Что посмотреть в париже пантеон
Париж, Пантеон: смотровая площадка и мавзолей
Пантеон в Париже, безусловно, перекликается с римским собратом, и если по возрасту сильно ему проигрывает, то по величественности и помпезности вполне сопоставим. Купол Пантеона — одна из лучших смотровых площадок Парижа.
История появления Пантеона на холме Святой Женевьевы
Прогуливаясь в Париже по Латинскому кварталу, неизбежно в какой-то момент оказываешься перед грандиозным зданием в неоклассическом стиле, с мощной колоннадой и высоким, довлеющим над окрестностями куполом.
На фронтоне надпись — «Великим людям — благодарная Родина»
«Триумф Родины», скульптура д’Анже, 1837 г
Пантеон водружен на вершине холма Святой Женевьевы – одного из семи холмов, на которых стоит Париж. И освоен этот холм был первым из семи.
Сначала римляне обосновались на острове Сите, но очень скоро перебрались на левый берег Сены и стали застраивать склоны холма. Следы первоначального римского города Лютеция сохранились до наших дней: это термы Клюни, арена Лютеции, декуманус – одна из центральных улиц древнего города (сейчас это улица Сен-Жак).
Пантеон на карте Парижа
Впоследствии холм назвали именем Святой Женевьевы, небесной покровительницы Парижа, жившей в 5-м веке. Ее молитвы, как полагают, спасли город от нашествия Аттилы – подойдя к Парижу, Аттила почему-то повернул вспять.
Со временем на холме возникло аббатство Святой Женевьевы. А в 18-м веке Людовик 15-й во время тяжелой болезни пообещал в случае своего выздоровления возвести достойнейшую церковь в честь Женевьевы. Строили церковь по проекту архитектора Суффло с 1758 по 1789 годы и закончили как раз к началу Великой французской революции.
Что делать атеистам-революционерам со свежепостроенной церковью, да еще такой грандиозной? Решили использовать ее как пантеон – для захоронения выдающихся людей, сделавших славу Франции. А над мощами святой Женевьевы надругались: отрезали ей голову, а тело сожгли.
Революция сменилась реставрацией монархии. Пантеон опять стал церковью Святой Женевьевы. Потом было еще несколько революций и реставраций, каждая из которых пантеон превращала в церковь и наоборот. В конце концов установилась республика, и маятник метаморфоз застыл на «пантеоне». И попутно «украсился» научным маятником – физик Жан Леон Фуко подвесил к куполу шар на тросе для наглядной демонстрации вращения Земли.
Меж тем крипта Пантеона пополнялась гробницами великих французов, и изначально сугубо мужское общество со временем было разбавлено двумя женщинами: полячкой Марией Складовской-Кюри, дважды удостоившейся Нобелевской премии, и Софи Бертло, женой химика Бертло, который ни за что не соглашался лежать в Пантеоне без жены.
Подъем на купол Пантеона. Париж сверху
В предыдущие мои визиты в Париж Пантеон оставался в стороне от моих маршрутов либо был закрыт на реставрацию. Но на этот раз он вырос передо мной как нельзя кстати и был открыт для посещения. Я отмела все свои планы и уверенно направилась изучать внутренности Пантеона.
Билет в сам Пантеон стоит 8,5 евро. Открыт музей ежедневно с 10 до 18 (с 1 апреля до 30 сентября – до 18-30). Отдельно продаются билеты за 2 евро на купол Пантеона. Подъем на купол осуществляется по сеансам. Я очень удачно подошла к началу очередного сеанса. К этому времени уже набралась интернациональная группа человек в 20.
В 11 часов мы под предводительством строгого официального мужчины отправились наверх. 206 ступеней по узкой винтовой лестнице, и мы оказались у верхнего края стены, а оттуда по крутой лестнице поднялись к куполу.
Виды с купола Пантеона открывались замечательные. Пожалуй, эту смотровую площадку можно поставить в один ряд с галереей Химер Нотр-Дам.
С востока к Пантеону примыкает лицей Генриха IV с башней Хлодвига, возведенные на фундаменте церкви Женевьевы. Эту церковь заложил еще в 502 году франкский король Хлодвиг, принявший христианство. В церкви были похоронены сам Хлодвиг, его жена и святая Женевьева.
