Что посмотреть в новозыбкове

Что посмотреть в новозыбкове

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Уникальные фотографии не сохранившегося до наших дней Гостиного ряда — главного сооружения центральной площади Новозыбкова. Снимки сделаны немецким солдатом в годы оккупации Новозыбкова (1941-1943). Читать далее →

«Скорбящая мать» в Святске

Новозыбковцам хорошо известно, что монумент «Скорбящая мать», размещённый на Набережной, был перенесён в наш город из села Святск. Однако, мало кто из горожан видел хотя бы фотографии этого памятника на месте его первоначального расположения. Читать далее →

Памяти Вячеслава Гончарова

Недавно ушёл из жизни, скоропостижно скончавшись, известный в городе музыкант, композитор и аранжировщик Вячеслав Владимирович Гончаров. Самый известный проект Вячеслава Гончарова — это ВИА «Акварели», работавший в горпарке и ГДК, очень популярный в городе и области. Читать далее →

Редкая фотография: Свято-Троицкий храм до разрушения

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Эта фотография храма во имя Святой Троицы в Новозыбкове сделана во время оккупации города в годы Великой Отечественной войны. Похоже, перед нами единственный найденный снимок, сделанный до 1952 года, когда храм был частично разрушен. Читать далее →

Из истории Новозыбковской сельскохозяйственной опытной станции

В последней четверти XIX столетия в России последовала череда неурожаев. Голодные годы стали все чаще повторяться. Даже самые плодородные черноземные губернии, составлявшие житницу империи, в определенный период кормились привозным хлебом. Читать далее →

Пять углов. Два кадра с интервалом в полвека

Перекрёсток «Пять углов» — в числе тех немногих мест центральной части Новозыбкова, которые за последние десятилетия изменились до неузнаваемости. Перед нами — две фотографии, снятые почти с одной и той же точки с разницей по времени более, чем в 40 лет. Читать далее →

Редкая фотография: Вонифатьевская церковь

Церковь во имя Святого Вонифатия была построена в 1896 г. купцом Афанасием Шведовым. О том, как выглядела Шведовская церковь (так её называли горожане), мы можем судить лишь по нескольким почтовым открыткам начала XX века да по редким фотографиям того времени. Перед нами — одна из них, относящаяся к 1918 году. Читать далее →

Об устройстве телефонной связи в Новозыбкове и уезде

В начале XX века потребность обустройства телефонной сети для быстрого обмена информацией становилась всё более актуальной. В Новозыбкове проработкой этого вопроса озадачились члены уездной управы в 1909 г. Окончательно вопрос о телефоне в Новозыбкове был реализован в 1911 г. Читать далее →

О народном просвещении в Новозыбкове. Часть V. Первые библиотеки и публичные чтения

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Первая общественная библиотека в нашем городе открылась и стала работать 140 лет назад, в 1879 г. О необходимости её устроения заявил видный общественный деятель и сторонник развития земства, гласный Новозыбковского уездного земского собрания, почетный мировой судья, а впоследствии издатель журнала «Киевская старина», титулярный советник Александр Степанович Лашкевич (1842-1889). Читать далее →

А.С.Лашкевич – земский деятель, издатель, публицист

Уроженец села Брахлов Новозыбковского уезда (сегодня Климовский район) Александр Степанович Лашкевич родился 19 июля 1842 г. Его предки находились в родстве со многими старинными малороссийскими фамилиями – Гудовичами, Немировичами-Данченко, Косачами, Галаганами, Милорадовичами, Миклухо. Читать далее →

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Источник

Что посмотреть в новозыбкове

То, о чем я собираюсь рассказать, случилось в нашем городе в период оккупации. Это ещё одна история незаметного и не ставшего известным подвига простой русской женщины, спасшей от расстрела маленького еврейского мальчика. Читать далее →

Люди и события. Книга, которую ждали

Краеведческая научно-практическая конференция, прошедшая 15 ноября 2019 г. в стенах Новозыбковской городской библиотеки уже получила широкое освещение в местных и областных СМИ. Это мероприятие было посвящено выходу в свет книги краеведа Александра Дудникова «Князь Долгоруков Н.Д.: жизнь – служение Отечеству». Давайте поближе познакомимся с этой книгой. Читать далее →

Наша древняя земля. Малиноостровский монастырь

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

История монастыря начинается в XVIII веке. Тогда на нашу землю прибыла очередная группа беглых старообрядцев диаконовского толка. В 12 километрах от Злынки, на небольшой возвышенности под названием «Малинов Остров», у самого берега реки Ипуть, они основали монастырь. Во время разлива это место оказывалось отрезанным практически на три месяца от остального мира, потому и было названо «островом». Читать далее →

Наша древняя земля. Усадьба А.К.Толстого в Красном Роге

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Усадьба в Красном Роге была основана Разумовскими во второй половине XVIII века в двух километрах от села. Главным зданием усадьбы был Охотничий замок, который сгорел в годы Великой Отечественной войны в 1943 году и был восстановлен в 1990-м. С 1967 года эта усадьба объявлена Литературно-мемориальным музеем А.К.Толстого. Читать далее →

Воспоминания под новогодней ёлкой

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Накануне Старого Нового года давайте вспомним, какими же у нас были новогодние праздники в разные времена. Этот праздник любят многие, он связан с детством, с подарками, с лёгким и радостным волшебством и c непременным ожиданием сказки! Ведь празднуем мы Новый год с самого детства, ждём поначалу Дедушку Мороза с подарками, потом понимаем, что подарки достаются нам от любящих взрослых, а потом и сами стараемся подарить что-нибудь своим родным и друзьям. Читать далее →

Наша древняя земля. Старый Мглин и Новая Романовка

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Наши летние поездки по окрестностям завершились посещением города Мглина и старинного села Новая Романовка, где располагается бывшая усадьба Дуниных–Борковских с Покровским храмом, иконы для которого писал знаменитый русский художник В.Боровиковский. Читать далее →

Мемориал в память о жертвах Холокоста

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

В осенний день, 23 сентября 2016 года, в Карховском лесу, где фашистами были убиты почти три тысячи новозыбковцев, состоялось открытие Мемориала в память о жертвах Холокоста. Несколько сотен горожан сочли своим долгом прийти на окраину города, чтобы присутствовать при этом событии. Читать далее →

Наша древняя земля. Великая Топаль и её достопримечательности

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Недалеко от Новозыбкова, примерно, в тридцати километрах, находится село Великая Топаль. Раньше оно было центром Великотопальской волости и входило в Новозыбковский уезд. Село это известно с 1620 года, когда было отдано во владение «старосте мозырскому Стравинскому», а затем не раз меняло своих хозяев. Последними владельцами этого села были князья Долгоруковы, известные в прошлом меценаты и благотворители Новозыбковского края, да и вообще всей Черниговской губернии. Читать далее →

Наша древняя земля. Каташинский монастырь

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

В нашем Новозыбковском районе есть очень интересный объект, о котором знает большинство жителей, однако далеко не все там бывали. А ведь у этого места очень интересная, даже драматическая история! Речь идёт о сохранившихся остатках древнего Каташинского Николаевского монастыря, основанного в конце XVII века. Читать далее →

Старый номер «Ударника»

Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть фото Что посмотреть в новозыбкове. Смотреть картинку Что посмотреть в новозыбкове. Картинка про Что посмотреть в новозыбкове. Фото Что посмотреть в новозыбкове

Сегодня, в день 85-летнего юбилея Новозыбковской городской и районной газеты «Маяк» (до 1962 года — «Ударник»), у нас есть возможность представить читателям один из её старых номеров, вышедший чуть более 67 лет назад. Давайте вместе прочитаем эту газету и почувствуем, чем жили тогда наши горожане и сельчане. Читать далее →

Блог Анны Дмитроченко

Дни нашей жизни цепляются друг за друга, нанизываясь на нитку времени, как бусы. Бывает, чья-то нитка рвётся и отдельные бусинки попадают к тебе из чужих ожерелий чужими отрывочными воспоминаниями, фактами, историями. Я назвала свой блог «Рассыпанные бусы», чтобы делиться тем, что мне рассказывали старшие, что помню сама. Эти истории будут такими же разрозненными и пёстрыми, как разорванные бусы в старой шкатулке, куда их складывают для памяти. Возможно, мои читатели прибавят к ним и свои бусинки.

