Что посмотреть в сербии зимой в январе
Города Сербии: куда съездить, что посмотреть
Сербия сегодня — одна из немногих европейских стран, куда можно полететь без каких-либо пандемийных ограничений (разве что придется сделать ПЦР-тест, но это пока неотъемлемая часть новой туристической реальности). Регулярные совмещённые прямые рейсы авиакомпаний «Аэрофлот» и AirSerbia летают из Москвы.
По прилёте тебя не посадят на двухнедельных карантин, по вечерам не надо бояться комендантского часа (которого нет), заведения работают не допоздна, но главное — работают! В общем, если бы не маски в общественных местах, то всё почти как раньше. Поэтому смело бери Белград на заметку. А мы собрали для тебя идеи, в каких ещё городах Сербии стоит побывать, если ты не готов тратить отпуск на одну столицу.
От автора
Этот материал мы готовили с моим мужем, экспертом по туристическому предложению Сербии, Владиславом Пéтровичем. Мы были в Сербии больше 30 раз, а в 2016 году вместе написали первый в России печатный путеводитель по этой стране (в 2018 году вышло его второе дополненное издание, а в 2020 году — электронная версия).
Владислав консультирует туроператоров и турагентов по программам туров по Сербии, помогает индивидуальным туристам составлять маршруты и организует для них экскурсии по Белграду и поездки к другим достопримечательностям. В августе 2020 года он также консультировал авторов и продюсеров нового сербского выпуска программы «Орёл и решка».
Белград: пункт прилёта
Знакомиться с Сербией, минуя Белград, сложно. Советуем запланировать хотя бы пару дней на прогулку по самому большому балканскому городу:
Подробнее о том, чем заняться в Белграде, мы писали в отдельной статье.
В Белграде есть что посмотреть, так что оставь несколько дней на знакомство со столицей. Фото: Nenad Nedomacki / Shutterstock.com
Нови-Сад (Воеводина): почти как Венгрия
Нови-Сад — центр автономного края Воеводина
Примерно в часе езды от столицы находится Нови-Сад — главный город Воеводины. Белград и Нови-Сад — это как Москва и Питер: сербская столица шумная, многолюдная, деловая, а Нови-Сад — интеллигентный, изысканный, утончённый.
Когда-то Воеводина была частью Австро-Венгерской империи, и эти страницы её прошлого оставили отпечаток и на атмосфере, и на архитектуре городов. Исторически Нови-Сад считался центром сербской культуры в империи Габсбургов, за это его даже называли «сербскими Афинами».
Когда-то Нови-Сад называли «сербскими Афинами».
В Нови-Сад стоит ехать ради рождественских базаров с кренделями и глинтвейном зимой, ради цветущих парков и скверов весной, ради мороженого и лимонада в живописных уличных кафе летом. Нови-Сад чем-то напоминает Прагу или Будапешт (в уменьшенном масштабе, конечно).
Протекающий через город Дунай делит Нови-Сад на две части. На одном берегу реки — прогулочные улицы Дунавска и Змай-Йовина, центральная площадь Свободы с Ратушей в стиле неоренессанс и неоготический собор Девы Марии (её ты узнаешь сразу по огромному шпилю, плохо умещающемуся в кадр фотоаппарата), витиеватый дворец Владыки Бачской епархии, Соборная церковь и Дунайский парк (где особенно приятно прятаться от летней балканской жары).
Шпиль собора Девы Марии — заметный ориентир в городе.
Ратуша. Фото: Maja Tomic / Shutterstock.com
На другом берегу — крепость Петроварадин (вход на территорию бесплатный). Когда-то именно в Петроварадине жила католическая знать города, а православные сербы, греки и еврейские торговцы жили через реку от «элиты». Обрати внимание на крепостную часовую башню: её главная фишка в том, что часовая стрелка показывает минуты, а минутная — часы. По легенде, благодаря этому моряки на проходящих по Дунаю кораблях лучше видели время.
Советуем оставить время на кофе в Петроварадинском кафе «Тераса» : отсюда открывается шикарный вид на Дунай и Нови-Сад. Кстати, в июле на территории крепости проходит крупный европейский музыкальный фестиваль Exit (это, пожалуй, одно из главных событий культурной жизни Нови-Сада).
Крепость Петроварадин. Фото: sduraku / Shutterstock.com
Если окажешься здесь в тёплое время года, не забудь заглянуть на пляж Штранд — удивишься, как умеют организовать пляжный отдых сербы, у которых в стране жарко, но нет моря.