Рядом с лицеем стоит аккуратная (так и хочется сказать «миловидная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.
Базилика Сакре-Кёр смотрится очень эффектно. Ниже нее выделяется церковь Сент-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.
Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.
Колесо обозрения на площади Согласия
За церковью Сен-Сюльпис громоздятся небоскребы Дефанса
Улица Суффло упирается в Люксембургский дворец, за которым вдалеке возвышается Эйфелева башня. Правее башни – золотой купол Дома Инвалидов
Обратите внимание, сколько печных труб
Спускаемся с купола
Пантеон внутри
Внутреннее пространство Пантеона-церкви св. Женевьевы выглядит не менее впечатляюще, чем снаружи. Несмотря на массивность колонн и монументальность форм, есть ощущение легкости и наполненности светом.
Центральная скульптурная композиция — «Национальный конвент», 1924. Скульптор Сикар.
До сих пор отделить «церковь от государства» здесь не удалось: памятники во славу Франции и государственных деятелей соседствуют с картинами жизнеописания святой Женевьевы. Общий стиль картин напоминает нашего Нестерова. Расписывал Пантеон Жак Фердинанд Эмбер (Jacques Ferdinand Humbert).
Цикл картин из жизни Женевьевы выполнили художники Пьер Пюви де Шаванн и Жан-Поль Лорен.
В центре зала качается неустанный маятник Фуко.
Крипта
Из просторного и светлого зала лестница ведет в сумрачную крипту.
В конце лестницы – ваза с сердцем Леона Гамбетта
При входе в крипту имеется схема расположения захоронений.
Как явствует из схемы, самые почетные места при входе занимают Жан-Жак Руссо (он лежит справа от входа), Вольтер и Суффло (они покоятся напротив Руссо слева от входа).
Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до окончания строительства, зато удостоился чести лежать в самом достойном обществе внутри своего творения. Его именем также названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.
Остальные саркофаги размещены по двое-по трое в каждом склепе, а то и поболе.
Так, в одной камере соединили таких разных литераторов как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Причем Дюма положили в Пантеон в 2002 году, спустя 132 года после его смерти.
Видно, что Дюма «вписан» совсем недавно в камеру № 24
Обеим семейным парам (супругам Кюри и Бертло) предоставлены отдельные склепы.
Захоронения жертв революций 1830 и 1848 гг. — здесь уже идут списком
Тесное и темное подземелье пронизано узкими коридорами. Возникает ощущение лабиринта.
Из крипты поднимаемся наверх, любуемся еще раз настенной росписью и покидаем этот пышный мавзолей.
После посещения Пантеона советую зайти в церковь Сент-Этьен-дю-Мон, расположенную по соседству.
А улица Суффло отведет вас к Люксембургскому саду. С аллеи сада открывается еще один открыточный вид на Пантеон.
Пантеон в Париже: фото внутри, кто похоронен, цена билета
Пантеон в Париже является одним из самых интересных памятников в городе. Он расположен на одноименной площади, в самом центре Латинского квартала. Здание построено в форме креста и одного большущего купола по центру. Считается, что именно Пантеон, был одним из первых построенных зданий во Франции, в неоклассическом стиле.
Пантеон и окрестности
Он находится рядом с другими историческими зданиями: ратушей, церковью Сент-Этьен-дю-Мон, библиотекой Санта-Женевьева и Парижским университетом. Кроме того, его близость к Люксембургским садам, делает его одним из основных пунктов посещения Парижа.
Этот памятник можно посещать в течение всего года, а его обслуживание осуществляется Национальным центром памятников. Мы рекомендуем вам посетить Пантеон, когда вы находитесь в Париже.
Краткая история Пантеона в Париже
Это здание было построено в 18 веке с целью размещения реликвий Санта-Женевьевы. Однако позже он стал пространством для почитания памяти граждан, которые сделали вклад в историю страны. Когда вы посетите его, то сможете узнать место, где захоронены тела существенных деятелей французской культуры.