По отцу я коренная горожанка, выросла, выучилась и прожила здесь почти всю жизнь, очень люблю Новозыбков и своих земляков всех поколений.

Источник

Новозыбков, который мы потеряли

Два чувства дивно близки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.Пушкин

Желание сохранить свое историческое достояние — первый и основной признак человеческой культуры. Пронесенная через года «любовь к родному пепелищу» заставляет с замиранием сердца вновь и вновь вглядываться в строгую кирпичную кладку старых купеческих особняков в центре Новозыбкова, восхищаться узорочьем деревянной вязи карнизов и окон жилых домов на тихих его окраинах, сожалеть об унесенных временем и людским невежеством памятниках прошлого, украшавшим наш город еще совсем недавно.

Не только храмы или архитектурные достопримечательности дают возможность воочию прикоснуться к своему прошлому. Порой маленький клочок кирпичного тротуара или булыжной мостовой, сохранивших следы прошедших по ним сотню лет назад наших сограждан, согревающее теплом старинного слогосложения название какой-нибудь из наших улиц, выглядывающие из кованого сплетения узоров инициалы бывшего владельца дома над козырьком парадного входа — все это тоже создает неповторимую ауру единства со своим городом. И как становится жаль, что многого наши дети уже не увидят, как не увидели и мы, рожденные после войны, города, сформировавшего свой неповторимый архитектурный облик еще в начале прошлого века. Только редкие фотографии сохранили нам его виды, такого родного и такого уже незнакомого.

Никакие военные разрушения не сравнялись по количеству ущерба нанесенного городу с приходом к власти большевиков. Их первыми жертвами, положенными на алтарь свободы (от «проклятого прошлого») стали новозыбковские храмы. И если иудейским синагогам еще в какой-то мере повезло, ибо их быстро приспособили под административные здания, то с православных и старообрядческих церквей полетели купола. Превратились в заурядные здания Преображенская церковь на Никольской (Советской) улице, Троицкая на Карховской (Комсомольской), Рождества Христова на Богородицкой (Урицкого), молельный дом на улице Харитоновской (Чкалова), храм при реальном училище (ныне актовый зал НППК).

А если уж совсем мозолили глаза новоявленным идолопоклонникам, как например, красивейшая в городе Вонифатьевская (Шведовская) церковь, стоявшая на месте нынешнего сквера у педколледжа и хорошо видимая из окон Дома Певзнера на Чугуновской (Ленина) улице, в одночастье ставшем горкомом ВКП(б), то судьба их была предрешена — их сносили до основания. Как поднялась рука на жемчужину нашей архитектуры, игравшую ту же роль, что и храм Василия Блаженного в Москве или Спас-на-Крови в Петербурге? Та же судьба постигла католическую часовню на улице Кузнечной (Ломоносова). Провинциальных геростратов не волновала участь уродуемого ими города. Сравнительно недавно, уже в конце горбачевской перестройки, при возведении жилого квартала на улице Чкалова снесли и молельный дом старообрядцев-беспоповцев, в котором до этого размещались детская библиотека и художественная школа.

Самое же печальное заключалось в том, что когда за ненадобностью, или просто необходимости ремонта эти помещения пришлось освобождать, — их просто бросили на произвол судьбы. Уже не восстановить деревянную церковь Рождества Христова (бывший спортзал «Спартак»), остатки сруба которой срочно передали в ведение Древлеправославной Архиескопии, которой только и оставалось, что разобрать ее. То, что легко было разрушить, восстановить оказалось не по силам.

Тысячи новозыбковцев уже выросли не представляя нашу центральную (а тогда Базарную) площадь с некогда украшавшими ее торговыми рядами. Выстроенные по образцу традиционных в российских городах построек, они являлись единственным подобным сооружением на территории бывшей Черниговской губернии и нынешней Брянской области. По сложившейся традиции принято относить из разрушение на счет немецких оккупантов, однако разрушены они не были. Сгорели только часть крыши и половина деревянных перекрытий, подожженные, кстати, уходящими в партизаны ополченцами, дабы не досталось врагу. Еще после войны здесь некоторое время кипела торговая жизнь, пока в 1957 году горисполком не решил их снести и возвести на их месте жилой квартал. Как тут не вспомнить, например, о восстановлении из руин Кракова, Дрездена, других городов, доподлинно воссозданных по требованию их жителей, по сути, на голом месте.

