву Елисавета Фёдоровна?

1) иконку «Утоли моя печали»
2) ладанку
3) икону Николая Чудотворца
4) Библию

В1. Какое историческое событие послужило тому, что Бе­неволенский окончательно осознал опасность революции для России?

В2. Какой персонаж романа был уверен в том, что «персо­ны первого и второго классов Табели о рангах не были, да и не могли быть повинными в чём бы то ни было»?

С1. Для чего автор, описывая коронацию Николая II, при­водит и журнальные публикации, и выдержки из дневни­ков и писем свидетелей церемонии?

Ответы на тест по литературе Б.Л. Васильев «Утоли моя печали…» для 8 класса
1 вариант
А1-4
А2-2
А3-1
А4-3
В1. Генерал-губернатора Москвы
В2. В Соловецком
2 вариант
А1-3
А2-4
А3-3
А4-1
В1. Оборона Шипки
В2. Иван Каляев

Источник

Манифест в защиту русского слова, за возрождение филологической науки и достойное изучение отечественной словесности в системе российского образования*

Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Смотреть фото Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Смотреть картинку Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Картинка про Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест. Фото Что послужило причиной возрождения словесности ответ на тест

Достижения отечественного образования ХХ века, получившие в стадии наивысшего развития мировое признание, ныне утрачены нашей школой.

При проведении разрушительных «новаций» мнение специалистов, наследие классиков отечественной науки цинично игнорировались; реформами командовали чиновники, не желающие принимать во внимание и малой доли проблем якобы «руководимой» ими важнейшей области государственного строительства или же люди на деле относящиеся к России безучастно или враждебно. Иные работники названной сферы не противостояли абсурдным «реформам», желая не противоречить указаниям, даваемым «сверху», чтобы «удержаться на плаву».

Созданная системой руководства рабская зависимость учителей от иных насаждаемых и явно подчинённых чужим и чуждым школе интересам руководителей учебных заведений, не обладающих ни педагогическим знанием, ни талантом, зачастую создаёт обстановку для жесточайшего произвола и беспринципности в школьной среде.

В этих условиях мы, граждане России, учителя, учёные-филологи, преподаватели высших учебных заведений, чувствуем себя обязанными возглавить активную деятельность по возвращению к исконным началам духовной и созидательной жизни нашего народа, принимая во внимание коренной пафос русской словесности, сущность нашей веры, благодатный характер отечественной культуры и её вековые традиции.

Прежде всего следует обратиться к тем безусловным неколебимым идеалам, которые, исповедуя на словах, мы забываем в действительности. Следует осознать, что любое отступление на фронте родного слова в условиях духовной оккупации должно быть оценено только как предательство Родины.

Осознавая это предательство, поддерживаемое некоторой частью «руководства сверху», мы видим свой долг в утверждении, сохранении и защите русского слова, в возрождении достойного преподавания русского языка и русской литературы в школах и вузах России, в широком распространении плодотворной и единящей Россию русской культуры, получившей мировое признание.

Это возможно при условии сохранения, утверждения и повсеместной защиты русского языка, при безусловном осознании того, что духовно-нравственные ценности народа, его образование, его культурное и духовное наследие входят как органические части в общую систему, определяющую жизнеспособность, сохранность и безопасность нации и России как независимой державы.

Сознавая, что будущее страны определяется уровнем и широтою образованности её граждан, мы с тревогой и болью наблюдаем как «с помощью» реформ разрушаются основы нормального школьного и вузовского образования, опирающиеся на освоение основополагающих базовых дисциплин, на принципы научности, системности, образовательной полноты, целесообразности и воспитательной ценности учебных программ, на теснейшую связь школьного дела, университетского и педагогического образования с наукой и культурой.

Необходимо помнить, что только изучение классической литературы, а не случайного подбора произведений создаёт предпосылки для воспитания истинного вкуса и целого ряда других непременных качеств духовно и нравственно здоровой личности.

Мы считаем безусловно тупиковыми образовательные новации, вроде ЕГЭ, неуместного тестирования, «дрессировочных» методов обучения и воспитания, тормозящих развитие школьного дела и наносящих ощутимый урон отечественной школе.

Настоящим Манифестом мы заявляем о начале широкого движения в защиту русского языка, русской литературы и в целом русской культуры от недопустимых выпадов русофобов, врагов российской государственности, русской цивилизации и всех крепящих её основ. Мы будем содействовать профессиональной, научной оценке состояния всех областей жизни и государственной деятельности, определяющих содержание и направление развития важнейших духовно-образовательных сфер, начиная с состояния языка и культуры и кончая политикой в области средств массовой информации и защиты прав нормальной личности, нормальной семьи, школы и условий нормальной жизнедеятельности человека и народа в русле созидательных духовных ценностей великой русской культуры.

Мы будем содействовать повсеместной организации и работе обществ, кружков и других форм организации по пропаганде и защите русского языка, русской литературы, русской культуры и образования, а также юридической защите прав граждан, семей и сообществ людей в этих областях жизни, явно и тайно угнетаемых иными кругами и манипуляторами из «пятой колонны» современной власти.

Да здравствует великий, могучий и свободный русский язык! Да здравствует созидательная, несущая разумное, доброе, вечное русская классическая литература и культура! Да здравствуют созидательные и единящие народы духовно-нравственные и педагогические традиции отечественного образования, наша русская школа!

* Одобрен на ХХY Всероссийской научно-практической конференции «Филология и школа».

Источник

Текст выступления на конференции «За возрождение русской словесности»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В период обучения в школе, ребенок открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности: любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. Впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику развить свои дарования и таланты, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества. Так должно быть.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Как свидетельствуют социально-педагогические данные причинами такого положения дел являются:

1)разрушение традиционного семейного уклада;

2)снижение жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей;

3)чрезмерная занятость родителей.

Все это приводит к повышенной напряженности в семьях, ухудшению здоровья детей, росту случаев социального сиротства и домашнего насилия. Развитие и формирование духовно-нравственных ценностей на этом фоне значительно замедляется.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребёнка, необходимо отметить, что существуют «нормальные» и деструктивные детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии

(На слайде: причины деструктивных детско-родительских отношений)

Еще одним сдерживающим фактором является широкое распространение среди учащихся технических медиасредств и отсутствие медиаобразования, медиаграмотности родителей и детей, и как следствие, огромный поток информации, справиться с которым, ребенок, не имеющий жизненного опыта самостоятельно не способен. Отрицательные стороны жизни человека и общества, широко освещаемые в социальных сетях, оказывают негативное влияние на внутренний мир ребенка. Значительное место в формировании мировоззрения в этом случае занимает не детская литература, не произведения классиков, а порой сомнительного происхождения информация. С раннего детства духовные ценности, сокрытые в богатстве русского языка подменяются и вытравливаются из сознания детей.

Как компенсировать недостатки семейного воспитания? Как обеспечить возможности родителей в предоставлении детям образования? Школа не может возложить на свои плечи зону ответственности семьи и зону ответственности общества и государства.

Единственным выходом является конструктивный диалог и совместные действия, сотрудничество и партнерство с родителями, с общественностью и государственными структурами, отвечающими за сферу образования. Что пока оставляет желать лучшего.

А пока наши дети страдают от недостатка духовности, а учитель остается один на один в решении данного вопроса.

Огромное влияние, и можно сказать главное, после родителей, на нравственное воспитание детей оказывают качества личности педагога, уровень его педагогической компетентности.

Я являюсь учителем истории и ОРКиСЭ. В школе работаю чуть больше 20 лет. Проблемы духовно-нравственного воспитания на протяжении моей работы в школе всегда поднимались и широко обсуждались на различных уровнях. Но с каждым годом ситуация еще более усугубляется.

Как я решаю задачи духовно-нравственного воспитания на уроках истории и ОРК и СЭ?

Казалось бы, содержание школьных учебников по истории и ОРКиСЭ, с которыми непосредственно работают учащиеся насыщено информацией о важнейших страницах истории Отечества, содержат имена выдающихся людей России, описания знаменитых памятников православной культуры России, примерами истинного патриотизма. Но как превратить все это в знания детей, как влюбить детей в эти образы, как сделать их действительно святыми, почитаемыми, уважаемыми для ребят. Задача не из легких…

Первое правило: Любить. Любить детей, любить свою работу, любить свой предмет.

Правило второе: Быть искренней.

Правило третье: Практика, а не слова!

Правило четвертое: Не навредить!

В своей работе применяю следующие методы, разработанные Г.И. Щукиной

Методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, притча, пример);

Методы организации деятельности и формирования способа поведения (упражнение. Поручение, воспитывающие ситуации);

Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания в деятельности. К этим методам относятся поощрение, порицание, наказания, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка.)

Важным моментом в проведении занятий является эмоциональное состояние ребят. Для благодатного восприятия очень важна спокойная обстановка. Добиться ее последнее время все сложнее. Для этого я использую психологические тренинги, игры и просто рисование.

Тренинг: «Я дарю тебе добро…» дети складывают ладошки лодочкой, я подхожу к каждому и «дарю», вкладываю из своих ладоней добродетели, положительные человеческие качества и т.д. Потом ребята могут «подарить» друг другу что-то, но соблюдая условие, что это добрый, хороший подарок.

Тренинг: «Это мне не нужно…» Я говорю, сегодня у тебя плохое настроение, пойди выбрось его в корзину для бумаги. И предлагаю ребятам выбросить все, что им мешает.

Тренинг для снятия агрессии: Даю лист бумаги и прошу нарисовать, все что захочешь…, если у ребенка есть агрессия или страх, он рисует, а точнее сказать чиркает бумагу, появляются страшные рожицы на бумаге, непонятные фигуры, иногда чтобы успокоиться ребята тратят по 2-3 листа, в этом году был рекорд – 6. (Иногда ребята стараются показать, смеются над рисунками, иногда прячут). Потом нужно помять, изорвать и выбросить в корзину, но самое интересное начинается потом, желание рисовать остается, берут листочек и рисуют уже что-то хорошее. Я предложила на первом занятии рисовать подарок самому дорогому человеку. И вот здесь дети начали открываться… «а кто это дорогой человек?» Начинают рассуждать на эту тему…

Все это может происходить в процессе рассуждения по теме урока, и тогда ребята рисуют по теме, при этом активно поддерживая беседу.

Стараюсь сделать содержание материала «живым», доступным для сознания детей, в этом помогает чтение с остановками, вопросы к тексту, музейные экспонаты, устная история, опора на личный опыт учащихся. (например, при изучении темы «Икона», модуль «основы Православной культуры», задаю вопросы: « а у кого дома есть иконы?», «Какие?» «Чем написаны?», « На чем написаны», «Как родители ухаживают за иконами»? и т.д. Даю внимательно рассмотреть, сравниваем икону и картину. При этом демонстрирую бережное отношение к иконе.

Изучая тему «Подвиг» обязательно даю задание подготовить рассказ-сообщение о родственниках, участниках ВО войны. 5-6 предложений осмысленного текста. Ребята с удовольствием готовят сообщения о людях, совершивших подвиги в настоящее время. К этой работе привлекаю родителей.

Не обходится духовно-нравственное воспитание без традиционных мероприятий, посвященных памятным историческим датам.

К проведению их стараюсь привлечь одновременно и четвероклассников и старшеклассников.

В прошлом году по инициативе ребят была устроена акция «дети-герои». Ребята из старших классов каждое утро проводили в течение 4 четверти линейки памяти в начальной школе.

В старших классах каждое утро проходила линейка «Я слышу, как приближается победа!» Ребята слушали записи сводок Совинформбюро, а в кабинете истории по карте следили за продвижением линии фронта, отмечая флажками места сражений.

Очень душевно проходили встречи с ветеранами войны и труда. Устная история, общение с пожилыми людьми обогатили мировоззрение ребят.

Ребята участвуют в конкурсах рисунков, составляют самостоятельно кроссворды и проводят викторины.

И еще одно правило: Добиваюсь, чтобы у ребят заговорила душа, сердце, разум, вы спросите, как это? Не знаю, это нельзя описать, это можно только почувствовать.

На уроке стараюсь передать ребенку культурный опыт, существующий в виде знаний, умений, навыков. Задача учеников — воспринять и освоить, то есть сделать своим, этот опыт. Еще одна цель — запустить процесс саморазвития ребенка и помочь ему в этом процессе. Таким образом, задача подростка заключается не в том, чтобы воспринять опыт других людей, а в том, чтобы приобрести и осмыслить свой собственный.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *