Что послужило сюжетом для картины в и сурикова меншиков в березове
Что послужило сюжетом для картины в и сурикова меншиков в березове
Суриков В.И. Меншиков в Березове (1883) 204 x 169 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
За «Стрельцами» последовал «Меншиков в Березове». Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Замысел картины явился художнику также неожиданно. Лето 1881 г. Суриков проводил на подмосковной даче в Перерве. Была непогода. Семья художника собралась за столом в тускло освещенной комнате. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг. Меншиков. сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу». Тогда же был сделан и первый набросок будущей картины.
Суриковский Меншиков — сильный, властный человек. Его могучая фигура едва умещается в тесной избе. Он погружен в тяжелые думы, огромная кисть руки крепко сжата в кулак. Моделью для сподвижника Петра послужил случайно встретившийся художнику на улице отставной учитель.
У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, — в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре «семейной драмы». Весь его строй заставляет задуматься о вечных проблемах «власти и народа», «героя и массы» и пр. — тем более что сам Меншиков был типичным петровским «выскочкой». (Источники: 50 художников. Суриков: Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 8./ автор текста Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.;. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв.: Учебное пособие./ Ю.С. Рябцев. – М.: Гуман. Изд. Цетр ВЛАДОС, 1997. – 432с.)
Фрагменты картины «Меншиков в Березове». Крах
Лицо Меншикова покрыто щетиной. И хотя Суриков в процессе работы над картиной узнал от Л. Толстого, что опальный «светлейший» в ссылке отрастил бороду, он не стал исправлять этой исторической «ошибки», подчеркивающей содержательный контраст «старого» и «нового».
В невеселые думы погружен и сын Меншикова, Александр, в юные годы поражавший окружающих своими инженерными способностями, но втянутый отцом в дворцовые интриги и потерпевший от них.
Проникновенный образ Марии Меншиковой, недавней невесты царя Петра II, быстро «сгоревшей» в ссылке, показывает безропотность страдания. Моделью Сурикову послужила его собственная жена, уже болевшая в то время. На картине Мария не похожа на портретные изображения княжны. В старшей дочери Суриков увековечил свою жену Елизавету Августовну. Она была «красивой, даже очаровательной женщиной, бледной, с лучистыми, темными глазами, темной косой». Картина была завершена к весне 1883 г., а весной 1888 г. Елизавета Августовна умерла
Общий упадок духа уравновешивается жизнелюбивым образом младшей дочери Меншикова, Александры, чтением пытающейся развлечь своих близких.
Убожество обстановки резко контрастирует с приметами недавнего богатства — иконами в серебряных окладах и размещенной чуть ниже старопечатной гравюрой.
Источник: Волынский Л. Лицо времени. Книга о русских художниках./ Леонид Волынский. – М.: Детская литература. 1965. – 224 с.
Среди картин Сурикова, дающих столько пищи для размышлений, я больше всего люблю «Меншикова в Березове».
Красноречивость молчания доведена здесь до высшего совершенства; я не знаю в мировой живописи картины, пожалуй, кроме «Блудного сына» Рембрандта, где сведенная к одному мигу драма превратностей целой жизни была бы выражена так сдержанно, так скупо и вместе с тем так волнующе глубоко.
Свет зимнего дня сочится сквозь заледенелое слюдяное оконце сибирской избы, где проходят последние годы «Алексашки», «полудержавного властелина», светлейшего князя Александра Данилыча, брошенного с детьми в далекую ссылку. Вот он сидит, тяжелый, грузный, осунувшийся лицом, волчьей сединой поседевший, в нагольном тулупе. В избе, видно, холодно: вон как закуталась в бархатную шубку старшая дочь, зябко прижавшаяся к отцу. Но он, кажется, не чувствует холода; не слышит он и тихого голоса младшей дочери, читающей вслух, быть может, страницы из библии о бренности славы и земных богатств.
Он весь ушел — сердцем, душою своей — туда, назад, в невозвратные дни могущества, и только сжатая в кулак рука, лежащая на колене, выдает биение его мысли. Встать бы ему, расправить плечи, поднять по-прежнему властную голову — так нет ведь, не встанешь. Кончилось.
Среди недоброжелателей, находившихся у каждой из подобных картин, находились и такие, кто обвинял Сурикова в неумелом рисунке, в несоблюдении законов перспективы. Говорили, что фигура Меншикова так велика и громоздка, что ежели встал бы он, то уперся бы головой в потолок.
Что ж, быть может, и так, но тем сильнее впечатление, производимое картиной. Нет, не встать ему тут. не расправить плечи. Кончилось.