Много наших памятников архитектуры унесли пожары. В 20-х прошлого века годах сгорела очень красивая и известная деревянная церковь Рождества Богородицы (Белокриницкая), на Тростанской (Первомайской) улице, стоявшая на месте нынешнего роддома и одна из городских синагог на замишевской улице — Любавичская. В 1959 году была обезображена наша главная достопримечательность — Никольско-Рождественская церковь, лишившаяся после пожара главного купола. В 1990 году от поджога сгорел один из наиболее удивительных памятников деревянной архитектуры города — Дом Певзнера на Цветной улице (307-й дивизии), бывшее общежитие ПТУ-40, стоявший долгое время без присмотра. В конце 90-х случился пожар в старинном особняке (ныне жилом доме) по улице Ленина, от котрого остались одни стены. Это только некоторые из наших потерь, случившихся из-за людской халатности.

Что говорить об отдельных постройках? Город лишился целого архитектурного комплекса — Соборной (Красной) площади, по старому плану, — центра города с храмом посредине, планируемым строительством здесь и городской ратуши. Сейчас это жалкое подобие того, что хотели видеть здесь наши предки. Неужели в городе с 30-х годов не нашлось более подходящего места для строительства стадиона, как возле Чудо-Михайловской церкви, облепленной ныне спортивными пристройками и площадками, одна из которых расположилась на месте бывшего кладбища, существовавшего здесь во время войны. Свистят залетающие за церковную ограду мячи и шайбы между крестов знатным и почетным людям города, приземляясь на их могилы. Тревожат их покой и неуравновешенные болельщики. Воистину не ведаем, что творим, а потом сетуем на безнравственность подрастающего поколения, берущего с нас пример.

Планируемый с 70-х годов перенос стадиона в конец улицы Коммунистической так и остался нереализованным проектом. Более того, ко всему прочему возвели здесь, рядом с чудом архитектуры и современное «чудо», железное, — новый спортзал, чужеродное тело в ансамбле площади. Сама же площадь превратилась в ряд тупиков и переулков, перегороженных как при обороне от вражеских танков бетонными заборами, блоками, решетками, рвами, лесной чащей. А вот одну из главных улиц, Харитоновскую (Чкалова), вообще ликвидировали наполовину, перекрыв жилыми зданиями. Образовавшийся квартал-монстр перекроил и разрушил сложившуюся веками городскую планировку. Давно тесно в нынешних границах горпарку, среди развлекательных сооружений которого его старые деревья кажутся лишними.

Совершенно неуместной оказалась на площади и березовая роща, в свое время шумно и с помпой заложенная юными натуралистами, естественно под бдительным руководством высокопоставленных дядей, и которую теперь в темное время суток боязливые старушки (и не только они) стараются обходить стороной. Зачем в городе подобное скопище деревьев, когда до ближайшего леса пять минут езды на автобусе? Поселившаяся же здесь с некоторых пор колония грачей вчистую опустошает все близлежащие сады и огороды. Не помогли и попытки благоустроить ее. И то ли еще будет!

Особенно тягостны наши лишения от неумелой реставрации и перестроек, проводимых совершенно без учета и контроля со стороны тех, кто должен был охранять памятники архитектуры города. Кто, например, доверил право новозыбковским пожарным проводить в 70-х годах реконструкцию несомненно имеющего историческую ценность здания на Людковской (Наримановской) улице, в котором еще в прошлом веке находилась наша пожарная часть? Многие помнят и стоявшую здесь и снесенную в 60-х годах старую деревянную пожарную каланчу, которую вполне можно было сохранить.

После передачи в ведение этих людей «с огоньком» бывшего помещения торгово-кулинарного училища, располагавшегося здесь на втором этаже, его, обрамленные каменными узорами, окна были разбиты и заменены на квадратные бойницы из проектов хрущевских многоэтажек для разместившихся здесь квартир. При возведении же пристройки, ко всему прочему, снесено было здание последней новозыбковской синагоги, украшенное деревянной резьбой и, безусловно, имевшее архитектурную ценность. Нынче все это новое эклектическое сооружение больше похоже на следственный изолятор, что заметно усиливают и металлические ворота гаражей, даже отдаленно не напоминающие прежние изящные деревянные створки.