Во времена Французской революции 1790 года, было решено, что Пантеон, вместо того, чтобы быть религиозным зданием, будет использоваться в качестве места поклонения и памяти великих людей, которые сыграли важную роль в росте культуры Франции. Так, под девизом «Великим людям, благодарной страны», был открыт этот мавзолей Парижа.
Этот памятник также помог понять постоянную борьбу французского народа между его секуляризмом и силой католической религии. По этой причине он несколько раз возвращался к идеи быть религиозным местом поклонения мощам Санта-Женевьевы. А в других случаях, был светским памятником, захоронения важных людей Французской культуры.
Пантеон сегодня
В Пантеоне вы можете посетить место, где похоронены Виктор Гюго, Вольтер, Руссо, Жан Жорес, Мария Кюри и Александр Дюма. Последние останки, которые были перенесены, это останки Пьера Броссолетта 27 мая 2015 года в рамках памятного мероприятия.
Чтобы сделать визит продуктивным, мы рекомендуем разделить его на две части. С одной стороны посетить интерьер здания с его картинами, статуями и величеством, а с другой – прогулку по склепу, где посетите место захоронения выдающихся персонажей Парижа.
Без сомнения, вы не можете покинуть Париж, не посетив Пантеон. Этот визит, который стоит не только за его архитектурное величие, но и за историческую память, которая хранится в его кирпичах.
Пантеон в Париже
Метро | линия 10 (станция «Cardinal Lemoine») |
Автобус | 21, 24, 27, 38, 75, 82, 84, 85, 89 (остановка «Pantheon») |
Поезд | линия RER B (станция «Luxembourg») |
Пантеон — здание, расположенное в Латинском квартале, которое первоначально построили как церковь, посвященную Святой Женевьеве, но после многочисленных реставраций оно стало местом захоронения знаменитых людей. Это одно из первых сооружений неоклассического направления с фасадом, созданным по образцу фасада Пантеона в Риме, увенчанное небольшим куполом.
Университет Сорбонна
Парижский Пантеон объединен общей площадью с одним из самых известных городских высших учебных заведений — университетом Сорбонна. Сорбонна является резиденцией ректората Парижской академии и канцелярии парижских университетов.
Два этих здания неразрывно связаны общей историей, поражая туристов своей монументальностью в сочетании с постоянным движением молодых людей в их окрестностях. Университет Париж I Пантеон-Сорбонна является многопрофильным учреждением высшего образования с преподаванием на французском языке, специализирующегося в области экономики и управления, искусства и гуманитарных наук, законов и политологии. Его административные центры и основные учебные помещения расположены в Сорбонне и на площади Пантеона, в самом сердце Латинского квартала в Париже, к западу от пятого округа.
Будучи одним из наследников бывшего Парижского университета, университет Сорбонна теперь принимает около 40 тысяч студентов, разделенных на десять учебных и исследовательских подразделений и четыре института.
Архитектор Суффло
С Пантеона, расположенного в 5-ом районе Парижа на Холме Святой Женевьевы, открывается вид на весь Париж. Его архитектор Жак-Жермэн Суффло хотел совместить легкость и яркость готического собора с канонами классической архитектуры. Суффло умер до завершения строительства, поэтому его замысел был реализован не полностью. Тем не менее, Пантеон остается одним из самых значительных архитектурных достижений того времени и первым крупным неоклассическим памятником.
Конструктивно здание выполнено в виде греческого креста с массивным портиком из коринфских колонн. Это огромное сооружение 110 метров длиной, 84 метров шириной и 83 метров высотой с не менее грандиозным склепом величественно возвышается над городом. Начиная с 1874 года, святилище украшали картины на холсте, выполненные в стиле «marouflé», иллюстрирующие жизнь святого Женевьева и эпическую историю возникновения христианства и монархии во Франции.
История Пантеона Парижа
Парижский Пантеон в настоящее время является архитектурно-историческим памятником французского классицизма, но изначально он был построен как церковь святой Женевьевы, и лишь позднее стал известной усыпальницей выдающихся людей Франции.
Церковь Женевьевы
Церковь святой Женевьевы, которой изначально являлся парижский Пантеон, всегда была в почете у жителей города, ведь здесь лежали в целости и сохранности мощи самой святой. Также на территории церкви в свое время был похоронен один из первых королей, который был посвящен в христианскую веру — Хлодвиг (а также его жена и дочь).
Раку святой Женевьевы отреставрировали в 1242 году, поместив ее под центральный престол. Позднее ее полностью изменили, выполнив, на этот раз, из серебра с позолотой. Под церковью находилось подземелье со сводами, в котором много лет подряд проводились христианский молитвы во избежание гонений.
Церковь святой Женевьевы много раз была ограблена и сожжена норманнами (в 846, 884, 892 годах). После трагедий ее каждый раз ремонтировали, а полностью восстановлена она была в XIII–XIV веках. В то время здание было украшено мраморными образами кардинала Ларошфуко. В периоды эпидемий раку святой Женевьевы торжественно проносили по улицам города.
Здание Пантеона
Фундамент Пантеона заложили в 1758 году, но из-за финансовых трудностей строительство всего здания завершилось только в 1789 году после смерти Суффло под руководством его ученика Жана-Батиста Ронделе. Во время Французской революции новое правительство распорядилось преобразовать церковь в мавзолей для погребения великих деятелей Франции и поручило скульптору Жану Гийому Муатту создать фронтон «Родина, коронующая героические и гражданские добродетели» (который заменили во время Реставрации Бурбонов на произведение скульптора Давида д’Ангра).
В 1851 году физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый маятник Фуко под сводом центрального купола Пантеона. В 1946 году оригинальную железную сферу маятника переместили в Пантеон из Национальной школы искусств и ремесел. Позднее устройство было удалено, а затем снова установлено в 1995 году.
Часы работы Пантеона в Париже
Время работы Пантеона зависит от календарного месяца:
Пантеон закрыт: 1 января, 1 мая, 25 декабря. Последний вход — за 45 минут до закрытия.
Стоимость входного билета в Пантеон составляет:
Также в Пантеоне действует Парижский музейный пропуск.
Пантеон в Париже
Пантеон в Париже (Panthéon)
Пантеон в Париже – одна из самых известных достопримечательностей столицы Франции, представляющая собой ярчайший образец французского неоклассицизма. Это величественное архитектурное сооружение изначально задумывалось в качестве культового – как церковь Святой Женевьевы, однако впоследствии превратилось в настоящий мавзолей, став усыпальницей выдающихся личностей страны.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Пантеон в Париже
Общая информация
Повышенный интерес туристов к этому историческому памятнику – предмет особой гордости французов. И сегодня, спустя столетия, уже ничего не напоминает о том, что парижане неодобрительно отнеслись к появлению данного объекта, посчитав, что он своим стилем и простотой форм противоречит архитектурному облику города. Однако со временем Пантеон, как и ряд других достопримечательностей, которые поначалу тоже отвергались – например, Эйфелева башня или небоскреб Монпарнас – полюбился столичным жителям, которые стали воспринимать его как неотъемлемую часть городской инфраструктуры.
Пантеон в Париже относится к числу узнаваемых архитектурных символов французской столицы наряду с той же Эйфелевой башней, Лувром и серьезно пострадавшим от пожара в апреле 2019 года собором Парижской Богоматери. Он завораживает своей величественностью, запечатленной на открытках и другой сувенирной продукции. Снимки достопримечательности украшают многие издания, и на них она чаще всего заснята в вечернее время, когда включается подсветка, придающая зданию особенную красоту и притягательность.
В знаменитой усыпальнице нашли покой кардиналы и президенты, адмиралы и маршалы, политики и банкиры, философы и учёные, писатели и путешественники, актеры и художники. Оказавшись внутри, многие ожидают увидеть длинные ряды могил. Но вместо этого окунаются в особую атмосферу, торжественную и одновременно спокойную и умиротворяющую. Сами же могилы перенесены в крипту, попасть в которую можно по расположенной за бывшим алтарем лестнице. В Пантеоне немного сумрачно и прохладно даже в летний зной, и осматривая его внутреннее убранство, украшенное ценными реликвиями различных эпох, понимаешь, что именно так должны выглядеть покои ее величества Истории, увековеченной в личностях выдающихся деятелей прошлого.
История Пантеона в Париже
Первый проект Ж. Суффло
Через одиннадцать лет Людовик вдруг вспомнил о своем обещании. Назначив младшего брата новой фаворитки маркиза де Мариньи инспектором королевских владений, он поручил последнему подыскать опытного архитектора. Маркиз предложил кандидатуру своего учителя Жака-Жермена Суффло, который в 1755 году приступил к работе над проектом грандиозного строительства. В качестве основы для будущего культового сооружения было выбрано аббатство Святой Женевьевы. Парижане почитали ее как покровительницу города, к тому же здесь хранились ее останки и рака. Верующие обращались к этим реликвиям в самые трудные времена, когда город охватывали эпидемии и возникали другие неурядицы.
Суффло, работая над проектом, предусмотрел в будущем здании колоннаду в греческом стиле. Он видел его накрытым строгим лаконичным куполом, с расписанным в романской манере потолком, а интерьер предполагал обустроить в готическом стиле. Расположение колоннад архитектор задумал по принципу древних святилищ Греции и Рима, то есть они должны были находиться не только снаружи, но и украшать собой внутренний зал. Контуры будущего храма Суффло представлял соответствующими греческому кресту. Его длина вместе с преддверием должна была составлять 104 м, а ширина между перекрытиями – 76 м. Венчать эту легкую, просторную и воздушную конструкцию должен был высокий свод, который бы удерживали четыре колонны. По задумке автора, они должны «потеряться» среди остальных опор. Последние, в свою очередь, должны были складываться в четыре самостоятельных креста.
Проект, однако, пришёлся не по душе католической церкви. Она усмотрела в этом нарушение ее вековых традиций в строительстве культовых сооружений, и высшие чины духовенства написали Людовику XV письмо, решительно протестуя против «вольности» архитектора. Аргументы святых отцов показались королю убедительными, и в конечном итоге он распорядился удалить два крыла, что придало бы будущему собору вид католической базилики. Но главная неприятность ждала впереди: когда рабочие завершали укладку на пол мраморного покрытия, на нескольких колоннах вдруг обнаружились трещины. Это говорило о том, что Жак-Жермен в своих расчетах где-то допустил ошибку, и что процесс разрушения начался еще до того, как завершилось строительство. Чтобы храм Святой Женевьевы не сложился, как карточный домик, требовались радикальные меры. Задача стояла непростая: укрепить колонны и столбы, не перестраивая здание с нуля. Только вот трудился над ней в конце 1770-х годов уже не сам Суффло, он к тому времени скончался, а его ученик Жан-Батист Ронделе.
Первый камень в храм в 1764 году заложил сам Людовик XV. Строительство заняло в общей сложности несколько десятилетий и обошлось казне государства в 15 миллионов ливров. Стоимость проекта могла оказаться куда больше, если архитектор не внёс бы в свой первоначальный план, предусматривавший использование дорогих материалов и деталей, существенные коррективы в сторону их удешевления. Пожертвовать пришлось и портиками, которые должны были располагаться с трёх сторон храма, и сегодня на главном фасаде можно видеть лишь фронтон с колоннами. Король, скончавшийся от оспы в мае 1774 года, так и не увидел окончание строительства своего детища – оно было завершено четырнадцать лет спустя.
Пантеон в 1900 году
В собственно Пантеон храм превратился во время Великой французской революции 1789-1799 годов. Первым делом революционеры «расправились» с мощами святых, хранившихся в его стенах, посчитав их пережитком прошлого. Не мудрствуя лукаво, они просто-напросто сожгли останки на Гревской площади, являвшейся в Париже традиционным местом казни. Каким-то чудом уцелели фаланга руки Женевьевы и ее рака – они поныне хранятся в церкви Сент-Эстьен-дю-Мон.
Когда в 1804 году к власти пришёл император Наполеон I Бонапарт, усыпальница вернула свой религиозный статус, снова став церковью Святой Женевьевы, но при этом и мавзолеем быть не перестала. При Наполеоне в Пантеоне находили последний покой не только высшие чины его империи, но и другие деятели, снискавшие себе славу талантом или героическими качествами. В 1814 году было восстановлено правление династии Бурбонов, вошедшее в историю как период Реставрации, и при короле Людовике XVIII в храме продолжили отделочные работы. В частности, над росписью потолка работал барон Гро.
После Июльской революции 1830 года, свергнувшей короля Карла X, одного из самых консервативных правителей Франции, и положившей конец монархии Бурбонов, церковь Святой Женевьевы вновь стала Пантеоном, и с тех пор статус усыпальницы больше никогда не изменялся.
Архитектурные особенности
Пантеон в Париже входит в число самых величественных зданий не только во Франции, но и во всем мире, являя собой пример классической школы. И это несмотря на то, что он сочетает в себе одновременно несколько стилей – в частности, готический, классический, греко-римский – с явным доминированием черт греческой античности.
Бывший собор Святой Женевьевы стал образцом для архитекторов из других стран, вдохновив их на собственные проекты. Так, черты величественной усыпальницы, особенно ее купола, диаметр которого составляет 23 м, легко угадываются в зданиях Исаакиевского собора Санкт-Петербурга и Капитолия в Вашингтоне.
Главный фасад сооружения украшает портик с коринфскими колоннами, увенчанный, в свою очередь, треугольным фронтоном работы Давида д’Анже. На центральном барельефе фронтона изображена Родина, по-матерински вручающая венцы свободы своим детям. Справа от нее изображена История, представленная Наполеоном I Бонапартом и другими выдающимися личностями Франции, слева – учёные, философы, писатели и художники. Назовем лишь несколько имен: Гаспар Монж, Мари Франсуа Ксавье Биша, Жан-Жак Руссо, Пьер Корнель, Пьер-Симон Лаплас, Вольтер, Жак-Луи Давид.
В центральной части Пантеона находится знаменитый маятник Фуко, установленный в 1851 году по указанию императора Наполеона III, экспериментально доказывающий суточное вращение планеты Земля вокруг своей оси. Спустя 150 лет детище физика и астронома Леона Фуко, весящее 28 кг и закрепленное под куполом стальной проволокой, что позволяло ему свободно вращаться, было демонтировано и переустановлено.
Внутреннее убранство
Стены усыпальницы украшены картинами, на каждой из которых запечатлены те или иные события из истории Франции, а также барельефы с декоративными орнаментами. О Святой Женевьеве и ее благочестивых деяниях рассказывают фрески Пюви де Шаванна.
Над куполом Пантеона в Париже находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающая панорама французской столицы. Многие туристы приходят сюда специально, чтобы насладиться видами города на Сене с высоты птичьего полета. То обстоятельство, что туда и обратно предстоит преодолеть 206 ступеней, их совершенно не останавливает.
Внутри парижского Пантеона
Кто захоронен в Пантеоне
На входе в усыпальницу выгравирована надпись: «Великим людям – благодарная Отчизна». И действительно, последнее пристанище здесь нашли сплошь известные личности, внесшие заметный вклад в укрепление государственности и обороноспособности Франции, в историю, культуру, науку и литературу страны.
Первым человеком, захороненным в этом мавзолее, стал граф Оноре Мирабо – ревностный революционер и непревзойденный оратор. Случилось это в 1791 году, но спустя три года останки названного деятеля с позором перезахоронили на кладбище для преступников, даже не удосужившись установить на могиле надгробную плиту. Причиной стали доказательства связи графа с королем Людовиком XVI, казненным революционерами 21 января 1793 года, которые предоставил лидер якобинцев Жан-Поль Марат. Впрочем, посмертная судьба самого Марата оказалась не лучше, а во многом даже хуже. После того как 13 июля 1793 года пламенного деятеля революции заколола дворянка Шарлотта Корде, ярая поклонница жирондистов, его тоже похоронили в Пантеоне, но вскоре останки вынесли оттуда и даже не стали предавать земле, а просто выбросили в канаву. Сам же граф был реабилитирован и, что интересно, в настоящее время он стоит в очереди на повторное захоронение в парижской усыпальнице.