Пляж начинает работать примерно с середины мая. Вход на Штранд платный (стоит символически — 50 динар/0,5 €), на территории есть души, кабинки, лежаки с зонтиками, кафе и ресторан. Дунай в этом месте достаточно мелкий и тёплый, так что сможешь хорошо провести время у воды даже с маленьким ребёнком.
Пляж Штранд — отличный вариант для пляжного отдыха в стране, где нет моря.
Рыбацкий остров. Фото: Andrej Privizer / Shutterstock.com
Окрестности Нови-Сада
В целом, Нови-Сад — хорошее место для того, чтобы поселиться на несколько дней и знакомиться с Воеводиной. В окрестностях города много этно-сёл (в Воеводине их называют «салашами»). Советуем заехать в «Буцин салаш» в городке Темерин с отличным рестораном национальной кухни (средний чек — 30–40 € на двоих) и большой фермой с поросятами, лошадьми, козочками и прочей сельской живностью.
Если время позволяет, побывай в барочном городке Сремски-Карловцы рядом с Нови-Садом. Там находится соборная церковь Святого Николы, первая сербская гимназия, множество виноделен (загляни в какую-нибудь на дегустацию, например, в одну из самых известных — винодельню «Живанович» с музеем пчеловодства).
Соборная церковь. Фото: stoyanh / Shutterstock.com
Одна из интересных построек Сремски-Карловцев — Капелла мира. Она стоит на месте, где в 1699 году был подписан Карловицкий мир между Османской империей, Австрией, Речью Посполитой и Венецианской республикой.
Говорят, что для подписания мира представителям противоборствующих сторон специально поставили круглый стол — чтобы никто из них не занимал главенствующего положения. С того момента в дипломатии и зародилась традиция вести важные переговоры за круглым столом.
А ещё Сремски-Карловцы — это «ворота» национального парка Фрушка-Гора с 16 старинными православными монастырями и курортом-водолечебницей Врдник.
Суботица: на границе с Венгрией
Подняться на башню можно только в составе экскурсии, но вид того стоит. Фото: Nenad Nedomacki / Shutterstock.com
Добраться до Сербии из Будапешта удобно поездом, и первый сербский город, расположенный возле границы — Суботица. Она настолько очаровательна, что стоит того, чтобы задержаться здесь на пару дней. Впрочем, доехать до Суботицы можно и из Белграда: правда, дорога на автобусе займет 3–4 часа.
Главная достопримечательность Суботицы — Ратуша, построенная в начале XX века. В башне Ратуши находится смотровая площадка, с которой можно полюбоваться на город. Правда, просто так туда подняться нельзя, нужно присоединиться к экскурсии, которая проводится раз в день в 12:00, со вторника по пятницу, и стоит 300 динар / 2,5 €.
Среди других достопримечательностей «пряничной» Суботицы — здание городской библиотеки с атлантами конца XIX века, Национальный театр, который когда-то был самым большим и самым красивым в этой части Австро-Венгерской империи, дворец архитектора Ференца Райхля начала XX века в стиле венгерской сецессии, в котором сегодня разместилась картинная галерея. После прогулки отдохни в одном из кафе центральной пешеходной улицы Корзо.
На городском автобусе от центра Суботицы можно доехать до озера Палич. Это самое большое сербское природное озеро. Рядом с Паличем расположен один из крупнейших сербских зоопарков (вход 300 динар / 2,5 €).
Улица Корзо. Фото: Predrag Lukic / Shutterstock.com
Смедерево: дунайская жемчужина
Примерно в полутора часах пути на автобусе находится средневековый город Смедерево. Первые упоминания о нём относятся к началу XI века, а в XV веке Смедерево даже был столицей Сербии после того, как Белград временно перешёл венграм. В это же время начали строить Смедеревскую крепость, которая сегодня остаётся крупнейшей равнинной крепостью на территории Европы.
Крепость хорошо сохранилась и используется для фестивалей, праздников и исторических реконструкций. В сентябре в крепости происходит масштабное действо — праздник сбора урожая «Смедеревская осень», на который съезжаются представители сербских регионов, привозят угощения и представляют изделия народных промыслов. Все это происходит одновременно с концертом любимых сербских исполнителей, а для детей работает парк аттракционов.
На центральной площади Смедерево — площади Республики — находится церковь Святого Георгия, которую расписывал русский художник-белоэмигрант Андрей Биценко.