Точно так же исказили современной пристройкой здание бывшей женской гимназии (школы №1). Или взять восстановление оградных тумб каменного моста через Карну в центре города после случившейся здесь аварии. Неужели хотя бы красного кирпича, которым и выложен мост, нельзя было найти для их реставрации? А то, что новая решетка ограды моста и водруженные здесь нелепые фонари совершенно не в стиле этого старинного сооружения, по-видимому, никого не волнует.

Посмотрите, сколько снято украшенных резьбой ставней, заложено окон и парадных дверей у переданных в частное владение или собственность организаций домов, сорвано, уничтожено, сдано в металлолом кованых узорчатых кронштейнов и оград, безусловно, представляющих художественную ценность — украшение и историческое достояние города. Можно перечислить десятки домов, с которых совершенно безнаказанно они были сняты, перенесены или вообще исчезли. А какой урон понесли наши кладбища. С каждой такой утратой опускаемся духовно и мы, чувствуя необратимость потерь, пока совершенно не пресекаемых соответствующими органами, призванными блюсти закон об охране памятников истории и культуры.

Каждому времени, в том числе и у нас, был свойственен и особый архитектурный стиль. То, что нам сейчас кажется обычным, через много лет может стать историческим раритетом. Например, из построенных в 20-х годах прошлого века в Новозыбкове трех зданий в стиле конструктивизма, по сути, осталось только одно — городская (районная) больница. Снесен при постройке магазина №43 (ныне «Магнит») стоявший на улице Ломоносова дом ИТР спичечной фабрики, разграблено здание бывшего тубсанатория в Карховке. А ведь подобных им никто уже больше не построит. Современная архитектура массового жилищного строительства, по меткому выражению одного из наших архитекторов названная марсианской, пока не может, за редким исключением, соперничать с тем, что когда-то было уже возведено.

Во многих странах здание, простоявшее 100 лет, объявляется национальным памятником со всеми вытекающими отсюда последствиями. А у нас даже таблички, вывешенные на их стенах, не спасают, так как почти отсутствует культура почитания и уважения своего прошлого.

Сколько у нас было кирпичных ворот с ажурными арками, по сути, — символами нашего города? А сколько осталось теперь? Любой начальник конторы или склада, расположенных за ними, сам принимал решение об их расширении или сносе. Посмотрите на остатки одних из них, тех, что стоят напротив городского Дома культуры, даже во фрагментах удивляющих своей художественной ценностью и разрушенных только потому, что через них не проезжали грузовики. Другие же — многострадальной Вонифатьевской церкви — мы могли видеть еще в конце 60-х. Но на их место «позарился» первый памятник Дыбенко (ныне здесь бюст Драгунского). Значительное число достопримечательностей было разрушено и в селах, окружающих Новозыбков.

Думается, что пора «собирать камни» уже давно пришла. Каждый виновный в разрушении архитектурного облика города должен нести безусловную и самую строгую ответственность за посягательство на нашу историческую память, а украденное с наших улиц считать преступлением с наказанием без учета срока давности. Имена же разрушителей, независимо от того, живы они или отошли в мир иной, еще появятся в списке на Доске позора, который обязательно будет составлен в назидание будущим поколениям. Может только так мы, ныне живущие, сможем искупить свою вину за бездеятельное соучастие в этом геростратовом «подвиге», во многом продолжающемся и сейчас. Только вернуть то, что мы потеряли, это уже не поможет.

62 комментария:

Спасибо огромное за статью, Константин Федорович!

Первое имя на доске позора — Нестеров. Он своими постройками испортил город чуть ли не больше, чем большевики. Уродство — дешевые материалы, архитектурная несовместимость, отсутствие даже малейшего понимания о технике безопасности — исторический идиотизм типа самолета в парке. Статья хорошая. Должен только сказать — что синагогам повезло, в итоге, меньше, так как православная братия свое активно забирает назад — а иудеям пока что ничего не вернули. И вообще — иудаизм в новозыбкове уничтожен полностью, а православие сохранилось. Проблемно для меня и утрвеждение, что снос куполов более «трагичен» чем осквернение Храма его приспособлением к административным зданиям. Это все большое горе, на самом деле.

