Что посмотреть в карачеве брянская область
Достопримечательности Карачева
Список достопримечательностей формируется на основе отзывов посетителей и отсортирован по рейтингу, который также формируется на основе отзывов посетителей. Таким образом, вверху списка находятся самые интересные достопримечательности.
Посмотреть фотографии, прочитать отзывы, на основе которых построен рейтинг, оставить свой отзыв, можно перейдя по ссылке на названии конкретной достопримечательности.
Интерактивная карта
Скачать координаты достопримечательностей (POI) на навигатор в формате WPT KML GPX
Церковь Воскресения на Бережке
Координаты: N053 6.719, E034 57.815
Рейтинг: 14.36
Карачевский краеведческий музей
Координаты: N053 7.356, E034 59.102
Рейтинг: 10.14
Фабрика ёлочных игрушек «Интерьер-промысел»
Экскурсии на производство проводятся с ноября по февраль (по предварительному заказу). При фабрике работает магазин.
Телефон: (48335) 2-15-71
Координаты: N053 7.322, E034 58.436
Рейтинг: 10.10
Церковь Николая Чудотворца
В середине XVII столетия, во время восстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, «на посаде, за древней осыпью» был сооружен новый деревянный храм во имя Святителя Николая. В 1860 году вместо деревянного был выстроен новый каменный пятиглавый храм. Строителем был крестьянин деревни Масловка Гавриил Васильевич Болдырев. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен. В 1862-1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта дали трещины капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Вместо прежних пяти глав был устроен один купол. Вместе с этим была закончена строительством колокольня. В настоящее время колокольня и покрытие с завершением восьмерика утрачены. Это один из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля середины XIX столетия. В 1927 году храм был закрыт решением местных властей. В годы советской власти была разобрана колокольня, до Великой Отечественной войны в храме находился кинотеатр. В годы войны здесь был немецкий лагерь для советских военнопленных. В послевоенные годы — мебельный магазин и склад гражданской обороны. В мае 1994 года здесь впервые после долгого запустения при большом стечении народа состоялось Богослужение. В 2006 году закончена роспись центральной части храма.
Координаты: N053 7.181, E034 59.995
Рейтинг: 7.25
Николо-Одринский монастырь
Основан как мужской в XV в. Первое упоминание о монастыре встречается в грамоте, составленной дочерью литовского князя Ольгерда ин. Евпраксией. Под именем Одриной пустыни значится в писцовых книгах 1626 и 1627 гг. До революции в обители были: Собор свт. Николая с 5 куполами и 5 приделами: во имя свт. Николая; во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»; во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; во имя Воздвижения Креста Господня: во имя иконы Божией Матери «Знамение» с колокольней (1707 г.). В 1898 г. был повешен большой колокол весом в 368 пудов. Игуменский дом 2-этажный с колоннами (1825-1860 гг.); братский корпус (1856 г.) с храмом во имя свтт. Петра, Ионы и Алексия; надвратный храм во имя Иоанна Воина с приделом прп. Сергия Радонежского; 2-этажная гостиница с колоннами (до 40 меблированных номеров, 1890 г.). Монастырь был обнесен двумя кирпичными оградами: внутренней (1200 м) и внешней (17 км). Всего до закрытия монастыря насчитывалось до 90 кирпичных строений. В 1922 г. в монастыре была размещена детская колония. С 1922 по 1925 г. на территории монастыря находилась команда военного полигона Западного фронта. 17 июля 1924 г. монастырь был закрыт окончательно. В 1930 г. были разобраны соборный храм и колокольня. 2 марта 1995 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Николо-Одринский монастырь объявлен действующим женским монастырем. В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи.