Случаи с Мирабо и Маратом стали хорошим уроком на будущее, поэтому французы решили впредь более тщательно отбирать кандидатуры для захоронения, чтобы потом не переносить туда-сюда тела покойников. Так, знаменитый писатель Александр Дюма-отец был перезахоронен в Пантеоне только в 2002 году, то есть спустя 132 года после смерти. Этого срока оказалось более чем достаточно, чтобы точно быть уверенным, что эта выдающаяся личность достойна того, чтобы быть упокоенной в настолько почетном месте.
Усыпальница парижского пантеона
В 1791 и 1794 годах в мавзолее появились гробницы, соответственно, Франсуа-Мари Аруэ, более известного по псевдониму Вольтер, и Жан-Жака Руссо. Несмотря на то, что деревянные гробы обоих философов были раскрашены и покрыты сусальным золотом, это не спасло древесину, и они сгнили. Известно, что тело Руссо в 1815 году выкрали религиозные фанатики и выбросили в яму с известью. По слухам, останки Вольтера тоже были похищены, но официально эта информация опровергается.
Великий французский романист Виктор Гюго, кардинал Джованни-Баттиста Капрара, политики Эмиль Золя и Жан Батист Пьер Бевьер, выдающийся физик Пьер Кюри, гуманист Анри Грегуар, математик Гаспар Монж, создатель шрифта Брайля для слепых Луи Брайль, ставший жертвой убийства президент Франции Мари Франсуа Сади Карно, маршал Жан Ланн, генерал Пьер Гарнье де Лабуассьер, борец за отмену рабства Виктор Шельшер, лауреат Нобелевской премии мира Рене Кассен, герои французского Сопротивления во Второй мировой войне Пьер Броссолетт, Жан Зе и Жермен Тийон – и это далеко не полный перечень выдающихся людей, в разное время захороненных в парижской усыпальнице. Среди них всего три женщины: физик Мария Склодовская-Кюри, ставшая с мужем Пьером Кюри первооткрывателями радиоактивности, политик и борец за права женщин Симона Вейль и химик Софи Бертло, похороненная вместе с мужем, политиком и химиком Марселеном Бертло. Среди женщин, чьи имена увековечены в Пантеоне, нередко называется и племянница генерала де Голля, участница Сопротивления Женевьев де Голль-Антоньоз. Но в мавзолее находится лишь горстка земли с ее могилы, поскольку родственники были против переноса сюда останков, поэтому в данном случае о полноценном захоронении говорить не приходится.
Свой последний покой нашел здесь и архитектор Жак-Жермен Суффло, тот самый, который спроектировал церковь Святой Женевьевы, ставшую впоследствии Пантеоном. Его перезахоронили здесь в 1829 году.
Интересные факты
Время работы и стоимость билетов
Пантеон в Париже в периоды со 2 января по 31 марта и с 1 октября по 31 декабря открыт для посещения с 10:00 до 18:00. С 1 апреля по 30 сентября доступ в мавзолей осуществляется с 10:00 до 18:30. За 45 минут до закрытия допуск новых посетителей прекращается. Выходными являются только три дня в году: 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Экскурсии в усыпальницу платные. Полный взрослый билет обойдётся в 9 евро, льготный, а также групповой – в 7 евро (при условии, что в группе не меньше 20 человек и имеется гид).
Молодые люди в возрасте 18-25 лет и младше, являющиеся гражданами стран Европейского Союза, с января по март и в первое воскресенье каждого месяца могут посещать Пантеон бесплатно. В остальное время они платят за билет 4,5 евро. В первое воскресенье ноября и декабря предусмотрен бесплатный доступ для лиц с ограниченными возможностями.
Как добраться
Пантеон находится в Латинском квартале, что соответствует 5-му округу Парижа. Это один из самых престижных и дорогих районов французской столицы. В окрестностях много ресторанов, кофеен и различных отелей.
Добраться до Пантеона можно на общественном транспорте. Ближайшие станции метро – Maubert-Mutualité и Cardinal Lemoine (линия 10). Автобусами № 84 и 89 едете до остановки Pantheon, автобусами № 21, 27, 38 и 85 – до остановки Luxembourg.