А говорить о восстановлении облика города можно только тогда, когда у правящей партии будет программа его восстановления.

> а иудеям пока что ничего не вернули.

Отчего же? В прошлом году Новозыбковскому иудейскому обществу была передана Вторая большая каменная синагога, прежде занятая межшкольным учебно-производственным комбинатом.

Насчет Нестерова в корне не согласен. Именно при Нестерове был разработан план сохранения архитектуры исторического центра Новозыбкова, составлен подробный список памятников истории и культуры, определены охранные зоны.

согласен что, при НЕСТЕРОВЕ под руководством архитектора города Комаровой была поведена работа по сбору архитектурно-исторического материала. Поэтому Фельдман глубоко не прав и просто клевещет зря и не обосновано, в этом отношении, на НЕСТЕРОВА.

Даже по-отдельности каждая из перечисленных потерь очень тяжела. Но когда все собирается в одну общую картину, как в Вашей статье, — и вовсе сердце кровью обливается…

Вернули? Это хорошо, но очень поздно. Община разгромлена, ее больше нет — представители уже все по диаспорам. Молиться некому, раввинов нет — религия уже убита. Так что такое возвращение — это только дань прошлому, а не взгляд в будущее. Впрочем, я говорил о неточности в статье, цитирую «иудейским синагогам еще в какой-то мере повезло» — это не так, эта фраза совершенно лишняя. Почему — я пояснил выше.

О Нестерове — конечно, можно быть со мной несогласным — только вот факты говорят о другом. За 20 лет правления Нестерова не были решены никакие проблемы реальных зданий — горели и не восстанавливались церкви, рушились памятники архитектуры, создавались эти жуткие новострои. Вообще отношение властей к стройкам было при Нестерове классическим — несколько детей погибли на неогражденных строениях. План и зоны — фикция, как и все при Нестерове. На бумаге они были — а на деле разрушение Белопоповской Церкви началось при нем. А впрочем, что говорить — Нестеров довел город до экономического коллапса, откуда у него деньги на культуру…

Да, а разработанный Нестеровым план не выдерживает никакой критики — я его читал — это фантазии на заданную тему, не более того.

Это все историчеки обыкновенно. Что-то разрушается, исчезает, что-то рождается.
Берегите и храните то, что есть сейчас.
Меня больше всего в городе беспокоит то, почему не приводят в порядок дом Осипова. Прям зла не хватает.

Наш город сравнительно молод, и своего стиля он обрести не успел. Гадать, каким стал бы он, не будь большевистского переворота контрпродуктивно, на мой взгляд. В годы моей юности Новозыбков был большой деревней, с деревенским укладом жизни, особенно на окраинах, даже ИТР и рабочие единственного более-менее крупного предприятия всё равно стояли одной ногой на земле. Начиная с шестидесятых, город стал застраиваться трёх-четырёх-пятиэтажками, причём, не на пустырях, а прямо на освобождаемых от сноса частных домов участках, это радикально изменило совершенно сельское лицо города, лишило его привычной патриархальности, ну а об архитектурной ценности этой, безусловно нужной людям, застройки уже сказал К. Ф. Попов, автор блога. Дореволюционные строения просто растворились за три-четыре десятка лет среди новостроек, бросаются в глаза лишь объёмные, типа обеих ДК и дома, где нынче ЗАГС. Вобщем, стилистически, город наш общ лицом с тысячами райцентров, что стоят на Руси, а потому ни благоустройство имени Ивана Александровича, ни частные строения новейшего времени испортить, на мой взгляд, ничего не могут. Новозыбков дотационен, беден, бюджет его дефицитен, и только поэтому в центральном районе, где дорогая земля и есть коммуникации ещё не порушены те остатки, о которых сокрушается г. Попов. Яви своё экономический бум, и никакие защитные и охранные бдения не защитят последних памятников старого городского зодчества. Жаль? Да конечно! Однако, опыт Москвы, этого окна в будущее России показывает, что ничего с этим не поделаешь… Никому уже не нужна сушёная вишня, а у Лопахиных двадцать первого века такие же острые топоры, что и у чеховского героя…

Но я повторюсь — Нестеров стал могильщиком Новозыбкова во всех смыслах, архитектурный — только один из них. Поэтому молиться на человека, загнавшего Н в долги и похоронившего в выгребной яме — это позорно для гражданина города. Все его хорошие деяния перечеркнуты раз и навсегда провалами в экономической, социальной и культурной политике города.