Координаты: N053 10.022, E035 4.351
Рейтинг: 7.09
Собор Михаила Архангела
Координаты: N053 6.951, E034 58.900
Рейтинг: 7.03
Церковь Всех Святых
Церковь Всех Святых в Новой Слободе построена в 1865-74 гг. по заказу священника Ф. Коренева и старосты А. Худякова вместо сгоревшего в 1863 г. деревянного храма 1776 г.; в 1890 г. сооружена каменная ограда (к настоящему времени разобрана); в 1894 г. на средства прихожан произведено поновление иконостасов. Кирпичное и побеленное здание выполнено в стилизованных под барокко формах. В 1995 году была восстановлена колокольня. В нынешнем храме во имя Всех Святых три Престола: во имя Всех Святых, во имя Святителя Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Координаты: N053 6.623, E035 0.416
Рейтинг: 7.03
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Юрасово был построен в 1773 году вместо прежнего деревянного во имя Святителя Николая. Кроме основного Престола, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери, в трапезной части был устроен придел во имя Святителя Николая. В начале 1930-х годов храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны в нем на краткое время возобновилось Богослужение. При советской власти в храме разместили элеватор, а затем хранилище химических удобрений, что привело к разрушению храма. Трапезная часть и колокольня полностью разобраны. Восстановление храма началось в 1999 году, с того же времени в нем возобновились Богослужения.
Координаты: N053 4.567, E035 1.163
Рейтинг: 3.51
Церковь Успения
Координаты: N053 7.243, E034 59.358
Главные достопримечательности Карачева (с фото)
Карачев – это старинный российский город, за который долгое время между собой воевали Литва и Московия. В 1503 году он, наконец, становится частью Московского государства, но на этом его злоключения не заканчиваются. Карачев на протяжении нескольких веков переходит из одной губернии в другую, входит в состав разных областей и только в 1944 году окончательно делается райцентром Брянской области.
О нём, как о разгромленном поляками городе, упоминал Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского». Здесь родилась, училась и жила до замужества Варвара Михайловна Покровская — мать гениального писателя М. А. Булгакова, автора знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
Карачев – это город, который перетерпел много трудностей на своём долгом веку. По слухам, он на целое столетие старше Москвы. Его громили и восстанавливали. Он страдал от многочисленных пожаров. И до основания был разрушен во время Великой Отечественной войны. Кстати, местные ветераны и старожилы шутят, что вторым днём рождения этого города можно считать 15 августа 1943 года – день освобождения Карачева от немецко-фашистской оккупации. Из-за всех этих передряг в городе осталось не так много достопримечательностей, но они всё-таки есть.
Старое городище «Татарский вал»
На правом берегу реки Снежеть прямо посреди современного Карачева находится археологический памятник домонгольского времени, прозванный в народе «Татарским валом». Он представляет собой старинное городище, площадью сорок шесть гектаров.
Собор Архангела Михаила
С северо-западной стороны «Татарского вала» расположена ещё одна основная достопримечательность Карачева – это Собор Архангела Михаила. Первоначально храм построен в 12 веке одним из князей. Он был деревянным.
Несколько раз разрушался и возводился заново. И только в середине 17 века было построено каменное здание, которое достраивалось и перестраивалось на протяжении целого столетия, пока не обрело свой окончательный облик. В историческом описании церквей упоминается о том, что в архиве Собора хранится некая очень древняя книга.
Место основания города
Недалеко от Собора Архангела Михаила, на той же улице Карла Маркса, находится место основания города Карачева. Обозначено оно довольно крупным камнем, на котором имеется трогательная надпись о том, что на этом месте основан и возрождён из пепла многократно разрушенный Карачев – град.
Краеведческий музей
Все ценные находки, раскопанные археологами, отправляются в местный Краеведческий музей, который обязательно нужно посетить, чтобы лучше узнать и понять этот старинный город. Открыт он в 1970 году. Его экспозиция доподлинно отражает всю историю Карачева, в том числе и в фотографиях.
Городской парк
После посещения музея нелишним будет подышать свежим воздухом в городском парке. Он расположен рядом с центральной площадью Карачева. На входе возвышается любопытный памятник, посвящённый героям – гвардейцам – танкистам, который представляет собой макет танка Т-34, установленный на высоком постаменте.
Аллея героев
Жители Карачева, вообще, очень чтят своих героев, особенно воевавших и погибших в годы Великой отечественной войны. Есть в этом городе Аллея героев, на которой установлены бюсты тех, кто, даже ценою своей жизни, защищал Карачев от немецких фашистов. Например, имеется там бюст отважной лётчицы, Героя Советского Союза Антонины Худяковой, воевавшей в рядах Таманского авиационного женского полка ночных бомбардировщиков.