Церковь Святого Георгия. Фото: Marija Vujosevic / Shutterstock.com
Ниш: настоящая Сербия
Если Белград — это современный космополитичный мегаполис, а Нови-Сад — кусочек пряничной Европы, то Ниш, третий крупнейший город страны, более всего похож на традиционную Сербию. Кстати, в Нише находится международный аэропорт, откуда можно улететь к морю — в Черногорию.
Нови-Сад — третий по величине город Сербии. Фото: Marko88 / Shutterstock.com
Нишская крепость. Фото: stoyanh / Shutterstock.com
Центральная прогулочная зона Ниша начинается практически от ворот крепости — это улица Обреновичева. К ней примыкает Копитарева улица — так называемое Казанджийско сокаче — очень колоритное место.
Некогда здесь был нишский рынок (в турецких городах он назывался «чаршия»), ремесленники изготавливали и продавали тут изделия из меди, в том числе — казаны (отсюда и название квартала, а «сокаче» переводится как «улочка»).
Считается, что Ниш лучше всего иллюстрирует настоящую Сербию. Фото: WR7 / Shutterstock.com
Сегодня Казанджийско сокаче — это одно из самых тусовочных мест города, здесь много национальных ресторанов, кафе, кондитерских. По вечерам улочка заполняется туристами и местными жителями: обязательно поужинай здесь, чтобы ощутить настроение Ниша.
Известный памятник города — Челе-Кула («башня черепов»). После Первого сербского восстания в начале XIX века турки обезглавили поражённых в битве при горе Чегар воинов и в назидание и устрашение построили из черепов башню. Сегодня над ними выстроена памятная часовня.
Памятная часовня. Фото: stoyanh / Shutterstock.com
Помимо городского отдыха, Сербии есть, чем удивить туристов. Здесь находятся национальные парки, древние святыни, множество удивительных природных достопримечательностей, велосипедные маршруты и маршруты для пеших прогулок. Сюда приезжают в паломнические и гастрономические туры, ради путешествий по Дунаю и поездок в этно-села, на винные дегустации и лечебные курорты. Чаще всего люди, побывав в Сербии однажды, с большим теплом вспоминают поездку и мечтают вернуться туда снова.
Зимняя Сербия
Моё путешествие в Сербию получилось несколько спонтанным. У меня намечался отпуск в конце декабря 2016 — начале января 2017 года. Размышляя, куда же поехать, я в первую очередь думал посетить какой-нибудь горнолыжный курорт за пределами России. Ранее я уже бывал на горнолыжных курортах России, таких как Шерегеш (Кемеровская область), Абзаково и Банное (оба рядом с Магнитогорском), а также на Красной поляне (г. Сочи). А т. к. хотелось изведать что-то новое, в смысле «горнолыжки», и при этом побывать за границей, мой выбор пал на Сербию с её безвизовым режимом (в моём случае было самым важным), относительно дешёвым перелётом (около 18 000 руб. туба-обратно) и, как потом оказалось, с вполне демократичными ценами на проживание, питание и посещение достопримечательностей. Здесь стоит отметить, что информации для самостоятельного путешествия по Сербии крайне мало, а которая есть и та в большинстве случаев устаревшая. Информацию приходилось собирать просто по крупицам. Конечно это не относится к достопримечательностям, бронированию жилья и мест, где можно поесть, т. к. здесь можно воспользоваться общеизвестными сайтами. Но такая информация, как общественный транспорт в том же Белграде, путешествие по Сербии автобусом, телефонная связь, явно в недостаточном количестве. Ну что же, обо всём по порядку.
Первоначально мне повезло увидеть Белград с борта самолёта, при этом район нового Белграда, который расположен ближе всего к аэропорту, с застройкой его кварталов однотипными домами, был виден особенно отчётливо.
Районы старого и нового Белграда условно разделены рекой Сава.
В самом аэропорту на выходе с телескопического трапа нас встречали полицейские, которые у всех проверяли паспорта. То ли они кого-то ждали именно с России, то ли это у них обычная процедура для всех рейсов, прилетающих из-за границы, но в других своих поездках такого я не встречал.
В зале выдачи багажа есть автомат по обмену валюты, а также туристический информационный центр, который был закрыт в связи с празднованием Православного Рождества. К слову сказать, Рождество здесь явно святой праздник, т. к. в Белграде практически ничего не работало в этот день: магазины, кафе и рестораны в большинстве своём были закрыты. Что же касается обмена валюты в автомате, то я не знаю насколько выгоден курс, 50 евро я обменял при выходе в зал прилётов, остальную валюту уже в городе.
О разнице курса валют в аэропорту и городе судите сами по приведённым ниже фотографиям.