А современная власть — надо было голосовать не за Путина в мокром виде (Нестеров) и не за Путина в сушеном (то, что есть) — голосовать надо против Путина и за вменяемую, демократичную, избираемую и честную власть. Тогда город вылезет из долгов и тогда можно будет даже замахнуться на восстановление памятников. Хотя согласен с Борисом — путь через дикий капитализм неизбежен. Поэтому восстанавливать придется и что-то из того, что ещё сохранилось.

Константин Федорович огромное спасибо за статью, очень интересно и познавательно, и конечно очень жалко — что имея не храним!

Что бы город развивался нужны собственные доходы. А откуда им взяться если производство разваровано или умерло ввиду своей неконкурентноспособности. Как бы еще и дотации не срезали.

А на тему синагог хороший был сайт format18. Но это другая история)))

Доброго здоровья, Константин! Спасибо за очень интересную статью и комментарий. Глядя на старые открытки с видом Новозыбкова, я обнаружил, что дом Певзнера изначально был светлого тона. Правда, в советское время, а я провёл в Новозыбкове своё детство, его выкрасили в страшный бордовый цвет. Но почему пару лет назад нельзя было вернуть ему первоначальный весёлый цвет? Ведь его вид, я имею ввиду его цвет, не вписывается в цвета рядом стоящих зданий. Неужели это очередное головотяпство руководства города? А что касается синагог, то я точно знаю, что в моё время действовала только одна синагога на Наримановской. Ортодоксальная синагога функционировала, очевидно, до войны. Да и как она могла существовать, если ортодоксов в Новозыбкове после войны не было. Уничтожение синагог повлекло за собой уничтожение общины, и, как результат — еврейской жизни в городе больше никогда не будет и евреи в Новозыбков никогда не вернутся. Люди, уничтожающие культуру народа, не остановятся и перед уничтожением самого народа. И в этом отношении не нужно лить крокодиловы слёзы. А главную синагогу, которая на углу ул. Красной и Наримановской вернули?А если вернули, то кому? Тем, которые лежат в Карховском лесу? Кстати, Стена Плача в Иерусалиме — это не Храм, а западная стена разрушенного Иерусалимского второго Храма.

Константин, как учитель иудейской школы со стажем в два года, должен Вас поправить — все переводы с иврита на русский достаточно условны. Да и мы не на иудейском форуме — потому вполне можем говорить на русском языке. А в русском светском языке слово «Храм» всего лишь универсальное обозначения для любой церкви любой религии. Или Вы думаете, что буддисты тоже в Храмы ходят? А ведь говорят «буддистский храм». Синагог неиудейских не бывает, но, с учетом публики, допустимо пояснение иностранных слов эпитетами, такая уж в русском языке есть традиция. Так что на «орехи» не получите, не переживайте:))

Ну а с «осквернением» — вы ошибаетесь. Синагога — это молельный дом, и евреи за чистоту синагоги вполне могут и пострадать. Вспомните историю праздника Ханука — или просто истории еврейско-римских войн. Так что осквернить можно все, что угодно. А адвентисты седьмого дня… Я бы не рискнул пробовать.

Будучи потомственным интеллигентом, человеком совестливым и неравнодушным, присоединяюсь! Спасибо Вам огромное! Только продолжая разоблачения сталинизма можно поднять с колен эту страну! Так победим!

S.L. а что толку разоблачать сталинизм, если путинизм бушует?

Падение режима неизбежно. Через разоблачения мы перейдем к покаянию и очищению. Вот один из шагов вперед — http://www.regnum.ru/news/polit/1386515.html#ixzz1HSq3afnO

Действительно, очень интересная статья. Спасибо, Константин Фёдорович!
Одно только не перестаёт удивлять: XXI век на дворе, а люди на полном серьёзе о религии говорят…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *