Что посмотреть на балканах
Поездка на Балканы: готовый маршрут
Балканы — один из лучших вариантов бюджетного путешествия по Европе, которое будет насыщенно впечатлениями, достопримечательностями, необычной архитектурой, разнообразными природными ландшафтами и историей. Вариантов поездки может быть много, ниже представлен примерный маршрут, охватывающий все страны бывшей Югославии и Албанию: Сербию, Косово, Македонию, Боснию и Герцеговину, Черногорию, Хорватию и Словению. Проехать по этому маршруту можно как самостоятельно на автобусах, так и на машине.
Как добраться до Белграда
Начать путешествие можно из Белграда: сюда летают регулярные рейсы из Москвы. Полёт занимает чуть менее трёх часов, билет стоит 4000-7000 рублей. Текущие и самые дешёвые предложения удобно смотреть в календаре низких цен.
Сербия
Валюта: сербский динар.
Виза: не нужна (россиянам на пребывание до 30 дней).
Также в Белград легко добраться из Будапешта, куда летают дешёвые рейсы Wizzair из Москвы и Петербурга. Из Будапешта в Белград проще всего доехать на автобусе. Дорога займёт примерно 6 часов, стоимость — примерно 1150 руб.
Белград — это удивительный и многогранный город с богатой историей, обязательный к посещению в рамках путешествия по Балканскому полуострову.
Путеводитель по Белграду: главные достопримечательности и необычные места города.
Из Белграда можно отправиться в другие сербские города: южнее — в Ниш или бывшую столицу Крагуевац, севернее — в Нови-Сад. Для этого удобнее воспользоваться рейсовыми автобусами, билеты на которые можно купить на центральном автовокзале (продажа онлайн обычно не предусмотрена). Можно также поехать на поезде, но зачастую на Балканах они идут дольше и намного менее комфортные.
Белград-Приштина
Учитывая непростую историю Сербии и Косово, о тонкостях въезда в Республику Косово нужно знать заранее. Фактически северные регионы не контролируются косовскими властями, поэтому как правило проблем при въезде не возникает, однако будьте готовы к допросу о целях поездки. Билет Белград-Приштина также приобретается на автовокзале, часть дороги идёт по гористой местности, поэтому путь может занять до восьми часов. Сам автобус идёт до Косовско-Митровицы, после чего идёт пересадка на маршрутку (уже с косовскими номерами). Билет стоит около 1000₽.
Республика Косово
Валюта: евро.
Виза: нужна, шенгенская.
Несмотря на возможные трудности и долгий путь, Приштина стоит посещения, как необычная столица молодого государства, образованного лишь в 2008 году. Здесь много странного: например, памятник Биллу Клинтону или главная библиотека, которая попала в список самых уродливых зданий мира.
Необычная и самобытная столица частично признанного государства Косово.
Приштина-Скопье
Из Приштины можно направиться в столицу Македонии Скопье. Билет также нужно купить на автовокзале, автобус идёт около четырёх часов по красивейшей горной местности и стоит около 600₽. На границе Косово-Македония допросов уже нет, и обычно всё проходит без проблем.
Македония
Валюта: македонский денар.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 90 дней).
Центр Скопье был разрушен землетрясением и отсроен заново в 00-е годы. Поэтому сейчас его наполняет преимущественно современно-классическая архитектура, для многих кажущаяся лишённой аутентичности, и гигантские статуи. Старые районы тоже сохранились, именно они являются самыми уютными и дают представление о том, каким Скопье был раньше.
История города, разрушенного и отстроенного заново, фотографии из поездки и сравнение с историческими панорамами.
Белград-Скопье
В Скопье можно добраться сразу из Белграда, минуя Косово, на автобусе. Путь займёт 6 часов, билет стоит примерно 1500₽.
Скопье-Охрид
Одно из самых красивых мест Македонии — город Охрид на берегу Охридского озера. Чистейшее озеро, окружённое горами, напоминает Женевское озеро или Комо, а курортный городок вокруг него ещё не наполнен туристами и сохранил историческую аутентичность. Билет Скопье-Охрид можно купить на автобусном вокзале, он стоит примерно 600₽. Дорога идёт по красивейшим местам через горы, включая другой македонский курорт Тетово.
Исторические достопримечательности и панорамные виды.
Охрид-Тирана
Следующей точкой маршрута логично выбрать столицу Албании или прибрежный курорт Дюррес. Билет на автобусы в Тирану удобнее всего купить в центре Охрида накануне поездки. Автобусы ходят не с автобусного воказала, а также из центра, и стоят 1000-1500₽. Дорога занимает около 6 часов, часто идёт по горной местности.
Албания
Валюта: албанский лек.
Виза: обычно не нужна — следует уточнять текущие условия.
Тирана не может похвастаться большим количеством достопримечательностей, но имеет очень интересную историю и оставляет крайне приятное впечатление. Это прогрессивный город, который активно развивается и пытается нагнать упущенное после десятилетий тотальной изоляции. Также интересно увидеть сочетание мусульманской и католической культуры.
Всё, что нужно посмотреть в столице Албании.
Тирана-Котор
Из Албании можно поехать в Черногорию. Автобус OldTownTravel идёт через Подгорицу и Будву в Котор, можно остановиться в любом из этих городов. Практически все дороги этого маршрута красивы, однако эта дорога самая красивая из них с горами и побережьем Адриатики и главными курортами Черногории. Билет можно купить на автовокзале или заранее онлайн по ссылке, стоимость 1600₽.
Котор — жемчужина Черногории, а Боко-Которский залив, окружённый горами, часто называют самым южным фьордом Европы. Небольшой центр прекрасно сохранился вместе со средневековой архитектурой, испытавшей в том числе венецианское влияние. В городе нет пляжа, однако есть красивейший вид с гор.
Черногория
Валюта: евро.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 90 дней). В Черногории при заселении нужно обязательно получить регистрацию.
Архитектура Старого города и природные достопримечательности.
Тиват
В Тивате есть пляжи, магазины, рестораны, но здесь нет исторических достопримечательностей, поэтому это просто хорошее место для тихого отдыха.
Котор-Сараево
Из Котора в Сараево проще всего добраться на машине, ведь автобус идёт около восьми часов по не самому короткому маршруту. До столицы Сараево в целом непросто добраться, а в Боснии и Герцеговины отсутствуют полноценные автомобильные трассы, однако Сараево — один из самых интересных городов маршрута. Мечети и мусульманский центр города сочетаются с европейскими кварталами австро-венгерского периода и новыми стеклянными бизнес-центрами и торговыми комплексами. Кроме того, многие фасады хранят осколы — следы осады 1992-1995 годов, когда город понёс значительные разрушения. Сараево особенно интересен с исторической точки зрения, но подходит и для бесцельных прогулок.
Босния и Герцеговина
Валюта: конвертируемая марка.
Виза: не нужна (россиянам на срок до 30 дней).
Если вы путешествуете на машине, обязательно заезжайте на заброшенный олимпийский бобслейный трек (43.840026, 18.443255), который находится в неподалёку от города.
Многонациональный город с непростой историей, сохранивший следы войны и сочетающий восточную архитектуру с европейской.
Сараево-Сплит
Считается, что Мостар сохранился намного лучше Сараево, и если вы хотите погрузиться в атмосферу древней Боснии, то следует посетить и этот город.
Следующей точкой путешествия будет курортный хорватский город Сплит. Туда намного легче добраться на машине, так как рейсовый автобус идёт через всю страну, а дорога займёт 8 часов. С одной стороны, это хорошая возможность проездом увидеть все главные города страны и посмотреть на природу. С другой, путь на машине занимает всего 4 часа. В любом случае, заранее можно купить лишь билет на автобус, сделать это можно здесь по цене примерно 1500₽. Будьте готовы, что переход боснийско-хорватско границы может занять больше часа. Всех пассажиров допрашивают, а некоторых досматривают.
Сплит очень похож на Котор: это тоже город на берегу Адриатического моря с хорошо сохранившимся средневековым центром и здесь тоже практически вся береговая линия занята портом. Обычно после прогулок по центру, люди отправляются на морские прогулки по островам, и уже там отдыхают на пляжах.
Хорватия
Валюта: хорватская куна.
Виза: нужна национальная виза либо многократный шенген.
Сплит-Загреб
В столицу Хорватии идёт 5-6 часовой автобус, стоит примерно 1000₽. Живописная дорога проходит по побережью и горам.
Загреб — невероятно уютный и красивый город. В нём есть, что посмотреть, и общий архитектурный облик оставляет очень приятное впечатление. По ощущениям Загреб — это смесь Южной, Восточной и Западной Европы: он не пафосный, но чистый и аккуратный, здесь много классических зданий, но нет напыщенности, а ещё довольно низкие цены.
Путеводитель по Загребу со всеми главными достопримечательностями и интересными местами в окрестностях.
Загреб-Любляна
Чтобы дёшево вернуться в России, из Загреба можно поехать в Будапешт, откуда летает лоукостер Wizzair, и билет может стоить 2000-3000₽. Или можно направиться в последнюю страну бывшей Югославии — Словению. В Любляну также ходят автобусы, путь займёт 2,5 часа, стоит примерно 650₽.
Любляна — это зелёный и атмосферный город, также сочетающий что-то от Восточной и Западной Европы и чем-то похожий на Загреб.
Словения
Валюта: евро.
Виза: шенген.
Возможные сложности и решение
Балканские страны имеют некоторые особенности, о которых нужно знать перед поездкой.
1. Практически в каждой стране своя валюта, а карты и евро принимают далеко не везде. Это значит, что постоянно нужно будет менять деньги на местную валюту и держать в уме обменный курс, который разный в разных странах. Например, сербский динар больше российского рубля примерно в два раза, а македонский денар — наоборот чуть меньше рубля. Хорватская куна равна десяти российским рублям, а боснийская конвертируемая марка в два раза меньше евро. Постоянно перемещаясь по странам, начинаешь путаться в валютах и ценах, зато становится примерно понятно, сколько денег понадобится на один день. Кстати, касательно цен: самые дешёвые страны маршрута — это Македония, Сербия, Босния. Самые дорогие — Словения, Черногория и Хорватия.
2. Отсутствие возможности купить билет онлайн или посмотреть расписание. Часто нужно ориентироваться по ситуации и узнавать об автобусах только на автобусном вокзале. Другим минусом является обязанность платить за багажное место (в Сербии, Албании, Македонии и Боснии), даже если у вас небольшой рюкзак. Плата обычно составляет 1-2 евро. Но несмотря на то, что билет редко можно купить заранее, они практически всегда есть в наличии, поэтому на автобусный вокзал можно приходить максимум накануне. Примерное расписание можно посмотреть здесь: https://www.balkanviator.com/ru/
3. Не все говорят по-английски. К счастью, в странах, где меньше всего говорят по-английски, языки очень похожи с русским и другими славянскими языками — это Босния, Македония и Сербия. Если вас не поняли на английском, попробуйте сказать фразу по-русски, возможно, слова будут схожи. К тому же, многие надписи понятные без перевода, а в Черногории и русский уже довольно распространён.
4. В целом всё непредсказуемо и многие вещи не регламентированы — этим балканские страны сильно отличаются от Западной и Северной Европы. Но здесь люди чаще идут на встречу, и легче о чём-то договориться, даже если изначально это не было предусмотрено.
5. Общественный транспорт может ходить нерегулярно, зато почти везде дешёвое такси.
6. Перед поездкой не забудьте оформить страховку.
Жилье
Практически во всех городах можно найти очень дешёвое по европейским меркам жильё. Везде есть современные хостелы, но если вы путешествуете хотя бы вдвоём, то по соотношению цена-качество будет легче забронировать номер или апартаменты. Как всегда лучше всего выбирать по отзывам. Ниже — конкретные понравившиеся варианты, опробованные лично.
Белград. Отдельный номер с собственной ванной в хостеле: Hostel Karavan Inn
Скопье. Апартаменты в доме с бассейном: Aloha Luxury Apartments
Охрид. Номер в отеле Villa Jordan.
Тирана. Номер в отеле: Freddy’s Hotel
Котор. Место в общем номере в хостеле: Hostel Pupa
Сплит. Место в общем номере: En Route Hostel
Другие удачные варианты можно подобрать на Hotellook, где часто можно забронировать хороший отель с большой скидкой.
Другим плюсом Балкан является то, что здесь легко найти как национальную кухню в аутентичных заведениях, так и современные кафе, стрит-фуд и веганские места. Цены встречаются разные, но если это бюджетное кафе, то стоимость блюд будет невероятно низкой. Самые понравившиеся места:
Белград: Mayka (veg)
Приштина: Green & Protein (veg), Sonder.