На официальном сайте аэропорта можно найти информацию по транспортному сообщению с Белградом: маршруты общественного транспорта (с указанием тарифа, времени и пути следования) и такси (с указанием тарифов поездок не только до Белграда, но и по всей Сербии). Также здесь имеются ссылки на официальные сайты железнодорожной компании (информация на сербском и английском) и двух автобусных компаний (информация только на сербском), осуществляющих междугородние, региональные и международные перевозки. Если не знаете сербского, рекомендую использовать браузеры, поддерживающие функцию перевода.
Из существующих вариантов я выбрал бюджетный вариант поездки до Белграда, при выходе из здания аэропорта сразу же увидел автобус A1, который мне и был нужен.
Так я доехал до площади Славия (является конечным пунктом маршрута A1), попутно замечая вывески знакомых русскому человеку компаний Газпромнефти, Лукойла, Сбербанка и ВТБ.
Маршрут А1 проходит через находящиеся рядом друг с другом железнодорожный и автобусный вокзалы Белграда.
Первоначально в Белграде я остановился в отеле «Excelsior», находящемся недалеко от Народной скупщины Сербии и церкви Святого Марка. По возвращении же в Белград из Копаоника остановился в отеле «Slavija Garni», находящемся на площади Славия, который рекомендую за соотношение цена/качество/местоположение.
Дома района старого Белграда своей архитектурой абсолютно такие же, как и здания времён царской постройки в России.
При этом они соседствуют с постройками коммунистического периода Югославии, отличающиеся своей серой и унылой архитектурой, и современными зданиями.
Для меня Белград показался очень похожим на российский город: здесь и вывески и таблички на кириллице с русскими названиями, троллейбусы и трамваи. При этом конечно есть и свои отличительные особенности.
Для знакомства с основными достопримечательностями Белграда мне хватило полутора дней. За это время я успел побывать на улице Скадарска, где располагаются дорогие рестораны, в которых при этом можно хорошо поужинать за рублей 800 (на одного человека), площади Республики, пешеходной улице Князя Михайлова, в белградской крепости, увидеть соборы святого Марка и святого Саввы, побывать в военном музее и музее Николы Теслы.
На мой взгляд 3 дней вполне достаточно, для знакомства с Белградом и посещения музеев, если вы конечно не увлекаетесь искусством, тогда, наверное, не хватит и недели. При этом, планируя своё посещение в Белград, учтите, что в большинстве, если не во всех, музеев нерабочим днём является понедельник, а также, конечно же, национальные праздники. Отдельно остановлюсь на музее Николы Теслы и военном музее, которые мне довелось посетить.
В музее Николы Теслы проводятся небольшие экскурсии на английском языке, время их проведения конечно нужно уточнять, мне довелось застать их где-то около полудня. Экскурсия начинается с просмотра фильма о Николе Тесле, затем в дело вступает экскурсовод, который рассказывает и показывает некоторые из изобретений Теслы. Гвоздём программы, как я полагаю, является свечение ламп, которые выдаются посетителями, под воздействием электрических полей и электрическая дуга между рукой добровольцев из числа посетителей и электродом, тем самым ощущающих на себе воздействие электричества. Ничего на первый взгляд выдающегося в представленных экспозициях для нашего времени, но, как справедливо отмечает экскурсовод, изобретения являлись прорывными и новаторскими для того времени. Также в музее представлены фотографии членов семьи Николы Теслы, его личные вещи и урна в виде шара с прахом знаменитого изобретателя.
Что касается местной телефонной связи, то здесь ничего сказать не могу, так как местную сим-карту не покупал, знаю только, что её можно купить в обычном газетном киоске, а также конечно в отделениях операторов сотовой связи.
Теперь немного о системе общественного транспорта Белграда. Транспорт представлен дневными и ночными автобусами, маршрутками, обозначенными буквой Е и номером маршрута, а также, как упоминалось ранее, троллейбусами и трамваями. Билеты на маршрутки покупаются только у водителя. Билеты на остальной транспорт можно купить в обычном газетном киоске.
Лично я купил «Бус Плус» на один день, заплатив 40 динар за саму карточку и 250 динар за тариф.
При входе в транспорт полученную карточку нужно прислонять к специальному терминалу для считывания, к слову сказать, не с первого раза получается отметить карточку в терминале. В терминале также указывается информация о названии следующей остановки.