Не раз я задумывался: а что, если б не знать истории Меншикова, его прошлого, осталось бы впечатление, производимое этой картиной, таким же глубоким и сильным?
Трудно, разумеется, ответить себе на такой вопрос. И все же я рискну сказать: нет, не осталось бы.
Спору нет, сама картина с большой силой говорит за себя. Ее трагическая атмосфера, суровое мерцание ее красок, чувство холода и сумеречного одиночества, подчеркнутое теплящимся огоньком лампады, сама фигура Меншикова, фигуры его детей, а особенно старшей темноглазой дочери, похожей на завезенного из теплых краев и заточенного в клетку зверька,— все здесь полно выразительности и ощутимого смысла. И все же впечатление, производимое картиной, делается во сто крат сильнее и богаче, когда осмысливаешь ее не только чувством, но и знанием.
«Между произведениями живописи,— говорил Крамской,— одни не требуют от зрителя никакой мозговой работы, а просто ласкают глаз и нравятся, не шевеля ни ума, ни сердца и, стало быть, не давая более глубокого наслаждения; другие требуют от зрителя серьезной мозговой работы, прежде чем дать художественное наслаждение; третьи, наконец, для своей оценки и понимания требуют от зрителя большой исторической подготовки. И, однако ж, все эти свойства художественных произведений не помешают обыкновенному, наивному зрителю простоять с истинным удовольствием даже перед картиной последней (третьей) категории, если в ней будет сказываться исполнительный талант художника».
Было время, когда я «обыкновенным наивным зрителем» подолгу простаивал перед картинами Сурикова, наслаждаясь попросту тем, как они написаны. Но чем больше узнавал я о событиях, каким они были посвящены, тем больше отыскивал в них достоинств, тем полнее, глубже было мое наслаждение. И тем яснее понимал я, что художник и зритель нераздельны и что высшая радость, какую может дать нам искусство, есть радость участия вместе с художником в том процессе познания мира, который мы называем творчеством.
Картина «Меншиков в Берёзове», Василий Иванович Суриков — описание
Описание картины:
Это одна из самых известных и популярных картин мастера многофигурных, сложных композиций. Она отражает судьбу фаворита Петра I, который после смерти своего великого покровителя не справился со стремлением вмешиваться в государственные дела и с собственной алчностью. В результате придворных интриг блестящий царедворец, выходец из низов общества, сумевший подняться к самой вершине, был с нее низвергнут, и оказался в ссылке вместе со своей семьей на русском Севере.
На картине изображен обычный день семьи, еще вчера бывшей популярной, модной и невероятно богатой. По дороге в ссылку умерла жена Меншикова, поэтому он мрачен и погружен в свои непростые и нелегкие мысли. Кажется, он пытается осознать, как так произошло, что он, известный придворный интриган, сам оказался оговоренным, запутавшимся в тенетах хитрой и коварной придворной политики.
Рядом с отцом его трое детей. Судьба также немилостива к ним. Старшая дочь Мария — бледная, растерянная, закутанная во все черное — бывшая невеста императора Петра II, разом потерявшая все — богатство, высокое положение и свое блестящее будущее русской императрицы. Черный цвет одеяния Марии — словно пророчество о ее печальной судьбе. Не пройдет и полугода, как она умрет от оспы, не дожив до восемнадцатилетия. Меньше чем через месяц после нее уйдет из жизни и сам Меншиков.
На дальнем плане погружен в себя и созерцание свечи перед собой сын придворного — Александр. Ему повезет намного больше, он выживет в ссылке и станет генерал-аншефом, но и его жизнь не будет слишком продолжительной — он скончается в возрасте 50 лет.
Но пока что все эти события еще впереди и о них известно только богу. Александра, юная и красивая, в скромном по придворным меркам, но богатом для ссылки платье и теплой душегрейке, читает книгу при тусклом северном свете, едва пробивающемся сквозь мутное и маленькое оконце избы. Она одна кажется светлым пятном в этой мрачной сцене смирения и мрачного отчаяния.
Быт Меншиковых в изгнании трудно назвать нищенским — на полу лежит теплая шкура, на столе — богатая скатерть, есть иконы и свечи, они тепло одеты и обуты. Но эти люди вырваны из своей естественной среды обитания. Этим юным созданиям самое место на придворных балах, где они еще совсем недавно блистали, а не в убогой деревенской избе, без занятия, а главное — без надежды на будущее.
Наиболее выразительно изображено лицо самого Александра Даниловича. Безусловно талантливый человек, изобретательный и умный, он не справился со своими чрезмерными амбициями и честолюбием, обзаведясь множеством открытых врагов и тайных недоброжелателей. На картине его явно тяготят думы о том, как он, любящий муж и отец, своими руками невольно погубил собственную семью. Для отца нет ничего хуже осознания своей роковой роли в судьбе детей.
Картина заставляет задуматься не только об исторических российских реалиях, но и о судьбе отдельного человека, попавшего в жесткие колеса истории. По отзывам многочисленных современников Сурикова, а также критика Стасова, это полотно — одно из лучших из вышедших из-под его кисти.
Меншиков в Берёзове
История создания
Описание
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Меншиков в Берёзове» в других словарях:
Берёзово — У этого термина существуют и другие значения, см. Берёзово (значения). Поселок городского типа Берёзово хант. казым.: Сўмӑтвош манс.: Хāльӯс Герб … Википедия
Меншиков, Александр Данилович — Александр Данилович Меншиков … Википедия
Меншиков А. — Портрет А. Д. Меншикова. 1716 1720 гг., неизвестный художник. Александр Данилович Меншиков (6 ноября 1673, Москва 12 ноября (ст.ст.) 1729, Берёзов) российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого, после его… … Википедия
Меншиков А. Д. — Портрет А. Д. Меншикова. 1716 1720 гг., неизвестный художник. Александр Данилович Меншиков (6 ноября 1673, Москва 12 ноября (ст.ст.) 1729, Берёзов) российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого, после его… … Википедия
Меншиков Александр Данилович — Портрет А. Д. Меншикова. 1716 1720 гг., неизвестный художник. Александр Данилович Меншиков (6 ноября 1673, Москва 12 ноября (ст.ст.) 1729, Берёзов) российский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра Великого, после его… … Википедия
Берёзово (Ханты-Мансийский автономный округ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Берёзово. Поселок городского типа Берёзово хант. казым.: Сўмӑтвош манс.: Хāльӯс Герб … Википедия
Меншиков, Александр Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Меншиков. Александр Александрович Меншиков Дата рождения 1 марта 1714(1714 03 01) Дата смерти 27 ноября 1764(1764 11 27 … Википедия
Меншикова, Мария Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Меншиков. Мария Александровна Меншикова … Википедия
Бирон, Александра Александровна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Меншикова. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бирон. Александра Александровна Бирон … Википедия
Суриков — I Суриков Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893).… … Большая советская энциклопедия
Картина В. Сурикова «Меншиков в Берёзове» была создана в 1883 г., впервые показана на 11-ой выставке передвижников и принята зрителями с большим интересом.
Историческая основа картины
Александр Данилович Меншиков (1673-1729) – военный и государственный деятель, был ближайшим сподвижником и фаворитом Петра I, генералиссимусом, адмиралом, первым Петербургским генерал-губернатором.
Его судьба характеризует самого императора Петра I и его эпоху: при формировании русской элиты император руководствовался исключительно личными достоинствами человека, а не его происхождением. Обычный человек, обладавший определёнными способностями, мог стать руководителем высокого ранга в военном или гражданском ведомстве.
Александр Меншиков в юные годы был денщиком у Петра (казённая прислуга при чиновнике или офицере). Но своими человеческими качествами и сноровкой привлёк царя, стал его товарищем и помощником во всех делах, безотлучно находился при Петре, сопровождал его во время многочисленных поездок по стране и за границей, в Азовских походах. Фактически он стал первым помощником и любимцем императора, особенно после смерти Лефорта. Этому способствовали его природные данные: прекрасная память, острый ум, энергичность и обязательность. Меншиков умел воздействовать на вспыльчивость царя и смягчать её. Впрочем, подробнее о жизни и личности этого незаурядного человека можно узнать из романа А. Толстого «Пётр Первый».
Кажется, чего ему ещё недоставало в жизни? Оказывается, денег никогда не бывает много. Он неоднократно (ещё при Петре I) был уличён в злоупотреблениях и казнокрадстве, за что был лишён своих основных должностей. Умирая, Пётр I допустил его к себе, что расценили как прощение.
При Екатерине I Меншиков фактически правил Россией, а при Петре II стал генералиссимусом.
В 1727 г. Меншиков был арестован и указом императора Петра II (по существу, ещё ребёнка) отправлен в ссылку в Сибирь, в небольшой городок Берёзов.
Жена его скончалась в пути, а Меншиков с тремя детьми прибыл к месту ссылки, где прожил ещё 2 года. Умер в возрасте 56 лет 12 ноября 1729 г. в Берёзове.
Сюжет картины В. Сурикова
Традиционно исторические картины Сурикова многолюдны, но на этом полотне всего 4 персонажа. Картина лишена действия, в ней всё внимание направлено на внутренний мир изображённых.
Внешне сюжет напоминает обычную семейную картину: младшая дочь Меншикова читает, а все слушают. Но это только внешнее впечатление – каждый думает о своём. Прошлое полно смысла и действия, а будущее никому из них не известно. Сам Меншиков погружён в прошлое – это видно по его лицу, сосредоточенному и суровому. Сейчас он уже почти стар, но главное – бессилен что-либо изменить. А ведь совсем недавно всё было по-другому!
Всё произошедшее не сломило его дух. Суриков изобразил Меншикова человеком, полным собственного достоинства. Он не сомневается в зна́чимости своей личности и своей деятельности. Перед нами яркая историческая личность.
Дети Меншикова группируются вокруг отца. Старшая дочь Мария сидит на скамеечке, прижавшись к нему. Она была невестой Петра II. Мысли её далеко, взгляд неподвижен. Она умрёт в ссылке.
В глубокой задумчивости и сын Меншикова. Он облокотился на стол и делает машинальное движение – снимает воск оплывшей свечи…
Младшая дочь кажется самой беспечной среди всех, она читает книгу. Её живописный образ, светлые волосы вносят в обстановку жизнеутверждающую ноту. Все персонажи как будто вместе (их связывает общее несчастье), но одновременно как будто каждый в себе и со своими думами.
Низкий потолок избы давит на крупную фигуру Меншикова, ему тесно здесь и физически, и нравственно. Его деятельная личность кажется заточенной в ограниченное обстоятельствами и временем пространство.
Сумрачный колорит картины подчёркивает трагизм происходящего.
Императрица Анна Иоанновна помилует детей Меншикова и позволит им вернуться в Петербург. Младшую дочь Александру ожидала счастливая судьба: она станет фрейлиной, но рано умрёт, всего в 24 года. Сын Александр получит прекрасное образование и станет генерал-аншефом при Екатерине II. Он будет счастливым мужем и отцом четырёх детей.
Эпоха Петра I, полная борьбы и противоречий, передана в образе Меншикова. В это время на арену русской истории выходили новые люди, ставшие историческими деятелями.
А что может почерпнуть из этого исторического полотна современный зритель?
Молодым людям, стремящимся к известности, славе и обеспеченной жизни здесь и сейчас, сто́ит задуматься о том, как преходяще всё в нашем мире: ещё вчера ты был кумиром, иконой стиля, властителем дум, мог управлять судьбами людей и человеческими делами, а сегодня ты уже никому не нужен – ты стар, унижен, иногда оболган современниками… А благодарность потомков? Ведь вся твоя предшествовавшая деятельность на пользу Отечеству заслуживает благодарности.
Возможно, существует что-то, что важнее всего этого?
Картина В. Сурикова «Меншиков в Берёзове» экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
«Меншиков в Берёзове», безусловно, одна из самых лучших картин русского изобразительного искусства по глубине раскрытия исторической темы, психологической выразительности, силе драматизма, совершенству композиционного, живописного решения. В отличие от других произведения Сурикова, изображающих массовые сцены, на картине «Меншиков в Берёзове» только четыре фигуры.
Полутемная бревенчатая изба, за небольшим столом сидит ссыльный светлейший князь Александр Данилович Меншиков, около него трое детей.
Могучая фигура Меншикова в грубом тёмно-сером тулупе, большая голова с резко очерченным профилем четко выделяются на фоне тёмной бревенчатой стены. Он сидит неподвижно, весь во власти дум и чувств. Сосредоточенное лицо с крупным орлиным носом, резко выступающим тяжелым подбородком, крепко сжатыми губами говорит об огромной воле, о неукротимой силе этого человека. Пряди жестких седеющих волос упали на высокий лоб, прорезанный морщинами. Острый взгляд тёмно-карих глаз под нахмуренными бровями отражает то, что происходит в душе светлейшего князя. Это ненависть и гнев к тем, кто обрек его на жалкое и постыдное существование. Меншиков не смирился, в нём растёт ожесточение, но он чувствует свое бессилие. Как убедительно говорит об этом рука, тяжело лежащая на коленях! Кажется, она сжимается и разжимается в злобе и ярости. Но нет уже в герое прежней силы, и фигура его вселяет предчувствие его гибели, на которую обречён этот гордый, волевой человек, привыкший к кипучей деятельности, к власти, к богатству, к славе.
Рядом с ним две дочери и сын-подросток, разделившие судьбу отца. Прижавшись к его коленям, сидит на низкой скамеечке старшая дочь, шестнадцатилетняя Мария. Девочка кутается в чёрную бархатную курточку, отороченную тёмным соболем. Бледное прекрасное лицо ее полно неизбывной, затаённой печали. Это полное обаяние и драматизма лицо Суриков писал со своей жены во время ее длительной тяжёлой болезни.
В глубине, в центре — сын Александр. Лицо этого тринадцатилетнего подростка недетски серьёзно и печально. Слегка склоненная голова его опирается на правую руку. Другой он механически снимает с подсвечника воск. В этой позе и жесте чувствуются уныние и беспомощность, ещё больше подчеркивающие скрытую силу в фигуре самого Меньшикова.
Младшая дочь, Александра, читает книгу и, видимо, поглощена ее содержанием. На округлом, почти детском лице играет румянец. Чувствуется, что девушка как бы забыла на время об окружающей ее убогой обстановке. Одета Александра наряднее всех: голубая парчовая юбка с бледно-розовыми цветами и тёмно-коричневая телогрейка, опушенная белым мехом. Золотистые волосы причудливо причесаны. Есть что-то трогательно-наивное в этом стремлении девушки сохранить воспоминание о былом блеске и нарядах.
С художественной убедительностью изобразил Суриков и окружающую обстановку. Убого, мрачно, холодно в избе с земляным полом, на котором постелена медвежья шкура. Маленькое слюдяное оконце, покрытое слоем льда и закутанное тряпкой, едва пропускает тусклый свет зимнего дня. Комната погружена в полумрак. Чувствуется сибирская стужа, проникающая в это бедное жилище. Оранжево-красноватые отсветы слабого огонька лампады слегка золотят оклады икон. От этого ещё темнее, мрачнее в избе и усиливается впечатление оторванности ссыльных от всего мира.
«».
Как зародилось это художественное произведение?
Сам художник так рассказывает об истории создания своей картины: «В восемьдесят первом поехал я жить в деревню — в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми… тесно… И выйти нельзя — дожди… Здесь вот мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел? И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг. Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции».
Так возник замысел картины. Может показаться, что этот замысел появился неожиданно и случайно. На самом деле возникший у Сурикова образ был подготовлен всем ходом его художественных изысканий. И, конечно, не эта случайность — дождливый день в деревне — обусловила создание монументального произведения. Это было лишь толчком. Работая в течение нескольких лет над картиной «Утро стрелецкой казни», изучая образ Петра I и его окружение, Суриков постоянно наталкивался на Меншикова, человека большого ума, таланта и вместе с тем корыстолюбивого и тщеславного.
«Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции…» – говорил Суриков. Эскизы к картине показывают, что это действительно так, художник «сразу всю картину увидел». Уже в первом карандашном наброске дано то композиционное решение, которое мы видим на картине. То же размещение фигур, те же пропорции, позы, даже и рука так же тяжело лежит на колене.
Но композиционный замысел нужно было наполнить живым содержанием, и художник ищет натуру. Он пишет этюд: две женщины в деревенской избе. Сквозь замерзшее окно проникает неяркий свет зимнего дня. Полумрак, атмосфера заброшенности и уныния. Все это перенесено в эскиз картины, выполненный в цвете. То же сумеречное освещение, темный коричневый колорит, низкий потолок, теплящиеся лампады! Композиция эскиза повторяет карандашный набросок.
Как будто найдена завязка картины, но нет еще портретных характеристик, нет образов действующих лиц. И художник мучительно ищет прототипы своих персонажей, особенно, конечно, Меншикова.
О своих поисках Суриков пишет скупо: «Потом ездил в имение Меншикова в Клинском уезде. Нашел бюст его. Мне маску сняли. Я с неё писал. А потом нашёл учителя-старика — Невенгловского; он мне позировал». В имении князя, в селе Александровском, он делает многочисленные зарисовки с портретов детей Меншикова, а так же его скульптурного портрета в поисках нужной образной выразительности. Но художнику этого недостаточно для создания образа: он продолжает поиски. «… Нашел учителя-старика…» — как будто все было легко и просто. А в действительности? Встретив на бульваре старика, похожего на Меншикова, художник пошел за ним и долго уговаривал разрешить писать с него портрет. «В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый — совсем Меншиков. «Кого вы с меня писать будете?» — спрашивает. Думаю, еще обидится, говорю: «Суворова с вас рисовать буду», — вспоминает Суриков. Но и выполненный этюд не удовлетворил художника. Этюд был творчески переработан в картине, и вместо одичавшего, одинокого старика мы видим трагический образ Меншикова, человека больших страстей, недюжинного ума, неукротимой воли. Пластическая выразительность лица, раскрывающая этот характер, — результат громадной, титанической работы художника-творца.
Благодаря совершенству композиционного и живописного решения до зрителя донесена большая человеческая драма.