Железнодорожный вокзал
Это одно из самых старых зданий в городе, пережившее военные годы. Построено оно в 1868 году. Местные жители очень ценят этот архитектурный памятник. Несмотря на то что здание маленькое и не вмещает всех пассажиров, его не собираются менять и перестраивать, только периодически реставрируют.
Пожарная каланча
Ещё одним памятником архитектуры является Карачевская пожарная колокольня. Город долгое время был деревянным, а потому, то из-за непотушенной кем-то свечи, то от вспышки молнии, в нём частенько пылали пожары. Горело всё – от жилых домов и до Церквей и Храмов. Поэтому в 1862 году император разрешил устроить в городе пожарную команду, на что было выделено целых 3092 рубля серебром. Но это мало помогло горожанам, так как команда из 20 крестьян не успевала тушить все бушующие пожары.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В одном из очередных пожаров сгорела и Церковь Успения Пресвятой Богородицы 1754 года постройки, которая на тот момент была деревянной. И только в период с 1818 по 1828 год на месте Церкви был возведён каменный Храм. После войны здание Церкви использовалось как склад, потом и вовсе было заброшено.
Уже в 20 веке полуразрушенную церковь пытались снести окончательно, но не вышло. Так и стоит здание измученной людьми, но сохранённой Богом Церкви Успения Пресвятой Богородицы в центре Карачева по сей день.
Монастыри Карачева
В Карачевском районе Брянской области имеются два действующих монастыря – Воскресенский мужской монастырь (слева) и Николо-Одринский женский монастырь (справа). Первый основан иеромонахом Тихоном Карачевским в конце 16 века, по этой причине его называют «Тихонова Пустынь» Дата основания второго в селе Одрино приходится на конец 13 – начало 14 века. Главная его святыня – это оригинал чудотворной иконы Божьей Матери «Споручница Грешных».
Оба монастыря изначально были деревянными, переживали нелёгкие времена, бедствовали и закрывались. В настоящее время оба они восстановлены и являются памятниками культуры, архитектуры и истории.
Помимо вышеописанных памятных мест в Карачеве можно побывать ещё и на Фабрике ёлочных игрушек, посетить площадь имени Ленина либо просто побродить по улицам и впитать в себя энергетику этого древнейшего города России.
Древний город Карачев
Все мы со школы знаем, Русь (она же Россия) единым государством стала не сразу. На заре своей государственности Русская земля состояла из целой серии образований, где одним из самых сильных и мощных являлось забытое ныне Черниговское княжество.
Большая часть Черниговского княжества располагалась на левом берегу Днепра в бассейне рек Десна и Сейм. Княжество было населено северянами, радимичами, а также вятичами и частично полянами. Столицей княжества был город Чернигов. Другими значимыми городами были Новгород-Северский, Стародуб, Вщиж, Сновск, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Рыльск, Трубчевск, Карачев, Козельск и др. Владения и влияние Черниговского княжества доходили глубоко на восток, в том числе в муромо-рязанские земли и к Тмутараканскому княжеству.
Черниговские князья, как и князья Киевские, Рязанские и Владимиро-Суздальские, периодически боролись между собой за власть и за влияние. Именно такую Русь, где насмерть воевали между собой Галицкое и Черниговское княжество, застал в 1238 г. Батый.
На переговоры в Чернигов, дабы выступить единым фронтом, приезжал рязанский воевода Евпатий Коловрат. Михаил рязанским князьям в помощи отказал, мотивируя это тем, что рязанцы с ним на Калку не пошли.
Такие города как Козельск и Вщиж, оказавшие ожесточённое сопротивление монголам, входили на тот момент в состав Черниговского княжества. Сам Чернигов ворота монголам также не открыл и был ими сожжён.
Однако, увы, если города, как и простые люди, сопротивление завоевателям оказали, то в противовес им князь Михаил Черниговский, являвшийся на тот момент великим князем Киевским, предпочёл вместе с сыном скрыться в Венгрии.
После он вернулся в Киев, однако город, по татарскому ярлыку, был отдан в управление другому князю — Ярославу Всеволодовичу Владимирскому (отец Александра Невского).
Михаилу ничего не оставалось, как вернуться в Чернигов. В 1246 г. его вызвали в Орду.
Перед входом в шатёр Батыя монгольские жрецы повелели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам, на что Михаил, истинный христианин, ответствовал: «Я могу поклониться царю вашему, ибо небо вручило ему судьбу государств земных; но христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения по приказу Батыя князь был казнён.
На Соборе 1547 г. Черниговского Михаила причислили к лику святых.
Скажу честно, для меня подобное крайне непонятно. Человек, которому было доверено огромное княжество, не стал его защищать и трусливо бежал. Насколько я понимаю, далее его мучила совесть. Вот он и поехал в Орду, заранее решив умереть там. (Не будем обсуждать решение Собора. РПЦ к Богу ближе, нежели мы, грешные…)
После смерти Михаила Черниговское княжество было поделено на четыре части.
Карачевское княжество с «тянувшими» к нему волостями досталось второму сыну, Мстиславу Михайловичу. Кроме Карачева, в состав княжества входили ещё более десятка городов со своими волостями: Козельск, Болхов, Звенигород Северский, Мосальск, Серпейск, Лихвин, Хотимль, Кромы, а также Перемышль, Елец.
В 1360 г. оно было завоёвано Великим княжеством Литовским, после чего Карачевские князья перешли на службу к Великому князю Литовскому.
В период расцвета, по занимаемой территории, Карачевское княжество превышало многие европейские государства, такие как Португалия и Венгрия. Относительно современного деления России, оно занимало часть Курской области и практически всю Орловскую область, всю северо-восточную часть Брянской области, практически от самого Брянска и Трубчевска, значительную часть Калужской области, достаточную часть Тульской области, часть Воронежской области.
В 1493 Карачев получил во владение Семён Иванович Можайский.
В 1500 году со всеми своими вотчинами он перешёл на службу к великому князю Ивану III. У Московии с Литвой существовал договор — князей с их волостями в подданство не принимать. В результате вспыхнула русско-литовская война 1500—1503 гг. Её венцом стала 4 ноября 1501 г. битва под Мстиславлем (город в Могилёвской обл).
Потери литовцев достигли 7 тысяч, а остатки армии, потеряв все знамёна, во главе с Заславским заперлись в замке. Русская армия штурмовала его, но не сумела взять, опустошила окрестности и возвратилась с большим количеством пленных в Москву. Стратегическое значение битвы под Мстиславлем заключается в том, что она сорвала план совместного нападения литовский войск и Большой Орды на Чернигово-Северскую землю.
Итак, как самостоятельная территориальная единица Карачевское княжество просуществовало 114 лет. Далее, повторюсь, эти земли 140 лет входили в состав Литвы. Вот какую интересную историю имеет Карачев!
После Перестройки стали доступны книги, написанные писателями эмигрантами. Так я познакомился с творчеством М. Д. Каратеева (1904 — 1978). Я прочитал его роман «Русь и Орда» и целый ряд других книг. Михаил Дмитриевич потомок Карачевских князей. В своих произведениях он описывал малоизученный период истории, когда Русь находилась под властью Орды. В центре повествования судьба древнего рода Карачевских князей. Один из главных героев молодой князь Василий, ставший жертвой жестоких междоусобиц. Из родного Карачева Василий вынужденно уехал в Орду, где далее жил.
После прочтения мне захотелось посетить Карачев. Городок от Москвы относительно не далеко. Потенциально я хотел туда попасть, однако моё хотение растянулось на 30 лет.
И вот так совсем недавно, приехав на автовокзал Брянска, я увидел, что с соседнего перрона через 10 минут уходит автобус на Карачев. В голове застучало — сейчас или никогда… Изменив брянские планы, я отправился в Карачев.
Согласно Ипатьевской летописи, Карачев на целый год старше Москвы. В настоящем это просто аккуратный, маленький городок районного масштаба. На центральной площади указывает правильную дорогу дедушка Ленин. Здесь же неподалёку сцена, где проводятся различные мероприятия, рядом бывшее здание райкома, автовокзал, киноконцертный зал, спортивная площадка, фонтан… Всё по-советски стандартно…
Древний и вечно молодой Карачев на первых порах разочаровал. Нет, я понимал, что чего-то эдакого княжски-купеческого ждать не стоит, но всё же слегка расстроился.
Задолго до поездки я знал, что в Карачеве есть музей. Поинтересовался о музее у местных. Мне ответили, таковой действительно есть и находится он слева от универмага.
В настоящий момент, когда после моей поездки в Карачев прошёл почти месяц, могу честно сказать — Карачевский музей оставил впечатление, не сравнимое ни с какими Африками, Азиями и другими заграницами. Там ты смотришь, пусть и интересное, но всё же чужое — здесь соприкасаешься со своим.
Удивительное дело, музей создан в 1970 году, однако никакой информации о нём найти невозможно. Устроители музея собрали пусть и не ахти какую коллекцию, но сделали это с любовью.
Музей находится в старом одноэтажном здании.
Сюда часто приходят школьники. Дирекция проводит для них квесты, либо просто экскурсии.
Меня сразу предупредили, через полчаса придут местные ребята, и экскурсовод готовится их встретить. Далее было предложено осмотреть стенды самостоятельно, однако мне повезло! На месте оказался директор музея С. В. Глотов. Про родной город он знает всё. Видя мой интерес к истории Карачева, Сергей Владимирович лично провёл меня по экспозиции и ответил на множество вопросов.
Первый зал, расположенный у входа, рассказывает о седом прошлом лесного края.
Летопись 859 года упоминает вятичей, попавших под власть хазар. В 964 г. киевский князь Святослав впервые совершил поход в землю вятичей, заставив платить не хазарам, а Киеву. В последующем вятичи неоднократно бунтовали. Они платили Киеву дань, но при этом составляли государство в государстве.
Киев крестился в 988 году. Однако вятичи ещё долгое время не принимали христианства. В 1113 году в их леса, для приведения в лоно церкви, был направлен миссионер Кукша, который сам происходил из вятичей. Увы, не помогло. Язычники проповедника убили. Произошло это под Мценском.
По легенде, к государственному порядку вятичей привёл былинный богатырь Илья Муромец.
По местным преданиям и топографическим названиям река Смородинка, через которую проезжал Илья Муромец, есть нынешняя речка Смородинка в Карачевском уезде в 28 верстах от Карачева. Город Карачев указывает на место, где конь Ильи Муромца окарачился при свисте Соловья-разбойника. В 12 верстах от Карачева лежит село Девять Дубов, на которых, по преданию, жил Соловей-разбойник.
Скорее всего под именем Соловья-разбойника скрыт кто-то из местных князей. Вятичи проиграли войну и потому вошли в историю как разбойники. В музее представлены изображения Ильи Муромца и Соловья. Называть последнего разбойником, на земле вятичей язык не поворачивается….
В Ипатьевской летописи Карачев упоминается 4 раза.
В 1146 году северский князь Святослав Ольгович вместе со своей семьей и верной ему дружиной переезжает в Карачев, входящий в состав его владений.
Летом 1237 года татарские орды подошли к стенам Карачева, жители которого заблаговременно ушли в лес. Город подвергся грабежу и разрушению.
Год 1252. С именем князя Мстислава связано образование удельного Карачевского княжества.
Смутами и кровавыми междоусобицами были заполнены 1309–1356 годы, вплоть до захвата Карачева литовским князем Ольгердом.
На полках разложены артефакты: женские украшения вятичей, черепки от посуды, гвозди, металлические наконечники стрел и копий, подковы, монеты, железные цепи, декоративные мозаики. Есть экспонаты и более древние — кремневые ножи и наконечники. Они свидетельствуют, люди на здешних землях жили ещё во времена доисторические.
Человек нашёл на своём огороде большой камень, о чём далее сообщил в музей. Краеведы определили, что он является фундаментом Карачевсуой крепости. Два других камня, поменьше размерами, принадлежали древнему Карачевскому храму. По словам директора музея, Карачевский храм, уничтоженный поляками в 1615 году, был точной копией храма в городе Вщиж, разрушенного Батыем.
На стенде Карачевские князья. Стрелками показано кто от кого происходил. Рядом план города 19-ого века, где Карачев чётко поделён на кварталы. Интересны старые фотографии.
Краеведы воссоздали план Карачевской крепости. цитадель находилась там, где теперь стоит собор Михаила Архангела. В музее можно видеть картины, где изображён собор и сама крепость.
Следующий стенд рассказывает о истории не столь древней. Возле Карачева периодически проводились ярмарки. Достоянием музея стали застёжки от ремней, кресты, ложки и монеты.
Сергей Владимирович предлагает мне, взять увеличительное стекло с подсветкой и детально рассмотреть артефакты. Мой особый интерес вызвали наградные значки начала 20-х, а также две красноармейских звёздочки. Если первая, где изображался серп и молот, вполне обычна, то вторая, где молот переплетался с плугом, на первых порах являлась кокардой нового образца. В РККА такая звёздочка имела хождение с июля 1918 года до июля 1922 года.
В конце 1918 года в России началось производство подглазурных красок. До этого времени своего производства керамических красок страна не имела. Красители, эмали и препараты жидкого золота импортировались из-за границы.
Молодой советской Республике приходилось учиться всему и сразу. Как результат, звёздочка нового образца, с серпом и молотом, сохранилась лучше и детальки на ней выбиты чётче.
Следующий зал знакомит посетителя с крестьянским бытом. Здесь и ткацкий станок, и всевозможные ушаты для печки, лапти, рубахи, деревянные вёдра, корыта, ступа, прялка, металлические утюги, инструменты.
В следующем зале посетитель возвращается во времена царя Михаила Романова (период Годунова и обоих Лжедмитриев в музее не представлен).
В 1615 г. польский полковник Лисовский сжёг Карачевскую крепость. Восстанавливать город начали в 1621 году, после чего жители стали возвращаться. К примеру соседний Орёл, также пострадавший от Смуты, стал отстраиваться только в 1636 году.
В 1625 г. по указу царя Михаила Карачев был пожалован его отцу — патриарху Филарету. По указу Петра Первого в 1708 году города Орел, Брянск, Карачев вместе со своими уездами попали в состав Киевской губернии.
В 1719 году Карачев вошёл в состав Севской провинции (с 1727 года — в составе Белгородской губернии), с 1778 года — уездный город Орловской губернии. В 1920 году Карачев в составе Брянской губернии. С 1929 года — райцентр (первоначально в составе Западной области, с 1937 года — в Орловской, с 1944 года в Брянской области).
Любопытно, на гербе Карачева вверху герб Орловский, внизу «в серебряном поле пук связанного золотой верёвкой распустившегося мака, которого в окрестностях сего города в полях довольно сеют и оным торгуют».
В советские годы исторический герб Карачева не использовался. В постсоветский период решение о восстановлении исторического герба в качестве официального символа Карачева, городскими властями не принимались.
Отдельный стенд музея посвящён карачевским помещикам. Надо сказать честно, многие из них для крестьян являлись просветителями. Они и школы на свои деньги открывали и врачей из города выписывали.
Рядом на другом стенде рассказывается о героях Первой мировой войны. До 1914 г. в городе квартировал 401-ый Карачевский пехотный полк. Он входил в состав первой бригады 101-ой пехотной дивизии, успешно сражавшейся с немцами и с австрийцами. Карачевский полк участвовал в Бруссиловском прорыве. Солдаты и офицеры полка были отмечены Георгиевскими крестами и другими наградами.
На средства городского Общественного Управления совместно с местным комитетом Красного Креста содержался лазарет на 50 кроватей для раненых воинов.
Именно из Карачева вместе со своим подразделением в 1914 г. ушёл на войну Николай Кононович Щёлоков — будующий начальник штаба 1-ой конной армии С. М. Будённого.
Советская власть в городе установилась в ноябре 1917 г. В последующем белогвардейцы Деникина, в ходе его наступления на Москву, до Карачева не дошли.
На одном из стендов фотографии времён гражданской. Рядом большими буквами выведено постановление Совета народных комиссаров Карачевского уезда от 3 марта 1918 года:
«Наложить на карачевскую буржуазию налог в размере 3000000 рублей из сумм, высосанных из народа в течении многих лет» и взыскать их в течении 3 дн.
Годы первых пятилеток не прошли мимо. В 1939 году за достигнутые успехи в сельском хозяйстве Карачевский район стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В уезде насчитывалось 4 школы начальных, в них обучалось 3697 детей, учителей было 108.
К началу Великой Отечественной Карачев, из типично мещанско-купеческого поселения, превратился в город с новыми предприятиями, школами, клубами, жилыми домами.
Война в жизнь советского народа ворвалась неожиданно.
Карачев оказался занят немцами 6 октября 1941 года. Танки Гудериана вошли в город со стороны Орла. Брянский фронт советских войск оказался в окружении.
Карачев под немцами находился 22 месяца. Значительная часть населения была отправлена на работы в Германию. За период окупации фашисты лишили жизни более 1000 мирных жителей.
12 августа 1943 года 11-я гвардейская армия (И. X. Баграмян) после короткой артиллерийской подготовки начала штурм карачевских оборонительных позиций. Противник непрерывно контратаковал, вводя все новые и новые резервы. В ночь на 13 августа немцы усилили свою карачевскую группировку 78-й штурмовой пехотной дивизией, пятьюдесятью танками и двумя бронепоездами.
11-я гвардейская армия, не сумев в течение 12 и 13 августа овладеть командными высотами, начала обходить Карачев с севера и юга.
Противник, чтобы избежать окружения, начал отход. 15 августа 11-я гвардейская армия (И. X. Баграмян) и 11-я армия (И. И. Федюнинский) освободили город. Приказом Верховного Главнокомандующего от 15 августа 1943 года 16-й и 84-й гвардейским дивизиям было присвоено почётное наименование Карачевских.
Меня заинтересовала картина немецкого кладбища. По словам директора музея, немцы своих погибших хоронили непосредственно в Карачеве, желая создать мемориал.
Осмотрев оставшиеся стенды и экспонаты, я вновь начал спрашивать Сергея Владимировича про период окупации. На тот момент Карачев, как Верховье, где моей бабушке в 41-ом году под немцами довелось прожить неделю, входил в Орловскую область.
Некоторое время назад я посетил Ржев. Тот факт, что немецкие ветераны периодически туда приезжали, для меня стал откровением. Я спросил Сергея Владимировича, доводилось ли ему слышать про немцев, посещавших Карачев?
Директор музея ответил, нет, Карачев для немецких ветеранов местом паломничества не стал, однако сын одного немца город таки посетил, и произошло это в середине 90-х.
Между Россией и правительством Германии существует договор о сохранении солдатских могил. По этому договору обе страны передают друг другу останки павших солдат. Далее выяснилось, та картина, где нарисовано немецкое кладбище времён войны, место вполне реальное, и находится оно в десяти минутах хотьбы от музея.
Поблагодарив директора за экскурсию, я отправился изучать город.
Карачев, как и до революции, разбит на кварталы.
Частная застройка сочетается с домами в два и пять этажей.
Что мне особо понравилось, так это мемориальные таблички. Их устанавливают в Карачеве на домах, где жили заслуженные люди, либо там, где они работали.
По данным 18-ого года здесь проживает почти 18 тыс. жителей. В Карачеве шесть действующих церквей.
Утраченных насчитывается восемь.
Первые лица государства, за исключением Александр I, Карачев не посещали. Во время поездки в 1823 году император проследовал через Мценск, Орел, Карачев и Брянск. В трудах Орловской учёной архивной комиссии за 1892 г. сообщается следующее:
«В пятом часу по полудни, сего же числа (7 сентября) царь Александр I прибыл в город Карачев. Остановясь в доме купца Шестакова, он благосклонно принял поднесенную от городской головы и членов магистрата хлеб и соль, равно и от семейства хозяина. После сего, пожаловал нижним чинам 21 Егерского полка, бывшим на карауле, по 1 рублю, отправился далее по тракту к Брянску. Проезжая мимо карачевской градской полиции изволил заметить хорошее устройство и исправность пожарных инструментов».
Прогулявшись по улочкам, я вышел к тому месту, про которое говорил директор музея. Рядом с глыбой, установленной в память о чернобыльцах, шетестела белая материя. Значительная часть сквера оказалась закрыта этой самой клеёнкой. Мне вспомнилась музейная картина.
После войны Карачев был полностью отстроен заново, тогда как, согласно рисунку, на месте универмага ранее стоял кинотеатр.
Найдя вход, я заглянул за клеёнку. Двое парней слой за слоем лопатами аккуратно поднимали землю. Рядом с непонятным предназначением находилось ещё два человека.
На мои вопросы о немецком захоронении ребята отвечали неохотно, фотографировать не разрешили. Я покрутился пару минут, посмотрел и отправился восвояси. Отхожу метров на сто, вижу, в мою сторону с крейсерской скоростью направляются две женщины. Одна из них на повышенных тонах говорит:
— Мужчина, вот вы корреспондент, напишите про этих ребят. Квартиру у нас на три месяца сняли, под моими окнами УАЗик бросили и весь подъезд своей непонятной аппаратурой захломили. Что они тут копают? Чернобыльцов эксгумируют? Почему никто ничего не объясняет. Если радиационные останки поднимут, будет заражение…
Туристы в Карачеве не бывают. Ну разве что ближе к Новому году кто-то приезжает на местную фабрику, дабы затовариться ёлочными игрушками, и потому нет ничего удивительного, что меня приняли за корреспондента.
Взяв инициативу в свои руки, я стал объяснять, что приехавшие ребята, по совместному договору с Германией, занимаются поиском похороненных в Карачеве немцев.
Упс! Вижу, женщины ещё более насупились. Оно и понятно, фашисты на нашей земле натворили много зла. Российское общество к миру и любви с немцами ещё не готово. Опережая реакцию собеседниц, мне пришлось объяснить, что в Германии подобная работа также ведётся, и что никаких немецких мемориалов в Карачеве не будет.
В ответ посыпались вопросы, откуда я всё это знаю, ибо местным никто ничего объяснить по поводу раскопок в сквере не удосужился. Пришлось рассказать про музей и про мой разговор с директором.
Вот ведь как интересно получается, дабы не травмировать общество темой немецких захоронений, российские власти на местах стараются проводить подобную работу тихо, никому ничего не объясняя.
Единственный момент, не стоит думать, что немецких солдат наши поисковики ищут, тогда как своими не занимаются.
Интересную историю рассказал таксист, возивший меня в монастырь. Некоторое время назад парень увлёкся поиском кладов. Возле Карачева периодически проходили ярмарки и проводили их в чистом поле. В советское время оно было засеяно пшеницей, однако это не мешало в последующем находить там что-то ценное.
Мой собеседник напополам с другом купил металлоискатель. Периодически они что-то находили, и тот медный вычещенный крест, что мотался у таксиста на ключах, его слова подтверждал.
Как-то раз по весне мой собеседник обходил знакомые места. Вдруг прибор начал судорожно пищать. В земле обнаружилась солдатская каска, прикрывавшая череп.
Приехавшие на место поисковики подняли на свет божий троих советских солдат. У одного оказался медальон. Это помогло установить имя и фамилию. В Карачев приехали родственники из Башкирии. Далее выяснилось, ребята пытались корректировать огонь нашей артиллерии. Об этом говорили найденные у них оптические приборы. Все трое моложе тридцати, погибли они от немецкой мины.
Немцы создали хорошо эшелонированную оборону, с бетонными бункерами, ДОТами и ДЗОТами, преодолеть которую в лоб у Баграмяна и Федюнинского не получилось. В любом случае, древний Карачев от немцев был освобождён!
В честь Героев Советского Союза, уроженцев Карачева, разбит сквер, где каждому Герою установлен бюст.