Охрид: Dr. Falafel (veg)
Тиват:Big Ben
Сараево: Klopa
Карта
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Скандально известный полуостров! Множество стран! Вкуснейшая кухня! Теплое море, горы и старинные города! Безвизовый въезд. и другие кричащие заголовки, с которых можно было бы начать эту статью. Все сказанное – правда. Ну, почти – насчет виз немного приврали.
Где находится?
Балканский полуостров находится на юго-востоке Европы. Основные страны, расположенные здесь – это Албания, Болгария, Греция, Босния и Герцеговина, Сербия, Косово, Черногория и Македония. Еще к странам Балкан частично относят Хорватию, Словению, Румынию, Турцию и Италию – но о них как-нибудь в другой раз. Сейчас рассказываем, ради чего ехать в каждую из стран полуострова и как это сделать.
Фото: srpska.ru
Албания
Условия въезда: с 1 апреля по 31 октября россияне могут въезжать в Албанию без визы, ограничений на въезд из-за COVID-19 нет.
Как добраться: через Стамбул.
Что посмотреть: Самая неизученная страна на Балканах, что долгое время была закрыта от всего остального мира, и которая теперь заново расцветает и открывается для путешественников. Это то место Балкан, где соседствуют бункеры бывшего диктатора Энвера Хожди и уютные аутентичные белые домики в приморском Берате. Посмотрите, как встречаются Адриатическое и Ионическое море во Влере, прокатитесь на кораблике по мини-фьордам озера Комани и поищите странную греко-османскую культуру в Гирокастре.
Фото: geo-1.ru
Болгария
Условия въезда: для россиян – даже для тех, у кого есть виза – въезд закрыт, но для граждан многих других стран – в том числе Беларуси и Украины – страна доступна. Потребуется отрицательный тест на ковид сроком 72 часа.
Как добраться: через Стамбул
Что посмотреть: Для начала – старый город Несебра и Пловдива, где сохранились римские постройки. Затем – небольшой трекинг по национальному парку Камчия. А чтобы совместить горы и архитектуру, отправляйтесь в Белоградчик.
Фото: 3pulse.com
Греция
Условия въезда: не более 500 россиян в неделю, нужен шенген
Как добраться: из Москвы в Афины возобновились прямые рейсы, можно через Египет или Стамбул
Что посмотреть: можно начать с древностей – посетить классический греческий акрополь в Афинах или Кносский дворец на Крите – след минойской цивилизации. Отправляйте в путешествие на яхте на поиски уютных бухт и лучших пляжей или в поход по Загорохории, где вас ждут каменные мост и чарующий каньон Викос.
Фото: greece.uz
Босния и Герцеговина
Условия въезда: виза не нужна при пребывании в стране менее 30 дней, нужен отрицательный тест на ковид сроком 48 часов.
Балканское кольцо
Понятие Балканы для меня всегда оставалось чем-то малознакомым и не до конца понятным. Какой-то набор не связанных между собой фактов: вроде Европа, а вроде и нет, толком непонятно, какие страны туда входят, чем отличаются друг от друга. Чтобы раз и навсегда заполнить этот пробел, мы всей семьей внезапно сорвались в небольшую поездку по Балканскому полуострову, решив максимально охватить все расположенные там страны.
В ходе подготовки выяснилось, что информации в интернете по Балканам очень мало. Туристический интерес к Балканскому полуострову ограничивается побережьем Черногории и Хорватии, все остальное остается настоящей terra incognita. Нет ни толковых путеводителей, ни обзоров, из статьи в статью кочуют одни и те же переписанные не проверенные никем сомнительные “факты”.
После опроса друзей и знакомых, которые ездили по Балканам, был разработан следующий кольцевой маршрут:
Карта кликабельна, можно приближать, изучая разные точки маршрута (отмечен синей линией) и достопримечательности (красные кружки). Маршрут оказался очень удобным, и я могу его рекомендовать всем, кто хочет познакомиться с Балканами чуть больше, чем подавляющее большинство туристов, не выезжающих за пределы прибрежных черногорских городков. Мы двигались по часовой стрелке, стартуя от Которского залива (город Тиват, Черногория), и закончили маршрут там же.
Характеристики кольцевого маршрута по Балканам
Если ехать в спокойном темпе, на этот маршрут нужно шесть-семь дней. Мы, конечно же, проехали его быстрее, потому что, как всегда, не рассчитали с билетами. Итак, вот примерный маршрут, рассчитанный на нормальных людей. Пусть вас не смущает высокий темп передвижения – на самом деле, в каждой из точек маршрута (за исключением курортной зоны и парка Дурмитор ) делать дольше 2-3, максимум – 5 часов нечего.
День первый. Черногория (Тиват)
План на день: прилет в Тиват (Черногория), прогулка по городку Котор, подъем в Которскую крепость, ночевка на побережье Которского залива.
Стены начали строиться здесь еще в IX веке, однако основная их часть была построена во времена Венецианской республики. Крепость находится в отличном состоянии, вдоль крепостных стен можно бродить, на многие из них можно подняться. Будьте аккуратны – в некошеной траве встречаются змеи (одна из них, извиваясь как молния, стремительно проползла прямо передо мной через тропинку).
Вход на территорию крепости платный (8 евро с человека, детей удалось провести бесплатно), причем нужно иметь в виду, что подъем довольно сложный. Ступенек много, они не самые удобные, и нужно надеть соответствующую обувь. По дороге местные жители продают холодную воду и газировку (втридорога, разумеется).
Именно с крепостных стен открывается классический вид на Которский залив:
Вид на Которский залив с Которской крепости
Помимо крепости, делать в Которе особо нечего. Ночью побережье затихает настолько, что становится немного не по себе. Не слышно ни музыки, ни машин, ни людей – однако это и становится одним из самых ярких впечатлений от этого места.
Интересный факт – мало кто знает, что Черногория является самой молодой страной Европы. Она образовалась лишь в 2006 году, выйдя из состава Сербии.
День второй. Босния и Герцеговина (Мостар, Сараево)
План на день: рано с утра – выезд в сторону Боснии и Герцеговины. Нужно обязательно заехать в город Мостар (там можно пообедать) и доехать до Сараево, где остановиться на вторую ночевку.
До поездки на Балканы Босния и Герцеговина были для меня лишь непонятным словосочетанием. Между тем, эта страна оказалась очень интересной и порадовала красивейшими пейзажами, вполне европейским уровнем сервиса в своей столице (Сараево) и очень низкими ценами (пожалуй, самыми низкими на всем нашем маршруте).
В отличие от христианской Черногории, Босния и Герцеговина – страна мусульманская (наряду с Албанией и Косово). Повсюду видны минареты и старинные мечети.
В Боснии и Герцеговине нужно обязательно посетить два города – Мостар и Сараево.
Вид на Старый мост (город Мостар)
Современный мост – копия того, старого моста. Конструкция уникальна и очень красива. Высота моста – 30 метров.
Прыжок со Старого моста в Мостаре
В день человек совершает 2-3 прыжка. Прыжку предшествует довольно длительный фандрайзинг – товарищ прыгуна или он сам обходит несколько раз всех собравшихся, правдами и неправдами предлагая скинуть деньги. В нашем случае это длилось минут 15-20. Скидываются все по-разному, но социально приемлемой таксой является 5 евро. На один прыжок, таким образом, набирается порядка 50-100 евро, из них не все идут прыгуну (основная часть идет крышующей этот мост местной мафии, все по стандартам).
В Мостаре можно пообедать с видом на старинный мост (у воды есть множество ресторанчиков) и отправляться в сторону Сараево. По дороге можно заехать в заброшенный дворец знаменитого Иосифа Броз-Тито – создателя объединенной Югославии, под силу которому удалось собрать воедино большинство балканских государств. Правда, после его смерти вся эта конструкция моментально развалилась, и регион погрузился в гражданскую войну.
Вдумайтесь – много ли в Европе мест, где всего 15-20 лет назад шли активные боевые действия, причем прямо в городах, с обстрелом мирного населения…
Хотя в Сараево уже почти не осталось разрушенных войной зданий, на многих сооружениях видны осколки снарядов от артобстрелов, которые велись со стороны Сербии. Одно из таких зданий было рядом с нашей гостиницей, в самом центре города:
Дома в центре Сараево, на стенах видны выбоины от снарядов
Впечатление дополнило посещение музея-фотовыставки Боснийской войны. Скажу честно – жуткое зрелище. Сложно себе представить такую жестокую войну между в недавнем прошлом братскими народами, более или менее мирно сосуществовавшими на этой земле много веков.
В мировой истории Сараево тесно ассоциируется, в первую очередь, с убийством эрц-герцога Франца Фердинанда – наследника австро-венгерского престола. Это убийство послужило поводом для развязывания Германией Первой мировой войны. Большинство историков уверены, что война случилась бы в любом случае, и если бы не это убийство, то повод был бы найден другой, однако факт остается фактом. Убийство произошло у этого Латинского моста и стало результатом нелепых совпадений и везения (для заговорщиков):
Вид на Латинский мост – место убийство эрцгерцога Франца-Фердинанда в 1914 году (само убийство произошло в его правой части)
Кому интересно – рекомендую познавательную статью от Republic на эту тему.
В Сараево довольно приятный центр, по которому оказалось здорово пройтись. Во многих местах на асфальте нанесены т.н. “сараевские розы” – пятна красной краски, отмечающие места гибели мирного населения во время обстрелов. Такой вот символ города…
День третий. Мокра Гора и Дурмитор
Эмир Кустурица облюбовал это место во время съемок фильма “Жизнь как чудо”, и после Боснийской войны не захотел возвращаться в Сараево. Он выстроил себе “идеальный мир”, в котором и поселился. Улицы тут носят имена известных кинорежиссеров, ну и вообще деревня насыщена разными интересными артефактами – как, например, вот эта вот игрушка. Можно покрутить ручку, и вместо звездочки появляются свастика, христианский крест или мусульманский серп:
Периодически здесь проходят различные фестивали и другие культурные события.
После Мокра Горы – направляемся обратно в Черногорию, в национальный парк Дурмитор, точнее – в город Жабляк, который является стартовой точкой для знакомства с этим природным чудом света. Гугл проложил нам маршрут через Боснию, так что мы снова пересекли границу (Сербии с Боснией). Периодически вдоль дороги попадались разрушенные дома, которые не давали забыть, что всего 20 лет назад здесь шли активные боевые действия:
Заброшенный дом на границе Боснии и Герцеговины и Сербии
В Жабляке я рекомендую остановиться сразу на две ночи, чтобы в полной мере насладиться красотой Дурмитора. Гостиничный фонд в Жабляке специфический – качественных гостиниц очень мало, но зато в изобилии сдаются домики, расположенные в самом парке Дурмитор или непосредственной близости к нему.
День четвертый. Осмотр Дурмитора
План на день: пораньше с утра – выезд на кольцевой маршрут по парку Дурмитор. Чем раньше выедете, чем дольше будете наслаждаться видами парка в полном одиночестве. Мы выехали на маршрут около 8 утра, и у нас было примерно два часа полного погружения в природу, не нарушаемого встречными машинами. Проезд по маршруту занимает около 6 часов в спокойном режиме. Вечером запланируйте прогулку вдоль Черного озера.
Национальный парк Дурмитор (Черногория)
Виды и ощущения – фантастические.
День пятый. Косово и Македония
План на день: рано утром – выезд в сторону Косово. Посещение Грачаницы, если позволяет время – заезд в Приштину, вечерняя прогулка по столице Македонии городу Скопье и ночевка в нем.
Имейте в виду, что за въезд в Косово нам пришлось заплатить 15 евро страховки на нашу машину (имеющаяся, по словам пограничников, не действовала в их маленьком государстве).
Дорожные указатели в Косово продублированы на двух языках (албанском и сербском), причем, в зависимости от района, одна из надписей всегда будет зачеркнута, как бы акцентируя, “кто здесь главный”:
Косово оказалось очень милой страной с прекрасными дорогами, вкусной едой и доброжелательным населением. Для государства, где не так давно шла война, не имеющего своих природных ресурсов, результат – более чем впечатляющий. Мы обедали в ресторанчике недалеко от Приштины – судя по припаркованным машинам, место суперпафосное и дорогое (для местных). Мы выделялись из общего фона посетителей настолько, что к нам даже вышел засвидетельствовать свое почтение менеджер ресторана.
Монастырь Грачаница (Косово)
Скопье – столица республики Македония – оказался очень специфическим городом. Видимо, все дело в комплексе маленькой страны. Центр города буквально напичкан статуями и памятниками, которые устанавливаются в рамках программы “Знаменитые люди Македонии”.
Они находятся на мосту, под мостом, на площади, под площадью, у зданий, на зданиях, за зданиями. Выглядит нелепо и смешно, явный китч и буффонада, однако местные этого не замечают и искренне интересуются, насколько туристам нравится все, что они видят вокруг.
В целом, македонцы оказались очень приветливыми и открытыми людьми.
Название республики связано с именем Александра Македонского, памятник которому украшает главную площадь македонской столицы:
К сожалению, Скопье за пределами центра представляет собой нелицеприятное зрелище. Мусор, грязь, запаркованные на тротуарах автомобили, разруха и нищета. Время на осмотр – максимум два часа.
День шестой. Озеро Охрид и Тирана
План на день: выезд в сторону озера Охрид. Прогулка на лодке по озеру, подъем в гору, к старому городу и церкви, где был придуман славянский алфавит, выезд в сторону Тираны, прогулка по Тиране и возвращение в Черногорию (в город Будва). Ночевка в Будве.
Самое красивое место в Македонии, безусловно, это Охридское озеро – самый известный македонский курорт, своего рода, Македонская ривьера. От Скопье до Охридского озера ехать примерно 2,5-3 часа:
Охридское озеро (Македония)
Расположенное на границе Македонии и Албании, это озеро является самым древним и глубоким на Балканском полуострове. Оно относится к тому же классу озер, что и Байкал. Озеро знаменито своей чистейшей водой (глубина прозрачности – около 20 метров), а также обилием старейших на Балканах православных храмов.
Мы прокатились на лодке по озеру и высадились возле церкви Иоанна Богослова, построенной в XIII веке, – визитной карточке не только Охрида, но и Македонии в целом. Отсюда мы поднялись к Самуиловой крепости, откуда открываются лучшие виды на озеро и на старый город:
Наверху находятся остатки Славянского университета и церкви Святых Климента и Пантелеймона – места, где была придумана кириллица:
Церковь святых Климента и Пантелеймона (слева на фотографии)
В общем, место очень милое и умиротворяющее. Здесь хорошо перекусить и направиться в предпоследнюю точку маршрута – албанскую столицу Тирану.
Сразу скажу, что Албания удивила в эту поездку чуть ли не больше, чем все остальные страны. Мы ожидали увидеть нищую страну с цыганами на повозках, а увидели современное, динамично развивающееся государство. По многим показателям уровня жизни она опережает даже Россию (например, Албания очень популярна среди пенсионеров, благодаря низким ценам на услуги и продукты и хорошему климату).
Тирана оказалась городом контрастов: с одной стороны, продвинутые светодиодные светофоры с подсветкой, меняющей свет в зависимости от типа сигнала, большие красивые магазины и улицы, с другой – жуткие пробки и разбитые дороги и дворы, если немного отъехать от центра.
Одно из самых интересных мест в Тиране – заброшенный мавзолей бывшего национального лидера Эвьера Ходжа. Сейчас это здание не используется и постепенно разрушается, хотя здесь можно было бы устроить что-то типа музея социализма.
Заброшенный мавзолей албанского национального лидера советских времен Эвьера Ходжа (умер в 1985 г.)
У Ходжа была паранойя насчет возможной атаки западных стран на Албанию, поэтому он приказал по всей стране установить специальные бункеры. Каждая семья должна была обзавестись собственным убежищем. Вопреки заверениям интернет-путеводителей, остатки бункеров мы встретили только в Тиране и только в центральном парке, возле правительственных зданий:
Вечером мы выехали из Тираны в сторону Будвы – финальной точки нашего маршрута по Балканам.
День седьмой. Черногория (Будва)
План на день: купание в Адриатическом море на одном из пляжей Будвы, вечерний вылет в Россию.
Будва поразила обилием русских на улицах и в магазинах. Пляж и море – на мой вкус, так себе, хотя вода очень прозрачная и чистая. Настолько, что возле берега мы встретили маленького осьминога.
В целом – это была одна из самых интересных и захватывающих семейных поездок за последнее время. Возможно, дело в том, что у нас не было никаких особых ожиданий, и, как это часто бывает, увиденное оказалось очень приятным сюрпризом. На Балканы совершенно точно хочется вернуться, чтобы почувствовать эту атмосферу “подбрюшья Европы”, ее “порохового погреба” – места, где пересеклись христианство и ислам, православие и католичество, но при этом – окунуться в гостеприимство жителей, потрясающе живописную природу и насладиться вкуснейшей (и очень дешевой!) кухней.