При этом очень редко я наблюдал, что кто-то отмечает билет в терминале, не знаю, может у них месячные проездные которые не требуют этого. Контролёров я вообще ни разу не встретил, хотя в интернете пишут, что можно встретить часто, наверное это происходит в летнее время, а зимой в холода у них желания особого нет. Много остановочных пунктов снабжены информацией об останавливающемся здесь общественном транспорте, а также картой с маршрутами их движения. Кроме того указывается номер остановочного пункта и зона, в которой он располагается.
Если послать запрос *011*номер остановки#, в ответ получите информацию в скольких остановках от вас находится соответствующий общественный транспорт. Вот такая хитрая система. Правда здесь стоит отметить, что указанный сервис, по-видимому, работает только с местными SIM-картами, т. к. мне ничего не приходило. Что касается какого-нибудь приложения с GPS-навигацией, то такого я не нашёл. Единственно, что я нашёл в App Store это приложение EasyEway, в котором есть информация о маршрутах движения общественного транспорта некоторых городов нескольких стран, в том числе и сербского Белграда. Задав начальные и конечные точки, можно получить информацию о соответствующих маршрутах и остановочных пунктах. Плохо то, что для работы требуется интернет-соединение, несмотря на отсутствие GPS-координат нахождения общественного транспорта. Так что есть, что развивать и куда расти.
Такси в Белграде я не пользовался. В App Store смог найти только одно приложение такси, которое даже со второго раза удалось скачать, но так и ни разу не удалось запустить.
Для путешествующих на автомобиле полезно будет знать, что бензин в зависимости от марки стоит в районе 140–150 динар.
Стоит также отметить. что в Белграде помимо обычной полиции, есть и коммунальная полиция, задачей которых, по информации взятой мной из интернета, является борьба с безбилетным проездом, с излишним шумом в домах, с контролем времени работы магазинов.
Что касается междугороднего и международного наземного транспортного сообщения Сербии, то в интернете нашёл один полезный сайт BalkanAviator, на котором представлена информация об имеющихся рейсах, времени отправления и прибытия в пункт назначения. Информация конечно же требует уточнения на автовокзале. Как я упоминал ранее, белградский автовокзал находится рядом с железнодорожным вокзалом. При этом в непосредственной близости от белградского автовокзала находится автовокзал перезвозчика Ласта. Автобусы до Копаоника, в том числе перевозчика Ласта, отправляются с белградского автовокзала. Для примерной оценки стоимости автобусных билетов скажу, что билет до Копаоника на 10.01.2017 перевозчика Ласта мне обошёлся в 1720 динар, плюс к этому непосредственно водителю платится 40 динар при наличии багажа.
Теперь о Копаонике. Автобусы приезжают на стоянку, расположенную рядом с горнолыжным центром. Если ваше жильё находится на удалении от горнолыжного центра смело берите такси, т. к. даже расстояние в 2 км по горной дороге с багажом преодолеть будет трудно. Можете заранее не беспокоится о заказе такси, т. к. вас с нетерпнием уже будут ждать местные таксисты на автобусной стоянке. В сторону отеля Putnik, Sumska Kuca дорога преимущественно идёт на спуск. Такси от горнолыжного центра до Sumska Kuca мне обходилось в 300–450 динар, видимо у кого как позволяла совесть. Такси вполне спокойно можно поймать и по дороге. Для того чтобы купить SKI PASS идите в направлении подъёмников, мимо не пройдёте. Что касается пунктов проката, то их здесь много. Цена проката для обычных лыж или сноуборда составляет примерно 1000 динар в день. Подъёмники заканчиваю работу в 16 часов. Здесь дам небольшой совет: если у Вас нет своих лыж или сноуборда не торопитесь покупать SKI PASS на так называемое ночное катание с освещённой трассой. Подъёмник на освещённую трассу работает с 19 до 22 часов, при этом пункты проката обычно работают до 18 часов и я встретил лишь один, который работает до 21 часа.
Резюмируя свои впечатления от пребывания в Сербии, могу сказать, что чего-то выдающегося и впечатляющего я не увидел, но при этом я и не обманулся в своих ожиданиях, как ожидавшая увидеть балканский колорит ведущая одной из наших программ, один из выпусков которой был посвящён Сербии и её столице. Думаю, что для знакомства с балканским колоритом, необходимо погружаться сюда с головой, побывав на Балканах продолжительный период времени, путешествую по территории Сербии и других балканских стран, при этом активно общаясь с местными жителями.
Хочу отметить, что так я увидел Белград и частично Сербию, посещая его зимой во время аномальных для этих мест морозов.
Другой человек увидит Сербию с абсолютно другой стороны. Составлять своё впечатление только на основании данной статьи не следует, здесь как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.